Что выбрать ремонт или выплату по осаго
Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда сотрудничество со страховой компанией неизбежно. Совсем недавно владельцы транспортных средств получили возможность при обращении к страховщику выбирать между материальным возмещением автогражданки и осуществлением восстановительного ремонта застрахованной машины в автосервисе. Поэтому вполне закономерен вопрос: «Что лучше: ремонт по ОСАГО или деньги?».
Законодательные аспекты
Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.
Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:
Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.
Ремонт авто по ОСАГО
Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.
Как это происходит?
При наступлении страхового случая представитель страховой компании осматривает автомобиль, а после завершения экспертизы выдает владельцу машины направление на ремонт.
Сколько стоит ремонт?
Расчет стоимости ремонта осуществляется страховщиком по методике Центробанка – и здесь есть свои нюансы. Например, стоимость запчастей покрывается, как правило, не на основании чеков из специализированных магазинов, а на основании среднестатистических данных. То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса. Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.
Сроки ремонта
Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую. Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий. В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку.
Достоинства страхового ремонта
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.
Недостатки ремонта по ОСАГО
Можно ли предъявить претензии после страхового ремонта?
Если Вы отдали автомобиль на ремонт, а мастерская не выполнила работу вовсе или сделала ее некачественно, Вы можете направить претензию в страховую компанию и потребовать устранить недочеты. Если это невозможно осуществить, стоит снова обратиться к страховщику, чтобы получить компенсацию, и затем направляться в суд.
Какие документы Вам потребуются?
При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:
Что же все-таки выбрать?
Учитывая неурегулированность многих вопросов страхового ремонта, большинство автовладельцев выбирает денежные выплаты по ОСАГО. Такой вариант обладает несколькими преимуществами:
К недостаткам получения денежной компенсации относят лишь то, что Вам самим придется заниматься всеми вопросами.
Мнения автолюбителей на этот счет разнятся. Кто-то имел опыт страхового ремонта и остался доволен, а кто-то разочарован некачественным выполнением работ и пожалел, что не получил материальное возмещение.
Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно
Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.
А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.
Как было раньше?
Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО : страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.
Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.
Что изменилось?
Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.
Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.
Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.
Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.
Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.
Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.
Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.
Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.
В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.
Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.
Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.
Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.
Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:
Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?
Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.
С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!
Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.
Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.
Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.
Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.
Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?
Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.
Что выгоднее в ОСАГО: выплата деньгами или ремонт?
С 2017 года закон обязывает страховщиков сначала предлагать попавшим в аварию клиентам ремонт. Но около 80% страхователей выбирают денежную компенсацию. Как им это удается и что выгоднее?
Житель Новосибирска в сентябре попал в ДТП. «Был «паровозик» с 3 участниками, после разбора меня признали пострадавшим, подал заявление о ДТП, отправил фото документов из ГИБДД, сделал фото повреждений, — оставил он свой отзыв в «Народном рейтинге» под ником Sprint-er. — Через 5 дней менеджер озвучил сумму 18200, она была ниже ожидаемой, так как были скрытые повреждения, о чем указанно в справке. Сошлись на том, что на СТО снимут бампер и еще раз все сфотографируют. Через 2 недели озвучили новую сумму 41700 рублей, которая полностью покрывала ремонт. Через 2 дня сумма уже была на моем счету». (Отзывы пользователей публикуются в данной статье без изменений.)
Деньги ремонту предпочитают большинство автовладельцев, хотя в свое время изменения в закон о приоритетности ремонта внесли именно из-за многочисленных жалоб страхователей на заниженные суммы выплат. В СК «Абсолют Страхование» говорят, что сейчас около 30% убытков по ОСАГО урегулируются в натуральной форме, то есть отправляют на ремонт, в ВСК и того меньше — 15—20%. А как же тогда приоритетность ремонта?
В каких случаях СК обязана заплатить деньгами
По закону об ОСАГО ремонт — это приоритетный способ возмещения вреда. Но есть исключения, когда страховщик должен заплатить деньгами (пункт 16.1 статьи 12). Это:
Неужто все 80% автовладельцев, которые получили возмещение деньгами, оказались в этих категориях? Или выбор все-таки есть?
Выбор за автовладельцем
«Ремонт действительно является приоритетной формой возмещения при наличии в регионе станции техобслуживания, удовлетворяющей требованиям закона, — объяснил генеральный директор «Тинькофф Страхования» Иван Мироненко. — Мы даем своим клиентам возможность выбрать: получить денежные средства и отремонтировать автомобиль самостоятельно на той СТОА, которую выберет водитель, или поехать на ремонт к нашим партнерам. Зачастую денежная выплата по соглашению сторон выгодна и автомобилисту, и страховой компании, поскольку в некоторых регионах проблематично найти СТО, которая будет удовлетворять требованиям».
Выбор за автомобилистом оставляют многие страховщики, но не все. Например, житель Республики Башкортостан, оставивший свой отзыв в «Народном рейтинге» под ником venom78, в ДТП попал в апреле, но до конца сентября так и не смог получить от своего страховщика направление на ремонт в выбранный им автосервис. «В переписке вечно идут какие-то нелепые отговорки, что якобы там нет технической возможности отремонтировать автомобиль, — написал он. — Предложенная СК станция мне не внушает доверия, примерную стоимость ремонта не озвучивают, из чего будут собирать и восстанавливать — тоже не понятно».
Если клиентов не устраивают предложенные страховщиком сервисные станции или возникают вопросы к СТОА по срокам проведения ремонта, на который законом отводится 30 рабочих дней, то, по словам директора департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игоря Люкина, страховая компания подписывает с ним соглашение о выплате по калькуляции. «Обычно заключают такое соглашение непосредственно в день первичного обращения потерпевшего с заявлением о наступлении события, — объясняет директор департамента экспертизы и урегулирования убытков компании «Согласие» Павел Бикетов. — СК в соглашении определяет сумму страхового возмещения (рассчитав ее в строгом соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт) и устанавливает точные сроки выплаты возмещения, а потерпевший, подписывая такое соглашение, соглашается с рассчитанной суммой и сроками выплаты».
«Причин, почему автовладельцы хотят получить выплату деньгами, бывает несколько, но наиболее часто встречающаяся — клиент предпочитает ремонт на своей СТО, потому что хочет быть уверен, что получит технически исправное авто, — говорит генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи. — С нашей точки зрения, лучший вариант для клиента тот, при выборе которого он чувствует себя максимально безопасно».
В чем преимущество ремонта
Несколько лет назад я тоже была участником ДТП. Меня сложно назвать опытным автомобилистом, чтобы я могла понять, какой ремонт требуется машине и что в ней подлежит замене, так что перспектива самостоятельного выбора СТО меня откровенно пугала. Ремонт от страховщика оказался спасением. Разве что пришлось набраться терпения, потому что вместо положенных 30 дней он затянулся на все 45.
Ремонт выбирает для себя и координатор движения «Общество синих ведерок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. «Возможно, кому-то проще требовать возмещения ущерба деньгами, чтобы самому искать автосервис и договариваться о ремонте. На мой взгляд, такой подход зачастую занимает больше времени и не всегда гарантирует качество, — говорит он. — Страховая компания сама направит автомобиль на ремонт, а я спустя некоторое время получу исправный автомобиль. Учитывая, что после обновления методики расчета стоимости запчастей формирование цены восстановительного ремонта станет максимально прозрачным, я тем более не вижу смысла просить возмещения ущерба по ОСАГО деньгами и тратить свое время на поиски подходящего автосервиса, где справедливость ценообразования на услуги, да и качество обслуживания абсолютно никто не гарантирует».
Комфорт и гарантию считают главными аргументами в пользу ремонта и страховщики. «Натуральная форма возмещения ущерба, на мой взгляд, для клиента является наиболее выгодной и удобной, потому что после ДТП задача клиента — восстановить поврежденную машину до того состояния, в котором она была до аварии, — рассуждает Игорь Люкин. — При натуральной форме возмещения человеку не нужно самому искать запчасти, заниматься подбором СТОА, следить за проведением ремонтных работ». По словам Павла Бикетова, качество ремонта на СТО по направлению СК контролируют специальные службы страховщика. «Если поступила претензия от автовладельца в отношении качества ремонта на СТО, проводим дополнительный осмотр отремонтированного авто с участием независимого эксперта, представителя СТО и потерпевшего, — объясняет он. — Если осмотр подтвердит некачественно проведенный ремонт, СК выдает направление на устранение выявленных недостатков на СТО или выплачивает денежную компенсацию потерпевшему».
С учетом износа и без него
Выгоднее ремонт и еще по одной причине — разнице между стоимостью новых деталей и б/у, которая достигает 20—30%. «Разрыв в стоимости между новым и уже использовавшимся предметом — довольно давняя история, — говорит Лаппи. — Как только автомобиль выезжает из автосалона, он утрачивает товарную стоимость на 10—12% в зависимости от марки и модели, и эта динамика продолжается каждый год. Примерно то же самое происходит и со стоимостью запчастей».
Если автовладелец решил взять деньгами, он должен быть готов к тому, что денежная выплата по страховому случаю в ОСАГО рассчитывается с учетом износа автомобиля. Поэтому реальная цена покупки новой детали, скорее всего, будет выше рассчитанной по единой методике с учетом износа. Получив деньги от страховщика, автовладелец отправляется на СТОА, и там его просят доплатить за новые детали. «Клиенты периодически сталкиваются с такими ситуациями, когда их просят доплатить, — отмечает Игорь Люкин. — Чтобы избежать их, мы рекомендуем выбирать натуральную форму урегулирования».
Если страховщик направляет авто на ремонт на СТО, то именно он платит за установку новых деталей, потому что СТО должны использовать для восстановительного ремонта только новые детали. «Многие станции техобслуживания, особенно дилеры, ремонтируют без учета износа, и в этом случае страховая доплачивает за такой ремонт, — объясняет Иван Мироненко. — Так что ремонт для страховой компании не всегда выгоднее, чем произвести выплату деньгами. Чаще всего СК закрывает проблему клиента, потому что большинство клиентов хотят скорее отремонтировать автомобиль, а не заработать денег на страховой».
Другой вопрос, насколько новые запчасти будут оригинальными, потому что, как пояснил Павел Бикетов, обязанность страховщика по использованию только оригинальных запасных частей законом не определена. «СТО, с которыми у СК заключен договор на проведение ремонта авто по договорам ОСАГО, придерживается правил, так как это определено договором о сотрудничестве между СТО и СК», — добавляет он. Хотя случается, что новых деталей нет и быть не может, например, для «возрастных» машин, и тогда по договоренности со страхователем в его авто могут поставить б/у запчасть. Или даже вовсе отказаться от ремонта, предложив деньги.
Пользователю «Народного рейтинга» Tala2583 страховщик сначала предложил ремонт, а затем передумал. До подписания соглашения со страхователем такое возможно. СК переиграла и вместо ремонта решила выплатить деньгами, написал он. Автовладелец остался в недоумении, почему, не до конца осмотрев авто, «отметили все повреждения, кроме скрытых за задним бампером и под крышкой багажника, так как их нужно было снять», ему перечислили деньги. Причем сумму, за которую, по его словам, никто не соглашается делать ремонт.
Как страховщики выбирают СТОА
Направление на разрекламированный ремонт от СК, увы, тоже не стопроцентная гарантия качественного восстановления машины. По автомобилю пользователя «Народного рейтинга», оставившего свой отзыв под ником Tag1, страховщик оценил ущерб в 11 800 рублей, тогда как официальный дилер выставил калькуляцию в 115 тыс. рублей. «В итоге направление получил в аффилированную с СК кузовную станцию. Результат покраски: шпатлевка в 2000 мкм, мусор в покрасочном слое, грубый опыл (точечные вкрапления краски на различных элементах автомобиля. — Прим. ред.), — написал он. — Ответ мастера покраски: «А чего вы ждали за такую калькуляцию ремонта». Страховая компания на письменную претензию не реагирует».
Если страховщик дорожит своей репутацией, то успех восстановительного ремонта будет зависеть не только от справедливой калькуляции, но и от автосервиса, с которым сотрудничает страховщик. Выбор СТОА для проведения ремонта, по словам Ивана Мироненко, зависит от станции техобслуживания и возраста автомобиля. «По закону об ОСАГО страховщик обязан направлять автомобили возрастом до двух лет на ремонт к официальному дилеру, — говорит он. — Мы отбираем каждого партнера на основе внутренних стандартов и требований закона».
Прописывает требования к организации восстановительного ремонта авто закон об ОСАГО (пункт 15.2 статьи 12). «Отбирая СТОА для ремонта по договорам ОСАГО, прежде всего руководствуемся наличием у нее возможностей проведения ремонта в соответствии с установленными критериями (срок ремонта ТС, сохранение гарантийных обязательств производителя для ТС, с года выпуска которых прошло менее двух лет), — говорит Павел Бикетов. — Также на выбор влияет такой критерий, как расположение СТО, ведь при выдаче направлений на ремонт поврежденных авто СК обязаны соблюдать критерий доступности СТО для потерпевшего (расстояние до СТО не должно превышать 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего). Далее все СТО, как и другие партнеры компании, проходят внутреннюю проверку СК».
Но выбор лучших можно позволить себе, если есть из кого выбирать. Неслучайно, по наблюдениям руководителя центра управления страховым портфелем по ОСАГО ВСК Татьяны Кудрявцевой, жители крупных городов, где более развитая инфраструктура автосервисов, чаще выбирают ремонт, чем жители небольших населенных пунктов.
Если вы полностью доверяете своему автосервису и расчет денежной компенсации вполне покроет предстоящие расходы, то можете брать выплату деньгами. В этом случае машина наверняка вернется в строй гораздо быстрее, чем в случае ремонта от СК. Ну а если сами в ремонте машины не сильны и качество его по достоинству оценить не сможете, лучше довериться страховщику.
Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны. Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику. Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.
Последние изменения в законодательстве
Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.
Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.
В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.
Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.
Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.
Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.
Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.
Если машина на гарантии
Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.
Сроки и гарантия на ремонт
Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.
На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.
Действия в случае некачественного ремонта
Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:
Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.
Как добиться получения денежной выплаты?
Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:
Ответы на вопросы
Кто выбирает форму страховой компенсации?
Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.
В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.
Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?
Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.
Подведем итоги
Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Основным критерием выбора становится выгодность для компании. Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.