Что выдает полную беспомощность помещика
Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.
Выявление художественной идеи сказки, отличий сказки Салтыкова-Щедрина от русской народной сказки.
Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, работы с иллюстрациями и таблицами.
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова дикий.
Работа над темой урока.
Какие чувства вызвала у вас сказка?
Лексическая работа- найти значение данных слов (даем задание заранее 2-м учащимся)
Мякина лучина-
без винной и соляной регалий-
Обращение к домашнему заданию. Чтение цитатного плана сказки-зачитывают 3-4 учащихся класса
В сказках Щедрина нашла правдивое отражение, борьба нарождающегося и умирающего, прогрессивного и реакционного. Острые непримиримые противоречия между крепостниками — «дикими помещиками» — и трудовым народом раскрыты Щедриным в этой сказке. В годы Великих реформ «освобожденные» крестьяне ограблены и обездолены. «И земля, и вода, и воздух» — все это собственность барина.
Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки»
(1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика
Светлоокова)» Подпись: Н. Щедрин.
Учитель: Какова фамилия помещика — героя сказки?
Ученик : Князь Урус-Кучум-Кильдибаев.
Как автор характеризует помещика в начале сказки?(зачитываем цитату) ( Тело имел беле, рыхлое, рассыпчатое и читал газету «Весть»
Газета «Весть» являлась органом дворянских олигархических кругов и занимала крайне правую, даже реакционную, позицию, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться сохранить свои привилегии.
Учитель : Как помещик исполняет предписания газеты «Весть»?
Ученик : «Сократил он их так, что некуда носа высунуть, куда ни глянут – все нельзя да ни позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля».
Отмена крепостного права произошла лишь на бумаге. Крестьянин жил бедно, убого. А теперь стал жить и того хуже. Шло размежевание земель. Производилось оно, как правило, в интересах помещика: выделяемый надел уменьшался до минимума, предусмотренного Положением. Сохранялась и усиливалась чересполосица (расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками). Она предоставляла помещику широкие возможности экономической эксплуатации крестьян (аренда, штрафы).
Ученик ( « Господи, всем я от тебя доволен, всем награжден! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!»)
Учитель: Услышал эту просьбу помещика Господь Бог и как –то на нее отреагировал?
Ученик: « Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял» )
Учитель: Скажите, как обращаются крестьяне к Господу Богу?
Ученик: (Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, чем всю жизнь маяться!)
Учитель : Какие же события явились завязкой действия?
Ученик (Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика )
Учитель Освободился помещик от мужика, «доволен остался, вышел на балкон и думает: теперь –то я понежу свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое»? Как пытается развлечься дикий помещик Приводим цитату
Ученик ( Заведу, думает, театр у себя, напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг, и актерок с собой привози)
Учитель: Ребята, актер Садовский-реальное лицо того времени. Послушаем наших искусствоведов
Учитель: Как же дальше разворачиваются события?
Ученик ( Садовский недоволен: « В доме у помещика пусто, и ставить театр, и поднимать занавес некому» Пристыдил Садовский помещика, назвав его глупым, и уехал.
Учитель: И тут вспомнил наш помещик, « что у него поблизости четыре генерала знакомых, думает, что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю! Попробую я с генералами пульку-другую сыграть!- Как же погостевали генералы у помещика?
Ученик: ( Сыграли пульку-другую, захотели есть. Помещик угостил леденцами да печатными пряниками А на вопрос, чем же сам питается помещик, тот ответил: «Сырьем кой-каким питаюсь, да вот пряники еще покуда есть…»
Учитель: Соседи-генералы в третий раз назвали помещика глупым. Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения.
Что решил сделать помещик, для того чтобы убедиться в правильности своего решения? Как это его характеризует?
Ученик : (Он решил разложить «дамский каприз» (разновидность пасьянса) и убедиться в своей правоте. Салтыков иронизирует над необразованностью помещика.)
Учитель : О чем мечтает помещик?
Ученик : О машинах, которые выпишет из Англии, о плодовом саде, о коровах и т. д.(зачитать цитату)
Реакционная газета «Весть», убедившись в бессилии затормозить процесс реформ, выступила с идеей широкого введения в сельском хозяйстве машинной техники (иностранной ), чтобы восполнить даровую рабочую силу.
Учитель: Размечтался помещик, что стали ему сниться сны о том, что « за непреклонность его министром сделали»
Учитель: Как далее подчеркивает Салтыков-Щедрин упрямство помещика?
Ученик : Даже во сне он пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!».
Учитель: Почему помещику снится, что он гуляет по берегам Тигра и Евфрата?
Ученик (Уверенность в том, что он, избавившись от мужиков, создаст рай на земле столь сильна, что во сне он видит себя в раю. Помимо этого, помещик полагает, что будет вознагражден за твердость духа.)
Учитель: Что выдает полную беспомощность помещика?
Учени к: Забывшись, он зовет мужика Сеньку, без которого обойтись не может.
Учитель : Что же на время возвращает его на грешную землю, заставляет задуматься о справедливости своего поступка?
Ученик : (Появление капитан-исправника на некоторое время поколебало его умеренность, заставило испугаться наказания за глупость.) Учитель: Ребята, введите нас в курс истории. Расскажите о роли капитан-исправника в ходе реформ)
Сообщение историков ( имеется ввиду высылка на поселение)
Учитель: Какая мысль утешает помещика, размышляющего о возможном наказании?
Учитель: Да, действительно, стал уже помещик вспоминать все чаще «милого мужика», но твердость духа не терял. Решил: пусть я совсем одичаю, но от принципов не отступлю.
Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?
Ученик: Физическое одичание подчеркивает одичание моральное.
Учител ь: Прочитайте описание помещика-зверя ( Зачитываем цитату ).
Ученик (Вот он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав
Учитель : Что имеет ввиду писатель?
Исследователи :(один из библейских героев, родившийся косматым)
Учитель: Найдите в тексте примеры дикости.- и ответьте: «Смешно или грустно звучит такое описание?»
Ученик (Утратил способность произносить членораздельные звуки, Как кошка влезет на самую вершину дерева, Соскочит как стрела, вцепится в добычу.( в зайца), разорвет когтями и съест со всеми внутренностями. Даже со шкурой) Описание вызывает и смех и ужас, поскольку глупый помещик сделался силен и коварен.
Учитель: Обратимся к иллюстрации в учебнике. Художники Кукрыниксы (1939) проиллюстрировали нам произведение
Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации? Художникам удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий.
Почему фраза глупый ты помещик звучит из уст всех персонажей сказки?
Ученик : М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что необходимость перемен осознана большинством. Отсутствует здравый смысл лишь у помещиков, не желающих расстаться со старыми порядками. Автор указывает на крайнюю степень одичания: даже звери оказываются умнее помещика.
Учитель: Какова развязка сказки?
Выразительное чтение финала сказки от слов «Как нарочно, в это время чрез губернский город. » до конца сказки. (Быстрова А.)
Учитель : В чем заключается абсурдность ситуации?
Ни в чем не повинного мужика ловят как преступника, а с совершенно одичавшим помещиком возятся и терпят его дикие выходки, «наиделикатнейше внушая, дабы он фанфаронства свои прекратил».
Учитель : Какова судьба помещика и его крестьян?
Ученик : Помещик так и остался диким, но власть у него не отобрали. Сенька по-прежнему служит дикому барину.
Учитель : В чем отличия этой сказки от народной? С какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?
Учитель: Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».
Учитель: Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
Ученик : Реалистично бедственное положение крестьян и нравственная дикость помещика, невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое одичание помещика.
Учитель: Назовите синонимы к слову дикий.
Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?
Ученик : В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.
• Учитель : Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина обращена в будущее. В ней находит
отражение актуальная во все времена мысль о том, что благополучие народа — основа процветания государства.
Прочитать русскую народную сказку «Морока»
Составить цитатный план сказки.
Выписать из текста сказки обороты речи, свойственные русской сказке.
Инсценирование сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак»
Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».
Отдаленное сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом
и персонажами русской народной сказки
Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира
Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов
Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием
Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».
Тема. Краткие сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Дикий помещик».
познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя; выявить особенности его сказок, художественную идею сказки «Дикий помещик»;
развивать навыки выразительного чтения по ролям, работы с текстом, с иллюстрациями, учебником, терминами, лексической работы;
формировать гражданскую позицию учащихся.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине.
2.1.Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя.
Мои замечания об услышанном
1836 г. — Дворянский институт
1838 г. — Царскосельский лицей
1848 г. — ссылка в Вятку
1856 г. — появление псевдонима Щедрин
1869 г. — обращение к жанру сказки
Обычно с детством у человека связаны самые светлые воспоминания. Но Салтыков с содроганием говорил о своих детских годах. На всю жизнь для него «пошехонская старина» осталась домашним адом. Что же это за край, Пошехонье? Отчего так безрадостна память о проведенных здесь годах? Земли к северу от Москвы в Калязинском уезде Тверской губернии принято было считать захолустьем, углом, затерявшимся где-то среди болот и лесов. Когда на Пошехонье опускались сумерки, над болотами поднимался густой туман, который всю окрестность окутывал сизою, клубящеюся пеленой. В этом краю, в селе Спас-Угол, в семье быстро богатеющих помещиков Евграфа Васильевича и Ольги Михайловны Салтыковых 15 января 1826 г. родился сын Михаил.
2.3. Обращение к иллюстрации в учебнике. Дом в имении Спас-Угол, где родился М.Е.Салтыков-Щедрин. Художник Д. Афанасьев.
В детстве его сильно задевали безропотность образованного, слабохарактерного, набожного отца и властность маменьки, ее чрезвычайно суровый нрав, ее бесконечные угрозы и наказания, не в последнюю очередь касавшиеся и детей. Ольга Михайловна разделила своих детей на «любимчиков» и «постылых».
Как бы там ни было, к шести годам Михаил бойко говорил на немецком и французском языках, а через год или два мог уже читать и писать по-русски.
В 1836 г. Ольга Михайловна сама привезла сына в Москву и определила в Дворянский институт. Здесь начались у Михаила первые систематические занятия по русскому и иностранному языкам, латыни, был привит интерес к отечественной словесности. Здесь произошло первое знакомство со стихами Лермонтова.
Каждые полтора года институт направлял двух лучших воспитанников продолжать образование на казенный счет в Царскосельский лицей. В 1838 г. выбор пал на Михаила Салтыкова. В Лицее Михаил увлекся сочинительством, философией, его интересовали русские журналы, в частности статьи критического и полемического содержания. В 1844 г.
Михаил, окончив Лицей, служит в канцелярии военного министерства.
С помощью друзей Салтыков становится сотрудником передовых журналов той поры — «Отечественных записок» и «Современника», пишет рецензии преимущественно на детские и учебные издания.
В апреле 1848 г. его арестовывают за участие в «пятницах» М.В. Петрашевского и отправляют на обязательную службу в Вятку. За молодым чиновником учрежден строгий надзор полиции.
2.4. Обращение к учебнику. Фотография М.Е. Салтыкова.
— Удалось ли фотографу передать характер М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Салтыкову претила сама идея примирения с тем политическим строем, о будущей погибели которого так недавно еще и так горячо и возвышенно он мечтал в Петербурге. Главная опора самодержавия — дворяне-помещики, сановные бюрократы — стали основным объектом щедринского обличения.
Он рассматривал литературу как могучий фактор общественного преобразования. Образы народных сказок, фольклорные приемы повествования были творчески восприняты, трансформированы и подчинены действенному сатирическому обличению угнетателей народа.
2.6. Обращение к таблице.
2.7. Сообщение о портрете М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н. Крамского.
Крамской портретировал Щедрина дважды. Полотно, принадлежащее Третьяковской галерее, выполнено по заказу собирателя.
Следует отметить, что особую роль получает в портретах Крамского живопись глаз.
— Какие виды сказок вы знаете?
— О чем рассказывают бытовые сказки?
— Каков смысл сказок о животных?
— Какова композиция волшебной сказки?
— Каковы особенности сказки?
Художественная форма сказки лаконична, очень проста, но ярка и колоритна.
Характеры в сказках очерчены глубоко, но не широко, не всесторонне. Все внимание сосредоточено на какой-либо одной существенной черте характера. Язык сказки предельно лаконичен, прост, но меток и образен, как и вообще язык трудового народа. Сказки представляют большую ценность — в них запечатлены мировоззрение, думы и чувства, мудрость и национальные особенности народа.
Сказки Щедрина — это лаконичный идейно-художественный итог всей его литературной деятельности, это краткий конспект всего им написанного, повторение в малых формах проблем, тем и образов предшествующих произведений. Сказки — это размышление о жизни умудренного опытом человека, каким мы видим писателя на картине Крамского.
3. Некоторые особенности жанра сказки у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Заполнение таблицы по ходу сообщения учителя.
Персонажи действуют совершенно по-новому, приобретают совсем иное обличье, наполняются новым, необычным для фольклора содержанием
4. Обращение к домашнему заданию, к вводной статье учебника о М.Е. Салтыкове-Щедрине.
— Выпишите из текста статьи названия художественных приемов, характерных для сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Эзопов язык, аллегория, гипербола, фантастика, иносказание.
— Найдите в Кратком словаре литературоведческих терминов определения терминов «аллегория», «гротеск».
— Почему аллегория и гротеск чаще всего используются в сатирических произведениях?
Аллегория и гротеск позволяют подчеркнуть наиболее уродливые стороны характера человека и жизни общества. Аллегорическое изображение помогало смягчить нападки цензуры.
— Какие явления становятся объектами сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?
5.Анализ содержания сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
— Какие чувства вызвала у вас сказка?
Мякина, посконный, Евфрат и Тигр, Исав, дамский каприз, фанфаронство, гранпасьянс.
Мяки́на (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стручьев, обрывков.
Исав — В Библии. Старший сын Исаака и Ребекки, брат Якова. Библия рисует Исава человеком необузданным и диким, любившим охоту и жизнь на лоне природы, в противоположность Якову, предпочитавшему мир и сень шатра.
Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки» (1869, № 3) под заглавием «Дикий помещик. (Писано со слов помещика Светлоокова)». Подпись: Н. Щедрин.
— Какова фамилия помещика — героя сказки?
В журнальной публикации была фамилия Урус-Кугуш-Кильдиаев, которая совпадала с фамилией четвертого глуповского градоначальника, героя произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», отличавшегося безумной отвагой и бравшего приступом город Глупов.
— Как автор характеризует помещика в начале сказки?
5.3.Сообщение «историка» о газете «Весть».
Газета «Весть» являлась органом дворянских олигархических кругов и занимала крайне правую, даже реакционную, позицию, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться сохранить свои привилегии.
— Как помещик исполняет предписания газеты «Весть»?
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть».
5.4. Сообщение «историка».
Размежевание земель производилось, как правило, в интересах помещика: выделяемый надел уменьшался до минимума, предусмотренного Положением. Сохранялась и усиливалась чересполосица (расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками). Она предоставляла помещику широкие возможности экономической эксплуатации крестьян (аренда, штрафы).
— Каковы обращения помещика и крестьян к Богу? Чьей просьбе внимает Господь?
— Какие события являются завязкой действия?
— Как пытается развлечься дикий помещик?
5.5. Сообщение «искусствоведа» о Прове Садовском
Садовский Пров Михайлович (1818—1872) — российский актер, работал в провинциальных театрах, с 1839 г. играл в Малом театре в Москве. Участвовал в первых постановках всех пьес А.Н. Островского.
Соседи-генералы в третий раз назвали помещика глупым. Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью свое поведения.
— Что решил сделать помещик, для того чтобы убедиться в правильности своего решения? Как это его характеризует?
Он решил разложить «дамский каприз» (разновидность пасьянса) и убедиться в своей правоте. Салтыков иронизирует над необразованностью помещика.
— О чем мечтает помещик?
О машинах, которые выпишет из Англии, о плодовом саде, о коровах и т. д.
5.7. Сообщение «историка».
Реакционная газета «Весть», убедившись в бессилии затормозить процесс реформ, выступила с идеей широкого введения в сельском хозяйстве машинной техники (иностранной), чтобы восполнить даровую рабочую силу.
— Как подчеркивает Салтыков-Щедрин упрямство помещика?
Даже во сне он пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»
— Почему помещику снится, что он гуляет по берегам Тигра и Евфрата?
Уверенность в том, что он, избавившись от мужиков, создаст рай на земле, столь сильна, что во сне он видит себя в раю. Помимо этого, помещик полагает, что будет вознагражден за твердость духа.
— Что выдает полную беспомощность помещика?
Забывшись, он зовет мужика Сеньку, без которого обойтись не может.
— Что на время возвращает его на грешную землю, заставляет задуматься
о справедливости своего поступка?
Появление капитан-исправника на некоторое время поколебало его уверенность, заставило испугаться наказания за глупость.
5.8. Выразительное чтение диалога с капитан-исправником по ролям.
— Какая мысль утешает помещика, размышляющего о возможном наказании?
Тщеславная мысль об известности, которую принесет «твердость убеждений», прибавляет ему сил. Однако втайне он надеется, что в ссылке встретится со своими крестьянами.
— Почему Салтыков-Щедрин показывает физическое одичание помещика?
Физическое одичание подчеркивает одичание моральное.
— Прочитайте описание помещика-зверя. Найдите в тексте примеры дикости. Смешно или грустно звучит такое описание?
Описание вызывает и смех и ужас, поскольку глупый помещик сделался силен и коварен.
5.10. Обращение к иллюстрации в учебнике. Художники Кукрыниксы (1939).
— Каково выражение лица дикого помещика на иллюстрации?
Художникам удалось подчеркнуть упрямство помещика, дикую уверенность в справедливости собственных действий.
— Почему фраза глупый ты помещик звучит из уст всех персонажей сказки?
М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает, что необходимость перемен осознана
большинством. Отсутствует здравый смысл лишь у помещиков, не желающих расстаться со старыми порядками. Автор указывает на крайнюю степень одичания: даже звери оказываются умнее помещика.
— Какова развязка сказки?
5.11.Выразительное чтение финала сказки от слов «Как нарочно, в это время чрез губернский город. » до конца сказки.
— В чем заключается абсурдность ситуации?
Ни в чем не повинного мужика ловят как преступника, а с совершенно одичавшим помещиком возятся и терпят его дикие выходки, «наиделикатнейше внушая, дабы он фанфаронства свои прекратил».
— Какова судьба помещика и его крестьян?
Помещик так и остался диким, но власть у него не отобрали. Сенька по-прежнему служит дикому барину.
— В чем отличия этой сказки от народной? С какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки? Заполните вторую часть таблицы примерами из сказки «Дикий помещик».
5.12. Работа с таблицей.
Отдаленное сходство композиции, сюжета и персонажей с композицией, сюжетом и персонажами русской народной сказки
Чудесное исчезновение и возвращение мужиков, говорящий медведь
Острая, всегда связанная с современностью, со злобой дня сатира
Обличение произвола помещиков
Неистощимая выдумка. Самые неожиданные ситуации и невероятные ассоциации и мотивы, необычайные видоизменения традиционных сказочных образов
Привычные персонажи русской народной сказки наполняются новым, необычным для фольклора содержанием
Медведь упрекает помещика в том, что он уничтожил мужика
В сказке в иносказательной форме писатель говорит о том, что расходилось с официально принятой точкой зрения.
— Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
Реалистично бедственное положение крестьян и нравственная дикость помещика, невероятно чудесное исчезновение и возвращение крестьян, физическое одичание помещика.
III. Подведение итогов урока.
— Назовите синонимы к слову дикий.
— Почему сказка называется «Дикий помещик?» Какова художественная идея сказки?
В контексте сказки «дикий» — значит упрямый в своем невежестве, противящийся всему новому, деспотичный.
— Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
1.Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
2.Составить цитатный план сказки.
3.Выписать из сказки обороты речи, свойственные русской сказке.
4.Заполнить правую часть таблицы урока 48 цитатами из сказки.
— подготовить выразительное чтение сказки «Морока»;
— составить комментарии следующих фраз: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…», «Служил ещё в школе военных кантонистов учителем каллиграфии», «Шекснинская стерлядь золотая», «Всё, на что бы они ни обратили взоры, всё свидетельствовало об еде».
6.Групповое задание: нарисовать портреты генералов и мужика, подготовить выставку иллюстраций.