Что выше бакалавр или инженер
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Связанные вопросы
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Инженер-бакалавр должен быть не хуже инженера-специалиста
— Николай Константинович, считаете ли вы оправданным деление высшего инженерного образования на бакалавриат и магистратуру?
— Вопрос о переходе на бакалавриат и магистратуру нужно рассматривать комплексно, а не только с позиций тех, кто работает в инженерном образовании.
Что происходит сегодня? В вузах учатся едва ли не 100% выпускников средней школы. Неужели стране нужно столько специалистов с высшим образованием? Нет, не нужно. Особенно если учесть огромные затраты государства на высшую школу. При этом существует огромный спрос на общее высшее образование, и было бы странно запрещать получать его тем, кто способен учиться. Я считаю, что 4 года на получение общего высшего образования вполне достаточно. При этом задача вуза – сделать так, чтобы инженер-бакалавр был не хуже инженера-специалиста.
— А чем выпускник инженерного бакалавриата отличается от выпускника инженерной магистратуры?
— Выпускник бакалавриата, скорее всего, бывает не готов для руководящей или исследовательской работы, но вполне может начать карьеру, работая исполнителем на производстве. Он должен быть востребован на рынке труда, его подготовка должна соответствовать уровню развития технологий на современных производствах.
А вот человек, который захочет учиться дальше, попробовать себя в науке, пусть идет в магистратуру. При этом выпускник магистратуры вовсе не обязан устраиваться на работу в НИИ и профессионально заниматься исследованиями, но у него будет более широкий кругозор, нежели у бакалавра, иной стиль мышления, ярко выраженные способности к аналитике. Магистр – это будущий специалист высокой квалификации.
У бакалавра и магистра – разный стартовый уровень хотя бы потому, что последний учился на два года больше. Практически все магистры в течение двух лет не только учатся, но и работают по специальности – во всяком случае, на нашем факультете организация учебного процесса это позволяет. А среди бакалавров во время учебы работают единицы – у них просто не хватает времени, поскольку они заняты учебой по основной программе, многие готовятся к сдаче экзамена на диплом переводчика, кто-то даже параллельно получает второе высшее образование. Это нормально: я всегда говорю ребятам, что свой основной жизненный багаж они «зарабатывают» в бакалавриате.
У магистра больше шансов преуспеть в работе, он лучше приспособлен к жизни, но и для бакалавра, конечно, нет никаких ограничений – все зависит от конкретного человека.
— На каких должностях могут работать бакалавры-инженеры?
— На тех же, на каких раньше работали молодые специалисты-инженеры. Работодатели должны понимать, что бакалавриат – это законченное высшее образование, а бакалавр способен полноценно работать по профилю, будь то строительство, машиностроение, экономика и проч. Просто не хватает рекламы, разъяснений, кто такой бакалавр.
Сейчас мы сохранили пятилетнее обучение по двум специальностям («Экономика и управление на предприятии», «Автомобили и автомобильное хозяйство»), но со временем и здесь будет осуществлен переход на четырехлетнее образование.
— Что происходит с бакалаврами, окончившими ваш факультет? Все ли они хотят попасть в вашу магистратуру?
— Бакалавров мы выпускаем значительно больше, чем магистров. Из них половина идет в нашу магистратуру – успешно сдавшие вступительные экзамены и окончившие бакалавриат на «хорошо» и «отлично».
— Вы довольны студентами своей магистратуры? Действительно ли туда идут лучшие выпускники бакалавриата?
— В последнее время в студенческой среде – во всяком случае, в нашем университете – преобладают те, кто хочет учиться и кто поступил в вуз сознательно, а не потому, что мама с папой велели или за компанию с приятелем. Таких ребят, которые понимают, что будущее в их руках, я и хотел бы видеть в магистратуре. Сейчас для всех обязательны вступительные экзамены, так что возможность отбора есть.
— Выпускники бакалавриатов и специалитетов из других вузов к вам поступают?
— Да. К нам приходят из других технических университетов. Хотя пока нельзя сказать, что выпускников других вузов у нас в магистратуре достаточно – практика перехода в другой вуз после бакалавриата еще не прижилась, еще не все поняли, что есть такая возможность. Ограничений здесь нет, и это правильно: мы можем выбрать самых способных.
В идеале хотелось бы, чтобы 60-70% студентов магистратуры факультета составили наши выпускники, оставшиеся 30-40% могут быть выпускниками других вузов.
— Если в магистратуру приходят люди со стороны, они фактически занимают места выпускников вашего бакалавриата, не прошедших по конкурсу. Вам не жалко своих?
— Иногда, наверное, жалко, но что можно сделать, если пришел человек с более высоким уровнем подготовки? Правила для всех теперь одни – вступительные экзамены в магистратуру РУДН принимаются общеуниверситетской приемной комиссией, все работы письменные.
Своим студентам бакалавриата я всегда говорю: при выборе магистерской программы не замыкайтесь на внутривузовской подготовке, ходите на образовательные выставки, знакомьтесь с коллегами из других университетов, участвуйте в различных межвузовских конференциях. Ведь и студенты из других вузов не поступают к нам в магистратуру просто потому, что случайно проходили мимо. Это осознанный выбор людей – они собирали информацию о факультете, готовились к поступлению именно к нам.
— Сколько уже было выпусков магистров на инженерном факультете РУДН?
– Семнадцать. Наш факультет одним из первых в России открыл магистратуру. В конце 1980-х годов 80% нашего контингента составляли иностранцы, и особым решением государственной комиссии им присваивалась степень магистра наук.
— Менялось ли понимание магистерского образования на протяжении этого времени?
— Магистратуры образца 1991 года и 2009 года, конечно, отличаются: качество обучения и требования к специалисту возросли. За этот период мы на практике убедились в том, что для инженерного образования деление на бакалавриат и магистратуру абсолютно естественно, что при желании качество подготовки бакалавров может быть не хуже, чем качество подготовки специалистов. Исследовательская работа в магистратуре сегодня проводится на гораздо более высоком уровне, чем в начале 1990-х годов. У нас есть четкое представление о том, что такое магистерская диссертация, и значительная часть наших магистров, приложив определенные усилия, может довести свои работы до уровня кандидатской диссертации.
Чтобы давать современное инженерное образование на магистерском уровне, на факультете есть лаборатории с самым современным оборудованием. Мы значительно улучшили лабораторную базу благодаря участию РУДН в приоритетном национальном проекте «Образование».
— Исследовательская работа ведется только на факультете? Или же у вас есть связи с научными структурами?
— Многие НИИ, с которыми мы традиционно сотрудничали, к сожалению, в 1990-е годы фактически прекратили свое существование. Но с теми, кто выжили и успешно работают сегодня, мы сотрудничаем – например, с Институтом водных проблем РАН, с Центральным НИИ строительных конструкций и сооружений, с НИИ геологии и нефти и др. Мы используем их научную базу для подготовки магистров, их ведущие сотрудники участвуют в научном руководстве выпускными работами наших студентов.
Сегодня в магистратуре нашего факультета 9 направлений обучения, 27 магистерских программ. Пять магистерских программ являются авторскими – их разработали ведущие ученые с учетом самых современных достижений в своих областях.
Куда поступать: что лучше — специалист или бакалавр
Рассказываем, чем различаются бакалавр, специалист и магистр и в чём плюсы и минусы каждого из них
История профессионального образования в России
Уровни образования в России
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Что лучше — бакалавр или специалист
Как выбрать уровень обучения
Чем отличаются бакалавриат и специалитет, что выбрать и как это повлияет на трудоустройство и учёбу за рубежом, рассказывает эксперт.
руководитель направления по академическим партнёрствам школы «Фоксфорд»
История профессионального образования в России
Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.
В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.
Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.
Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.
Уровни образования в России
Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Что лучше — бакалавр или специалист
Какой диплом больше ценится при трудоустройстве
В России уровни подготовки магистра и специалиста признаются примерно равными.
В крупных компаниях и за границей степень магистра ценится больше. На западе бакалавриат и специалитет воспринимаются как одинаковый уровень. А вот уровень магистра считается более высоким уровнем знаний, компетенций и осознанности.
В то же время специалитет топового вуза, участника российских и международных рейтингов, ценится выше магистратуры вуза среднего уровня.
На каком уровне обучения можно продолжить учёбу в Европе
Как выбрать уровень обучения
После этого принимайте решение — куда поступать. А подготовку уже можно начинать вместе с нами!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?
Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.
Что такое бакалавриат?
Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.
Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.
Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.
Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.
Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.
Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.
1. Кто такой бакалавр? Чем он отличается от инженера? И почему нет в новых перечнях образовательных программ многих известных специальностей (например, ПГС, ТГВ и т.п.)?
В рамках некоторых направлений подготовки предусматривается наличие одного или нескольких профилей подготовки (раньше они назывались специализациями), а некоторые направления не имеют профилей (так называемый беспрофильный бакалавриат). Самое крупное направление подготовки для нашего вуза – «Строительство» – включает в себя 8 профилей, которые по своим наименованиям соответствуют «старым» специальностям, некогда входившим в него (АДА, ВиВ, ГС, ГСХ, ПГС, ПСМ, ТГВ и ЭУН). Аналогичная ситуация и со многими другими направлениям (см. перечень профилей).
После получения степени бакалавра возможно продолжение обучения в магистратуре (срок обучения 2 года), в том числе на бюджетных местах.
Для нашего вуза уровневая система подготовки не является чем-то новым: в ННГАСУ ведется подготовка бакалавров и магистров наряду с традиционными программами подготовки специалиста начиная с 1992 года.
Однако с повсеместным введением бакалавриата специалитет как таковой не исчезает совсем: в России остались некоторые «старые» специальности (с новыми, полностью переработанными учебными планами), некоторые специальности введены вновь – всего специальностей чуть более сотни. Специальности, реализуемые по новым стандартам, связаны с получением знаний и навыков в особо ответственных отраслях науки и техники, они характеризуются увеличенным сроком обучения (6 лет) и углубленным изучением определенных профильных дисциплин. В частности, в ННГАСУ для приёма 2013 года представлены 2 специальности:
— «Строительство уникальных зданий и сооружений» – с двумя специализациями: «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений» и «Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»;
— «Монументально-декоративное искусство» (квалификация: художник монументально-декоративного искусства (интерьер).
По окончании любого уровня высшего профессионального образования помимо квалификации (степени) «бакалавр», «специалист», «магистр» будет присваиваться специальное звание – соответственно «бакалавр-инженер», «инженер», «магистр-инженер».