Что выгоднее фер или тер
BrickNews.ru
Новости строительства и архитектуры
Подскажите пожалуйста, в какой нормативной базе выгоднее (по деньгам) составлять смету с точки зрения подрядчика, если источник финансирования коммерческая организация, и заказчику всё равно, в какой базе смета будет представлена на утверждение.
Говорят, что в МТСН дороже. Но все это применительно в определенным видам работ (где-то дороже в одной базе, где-то в ней же дешевле)
Оптимально считать по ТЕР или ФЕР, главное, чтобы сметчик привык к этим расценкам, то есть чувствовал себя как рыба в воде (иначе напортачит). При этом при пересчете в текущие цены проще взять ОЗП и ЭММ по индексу, а материалы по факту (по реальным ресурсам с реальными ценами). При этом по материалам не пролетите наверняка, по ОЗП тош на тош и выдет если индекс правильный примените и закрепите его с заказчиком договором, а на ЭММ можно и жирок нагулять, так как индекс сам по себе может дать неплохие текущие цены. Если вы не все машины применяли, деньги за них все равно в базовые расценки включены, так что и за них еще получите. Но самое главное, что если и этого вам мало, можете утвердить для себя индивидуальный коэффициент пересчета на ОЗП и ЭММ (по цене от 100 000 руб за цифру.). Вот тогда ваша окончательная договорная цена будет зависеть от полноты налитого стакана, а не от базы как отправной точки расчета
Вот и я про то. Установить индивидуальные индексы для ОЗП, ЭММ, МАТ. Вот это лучше всего. Только чтобы их(индексы) посчитать, нужно смету ресурсным методом сделать.
Новое слово в етодике определения стоимости строительства. УРА aivt
Читаю и восхищаюсь. Складывается впечатление, что почти все советчики исходят из принципа, что заказчик полный ЛОХ! Совершенно согласен с тем, что использование ресурсного метода (при условии наличия ЭСН на все используемые технологии) или МТСН(со своими коэффициентами) даст картину, максимально близкую к реальной, при которой с заказчиком быстрее удастся найти общий язык. И не нужно будет краснеть после проверки сметы какой-либо независимой организацией, скажем нами.
О переходе с ТЕР на ФЕР и индексах пересчета
С 31 марта 2020 вступают в действие и будут применяться новые сметные нормативы ГЭСН и ФЕР в редакции 2020 года (база ГЭСН-2020, ФЕР-2001 в редакции 2020 года). Разберем ситуацию на примере Ярославского региона.
В Ярославской области до настоящего времени применяются ТЕР-2009 года Изменением 1 (утвержденные постановлением Правительства Ярославской области № 811-п от 18 октября 2011 года) — опубликованы в федеральном реестре сметных нормативов на сайте Минстроя РФ.
Заместитель министра строительства РФ Дмитрий Волков в интервью информационному агентству «Строительство» 16 сентября 2019 заявил: «Территориальные единичные расценки есть примерно в пятидесяти регионах. При этом по-прежнему запрещена актуализация территориальных единичных расценок. Вот какие базы есть – такие есть, мы к ним публикуем индексы. Когда регион скажет: «Все, хватит», он переходят на ФЕР, и им достаточно одного индекса. Почему уходим от ТЕР? Между федеральными единичными расценками и территориальными единичными расценками разница в стоимости на самом деле очень небольшая. При этом страна должна поддерживать 85-86 систем ценообразования, а это достаточно дорогое удовольствие. Поэтому мы считаем, что территориальные единичные расценки должны уйти в прошлое, но произойти это должно естественным путем, без принуждения. Когда федеральные рыночные расценки докажут свое преимущество, они постепенно займут место региональных».
Получается, представители Минстроя РФ заявляют нам:
Но! Если региону переходить на новую базу с ТЕР на ФЕР (как это уже сделали коллеги в республике Татарстан, Владимирской и ряде других областей), то и считать сметы нужно будет ежемесячными «порасценочными» коэффициентами к ФЕР (построчные индексы, которых пока нет).
Кто решил, что одного индекса, который ежемесячно выпускает Минстрой для региона будет достаточно?
Мы решили проверить существующие способы расчета базисно-индексным методом с применением различных индексов на практическом примере.
Индексация смет в базе ТЕР и ФЕР-2017 для Ярославской области.
Для Ярославской области возможны следующие варианты индексации сметных расчетов:
В каких сметных нормативах делать смету и с какими индексами?
Согласно статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации и письму Минрегионразвития РФ от 14 августа 2008 года №20169-СМ/08 «По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации (в том числе выбор метода составления сметной документации), при этом подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика. Согласно МДС 81-35.2004 при составлении смет (сметных расчетов) могут применяться следующие методы определения сметной стоимости объектов строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, на основе объектов-аналогов.»Таким образом, решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства.
При отсутствии указаний в задании на проектирование в каких сборниках производить расчет, Заказчик делегирует выбор расчета по умолчанию Проектировщику на основании ст 158 Гражданского кодекса РФ.
Но следует учитывать, что если финансирование строительства осуществляется частично или полностью за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации (предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и дотаций), а также на основании соглашений(договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, то при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы необходимо применять Федеральные единичные расценки (ФЕР) в редакции 2017 года (с учётом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы Минстроя России.
Кроме того, следует учесть, что региональные индексы (коэффициенты) не включены в Федеральный реестр сметных нормативов.
Рекомендуем заранее уточнять источники и структуру финансирования объектов строительства на предмет использования средств федеральных субсидий и(или) средств софинансирования федеральным бюджетом и государственных фондов.
Временно отсутствующие в сметно-нормативной базе ТЕР-2001 единичные расценки, стоимости материальных ресурсов, стоимости строительных механизмов, но имеющиеся в сметно-нормативной базе ФЕР-2001 применяются в сметной документации, рассчитанной по ТЕР-2001. Для их пересчета в уровень цен базы ТЕР-2001 применяются индексы к ТЕР, разработанные ГАУ «Государственная экспертиза».
Для составления сметы используются ТЕРы области, в которой производятся работы, где приобретаются материалы, независимо от месторасположения заказчика. ФЕРы в свою очередь используются при строительстве линейных объектов, проходящих по территории нескольких областей.
Попробуем применить различные варианты индексов для конкретной сметы:
1. Смета в ТЕР – индексы по статьям затрат от ГАУ ЯО «ЯРГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗА»
Итог по смете: 1 807 282,80 рублей (в ценах 2000 года), 9 771 195,60 рублей (в текущих ценах).
2. Смета в ТЕР – индексы по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс»
Итог по смете: 1 807 282,80 рублей (в ценах 2000 года), 10 816 984,80 рублей (в текущих ценах).
3. Смета в ФЕР в редакции 2017 года с изменениями 1-5 – индексы по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс»
Итог по смете: 1 043 973,60 рублей (в ценах 2000 года), 10 153 839,60 рублей (в текущих ценах).
4. Смета в ФЕР в редакции 2017 года с изменениями 1-5 – индексы к СМР от Минстроя России
Итог по смете: 1 043 973,60 рублей (в ценах 2000 года), 7 119 900,00 рублей (в текущих ценах).
В итоге наиболее выгодным для подрядчика вариантом будет смета, сделанная в нормативной базе ТЕР с индексами по статьям затрат от ООО «Стройинформресурс».
Был также сделан пробный расчет по той же самой смете в нормативной базе ФЕР-2001 в редакции 2020 года, которая вводится в действие с 31 марта 2020 года с тем же квартальным индексом Минстроя России (на 4 квартал 2019).
Итог по смете: 1 026 124.80 рублей (в ценах 2000 года), 6 998 170.80 рублей (в текущих ценах)
Произошло понижение базисной стоимости примерно на 2%
Также были сделаны пересчеты по другим сметам, в основном происходит снижение базисной цены примерно на 1-8%, есть сметы, в которых базисная цена даже немного увеличилась.
По результатам примера мы видим, что сметы в текущих ценах, рассчитанные по ТЕР с большей ценой, чем рассчитанные по ФЕР. А значит, на данный момент «не выгодно» считать по ФЕР, если есть ТЕР.
Справочно:
Если у вас есть замечания, вопросы по материалу, базам ФЕР, применении индексов к базе ФЕР или ТЕР, или приобретении баз, индексов, мы с радостью ответим на них, звоните +7 (495) 133-62-42; 8-800-100-72-82; (4852) 60-73-75.
Автор: Марина Сидорова, ведущий консультант-сметчик. Компания «Галактика ИТ».
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
О ПРИМЕНЕНИИ ТЕР-2001 и ФЕР-2001
👉 В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (Начало действия документа — 01.04.2020) обращаем внимание на необходимость исключительного применения Федеральных сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются ДОТАЦИИ НА ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.
💥 Для справки: Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, допускается в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых исключительно полностью за счет средств регионального (муниципального) бюджета.
👉 В случае если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определена c применением сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, проверка достоверности определения сметной стоимости, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким сметным нормативам, расценкам, ценам, методическим и другим документам в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.
✔️ Следует обратить внимание на необходимость применения ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК (ФЕР) в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений), а с 31 марта 2020 года – в редакции 2020 года Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются средства Федерального бюджета Российской Федерации, в том числе следующие целевые средства:
👉 для объектов капитального строительства по адресному распределению Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП), на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП);
👉 государственных контрактов на выполнение работ (государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта) для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных Федеральным Законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Федеральным Законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в том числе
— целевые средства, предоставляемые юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам, федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетные инвестиции юридическим лицам из Федерального бюджета Российской Федерации на финансирование (софинансирование) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
👉 дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
👉 имущественный взнос (бюджетные ассигнования) Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и в уставный капитал акционерного общества «ДОМ.РФ» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов и объектов инфраструктуры, средств, получаемых юридическими лицами по контрактам (договорам), заключаемым с публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов;
👉 финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) за счет целевых безвозмездных поступлений от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственных внебюджетных фондов, некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;
👉 при осуществлении деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
и других случаях, когда источником финансового обеспечения расходных обязательств, частично или полностью, являются средства федерального бюджета. При соблюдении положения об обязательной проверке получателями средств федерального бюджета, предоставившими субсидии, и органами государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.
ТЕР и ФЕР при формировании сметы
14 сентября 2020 г.
При формировании сметной документации и выполнении вычислений для строительства в России применяются отечественные стандарты по расценкам на конструкции, элементы, материалы и работы. Как цифровое моделирование упрощает расчет сметы? Какой из сборников нормативов выбрать, чем они различаются и для чего предназначены?
Расценки в строительстве
При расчете сметы инженер опирается на данные сметно-нормативной базы. Он ориентируется на цены, действующие на строительную продукцию в России. Одновременно существует несколько вариантов нормативов, зафиксированных в определенных сборниках. С течением времени показатели пересматриваются и корректируются.
Одними из самых распространенных более 15 лет остаются базы ФЕР и ТЕР. Они позволяют определять стоимость элементов проекта на конкретную дату. Нормы и правила для составления сметной документации вводятся в действие Госстроем РФ, а также органами госуправления администрации отдельных регионов. При проектировании 3D-модели в BIM WIZARD поддерживается передача информации в едином формате из бим-модели в программе для автоматизированного составления сметных расчетов.
Что такое ТЕР
Аббревиатура ТЕР образована от определения «Территориальные единичные расценки», используемого в строительстве. Базовые нормативы нужны для расчета сметной стоимости в процессе разработки проекта строительства, восстановления или реконструкции объектов капитального, жилищного, промышленного и инфраструктурного назначения.
Для каждого вида работ применяются отдельные расценки. Получить информацию можно из специальных сборников. Они необходимы в том случае, если подрядчик привлекает средства областного бюджета. Заменять данные этой базы на сведения, полученные из иного источника, нельзя. Для высокоточных и сложных процессов замена на данные иных баз недопустима.
Что такое ФЕР
Аббревиатура ФЕР образована от названия «Федеральные единичные расценки». Действующая в текущем году тарифная сетка сформирована в ценах на 01.01.2000. Это основа, используемая для расчета укрупненных нормативов сметы. Она нужна для определения прямых затрат, указанных в сметной документации. Данные нужны для расчетов по завершенным строительным работам.
Для формирования базы использованы цены Московской области и нормативы ГЭСН-200. Эти данные позволяют формировать полный комплект сметной документации. Они действуют при проектировании зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и производства.
В чём разница между ТЕР и ФЕР
Главное различие между сборниками заключается в применяемых источниках финансирования:
При использовании ТЕР регион, где зарегистрирован подрядчик, не имеет значения. При строительстве в Москве будут использованы данные ФЕР или ТСН-2201. Если строительство финансирует коммерческая организация, то заказчик и подрядчик самостоятельно определяют, какую нормативную базу использовать.
Применение ТЕР и ФЕР в сметных программах
Нормативы необходимы для расчета локальных смет и формирования комплекта сметной документации. Единичные расценки применяются без корректировок, однако учитываются коэффициенты на условия работ. Возможно внесение корректировок в процессе формирования сметы.
Уровень цен при расчете сметы может быть текущим и базисным. Инфляция и изменение стоимости материалов, работ, техники учитываются при помощи специальных индексов. При изменении коэффициентов необходимо ссылаться на использованные сборники единичных расценок. В программе для автоматизированного составления сметных расчетов в строительстве SmetaWIZARD эта информация подгружается в автоматическом режиме.
Обновления индексов ФЕР и ТЕР
В нормативных базах использован средний уровень цен и расходов по разным видам строительных работ. В отдельных случаях за эталон принимается средний уровень расходов по отрасли.
С течением времени многие процессы меняются, инфляция и кризис приводят к росту стоимости материалов, работ, конструкций. В результате индексы увеличиваются. Они не только дополняются, но и меняются. Это позволяет узнавать реальную стоимость каждого элемента.
Ценообразование в строительстве: ТЕРы, ФЕРы и «несостоявшиеся закупки»
Территориальные единичные расценки (ТЕР), Федеральные единичные расценки (ФЕР)
Резкий скачок цен на металлы в конце прошлого года, потянувший за собой рост стоимости других строительных материалов, в 2021 году вверг строительную отрасль в панику. Но если коммерческие структуры могли играть ценой квадратного метра, договариваться с банками и поставщиками, то подрядчикам, исполняющим госзаказы, пришлось действительно несладко.
Госконтракты на грани срыва
Большинство из них было вынуждено бессильно наблюдать за тем, как их выручка тает, а кое-кто вообще остановил деятельность, так как оказалось, что стоять дешевле, чем работать. С начала года все исполнители таких контрактов с надеждой смотрели в сторону Правительства и Минстроя РФ, которым необходимо было что-то предпринять, чтобы не сорвать строительство федеральных, региональных и муниципальных объектов.
И только в начале августа Правительство издало Постановление № 1315, которое повлияло на контракты, заключенные по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Минстрой РФ отреагировал изданием приказа № 500/пр, который внес изменения в методику составления сметы контрактов в сторону их увеличения.
Обо всех перипетиях, связанных с нововведениями, с которыми столкнулись различные стейкхолдеры процесса государственных и муниципальных закупок, шла речь на проведенном недавно круглом столе «Ценообразование в строительстве», который организовало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). А загвоздок, не до конца урегулированных вопросов и, как говорили участники мероприятия, «развилок» оказалось настолько много, что пока подрядчики госзакупок спокойными себя чувствовать никак не могут.
Из-за чего сыр-бор
«Стоимость металла с IV квартала 2020 года в 35–40 тыс. за тонну увеличилась к настоящему времени более чем в 2 раза, — рассказал директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. — В последние месяцы мы наблюдаем тенденцию к ее снижению, но, по прогнозам производителей, к прежней цене металл никогда не вернется».
По его словам, следом в рост пошла полимерная продукция, древесина, химия. По данным начальника департамента строительства и архитектуры Ивановской области Александра Батурина, за первые три квартала 2021 года кирпич вырос в цене на 50 %, оконное стекло — на 30 %, битумная продукция — на 50 %.
В результате все строители с периодичностью два раза в неделю стали получать письма от поставщиков с изменением цены на еще не авансированные контракты по поставке. Как это повлияло на конечную цену контракта?
«Строители физкультурно-оздоровительного комплекса из реестра типовых проектов Минстроя России в Иркутской области посчитали удельный вес металла в стоимости строительства, — рассказал Павел Малахов. — Получилось 14 %, и при увеличении цены металла только на 50% контракт должен увеличиться на 7 %. При этом сметная прибыль у компании на этом проекте — 6 %, то есть она оказывалась в убытке».
И таких контрактов со сроком действия от одного года, находящихся в стадии исполнения, по стране несколько десятков тысяч, их общая стоимость — 6 трлн руб. А еще есть контракты со сроком до года на сумму около 700 млрд руб., на которые пока вообще не обратили внимание. Также без внимания пока остаются подрядчики, выполняющие капитальный ремонт зданий. Здесь в работе 38 тыс. контрактов на сумму 349 млрд руб. Как манны небесной подрядчики капремонтов ждут изменений в Постановление Правительства № 615.
Самые неприятные данные озвучил представитель площадки «РТС-тендер» Виктор Баранов. Сотрудники площадки посчитали так называемые несостоявшиеся закупки этого года, то есть те торги по государственным и муниципальным контрактам, на которых не заявилось ни одного участника.
«Самая сложная ситуация — в закупках по капитальному ремонту, — подчеркнул Виктор Баранов. — Год стартовал с 42,5 % несостоявшихся закупок, а на июль мы имеем 64,5 %. В переводе на русский язык 6,5 закупки из 10 отправляются в корзину».
В связи с введением в действие постановления № 1315 ситуация с госзакупками в строительстве по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ чуть лучше, но все равно кривая несостоявшихся закупок неумолимо ползет вверх.
«Во всех проектных областях, которые мы исследовали, видны всплески закупок в апреле — мае, когда, по сути, начался строительный сезон и основная контрактация, — продолжает Баранов. — Подрядные организации начали выходить на объекты и столкнулись с ростом цен. А в летний период закупки стали снижаться».
По его словам, исходя из данной информации, выводов напрашивается два. Первый: сложившаяся ситуация — это не процессуальные проблемы, не проблемы законодательства, а проблемы рынка. Рынок отражается на всех проектных областях, влияет на историю вовлечения подрядной среды в закупки по всему периметру. Второй вывод: к сожалению, на сегодня стабилизации ситуации и снижения доли несостоявшихся торгов в обозримом будущем не видно.
Что сделано властью
«Первое, что мы получили, — это разъяснение о возможности изменения цены контракта в рамках п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, — рассказывает о принятых новеллах Павел Малахов. — Если раньше изменение цены контракта трактовали как предпринимательские риски, то теперь считают, что законодатель изначально закладывал в статью возможность изменения цены контракта выше инфляционного уровня. В развитие этой темы было принято Постановление № 1315».
По нему утверждена возможность изменения цены контракта не более чем на 30 % в пределах лимитов бюджетных обязательств. Данное постановление распространяется на контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд.
Что касается методики составления сметы контрактов, согласно приказу Минстроя № 500/пр она регулирует случаи увеличения цены контракта до 30 % в связи со значительным ростом цен на строительные материалы. Методика делит контракты на три уровня: до 30 млн руб., от 30 до 100 млн руб. и свыше 100 млн руб. В рамках контрактов до 30 млн руб. проводится конъюнктурный анализ материалов, которые подорожали, и решение о повышении цены контракта принимается заказчиком самостоятельно.
«По контрактам от 30 млн и выше необходимо произвести всю сметную стоимость невыполненных работ в текущий уровень цен через индексы, которые выпускаются ежеквартально для всех регионов Минстроем России, — продолжает Малахов. — Здесь важным аспектом является качество этого индекса, чтобы изменения цены и рост стоимости материалов были учтены в субъектах РФ. При контрактах свыше 100 млн руб. требуется проведение повторной экспертизы расчета, который готовит заказчик вместе с подрядчиком».
Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что Постановление № 1315 надо дорабатывать.
«Мы подготовили проект изменений, который предусматривает два ключевых момента, — поделился планами заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. — Первый — возможность увеличения цены контракта на работы, которые выполнялись с 1 января 2021 года. Второй — мы увеличили количество заказчиков-ФОИВов. Раньше их было 39, мы добавили туда силовые структуры».
По его словам, министерство постоянно мониторит ситуацию с выпуском региональных актов в соответствии с постановлением. На текущий момент 29 таких актов уже готовы, 17 находятся в высокой степени готовности, 37 — в работе. Оставшиеся субъекты либо считают, что пока им не надо повышать цены, либо отказались от создания акта и идут путем прямого изменения каждого контракта. «Сейчас есть возможность доработать и внести изменения в Постановление № 1315, которые позволяли бы эти процедуры улучшить, если они работают плохо», — уверен Сергей Музыченко.
Замминистра отметил еще две проблемы. Постановление № 1315 не затрагивает контракты со сроком действия до года. Этот вопрос новым составом ГД будет рассматриваться в первую очередь, как один из важнейших. Также подготовлены необходимые изменения в Постановление № 615 по капремонту. Проект прошел все процедуры согласования и будет внесен на рассмотрение Правительства в ближайшие дни.
Задача: устранить «развилки»
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков остановился на работе, которую объединение проводит совместно с Минстроем и которая касается практики применения постановления № 1315 и приказа № 500/пр.
«Хотя некоторые субъекты Федерации уже приняли свои подзаконные акты, анализ этих документов говорит о том, что большая часть из них очень похожи друг на друга, не учитывают региональной специфики и написаны без учета имеющейся практики, — подчеркнул Антон Глушков. — Поэтому «развилок» в применении возникает достаточно много».
Одна из них — муниципальные заказы. Формально для корректировки цены контракта им достаточно распоряжения Главы, но оно должно либо базироваться на внутреннем локальном нормативном акте, который принимает муниципалитет, либо отсылать к документу, который принимает субъект, а его может и не быть.
Довольно большое количество объектов в РФ строится по принципу софинансирования, когда в проекте участвуют бюджеты разных уровней, причем заказчиками, как правило, выступают органы местного самоуправления. До последнего момента этот вопрос не был урегулирован.
«Мы решили, что данный момент в методике учтен, и им надо учиться пользоваться, кроме того, под это появились федеральные средства, — уверен Глушков. — Но схема их распределения достаточно сложная».
Есть и другие проблемы. По словам Александра Батурина, при пересчете согласно методике по индексам к общей стоимости строительно-монтажных работ итог, который получили в Ивановской области, строителей не устраивает. Необходим переход на расчет индекса по элементам затрат.
«Мы уже подписали соответствующее письмо губернатора, — подчеркнул Батурин. — Просьба Минстрою и Главгосэкспертизе услышать наши предложения и в кратчайшие сроки пересчитать данные индексы. Думаю, что эта проблематика касается всех регионов».
По мнению Антона Глушкова, помимо перехода на элементы затрат часть субъектов столкнулись с проблемой, что прежде расчет производился в территориальных единичных расценках (ТЕРах). В конце 2020 года ТЕРы отменили, и сегодня все расчеты производятся исключительно в ФЕРах (федеральных единичных расценках). И не всем понятно, каким образом переводить ТЕРы в ФЕРы и переделывать весь сметный расчет.
«В Красноярском крае, например, ТЕРы во II квартале 2020 года оказались выше, чем ФЕРы II квартала 2021 года, — рассказал Антон Глушков. — В этой связи ситуацию переводного коэффициента для объектов, которые были отторгованы в ТЕРах, тоже нужно регулировать».
В ходе мероприятия о своих проблемах докладывали представители региональной власти, Главгосэкспертизы, Фонда капитального ремонта, подрядных организаций. И у всех есть те или иные проблемы, связанные с Постановлением № 1315. Антон Глушков и Сергей Музыченко призвали собравшихся разбирать частные случаи в рамках Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), а общие обещали рассмотреть на серии ВКС-совещаний.
Другого варианта нет
Увы, факты говорят о том, что желающих участвовать в государственном заказе все меньше и меньше. При этом рыночный спрос оттесняет государственный заказ, малый и средний бизнес уходит работать к частному заказчику, где ценообразование рассчитывается договорным способом. Бюджет в этом смысле отстает, и это повод для власти задуматься.
Но изменения в контрактной системе — не такой простой вопрос, требующий постоянного изменения законодательства. «Давайте скажем честно, что каждый из нас мечтал об аналогах постановлений, которые были в 2008, 2015, 2016 годах, когда объекты пересчитывались одними переводными коэффициентами. Снималась ответственность с подрядной организации, с заказчика, и всем было удобно», — говорит Антон Глушков.
Но сегодня с учетом значительного увеличения бюджетных ассигнований в стройку бюджетных объектов стало значительно больше и объем бюджетной нагрузки на строительную отрасль вырос. Государство объективно не может воспользоваться прежними механизмами. Ведь даже принятие документа № 1315 решалось на уровне первых лиц государства при активном сопротивлении Минэкономики и Минфина.
«Да, неудобно. Да, очень много вопросов к нынешней методике, но это возможность помочь подрядным организациям, — резюмировал Антон Глушков. — Другого варианта нет, поэтому придется руководствоваться ею и пытаться, по крайней мере, не ухудшить свои финансовые показатели».