Что выбрать вуз или специальность
Куда поступать: что лучше — специалист или бакалавр
Рассказываем, чем различаются бакалавр, специалист и магистр и в чём плюсы и минусы каждого из них
История профессионального образования в России
Уровни образования в России
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Что лучше — бакалавр или специалист
Как выбрать уровень обучения
Чем отличаются бакалавриат и специалитет, что выбрать и как это повлияет на трудоустройство и учёбу за рубежом, рассказывает эксперт.
руководитель направления по академическим партнёрствам школы «Фоксфорд»
История профессионального образования в России
Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.
В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.
Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.
Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.
Уровни образования в России
Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Что лучше — бакалавр или специалист
Какой диплом больше ценится при трудоустройстве
В России уровни подготовки магистра и специалиста признаются примерно равными.
В крупных компаниях и за границей степень магистра ценится больше. На западе бакалавриат и специалитет воспринимаются как одинаковый уровень. А вот уровень магистра считается более высоким уровнем знаний, компетенций и осознанности.
В то же время специалитет топового вуза, участника российских и международных рейтингов, ценится выше магистратуры вуза среднего уровня.
На каком уровне обучения можно продолжить учёбу в Европе
Как выбрать уровень обучения
После этого принимайте решение — куда поступать. А подготовку уже можно начинать вместе с нами!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что выбирать: вуз или профессию
Пандемия вносит коррективы в список специальностей, которые предпочитают выпускники школ
Неожиданно у страшекласников проснулся интерес к специальности «экология питания». Фото агентства «Москва»
Какую специальность выбрать – главный вопрос, который волнует вчерашних школьников и их родителей сегодня. А если. никакую? Часть вузов продолжает курс на общий бакалавриат. И многие родители опасаются второсортности подобного вида образования.
Предложения и предположения экспертов, которые еще недавно считались крамольными, находят свое воплощение сегодня. Если несколько лет назад родители готовы были бросить все ресурсы на осуществление мечты сына-троечника – «хочу быть юристом» – и несли документы в вуз, возникший на базе местного ПТУ, то теперь пришло прозрение: выбирать надо более осознанно.
Бакалавриат, кстати, тоже появился как следствие растущего спроса на высшее образование. А оно, при всем оптимизме властей, никак не может быть массовым. Просто по той причине, что не все могут тянуть лямку студента. Но оно же играет и важную социальную функцию. И значит, играть в поддавки с населением все-таки нужно. Вот и взяли на вооружение давно применяемую на Западе систему – бакалавриат. Вроде и высшее образование, но одновременно и только первая ступень в мир науки. Хочешь по-настоящему «высшее» – поступай в магистратуру, аспирантуру и т.д.
Правда, дело в том, что обычный прикладной бакалавриат, как и ранее специалитет, готовит к профессии. Если с профессией учителя начальных классов еще как-то все понятно, то с другими ситуация намного сложнее. То, чему учили ранее, быстро теряет актуальность. И вот тут приходит на помощь общий бакалавриат. Сейчас еще стало модным вуалировать его под видом приема на «укрупненные группы специальностей».
Общий бакалавриат (название не утвержденное, просто наиболее часто употребляемое и более понятное), как считает эксперт из НИУ «Высшая школа экономики» Виктор Болотов, будет набирать обороты. Он может быть техническим, гуманитарным, инженерным и так далее. Он не готовит под конкретные рабочие места. Чтобы работать по выбранной специальности, человеку необходимо будет потом пройти соответствующую подготовку отдельно. Уже на рабочем месте или в специальных центрах переподготовки. По крайней мере, вузы, выбирающие такой путь, действуют честно. И не обещают выпускнику манну небесную.
Но для ведущих классических университетов любой бакалавриат – это всего лишь ступень к большому академическому знанию. Может, поэтому сегодня все настойчивей звучит предложение ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего вернуть специалитет.
Рассмотрим более «приземленные» предложения по выбору профессий. Сначала от официальных лиц. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков предполагает, что у абитуриентов этого года может быть повышенный интерес к медицинским направлениям подготовки, к IT-сфере. Но продолжает работать и классическая формула – юристы плюс экономисты.
Прогноз министра подтверждают и данные масштабного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос был проведен 7–11 июня среди 1600 респондентов из родителей выпускников средних школ в этом году. Опрос проводился в 282 населенных пунктах во всех федеральных округах. Самая популярная профессия – врач и медсестра. Выпускники 2020 года выбирают также профессии: программист, специалист в сфере IT (6%), юрист (6%), экономист (5%), учитель или педагог (5%), инженер (5%), а также строитель (3%) и военный (3%).
По окончании школы в этом году 43% россиян посоветовали бы детям своих друзей пойти учиться в вуз. Порекомендовали бы пойти в колледж, техникум или ПТУ 14% наших соотечественников. Каждый третий считает, что это не имеет особого значения (30%), а практически каждый десятый полагает, что ребенок должен сам решить (8%). Ситуация довольно любопытная. Пандемический кризис заставил россиян пересмотреть ценность высшего образования.
О чем говорят ректоры местных вузов? В лидерах – гуманитарные и экономические направления. Возрос интерес к IT-сфере. Интересны стали направления, появившиеся за последние несколько лет: программная инженерия, медицинская химия, медицинская физика, наноинженерия, медиакоммуникации.
Те, кто выбирал себе вуз четыре года назад, и предположить не мог, что грянет пандемия, которая изменит планы и настроения населения страны. Теперь многие предпочли бы выбрать профессии, которые точно обеспечивали бы занятость. Кстати, одними из первых сводок, пришедших с абитуриентских полей, стали сообщения о наплыве абитуриентов в военные вузы в регионах страны. Причем туда охотно идут и девушки.
Далее, ориентируясь на будущее, нынешние выпускники вузов обратили бы свой взор непременно на возможность работать по приобретенной специальности удаленно. Как прогнозируют эксперты, заинтересованность в удаленке останется еще на неопределенное время. Такой позиции придерживаются 42% россиян, принявших участие в опросе ВЦИОМ.
И все это опять же подводит к мысли об общем бакалавриате, который даст широкие знания и возможность постоянно переобучаться, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Как выбрать вуз
Сегодня в России открыто множество высших учебных заведений, в которых изучается свыше двадцати тысяч программ. По окончании школы главное – не ошибиться с выбором института, ведь от этого напрямую зависит будущее.
Кем быть
Наиболее эффективная стратегия – сначала определиться со специальностью, и лишь затем выбирать институт. Школьнику необходимо понять, что бы ему хотелось изучать в дальнейшем, какими способностями он обладает, ознакомиться с дисциплинами, которые предлагают вузы.
Можно рассматривать как определенную специальность, так и направление в целом: реклама, IT, естественные науки и многое другое.
Эффективный метод – пройти профессионально-ориентационное тестирование, которое поможет подростку с выбором.
Эксперты рекомендуют уже в 8–9 классах задумываться о будущей профессии: в таком случае будет время, чтобы подробно изучить интересующие дисциплины, ознакомиться с тонкостями предпочитаемой профессии, узнать, насколько она востребована на рынке труда.
Выбор вуза
Определившись с направлением, пора приступать к выбору конкретного учебного заведения. Для этого рекомендуется составить список институтов, которые предлагают обучение по интересующей программе.
Например, в ИМЭС представлено два основных направления подготовки – экономика и менеджмент. Имеющиеся профили подготовки – это:
При выборе вуза необходимо:
Информацию об институте можно получить разными способами: она публикуется на официальных порталах учебных заведений, в социальных сетях в вузовских группах, а также на сайтах, где общаются студенты.
Кроме того, каждый институт ежегодно проводит День открытых дверей, когда любой желающий может посетить вуз, познакомиться с его ведущими преподавателями и получить всю интересующую информацию из первых уст. В этот же день можно встретиться с членами приемной комиссии и уточнить правила поступления в институт в текущем году.
Полезными будут и «Университетские субботы» – просветительский проект, включающий в себя разнообразные лекции и мастер-классы от ведущих педагогов столичных вузов, экскурсии по институтам. Они проводятся по субботам совершенно бесплатно и открыты для всех желающих. С графиком проведения мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте «Суббот»: он распланирован на несколько месяцев вперед.
После выбора вуза
Определившись с вузом, необходимо обратить внимание на некоторые важные нюансы.
Необходимо взять на заметку как вузы с высоким проходным баллом, так и запасные варианты, где принимаются меньшие результаты выпускных школьных экзаменов.
Количество бюджетных мест по одному и тому же направлению может различаться в сотни раз в разных заведениях.
Изучение отзывов об институте
Не менее важно ознакомиться не только с официальной информацией о вузе, но и с отзывами об образовательной организации, размещенными на профильных форумах.
Следует обратить внимание на следующие позиции.
Важно! Абитуриентов зачисляют в вузы по итогам 3–4 Госэкзаменов. Для каждой дисциплины установлены определенные ЕГЭ.
Например, для поступления в ИМЭС на направление «Менеджмент» необходимо предоставить результаты испытаний по математике, русскому и иностранному языкам.
Сегодня бывшие школьники могут подавать документы в пять институтов одновременно и претендовать на обучение по трем специальностям в каждом из них. Соответственно, у каждого претендента есть 15 вариантов выбора образовательной траектории.
Выбирай профессию, а не ВУЗ I. Откровенно про образование и тех, кто пытается его получать
Всем нам известна старая и надежная, как швейцарские часы, формула успеха: «окончить школу + поступить в ВУЗ + получить диплом + устроиться на работу = стать большим и уважаемым человеком с зарплатой до колен». Однако на деле эта формула работает не у всех и не всегда. Попытаемся понять, почему.
В первую очередь, хочу сразу сказать, что этот текст не про зарабатывание восемнадатилетками «триллиардов» в интернете и прочую, нацеленную на отчаявшихся любителей халявы, дичь. Точно также этот текст не о том, что образование – это никому ненужный невостребованный рынком анахронизм. Этот текст о том, что не в теории, а в реальной жизни есть учеба и профессия, работа и зарплата. И нацелен он на тех, кто еще только стоит перед выбором, на кого и куда поступать, и их родителей, которые по каким либо причинам уверены, что делать это надо не важно, как и куда, но обязательно с первого раза, после школы и на бюджет.
Прежде, чем перейти к основному, весьма не короткому тексту, обозначу, почему я уверен, что изложенные здесь мысли имеют право претендовать на истину. С 1986-го года своего рождения я, как и все читающие, учился в школе. Как большинство – в ВУЗе. Как очень многие – работал по найму. Причем, как в бюджетных, так и в частных организациях. Отслужил в армии. Однако помимо этого к сегодняшнему дню также успел отучиться в аспирантуре, где написал диссертацию, которую так и не стал защищать. Отдал 5 лет преподавательской деятельности в ВУЗе и параллельно еще столько же – в среднем профессиональном учебном заведении. И на сегодня уже 6 лет как являюсь собственником бизнеса, который, пусть и не приносит мне миллионы «зеленью», не позволяет ездить на «Майбахе» и не дает возможности по полгода отрываться на Мальдивах, тем не менее, позволяет достаточно неплохо жить. И потому я имею возможность не только просто описать жизнь со стороны ученика и учителя, работника и работодателя, но и поведать о тех самых ее «секретных» аспектах, о которых каждый из этих людей по отдельности вряд ли решился бы вам рассказывать.
Далее, чтобы не утомлять тех, кому под конец всего этот текст может показаться пустой тратой времени, вкратце опишу, какие вопросы и как мы будем здесь разбирать. Под заголовком «Про горькую правду и подмену поднятий» поговорим о том, откуда взялся этот выше обозначенный алгоритм, и почему в прежние времена вера в него была более обоснованной. А также определим, на кого выгодно, а на кого действительно стоит возлагать вину за все наши жизненные фейлы, связанные с высшим образованием и его низшей оценкой со стороны потенциального работодателя.
Под заголовком «ВУЗ и студенты» я расскажу о том, какие цели ставили при поступлении перед собой мы в 2003м, и какие цели чаще всего ставят сейчас. Опишу, как в среднем проходит процесс поглощения гранита науки и какова и при каких условиях в итоге может быть ценность полученных в институте знаний. А также о том, как и почему эйфория от предвкушения светлого будущего на первых курсах, через экватор с его кризисом сомнения в выборе и к диплому скатывается до апатии «защититься, забыть как страшный сон и договориться хотя бы к дяде Сереже на полставки»
Под заголовком «ВУЗ глазами преподавателя» будет реально жесткий рассказ о том, чем на самом деле занимаются преподаватели, какие установки им ставят, какие цели преследуются и почему на самом деле в университетах может не быть квалифицированных кадров. И наперед же сразу скажу— определенно не потому, что на эти зарплаты никто не идет.
Под заголовком «Жизнь глазами наемника» я расскажу, с какими трудностями приходилось сталкиваться, когда устраиваешься на работу, будучи еще студентом, а также уже с дипломом. Что на самом деле требуют руководители, и что из всего этого им можно гарантировать, а также на что можно рассчитывать самому.
Под заголовком «Жизнь глазами работодателя» опишу, что представляет собой тот дурдом, когда при огромном количестве потенциальных работников с образованием, порой проще брать детей чуть ли не сразу после школы и обучать самому. Просто потому, что наличие диплома чаще ровно на столько же не дает никаких гарантий об истиной квалификации выпускника, насколько повышает его самомнение и гонор в требовании дать все и сразу просто за возможность принять в штат.
ПРО ГОРЬКУЮ ПРАВДУ И ПОДМЕНУ ПОНЯТИЙ.
Начав этот текст с древней мудрости, гласящей о том, что чтобы в жизни чего-то добиться, нужно хорошо учиться в школе, поступить на бюджет и получить диплом, я хотел не поставить под сомнение эту теорию, а указать на то, что в такой «малость» усеченной трактовке она, действительно, не всегда на столько уж работоспособна. При этом же подчеркну, «не всегда» – не значит «вообще». Ибо друзей и просто знакомых, успешно окончивших ВУЗы и живущих на уровне, существенно выше средних показателей росстата по стране, в моем окружении вряд ли меньше тех, кто после таких же ВУЗов и, порой, даже тех же специальностей, в итоге не смогли найти себя ни в чем ином, кроме нытья о несправедливости жизни с высоты мамкиной шеи. Точно так же, как и число людей, решивших и вовсе забить на образование, чтобы в итоге посвятить себя акциям по «спасению» чего-либо от придуманных проблем за чувство собственной недооцененности, явно не превышает количество тех, кто и с одним средним или средне специальным образованием живет не хуже образованного менеджера среднего звена.
Жизнь любого среднестатистического человека с детства представляет собой одинаково прямой для всех маршрут, на котором в школе его должны подготовить к ЕГЭ, с которым его должны взять в универ, где ему должны дать диплом, с которым его должны взять на работу, на которой до пенсии ему должны платить высокую зарплату. Повторюсь, у кого-то эта схема реально работает. У кого-то – нет. Однако именно из-за непонимания того, как именно она работает, попытка ее реализации для многих все больше походит на участие в затяжной лотерее, при подведении итогов которой, если повезет, ты «на коне». А повезти то должно. Хотя бы просто потому, что, по словам мамы «ты тут самый умный и талантливый».
Рассуждать о том, хорошо это или нет – не цель данной статьи. Однако определенные тонкости в разнице между «бесплатным» образованием с распределением и без него есть, и именно на них и стоит обратить внимание. И самое важное здесь – это качество такого образования, метод его оценки и контроля, а также ответственность за него со стороны всех причастных.
Высокий уровень образования того периода можно объяснить просто. Единством цели этого образования. Когда стране нужен был специалист, человек хотел стать специалистом, государство давало средства на подготовку специалиста, а институт готовил именно специалиста. В этом случае, нуждающееся в специалисте предприятие, получавшее себе его готового, могло реально оценить его умения, а значит и качество образования, то есть степень соответствия диплома конкретного института, где готовили этого специалиста, актуальным предприятию критериям. Простая схема, в которой мы видим единую и непрерывную цепочку, по которой всегда можно отследить, кого и за какие заслуги чем наградить, или же куда наказать. То есть, осуществить тот самый контроль конечного качества. И ведь не поспоришь, что при наличии альтернативы «давать качественное образование и быть профессором» или «давать видимость образования и таскать урановые чурки на рудниках», руководство любого института было заинтересовано в самоконтроле и контроле своих преподавателей более чем.
Однако с отсутствием распределения сама суть этой схемы изменилась в корне. И равно как выше трактовки про «бесплатное» и «гарантированное», здесь бы я пояснил и пересмотрел и всю концепцию о том, кто кому и что на самом деле должен. И, как бы ни обидно,грубо и грустно это ни звучало, но теперь я хотел бы предложить всем читающим смириться с тем фактом, что ни вам, ни уж тем более вашим детям в реальности ни школа, ни ВУЗ, ни, особенно, работодатель вообще ничего не должны.
В схеме, в которой из единого длинного процесса каждый теперь участвует сам по себе, каждый и работает в интересах только себя. По факту. Школа как организация не должна давать ребенку актуальные знания для поступления в ВУЗ. Она должна отчитаться перед РАНО статистикой по ЕГЭ, чтобы на будущий год ей выделили часы под 10-11 классы, чтобы не пришлось сокращать учителей. И по-этому все эти последние 10 и 11 классы школьники занимаются не изучением материала, а вырабатыванием навыков эффективной расстановки галок в графах тестов с однотипными задачами и заданиями.
ВУЗ не должно давать студентам качественное образование. Оно должно показать соотношение выпустившихся к поступившим, чтобы на будущий год ему не порезали количество бюджетных мест. С которых можно, вообще не шевеля батонами, кормиться досыта, пока некомпетентные недо-преподы с «образванием», но без практического опыта, будут с листа читать студентам непонятные термины из утвержденной МинОбр’ом программы и отправлять их к интернету для «самостоятельного осмысления новых полезных знаний» и выполнению заданий исключительно для «ушататься к сессии».
При этом с работодателем все еще суровее. Он, если только не является бюджетной организацией, вообще никому ничего не должен. Ибо как единица бизнеса преследует одну единственную цель – получение прибыли. Что в буквальном смысле означает, что решение даже не о зарплате, а о самом вопросе «брать – не брать» вчерашнего студента в штат, он будет принимать не на основе наличия у того диплома, а по тому, какую выгоду потенциально он способен принести и с какими рисками. А о том, что «специалист» без опыта, но с «талантами», кроме проблем бизнесу ничего дать не может, разговор хоть и отдельный, но, уверен, многим понятный.
Так что, как бы ни печально звучало, но все же все эти баллы за ЕГЭ, корочки из универов и даже место в штате хотя бы даже с минималкой – это не обязанность государства, школы, ВУЗа или начальника вас ими обеспечить, а всего лишь производные сопутствующие от реализации ими собственных целей в преследовании исключительно своих интересов. И потому все их значения изначально всегда будут соответствовать не вашим высоким ожиданиям, а всего лишь их необходимым минимальным стандартам.
Однако этой схеме вот уже как почти 20 лет. И за все эти 20 лет кардинальных изменений в ней, кроме переименования специалитета в бакалавриат и сокращения минимальной обязательной программы с 5-и лет до 4х, от чего-то не происходит. И, разумеется, в этой части мы просто обязаны возложить вину за все на навязавший нам эту ересь с тестами госдеп, контролирующих его рептилоидов с Нибиру и лично Владимира Владимировича, так предательски и бессовестно допустившего все эти безобразия. Однако я предпочту пойти иным путем, и, не спрашивая ничьего позволения, пройдусь дорожным катком по обратной стороне этого явления – тем, кто идет «куда и Наташка из 11Б», и их родителям, обрекающим своих детей на «главное поступи, а там как-нибудь закончишь, и потом видно будет».
Вспоминая выше образование с распределением, мы вскользь упомянули о том, что абитуриент там, все же, хотел стать специалистом. То есть, решение его о поступлении было осознанным и преследовало цель получить специальность, чтобы в последующем иметь возможность использовать добытые знания для выполнения конкретной работы, требующей ответственности много большей, чем мог на себя взять выпускник школы или ПТУ. Которые тогда, точно также, как и сейчас, тоже имели право работать сразу без «вышки», пусть и на более низких должностях. Чего, собственно, не стеснялись, потому что работать в те времена в принципе и не важно кем – было делом уважаемым и благородным. В отличие, опять же, от сейчас.
Нынешние же, наши, поколения, имеют уже иные трактовки, приоритеты и стандарты относительно этой жизни. Если подумать, то за последние годы можно мало вспомнить людей, которые шли не за дипломом, а за профессией, чтобы после идти именно работать, а не получать зарплату. И да, неделимые ранее понятия в современном мире давно уже наделены определенными автономными свойствами.
Поступить в ВУЗ сегодня в 9и случаях из 10и – это не осознанная необходимость, а больше дань моде, стадное чувство, попытка угодить родителям или же тупо сбежать от них в общагу, а то и все сразу. Но явно не «хочу быть биотехнологом, потому что эта профессиия по прогнозам ведущих специалистов сохранит свою значимость в ближайшие 30 лет, не может в течение этого времени быть замещена робототехникой или ИИ, а в списке государственных программ развития занимает по значимости второе место и ожидаемые инвестиции в отрасли в ближайшие 10 лет составят 150 трлн. рублей» (откровенно вообще без понятия про саму биологию и биотехнологию, так что можно не гуглить. Условный пример просто для донести суть).
Отсюда же растет и понимание принципа определения будущего образования: Питер, потому-что модно, Москва, потому-что престижно, а если нет, то не далее двух кварталов от дома; проходной бал, чтоб не напрягаться по предметам, которые сами по себе не напрягают; бюджет, потому что не хочу платить за то, в чем не уверен, что вообще понадобится, и при этом же отсрочка от армии, потому что «не помню, чтоб я у Родины что-то занимал, чтоб теперь ей какие-то долги отдавать».
В сухом остатке теперь мы видим, что с современным российским образованием все логично. Его нет. Тупо потому, что оно почти никому не нужно, ибо весь тот треш, который творится в нем со стороны абсолютно всех его участников, не смотря на все стоны и жалобы, в действительности всех вполне себе удовлетворяет.
— ВУЗы, принимающие за государственные деньги в свои пенаты свежую кровь, грузят ее бесполезной, не имеющей реальной практической ценности, но сложно и красиво звучащей с трибун кафедр, туфтой. Чтобы по прошествии 4х лет объявить об успешном завершении очередного «важного» этапа в жизни, затем попытаться завлечь к себе еще на 2 года в магистратуру, а если не пойдут или, не дай Бог, еще и претензии предъявят, свалить все на сложные и бесполезные стандарты и острый дефицит зарплат для квалифицированных кадров.
— Студенты получают просто заветный диплом с какими-то таблицами, в которых что-то про дисциплины, о половине которых они, возможно, даже не слышали, и практических часах на предприятиях, на которые они даже не ездили, но которые чисто для галочки можно показать маме, потом попробовать всунуть на работе, а на вопрос о реальном опыте ответить «когда? Я ж на дневном учился».
— Школы, которые 11 лет выполняли план для первых по минимальной подготовке вторых так, чтобы вписаться в собственные же рамки статистики, а на вопрос о том, почему, все же, в итоге все так печально, заводить пластинку о том, что нынешнее хамское поколение давно уже «не торт», и что всему виной интернет, компьютерные игры и высокомерие родителей, отрицающих очевидные провалы в воспитании собственных детей. И пусть даже в каждой из высказанных у каждого отговорок можно найти немалую долю истины, основная суть все рано остается неизменной: не смотря ни на что, в реальности всех все устраивает.
Пожалуй, единственные, кто здесь действительно в проигрыше – это бизнес, практически не имеющий возможности взять к себе готового спеца, выращенного на свои налоги, без необходимости его дальнейшего «апгрейта» снова за свои же деньги.
Швырять с этих слов мышкой в стену в проклятиях к ничего не смыслящему в жизни автору, чтобы и дальше плакать о том, что уникальность вашу или вашего ребенка никто не понимает, или же принять эту информацию как факт и на основе ее попытаться сделать что-то, что позволит одинаковой для всех системе работать именно так, как это нужно вам – ваш выбор. Я же просто еще раз повторю: описанные выше проблемы есть, однако не смотря на это, получить необходимые опыт и знания, чтобы в итоге оказаться востребованным на самых разных рынках труда – можно. Но для этого надо точно знать, чего хочешь, и понимать, как этого добиваться. К чему мы шаг за шагом будет пробираться далее.