Что вы знаете о терпении
Терпение
Терпе́ние — 1) способность безропотно, стойко переносить страдания и бедствия; 2) способность упорно и продолжительно действовать в направлении поставленной цели для достижения желаемого результата; 3) христианская добродетель, характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей.
Чем христианское терпение отличается от терпения вообще?
Терпение, в той или иной мере, свойственно всем без исключения людям. Без естественной для человека способности терпеть невозможно было бы ни преодолевание длительных трудностей, ни воспитание и самовоспитание личности.
В отличие от естественной способности терпеть христианское терпение является не просто человеческим свойством, но одной из важнейших христианских добродетелей. Терпение как таковое в нравственном отношении не может быть оценено ни как доброе качество, ни как дурное.
Многое зависит от того, на что оно направляется в том или ином конкретном случае. Кто-то терпит по необходимости, кто-то — из чувства страха, кто-то — из угождения, например, ради карьеры. Но ведь встречаются и другие варианты терпения. Например, мать, воспитывая малыша, терпит бессонные ночи; активный общественник — усталость от дополнительной работы, а иногда и упрёки.
Внешне терпение как добродетель имеет много общего с терпением вообще. И это не удивительно, ведь в его основании лежит естественная для человека способность терпеть. Но не только. В отличие от человека неверующего христианин знает: что, почему, ради чего и во имя чего он призывается терпеть.
Как известно, главная цель христианина — богопознание и вечное богообщение в Царстве Небесном. Для того, чтобы унаследовать Царство Небесное, необходимо быть удостоенным этой высокой награды, а удостоиться может лишь тот, кто захочет и, главное, будет способен жить по тем правилам, по которым живут Божьи святые. Эта способность вырабатывается человеком на протяжении его земной жизни, она связана с искоренением личной греховности, обретением и взращиванием личных добродетелей.
Путь этот долгий и трудный. С одной стороны, он подразумевает борьбу с искушениями, в том числе леностью, праздностью, дурными привычками, страстями, пороками. С другой стороны, это связано с активным противодействием христианину как со стороны окружающих его, неверующих людей, так и со стороны падших духов. Здесь-то и необходимо терпение. Без терпения этот путь непреодолим: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ); «претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Терпение подразумевает здесь и стойкость, и безропотное, доверительное отношение к Богу.
При всей справедливости вышесказанного, необходимо иметь в виду, что наличие в человеке христианского терпения не означает, что он должен сносить и терпеть всё. Скажем, пророки, терпение которых апостол ставил в пример ( Иак.5:10-11 ), не мирились (не готовы были терпеть) с творившимся беззаконием: нравственной распущенностью, идолопоклонством, обманом и притеснением ближних. Однако же самым ярчайшим примером терпения и долготерпения для нас является Господь.
Нередко под маской христианского терпения скрывается банальное угодничество, равнодушие и безразличие, чёрствость сердец. Такое терпение не только не является христианской добродетелью, но и не вписывалось в рамки лучших языческих умов (отсюда — популярность басен Эзопа, языческих философов, поэтов и драматургов, высмеивавших в своих современниках подобные черты) (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).
преподобный Антоний Великий (†357):
Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих и во всем, что ни случится с тобою.
архимандрит Пантелеимон (Шатов):
Некоторые терпят со злостью, отчаянием – просто потому, что выбора нет, а другие терпят с надеждой и спокойствием. Это христианское терпение – осмысленное, добровольное, ради чего-то, ради кого-то…
Терпение может быть очень активным действием. Можно терпеть свою работу и делать её, как бы ни было тяжело. Можно терпеливо строить что-то, терпеливо заниматься творчеством. Можно терпеливо подниматься каждый раз после ударов судьбы и снова идти. Терпение не означает проигрыш. В нём не должно быть пассивности. Не нужно терпеть и свой грех, свою привязанность к каким-то греховным удовольствиям, зло в своей душе.
протоиерей Александр Мень:
Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.
поговорка:
«Терпел Моисей, Терпел Елисей, Терпел Илия, потерплю и я».
Психология терпения
Все мы вынуждены время от времени чего-то ждать: стоять в очереди в банке, копить деньги на дорогостоящую покупку, долго идти к большой цели. Но даже 10 минут ожидания кажутся мучительными. Поэтому мы часто бросаем начатое и занимаемся тем, что приносит быструю пользу. Такое поведение приводит к негативным последствиям, ведь для того, чтобы добиться успеха, нужно научиться ждать и много работать, зачастую не получая молниеносных результатов. Терпение — вот качество тех, кто достигает амбициозных целей.
Зачем нужно быть терпеливым?
Вы, наверное, часто слышали этот совет: просто будь терпелив, когда что-то идет не так, как изначально планировалось. Успех приходит к тем, кто умеет ждать, при этом продолжая идти вперед.
Вы когда-нибудь задумывались о положительном влиянии терпения на свою жизнь? Замечали, как эта способность помогает сохранить мотивацию и энтузиазм, избавиться от стресса и чувствовать себя хорошо? Например, терпение может улучшить отношения с другими людьми. Каким образом? Мы зачастую ценим тех, кто не теряет голову в сложной ситуации, когда все остальные выходят из себя и теряют лицо. А значит тот, кто умеет спокойно ждать, воспринимается как более надежный человек.
Эта способность также помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Нетерпеливый человек будет продолжать нервничать и гнуть свою линию, а терпеливый, не подпав под влияние негативных эмоций, сможет увидеть общую картину и внести изменения в свои изначальные планы.
Таким образом, терпение — это один из основных компонентов критического мышления. Оно помогает также мыслить аналитически, конструктивно и творчески. Когда мы перестаем нервничать, разум проясняется и решение многих проблем находится практически сразу. Это как найти выход из здания при пожаре, когда все носятся в разные стороны, а вы четко следуете плану эвакуации.
Терпение помогает планировать, ведь вы знаете, что не бросите задачу на половине пути. Вы можете четко понимать, что закончите проект, изучите новый язык или навык. Следовательно, можно составлять план на 5-10 лет и не бояться, что внезапно исчезнет мотивация и сила воли.
В целом, терпение делает человека более здоровым в плане психики. Он не зависит от своих мимолетных желаний и эмоций, а контролирует обстоятельства своей жизни.
Как развить терпеливость
Признайте, что есть вещи, которые вы не можете контролировать
Жизнь все время преподносит неприятные сюрпризы:
Не все можно контролировать, иногда неприятные вещи просто случаются. Поэтому философское отношение к жизни очень важно. Вы меньше нервничаете, крепче спите, а когда неприятность случается, то спокойно принимаете ситуацию и думаете над тем, что делать дальше.
Подождите совсем немного
Это хорошая техника, которую можно использовать практически при любой неприятности. Она заключается в том, чтобы всякий раз, когда вы узнаете, что придется ждать, задуматься на 10-20 секунд о том, что делать дальше. Это позволяет избежать автоматической негативной реакции.
Зашли в банк, а там очередь? Отлично, есть время ответить на скопившиеся на почте письма. Нет писем? Почитайте или послушайте аудиокнигу, запишите список покупок наперед, зарегистрируйтесь в интернет-банкинге.
Мы привыкли моментально переживать, когда приходится ждать. Измените шаблон поведения: начните размышлять, прежде чем позволите эмоциям взять верх.
Создайте план «Б»
Очень часто мы вынуждены ждать лишь потому, что нам и в голову не пришло, что такая ситуация может возникнуть. И пенять тут не на кого.
Если вы пришли в больницу и не взяли книгу, чтобы скоротать время, это ваша вина. Однако злость проецируется на окружающий мир и людей, которым срочно понадобилось заболеть именно сегодня.
Вы можете подумать, что подобный прием никак не способствует развитию терпения, ведь не бросает ей вызов. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: чем реже вы проявляете нетерпение, тем быстрее психика избавляется от этой привычки.
Осознайте свою зависимость от гнева, раздражения и злости
Гнев, раздражение и злость могут легко стать привычкой, если вы будете поощрять это поведение. Создайте список позитивных эмоций. Например, радость, восхищение, дружелюбие, трепет, энтузиазм.
Попытайтесь вызвать в себе эти эмоции. Если сможете сейчас, значит это не проблема в любой момент вашей жизни. Выбор есть всегда. Хотите чувствовать себя ущемленным и обиженным? Для этого обычно и делать ничего не надо. Но если выберете хорошее настроение и совершите небольшое усилие, то сможете войти в новое для себя состояние.
Замечайте момент, когда начинаете раздражаться
Мы часто игнорируем тот факт, что переживаем боль и сосредоточены исключительно на иллюзии, что решаем проблему.
Чтобы научиться замечать момент начала раздражения, начните с осознания позитивных или нейтральных эмоций. В течение дня записывайте, какие чувства испытываете. Это войдет в привычку и уже потом, стоя в очереди, вы сможете распознать свое состояние и не допустить негатива.
Говорите с собой осознанно
Именно осознанно, потому что внутренний диалог происходит практически постоянно и обычно на автопилоте. Возникают мысли о том, как много людей в помещении, как много машин на дороге, сколько ценного времени уходит впустую. Да вот только такие разговоры не несут ничего хорошего. Поэтому вы должны изменить диалог внутри себя.
Напоминайте себе о том, что в злости и раздражении нет никакого смысла.
Читайте
Это один из самых лучших, приятных и полезных способов стать более терпеливым.
Независимо от того, сколько времени вам нужно, чтобы закончить книгу, не спешите. Углубляйтесь в каждое слово или фразу, попытайтесь понять, что хотел сказать автор. Напоминайте себе о том, что спешка не принесет никакой пользы.
Сажайте растения
Начните выращивать овощи и цветы. Или, если нет возможности, сажайте комнатные растения. Между прочим, это отличный способ избавиться от стресса. Все, что имеет отношение к природе, снижает раздражительность.
Когда вы начнете выращивать растения, то станете более терпеливым. Это поможет понять, что развитие или успех требуют времени, но если стремиться вперед — рано или поздно результат придет.
Научитесь готовить
Еще один нетрадиционный способ стать более терпеливым. Удивительно, но нам и в голову не приходит переживать из-за того, что придется ждать 60 минут, пока готовится пирог. Мы заранее миримся с этим. Но считаем, что прождали слишком долго, если нам готовили кофе в ресторане в течение 5 минут.
Кулинария требует большого терпения и практики. Это своего рода медитация, поэтому очень успокаивает и приводит нервы в порядок.
Станьте любопытным
Любая, абсолютно любая ситуация станет интересной и не будет вызывать раздражения, если вам любопытно.
Чем так прекрасно любопытство? Вы не выносите суждений. Вы наблюдаете, замечаете что-либо интересное, наслаждаетесь моментом. И при этом не возникает никаких негативных эмоций.
Если вам не перезванивают после собеседования, нет смысла сидеть и ждать этого. Позвоните сами или ищите другие варианты. Это просто опыт, прошлое.
Примите дискомфорт
Почему, собственно, вам всегда должно быть хорошо и комфортно? Даже с чисто эгоистической точки зрения это вредно, делает человека капризным и невыносимым.
Порой полезно испытать дискомфорт. Считайте, что это вызов: пережить неприятные моменты и при этом чувствовать себя совершенно спокойно.
Забудьте о результатах, наслаждайтесь процессом
Если вы изучаете навык, а видимых результатов все нет, что делать? Все бросить, расстроиться и разочароваться в себе? Или, быть может, научиться получать удовольствие от процесса обучения и работать немного настойчивее? Кажется, что второе все-таки важнее и полезнее.
Или, скажем, вы откладываете деньги. Прочли несколько статей и книг о том, как стать богатым и поняли, что нужно откладывать 20% от дохода. Но стоит начать, как тут же появляется ворох неприятных эмоций, ощущение жертвенности. Что делать?
Получайте удовольствие от того, что вы откладываете деньги и экономите. В конце концов, это увлекательный вызов самому себе. Попытайтесь откладывать 50% всего дохода. Что изменится? Как придется жить? Это может кардинально изменить ваше мышление и заставить понять, что человек привыкает ко всему.
Посмотрите на ситуацию с точки зрения другого человека
Отличный совет для тех, кто испытывает нетерпение в общении с другими людьми. Когда чувствуете, что кровь закипает, посмотрите на ситуацию с чужой точки зрения. Почему он себя так ведет? Какие у него есть проблемы в жизни? Что его волнует? Как работает его психика? Может быть исчерпывающих ответов вы не получите, но станете немного симпатизировать ему. А значит, сбережете и свои нервы.
Это также полезное упражнение, когда вы стоите в пробке. Подумайте о людях, которые находятся за рулем рядом с вами. О чем они думают? Что их волнует?
А как насчет ситуации, когда ваш друг просит деньги взаймы? Перед тем, как начнете закипать, подумайте вот о чем. Может он еще не научился управлять деньгами так, как вы? Не прочел те самые книги? Не умеет удерживать себя от импульсивных покупок? Вы можете не давать ему денег, но, по крайней мере, сбережете отношения.
Думайте о главной цели
Да, прямо сейчас нет возможности двигаться к цели, потому что дорогу перегородил целый грузовик проблем, который и не думает сдвигаться с места. Но если вы в этот момент подумаете, что у вас есть главная цель, то успокоитесь и начнете думать, что делать дальше.
Мы часто нервничаем, когда слишком углубляемся в детали. Посмотрев на общую картину, можно понять, что есть решение.
Как избавиться от нетерпения
Даже если вы научились быть осознанными и подмечать свои эмоции и мысли, бывает очень трудно избавиться от нетерпения. Мы живем в эпоху, когда все становится доступным по первому щелчку мыши. И дело не только в товарах. Если что-то хотим узнать, Википедия приходит на помощь. Только вот доступность информации убивает ее ценность.
При помощи пульта можно мгновенно включить телевизор, а благодаря смартфону можно за минуту связаться с любым знакомым вам человеком. Мы не привыкли ждать, поэтому каждая впустую потраченная секунда кажется адом.
Что любопытно, мы хоть сами и далеки от идеала, но при этом не любим нетерпеливых людей. Вспомните случай, когда вы имели дело с подобным человеком. Сложно о нем думать, как о хорошем, добром, достойном и спокойном, верно? Точно такими же мы предстаем в глазах других.
Что такое, в сущности, нетерпеливость? Это страстное желание приблизить будущее. А если нужно подождать, то мы ведем себя как дети: топаем ногами, создаем шум и обращаем на себя внимание. В этом смысле, терпеливость — признак взрослого, уравновешенного человека.
Предлагаем вам пошаговую стратегию избавления от нетерпеливости.
Шаг первый: распознайте свое нетерпение
В первую очередь нужно признать, что вы нетерпеливы, определить ситуации, эмоции.
Шаг второй: остановите процесс мышления
Когда вы распознали нетерпеливость, остановите процесс мышления, успокойте тело и разум. Глубоко вдохните и скажите себе: «Расслабься, все хорошо». Этот момент несет дополнительную пользу: он не позволяет запустить привычку нервничать.
Шаг третий: определите триггеры
Теперь, когда вы находитесь в более спокойном и осознанном состоянии, давайте снова вспомним, что же произошло. Важно определить, чем именно вызвано ваше напряжение, раздражение, беспокойство и нетерпение.
Определение триггеров — основная задача этого этапа. Спросите себя:
Шаг четвертый: проанализируйте ситуацию
У вас уже есть четкое представление о том, что произошло и что вызвало неприятные чувства, теперь пора проанализировать ситуацию. Это поможет эмоционально отодвинуться от неприятного момента и включить мозги.
Давайте сначала рассмотрим затруднительное положение, в котором вы оказались. Задайте себе следующие вопросы:
После полученных ответов мы можем сменить перспективу и начать рассматривать ситуацию под другим, более позитивным, углом. Спросите себя:
Последний ряд вопросов поможет окончательно взять себя в руки. Он является одним из элементов управления. Спросите себя:
Мы часто испытываем нетерпение, когда отчаянно хотим контролировать ситуацию, свое время или поведение других людей.
Вы никогда не сможете почувствовать себя лучше, если вас всегда беспокоит то, что вы не можете контролировать. Примите реальность и двигайтесь дальше.
Шаг пятый: определите, что будете делать дальше
У вас есть один из трех вариантов:
Не всегда нужно действовать. Если такие люди, которые не могут сидеть спокойно. Они портят нервы себе и окружающим и при этом не добиваются ничего. Поэтому определите, какое решение примете.
Не стоит думать, что для развития терпения вам потребуется терпение. В какой-то степени в каждом из нас оно есть. Дело лишь в том, чтобы работать над психикой и наблюдать за своими реакциями.
О терпении и терпимости
Все мы знаем, что терпение – одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое – терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и – в гораздо большей степени – на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же толерантность, – это такая лукавая вывеска, под которой в реальности – апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.
К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость – это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.
Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость – совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам – значит, и мне самой тоже.
Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.
Не считать себя лучше его – даже если мы действительно успели уже научиться тому, чему он еще не научился, или избавлены Богом от недостатка, которым он страдает. Не присваивать себе право суда над ним.
Понимать, что другой человек – это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.
И не навязывать ему своих убеждений – даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.
Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет – кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:
– Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!
Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил – подлинных или надуманных, но правил – которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко – ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.
Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей – чаще всего моих старых друзей и коллег – относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять.
…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела – в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, – но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить – а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?
В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.
Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.
Причина – в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием – такой вот психологический парадокс.
Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии – не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом – во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, – в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.
К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, – придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…
Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей – не много, но знаю, – которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты – тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие – в данном случае подлинное, идущее от сердца – выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», – сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, – очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют – не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека – да от самого его облика! – пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.
Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.
Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности – но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.
Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других – как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).
Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя – иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться – не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы – это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству – ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.
Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) – и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой – остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55–56).