Что выписывают неврологи детям при задержке речи
Препараты для развития речи у детей
Задержка речевого развития (ЗРР) – запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастными нормами. Диагноз ЗРР ставят в том случае, если у ребенка к двум годам отсутствует фразовая, а к трем – связная речь. Задержка речевого развития встречается приблизительно у 10% детей, в 4 раза чаще у мальчиков. Недоразвитие речи негативно отражается на течении психических процессов, поэтому для формирования здоровой личности важно своевременно обращаться за медицинской помощью и как можно раньше приступать к коррекционной работе.
Причины задержки речевого развития
Причины ЗРР удается установить далеко не во всех случаях. Приблизительно у 30% детей причины задержки речи так и остаются невыясненными. Специалисты выделяют ряд физиологических и социальных факторов, которые увеличивают вероятность возникновения ЗРР. К физиологическим факторам относят:
Среди социальных причин ЗРР на первое место выходят неблагоприятная окружающая среда, недостаток социальных контактов и педагогическая запущенность. Гиперопека и постоянное пребывание в чрезмерно насыщенной информационной среде также могут способствовать задержке речевого развития.
Ранние симптомы задержки речевого развития
Речевое развитие ребенка последовательно проходит несколько этапов, поэтому родители уже на ранних сроках могут заметить признаки ЗРР. В разном возрасте об отставании в развитии речи свидетельствуют следующие симптомы:
Указанные признаки ЗРР не следует игнорировать. При наличии одного или нескольких симптомов ребенка необходимо показать врачу для проведения обследования и выбора адекватного лечения задержки речевого развития.
Методы лечения ЗРР у детей
Большая роль в лечении задержки речи у детей отводится коррекционно-педагогической работе. Если причинами ЗРР стали социальные факторы, необходимо сформировать благоприятную речевую среду, демонстрировать ребенку правильную речь, регулярно проводить занятия, направленные на развитие коммуникационных навыков.
При наличии неврологических нарушений дополнительно могут назначаться препараты, направленные на улучшение работы головного мозга, и физиотерапевтические процедуры (массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия).
Хороший эффект при речевой задержке дают логопедические занятия и работа с психологом. Развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, специальные упражнения с логопедом, постановка связной речи помогают убрать зажимы и развить словарный запас ребенка.
Медикаментозное лечение ЗРР
Как правило, основная цель назначения лекарств для развития речи – улучшение питания нервных клеток и стимуляция работы головного мозга. Улучшение обменных процессов в ЦНС помогает повысить активность нейронов, что в сочетании с коррекционно-педагогической работой дает хороший терапевтический эффект.
Таблетки для развития речи у детей назначаются неврологом. Большинство лекарственных средств, применяемых при ЗРР, оказывают прямое воздействие на головной мозг, регулируя процессы возбуждения и торможения. Механизм действия препаратов при задержке речевого развития отличается, поэтому подбирать лекарственные средства должен лечащий врач, опираясь на диагностические данные, возраст и индивидуальные особенности ребенка.
Виды препаратов для улучшения речи у детей
Перечень лекарств при ЗРР у детей достаточно широк. Как правило, для улучшения развития речи неврологом подбираются несколько препаратов из разных групп. Комбинированное медикаментозное лечение в сочетании с коррекционно-педагогической работой зачастую позволяет быстрее достичь положительных результатов. Для лечения детей с симптомами ЗРР могут применяться следующие группы препаратов:
Вазопротекторы
Таблетки при ЗРР детям из группы вазопротекторов обычно назначают в качестве дополнительной терапии для восстановления реологических свойств крови и улучшения состояния кровеносных сосудов. Как правило, вазопротекторы добавляют в схему лечения ЗРР при выраженных нарушениях кровоснабжения в головном мозге. Любые препараты этой группы в педиатрической практике применяются с осторожностью, поскольку на данный момент не имеют полноценной доказательной базы о безопасности использования их в детском возрасте.
Антигипоксанты
Антигипоксанты способны повышать устойчивость клеток к кислородному голоданию и при лечении ЗРР также могут использоваться в качестве дополнительной терапии. Показаниями к применению антигипоксантов, как правило, являются недостаточность мозгового кровообращения, интоксикации различной этиологии, которые привели к нарушению нормальной работы нейронов. Перечень препаратов, разрешенных для детей, ограничен, и использование их без консультации с врачом может привести к развитию побочных явлений.
Холинергические препараты
Холинергические лекарственные средства направлены на улучшение питания головного мозга, регулирование обмена веществ, снижение потребности нейронов в кислороде. При задержке речевого развития холинергетики обычно стимулируют познавательные функции, улучшают память, повышают интерес к занятиям, а также снимают тревожность и страх. Холинергические препараты могут назначать при ЗРР различной этиологии как в качестве основного средства, так и составе комплексной терапии.
Адаптогены
Адаптогены способны снижать восприимчивость организма к стрессовым ситуациям, помогать быстрее восстанавливаться после высоких эмоциональных и физических нагрузок, перенесенных инфекционных заболеваний. Адаптогены могут стимулировать выработку АТФ, защищать нервные клетки от разрушения, стимулировать синтез белков и улучшать кровоснабжение тканей кислородом. Некоторые лекарства этой группы обладают ноотропной активностью и разрешены к применению с трех лет для нормализации работы ЦНС. Они могут усиливать действие ноотропных препаратов для детей при речевых нарушениях, что позволяет ускорить терапевтический эффект ноотропов.
Гомеопатические средства
Гомеопатические препараты зачастую используются для лечения ЗРР в качестве вспомогательных средств. Они обычно оказывают положительное влияние на центральную нервную систему, относительно безопасны и могут применяться у детей с первых дней жизни. Курсовой прием гомеопатических препаратов при ЗРР способен повысить эластичность сосудистых стенок и улучшить кровоснабжение головного мозга, что положительно сказывается на познавательных функциях и памяти.
Витамины
Витаминно-минеральные комплексы практически всегда назначаются детям с ЗРР, так как они помогают поддерживать нормальный обмен веществ, могут участвовать в выработке необходимых ферментов и гормонов, повышать защитные силы организма. Помимо основных витаминов в составе комплексных препаратов могут быть полиненасыщенные жирные кислоты, недостаток которых ухудшает проведение нервных импульсов, негативно отражается на процессах запоминания и усвоения информации.
Ноотропные препараты
Ноотропы при задержке речевого развития часто входят в стандартные схемы лечения. Они способны улучшать работу головного мозга и стимулировать познавательные процессы, необходимые для нормального обучения. Ноотропы при ЗРР могут ускорить мнестические функции, помочь ребенку лучше усваивать новый материал, обладают умеренным седативным эффектом.
Выбор ноотропных препаратов сейчас достаточно большой. Они отличаются формой выпуска, составом и механизмом действия. Какие лекарства принимать, если ребенок плохо говорит, может решить только лечащий врач, поэтому при ЗРР не стоит выбирать лекарственные препараты самостоятельно: любое лечение должно проводиться под контролем невролога или педиатра.
Производные пирролидона
Препараты этой группы часто используются для лечения ЗРР. Они способны повышать работоспособность головного мозга, защищать нервные клетки от негативного влияния токсинов и нехватки кислорода. Кроме того, производные пирролидона зачастую улучшают кровоснабжение в головном мозге, укрепляют связи между полушариями, тем самым ускоряя передачу нервных импульсов. При этом препараты на основе пирролидона не расширяют сосуды и не влияют на артериальное давление.
Производные пиридоксина
Производные пиридоксина могут стабилизировать состояние клеточных мембран и восстановить работоспособность нервных клеток. Препараты для лечения ЗРР на основе пиридоксина направлены на снижение тревожности, уменьшение возбудимости, стимулирование познавательных процессов. Если ребенок не говорит, эти лекарства в составе комплексной терапии могут ускорить формирование речевых навыков, улучшить запоминание и мыслительные процессы.
Аналоги и производные ГАМК
Лекарственные средства данной группы обычно назначают для улучшения речевого развития детей при патологиях, связанных с органическими поражениями головного мозга. Производные ГАМК способны снижать потребность нервных клеток в кислороде, защищать их от негативного воздействия вредных факторов, улучшать память, а также оказывать противосудорожное и седативное действие. Если ребенок не разговаривает, эти препараты могут помочь проводить коррекционно-педагогическую работу более эффективно, ускорить результаты лечения.
Гопантомид – ноотропный препарат для лечения ЗРР
Ноотропный препарат Гопантомид производится на Усолье-Сибирском химико-фармацевтическом заводе. Лекарственное средство изготавливается на предприятии полного цикла, что может гарантировать строгий контроль качества на каждом этапе производственного процесса.
Механизм действия
Попадая в организм, Гопантомид способен активизировать выработку аденозинтрифосфорной кислоты, белка и РНК, тем самым может улучшить обменные процессы в нейронах. Кроме того, препарат может улучшать энергетический метаболизм в головном мозге, усилить утилизацию глюкозы, обмен нуклеиновых кислот, что приводит к нормализации липидного спектра крови.
Форма выпуска
Гопантомид выпускается в виде раствора во флаконах по 50 и 100 мл, а также в форме таблеток по 250 и 500 мг.
Гопантомид при речевых нарушениях
В детской практике по назначению невролога или педиатра препарат может применяться для развития речи у ребенка. Дозировка и длительность курса лечения подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента и выраженности речевых нарушений. Курсовой прием Гопантомида в сочетании с психотерапевтической работой и логопедическими занятиями может ускорить процесс развития речи.
Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Диагностика задержки речевого развития
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
Прогноз. Профилактика
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.
Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии
Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.
Когда назначают лекарства?
Как правило, препараты выписывает невролог или невропатолог после тщательного обследования (КТ, ЭЭГ и др.), в ходе которого были выявлены те или иные патологии центральной нервной системы, возникшие в результате ранее перенесенных тяжелых инфекций или травм, повышенного внутричерепного давления и других причин.
Основные показания к медикаментозному лечению:
Медикаментозная терапия необходима, прежде всего, для того, чтобы:
то есть они «запускают» работу нервной системы в нужном направлении.
Что такое ноотропы и зачем они нужны?
При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:
Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.
Одни из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.
Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:
В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе.
Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.
Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.
Мы перечисли самые распространенные препараты, которые назначаются при нарушениях речевого и психоречевого развития. Возможно, Ваш лечащий врач назначит ребенку другие лекарства подобного действия.
Уважаемые родители, мы приводим информацию о препаратах исключительно с ознакомительной целью. Пожалуйста, не давайте их ребенку без консультации со специалистом.
Помогут ли одни лекарства?
Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.
Занятия с логопедом или дефектологом направлены на:
Таким образом, медикаментозное лечение следует обязательно сочетать с занятиями у логопеда и дома. Процесс коррекции речевого и психоречевого развития должен быть всесторонним и непрерывным, только в этом случае можно добиться хороших результатов.
Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?
Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.
Дата публикации: 15.03.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.
Логомаг
Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
Обзор препаратов, применяемых в лечении ЗРР и алалии → Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
По материалам статьи А. П. Скоромец И. А. Крюкова И. Л. Семичова М. В. Шумилина Т. В. Фомина
Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор)
Как часто я слышу от родителей вопрос: «Пить ли нам. (тут в основном называется какой-либо ноотроп)». Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.
Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.
В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:
1) производные пирролидона: пирацетам и др.;
2) производные пиридоксина: Биотредин, Энцефабол;
3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;
4) препараты, усиливающие холинергические процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;
5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;
6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;
7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);
8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);
9) витаминоподобные средства (Идебенон, Магне В6 и др.);
10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);
11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);
12) витамины группы В (Нейромультивит и др.).
В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.