Что вы еще знаете о иване федорове
Иван Федоров
Фото Все
Видео Все
Первопечатник Иван Фёдоров (1941) Полная версия
Иван Федоров / Откровение Иоанна Первопечатника. Наше кино. Биографический. 1991.
Первопечатник Иван Фёдоров (1941) фильм смотреть онлайн
Иван Федоров — биография
Иван Федоров – первый русский книгопечатник, издатель «Апостола», первой печатной книги Русского царства, основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой ( в настоящее время территория современной Украины).
В 15-м веке на Западе уже во всю печатали книги при помощи печатных станков. И неважно, что конструкция была громадной, оснащенной брусьями для крепления к потолку и полу, тяжелым прессом, оставлявшим на бумаге нужный оттиск, зато книги издавались намного быстрее, чем в России, где их переписывали монахи в монастырях. Царствовавший в те годы Иван Грозный решил, что негоже отставать от европейских стран, своим указом велел развивать книгопечатание на Руси. Для этого нашелся и первый работник типографии – Иван Федоров.
Детство и юность
К сожалению, биография Федорова имеет много белых пятен, в основном это касается даты его рождения и детских лет. Историки предположили, что Иван Федоров (Москвитин) родился в 1510 году, и что местом его рождения было Великое Московское княжество. Именно на этой дате настаивал советский историк Евгений Немировский, которому удалось разыскать документ, гласивший, что в 1529-1532-м годах Иван был студентом Ягеллонского университета в Кракове, городе Польши.
Откуда родом были его предки, тоже точно неизвестно, советские историки предполагали, что они выходцы земель, территориально принадлежащих сегодняшний Беларуси. Документ об окончании университета Федоров получил в 1532 году, и вместе с этим должность диакона церкви Николы Гостунского. Он трудился под непосредственным руководством митрополита Макария, сотрудничество с которым длилось достаточно долго.
Первая типография
В 1552-м году царь Иван Грозный принял судьбоносное для страны решение, он издал указ о печатании книг в Москве, используя церковнославянский язык. Ранее уже печатались книги на этом языке, только не в России, а за границей.
Иван Грозный в типографии Ивана Федорова
Грозный приказал доставить ему грамотного специалиста в типографской области. Его выбор пал на уроженца Дании Ганса Мессингейма, работы которого уже успели прославиться далеко за пределами его родины. Именно он руководил строительством первой типографии на Руси.
Царь также составил указ о доставке из Польши типографских станков и первых литер, печатных элементов, содержащих символы церковнославянского алфавита. Позже их обновили, этим занялся Васюк Никифоров, которого царь привлек к книгопечатанию в 1556 году. Помимо этого, Васюк еще и первый русский гравер, и до наших дней дошли его работы в сохранившихся книгах той поры, и отпечатанных именно в первой типографии.
Первопечатник Иван Федоров
Начало нового дела не разочаровало Ивана Грозного, наоборот, он доволен результатом, и выносит указ об открытии Московского печатного двора, средства на развитие которого поступали из государственной казны. Год основания двора – 1563-й.
В следующем году увидело свет первое детище печатного двора – книга под названием «Апостол». К великому счастью, она сохранилась до наших дней. Вслед за ней напечатали «Часослов». Обе эти книги вышли при непосредственном участии в процессе Ивана Федорова, которого царь приставил в качестве ученика к Мессингейму. За Федорова лично хлопотал перед государем митрополит Макарий.
Страницы из книги «Апостол»
Первая полноценная работа издательства – книга «Апостол» была выбрана не случайно. Она носила религиозный характер, как и та, которую первой напечатал Иоганн Гуттенберг. В те годы церковь была в приоритете, в ее обязанности входило обучение народа. По этой причине все учебные пособия имели непосредственную связь со священными писаниями.
Нужно отметить, что судьба Московского печатного двора была не такой уж и безоблачной. Он много раз горел, причем, это были не случайные пожары, а поджоги. Существовало мнение, что в этом замешаны монахи-переписчики, увидевшие реального конкурента, снижавшего потребность в их услугах, или их стоимость. В чем-то они оказались правы.
В 1568-м Грозный издает новый указ, которым предписывает Ивану Федорову поселиться в Великом княжестве Литовском. По дороге к месту назначения Федоров делает остановку в городке Заблудове Гроднянского Повета. Иван поселился у бывшего военачальника Григория Ходкевича, проявившего живой интерес к занятию Федорова. Ходкевич был действующим государственным деятелем, и его полномочий хватало, чтобы обратиться к Ивану с просьбой, открыть местную типографию. Заблудовская типография открылась в том же, 1568 году.
Вначале работники этой типографии напечатали пробные «книги», состоявшие примерно из сорока страниц, не имевших ни выходных данных, ни нумерации страниц. После этого работники типографии, которыми руководил Федоров, напечатали дебютную, и практически единственную свою книгу под названием «Учительское Евангелие». Год ее выпуска 1568-1569-й.
На этом издательство свою работу прекратило, Ходкевич сказал, что имеются и более важные дела. Скорее всего, он имел ввиду перемены в политической и гражданской жизни страны. Как раз в 1569 году была пописана Люблинская уния, объединявшая Польшу и Литву в одну страну – Речь Посполитую.
Федоров не обрадовался такой новости, и решил поселиться во Львове с целью открытия собственной типографии. Однако вскоре пришло разочарование. Он надеялся, что откроет свое дело на деньги местных богачей, но они не имели ни малейшего желания вкладывать средства в дело книгопечатания. Духовенство тоже не поддержало Федорова, они привыкли жить по старинке, и переписывать книги при помощи монахов от руки.
Несмотря на это, Иван Федоров не сдавался, он сумел выручить немного денег, напечатать книги, реализовать их в Кракове, Львове, Коломые. Все, что книгопечатник выручил от продажи, он вложил в дело, продолжал печатать новые книги. В 1570-м Федоров издал еще одну свою известную книгу – «Псалтырь».
В 1575-м Ивану предложили стать управляющим в Дерманском Свято-Троицком монастыре. Он дал согласие занять эту должность, решил, что с печатанием книг нужно заканчивать. Однако оставить любимое дело не смог. Спустя всего два года Иван приступил к постройке новой типографии. С этой просьбой к первопечатнику обратился князь Константин Острожский, к тому же полностью финансировал строительство.
Именно на Острожской типографии были напечатаны образовательные книги – «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581-м здесь же была напечатана и Острожская Библия, которая стала еще одной значимой книгой в судьбе первопечатника, после «Апостола» и «Псалтыря».
Азбука Ивана Федорова 1574г.
После выхода из печати этой книги Иван больше не занимался непосредственно книгопечатанием, он передал все полномочия родному сыну. Сам Федоров в это время находился в бесконечных поездках по Европе, перенимал опыт западных коллег, делился своими наработками, взамен получал от них сведения об их разработках в деле книгопечатания. Помимо этого, Иван встречался с высокопоставленными персонами, знакомил их со своими проектами. В частности, у Федорова состоялась встреча с королем Германии Рудольфом II. Примеры работ первого российского книгопечатника можно найти в Сети, доступ к ним открыт.
Личная жизнь
Не только детские годы книгопечатника остались белым пятном в его биографии. Такая же участь ждала и его личную жизнь, о которой тоже практически нет сведений. Известно, что у Федорова была жена, родившая ему двух сыновей. Старший продолжил дело отца и тоже прославился в книгопечатании под прозвищем Друкар, что на украинском означает печатник. Супруга Ивана скончалась еще до того, как он выехал из Москвы. Существует мнение, что она умерла при родах младшего сына. Ребенку выжить тоже не удалось.
Смерть
Точно известна только дата смерти Ивана Федорова – 5 декабря 1583 года. Это случилось во время одной из командировок по Европе.
Памятник Ивану Федорову
Тело первого российского книгопечатника привезли во Львов, и предали земле на кладбище при церкви Святого Онуфрия.
Интересные факты
Память
Ссылки
Первопечатник. История Ивана Федорова
11 марта 1564 года, 455 лет назад, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол».
Она стала результатом трудов Ивана Федорова – одного из первых русских первопечатников (только по нему имеется достаточно точная информация). Фамилии в их нынешнем виде на Руси еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий и в отдельных деловых бумагах Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год). Интересно и то, что кроме книг, первопечатник был еще и мастером по отливу пушек, и многоствольных орудий. Память об Иване Федорове сохранилась до наших дней. Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова. А в 1909 году рядом со зданием Печатного двора в Москве поставили памятник Федорову.
Судьба русского первопечатника очень интересна. Как он из Москвы смог попасть в Русское воеводство Речи Посполитой и основать типографию и там, как печатал первую книгу в Москве, с какими проблемами он сталкивался, –сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Иван Федоров
Памятник Ивану Федорову у Печатного двора в Москве. Источник: http://vovremyaono.ru
Любой из нас знает, что в наше время, книга – это легко доступный источник знаний. Недостатка в книгах у нас нет, а для того, чтобы распечатать любую информацию на бумажном носителе уйдет несколько секунд. Безусловно, на заре книгопечатания на Руси в XVI веке всё было не так просто. Для этого требовался не просто образованный инженер, он должен был обладать и твердостью характера. Таким человеком стал Иван Федоров.
О его детстве информации нет. Однако стараниями советского историка Е. Л. Немировского было установлено, что родился Иван в 1510 году. Историк нашел документы, подтверждающие, что Федоров с 1529 по 1532 годы учился в Ягеллонском университете в Кракове. После его окончания он становится диаконом в церкви Николы Гостунского, где знакомится с митрополитом Макарием, с которым долго сотрудничал впоследствии.
Первые книги
Первое издание «Апостола» в Москве. Источник: http://vovremyaono.ru
В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору.
Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Считается что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.
Так выглядели первые печатные станки. Источник: https://www.pinterest.ru/
Известно, что в это время Федоров столкнулся и с проблемами. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.
Международный мастер книгопечатания
Памятник Ивану Федорову во Львове. Источник: https://www.pinterest.ru/
В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич как действующий государственный деятель попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году. Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Произошло это в 1568-1569 годах. После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.
Еще одно издание «Апостола». Источник: http://vovremyaono.ru
Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование, местные богачи не горели желанием вкладывать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел, так как местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.
Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».
В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского. Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание «Острожской Библии», ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).
Острожская Библия. Источник: http://vovremyaono.ru
После издания «Острожской Библии» Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам в Европе делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых был и король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в интернете фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.
Умер Иван Федоров 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 104, с. 49
104. Что ещё вы знаете или можете узнать об Иване Фёдорове? Найдите в Интернете материалы о великом первопечатнике.
• Представьте себе, что вы проводите экскурсию у памятника этому замечательному человеку. Расскажите одноклассникам о нём так, чтобы вызвать чувство гордости, восхищения. Будут ли в вашем устном высказывании присутствовать элементы разговорного стиля?
Первопечатник Иван Фёдоров
Иван Фёдоров был человеком необычайных дарований. Он владел несколькими языками: греческим, латинским, польским, прекрасно разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики, был вдумчивым редактором, искусным наборщиком и оружейником, занимался педагогикой, философией, историей.
Далеко не все обстоятельства жизни Ивана Фёдорова изучены, потому что сохранилось очень мало документов о нём. Источниками сведений стали в основном предисловия к выпущенным им изданиям.
Чем занимался Иван Фёдоров до 1564 г., где он учился? Сохранилась книга Краковского университета, в которой записывали имена лиц, удостоенных учёных степеней. Здесь можно найти имя «Ивана сына Фёдора Москвитина», который в 1532 г. получил степень бакалавра. Возможно, это и есть будущий московский первопечатник. Поскольку степень бакалавра обычно получали в возрасте от 17 до 21 года, можно предположить, что он родился около 1510 г. Есть и другое мнение: будущий первопечатник происходил из среды московского духовенства и учился в Москве, возможно, в школе при кремлёвском Благовещенском соборе. В 50—60-х гг. XVI в. Иван Фёдоров был диаконом церкви во имя святителя Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле.
К середине XVI в. сложились условия для возникновения книгопечатания в столице русского государства. В Древней Руси книги распространялись посредством переписывания. Стране, пределы которой в XVI в. значительно расширились,требовалось много новых певческих книг, богослужебных Апостолов, Евангелий. Нужны были новые формы книжного производства.
Иван IV решает основать большую государственную печатную мастерскую. Здание для неё было возведено неподалёку от Кремля. Печатный двор был сооружён на средства самого царя, а во главе печатной мастерской поставили Ивана Фёдорова.
Первой русской печатной книгой стал «Апостол», работа над которым была завершена 1 марта 1564 г. Московский «Апостол» — самое известное из 12 изданий, выпущенных в свет Иваном Фёдоровым. Это во многих отношениях замечательная книга: прекрасно читается шрифт, перед текстом помещено изображение святого апостола и евангелиста Луки, одного из авторов и героев книги.
Осенью 1572 г. Иван Фёдоров вместе со всеми своими инструментами и шрифтами перебирается во Львов — крупнейший город Галицкой Руси. Здесь была основана первая на украинской земле типография. В 1574 г. львовская типография Ивана Фёдорова издала первый известный нам печатный восточнославянский учебник — «Азбуку». Затем Ивана Фёдорова пригласили в Острог, где он продолжал свою типографскую деятельность и занимался преподаванием в школах.
В 1581 г. увидела свет «Острожская Библия» — наиболее прославленное издание Ивана Фёдорова. Хорошо знали «Острожскую Библию» и в Московской Руси. Эта книга в 628 листов большого формата, открывает её нарядный титул, заключённый в гравированную на дереве рамку. В 1583 г. типограф совершает далёкое путешествие — едет в Краков, в Вену и, возможно, в Дрезден, в архиве которого сохранилось письмо Ивана Фёдорова саксонскому курфюрсту Августу, написанное в Вене 23 июля 1583 г. Вернувшись во Львов в конце 1583 г., Иван Фёдоров заболел и 5 декабря 1583 г. умер. Похоронили его в СвятоОнуфриевском монастыре и над могилой положили плиту с надписью «Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных».
Дух и буквы: кто на самом деле принес в Россию печатное слово
12 октября 1909 года в центре Москвы был торжественно открыт памятник первопечатнику Ивану Федорову. Идея возникла еще в 1864 году, в 300-летнюю годовщину выхода считающегося первой печатной книгой на Руси «Апостола», и принадлежала председателю Московского археологического общества графу Алексею Уварову. Сам знаменитый ученый дело завершить не успел, поскольку на создание памятника потребовалось более полувека: сначала собирали по подписке средства, потом утверждали проект и согласовывали с московскими властями место. Монумент и сегодня остается одной из знаковых для столицы достопримечательностей, но действительно ли до Федорова на Руси не знали печатного слова? «Известия» вспоминают о первых русских печатных книгах и месте Ивана Федорова в нашей истории.
«Первому мученику русской печати»
На памятнике, созданном скульптором Сергеем Волнухиным по проекту архитектора Ивана Машкова, изображен мастеровой человек в старорусском кафтане, с длинными волосами, перехваченными тесьмой. В руках он держит только что отпечатанную страницу. Образ этот условный — как выглядел настоящий печатник Федоров, мы не знаем. Описания его внешности до нас не дошли. Однако образ вполне историчен — при его создании скульптора консультировал великий русский историк, знаток средневекового быта Иван Забелин. Интересно, что на следующий день после открытия монумента возле него появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на непростую судьбу легендарного мастера.
Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова»
О жизни настоящего Ивана Федорова мы знаем чрезвычайно мало. Год рождения и происхождение его достоверно не известны, но, видимо, он был не из знатной семьи. В ранних сохранившихся текстах он именует себя «Иван, Федоров сын» или «Иван Федорович». То есть Федоров на самом деле не фамилия, а отчество. Место рождения тоже доподлинно неведомо. Поскольку он не раз именовал себя «Москвит» или «Москвитин», то можно сделать вывод, что родился он в Москве или около нее. С другой стороны, так он подписывался, уже находясь за границей, то есть подобное прозвище могло говорить о стране его происхождения, ведь название «Московия» часто использовалось в XVI веке по отношению ко всему государству.
Где Федоров получил образование, тоже остается загадкой, меж тем печатник должен быть не только грамотным, но и владеть основами механики, физики и даже химии. Известно, что Иван служил дьяком в церкви Николы Гостунского, располагавшейся в Кремле подле нынешней Ивановской площади, напротив Фроловских ворот. Видимо, в какой-то момент он был приставлен к Печатному двору, созданному в 1553 году по указу царя Ивана Васильевича, с благословения митрополита Макария. Об этом сам Федоров писал в послесловии к изданному им в 1564 году «Апостолу» — книге, которую часто называют первой напечатанной на Руси.
Фрагмент фронтисписа и заглавной страницы книги «Апостол»
Через год Федоров и его товарищ Петр Мстиславец издали свою вторую книгу — «Часовник». И почти сразу после этого они покинули Москву и отправились в Заблудов (современная Польша), где уже в 1568 году вышло следующее их детище — «Учительское Евангелие». После этого их пути разделились: Петр отправился в Вильно, Иван трудился в Заблудове, Остроге (Украина, Ровенская область) и Львове, выпустив еще минимум десяток изданий. Умер Федоров в 1583 году во Львове, похоронен там же возле православного Святоонуфриевского монастыря. Надгробие «друкаря», как в тех краях называют печатников, сохранилось до наших дней.
«Иван Клементьев сын Нехорошево»
Хотя сама технология уходит корнями в далекое прошлое, печать книг стала возможна лишь с XV века, после того как достаточно широкое распространение получила вытеснившая пергамент бумага. Принято считать, что изобрел печатный станок около 1450 года немец Иоганн Гутенберг, хотя почти в каждой европейской стране есть свои претенденты на первенство.
Технология стремительно распространялась по континенту, и к концу века число экземпляров уже исчислялось миллионами. К последнему десятилетию XV столетия относятся и первые книги, набранные кириллицей, — они выходили в Польше (Краков), Черногории и Венеции, где было много беженцев из захваченной османами Византии.
Фрагмент заглавной страницы Библии, напечатанной Франциском Скориной в 1517 году
В 1517 году уроженец Полоцка и воспитанник Ягеллонского университета в Кракове Франциск Скорина открыл в Праге типографию, которая за несколько лет выпустила 24 книги. В 1520-е годы он переехал в Вильно, где продолжил свою работу. Кстати, Скорина приезжал и в Московию, но был изгнан, а книги его сожгли как «латинянские», хотя таковыми они не были. Впрочем, мы точно не знаем, какого вероисповедания придерживался знаменитый белорусский просветитель. Но то было время униатского раскола, поэтому к самому невинному влиянию католического или протестантского Запада у нас относились крайне настороженно.
Русь с печатными книгами познакомилась при Иване III после его женитьбы на Софье Палеолог. Византийский двор приехал из Италии, и некоторые технологии были заимствованы оттуда. Не случайно книгопечатание на Руси поначалу звали «штаньба», от итальянского «стампа» — печать. Однако идея создания своего печатного двора появилась лишь через полвека, уже при Иване IV. Известно, что произошло это в 1550-е годы, и довольно скоро расположенная в районе Никольской улицы типография (от греческих слов «типос» — отпечаток и «графо» — пишу) стала выпускать первые книги. До нашего времени дошли как минимум семь разных экземпляров, которые принято относить к этому «анонимному» или «безвыходнОму» периоду — он назван так, поскольку у книг не было выходных данных, не упоминались ни имя мастера, ни год выпуска. Минимум пять из них отпечатаны ранее 1564 года, то есть они старше федоровского «Апостола»! Ученые выделяют пять разных шрифтов, использованных в «анонимной типографии», причем некоторые приемы московских мастеров отличались от западноевропейской практики. Книги были украшены гравюрами, пытались использовать не только черную, но и красную краску.
Самая известная из изданных в 1550-е годы книг — так называемое узкошрифтное «Евангелие». В РГБ есть экземпляр с вставной записью от 1558 года, а в ГИМе — экземпляр с записью 1559 года о «вкладе Ивана Клементьева сына Нехорошево». Всего на сегодня известно 38 экземпляров этого «Евангелия», причем его московское происхождение и приблизительная датировка считаются абсолютно доказанными и признаются всеми специалистами.
Евангелие. Москва, анонимная типография (ок.1553/1554)
Но это сегодня, а в XVIII и XIX веках эти книги считали привозными — греческими или сербскими. Первым о местном происхождении книг «анонимной типографии» осторожно заговорил замечательный русский археолог и библиограф, хранитель отделения рукописей и славянских старопечатных книг Румянцевского музея и Оружейной палаты, член-корреспондент Академии наук Алексей Егорович Викторов. В 1874 году на Третьем археологическом съезде в Киеве он даже сделал доклад с красноречивым названием: «Не было ли в Москве опытов книгопечатания до 1564 года?». Ученый готовил монографию «Книгопечатание в России в XVI веке прежде и около времени издания Иваном Федоровым «Апостола» 1564 года», в которой собирался расставить все точки над «i», но неожиданно скончался от тифа в 1883 году. Как раз в год 300-летия смерти Ивана Федорова.
События эти сложным образом переплелись. Именно в тот год впервые решено было отметить юбилей книгопечатания в России. Сомнения же Викторова остались в сфере научных дискуссий и не повлияли на формирование общественно-исторического представления о делах тех лет. «Апостол» был признан первой русской печатной книгой, создавший его Иван Федоров вошел во все учебники, ему ставили памятники и снимали о нем фильмы. История же «анонимной типографии» оставалась известной лишь узкому кругу специалистов-историков и библиофилов, хотя к середине ХХ века уже было убедительно доказано, что располагалась она в Москве и выпускала печатные книги задолго до федоровского «Апостола».
Кто же мог печатать книги в «анонимной» типографии? Точных сведений нет, хотя в текстах, связанных с книжным делом, косвенным образом упоминаются некоторые персонажи. Во-первых, это Ганс Мессингейм по прозвищу Бокбиндер (то есть переплетчик), которого датский король Кристиан III прислал в Москву по просьбе Ивана IV. Но кроме сведений о его приезде, других данных мы не имеем. Можно предположить, что датчанин действительно обучал русских технологии работы с печатным станком, но он явно не мог набирать тексты, не зная ни славянской грамоты, ни православного канона.
В послании Ивана Грозного новгородским дьякам от 1556 года говорится о некоем Маруше Нефедьеве, которого Иван Васильевич послал в Новгород, для того чтобы тот привез в Москву местного мастера Васюка Никифорова, который «умеет резати резь всякую». По другим косвенным упоминаниям можно предположить, что новгородец стал гравером первой московской «анонимной» типографии. А сам Маруша, возможно, был помощником Ганса Мессингейма или человеком, ответственным за работу типографской мастерской.
Вероятно, Маруша Нефедьев, Иван Федоров, Петр Мстиславец, Андроник Невежа и кто-то еще были учениками иностранных мастеров «первого призыва» и под руководством Мессингейма, безвестных итальянцев или греков осваивали технологию печати. Потом иностранцы уехали, и наши стали полноправными хозяевами дела. Но это лишь гипотеза, никаких доказательств которой не существует. Причем если Федоров действительно работал на том первом Печатном дворе (а это не подлежит сомнению), где создавали «анонимные» книги, то его заслуга сводится лишь к тому, что он первым стал указывать свое имя и год выпуска.
Важно, что на Руси никогда не было традиции подписывать религиозные тексты, поскольку считалось, что рукой писца водит сам Бог. Видимо, такое отношение должно было перейти и к печатным текстам, и это логично объясняет, почему анонимными были самые ранние книги. Значит, Федоров осмелился нарушать существующую традицию? С одной стороны, это шаг, вполне вписывающийся в менталитет человека эпохи Возрождения, с другой — не очень вяжущийся со статусом церковнослужителя.
«Благое во зло превратити»
Следующий неразрешенный поныне вопрос — причины отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца из Москвы. Есть две противоположные и взаимоисключающие точки зрения. Традиционно считалось, что это было вынужденное бегство и связано оно было с конкуренцией со стороны переписчиков книг. Книги были необходимы для церковных служб, и средств на них не жалели.
«Первопечатник Иван Федоров в мастерской».
Государственный Исторический музей, альбом «Москва и москвичи»
Существовали целые мастерские (монастырские и частные), в которых десятки писцов тиражировали книги. И конкуренция со стороны «печатников», тиражи которых переваливали за 1 тыс. экземпляров, действительно могла вызвать возмущение у тех, кто стоял за переписными мастерскими. Правда, Печатный двор находился под монаршим крылом и непонятно, кто решился бы пойти против крутого на расправу царя Ивана.
Об «обидах» писал сам мастер. Например, в послесловии к Апостолу 1574 года он говорит о врагах, которые «благое во зло превратити и Божие дело вконец погубити». Люди эти на первопечатников «зависти ради многия ереси умышляли». Однако Иван Федоров не называет никого конкретно, хотя и намекает, что преследования исходили «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Преследования, по его словам, и побудили первопечатников покинуть родину: «. сия убо нас от земля и отчества и от рода нашего изгна и в ины страны незнаемы пресели».
Еще одно подтверждение некоего «гонения» можно найти в книге английского дипломата Джайлса Флетчера. Британец прямо говорит о том, что печатная мастерская была сожжена вместе со станками, другое дело, что он был в Москве в конце 1580-х годов, а значит, писал с чужих слов.
«Друкарь книг пред тем невиданных»
Но с версией гонения согласны далеко не все специалисты. Многие исследователи резонно отмечают, что Федоров и Мстиславец смогли собрать и увести с собой весь типографский скарб — шрифты, матрицы, гравированную орнаментику. А это несколько груженых подвод, тайно бежать с которыми за границу практически нереально. Значит, уходили они не слишком спешно и с ведома властей. К тому же, московская типография после пожара, который действительно имел место, не прекратила работу — уже в 1568-м году Андроником Невежей вместе с Никифором Тарасиевым в ней была отпечатана «Псалтырь». Андроник Тимофеевич Невежа считается учеником Федорова, на что указывает не только схожесть его типографского почерка, но и прямое указание в «Сказании о воображении книг печатного дела», которое, правда, было составлено уже в XVII веке.
«Охтай» Андроника Тимофеева сына Невежи, издание 1594 года
Если наши первопечатники не были изгнаны, а уехали с согласия властей (читай, Ивана Грозного), да еще взяв с собой типографские принадлежности, возможно, они были сознательно посланы на Запад, рассуждают некоторые исследователи. Причиной может быть непростая обстановка, сложившаяся в Речи Посполитой накануне принятия Люблинской Унии 1569 года. Конечно, о скором объединении было известно заранее, и это могло создать серьезные проблемы для православного населения нового государства. И можно предположить, что, отправляя туда способных наладить выпуск религиозных книг мастеров, русская церковь укрепляла свои позиции.
Возможен и третий вариант — у мастера могли быть какие-то личные причины для переезда, о которых мы не знаем. Иван Федоров был, бесспорно, очень талантливым, даже выдающимся мастером, но не самоучкой, о чем говорит анализ его книг, проведенный специалистами. Техника набора и верстки (прием «перекрещивания» строк) его «Апостола» и «Часовника» полностью совпадает с техникой шести (из семи) «безвыходных» изданий. Техника двухкрасочной печати та же, что и в широкошрифтных «анонимных» изданиях. Изучить все эти методы и приемы где-нибудь в другом месте Иван Федоров не мог — ни в одной типографии мира, например, набор с «перекрещиванием» строк никогда ранее не применялся.
Памятник русским первопечатникам Ивану Фёдорову с учениками Петром Мстиславцем и Андроником Невежою перед зданием Музея искусства старинной украинской книги во Львове
Федоров был настоящим человеком эпохи Возрождения. Начав свой путь дьячком небольшой церкви, он превратился в проводника знания и пионера книгопечатного дела не только на Руси, но и на Украине. Причем, если у нас он, видимо, был «одним из», то во Львове, да и во всей Малороссии он безусловно был первым. Не случайно на его могиле можно прочесть надпись «Друкарь книг пред тем невиданных».
Заслуги Ивана Федорова не требуют дополнительного приукрашивания, он бесспорно достоин народного уважения и памяти, даже если его «Апостол» не был первой печатной книгой на Руси. Но, наверное, будет логично, если мы будем видеть в памятнике ему символическую благодарность всем первопечатникам, создававшим книжную культуру Руси.