Что выдает полную беспомощность помещика

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Что выдает полную беспомощность помещика. Смотреть фото Что выдает полную беспомощность помещика. Смотреть картинку Что выдает полную беспомощность помещика. Картинка про Что выдает полную беспомощность помещика. Фото Что выдает полную беспомощность помещика

Что выдает полную беспомощность помещика. Смотреть фото Что выдает полную беспомощность помещика. Смотреть картинку Что выдает полную беспомощность помещика. Картинка про Что выдает полную беспомощность помещика. Фото Что выдает полную беспомощность помещика

Что выдает полную беспомощность помещика. Смотреть фото Что выдает полную беспомощность помещика. Смотреть картинку Что выдает полную беспомощность помещика. Картинка про Что выдает полную беспомощность помещика. Фото Что выдает полную беспомощность помещика

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Выявление художественной идеи сказки, отличий сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки.

Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, работы с иллюстрациями и таблицами.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова дикий.

Работа над темой урока.

Какие чувства вызвала у вас сказка?

Лексическая работа- найти значение данных слов (даем задание заранее 2-м учащимся)
Мякина лучина-

без винной и соляной регалий-

Обращение к домашнему заданию. Чтение цитатного плана сказки-зачитывают 3-4 учащихся класса

В сказках Щедрина нашла правдивое отражение, борьба нарождающегося и умирающего, прогрессивного и реакционного. Острые непримиримые противоречия между крепостниками — «дикими помещиками» — и трудовым народом раскрыты Щедриным в этой сказке. В годы Великих реформ «освобожденные» крестьяне ограблены и обездолены. «И земля, и вода, и воздух» — все это собственность барина.

Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки»
(1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика
Светлоокова)» Подпись: Н. Щедрин.

Учитель: Какова фамилия помещика — героя сказки?

Ученик : Князь Урус-Кучум-Кильдибаев.

Как автор характеризует помещика в начале сказки?(зачитываем цитату) ( Тело имел беле, рыхлое, рассыпчатое и читал газету «Весть»

Газета «Весть» являлась органом дворянских олигархических кругов и занимала крайне правую, даже реакционную, позицию, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться сохранить свои привилегии.

Учитель : Как помещик исполняет предписания газеты «Весть»?
Ученик
: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть, куда ни глянут – все нельзя да ни позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля».

Отмена крепостного права произошла лишь на бумаге. Крестьянин жил бедно, убого. А теперь стал жить и того хуже. Шло размежевание земель. Производилось оно, как правило, в интересах помещика: выделяемый надел уменьшался до минимума, предусмотренного Положением. Сохранялась и усиливалась чересполосица (расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками). Она предоставляла помещику широкие возможности экономической эксплуатации крестьян (аренда, штрафы).

Ученик ( « Господи, всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!»)

Учитель: Услышал эту просьбу помещика Господь Бог и как –то на нее отреагировал?

Ученик: « Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял» )

Учитель: Скажите, как обращаются крестьяне к Господу Богу?

Ученик: (Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, чем всю жизнь маяться!)

Учитель : Какие же события явились завязкой действия?

Ученик (Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика )

Учитель Освободился помещик от мужика, «доволен остался, вышел на балкон и думает: теперь –то я понежу свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое»? Как пытается развлечься дикий помещик Приводим цитату

Ученик ( Заведу, думает, театр у себя, напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг, и актерок с собой привози)

Учитель: Ребята, актер Садовский-реальное лицо того времени. Послушаем наших искусствоведов

Учитель: Как же дальше разворачиваются события?

Ученик ( Садовский недоволен: « В доме у помещика пусто, и ставить театр, и поднимать занавес некому» Пристыдил Садовский помещика, назвав его глупым, и уехал.

Учитель: И тут вспомнил наш помещик, « что у него поблизости четыре генерала знакомых, думает, что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю! Попробую я с генералами пульку-другую сыграть!- Как же погостевали генералы у помещика?

Ученик: ( Сыграли пульку-другую, захотели есть. Помещик угостил леденцами да печатными пряниками А на вопрос, чем же сам питается помещик, тот ответил: «Сырьем кой-каким питаюсь, да вот пряники еще покуда есть…»

Учитель: Соседи-генералы в третий раз назвали помещика глупым. Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения.

Что решил сделать помещик, для того чтобы убедиться в правильности своего решения? Как это его характеризует?

Ученик : (Он решил разложить «дамский каприз» (разновидность пасьянса) и убедиться в своей правоте. Салтыков иронизирует над необразованностью помещика.)

Учитель : О чем мечтает помещик?

Ученик : О машинах, которые выпишет из Англии, о плодовом саде, о коровах и т. д.(зачитать цитату)

Реакционная газета «Весть», убедившись в бессилии затормозить процесс реформ, выступила с идеей широкого введения в сельском хозяйстве машинной техники (иностранной ), чтобы восполнить даровую рабочую силу.

Учитель: Размечтался помещик, что стали ему сниться сны о том, что « за непреклонность его министром сделали»

Учитель: Как далее подчеркивает Салтыков-Щедрин упрямство помещика?
Ученик
: Даже во сне он пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!».

Учитель: Почему помещику снится, что он гуляет по берегам Тигра и Евфрата?

Ученик (Уверенность в том, что он, избавившись от мужиков, создаст рай на земле столь сильна, что во сне он видит себя в раю. Помимо этого, помещик полагает, что будет вознагражден за твердость духа.)

Учитель: Что выдает полную беспомощность помещика?

Учени к: Забывшись, он зовет мужика Сеньку, без которого обойтись не может.

Учитель : Что же на время возвращает его на грешную землю, заставляет задуматься о справедливости своего поступка?

Ученик : (Появление капитан-исправника на некоторое время поколебало его умеренность, заставило испугаться наказания за глупость.) Учитель: Ребята, введите нас в курс истории. Расскажите о роли капитан-исправника в ходе реформ)

Сообщение историков ( имеется ввиду высылка на поселение)

Учитель: Какая мысль утешает помещика, размышляющего о возможном наказании?

Учитель: Да, действительно, стал уже помещик вспоминать все чаще «милого мужика», но твердость духа не терял. Решил: пусть я совсем одичаю, но от принципов не отступлю.

Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?

Ученик: Физическое одичание подчеркивает одичание моральное.

Учител ь: Прочитайте описание помещика-зверя ( Зачитываем цитату ).

Ученик (Вот он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав

Учитель : Что имеет ввиду писатель?

Исследователи :(один из библейских героев, родившийся косматым)

Учитель: Найдите в тексте примеры дикости.- и ответьте: «Смешно или грустно звучит такое описание?»

Ученик (Утратил способность произносить членораздельные звуки, Как кошка влезет на самую вершину дерева, Соскочит как стрела, вцепится в добычу.( в зайца), разорвет когтями и съест со всеми внутренностями. Даже со шкурой) Описание вызывает и смех и ужас, поскольку глупый помещик сделался силен и коварен.

Учитель: Обратимся к иллюстрации в учебнике. Художники Кукрыниксы (1939) проиллюстрировали нам произведение

Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации? Художникам удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий.

Почему фраза глупый ты помещик звучит из уст всех персонажей сказки?

Ученик : М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что необходимость перемен осознана большинством. Отсутствует здравый смысл лишь у помещиков, не желающих расстаться со старыми порядками. Автор указывает на крайнюю степень одичания: даже звери оказываются умнее помещика.

Учитель: Какова развязка сказки?

Выразительное чтение финала сказки от слов «Как нарочно, в это время чрез губернский город. » до конца сказки. (Быстрова А.)

Учитель : В чем заключается абсурдность ситуации?
Ни в чем не повинного мужика ловят как преступника, а с совершенно одичавшим помещиком возятся и терпят его дикие выходки, «наиделикатнейше внушая, дабы он фанфаронства свои прекратил».

Учитель : Какова судьба помещика и его крестьян?

Ученик : Помещик так и остался диким, но власть у него не отобрали. Сенька по-прежнему служит дикому барину.

Учитель : В чем отличия этой сказки от народной? С какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?

Учитель: Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».

Учитель: Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?

Ученик : Реалистично бедственное положение крестьян и нравственная дикость помещика, невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое одичание помещика.

Учитель: Назовите синонимы к слову дикий.

Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?

Ученик : В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.

Учитель : Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства.

Прочитать русскую народную сказку «Морока»

Составить цитатный план сказки.

Выписать из текста сказки обороты речи, свойственные русской сказке.

Инсценирование сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак»

Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».

Отдаленное сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом
и персонажами русской народной сказки

Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира

Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов

Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием

Источник

Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».

Тема. Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».

познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; выявить особенности его сказок, художественную идею сказки «Дикий помещик»;

развивать навыки выразительного чтения по ролям, работы с текстом, с иллюстрациями, учебником, терминами, лексической работы;

формировать гражданскую позицию учащихся.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине.

2.1.Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя.

Мои замечания об услышанном

1836 г. — Дворянский институт

1838 г. — Царскосельский лицей

1848 г. — ссылка в Вятку

1856 г. — появление псевдонима Щедрин

1869 г. — обращение к жанру сказки

Обычно с детством у человека связаны самые светлые воспоминания. Но Салтыков с содроганием говорил о своих детских годах. На всю жизнь для него «пошехонская старина» осталась домашним адом. Что же это за край, Пошехонье? Отчего так безрадостна память о проведенных здесь годах? Земли к северу от Москвы в Калязинском уезде Тверской губернии принято было считать захолустьем, углом, затерявшимся где-то среди болот и лесов. Когда на Пошехонье опускались сумерки, над болотами поднимался густой туман, который всю окрестность окутывал сизою, клубящеюся пеленой. В этом краю, в селе Спас-Угол, в семье быстро богатеющих помещиков Евграфа Васильевича и Ольги Михайловны Салтыковых 15 января 1826 г. родился сын Михаил.

2.3. Обращение к иллюстрации в учебнике. Дом в имении Спас-Угол, где родился М.Е.Салтыков-Щедрин. Художник Д. Афанасьев.

В детстве его сильно задевали безропотность образованного, слабохарактерного, набожного отца и властность маменьки, ее чрезвычайно суровый нрав, ее бесконечные угрозы и наказания, не в последнюю очередь касавшиеся и детей. Ольга Михайловна разделила своих детей на «любимчиков» и «постылых».

Как бы там ни было, к шести годам Михаил бойко говорил на немецком и французском языках, а через год или два мог уже читать и писать по-русски.

В 1836 г. Ольга Михайловна сама привезла сына в Москву и определила в Дворянский институт. Здесь начались у Михаила первые систематические занятия по русскому и иностранному языкам, латыни, был привит интерес к отечественной словесности. Здесь произошло первое знакомство со стихами Лермонтова.

Каждые полтора года институт направлял двух лучших воспитанников продолжать образование на казенный счет в Царскосельский лицей. В 1838 г. выбор пал на Михаила Салтыкова. В Лицее Михаил увлекся сочинительством, философией, его интересовали русские журналы, в частности статьи критического и полемического содержания. В 1844 г.
Михаил, окончив Лицей, служит в канцелярии военного министерства.
С помощью друзей Салтыков становится сотрудником передовых журналов той поры — «Отечественных записок» и «Современника», пишет рецензии преимущественно на детские и учебные издания.

В апреле 1848 г. его арестовывают за участие в «пятницах» М.В. Петрашевского и отправляют на обязательную службу в Вятку. За молодым чиновником учрежден строгий надзор полиции.

2.4. Обращение к учебнику. Фотография М.Е. Салтыкова.

— Удалось ли фотографу передать характер М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Салтыкову претила сама идея примирения с тем политическим строем, о будущей погибели которого так недавно еще и так горячо и возвышенно он мечтал в Петербурге. Главная опора самодержавия — дворяне-помещики, сановные бюрократы — стали основным объектом щедринского обличения.

Он рассматривал литературу как могучий фактор общественного преобразования. Образы народных сказок, фольклорные приемы повествования были творчески восприняты, трансформированы и подчинены действенному сатирическому обличению угнетателей народа.

2.6. Обращение к таблице.

2.7. Сообщение о портрете М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н. Крамского.

Крамской портретировал Щедрина дважды. Полотно, принадлежащее Третьяковской галерее, выполнено по заказу собирателя.

Следует отметить, что особую роль получает в портретах Крамского живопись глаз.

— Какие виды сказок вы знаете?

— О чем рассказывают бытовые сказки?
— Каков смысл сказок о животных?

— Какова композиция волшебной сказки?

— Каковы особенности сказки?

Художественная форма сказки лаконична, очень проста, но ярка и колоритна.

Характеры в сказках очерчены глубоко, но не широко, не всесторонне. Все внимание сосредоточено на какой-либо одной существенной черте характера. Язык сказки предельно лаконичен, прост, но меток и образен, как и вообще язык трудового народа. Сказки представляют большую ценность — в них запечатлены мировоззрение, думы и чувства, мудрость и национальные особенности народа.

Сказки Щедрина — это лаконичный идейно-художественный итог всей его литературной деятельности, это краткий конспект всего им написанного, повторение в малых формах проблем, тем и образов предшествующих произведений. Сказки — это размышление о жизни умудренного опытом человека, каким мы видим писателя на картине Крамского.

3. Некоторые особенности жанра сказки у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя.

Персонажи действуют совершенно по-новому, приобретают совсем иное обличье, наполняются новым, необычным для фольклора содержанием

4. Обращение к домашнему заданию, к вводной статье учебника о М.Е. Салтыкове-Щедрине.

— Выпишите из текста статьи названия художественных приемов, характерных для сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Эзопов язык, аллегория, гипербола, фантастика, иносказание.

— Найдите в Кратком словаре литературоведческих терминов определения терминов «аллегория», «гротеск».

— Почему аллегория и гротеск чаще всего используются в сатирических произведениях?

Аллегория и гротеск позволяют подчеркнуть наиболее уродливые стороны характера человека и жизни общества. Аллегорическое изображение помогало смягчить нападки цензуры.

— Какие явления становятся объектами сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?

5.Анализ содержания сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

— Какие чувства вызвала у вас сказка?

Мякина, посконный, Евфрат и Тигр, Исав, дамский каприз, фанфаронство, гранпасьянс.

Мяки́на (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стручьев, обрывков.

Исав — В Библии. Старший сын Исаака и Ребекки, брат Якова. Библия рисует Исава человеком необузданным и диким, любившим охоту и жизнь на лоне природы, в противоположность Якову, предпочитавшему мир и сень шатра.

Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки» (1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика Светлоокова)». Подпись: Н. Щедрин.

Какова фамилия помещика — героя сказки?

В журнальной публикации была фамилия Урус-Кугуш-Кильдиаев, которая совпадала с фамилией четвертого глуповского градоначальника, героя произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», отличавшегося безумной отвагой и бравшего приступом город Глупов.

— Как автор характеризует помещика в начале сказки?

5.3.Сообщение «историка» о газете «Весть».

Газета «Весть» являлась органом дворянских олигархических кругов и занимала крайне правую, даже реакционную, позицию, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться сохранить свои привилегии.

— Как помещик исполняет предписания газеты «Весть»?

«Сократил он их так, что некуда носа высунуть».

5.4. Сообщение «историка».

Размежевание земель производилось, как правило, в интересах помещика: выделяемый надел уменьшался до минимума, предусмотренного Положением. Сохранялась и усиливалась чересполосица (расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками). Она предоставляла помещику широкие возможности экономической эксплуатации крестьян (аренда, штрафы).

— Каковы обращения помещика и крестьян к Богу? Чьей просьбе внимает Господь?

— Какие события являются завязкой действия?

— Как пытается развлечься дикий помещик?

5.5. Сообщение «искусствоведа» о Прове Садовском

Садовский Пров Михайлович (1818—1872) — российский актер, работал в провинциальных театрах, с 1839 г. играл в Малом театре в Москве. Участвовал в первых постановках всех пьес А.Н. Островского.

Соседи-генералы в третий раз назвали помещика глупым. Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью свое поведения.

— Что решил сделать помещик, для того чтобы убедиться в правильности своего решения? Как это его характеризует?

Он решил разложить «дамский каприз» (разновидность пасьянса) и убедиться в своей правоте. Салтыков иронизирует над необразованностью помещика.

— О чем мечтает помещик?

О машинах, которые выпишет из Англии, о плодовом саде, о коровах и т. д.

5.7. Сообщение «историка».

Реакционная газета «Весть», убедившись в бессилии затормозить процесс реформ, выступила с идеей широкого введения в сельском хозяйстве машинной техники (иностранной), чтобы восполнить даровую рабочую силу.

— Как подчеркивает Салтыков-Щедрин упрямство помещика?

Даже во сне он пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»

— Почему помещику снится, что он гуляет по берегам Тигра и Евфрата?

Уверенность в том, что он, избавившись от мужиков, создаст рай на земле, столь сильна, что во сне он видит себя в раю. Помимо этого, помещик полагает, что будет вознагражден за твердость духа.

— Что выдает полную беспомощность помещика?

Забывшись, он зовет мужика Сеньку, без которого обойтись не может.

— Что на время возвращает его на грешную землю, заставляет задуматься
о справедливости своего поступка?

Появление капитан-исправника на некоторое время поколебало его уверенность, заставило испугаться наказания за глупость.

5.8. Выразительное чтение диалога с капитан-исправником по ролям.

— Какая мысль утешает помещика, размышляющего о возможном наказании?

Тщеславная мысль об известности, которую принесет «твердость убеждений», прибавляет ему сил. Однако втайне он надеется, что в ссылке встретится со своими крестьянами.

— Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?

Физическое одичание подчеркивает одичание моральное.

— Прочитайте описание помещика-зверя. Найдите в тексте примеры дикости. Смешно или грустно звучит такое описание?

Описание вызывает и смех и ужас, поскольку глупый помещик сделался силен и коварен.

5.10. Обращение к иллюстрации в учебнике. Художники Кукрыниксы (1939).

— Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации?

Художникам удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий.

— Почему фраза глупый ты помещик звучит из уст всех персонажей сказки?

М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что необходимость перемен осознана
большинством. Отсутствует здравый смысл лишь у помещиков, не желающих расстаться со старыми порядками. Автор указывает на крайнюю степень одичания: даже звери оказываются умнее помещика.

— Какова развязка сказки?

5.11.Выразительное чтение финала сказки от слов «Как нарочно, в это время чрез губернский город. » до конца сказки.

— В чем заключается абсурдность ситуации?

Ни в чем не повинного мужика ловят как преступника, а с совершенно одичавшим помещиком возятся и терпят его дикие выходки, «наиделикатнейше внушая, дабы он фанфаронства свои прекратил».

— Какова судьба помещика и его крестьян?

Помещик так и остался диким, но власть у него не отобрали. Сенька по-прежнему служит дикому барину.

— В чем отличия этой сказки от народной? С какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки? Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».

5.12. Работа с таблицей.

Отдаленное сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом и персонажами русской народной сказки

Чудесное исчезновение и возвращение мужиков, говорящий медведь

Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира

Обличение произвола помещиков

Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов

Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием

Медведь упрекает помещика в том, что он уничтожил мужика

В сказке в иносказательной форме писатель говорит о том, что расходилось с официально принятой точкой зрения.

— Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?

Реалистично бедственное положение крестьян и нравственная дикость помещика, невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое одичание помещика.

III. Подведение итогов урока.

— Назовите синонимы к слову дикий.

— Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?

В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.

— Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

1.Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2.Составить цитатный план сказки.

3.Выписать из сказки обороты речи, свойственные русской сказке.

4.Заполнить правую часть таблицы урока 48 цитатами из сказки.

— подготовить выразительное чтение сказки «Морока»;

— составить комментарии следующих фраз: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…», «Служил ещё в школе военных кантонистов учителем каллиграфии», «Шекснинская стерлядь золотая», «Всё, на что бы они ни обратили взоры, всё свидетельствовало об еде».

6.Групповое задание: нарисовать портреты генералов и мужика, подготовить выставку иллюстраций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *