Что входит в сущность

Сущность

В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva ) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.

В просторечии синонимами слова сущность часто являются слова: идея, назначение, функция.

Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» («Существует ли?»).

Содержание

Сущность и субстанция

В развитии мысли о бытии категория сущности предшествует категории субстанции, как предполагающая меньшую отчётливость разграничивающей, рассудочной деятельности. Затем, с выработкой мысли о субстанции сущность отождествляется с её атрибутами. Что касается отношения сущности к акциденту и модусу, то в одном смысле она их исключает, в другом — отождествляется с ними. Как постоянный предикат субстанции, сущность её не есть ни акцидент, ни модус; но и акцидент, и модус как таковые имеют свою сущность, то есть свои постоянные предикаты.

Отношение сущности предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие сущности совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия сущности. Постоянные предикаты предмета могут существовать при разной степени определённости и постоянства его субъекта, и потому сущность не всегда соотносительна субстанции.

Предмету может быть приписываемо неопределённое, не возведённое к отчётливости мысли бытие — и такому неопределённому и неотчётливому субъекту могут, тем не менее, принадлежать постоянные свойства, составляющие его сущность. С другой стороны, предмет может заведомо иметь для мысли лишь условные постоянство и самостоятельность, то есть субстанциальность его может быть отрицаема и, тем не менее, ему можно приписывать постоянную природу или сущность. Это последнее соображение указывает на неправильность очень часто встречающегося в философии противоположения между сущностью и явлением.

Сущность и явление

Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, то есть бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою сущность, то есть постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между явлением и сущностью, а между явлением и тем сущим, которое служит первоисточником явления, или, пожалуй, между сущностью явления и сущностью этого сущего. Эта особенность понятия сущности может быть кратко выражена так, что для сущности, как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном.

История термина

История понятия сущности начинается с трактатов Аристотеля, где он определяет первое (формальное) начало движения как «то, что». Средневековые последователи Аристотеля (Фома Аквинский) отождествили это начало с формой (как противоположностью материи) и сущностью (как противоположностью существования). Сущность (наряду с существованием) стала подразделом бытия.

Первые, определяя субстанцию известными атрибутами, естественно находили их в таких свойствах вещей, которые (свойства) представлялись им необходимо-сущими, то есть понятие о которых, с их точки зрения, предполагало бытие. Первое положение «Этики» Спинозы в самопричине сущности предполагает существование, то есть природа сущности может быть постигнута лишь как существующая. Таким образом выходит, что существо вещей создаёт их субстанциальность, то есть что мы должны признавать субстанциальное бытие за такими свойствами, из понятия которых оно следует с необходимостью (иначе — противоположное которым невозможно). Это, так сказать, материальное, то есть основанное на изучении свойств вещей, установление их бытия составляет убеждение и эмпиризм.

Для Канта бытие есть не признак вещи, а её положение, (вещь сущая имеет те же признаки, что и не сущая), и потому от мыслимых признаков вещи нельзя заключать к её бытию: тем самым отвергается догматизм. Вместе с тем отвергается и эмпиризм, так как (опытное) бытие вещей есть категория рассудка, а не непосредственное внушение чувств; следовательно, один чувственный значок сам по себе ещё не тождествен бытию и тем более субстанции (права которой в опытной области Кант также восстановляет). Таким образом, возможность превращения сущности в субстанцию или вообще свойства в сущее раз навсегда пресекается.

Шопенгауэр в духе Канта признаёт невозможным какое-либо заключение от сущности (лат. essentia ) к существованию (лат. existentia ), хотя, с другой стороны, утверждает, что существование без сущности есть пустое слово.

У Гербарта и Гегеля влияние произведённой Кантом реформы проявляется в том, что в противоположность докантовской философии, заключавшей от сущности к сущему, они стремятся сущность, как и субстанцию, вывести из понятия бытия. Из определения бытия как простого положения у Гербарта следует ряд заключений и о качестве (природе) сущего.

У Гегеля категория «сущность» составляет содержание второй книги «Логики» и сущность определяется как основание (нем. Hintergrund ) или самоуглубление бытия, достигаемое его же собственным развитием.

В экзистенциализме Сартра принято противопоставлять сущность экзистенции, причем под сущностью понимается определяющее начало. В современной философии термин сущность встречается редко.

В русском языке

Слово сущность встречается в Синодальном переводе Библии (Экклезиаст, 12:13), хотя в церковнославянском его нет:

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущностьВыслушаем сущность всегоЧто входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

В древнерусской литературе чаще использовалось слово естьства (например, человѣчьска в Слове о законе и благодати)

Источник

Значение слова «сущность»

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

1. Самое главное и существенное в чем-л., внутреннее содержание; суть. Сущность жизни. Сущность открытия. Сущность произведения.— Я теперь все это вкратце тебе передаю, так сказать, одну только сущность. Достоевский, Село Степанчиково. Биржей он никогда всерьез не интересовался, и сегодня ему стоило немало труда понять сущность биржевых операций. Саянов, Лена.

2. Филос. Внутренняя основа предметов, определяющая их глубинные связи и отношения, которые обнаруживаются и познаются в явлениях.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По Э. Корету, сущность — внутренне конститутивный принцип конечного сущего, через ограничение и выделение его из иных содержаний бытия конституирующий его определённость. В отличие от бытия (которое есть принцип полагания, позитивности) — сущность есть принцип негативный, принцип ограничения: через (относительное) отрицание иных содержаний бытия сущность, с одной стороны, негативным образом ограничивает, выделяет данное конечное сущее из других; а с другой стороны, благодаря определённому характеру каждого отрицания, позитивным образом придаёт данному конечному сущему определённость содержания, смысловой образ данного конечного сущего. Благодаря негативности ограничения сущность осуществляет позитивность сущностных и смысловых образов конечных вещей. С сущностью возникает конкретная определённость сущего. Благодаря своей сущности конечное сущее выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия. В метафизике сущность понимается как не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию, как «нечто среднее между ними»: как потенция, возможность бытия по отношению к действительности бытия. Говоря простым языком, сущностью называется то, благодаря чему нечто есть то, что оно есть.

В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.

В просторечии синонимами слова сущность часто являются слова «суть», «идея», «назначение», «функция».

Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» («Существует ли?»).

СУ’ЩНОСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-н., открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров. Программа ВКП(б). Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде всего, научиться различать между ее буквой и сущностью. История ВКП(б). Маркс говорит, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. Революционная с. марксизма-ленинизма. С. учения. С. дела.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

су́щность

1. главное, существенное в ком-либо, чем-либо, суть кого-либо, чего-либо; существо ◆ Рассказав детям событие, причём вы должны делать сильное ударение на факты, собственные имена или выражения, составляющие сущность рассказа, вы можете потом обратиться к детям с вопросами, и сначала с такими вопросами, в ответ на которые дети передали бы вам главные черты события. К. Д. Ушинский, «Родное слово», Книга для учащихся, 1864 г.

2. филос. совокупность таких свойств предмета, без которых он неспособен существовать и которые определяют все остальные его свойства ◆ Волю же свою, составляющую сущность его жизни, человек сознаёт и не может сознавать иначе, как свободною. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 гг. ◆ Где у меня первоначальные причины, на которые я упрусь, где основания? Откуда я их возьму? Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собою другую, ещё первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления. Ф. М. Достоевский, «Записки из подполья», 1864 г.

3. вводн. если рассматривать основу, суть дела; на деле, в действительности ◆ Печорин, в сущности, тоже уповает на бессмертие души, хотя нигде в романе таких слов нет, есть другие ❬…❭ Валерий Мильдон, «Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина» // «Октябрь», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущностьПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бизнес-проект — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое сущность: значение, употребление и синонимы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «сущность» применяется в разных областях, поэтому его обычно относят к общеупотребительным.

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

Нам же с вами предстоит разобраться, что конкретно подразумевают, когда используют это слово и какие синонимы к нему чаще всего подбирают, когда хотят поточнее выразить свою мысль.

Сущность — это.

Самое простое и доступное для понимания значение этого термина дается в популярных толковых словарях любого из именитых энциклопедистов – Д.Ушакова, В.Даля, С.Кузнецова, С.Ожегова. Там, в частности, объясняют, что такое сущность, при помощи элементарных понятийных ассоциаций:

это что-то главное, некий определяющий набор признаков в предмете, явлении или действии. Это то, в чем заключен смысл, идея или назначение любых вещей.

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

Впервые обозначить понятие попытался один из основоположников афинской перипатетической школы и «праотец» формальной логики Аристотель.

В своих трактатах, посвященных систематизированию всех ответвлений философии, под сущностью он подразумевал одну или несколько материальных характеристик, свойственных какому-либо предмету или явлению.

Много позже последователи великого мыслителя начали отождествлять его трактовку с формой или отличительным содержанием вещей, дающим начало движению:

«то, что есть», «необходимо-сущее», «внутренняя субстанция, которая определяет существование».

С древнегреческого языка, давшего термину «oysia» два основных смысловых оттенка – «einai» (быть, бытие) и «hypostasis» (существенный, личный),

– слово «сущность» переводится как «то, что есть на самом деле», «природа предмета/явления, которая не меняется в зависимости от внешних факторов», «определенность, которая всегда остается такой же».

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

В позднелатинском языке тоже есть такое понятие, но смысл его базируется на основе слова «essentia» – «отличительная черта любой действительности», «неизменное свойство», «главная определенность вещи или явления».

Все эти оттенки смысла хорошо прослеживаются на термине, который употреблялся еще в Древней Руси.

В письменных литературных и религиозных источниках конца VIII – начала IX вв. для обозначения понятия сущности использовали слово «естество» или «суть» – то есть нечто естественное, свойственное, характерное для того или иного явления или вещи.

Примечательно, что в русском Синодальном переводе Библии также применяется это определение, но исключительно по отношению к человеку (женщине) либо к дьяволу, бесу – здесь оно тоже обозначено как «естество».

Теперь понятие сущности используется практически во всех науках или учениях.

Разные значения и сферы употребления

Несмотря на то что каждый философ или источник определял значение этого слова по-своему, его смысл всегда сводился к тому,

что сущность – это некая основная идея, определяющая особенности, свойства и отличительные характеристики предмета или явления.

Чуть-чуть могут отличаться оттенки смысла, но ключевое содержание термина везде остается неизменным:

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

Речь идет о характерной для реальности форме, неразрывно связанной именно с этим явлением или вещью, и без этой формы реальность полностью утрачивает свою определенность;

Даже изменившаяся внешняя форма не способна менять внутренние свойства действительного. Суть остается, поскольку представляет собой основную идею явления, главное назначение вещи, ключевые характеристики человека или предмета;

Нередко это слово применяется в устойчивом обороте «божественная сущность», когда речь идет об исконной природе (естестве) Бога, не зависимой от его действий или помыслов;

Как правило, указав на сущность того или иного предмета и при этом не назвав его, человек понимает, о чем идет речь.

При этом важно то, что понятие отражает суть явления на данный момент, ибо в какой бы области ни употреблялся этот термин, его определение остается прежним.

Сущность в разговорной речи

Однако в обычной, разговорной речи это слово «в чистом виде» применяется довольно редко – гораздо чаще мы просто заменяем его синонимами в зависимости от тематического контекста:

Тем не менее слово «сущность», если употреблять его грамотно и адекватно, сделает речь человека более живой, богатой и точной.

Не нравится, как оно звучит?

Используйте самые простые и близкие по смыслу обороты – «в принципе», «такой же».

К примеру, можно сказать так: «Высокомерный человек – это в принципе тот же гордец». В данном случае определение не меняет истинных качеств человека, характерных именно для него и отражающих именно его суть.

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

В литературе (особенно в художественной) нередко встречаются фразы наподобие «вся ее женская сущность требовала рождения ребенка», и мы понимаем, что автор таким образом отражает предназначение женщины как продолжательницы рода.

Так поступил, в частности, Л.Толстой в произведении «Война и мир»: он использовал такое определение, чтобы обозначить истинную природу женщины, все естество которой – материнская любовь, забота и защита.

Часто можно услышать словосочетание «хочу понять его (ее) сущность». В данном случае человек хочет сказать, что стремится понять истинные качества человека – свойства личности, характер, предпочтения, внутреннее содержание.

В этом контексте термин более всего актуален у психоаналитиков – чтобы помочь человеку, они должны четко понимать его сущность.

Что входит в сущность. Смотреть фото Что входит в сущность. Смотреть картинку Что входит в сущность. Картинка про Что входит в сущность. Фото Что входит в сущность

И запомните, пожалуйста: «сущность» употребляется только в настоящем времени! Хотите узнать больше о сущности человека? Посмотрите ролик:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Спасибо! Хорошая статья. Творческих успехов.

Что-то последний абзац меня озадачил, сущность — это существительное, а не глагол, существительные вообще вне грамматического времени. А в остальном полностью согласен, для меня сущность — это истинная натура, если говорить о человеке.

Если немного пофилософствовать, то сущность это то, что любят скрывать очень многие люди. Ведь собственная сущность может оказаться настолько нелицеприятной, что и самому посмотреть на нее со стороны, может оказаться трудным занятием.

Сущность, это как строительные блоки, из которых состоит личность. Воспитание, жизненный опыт, собственные черты характера, все это вместе и образует сущность человека.

В Российском министерстве образования слово «сущность» приобретает абсолютно новый смысл.

Сущность, сущности — новые формы дополнительного образования IT-кубы, Кванториумы и т.п. Это слово звучит на официальных мероприятиях и фигурирует в официальных бумагах. Большего издевательства на государственном уровне над русским языком я еще не встречал

Источник

СУЩНОСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «СУЩНОСТЬ» в других словарях:

сущность — Сущность … Словарь синонимов русского языка

Сущность — Сущность ♦ Essence Это слово, представляющееся загадочным, имеет, тем не менее, совершенно ясную этимологию, происходя от формы «суть» (3 е лицо множественного числа настоящего времени глагола «быть»), ныне устаревшей и почти вышедшей из… … Философский словарь Спонвиля

СУЩНОСТЬ — СУЩНОСТЬ, сущности, мн. нет, жен. Внутреннее содержание, свойства кого чего нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров… Программа ВКП(б).… … Толковый словарь Ушакова

сущность — См. вещество, главный, содержание, суть в сущности. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сущность см. суть … Словарь синонимов

Сущность — Существенные условия договора страхования условия, предусмотренные нормами закона. Наличие или отсутствие существенных условий в договоре страхования принципиального значения не имеет. Синонимы: мира, в которой все предметы множества имеют… … Финансовый словарь

Сущность — Сущность. Отношение С. предмета к его субстанции есть отношениепостоянных предикатов к постоянному же субъекту. Таким образом поотношению к субстанции отношение С. совпадает с понятием атрибутов. Ноотношением к понятию субстанции не выясняется во … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

сущность — СУЩНОСТЬ (лат. essentia) та сторона индивидуального предмета, которая определяет все др. его стороны. Напр., С. атома является его зарядовое число, С. организма его генотип. Сторону предмета, определяемую С, называют явлением, проявлением … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

сущность — СУЩНОСТЬ, главное, дух, душа, основное, сердцевина, содержание, соль, суть, существо, книжн. естество, книжн. субстанция, книжн. эссенция, разг. нутро … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СУЩНОСТЬ — (лат. haecceitas этовость и quidditas чтойность) и ЯВЛЕНИЕ философские категории, обозначающие: С. совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. чувственно воспринимаемую характеристику вещи … История Философии: Энциклопедия

СУЩНОСТЬ — (лат. haecceitas этовость и quidditas чтойность) и ЯВЛЕНИЕ философские категории, обозначающие: С. совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. чувственно воспринимаемую характеристику вещи … Новейший философский словарь

Источник

Понятие и сущность

Рассматриваемый вопрос, несмотря на внешне теоретизированную постановку, направлен на решение сугубо практической задачи. Данный текст скорее носит методологический характер для решения других проблем, выступая лишь инструментом познания действительности, и в меньшей степени имеет чисто самостоятельное значение. В целом он продолжает тематику поиска истины, отделения её от заблуждений и ложных знаний.
Известно, что многие научные понятия, в том числе фундаментальные, не имеют однозначных определений. Трудности в расшифровке терминов многих наук, не относящихся к точным (философия, право, история, психология и т.д.), порождают десятки и сотни трактовок, и найти среди них истинные, единственно верные практически невозможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к словарному толкованию таких понятий, как право, сознание и т.д. Такая многозначность, неупорядоченность терминологии порождает неопределённость, что неестественно в сфере науки. Казалось бы, время всё расставит по местам, отсеяв лишние определения. Но по разным причинам так происходит не всегда, и одно понятие может включать разные определения в течение столетий.
Не только в науке, но и в обыденных ситуациях, когда завязывается спор, разночтения понятий нередко становятся непреодолимым барьером, через который оппоненты не только не в состоянии прийти к единственно правильному мнению, но и услышать друг друга.
Как уже, наверняка, стало понятно из сказанного, под понятием здесь понимается термин, определённое слово, которым обозначается те или иные объекты, явления, процессы. Но не любое слово является понятием, поскольку не все слова что-либо непосредственно обозначают. Междометия («ох», «а!») ничего не именуют, а лишь выражают непроизвольное отношение; предлоги и союзы, будучи служебными словами, являются лишь инструментами для выражения мыслей, заключённых непосредственно в слова, обозначающие что-либо. Понятие, таким образом, почти всегда есть слово-обозначение; в остальных случаях оно может быть выражено другими обозначающими средствами – знаками, жестами и т.д.
Под сущностью же следует понимать всё, что существует в действительности, что можно поименовать и описать. Это вещи и другие материальные объекты окружающей реальности, явления и процессы в ней, а также чувства, свойства, качества, поскольку они также существуют объективно, могут быть описаны и поименованы. В этом смысле сущность как объект отличается от сущности как фундаментальной черты и неотъемлемого качества предмета, и лишь о первом смысле сущности будет идти речь.
Сущность объективна постольку, поскольку может быть воспринята сознанием и описана понятиями. Понятие, наоборот, субъективно, поскольку идёт от самих людей, присваивается той или иной сущности и всегда вторично по отношению к ней. Даже если сущность выработана самим сознанием (например, юридическая дееспособность), она, во-первых, всегда появляется раньше понятия, так как потребность в подобной сущности и её мыслительный образ возникают раньше её обозначения, а во-вторых, она может иметь абсолютно любое обозначение (понятие) – в виде слова, иероглифа, цифры, жеста и иного знака. Сущность, таким образом, можно обозначить совершенно по-разному – даже не всегда словом, – но от этого она не изменится. Она может вообще не иметь никакого обозначения – для обозначения непоименованных сущностей часто используется слово «нечто». Так могут говорить, когда, например, увидят необычное природное явление или неизвестное животное.
Чтобы закончить о взаимодействии категорий понятия и сущности, отметим, что сущность как понятие есть просто обозначение, обычно словесное, любого явления окружающей действительности. «Сущность» можно заменить другим словом («А»), но от этого ничего не изменится, если подразумевать под «А» то же, что подразумевалось под «сущностью». В свою очередь, понятие как сущность выражается в том, что понятие как обозначение окружающих явлений необходимо человечеству для эффективной коммуникации, накопления знания и опыта и всего остального, для чего нужен язык. Отсутствие возможности поименовывать объекты действительности означало бы отсутствие языка и, более того, мысли – отсюда и вытекает роль и смысл такой объективной сущности, как понятие.
На практике понятие и сущность соотносятся самым разным образом. Сущность может вовсе не иметь понятия, что происходит, в частности, с только что появившимися изобретениями. Для других сущностей характерна многообозначенность, при которой одно и то же явление независимо описывается разными словами (полными синонимами): жена – супруга, везде – всюду. Особенно ярко многообозначенность проявляется, если выйти за пределы национального языка: получится, что некоторые сущности имеют столько же обозначений, сколько существует в мире языков.
Но если многообозначенность сущностей не представляет особой проблемы (если, конечно, не брать в расчёт невозможность общения с носителями других языков), то многозначность понятий зачастую заводит в тупик понимания там, где оно необходимо. Понятие многозначно тогда, когда относится к разным сущностям, в большей или меньшей степени близким друг к другу. В русском языке в этом отношении принято говорить непосредственно о многозначных словах и словах-омонимах.
Вряд ли следует безапелляционно заявлять, что идеальное соотношение понятие и сущности – всегда вариант «один к одному», когда не существует ни многозначности понятий, ни многообозначенности сущностей. Такого никогда не будет, и весь исторический ход развития языка идёт лишь по пути обогащения значений слов, наделения их новыми смыслами. Сложно представить литературу, и не только художественную, без метафор, различных сравнений – они есть средство языковой эстетики, без них язык был бы сухим и невыразительным. Существуют и иные причины появления многозначности, в том числе появление новых сущностей, заимствование иностранных слов, перенос отдельных признаков на другие сущности и т.д. Всё это говорит об объективной невозможности эффективной борьбы с многозначностью понятий. Трудно представить, что все сообща откажутся от введения новых слов или исключения некоторых значений слов имеющихся. Но так ли многозначность вредна, и нужна ли борьба с ней?
Очевидно, многозначность далеко не всегда вызывает какие-либо сложности. Разные значения одного слова могут употребляться параллельно, и никаких проблем может не возникнуть. Иначе говоря, слово может иметь разные смыслы – существующие независимо друг от друга общепризнанные значения одного и того же слова, которые, вообще-то, обозначают разные сущности. Сложности возникнут лишь тогда, когда речь идёт именно об одной обозначаемой сущности и необходимо выявить точное значение понятия, устранить конкуренцию значений – в обратном случае возникает тот самый барьер понимания, затрудняющий поиск истины. Но здесь необходимо уточнить, что есть значение понятия. Оно проявляется в вопросе «что значит [некое понятие]?» и раскрывается в определении. Определение – это понятие в развёртке, фраза, предложение, оно охватывает все существенные признаки, которые закладываются в понятие, определяет место последнего в системе родственных понятий. Правила логики требуют от определений выявления более общего (родового) понятия по отношению к искомому, перечисления сущностных признаков, неотделимых от смысла, который закладывается в понятие, и свойственных той сущности, которую оно обозначает. Благодаря определению понятие и сущность связываются сетью признаков и особенностей, что позволяет идентифицировать определяемую сущность, выявить её уникальность среди множества других.
Здесь, в свою очередь, появляется категория признака, также требующая раскрытия. С одной стороны, любой признак, в силу своей поименованности, имеет свойство понятия – но понятия второстепенного по отношению к тому, в содержание которого он непосредственно входит. С другой стороны, признак представляет собою относительно автономную сущность, которая скорее носит характер свойства, качества, но от этого не теряющая своей обособленности. Тот факт, что многие объекты-сущности могут быть высокими или низкими, не отменяет автономности такой сущности, как высота. Таким образом, легко увидеть, что и признаки, выступая отдельными характеристиками, свойствами, гранями основной сущности, сами являются сущностями определённого рода – вспомогательного, а в иных случаях совершенно самостоятельного (например, температура, цвет, размер, форма и т.д.). Определение же, перечисляющее сущностные признаки, в этом смысле является совокупностью служебных понятий, через которых выявляется смысл и уникальность понятия основного.
Поскольку определения должны отражать более общее понятие, содержательной частью которого является понятие определяемое, возникает сложность определений понятий высокого порядка, которые имеют столь общий характер, что в отношении их уже затруднительно соблюсти указанное логическое правило. Выходом из этой ситуации является простое перечисление синонимичных понятий, направленных скорее на интуитивное усвоение смысла искомого понятия. Но одновременно с этим, особенно если понятие имеет большую значимость, появляются разные варианты его понимания, что и ведёт к спорам разной степени плодотворности. В частности, вокруг разного понимания глобальных философских категорий вырастают даже разные школы и направления с оригинальными вариантами их трактовок.
В отсутствии необходимой однозначности понятий и кроется основная проблема. Она означает разные варианты определений, содержащих соответственно разный набор признаков и качеств, по-разному, возможно, определяющих место искомого понятия среди родовых и родственных. Иногда определение может быть просто неточным – если, например, отразит не все необходимые признаки, присущие данному понятию, или допустит логический дефект, и т.д. Но в других случаях может оказаться, что под одним понятием понимаются совершенно разные сущности, с абсолютно специфическим набором признаков, которые нельзя насильно объединить одним определением – в крайнем случае, можно лишь допустить разные смыслы одного понятия. Победить многозначность часто оказывается невозможно, даже там, где это желательно. Но вместо этого необходимо принять её, допустить разные смыслы одного понятия, а в случае дискуссии грамотно определить, какая именно сущность, с какими существенными признаками будет подразумеваться под тем или иным термином. Такой подход существенно снизит непонимание, позволит говорить о сущностях по-настоящему на одном языке и приблизит в конце концов к необходимому пониманию, установлению всеми желаемой истины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *