Что выпускали на мотозаводе г ижевска в 1948 году
ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ МОТОЦИКЛОВ ИЖ И СУДЬБА ИЖЕВСКОГО МОТОЗАВОДА
Мотоциклы Иж берут начало своей истории в
далёких 30х годах прошлого века. В 19281929
годах были разработаны чертежи и опытные
образцы первых моделей мотоциклов: Иж1,
Иж2, Иж3, Иж4 и Иж5.
Первые модели мотоциклов
Иж
Данные модели производились в специальном
цеху ижевского оружейного завода. Всего за
несколько месяцев до начала Всесоюзного мотопробега, инженерам и конструкторам
удалось разработать целых пять моделей мотоциклов для участия в этом мотопробеге.
В отличие от различных моделей того времени, конструкция и устройство первых
мотоциклов иж были достаточно оригинальны и инновационны. Трёхступенчатая коробка
передач, преимущественно Vобразные двигатели с рабочими объёмами 500, 750 и 1200
кубических сантиметров, тяга на ведущее колесо передавалась по средству коленчатого
вала, за исключением модели Иж3, тяга на котором передавалась цепью. Крепкая
штампованная рама, нижняя часть которой служила защитным корпусом для глушителя (эта
черта присуща всем моделям первых прототипов мотоциклов ижевского завода), передняя
вилка сочетала в себе конструкции параллелограмной и рычажной одновременно.
Все пять мотоциклов учавствовали во 2м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в период
с сентября по октябрь в 1929 году. Удивителен тот факт, что в своём первом пробеге
мотоциклы иж без труда преодолели планку в 3000 километров.
Однако продолжение данная история получила не сразу, так как после окончания
мотопробега, ижевский завод получил очень крупный заказ. Это привело к тому, что
главный инженер П.В. Можаров, разработавший чертежи и общую конструкцию для всех
пяти первых моделей мотоциклов иж перебрался в Ленинград. Там он начал вести
разработку нового мотоцикла, получившего название Л300. Новую разработку он
основывал на чертежах немецкой компании, которые он привёз из Германии, после
прохождения практики за рубежом.
Начало серийного производства мотоциклов Иж
Ключевым моментом в истории мотоциклов ижевского завода стало решение экспертов из
Президиума ВСНХ СССР о том, что крупный отечественный мотоциклетный завод следует
построить именно в Ижевске. В городе для этого были все необходимые мощности и
специалисты, имеющие высокую квалификацию.
Спустя некоторое время, на основе оружейной фабрики на улице Базарной началось
создание Опытного мотоциклетного завода. К началу мая 1933 года, на построенном заводе
было произведено 4 мотоцикла НАТИА750, разработанный всё тем же Можаровым. В то
же время велась работа над продолжением линейки мотоциклов иж, первым шагом к
которому сталмотоцикл Иж7, основанный на документах и чертежах, привезённых из
Ленинграда. Это были практически копии модели Л300, с 2х тактным 1о цилиндровым
двигателем, трёхступенчатой коробкой передач, цепной передачей и уже привычная
штампованная рама. В конечном итоге Иж7 оказался одной из самых удачных моделей
разработанных за период старта завода и был избран флагманом, предназначенным для
серийного производства. В 1934 году, мотоциклетный завод набрал обороты и выпустил уже
111 мотоциклов.
Четыре года подряд, вплоть до 1938 года, мотоцикл Иж7 был фаворитом. Однако на смену
пришла новая модель в лице Иж8. Улучшили систему зажигания и устройство
электропроводки, улучшили также и технические характеристики 300 кубового двигателя, за
счёт чего выросла его мощность до 8и л.с. Через два года, в 1940м году началось
производство модели Иж9, мощность двигателя которого составляла уже 9 л.с. В том же
году из Ленинграда пришли документы и чертежи мотоцикла Л8, который оснащался уже
4х тактным двигателем с рабочим объемом в 348 кубиков и мощностью в 13, 5 лошадиных
сил. Мотоциклы иж получили новое дыхание и для разработки новой модели решили
использовать ходовую от модели Иж9. Получившийся в результате мотоцикл получил
название Иж12, производство которого должно было начаться летом в 1941 году. Однако
развернувшаяся война остановила дальнейшее развитие мотоциклетной промышленности.
Послевоенный период в истории мотоциклов Иж
История АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
Мотоциклетный завод
11 июня 1930 года Президиумом Высшего Совета Народного хозяйства СССР принято решение создать в Ижевске первый в стране завод по выпуску отечественных серийных мотоциклов. Он стал частью важного государственного плана индустриализации страны. Выбор Ижевска для строительства мотоцилетного завода не случаен. Здесь под руководством талантливого конструктора Петра Можарова были разработаны и изготовлены первые опытные модели мотоциклов «Иж». Именно по его инициативе создан первый в стране мотозавод.
П.В. Можаров Памятник П.В. Можарову
1 мая 1933 года в бывшей оружейной мастерской Березина на ул. Базарной заработали первые станки мотозавода, дав начало славной истории большого предприятия. 2 сентября Народный комиссариат финансов произвел его государственную регистрацию.
Электронные копии архивных документов о государственной регистрации предприятия
Возглавил Ижевский мотозавод Иван Чекмарёв. Под его руководством мотозавод быстро набирает обороты, осваивая серийное производство мотоциклов Иж-7. В 1938 году была освоена модель мотоцикла «Иж-8», через год — «Иж-9», еще через год — запущена отладочная партия мотоцикла «Иж-12». Всего за 8 предвоенных лет было выпущено 17 тысяч мотоциклов.
Мотоцикл «Иж-9» Мотоцикл «Иж-8»
Мотоциклы «Иж-7» на заводском дворе
Знаменательным событием стал первый в истории женский мотопробег, который стартовал 24 июля 1936 года по маршруту Ижевск-Казань-Владимир-Ногинск-Москва. Это уникальное мероприятие преследовало несколько важнейших целей: испытать конструкцию и удобство вождения мотоциклов «Иж-7» по любым дорогам страны; рапортовать правительству о первых результатах серийного выпуска мотоциклов в Ижевске; показать, что женщины способны наравне с мужчинами на отвагу, мужество и выносливость.
Участницы первого женского мотопробега
Жены руководителей и ИТР завода, прошедшие специальную подготовку, успешно преодолели на мотоциклах «Иж-7» 1675 км по бездорожью. Участниц мотопробега принимали нарком Серго Орджоникидзе, Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский.
М. Н. Тухачевский и участники мотопробега
Нарком Серго Орджоникидзе Руководители завода и ИТР с мотоциклами
осматривает ижевские мотоциклы
В 1941 году с началом великой Отечественной войны производство мотоциклов передано в г. Ирбит Свердловской области.
Завод № 524 в годы Великой Отечественной войны
Солдат с мотоциклом «Иж»
Уже в августе на заводе был открыт специальный цех площадью около 1000 кв. м. В нем изготавливали детали для гвардейских реактивных миномётов, получивших в народе название «Катюша». Производство было строго засекречено. Реактивными минометами «Катюша» во время войны оснащался флот, легкие танки, артиллерийские гусеничные тягачи и автомобили.
Гвардейский реактивный миномёт «Катюша»
23 ноября 1941 года вышло постановление Государственного Комитета обороны № 952сс «Об организации производства пулеметов „Максим“ в городе Ижевске». 15 декабря Нарком вооружения СССР подписал приказ о передаче завода в Наркомат вооружения и присвоении ему номера 524.
Освоение нового изделия началось в трудных условиях. Не было достаточных площадей и необходимого оборудования. Остро стоял кадровый вопрос. А главное — отсутствовала техническая документация на пулемёт, без которой невозможно начать освоение нового изделия и даже его образца. Документация оказалась в Златоусте, куда был эвакуирован Тульский завод, выпускавший пулемёты. Решили отправить в Златоуст автомашину, для чего соорудили специальный крытый фургон, участников «экспедиции» вооружили лопатами, лыжами (зима была снежная) и провиантом. Но машина едва добралась до Сарапула, дальше оказалось невозможно проехать снежных заносов. Надо отдать должное специалистам завода. Они не сидели сложа руки в ожидании, когда придёт документация. Было предложено взять учебный пулемёт в ОСОАВИАХИМе и, разобрав его, с натуры делать эскизы деталей, чертежи, готовить конструкторскую документацию. Так и поступили. Работали, забывая о сне и отдыхе. Работали творчески — искали и находили технические решения таких вопросов, как сокращение цикла производства, повышение надежности пулемёта в бою, возможность замены некоторых материалов, чтобы уменьшить зависимость от поставок. «Первенец» делался руками высококвалифицированных рабочих цеха. Невиданно короткий срок — всего три месяца с момента получения задания — потребовался мотозаводцам для освоения и отладки нового производства.
«Максим» — занятия по сборке пулемёта Конвейер сборки пулемёта
В марте 1942 г. к отправке на фронт была готова первая партия пулемётов, 120 штук. В апреле 1942 г. было выпущено 700 пулемётов, в мае — 1500. Производство было поставлено на поток. Всего 81900 пулемётов «Максим» получила сражающаяся Красная Армия от мотозаводцев — больше половины всех изготовленных в СССР. Они прошли всю войну в первых рядах пехоты и безотказно служили делу Победы.
Пулемёт «Максим» в бою
Инструментальный цех мотозавода в годы войны
В 1945 году мотозаводцы начали собирать охотничьи ружья. Весной следующего года успешно выполнили заказ на 700 ружей для «арктических предприятий Главсевморпути». В 1946 году завод приступил к серийному выпуску двуствольных бескурковых охотничьих ружей отечественной разработки марки «Иж М». Главный конструктор был командирован в Германию, где в течение года изучал опыт западных оружейников. На заводе «Зауэр» под его руководством были восстановлены чертежи на ряд моделей охотничьих ружей. Усовершенствовав и доработав их, мотозаводцы стали выпускать ружья моделей «Иж » и «Иж ».
Для подготовки квалифицированных кадров: сборщиков, граверов, ствольщиков, ложейников — в сентябре 1946 года на заводе была создана школа оружейного мастерства. Через год обучение закончили первые 80 человек.
В 1947 году завод изготовил 28650 охотничьих ружей разных марок.
В то же время был получен еще один заказ — изготовить электроспуск для скорострельной пушки, которую выпускал машзавод. Несмотря на сжатые сроки, задание было выполнено.
В 1949 году Ижевский мотозавод перепрофилирован на производство наукоемкой приборной техники. Изготавливал приборы управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО). За 20 лет выпущено 4000 единиц.
Освоено производство приборов для самоходных танковых установок «Астра», «Шилка», «Ваза».
В 1955 году на Ижевском мотозаводе изготовлена аппаратура для первого в Удмуртии телецентра.
В конце годов на Ижевском мотозаводе начались работы по освоению технологий в интересах космонавтики. Был организован выпуск электромоделирующей станции «Электрон», с помощью которой стал возможен успешный полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года. «Электрон» использовался для расчетов параметров космических полетов и проведения сложных исследований при разработке техники. Всего было изготовлено 200 таких станций, установленных во всех научных центрах и конструкторских бюро страны, на полигонах и космодромах.
В 1961 году «За успешное выполнение заданий Правительства по созданию специальной техники» завод награжден орденом Ленина.
Грамота о награждении завода орденом Ленина
Предприятие обеспечивало аппаратурой самые мощные атомные подводные лодки стратегического назначения проектов 941 и 667.
Организовано производство переносного одноканального электрокардиографа «Салют», разработки КБ «Салют» г. Москва. Одну из последующих собственных моделей завода — электрокардиограф М — врач и путешественник Юрий Сенкевич брал с собой в экспедицию под руководством Тура Хейердала и дал ему высокую оценку.
В завод выпускал бытовые кассетные магнитофоны.
Электрокардиограф ЭК1Т-03 М
«Аксион» — участник реализации важнейших государственных космических программ: «Восток», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Фобос», «Союз-Апполон», «Буран-Энергия», МКС и других. За несколько десятилетий работы в интересах космоса предприятие охватило практически все звенья цепи технических средств, задействованных при выводе космического аппарата на орбиту: бортовую аппаратуру ракет-носителей, аппаратуру наземной инфраструктуры, телеметрическую аппаратуру, командно-измерительную систему и аппаратуру приема и обработки данных.
История предприятия 1990 — по настоящее время
Важным этапом с начала годов стала организация производства наземной аппаратуры управления ракетными комплексами «Тополь». Это открыло новую, современную страницу в истории «Аксиона».
Сегодня продолжает успешно развивать различные направления высокотехнологичного наукоемкого производства продукции в интересах страны. Осуществляется выпуск изделий специальной техники для всех видов и родов войск Вооруженных Сил России, а также востребованная и конкурентоспособная продукция гражданского назначения: медицинская и бытовая техника, энергосберегающее оборудование, лифты, прицелы и многое другое.
В 2008 году предприятие награждено грамотой начальника Главного штаба ВМФ адмирала за достигнутые успехи в создании телекоммуникационных и автоматизированных систем управления флота, обеспечивших успешное выполнение задач, поставленных Верховным Главнокомандующим Российской Федерации. Предприятию вручена Благодарность Президента Российской Федерации «За большой вклад в создание и производство специальной техники».
Памятник Гагарину и Галерея Почета Памятник «Встреча под часами»
Ижевск – родина отечественного мотоциклостроения
Вопрос об организации отечественного мотоциклостроения был поднят в Советском союзе в середине 1920-х годов. За право принять у себя первый в СССР мотоциклетный завод долго и упорно боролись несколько городов страны. Победа досталась столице Удмуртии.
Ижевск – родина отечественного мотоциклостроения
В 1927 году в Германию был направлен инженер Ижевского оружейного завода Петр Можаров для детального ознакомления с опытом немецких заводов по производству мотоциклов. Уже в следующем году Пётр Владимирович вместе со своими единомышленниками, энтузиастами мотоциклетного дела разработал проекты производства мотоциклов на базе Ижевских заводов.
Мотоцикл Иж-1 Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
В декабре 1928 года под руководством Петра Можарова был изготовлен первый мотоцикл модели Иж-1. Затем были спроектированы и построены еще четыре опытных мотоцикла – Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5.
Без участия Петра Можарова, возможно, мотоциклы бы в Ижевске появились гораздо позже, либо не появились бы вообще. История такова, что когда в 1927 году на завод пришло распоряжение об организации выпуска ширпотреба, в качестве гражданской продукции предлагались велосипеды. Петр Владимирович же вышел с инициативой о том, чтобы организовывать производство мотоциклов. Завод эту идею поддержал. Потому что у него к тому времени уже были единомышленники
Руководители ИТР завода с первыми мотоциклами Иж. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
В июле 1929 года Ижевск был утвержден в качестве площадки для строительства завода. Преимущества города для развертывания крупного мотоциклетного завода были очевидны: мощная металлургия, крупная индустриальная база, талантливые инженеры и конструкторы, высококвалифицированная рабочая сила. Местом строительства выбрана усадьба № 33 по Коммунальной улице (сегодня – улица М. Горького). Параллельно в мастерских, организованных на базе Государственной фабрики охотничьих ружей, велась разработка опытных партий мотоциклов конструкции Научного автотракторного института (НАТИ).
17 сентября 1929 года из ворот завода торжественно выехала первая опытная партия мотоциклов «Иж». Горожанам их представил сам Можаров. Именно эту дату с тех пор принято считать Днем рождения отечественных мотоциклов.
Выезд мотопробега, 1929 год. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
По окончании презентации четыре мотоцикла «Иж-1» уже участвовали в 25-дневном испытательном мотопробеге по маршруту Москва – Ленинград – Харьков – Москва. Они проехали 4 000 км, останавливались в городах и селах.
Мотоцикл «Иж-1» весом в 300 кг для своего времени был очень даже неплох, и восхищал многих своими характеристиками. Так, например, японский атташе отправил на родину сообщение, что «в СССР создали грозный военный мотоцикл».
Мотоциклы конструкции П. В. Можарова. Иж-4. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
Технической же комиссии больше приглянулся легкий 200-кубовый Иж-4, набравший в пробеге меньше всего штрафных очков. Именно этот мотоцикл рекомендовали к скорейшему освоению в массовое производство.
1 мая 1933 года областная газета «Ижевская правда» сообщила своим читателям о пуске в канун первомайских праздников механического цеха «первого в СССР мотозавода». В июле предприятие вошло в систему Наркомата тяжелой промышленности СССР, получив статус завода всесоюзного значения.
Возглавил Ижевский мотозавод Иван Чекмарёв. Под его руководством предприятие быстро набирает обороты, осваивая серийное производство мотоциклов Иж-7. В 1938 году была освоена модель мотоцикла «Иж-8», через год — «Иж-9», еще через год — запущена отладочная партия мотоцикла «Иж-12».
Ижевский мотозавод. Цех сборки мотоциклов «Иж-7» на конвейере, 1937 год. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
В кратчайшие сроки задача по налаживанию массового выпуска мотоциклов была решена успешно. Всего за 8 предвоенных лет было выпущено 17 тысяч мотоциклов.
Развитие мототранспорта стало дополнительным стимулом для благоустройства дорожной сети и борьбы с «ижгрязью».
Всесоюзная звездная эстафета в честь 30-летия ВЛКСМ по маршруту Ижевск – Казань, октябрь 1949 г. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
Великая Отечественная война прервала развитие мотоциклостроения в столице Удмуртии, но ненадолго. Выпуск мотоциклов возобновился в 1946 году на Ижевском машиностроительном заводе, там, где все когда-то начиналось.
Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии»!
ИЖ – в массы! Или золотой век ижевского мотоциклостроения
10 июля 1960 года с конвейера сборочного цеха мотопроизводства в Ижевске сошел миллионный мотоцикл. К концу 70-х годов Удмуртия была уже в силах выпускать до 450 000 мотоциклов в год. Город по праву гордился званием одного из мотоциклетных центров России.
Массовый выпуск мотоциклов на Ижевском машиностроительном заводе начинается после Великой Отечественной войны. Из Германии в Удмуртию привозят чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и на ее основе приступают к выпуску мотоцикла под названием ИЖ-350. После модернизации он получил название ИЖ-49.
Подготовка мотоцикла Иж-350 для отправки на ВДНХ СССР. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
Он представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла и был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. Затем этот мотоцикл модернизируется, и появляется известный многим современным любителям техники Иж-49. Он становится первым ижевским серийным мотоциклом с коляской. Теперь на нем можно перевозить семью, картошку, любой груз и путешествовать. Это становится, действительно, семейным транспортом
Новый мотоцикл идеально проявлял себя в условиях бездорожья. Далее были выпущены ИЖ-50, 54 и 55. Их мощность достигала 19 лошадиных сил.
В 1970-е годы им на замену пришло знаменитое семейство «Планета», а позже и «Юпитер», ставшие широко известны на всем постсоветском пространстве. Модели Иж «Планета-3», Иж «Юпитер-3» получили государственный знак качества СССР и в 1975 году их выпускали уже по 250 тыс. единиц в год.
Митинг, посвященный выпуску трехмиллионного мотоцикла, 14 апреля 1970 года. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©
19 сентября 1975 года ГАИ МВД Удмуртской АССР выдало водительские права серии ИЖ 000001 самому необычному водителю – звезде советского и мирового цирка медведю Гоше.
Первый в мире медведь-мотоциклист с правами Гоша и его дрессировщик, ижевский артист Иван Кудрявцев. Фото: russiainphoto.ru ©
Дрессировщиком мотознаменитости был уроженец Удмуртии Иван Кудрявцев. Медведь был, действительно, талантливый. Как говорят очевидцы – сознательнее некоторых граждан. Был настоящий экзамен в ГАИ. Только не теория, а практика, т. е. приехали из ГАИ, расставили все фишки, как надо, Гоша их проехал и сдал, после чего ему вручили права. А в особых отметках написали, что водитель «может права не предъявлять, в случае просьбы может рыкнуть по-медвежьи»
Ежегодно мотоциклетный Ижевский завод наращивал мощности, улучшая уже существующие модели и разрабатывая новые. Один из самых любимых и интересных мотоциклов для многих – это Иж «Планета-Спорт».
Серия мотоциклов Иж «Планета-Спорт». Фото: yandex.com ©
Вообще кажется интересным, что он попал на конвейер, потому что это мотоцикл не с обычным двигателем «Юпитера» или «Планеты», а переработанным от спортивного мотоцикла. Он стал одним из любимых мотоциклов рокеров. Из стандартного стокового его перекрашивали в черный цвет. Делали самодельные каски из стеклоткани и «эпоксидки», гораздо более модные, чем тогда были, увеличение дорожного просвета. Мотоцикл становился похожим на кроссовый. И, конечно же, шиком считалось у рокеров – это ночью без глушителя проехаться по улице Пушкинской, ведь движение по ней было запрещено. А после того, как поднимутся по Пушкинской, спуститься по ступенькам Центральной площади. Типовая форма нашего ижевского рокера – это джинсы, кожа, и, конечно же, футболка «Ижсталь»
На мотозаводе. Фото: yandex.com ©
Благодаря высокому качеству изготовления ИЖ «Планета Спорт» активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.
Мотоцикл Иж «Орион 560». Фото: Фото в открытом доступе ©
В конце 80-х годов завод выпускает опытную партию мотоциклов ИЖ «Орион 560», которые должны были вывести советские мотоциклы на современный международный уровень в классе дорожных машин с объемом двигателя 500 куб. см. Для этого у Yamaha купили лицензии на четырехтактный двигатель, систему дискового тормоза и ряд комплектующих.
Мотоцикл «Орион» опережал свое время, но требовал наличия высококачественного моторного масла, которого советская промышленность не выпускала. В итоге в массовое производство он, увы, не пошел.
Иж «Юнкер». Фото: vk.com/motobazar ©
В 2000 году в заводском исполнении появился первый мотоцикл в стиле чоппер. Им стал Иж «Юнкер». Он стал одной из последних моделей завода, который в новых экономических реалиях прежнего успеха повторить не смог и в 2008 году был официально законсервирован на неопределенный срок.
На презентации мотоциклов «Кортеж». Фото: kalashnikov.media ©
Вновь о мотоциклах марки ИЖ заговорили в 2017 году, когда на Международном военно-техническом Форуме «Армия» новые мотоциклы для проекта «Кортеж» представил Концерн «Калашников».