Что входит в структуру современного таможенного дела
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации
В современном представлении термин таможенное дело охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.
Согласно ст. 1 действующего Таможенного кодекса РФ (2003 г.), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В то же время по смыслу ч. 4 ст. 1 ТК РФ целями таможенной политики гармонизация и унификация законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.
Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
2) таможенные режимы;
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика
Понятие термина «таможенное дело» в его современном смысле представляет собой достаточно сложный комплекс отношений, связанных с обеспечением интересов государства во внешней и внутренней политике. В соответствии со п. 2 ст. 1 таможенного кодекса РФ таможенное дело в РФ представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Структура таможенного дела выделяется исходя из таможенного кодекса РФ и представляет собой таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, таможенное оформление и другие меры. Но структура таможенного дела не является постоянной в силу различных новых целей и задач таможенной политики государства, способов и методов ее осуществления.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые таможенными органами по отношению к товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную границу. К ним относятся таможенное оформление, таможенный контроль, таможенные платежи и т. д.
Таможенные процедуры представляют собой комплекс мер по порядку совершения таможенных операций и способов их осуществления, которые предусматривают перемещение транспортных средств, перемещение товаров физическими лицами, перемещение товаров отдельными категориями граждан, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Таможенный тариф – это нормативный документ, в котором содержится перечень групп товаров и ставки таможенных пошлин на эти товары, взимаемые при перемещении этих товаров через таможенную границу. Таможенный тариф является основополагающим звеном в системе способов таможенного регулирования, так как он является регулятором внешнеторговых связей государства с другими странами.
Таможенный тариф включает в себя следующие элементы: таможенную пошлину и ее ставки, таможенную стоимость товаров и таможенные льготы на различные виды товаров.
Таможенная статистика является частью таможенного дела РФ и заключается в наблюдении, изучении, обработке и анализе процессов и явлений, происходящих во внешнеторговых операциях государства, а также в сборе и анализе сведений о способах достижения таможенной политики государства, а именно: о таможенных платежах, таможенном и валютном контролях, различных таможенных правонарушениях и мер ответственности за эти правонарушения, контрабанде товаров, незаконном экспорте технологий, услуг, сырья и пр.
2. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации
Согласно ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное же регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и в соответствии с Конституцией РФ (п. «ж» ст. 71) находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и обеспечивающим непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации является Федеральная таможенная служба (ФТС России), положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429. Нормотворческими полномочиями в области наделено Министерство экономического развития и торговли РФ, в ведении которого и находится Федеральная таможенная служба России.
Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:
1) таможенные органы и правовая регламентация их деятельности;
2) принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
3) таможенное оформление как разновидность таможенных процедур;
4) таможенные режимы как разновидность таможенных процедур;
5) специальные таможенные процедуры;
6) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
7) таможенный контроль;
8) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
9) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Электронная библиотека
Согласно Таможенному кодексу РФ (ТК РФ), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом, как отмечается в работе [19], структура современного таможенного дела включает элементы, показанные на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Структура таможенного дела в Российской Федерации
Как видно из рис. 1.1, таможенное дело представляет собой единую систему, состоящую из элементов, характер взаимодействия между которыми определяется
принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применяемыми таможенными режимами.
Осуществляя ВЭД, необходимо руководствоваться следующими принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:
§ принципом равного права всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, заключающимся в том, что любое физическое и юридическое лицо может приобрести статус участника ВЭД;
§ принципом соблюдения запретов и ограничений, в соответствии с которым право на ввоз и вывоз может быть реализовано при условии недопущения нарушения публичного порядка и нравственных устоев общества;
§ принципом обязательности таможенного оформления и таможенного контроля, согласно которому абсолютно все товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ;
§ принципом регламентированности порядка пользования и распоряжения перемещаемыми товарами и транспортными средствами, допускающим свободный оборот товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ только после завершения таможенного оформления и уплаты всех таможенных платежей;
§ принципом закрепления обязанностей по совершению операций по выпуску товаров на таможенную территорию РФ за российскими лицами, заключившими внешнеэкономическую сделку или инициировавшими её заключение, а также за лицами, имеющими право владения и/или пользования товарами в РФ;
§ принципом гарантированности надлежащего исполнения норм таможенного законодательства, в соответствии с которым при полном или частичном освобождении от уплаты таможенных платежей, а также в случае неприменения запретов и ограничений таможенные органы вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Действие перечисленных выше принципов во многом зависит от таможенного режима, выбранного участником ВЭД.
Таможенный режим – это совокупность положений, устанавливающих требования и условия применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за её пределами.
Центральное место в системе таможенного дела занимают таможенные органы.
Они относятся к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Правовая регламентация их деятельности осуществляется ТК РФ, законом «О службе в таможенных органах РФ», другими законодательными и нормативными актами.
В настоящее время таможенные органы подчиняются непосредственно Председателю Правительства РФ. При этом установлена четырёхзвенная структура, показанная на рис. 1.2.
Характеризуя место таможенных органов в системе таможенного дела, необходимо отметить, что при их непосредственном участии обеспечивается функционирование следующих элементов:
§ таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
§ правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
§ ведение таможенной статистики.
Рис. 1.2 Структура таможенных органов в Российской Федерации
Таможенное оформление представляет собой совокупность действий, совершаемых в отношении товаров и транспортных средств для установления их правового статуса, порядка и условия перемещения через таможенную границу, исчисления и взимания таможенных платежей.
Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей – это комплекс мер воздействия на состояние внешней торговли посредством введения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов и сборов.
В соответствии с ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела – это система норм, устанавливающих способы воздействия на правонарушителя с целью принудить его к выполнению требований таможенного законодательства.
Ведение таможенной статистики предусматривает сбор, обработку и анализ данных о состоянии внешней торговли РФ. При этом формируются отчёты по следующим показателям:
§ сумма экспорта и импорта РФ в разрезе отдельных видов товаров и стран;
§ сумма ввозимых и вывозимых товаров по видам таможенных режимов;
§ удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета;
§ результаты валютного контроля;
§ сумма товаров, обращаемых в федеральную собственность;
§ объём международных перевозок и др.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Структура современного таможенного дела в России
студентка 452 группы, 2 курс Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,
Аннотация. В статье идет речь о структуре современного таможенного дела в России. Основное содержание исследования составляет анализ и описание характерных терминов структуры. Особое внимание уделяется Таможенному кодексу и таможенным органам РФ, которые составляют единую систему и непосредственно осуществляют таможенное дело.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенные органы, Таможенный кодекс РФ.
В современном представлении таможенное дело охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. Значимость таможенного права как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности в системе российского права более чем очевидна. Целью моей статьи является рассмотрение структуры таможенного дела в Российской Федерации.
Согласно ст. 1 действующего Таможенного кодекса РФ (2003 г.), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. По смыслу ст. 2 ТК
РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:
Таможенное оформление представляет собой совокупность действий, совершаемых в отношении товаров и транспортных средств для установления их правового статуса, порядка и условия перемещения через таможенную границу, исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
В целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров и т.д. Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему.
Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:
Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела- гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).
Очевидная «внешняя» направленность таможенного дела нашла свое отражение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля. Уже сейчас можно с определенностью сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющий экономики всех государств планеты.