Что выделяется логическим ударением
Речь актера. правила выделения логических ударений
Перечислим правила расстановки логических пауз и ударений.
1.Подлежащее и сказуемое.
В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.
Например:
«Поля опустели; обнажились леса».
2.Правило о новом понятии:
А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.
Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется
Например:
«Вот дом,
который построил Джек,
а это пшеница,
которая в темном чулане хранится
в доме,
который построил Джек».
Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.
В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.
Например:
«Сверкнула молния», «прогремел гром».
Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.
Например:
«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;
«В наших жилах кровь, а не водица» – «кровь» противопоставлена «водице»;
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».
Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.
Например:
«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).
4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.
Например:
А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;
Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».
В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.
5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.
Например:
«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».
6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.
Например:
«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».
7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.
Например:
А) «я никогда этого не забуду»;
Б) « я тебе ничего не скажу».
В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.
Например:
«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».
Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.
Например:
«Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».
Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.
Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие – слабее, третьи – слабее, четвертые могут совсем не выделяться.
Например:
«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».
В первом такте мы выделим слово «уходить», во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте – «уходя».
Во втором такте незначительно выделяется слово «руку» – потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова «пожимая руку» означают «прощание».
Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое – двумя, еще менее выделяемое – одной чертой.
«Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию».//
Итак, получился целый комплекс ударений – сильных, средних и слабых.
«Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы».
(Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).
То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.
Например:
В слове «кабинет» третий слог «нет» – ударный, второй «би» – предударный, первый «ка» – слабый.
Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя – на предударном, меньшая – на слабом.
Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове «папоротник» звук [о] в третьем слоге выпадает).
Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз.
Этот прием называется «скелетирование» текста.
К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.
Ударное слово является основным центром мысли.
Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.
В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.
Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.
Возьмем простую фразу «Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: «дай мне яблоко», «дай мне яблоко».
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Логическое ударение
Кроме фразового ударения, которое присутствует в предложении постоянно, в английском, как и в русском языке, имеется логическое ударение.
He saw that picture.
Он видел эту картину.
That day it was raining.
В тот день на самом деле шёл дождь.
Поскольку логическое ударение выходит за рамки обычного фразового ударения, то может оказаться, что с его помощью будет выделено то слово в предложении, которое обычно бывает безударным, например личное местоимение, предлог, артикль или вспомогательный глагол. Например:
Практически при произнесении каждого предложения может быть столько вариантов логического ударения, сколько в нём слов. Всё зависит от того, какое слово говорящий хочет выделить, а это, в свою очередь зависит от цели высказывания и ситуации общения. Например:
This year we went on an excursion to Moscow for the first time.
В этом году мы впервые ездили на экскурсию в Москву.
This year we went on an excursion to Moscow for the first time.
В этом году мы впервые ездили на экскурсию в Москву.
This year we went on an excursion to Moscow for the first time.
В этом году мы впервые ездили на экскурсию в Москву.
This year we went on an excursion to Moscow for the first time.
В этом году мы впервые ездили на экскурсию в Москву.
This year we went on an excursion to Moscow for the first time.
В этом году мы впервые ездили на экскурсию в Москву.
This year we went on an excursion to Moscow for the first time.
В этом году мы впервые ездили на экскурсию в Москву.
Как видно из приведённого примера, выделяя то или иное слово при помощи логического ударения, говорящий вкладывает в предложение каждый раз новое содержание.
Произнесите следующие предложения, ставя логическое ударение на выделенное слово в каждом из них:
I can do it if you want me to.
Я могу это сделать, если вы так хотите.
She did refuse to come.
Она действительно отказалась придти.
He may know the answer.
Он, может быть, знает ответ.
I said the book, not a book
Я сказал эта книга, а не какая-то книга.
The bag is on the table not under it.
Сумка на столе, а не под столом.
You should have completed it on time.
Вам следовало бы закончить это во время.
Логическое ударение
Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе.
Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» — слово «сыр» — главное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.
Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего сановной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.
«Ударение, — писал Станиславский,— указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1
Логическое ударение достигается различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на выделяемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.
Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» — произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.
Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.
Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.
У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).
У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).
У меня вчера очень болела голова (не просто болела, а очень сильно).
У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).
У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).
Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.
Логическим ударением выделяются:
1. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:
Был мальчик, звали его Филипп.
(Л. Толстой «Филиппок»)
2. Слова, содержащие противопоставление:
Деревья весело шумели,
«когда вернулась к нам весна;
и только ель одна меж ними
была безмолвна и мрачна.
шумели, когда настали холода;
лишь ель молчала равнодушно
и зеленела, как всегда.
3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном
предложении:
Подули студеные ветры.
(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)
Побежали оба Мороза.
4. Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным:
Вот уже темнеют реки,
тянет кверху дым костра.
(А. Твардовский «Осень»)
5. Существительное, стоящее после прилагательного:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит.
(А. Пушкин «Зимнее утро»)
Однако, если читающий хочет особо выделить признак предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:
Январь. Начало года.
(Н Саконская «В гостях у Ленина»)
6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:
трещит в аллеях парка.
(3. Александрова «Лыжники»)
7. Пояснение при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась.
(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
8. Слова, выражающие сравнения:
за ночь вымостил мороз.
9. Слова, обозначающие перечисление или счет:
Проходят, встают предо мною
и месяц над самой трубою,
и липа напротив крыльца.
(М. Исаковский «У самой границы»)
10. Обращение, стоящее в начале фразы:
Соседка, слышала ль ты добрую молву?
(И. Крылов «Мышь и крыса»)
Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!
(Русская народная сказка «Колобок»)
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:
Баран разбежался — да бац, бац, начал осаживать волка по бокам.
(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)
12. Слова, выражающие вопрос:
13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:
Сквозь волнистые туманы
Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необоснованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постановке логического ударения только на рифмующихся словах смысл четверостишия будет искажен:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
И, наоборот, при верном выделении наиболее важных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).
Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:
Пустое сердце бьется ровно,
логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.
1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тетрадь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.
Мы идем по темному ельнику.
Мы идем то темному ельнику.
Мы идем по темному ельнику.
Мы идем по темному ельнику.
3. Прочитать фразы, выделяя логическое ударение:
Кто кинул луком в Луку?
Кинул луком Клим в Луку.
Кинул луком Клим в Луку.
Чем Клим кинул в Луку?
Кинул луком Клим в Луку.
4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выделяются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти слова следует выделить:
Не могли бы вы пояснить: что такое логическое ударение и каковы особенности обособления оборотов, находящихся под логическим ударением?
Не могли бы вы пояснить: что такое логическое ударение и каковы особенности обособления оборотов, находящихся под логическим ударением?
1 ответ 1
1. Введение в тему
Существует ли связь между ударением и интонацией в общем случае? Разумеется, да. Дело в том, что ударение – это и есть интонация, то есть ее основной элемент.
Вот обычное определение: Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.
Как мы видим, здесь много факторов, поэтому в интонационной модели нужно выбрать самые важные и работать уже с ними. В качестве основных факторов выбирается тоническое ударение и паузы.
Примечания.
Просодический – греч.prosodikos – касающийся ударения). Относящийся к явлениям высоты тона, длительности, силы звука и т. п.
Ударение в слове. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным.
Тоническое ударение – это дополнительное изменение высоты звука ударного слога (его частотной характеристики.
Логическое (смысловое) ударение – это обычно (1) смещенное тоническое ударение или (2) его дополнительное силовое выделение.
Если при нейтральной интонации ударение падает на конец фонетической фразы, то логического выделения слова нет, а смещение ударения на другие слова мы воспринимаем как их логическое выделение.
О логическом ударении
Логическое ударение – это средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное словесное ударение, логическое ударение обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из собеседников. Например, во фразе «Твоя сестра пришла» логическое ударение может выделить любое из трёх слов. Это достигается средствами графики (выделяющие шрифты), лексики (слова «именно», «как раз» и т. п.), синтаксиса (порядок слов, выделительные обороты).
https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/104283/Логическое
Таким образом, надо точно понимать значение каждого термина, который мы употребляем.
2.1. Нейтральная интонация. Предложение состоит из двух фонетических фраз, тоническое ударение падает на конец каждой фразы, логического выделения нет, например в начале текста: Я сегОдня // поеду на рЫнок. Каждая поездка для меня – это настоящее испытание.
2.2. Но в диалоге часто приходится логически выделять нужное слово.
Если нужное слово смещено относительно с конца фразы, то требуется незначительное усиление голоса (смещение + усиление).
Если же оно стоит в конце фразы, то на него уже падает тоническое ударение. Тогда для его выделения используется только сила голоса.
Именно поэтому логическое выделение слова в конце фразы вообще не очень удобно, в то время как смещением можно добиться нужного эффекта и без особых усилий.
Кто сегодня будет затариваться едой? — Я сегодня // поеду на рынок.
Когда ты купишь овощей? — Я сегОдня //поеду на рынок
Если будешь идти на рынок, то зайди ко мне.— Я сегодня // поЕду на рынок.
Куда ты сегодня собрался? — Я сегодня // поеду на рЫнок.
3.1. В приведенных примерах даются парные варианты с разной пунктуацией. Во всех случаях тоническое ударение в конце каждой фразы присутствует.
Но при обособлении делается подчеркнутая пауза, которая и создает эффект выделения слова в конце первой фразы, тогда тоническое ударение воспринимается как логическое выделение.
При отсутствии обособления пауза произносительная, поэтому эффект выделения отсутствует, это нейтральная интонация. Силовое выделение при обособлении не требуется, что весьма удобно.
3.2. Пример парного варианта
(1) Он шел по улице // прихрамывая.
В предложении две фразы. При отсутствии обособления мы имеем нейтральную интонацию с тоническим ударением в конце каждой фразы. Здесь качественная характеристика походки, значение обстоятельства образа действия. Логическое выделение не требуется, нейтральная интонация нас вполне устраивает
(2) А если поставить запятую? Он шЕл по улице, прихрАмывая.
При обособлении пауза создает эффект выделения. Мы можем поставить тоническое ударение на конец фразы, выделив слово «на улице», но нам удобнее сместить тоническое ударение на слово «шёл», чтобы выделить его.
3.3. Другие парные варианты
В этих примерах смещения ударения нет: мы выделяем или не выделяем слово в конце первой фразы.
При обособлении это делается с помощью подчеркнутой паузы, вследствие чего тоническое ударение воспринимается как ударение логическое.
(1) «Чем все закончилось?» — «Казаки разъехались // не договорИвшись». «Собрание еще продолжается?» — «Казаки разъЕхались, не договорИвшись.
(2) Предо мной предстала умиляющая картина: Фекла Парамоновна крепко спала // сидя на стуле. Я зашел спросить совета, но Фекла Парамоновна крепко спалА, сидя на стУле.
Логическое ударение
Урок 12. Русский язык 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Логическое ударение»
Сегодня на уроке мы узнаем, что называется логическим ударением, почему оно так необходимо в речи и научимся правильно его расставлять.
Мы уже знаем, что основными средствами оформления предложения является порядок слов (служит для передачи полного смысла сообщения, придает предложению эмоциональную окраску, бывает прямой и обратной) и интонация (бывает вопросительной, восклицательной, удивительный, пояснительной, перечислительной и так далее).
Они играют важную роль в оформлении нашей речи.
Третьим составляющим грамотный эмоциональные речи является логическое ударение.
Логическим ударением называют выделение голосом самого важного в сообщениях, то на чем нужно заострить внимание слушателей.
Логическое ударение является смысловым. В зависимости от желания и целей говорящего оно может падать на любое слово. Другими словами, оно выделяет в предложении самое главное.
Средства оформления предложения
Логические ударения свойственны исключительно устной речи.
Существует несколько способов передачи логического ударения, их можно совмещать:
— Говорить громче, с большим чувством, говорите медленнее и отчётливее, сделать паузу до или после высказывания (или и до, и после него).
— Использовать жесты и мимику. Слова можно выделить, повышая или понижая тон голоса.
Способы передачи логического ударения
Какие именно из этих приемов подойдут больше, будет зависеть от содержания речи и от обстоятельств, в которых оказывается говорящий.
Давайте проследим, как меняется логическое ударение в зависимости от того, что нам хотят сказать.
В нашем саду расцвели розы! В данном случае нам сообщают, что расцвели не ромашки, не тюльпаны или другие цветы, а именно розы.
Как меняется логическое ударение?
В нашем саду расцвели розы! Имеется в виду, что розы уже расцвели.
Как меняется логическое ударение?
В нашем саду расцвели розы! Говорящий подчеркивает, что розы расцвели именно в нашем саду, а не в соседском или в каком-либо другом.
Как меняется логическое ударение?
Сестра учится в школе! Мы выделяем интонацией последние слова, подчеркивая, что именно в школе, а не в колледже или университете учится сестра.
Как меняется логическое ударение?
Сестра учится в школе! Теперь, логическое ударение падает на второе слово, что дает знать слушателю, что сестра еще учится, а не работает.
Как меняется логическое ударение?
Попробуем перенести логическое ударение на первое слово. Что теперь станет для говорящего главным?
Сестра учится в школе. Слушателю сразу понятно, что именно сестра, а не брат или друг учится в школе.
Как меняется логическое ударение?
Логическое ударение меняет смысл предложения, а также влияет на интонацию в предложении.
Вся Россия – наш дом. Логическое ударение слабое. Главное значение передается слову дом, предложение произносится спокойно.
Перенесем логическое ударение на первое слово.
Вся Россия – наш дом. Интонация предложения становится напряженной, а логическое ударение – сильным. Имеется в виду, что нет уголка в России, к нуждам и просьбам которого мы можем остаться глухи или безразличны.
Теперь, логически выделим слово Россия.
Вся Россия – наш дом. Логическое ударение остается сильным. И говорящий, и слушатель ощущают свою принадлежность ко всему русскому, к земле, которая дарована нам с рождения.
Изменения интонации предложения
Вывод: логическое ударение помогает выделить слова или группы слов, которые важны для говорящего.
Теперь мы с вами не сомневаемся, что логическое ударение очень важно для достижения понимания между людьми.
Как научиться правильно расставлять логическое ударение?
1. Обязательно находите в предложениях главные слова и словосочетания.
2. Стараетесь с помощью логического ударения указывать на переход к следующей мысли.
3. Стараетесь с помощью логического ударения выражать свое отношение к тому, что вы говорите.
Как правильно расставлять логическое ударение?
Если нужно что бы вас внимательно выслушали, то правильно расставляйте логические ударения в своей речи.
Хотите, чтобы вас внимательно выслушали?
Значит ли это, что мы можем расставлять логическое ударение произвольно, как хотим?
Конечно нет! В речи нельзя размещать логическое ударение как попало. Ни в коем случае нельзя выделять несколько слов сразу.
Сначала прочтем фразу, не произнося ее вслух. Прочли? Теперь попробуем выделить сразу несколько слов наугад.
Я поеду навестить бабушку летом.
Не правда ли, звучит очень странно. Непонятно, что именно хотел подчеркнуть говорящий:
— что он поедет в деревню, а не его сестра или мама;
— что он поедет, а не пойдет пешком к бабушке;
— что он поедет к бабушке именно летом, а не зимой.
Можно ли выделять несколько слов сразу?
Значит, логическое ударение имеет большое значение при разговоре, ответьте на уроке, выступлении, обсуждении каких-либо вопросов.
Правильное логическое ударения помогает удерживать внимание слушателей, побудить их к кому-либо действию.
Зайдите на прием в среду! Мы приглашаем больного именно в среду, а не в какой-либо другой день.
Зайдите на прием в среду. Понятно, что говорящий приглашает зайти не в гости, а именно на прием.
Зайдите на прием в среду. Говорящий побуждает больного обязательно зайти на прием.
Побуждение слушателя к действию
Логическое ударение очень важно, потому что оно помогает говорящему привлечь внимание слушателей, сконцентрировать их внимание на нужном моменте речи, убедить их в чем-либо, побудить к действию.
Теперь, когда мы познакомились с основными моментами, касающимися логического ударения, вы сможете наблюдать за опытными докладчиками и учиться у них. Вы заметите, чего можно добиться, варьируя силу логического ударения, вы увидите, что для того, чтобы донести смысл высказывания до слушателей лучше всего пользоваться разными средствами передачи логического ударения.
Умение правильно передавать логическое ударение поможет вам лучше выражать свои мысли и улучшить качество чтения.