Что выпускал николаевский завод

Тема: Николаевский завод. История Братска.

Опции темы
Отображение

Рост сельского хозяйства, развитие добычи золота и кустарного производства в Сибири требовало всё больше металла и металлических изделий. Основанию завода предшествовала разведка месторождений железной руды на на реках Ангара и Ока. Большие запасы руды, относительная лёгкость её добычи, высокое содержание железа (от 40% до 62Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод, богатые запасы леса и судоходная Ангара определили место строительства завода в 28 километрах от села Братский Острог.

Первые квалифицированные рабочие были привезены с уральских заводов, неквалифицированные набирались из ссыльнокаторжных. В 1854 году строительство завода было завершено. Заводу были отведены Долоновский, Ермаковский и Кежемский Рудники, а также лесные участки для заготовки дров, необходимых для выработки древесного угля.

Завод был назван Николаевским потому что начал строиться во время майского праздника святителя Николая Чудотворца 9 мая (по старому стилю) 1845 года. Церковь во имя святителя Николая строилась в 1857-1858 года. Она была одноэтажная, деревянная, с колокольней. Четвертик храма был увенчан полусферой массивного купола. Стены обшиты тесом и окрашены охрой. В 1909 году церковь сгорела, но была отстроена вновь.

Несмотря на то, что в продукции завода нуждалась вся Восточная Сибирь, он был признан убыточным для казны и продан в частные руки. В 1864 году Николаевский завод купил с торгов иркутский купец Николай Константинович Трапезников (1842-1893), который провёл его капитальную реконструкцию, затратив на это 1,2 миллиона рублей. Выпуск железа был увеличен до 60 тысяч пудов.

На заводе работало более 400 человек, из них 160 ссыльнокаторжных. Была открыта школа для рабочих с целью обучения грамоте и ремеслу. Огромные затраты не удешевили продукцию, владелец понёс убытки.

В 1870 году завод был продан за 100.000 рублей. Иркутский купец Н.П. Лаврентьев, владевший заводом в 1870-1872 годах ввёл режим экономии, уменьшил заработную плату квалифицированным рабочим с уральских заводов. При нём состоялась забастовка с требованиями улучшения условий труда.

Денежный капитал Н.П. Лаврентьева был небольшим для содержания столь крупного предприятия. Лаврентьев был вынужден в 1872 году принять к себе в компаньоны золотопромышленника М.Д. Бутина, а затем в 1874 году и вовсе передать ему завод.

За развитие промышленности в Сибири и выпуск высококачественной продукции М.Д. Бутин был награждён орденом Святой Анны III степени и Большой золотой медалью Европейского научного сообщества.

Ростовщический кредит разорил фирму Бутиных. Торговый Дом прекратил своё существование в 1896 году.

В конце XIX века в Сибири было три железоделательных завода: Абаканский, Николаевский и Петровский. Абаканский почти не работал из-за конкуренции с уральскими заводами. Петровский выполнял казённые заказы, не пуская товары в продажу. Николаевский завод реализовывал свою торговую продукцию в Забайкалье, Приамурье и Приленье. Завод имел свои склады в Верхнеудинске (Улан-Удэ), Нерчинске, Благовещенске, Чите, Сретенске, Тулуне и Бодайбо.

В 1891 году к приезду в Иркутск наследника русского престола Николая Романова братья Бутины развернули промышленную выставку лучших изделий Николаевского завода в специально построенном для этого здании. Но по какой-то ошибке об этой выставке не было доложено цесаревичу, и он её не посетил.

На Николаевском заводе было налажено производство корпусов и механизмов пароходов и катеров, сборка которых и последующая эксплуатация осуществлялась на реках Ангара, Лена, Амур и на озере Байкал. Всего было произведено 16 пароходов: Николай, Михаил, Иоанн Предтеча, Пермяк, Якут, Витим, Почтарь, Работник, Граф Сперанский, Сибиряков и К, Муравьёв-Амурский, Иннокентий, Соболь, Нерпа, Тарбаган, Нерчуган.

После Банкротства фирмы Бутиных владельцем завода стал С.И. Мамонтов, известный меценат и промышленник. Но так как летом 1899 года Савва Иванович не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами, то он был арестован, заводы были закрыты и в течении 14 лет бездействовали, лишь изредка получая производственные заказы. В 1904 году во время строительства Кругобайкальской железной дороги на Николаевском заводе изготовили мост, получивший название «Горбатый» (весом 639 тонн). В разобранном виде мост доставили в район бухты Берёзовой и установили там. Построенный мост стал настоящим памятником инженерного искусства.

В 1915 году завод купил купец Н.Шаскольский, а через год перепродал его «Товариществу Столль и К». В 1923 году Новониколаевский завод перестал существовать. Его оборудование было вывезено на другие железоделательные заводы, а жители посёлка Николаевский Завод разъехались в другие города.

Источник

Николаевский железоделательный завод

Вы здесь

Новости ogirk.ru

«Николаевский железоделательный. » в новостях:

К середине XIX столетия спрос в Восточной Сибири на металлические изделия сильно возрос. Поэтому было решено соорудить здесь большой государственный железоделательный завод. Место для завода выбрали на берегу реки Долоновки, в 12 верстах от реки Оки, в 600 верстах по Ангаре от Иркутска, в 25 верстах от селения Братское. Его строительство началось в 1845 г. Этот чугунолитейный и железоделательный завод получил название Николаевского.

Техническое руководство постройкой проводил командир корпуса горных инженеров полковник Иван Антонович Бароцци де Эльс. Средства на сооружение завода были отпущены Государственным заёмным банком в сумме 137117 рублей. Предприятию отвели 52 000 десятин земли, из которых лесом было покрыто 44 800 десятин. К заводу были причислены четыре рудника: в 4 верстах Долоновский, в 45 верстах Ермаковский, в 90 верстах Кежемский и в 60 верстах Красноярский. На строительстве использовался труд ссыльнокаторжных, которых здесь работало до 700-800 человек.

Первую продукцию завод выдал в 1847 г., хотя ещё и продолжалось строительство некоторых заводских объектов. Меха и механизмы в цехах приводились в движение водяными колёсами. Окончено строительство Николаевского завода в 1856 г. На заводе работало девять горнов, доменная печь, стан для прокатки железа, два кузнечных молота и вагранка для отливки чугунных изделий.

В первые годы Николаевский завод выпускал до 6000 пудов железа с качеством, желающим быть намного лучшим. И вдобавок завод был убыточным даже несмотря на то, что здесь использовалась даровая рабочая сила — каторжане.

Поэтому Сибирский Комитет решил казённый Николаевский завод продать купцу, почётному гражданину Сергею Константиновичу Трапезникову. Это решение Высочайше было утверждено 21 июля 1864 г. С. К. Трапезников, вступив во владение, поручил управление заводом приглашённому специалисту Гектору Ивановичу Гуллету. Уже с января следующего года С. К. Трапезников открывает в Иркутске торговлю профильным железом, полученным на Николаевском заводе. В продажу поступили: шины железные однопрокатные по цене 2 руб. 70 коп. за пуд, то же двухпрокатное — по 2 руб. 80 коп., брусковое четырёхгранное — по 2 руб. 70 коп. В 1868 г. Николаевский железоделательный завод произвёл уже 65 482 пуда железа. Производство Николаевского завода в последующие годы резко возрастает. В 1875 г. здесь выплавлялось около 153 тысяч пудов чугуна и изготовлялось 75 тысяч пудов изделий и литья из железа; в 1892 г. — около 200 тысяч пудов металла. В 1894 г. производство чугуна поднялось до 206 тысяч пудов чугуна, и получили 124 тысячи пудов товаров из железа.

С апреля 1872 г. Николаевский железоделательный завод переходит в собственность фирмы «Братья Бутины и К°». При Бутиных завод достигает своего наивысшего расцвета. В 1878 г. за представленные экспонаты на Всемирную Парижскую выставку Николаевский чугунолитейный и железоделательный завод получил серебряную медаль. А в 1882 г. на Московской Промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и за постройку стодвадцатисильного парохода «Нерчуган» заводу присуждается в качестве награды Государственный герб.

Судостроение в производственной деятельности Николаевского завода занимало видное место. В 1886 г. здесь был построен второй из эксплуатирующихся на Байкале винтовой пароход «Иннокентий». Постройкой «Иннокентия» руководили управляющий заводом Н. Е. Глотов, губернский механик Сенотрусов и механик Д. Н. Степанов.

В 1891 г. к приезду наследника русского престола Николая устраивается специальное здание, находящееся против дома Лаврентьева по Трапезниковской улице, в котором размещаются выставочные экспонаты лучших образцов изделий Николаевского завода. Но по какой-то ошибке в распорядке посещения города Иркутска цесаревич не посетил эту выставку.

В 1892 г. управляющим Николаевским заводом Н. Е. Глотовым на правом берегу реки Ангары в селе Лучиха (недалеко от Заярска) закладывается Новониколаевский завод, который был введён в строй в 1894 г. Иногда этот завод назывался просто по имени села Лучихинским.

Владельцы Николаевского завода в 1896 г. решают его продать. Покупатель быстро нашёлся. Им стал известный промышленник С. И. Мамонтов, который добился крупного подряда на изготовление большой партии рельсов для строящейся Транссибирской магистрали. Но производство рельсов не было на заводе освоено на должном техническом уровне. Большая часть рельсов была забракована. Заказ был передан конкурентам. А С. И. Мамонтов разорился. Всё производство обоих заводов стало резко сокращаться. 7 мая 1899 г. начались массовые волнения рабочих, протестовавших против сокращения производства и рабочих мест на заводах. На следующий день оба Николаевских завода закрываются.

Через пять лет (в 1904 г.) жители села при Николаевском заводе подали на Высочайшее имя прошение, в котором они отмечали своё бедственное положение из-за простоя заводов. Жители, бывшие заводские работники, просили взять заводы в казну и ввести их в действие. Одним из энтузиастов восстановления и пуска Николаевских заводов стал бывший управляющий Н. Е. Глотов, который проработал техническую возможность возрождения заводов и составил «Смету на восстановление Николаевского завода». Эта смета была отослана в Иркутск генерал-губернатору. Кстати сказать, в собственности Николаевского завода имелось земельное владение в размере 52 083 десятин 2002 квадратных саженей.

Проблема восстановления Николаевских заводов рассматривалась на совещании о путях сообщений в Сибири, состоявшемся в 1906 г. в Иркутске. На этом совещании с докладом по этому вопросу выступил инженер С. И. Лодзинский. Он представил присутствующим на совещании фактическое состояние заводов и высказался за восстановление предприятий. В своём докладе он, между прочим, сказал:

«. Не сам завод с его землёй и машинами представляет особую ценность, а ценность огромную представляют: обилие руды, лёгкость её добывания, высокие качества её, большие кругом леса, судоходность реки, каменный уголь, даровая огромная двигательная сила ангарских порогов. »

Ну а в последующее время решение вопроса восстановления и пуска Николаевского завода сильно замедлилось, и было отложено на будущее. Это будущее наступило только в 1915 г., когда Николаевский завод наконец-то был открыт. Владельцем заводов был Н. А. Шос-кальский, который в следующем году передал их «Товариществу механических заводов Столля и К°».

Источник

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Экскурс в историю николаевских верфей

Судостроение, даже в столь суровое для него время, является неотъемлемой частью Николаева. А судьба судостроительных заводов всегда находится в центре внимания местных СМИ.

Редакция 0512.com.ua напомнила историю создания Николаевских верфей и поинтересовалась, чем сейчас живут судостроительные заводы, которые послужили основанию города

Николаевский судостроительный завод

Начнем с самого старого судостроительного завода в Николаеве. Точнее он появился, когда и самого Николаева еще не было. История верфи бурная. Завод переживал и взлеты, и падения. Менял владельцев и названия. И сейчас вызывает больше вопросов, чем ответов.

“Предписываю Вам заготовить на Ингуле эллинг для построения по опробованному рисунку двух кораблей пятидесятишестипушечных”.

А 23 августа 1788 года (по старому стилю) Фалеев уже докладывал Потемкину о закладке завода.

“Заложил я на устье Ингула кузницу камену на 16 саженей длины и на 8 ширины. Подрядчики обязались выстроить оную через месяц. Для двух эллингов место пособное избрано…”.

Это случилось за год до того момента, когда был получен ордер на постройку города. Так, что Николаевский судостроительный завод, а тогда он гордо именовался Николаевским адмиралтейством, можно назвать градообразующим предприятием.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Все изменилось в 1856 году. По условиям Парижского мирного договора строительство кораблей на Черном море было запрещено. Верфи, которые находились непосредственно на Черноморском побережье, в соответствии с договором были разрушены. Николаевское адмиралтейство спасло то, что эллинги находились на берегу реки. Однако, следующие 26 лет с его стапеля не сошел ни один корабль.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

В 1900 году в Николаеве спустили на воду знаменитый броненосец “Князь Потемкин Таврический”. Строительство эскадренных броненосцев на этой верфи продолжалось еще 10 лет. Именно тогда Адмиралтейство закрыли. Завод не справлялся с заказами на военные корабли и требовал срочной модернизации. Постройку военных кораблей передали частным заводам.

Об Николаевском адмиралтействе вспомнили через год. На это повлияли результаты Цусимской битвы пятилетней давности, когда Япония потопила все российские корабли. Поэтому 5 ноября 1911 года Петербурге состоялись первые акционерные сборы “Русского судостроительного общества”. Это были новые владельцы николаевской верфи.

Уже в 1912 году на первом стапеле был заложен линкор “Императрица Мария”. Через год он был спущен на воду. После начала Первой мировой войны в 1914 году завод был объявлен на военном положении и выполнял только казенные заказы. Новая “черная полоса” для верфи началась в 1917 году. Революция, постоянная смена власти и последующая национализация в 1918 году полностью остановили предприятие.

С этого момента и до начала 90-х годов верфь только расширялась, а количество госзаказов на корабли все увеличилось. Отметим, что треть военно-морского флота СССР была построена на заводе имени 61 коммунара. Очередной простой был во время оккупации города. Но уже в 1944 году на стапелях завода начали закладывать новые суда.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Отдельно следует сказать и гражданских судах. Верфь строила рефрижераторы. А с 1991 года суда этого класса были построены для греческой фирмы “Laskaridis Shipping Company Ltd”.

Если в начале 2000-х завод еще выполнял одиночные заказы, то 2009 год стал первым годом, когда со стапеля не было спущено ни одного, даже небольшого судна. В 2011 году завод вошел в состав концерна “Укроборонпром”. В 2017 году верфь в очередной раз сменила название на “Николаевский судостроительный завод”.

С 2015 года верфь занимается ремонтом военных кораблей, которые удалось вывезти из Крыма. Это и спасает предприятие. Напоминанием о былом величии завода стал крейсер “Украина”. Некогда могучий корабль ржавеет у достроечной набережной. Там давно нет команды, а само будущее корабля весьма туманно: распилят его на металлолом или превратят в музей.

Ржавеет и большая часть оборудования завода. Разрушаются цеха. 16 октября 2020 года Николаевский судостроительный завод объявили банкротом. А николаевцам старшего поколения только и остается вспоминать, что самые красивые спуски кораблей были именно на этой верфи.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

История судостроительных заводов, Николавеский судостроительный завод

Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ)

Тогда еще завод “Наваль” был основан в 1897 году. В народе его называли Французским заводом, хотя владели им бельгийцы. Но тогда, все иностранцы говорящие на французском языке, были французами. Основателями завода считаются Г. Франсуа и Е. Делуа. Название “Наваль” переводится, как “морской”. Причем строилось предприятие и после своего официального открытия. Уже тогда его владельцы начали подумывать о контрактах на строительство судов, поэтому на территории начали строительство эллинга. Бельгийцы развернулись во всю мощь своих финансов и возвели эллинг, где одновременно можно было вести строительство двух больших кораблей. На то время это был самый большой крытый эллинг в Российской империи. Владельцы завода не просчитались. Контракты посыпались, как из мешка. Ведь Николаевское адмиралтейство отставало технически и с заказами не справлялось.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Уже в 1902 году были заложены, а через год спущены на воду два миноносца “Заветный” и “Завидный”. Естественно, что верфь начала расширяться. В 1908 году к “Навалю” присоединился Черноморский завод. Он находился рядом и выпускал котлы, локомобили и артснаряды. Кроме расширения на предприятии внедряют новые технологии. В те годы завод “Наваль” был единственной верфью, оснащенной по последнему слову техники. Здесь строили минные заградители и крейсеры.

В этом же году верфь меняет своих владельцев. Завод переходит под контроль Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. Он просто поглотил своих бельгийских конкурентов.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

история судостроительных заводов, Завод «Наваль»

Кроме строительства качественных кораблей, “Наваль” вошел в историю, как николаевский завод, где были самые массовые забастовки рабочих. Первая, когда бастовать вышли 700 рабочих, состоялась в 1899 году. Самая масштабная, когда бастовать вышли уже несколько тысяч, была в 1912-м. Бастовали против расстрела рабочих на Ленских приисках. Самая длительная забастовка произошла в 1916 году. Она длилась с 7 января до 24 февраля 1916 года. Рабочие выдвигали экономические требования. Руководство завода решило проблему кардинально. Шесть тысяч бастующих призвали в армию. И 24 февраля 1916 года завод просто закрыли. Предприятие не работало месяц. Чтобы завод заработал, вернули часть призванных в армию рабочих.

“Наваль” развивался и активно строил корабли до 1917 года. Смена властных режимов отрицательно сказалась и на этом предприятии. В 1919 году “Наваль” национализировали. А в 1921 году предприятие занялось восстановлением потопленных кораблей. Сюда же свозились на достройку суда с других верфей.

Но вернемся к хронологии. После активной работы в в 30-х годах, для завода наступила “черная полоса”. Речь идет о четырех годах оккупации Николаева фашистскими войсками. За эти годы завод пострадал дважды. Первый раз во время отступления советских войск. С завода было вывезено практически все оборудование. А что советские чиновники не смогли вывезти, было безнадежно испорчено. Оккупанты пытались запустить производство и даже выискивали среди городских жителей судостроителей. Но у них ничего не вышло. Второй раз предприятие пострадало уже от рук фашистов. Они буквально стерли верфь с лица земли. Остались только медсанчасть и крепежный участок. В сети можно найти кадры, как оккупанты подрывали стапеля Черноморского завода. Но уже в 1945 году верфь начала спускать на воду суда.

Пик расцвета завода приходится на 70-80-е годы 20 века. Внедрение новых технологий и постройка уникальных судов. Здесь строились китобойные базы, траулеры-морозильники и, конечно, военные суда. В 1988 году у ЧСЗ на ВДНХ в Москве была своя экспозиция. Николаевские корабелы передавали свой опыт.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Источник

Андреева Л.В. О Николаевском заводе

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводВ связи с необходимостью в XIX веке в Восточной Сибири производства изделий из чугуна и железа правительство приняло решение о строительстве железоделательного завода в Братской волости.

Выбор месторасположения завода был связан с открытием здесь больших запасов железных руд. В 1832 году Василием Шадриным на правом берегу р. Ермаковка в 27 км выше от места ее впадения в р. Оку открыто Ермаковское месторождение. В 1841 году Павлуцким и местными жителями было заявлено о месторождении Кежемском. Краснояровское месторождение известно с 1844 года. В 1842 году жителем д. Долоново Герасимом Поповым было заявлено об открытии Долоновского рудопроявления железной руды.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Близость последнего к транспортному пути (р. Ангаре), обилие лесов как источника для производства древесного угля, потребности развивающейся золотодобывающей отрасли и определили решение о строительстве в 28 км от с.Братск на р. Долоновка железоделательного завода.

Строить завод на средства казны стали в 1845 году. Техническим руководителем строительства казенного завода был назначен полковник Корпуса Горных инженеров Иван Антонович Бароцци де Эльс (1805-1863), один из главных помощников в горнозаводском деле генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева Амурского.

Первый металл был получен в 1847 г., а на полную мощность завод вышел в 1854 г. В комплекс заводских сооружений входили крупные постройки: доменный, кричный, плющильный корпуса длиной от 40 до 50 м, шириной от 17 до 40 м каждый. Кричные механизмы приводились в движение водяными колесами. Для этого речка Долоновка была перегорожена 107-метровой плотиной, образовавшей обширный заводской пруд до 4 верст длины. От завода до пристани с. Долоновка на р.Ока была проложена 15 – верстовая деревянная коннорельсовая дорога. Позднее построили рельсовую.

Квалифицированные рабочие были привезены с уральских и сибирских заводов, неквалифицированные набирались из ссыльнокаторжных. Каторжный труд использовался в основном для добычи железной руды.Разработка производилась карьером с отбойкой руды вручную.

Так как строительство завода началось во время майского праздника святителя Николая Чудотворца (9 мая 1845 года), то завод был назван Николаевским. Церковь во имя святителя Николая возвели на средства рабочих и служащих завода в 1858 году. Это было одноэтажное, деревянное здание с колокольней. Четверик храма был увенчан полусферой массивного купола. Стены обшиты тесом и окрашены охрой. Под жертвенником храма была положена чугунная доска с текстом: «В лето от Рождества Христова 1857 года октября 10 дня при Благочестивейшем государе императоре Александре II, в бытность генерал — губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, управляющего заводом горного инженера капитана М.А. Таскина, заложен храм во имя святителя Николая священником Михаилом Петелиным, соборне со священниками Братского острога Аполлоном Зыряновым и Шамановским Гавриилом Карнаковым, с дьяконами и причтом…».

Несмотря на то, что вся Восточная Сибирь нуждалась в продукции Николаевского завода, для казны он был убыточным. Это привело к продаже завода. На основании положения, высочайше утвержденного 21 июля 1864 года, завод был выставлен на торги и продан за 212800 рублей иркутскому купцу 1 гильдии, золотопромышленнику, потомственному Почетному гражданину Сергею Константиновичу Трапезникову (1842-1893),Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод который совместно с братом Федором Константиновичем произвел капитальную его реконструкцию, пригласив для управления заводом известного на Урале механика Гектора Ивановича Гуллета (1800-1866).

Трапезниковы затратили на переоборудование 1,2 млн. рублей. Кричное производство заменили пудлинговым, введены были паровые машины, устроены механическое и литейное заведения, заведены железопрокатная машина и паровой молот. Производство железа было увеличено до 60 тыс. пудов в год. На заводе работало более 400 человек, из них 160 ссыльнокаторжных.

Трапезников С.К. открыл при заводе школу для рабочих с целью обучения грамоте и ремеслу. Служил старостой при церкви Николаевского завода. Выступил одним из создателей пожарного общества Иркутска.

Николаевский завод не обогатил Трапезниковых, более того, принес убытки, поэтому в 1870 году Трапезниковы продали предприятие купцу Николаю Петровичу Лаврентьеву за 100 тыс. рублей. Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводИркутский купец Н.П. Лаврентьев (1818-?), владевший заводом в 1870-1872 гг., ввел режим экономии, уменьшил заработную плату специалистам с уральских заводов. При нем рабочие бастовали, требуя улучшения условий труда.

Испытывая нужду в денежных средствах, Лаврентьев вынужден был в 1872 году принять к себе в компаньоны золотопромышленника М.Д.Бутина, а затем в 1874 году и вовсе продать завод. Новые владельцами завода стали нерчинские купцы 1 гильдии братья Бутины — Михаил Дмитриевич (1836 – 1907) и Николай Дмитриевич (1825–1892), основатели торгового дома «Братья М. Д. и Н. Д.Бутины».

В середине 70-х гг. Николаевский завод из убыточного превратился в прибыльное предприятие. Уже в мае 1879 года Бутин через своих агентов переманил с тюменских заводов 58 мастеровых и механика. Мастера стали получать от 60 до 100 рублей.

В конце XIX века в Сибири было три железоделательных завода: Абаканский, Николаевский, Петровский. Абаканский завод почти не работал из-за конкуренции уральских заводов. Петровский завод выполнял казенные заказы, не пуская товары в продажу. Николаевский же завод реализовывал свою продукцию в Забайкалье, в Приамурье и в районе реки Лена и имел свои склады товаров в Верхнеудинске, Нерчинске, Чите, Благовещенске, Тулуне и Бодайбо.

Чтобы привлечь внимание к Николаевскому заводу Бутины выставляли свою продукцию на выставках-ярмарках. В 1878 году на всемирной Парижской выставке Николаевский завод был удостоен серебряной медали. В 1879 году на Московской политехнической выставке М.Д. Бутин был награжден золотой медалью за усовершенствование золотопромывательной машины. В 1881 году М.Д.Бутин стал членом Европейского научного общества и в Париже получил золотую медаль «За важные заслуги, оказанные человечеству и цивилизации».Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

В 1882 году в Москве на Всероссийской промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и постройку в 1882 году 125-сильного парохода «Нерчуган», предназначенного для плавания по Амуру, заводу было дано право ставить на изделиях Николаевского завода Государственный герб России. Это была высшая награда, после нее шли золотые, серебряные и бронзовые медали.

Выплавка чугуна на Николаевском заводе в 80-е годы увеличивалась до 200 тыс. пудов в год и более. Прибыль, получаемая от завода, колебалась от 140 тыс. до 216 тыс. рублей (1882 год) в год. По оценкам многих специалистов в конце XIX в. Николаевский завод по своей мощности и оснащению входил в число лучших заводов России.

В 1896 году И.Шнеев в «Кратких исторических очерках фабрично-заводской промышленности Иркутской губернии» писал: «В Восточной Сибири нет ни одного дома в городах и в деревнях, где бы не было хоть чего-нибудь, изготовленного на Николаевском заводе — железо на крышах, печные дверцы, железные печи, тазы, ведра, утюги, кастрюли, сковороды, вафельные доски и прочая домашняя утварь, экипажные оси и другое».

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Завод давал крестьянам не только продукцию, но и возможность заработать на рудниках и заготовках древесного угля. К примеру, за 1889-1890 гг. крестьянами Братской и Большемамырской волостей было заработано более 70 тысяч рублей.

Завод снабжал железными изделиями золотые прииски, солеваренные и винокуренные заводы, пароходства, изготовлял паровые котлы и паровые машины, шинное, листовое и котельное железо. На Николаевском заводе было отлажено производство корпусов и механизмов пароходов и катеров, сборка которых и последующая эксплуатация осуществлялась на реках Амур и Лена, на оз.Байкал.

На Николаевском заводе построили пароходы для р.Лена: «Николай», «Михаил», «Иоанн Предтеча», «Пермяк», «Якут», «Витим», «Почтарь», «Работник». Для Ангары собрали «Графа Сперанского» (перевезли на реку Лена), «Кучума», «Сибирякова и К» (винтовой катер, на котором Калистратов в 1883 году прошел ангарские пороги), винтовой пароход «Иннокентий» (построен под руководством механиков Д.Н.Степанова и Сенотрусова), пароход «Муравьев Амурский». М.Д. Бутин воплотил свою мечту, создав в 1881 году свое пароходство. Для коммерческих операций Бутиных с Маньчжурией по р.Сунгари, для снабжения золотодобывающих приисков в Приамурье предназначались пароходы — «Соболь», «Нерпа», «Тарбаган», «Нерчуган».

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

В первой половине 1891 года Николаевский завод получил заказ изготовить по особым чертежам якоря и цепи для строящегося в Иркутске понтонного моста через Ангару. Ленту через мост, пущенный 24.06.1891 года, разрезал будущий царь Николай II, поэтому мост был назван «мостом цесаревича Николая». Ранее, 14 июня 1891 года, Н.Д. Бутин принимал наследника престола в своем дворце в Нерчинске.Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

К приезду цесаревича Николая в Иркутск М.Д.Бутин организовал выставку изделий Николаевского завода, построив для этого специальный павильон в центре Иркутска. Но, как писал Н.С. Романов в «Летописи Иркутска»: «По какой-то ошибке о выставке не было доложено цесаревичу, и он ее не посетил».

В 1891 году с началом прокладки Трансибирской железно-дорожной магистрали Николаевский завод получил от правительства заказ на изготовление рельс на сумму 3 млн. рублей. Чтобы выполнить заказ в 1892-1894 гг. вблизи д. Лучиха, рядом с Краснояровским (Петропавловским) рудником был построен Лучихинский (Ново-Николаевский) железоделательный завод с доменной печью (производила в сутки 12 тонн чугуна) и рельсопрокатным производством. В 1897 году на заводе работало 250 человек. Руководил строительством Лучихинского завода управляющий Николаевского завода Николай Егорович Глотов, совладелец (вместе с Кузнецовым) Краснояровского рудника.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводУправляющий Николаевским заводом Николай Егорович Глотов (1834-1911) происходил из крепостных Демидовых. Окончил Выйское заводское училище, после которого работал на Нижне-Тагильском механическом заводе. В 60-е гг. ему принадлежал небольшой завод в Нижнем Тагиле, который выпускал паровые машины. В 70-е гг. управлял Абаканским заводом в Енисейской губернии, а затем по приглашению купца Лаврентьева прибыл на Николаевский железоделательный и чугунолитейный завод. Управлял заводом с 1871 по 1897 гг. За восстановление производства был награжден в 1878 году серебряной медалью на Станиславской ленте для ношения на шее, а в 1883 году золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее. На своем месте Николай Егорович выполнял сложнейшие технические задачи. Без него невозможно было строительство локомобилей, пароходов, мостов.Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Многие технические достижения на Николаевском заводе были сделаны на фоне тяжелейшего кризиса фирмы Бутиных. Кризис произошел из-за огромных выплат за ростовщический кредит, засухи в Забайкалье в 1882 году (на приисках из-за недостатка воды остановилась промывка золота), из-за несколько неурожайных лет в Иркутской губернии (товары не находили сбыта, у народа не было денег). Повлиял также пожар в Иркутске, уничтоживший склады и гибель пароходов с товаром.

В 1882 году иркутские купцы объявили М.Д.Бутина неплатежеспособным и учредили администрацию для управления его торговым домом. С 1882 по 1892 гг. шла тяжба; Бутину М.Д. пришлось доказывать свою платежеспособность в судах. Судебный процесс был выигран Бутиным. Однако администраторы успели распродать часть предприятий Бутиных, прихватив огромные гонорары «за управление».

Смерть Николая Бутина в 1892 году, прекратила существование «Торгового Дома братьев Бутиных». Но Николаевский завод М.Д.Бутин держал в своей собственности вплоть до 1896 года. Газета «Енисей» писала в 1897 году: «Пока М.Бутин свободно вел свои обширные операции, Николаевский завод никогда не испытывал нужды в средствах, но когда дела Бутиных пошатнулись, и всем стала заведовать администрация, пришлось поприжаться; когда же администрацию упразднили, а Бутин сидел в Петербурге, на заводе воцарился единолично Н.Е.Глотов и началась «сибириада». Работая без денег, все имевшиеся средства Глотов закопал в золотых приисках и затратил на свое Ленское пароходство».

Глотов Н.Е., став иркутским купцом 1 гильдии, создал с сыновьями Николаем и Константином самостоятельное предприятие товарищество «Н.Н.К.Глотовы». 28.02.1894 года он подписал с иркутским генерал-губернатором Горемыкиным договор о создании почтово-пассажирского судоходства по Лене, который позволил начать регулярное судоходство по Лене. Первый рейс совершил построенный на Николаевский завод пароход «Пермяк». Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводЖители Приленья, отмечая заслуги Глотова, в начале XXI века установили в центре г. Якутска памятник Н.Е.Глотову в виде бюста.

После М.Д.Бутина в 1896 году владельцем Николаевского завода стал Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), известный меценат и промышленник. Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводО времени его владения Николаевским заводом так писал Конев в 1912 году. «К несчастью для управления заводом был прислан некто Брызгалов с сыном Мамонтова. А с ними служащие — пенсионеры, оперные артисты, разные проходимцы. С ними горный инженер Матиссон не сработался».

Причины покупки Николаевского завода исследователи объясняют тем, что Мамонтов арендовал Невский механический завод в Петербурге, который был предназначен для обеспечения железных дорог подвижным составом. Для снабжения этого производства металлом Мамонтов приобрел Николаевский завод, преобразованный в «Восточно-Сибирское общество железоделательных и механических заводов». Успешное осуществление проекта привело бы к созданию крупного концерна. Чтобы превратить заводы в современные предприятия, необходимы были огромные финансовые вложения. Между тем, у Мамонтова не было надежного источника кредитования. В 1898 г. у директора Петербургского международного банка Ротштейна, доверенного лица министра финансов Витте, он взял ссуду под залог акций, принадлежавших ему. Вовремя погасить долги Международному банку не удалось.

Министерство финансов назначило ревизию, вскрывшую нарушения в учете и расходовании средств Московско-Архангельской железной дороги, председателем правления которого Мамонтов являлся. Выяснилось, что из кассы Общества деньги переводились на счета Товарищества Невского завода и Восточно-Сибирского общества — предприятий, которые юридически не были связаны друг с другом. Такие финансовые операции были запрещены законом. В результате, правление Московско-Архангельской дороги во главе с Мамонтовым ушло в отставку, были избраны новые люди, которые обратились с исками к бывшим руководителям Общества. Делами стали заправлять люди Ротштейна и Государственный банк. Иски были предъявлены в суд и 11 сентября 1899 г. С. И. Мамонтов был помещен в Таганскую тюрьму, где и провел 5 месяцев.

Документально доказать корыстный умысел в действиях Мамонтова следствию не удалось. Предумышленного обмана и хищений не было. Ведь и железная дорога и Невский завод находились почти целиком в собственности мамонтовской семьи. Предприятия были лишь юридически независимыми, а фактически существовала известная общность средств. Между тем, имущество мецената пошло с молотка.

В это время в 1899 году Николаевский завод был закрыт. Начался голод, и была объявлена стачка. Во главе бастующих стоял рабочий комитет под руководством ссыльного рабочего Обуховского завода, члена «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» В.А.Князева. Требовали уже не только оплаты, но и снабжения голодающих продовольствием, возобновления производства. Положение стало настолько тяжелым, что пришлось создать правительственную комиссию, по решению которой забастовщикам выдали деньги и продукты.

В 1903 году ситуация стабилизировалась. В Москве было принято постановление конкурсного управления по делам Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов о передаче Николаевского завода в долгосрочную аренду группе петербургских капиталистов на том условии, что деятельность завода должна быть возобновлена в 1903 году.

Это было время строительства Кругобайкальской железной дороги, для которой в 1904 году на Николаевском заводе изготовили мост, получивший название «Горбатый». В разобранном виде мост (балки, швеллера, уголки, клепки) весом 639 тонн доставили в район бухты Березовой; а затем собрали там и произвели накатку моста на каменные устои. «Горбатый мост», построенный по проекту известного мостостроителя Л.Д.Проскурякова, стал настоящим памятником инженерного искусства.Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

В 1906 году на совещании в Иркутске о путях сообщения в Сибири прозвучал доклад С.И.Лозинского, в котором звучала обеспокоенность возможной потерей завода капиталом около 7 млн. рублей и тем, что Сибирь лишается весьма ей необходимого железного производства. «Некоторые распускают слухи, что на Николаевском заводе все разрушено и уничтожено и что он не представляет никакой ценности. Нужно думать, что это делается для того, чтобы дешевле его купить». В довершении, 27 декабря 1909 года в поселке сгорела церковь, утварь передали в село Братск. Братский священник о. Леонид Малышев стал окормлять обезлюдивший приход.

В 1915 году завод купил купец Н.Шаскольский, а через год перепродал его АО «Товарищество В.Г.Столль и К». Восстановительные работы в это время проводились неудовлетворительно, использовалось только старое оборудование. За 2 года завод выпустил 6 тыс. пудов железа, более 1 тыс. пудов различных изделий, чугунного литья до 1,5 пудов. Часть продукции шло на нужды царской армии.

Шла 1 мировая война, переросшая в России в февральскую революцию. Получив известие о революции от телеграфиста поселка Николаевский завод, политссыльные и рабочие активисты завода провели совещание. По настоянию большевиков М. Киселева, Н.Анциловича, Е.Демченко, Е.Темникова были арестованы пристав, урядник, обезоружены полицейские. На митинге рабочие образовали временный революционный комитет. Его председателем стал Максим Киселев, секретарем Наум Маркович Анцелович (в будущем секретарь ВЦСПС и нарком лесной промышленности СССР).

Через два месяца после октябрьских событий компания Столля отказалась финансировать заводы в России, директор сократил производство на ¾ и вместо 1200 рабочих оставил только 300. В ответ Совет рабочих депутатов во главе с Максимом Киселевым принял решение о национализации заводов.

В 1921 году в стране был образован трест «Ангарметалл», запущены Николаевский и Лучихинский заводы и восстановлена разрушенная плотина. К весне этого года Николаевский завод выдал первые послереволюционные листы железа, которые были направлены в Иркутск, Нижнеудинск, другие города Сибири. В 1922 году предприятие было полностью восстановлено. Но уже в 1923 году в связи с большой задолженностью перед государством (100 тысяч золотых рублей), постановлением губернского экономического совещания, трест «Ангарметалл» был расформирован, была назначена ликвидационная комиссия.

Закрытие завода можно объяснить созданием в стране гарантированного рынка сбыта продукции уральских заводов на территории Сибири и Дальнего Востока, что снимало нарастающее недовольство уральских заводских рабочих новой властью. Эти политические соображения оказались решающими в судьбе металлургических заводов Приангарья. Николаевский и Лучихинский заводы были окончательно закрыты. Оборудование было увезено в Иркутский машиностроительный завод Куйбышева, в Черемхово, в Усолье, в Тельму.

Большая часть рабочих покинуло пос. Николаевский завод. Квалифицированные кадры требовались во многих районах Сибири и Урала. Если в период управления заводом Глотова численность населения поселка достигала (в разные годы) от 2,5 до 3,5 тысячи человек, то в 1926 году после закрытия в пос. Николаевский завод жило 407 человек (197 мужчин и 210 женщин). Население это незначительно увеличилось за счет ссыльных уже в советское время. К примеру, Бобриков Николай Иванович, 1886 г.р., был раскулачен и с семьей выслан в п.Николаевский завод из Псковской области. (Вновь был арестован в 1938 году).

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводОставшиеся в поселке рабочие стали трудиться в промартели «5 съезд Советов» (филиал тулунской организации), они выжигали известь и древесный уголь, изготавливали бочки, телеги, сани. Другая часть населения поселка стала рабочими «Заготскота» — забивала скот, который пригоняли отовсюду. Сохранилась фотография бригады рабочих «Заготскота» пос. Николаевский завод в 30-е гг.Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Поселок стал малой родиной для рабочих с Урала, польских ссыльных, высланных татар и бывших каторжан. На территории поселка существовало нескольких отдельных кладбищ. Отдельно хоронили мусульман, отдельно поляков. Было и кладбище усопших православных.

Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский заводС Полтавы прибыл на братскую землю (по семейным преданиям) родоначальник известного в Братске рода Любенковых — Аким Перфильевич (1843(42)-1942). Его родители были отправлены на Николаевский завод, но в пути погибли. Аким прибыл на завод один, было ему 16 лет. Только в 47 лет женился на 18-летней Вере Камодиной. В пос. Николаевский завод у них родилось 12 детей.

Трагическая история России ХХ века отразилась на судьбах многих жителей поселка Николаевский завод. Дочь Акима Любенкова — Валентина в 1937 году потеряла после ареста мужа, Лебедева Леонида Ивановича. Женщина осталась без мужской поддержки, но смогла воспитать 9 детей, получив орден Материнской Славы 3 степени.

От репрессий пострадали жители Николаевского завода: Жуланов Федор Андреевич (1907 г.р.), Жуланов Андрей Яковлевич (1874 г.р.), Жуланов Григорий Андреевич (1906 г.р.), Киселев Иван Никитич (1903 г.р.), Дунаев Михаил Алексеевич (1888 г.р.). Был расстрелян по приговору от 27.06.1941 года и мастер по смолокурению промартели «5 съезд Советов» Киселев Егор Максимович (1879 г.р.). К сведению, его сын Киселев Афанасий Егорович в годы войны был разведчиком, отважно воевал в рядах 114 Свирской дивизии. Вернулся на родину с орденом Славы, орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу» на груди.Что выпускал николаевский завод. Смотреть фото Что выпускал николаевский завод. Смотреть картинку Что выпускал николаевский завод. Картинка про Что выпускал николаевский завод. Фото Что выпускал николаевский завод

Потери жителей поселка в годы Великой Отечественной войны были значительны. С войны не вернулись дети Осипа Кудрявцева: Иван, Николай, Михаил. Погиб Лебедев Юрий Леонидович. Семейство Бобриковых потеряло в годы войны братьев Ивана и Владимира. Из 4-х классной школы Николаевского завода на фронт один за другим уходили учителя Александр Петрович Московских, Николай Петрович Попов, Иннокентий Карпович (фамилия забыта), Николай Иванович Удинцев. Все они погибли…

Несмотря на все это, поселок после войны все же жил. По состоянию на 01.01.1954 года в п. Николаевский Завод Долоновского сельсовета проживало 231 человек.

В 1961 году в связи со строительством Братской ГЭС и образованием водохранилища десятки сел ушли на дно Братского моря, Николаевский завод не был исключением. Жители его перебралось в пос. Бамбуй вблизи с.Кузнецовка, в г.Братск, в г.Вихоревку и в др. населенные пункты.

Источники:

1.Николаевский чугуноплавильный, железоделательный и механический завод, принадлежащий торговому дому нерчинских купцов 1 гильдии братьев Бутиных, находящийся в Иркутской губернии / [Сост. коммерции советник М. Бутин]. — Москва : тип. Щепкина, 1891.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *