Что выше аспирантура или ординатура
После школы: ступени высшего образования в России
Система высшего образования в России многоступенчата. Какие есть уровни и формы вузовского образования, чем отличается специалитет и бакалавриат, зачем учиться в магистратуре и через сколько лет можно получить ученую степень?
Система образования в России, согласно закону №273 «Об образовании в РФ», включает дошкольное, общее (школьное) и профессиональное, а также дополнительное образование.
Основное школьное образование — обязательно. Дальше возможны варианты. Школьник может сдать в 9 классе основной государственный экзамен (ОГЭ) и получить среднее профессиональное образование (СПО) в колледже или техникуме, а затем пойти работать или учиться в вуз.
Второй вариант — закончить 11 классов, сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ). После этого можно получить СПО или поступить в вуз, где также встанет выбор о форме обучения.
ЕГЭ действует четыре года, начиная со следующего года со сдачи экзамена. То есть результаты ЕГЭ, сданного в 2021 году, будут действовать при поступлении в 2021, 2022, 2023, 2024 и 2025 годах. Поэтому, если выпускник не хочет поступать сразу или уже после поступления захотел в другой вуз, он сможет поступить в течении этого времени по результатам одного ЕГЭ.
Если поступать в университет после истечения четырех лет, придется сдавать ЕГЭ заново. Это можно сделать во время досрочного периода и в резервные дни основного периода сдачи ЕГЭ.
Высшее образование
После школы или колледжа, техникума можно поступить в высшее учебное заведение. При этом нужно выбрать: поступать на бакалавриат или специалитет. Также абитуриент выбирает форму обучения — очную или заочную. Каждый россиянин имеет право на один раз получить бесплатное высшее образование, если поступил на бюджет.
Специалитет
Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.
По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Бакалавриат
Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.
По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.
Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или продолжить образование в аспирантуре.
Очное, заочное и дистанционное
Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.
Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное обучение, например, в медицинских вузах его нет.
Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни, сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.
Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками. Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок обучения как на заочной форме.
Дистанционное обучение во многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом вузе страны или за рубежом.
Последипломное образование
Некоторые специальности, например, врача, предполагают кроме специалитета или магистратуры, еще и постдипломное образование, для более полного уровня знаний и навыков. В медицинских вузах — это интернатура и ординатура, в области искусств — ассистентуры-стажировки, в науке и педагогике — аспирантура или адъюнктура в высших военных учебных заведениях.
Интернатура
Это форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов, по итогам которого они могут начать работать. Год они проходят практику в медучреждении.
Ординатура
Это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года.
Это сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях. Ординатор сдает трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
Ассистентура-стажировка
По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в области искусств. Срок обучения не превышает двух лет.
Выпускная работа в зависимости от специализации — выступление, концерт, показ, выставка, фильм и т.д. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом об окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Аспирантура
Это форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспирантура бывает очная и заочная.
Учиться в аспирантуре можно бесплатно, если есть места в конкретном вузе и хорошо сданы экзамены.
Аспиранты обязательно выбирают научное направление и тему исследования для своей диссертации. Необязательно поступать в аспирантуру на свою специальность. Поступить можно на любую специальность, кроме медицинской.
Обучение на очной форме длится не менее трех лет, на заочной – не менее четырех. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»).
По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.
Как сообщается сообщается на сайте «Главный государственный экспертный центр оценки образования», получить степень кандидата наук можно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого специалист и магистрант может быть переведен на научные должности и в течение трех лет подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.
Докторантура
Обучение сроком до трех лет и подготовка докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Дает возможность получать стипендию, пользоваться оборудованием учебного заведения.
Также докторскую степень можно получить без прохождения обучения при работе на научной должности и подготовки докторской диссертации в течение дву лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.
Зачем поступать в аспирантуру российских и зарубежных вузов
В аспирантуре готовят исследователей и преподавателей. Это кузница научных кадров, но с ее эффективностью есть проблемы. В 2017 году на выходе из аспирантуры диссертацию защитили только 13% учащихся, в 2018 году — 12%. Многие выпускники оказались потеряны для науки: кто-то завершил курс, но не защитил диссертацию, а кто-то бросил учебу и отчислился.
Аспиранты уходят по нескольким причинам:
Слабая денежная поддержка, поэтому приходится работать.
Не подходит аспирантура полного дня с высокой образовательной нагрузкой. Ее трудно совмещать с работой.
Некачественное научное руководство: формальный подход, равнодушие.
Недостаточная мотивация к учебе или академической карьере.
Многие учащиеся видят третью ступень высшего образования только как ускоритель карьеры. Другие попадают в аспирантуру случайно. У таких студентов нет глубокой мотивации, но исследователи показали, что даже с поверхностной мотивацией можно и нужно работать. Они провели интервью с аспирантами и научными руководителями, опросили более 1 тыс. учащихся шести российских вузов Москвы и регионов, чтобы разобраться в мотивации аспирантов.
Внутренняя мотивация
Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.
Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.
Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.
Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.
Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.
Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.
Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация помогает аспирантам достигать личных целей, если они не интересуются наукой или преподаванием. По неакадемическим мотивам в аспирантуру поступают реже. Например, только 38% опрошенных считают, что обучение поможет построить карьеру вне академии, а 23% захотели остаться в университетской среде.
Определенные выгоды. Одна из причин, по которой 29% мужчин поступили в аспирантуру — отсрочка от армии. Из-за места в общежитии поступили 7% опрошенных. Люди идут в аспирантуру, чтобы получить ученую степень и работу с хорошей зарплатой. При этом многие делают особую ставку на бренд вуза. Другим ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения.
Престиж, карьера, эмиграция. Получить ученую степень, потому что это престижно хотели 78% опрошенных. Об этом говорили и опрошенные преподаватели. Аспиранты получают компетенции, которые помогают строить карьеру и конкурировать на рынке труда. При этом аспирантура упрощает переезд в другой город или другую страну.
Доделать проект и подвести итоги. Завершая работу над диссертацией, аспиранты подводят итоги своего профессионального развития.
Как аспирантура помогает в карьере
Споры о необходимости высшего образования и ученой степени идут до сих пор, считают сотрудники Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ — Евгений Терентьев и Сауле Бекова.
Чтобы понять, как аспирантура помогает в карьере, оценивают экономическую премию. Это разница в зарплате сотрудника с ученой степенью и его сверстниками без степени. Результаты подобных исследований сильно отличаются.
Другие исследования показывают выгоду от степени. В конце нулевых американские работники с ученой степенью зарабатывали минимум на 20% больше, чем обладатели степени магистра. Согласно исследованиям в Германии, обладатели ученой степени получают больше по сравнению с магистрами на 11-29% в зависимости от направления подготовки. При этом ученую степень выгоднее получать людям, которые работают вне академической сферы. В России нет подобных исследований. Но по данным НИУ ВШЭ и Швейцарской школы бизнеса, банки работают эффективнее, если ими руководят люди со степенью.
Получившие степень отмечают, что в аспирантуре приобрели важные навыки для работы. При этом дети родителей с ученой степенью более успешны в изучении математики.
Зачем поступать в аспирантуру зарубежных вузов
Чтобы стать кандидатом или доктором наук в зарубежном вузе, нужно получить PhD-степень (Doctor of Philosophy). PhD — это длительное независимое исследование конкретной темы. Студент детально изучает тему, пишет и защищает докторскую диссертацию. Но в отличие от российской аспирантуры, PhD-программы зарубежных университетов готовят не только академических работников, но и квалифицированных специалистов для инновационного и высокотехнологичного сектора экономики, сферы R&D.
Специалисты часто получают PhD-степень ведущих зарубежного университета для развития академической карьеры. Таких специалистов приглашают преподавать и работать в лучшие мировые вузы. Согласно ряду исследований, существует «зарплатная премия» за степень PhD: работники со степенью зарабатывают больше, чем люди без нее. Но есть и негативные факторы. Чем позже специалист выходит на рынок труда, тем больше опыта и карьерных возможностей теряет.
На зарубежные PhD-программы поступают, если планируют переехать в другую страну. Но степень PhD пригодится и в России. Ведущие университеты страны предлагают более выгодные контракты для сотрудников с ученой степенью зарубежных университетов.
В чём разница между аспирантурой и ординатурой?
Студенты, завершающие обучение по программам высшего медицинского образования в вузах, всегда сталкиваются со сложным выбором. Чтобы получать достойную оплату труда, иметь интересную и востребованную специализацию, необходимо пройти какую-либо дополнительную программу.
Для этого студентам предлагают два основных пути: ординатура и аспирантура.
Что дает обучение в аспирантуре или ординатуре
Вряд ли найдётся клиника (будь то частная или государственная), которая позволит вчерашнему студенту принимать важные решения, ставить диагнозы и назначать лечение.
Именно поэтому аспирантура и ординатура могут считаться обязательными этапами становления врача и частью высшего образования. Их прохождение даёт возможность вести самостоятельную практику, принимать сложные решения и добиться высоких позиций в медицине.
Подробно об интернах
Ординаторов нередко путают с интернами. Это предсказуемо, ведь несмотря на то, что это два разных понятия, разница между ними невелика.
Цель ординатуры и интернатуры одна — дать молодым специалистам набор актуальных знаний, навыков и первоначальный опыт в том объёме, который позволит вести практику самостоятельно. Однако способы для этого выбираются разные.
Различаются и сроки прохождения программ. Интерн получает необходимый сертификат за 1 год. Ординатура же длится 2 года.
Что такое аспирантура
Мы поговорили о программах последипломного образования, ориентированных на получение практических навыков работы. Аспирантура же готовит научных сотрудников. При этом наличие медицинского образования здесь не является обязательным требованием для поступления. Необходимо желание связать свою научную деятельность с данной сферой.
Программы аспирантуры длятся 4 года, в ходе которых слушатель прорабатывает интересную ему тему, получает необходимые теоретические знания, ведет занятия у других студентов и готовит кандидатскую диссертацию к защите при помощи научного руководителя. Подготовка этой работы и является главной целью обучения. Если она будет успешно защищена перед диссертационным советом, аспирант становится кандидатом медицинских наук.
Различия в подготовке
Сравнивая ординаторов (а также интернов) с аспирантами можно выделить несколько важных различий.
В заключении
Интернатура, ординатура и аспирантура в медицине — первый шаг на карьерном пути врача, который хочет добиться высот в своём деле. Важно сделать его под руководством опытных практиков, профессиональных преподавателей и на базе кафедры с актуальными программами обучения. Сделайте правильный выбор!
Аспирантура ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: вопросы и ответы
Возраст не тот. Не справлюсь. Нет времени… Будущих аспирантов волнует огромное количество вопросов. Надеемся, что многие ответы вы найдете в этом материале и утвердитесь в своем желании поступить в аспирантуру. На вопросы об аспирантуре отвечает Светлана Юрьевна Астанина, к.п.н., руководитель Методического симуляционно-аккредитационного центра Института повышения квалификации и аккредитации ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.
Существуют ли возрастные ограничения для поступления в аспирантуру?
Нет, нормативные документы это не регламентируют. Возрастные ограничения для поступающих в аспирантуру отсутствуют в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». В аспирантуру человек поступает тогда, когда он работает над актуальной проблемой исследования. У него есть потребность в проведении исследования и желание учиться. По закону «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура сейчас относится к третьему уровню высшего образования, и если человек никогда в аспирантуре не учился, он может использовать эту возможность.
Чем отличается аспирантура от соискательства?
Аспирантура – это системное обучение, основанное на освоении образовательной программы. По окончании аспирантуры выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь». Диплом выдается после освоения программы аспирантуры и успешной государственной итоговой аттестации (ГИА). А вот соискательство не подразумевает освоения образовательной программы. Оно предназначено для организации научно-исследовательской работы по определенной проблеме. По окончании соискательства защищается диссертационная работа, но диплом, подтверждающий присвоение квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не выдается.
Какие преимущества есть у аспирантуры, а какие – у соискательства? Можно сказать однозначно, что лучше один или другой вариант?
Преимущества есть и в том, и другом случае. Аспирантура – это еще один уровень высшего образования и еще один диплом, подтверждающий квалификацию. Это позволяет специалисту организовывать научную деятельность, проводить исследования, преподавать в вузах, учреждениях ДПО. Такое право есть у аспиранта, даже если он не защитил диссертацию. Соискательство позволяет заниматься только исследованиями по конкретной научной проблеме, не отвлекаясь на освоение образовательной программы.
Многие воспринимают аспирантуру как следующую ступень ординатуры. Это правильно?
Нет. Аспирантура и ординатура находятся на одном уровне высшего образования, но задачи у них разные. Задача ординатуры – подготовка врача к практической деятельности по определенной медицинской специальности. Задача аспирантуры – подготовка специалиста к научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности.
Можно ли стать кандидатом медицинских наук в более короткие сроки?
Если человек поступил в аспирантуру и работа у него уже сделана, то научный руководитель подает заявление о формировании индивидуального учебного плана, реализуемого в форме ускоренного обучения. В этом случае аспирант может окончить аспирантуру гораздо раньше и подать свою работу в диссертационный совет. Тем не менее для получения степени кандидата наук требуется диплом, полученный по окончании аспирантуры.
Во время пандемии по тем или иным причинам образовательный процесс может «подтормаживать». Здесь тоже возможны коррективы. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) определено, что срок обучения в очной аспирантуре три года – это 180 зачетных единиц, из них 60 единиц – каждый год. Но в том же стандарте оговаривается, что по ряду причин, по состоянию здоровья, в связи с какими-либо ограничениями, при форс-мажорных обстоятельствах количество зачетных единиц в год может быть увеличено до 75, но не более. Освоение программы при таком увеличении ее трудоемкости возможно только при составлении индивидуального учебного плана.
Зачастую провал экзамена кандидатского минимума служит причиной прекращения обучения в аспирантуре. Не сдал – нужно уходить?
Ни в коем случае. При получении неудовлетворительной оценки на экзамене на промежуточной аттестации, аспирант вправе его пересдать. Преподаватели должны обеспечить эту возможность и подвести к успешной сдаче экзамена. Преподаватель тоже несет ответственность за успешную сдачу экзаменов. Существуют самые разные формы подготовки – не только лекции, но и индивидуальные занятия, консультации. Преподаватель должен увидеть, в чем проблема, почему аспирант плохо усваивает тот или иной предмет кандидатского минимума и исправить ситуацию. Неуспешность промежуточной аттестации – это не только большая проблема аспирантов, но и преподавателей. Чтобы на промежуточной аттестации не было неожиданностей, преподаватель должен вести регулярный текущий контроль успеваемости. Это позволяет отслеживать динамику за полгода. Хотя промежуточная аттестация должна проходить по окончании освоения той или иной учебной дисциплины
Какие веские причины для отчисления аспиранта из аспирантуры?
Веской причиной является только одна – регулярная неуспеваемость, которая не позволяет осваивать программу. При этом хочу подчеркнуть, у аспиранта есть право пересдачи, сроки промежуточной аттестации должны переноситься на время, удобное как для преподавателя, так и для обучающегося. Но если при назначении времени и создании условий для пересдачи сохраняется задолженность аспиранта, то его предупреждают о регулярной неуспеваемости, которая дает основание ставить вопрос об отчислении.
Где лучше учиться в аспирантуре – в медицинском университете или научно-исследовательском центре?
Федеральный государственный образовательный стандарт, например по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, устанавливает единые стандартные требования для всех образовательных и научных организаций, которые имеют право обучать в аспирантуре. Стандартизация заключается в том, что определяются единые требования к результату подготовки выпускников, т.е. какими компетенциями должен обладать выпускник аспирантуры, для всех научно-исследовательских, медицинских и образовательных организаций. В свою очередь эти требования определяют, во-первых, требования к структуре программы, к объему учебных часов в виде зачетных единиц на каждый год, распределенных на базовую и вариативную часть, на практику и научные исследования. Во-вторых, стандартизируются условия реализации программ (требования к материально-технической базе, электронной информационно-образовательной среде, к уровню подготовки профессорско-преподавательского состава и т.п.).
Что такое электронная информационно-образовательная среда?
Помимо сайта, в каждой организации должна быть разработана электронная информационно-образовательная среда, доступ в которую имеет каждый аспирант и преподаватель. Аспирант должен иметь возможность входить в свой личный кабинет в любое время, из любой географической точки, иметь доступ к учебному плану, рабочим программам, календарному графику, иметь возможность общаться с преподавателем, обращаться к нему по тем или иным вопросам. В личном кабинете собирается портфолио аспиранта – его достижения, оценки, участие в конференциях, результаты выполнения работ, рецензии преподавателей. Введение в образовательный процесс электронной информационно-образовательной среды началось в 2014 году. Государство в лице Рособрнадзора контролирует эту работу, и каждые 6 лет специальная комиссия проверяет готовность организации к выполнению этих требований, регламентированных федеральным государственным образовательным стандартом. Конечно, это затратно для образовательной организации, но это все окупается качеством подготовки аспирантов.
Может ли соискатель, к примеру работающий анестезиологом-реаниматологом, защитить диссертацию по кардиологии?
Да, может. Самое главное, что у него есть специальность «Лечебное дело». Да и тема диссертации может быть по двум специальностям, это зависит от объекта и предмета исследования. Такое возможно, особенно если они охватывают междисциплинарное направление.
Можно ли быть соискателем и проводить научную работу в одной организации, а защищаться в диссертационном совете другой организации, не будучи там соискателем?
Да, можно. Соискательство преимущественно определяет базу для исследования. Соискателю нужны база и научный руководитель. А вот диссертационные советы по всем специальностям есть далеко не в каждой организации. Поэтому это нормально, если работа выполнена в одной организации, а подается в диссовет другой организации. Также соискатель или аспирант могут начать научную работу в одном учреждении, а потом с результатами научного исследования, набранным материалом перейти в другое учреждение и уже там финализировать ее. Здесь только важно, чтобы при переходе в другую организацию проблема исследования не противоречила предмету и объекту исследования.
Будущих аспирантов пугает перспектива того, что все надо будет делать одновременно – писать дизайн исследования, утверждать тему, осваивать дисциплины по специальности, писать обзоры. Так ли на самом деле все страшно?
На самом деле все происходит не так. Календарный учебный график составлен так, что начало у аспиранта не совпадает с началом изучения дисциплин. Первые 2 месяца он находится в стадии подготовки к работе – план, обзор литературы, готовится к защите темы. И никакие дисциплины в этот момент не изучаются. Они отодвинуты на февраль – апрель. Аспиранты с первого дня знакомятся с руководителем, с базой, получают задачу провести обзор литературы по проблеме исследования, и это важно, чтобы они смогли подойти к утверждению темы (по нормативам она должна быть утверждена в первые три месяца). И это правильно. Не так уж много времени у аспиранта – 3 года, и важно, чтобы аспирант знал тему своего исследования, а она рождается из знания проблемы.
Для соискателей никакой программы нет. Есть руководитель, определяется тема. Как правило, соискатели приходят уже с определенным заделом. Им требуется завершение исследования и оформление диссертации. Их в этом направляет руководитель, готовя к сдаче кандидатского минимума. В образовательной организации всегда в расписании есть время и период сдачи кандидатских экзаменов для соискателей, проводятся консультации. Если соискатель хочет посещать дополнительно занятия, например по истории и философии науки, он может написать заявление об этом, и эта возможность ему будет предоставлена.
Если аспирант закончил обучение, получил диплом, но не смог защитить диссертацию?
Обычно считают, что результат обучения в аспирантуре – диссертация. А на самом деле – результатом является успешное освоение программы и успешная аттестация. Аспирант может получить диплом, получить квалификацию «Исследователь. Преподаватель – исследователь», а диссертацию защитить позднее. Лимит времени по подаче работы в диссертационный совет определяется только актуальностью самой работы. Однако при любой защите есть требования к диссертационной работе – наличие определенного количества статей в журналах ВАК, научные и учебные работы, апробации. Результаты экзаменов кандидатского минимума срока давности не имеют.
Подготовлено по материалам интернет-трансляции.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ АСПИРАНТУРЕ ФГБУ «НМИЦ ТПМ» МИНЗДРАВА РОССИИ
База подготовки ординаторов и аспирантов – собственная клиника и консультативно-диагностическое отделение, научные подразделения Центра. Клиническая база (три кардиологических (включая операционные), терапевтическое и неврологическое отделения) оснащена современным оборудованием, позволяющим оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам, в том числе высокотехнологичную.
Обучение осуществляется по следующим направлениям
31.06.01 Клиническая медицина (профиль: кардиология; внутренние болезни)
32.06.01 Медико-профилактическое дело (профиль: общественное здоровье и здравоохранение)