Что входит в структуру современного таможенного дела

1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской Федерации

В современном представлении термин таможенное дело охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Согласно ст. 1 действующего Таможенного кодекса РФ (2003 г.), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В то же время по смыслу ч. 4 ст. 1 ТК РФ целями таможенной политики гармонизация и унификация законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Источник

Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика

Понятие термина «таможенное дело» в его современном смысле представляет собой достаточно сложный комплекс отношений, связанных с обеспечением интересов государства во внешней и внутренней политике. В соответствии со п. 2 ст. 1 таможенного кодекса РФ таможенное дело в РФ представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Структура таможенного дела выделяется исходя из таможенного кодекса РФ и представляет собой таможенную политику, порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, таможенное оформление и другие меры. Но структура таможенного дела не является постоянной в силу различных новых целей и задач таможенной политики государства, способов и методов ее осуществления.

Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые таможенными органами по отношению к товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную границу. К ним относятся таможенное оформление, таможенный контроль, таможенные платежи и т. д.

Таможенные процедуры представляют собой комплекс мер по порядку совершения таможенных операций и способов их осуществления, которые предусматривают перемещение транспортных средств, перемещение товаров физическими лицами, перемещение товаров отдельными категориями граждан, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

Таможенный тариф – это нормативный документ, в котором содержится перечень групп товаров и ставки таможенных пошлин на эти товары, взимаемые при перемещении этих товаров через таможенную границу. Таможенный тариф является основополагающим звеном в системе способов таможенного регулирования, так как он является регулятором внешнеторговых связей государства с другими странами.

Таможенный тариф включает в себя следующие элементы: таможенную пошлину и ее ставки, таможенную стоимость товаров и таможенные льготы на различные виды товаров.

Таможенная статистика является частью таможенного дела РФ и заключается в наблюдении, изучении, обработке и анализе процессов и явлений, происходящих во внешнеторговых операциях государства, а также в сборе и анализе сведений о способах достижения таможенной политики государства, а именно: о таможенных платежах, таможенном и валютном контролях, различных таможенных правонарушениях и мер ответственности за эти правонарушения, контрабанде товаров, незаконном экспорте технологий, услуг, сырья и пр.

Источник

2. Понятие, цели, содержание и структура тамо­женного дела Российской Федерации

Согласно ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса РФ та­моженное дело в Российской Федерации представля­ет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное же регулирование заключается в ус­тановлении порядка и правил, при соблюдении ко­торых лица реализуют право на перемещение това­ров и транспортных средств через таможенную гра­ницу и в соответствии с Конституцией РФ (п. «ж» ст. 71) находится в исключительном ведении Рос­сийской Федерации.

Общее руководство таможенным делом осуществ­ляет Правительство РФ. Федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным в области та­моженного дела и обеспечивающим непосредствен­ную реализацию в таможенных целях задач в облас­ти таможенного дела и единообразие применения та­моженного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Россий­ской Федерации является Федеральная таможенная служба (ФТС России), положение о которой утверж­дено Постановлением Правительства РФ от 21 авгус­та 2004 г. № 429. Нормотворческими полномочиями в области наделено Министерство экономического раз­вития и торговли РФ, в ведении которого и находит­ся Федеральная таможенная служба России.

Структуру современного таможенного дела мож­но представить следующими основными блоками:

1) таможенные органы и правовая регламента­ция их деятельности;

2) принципы перемещения товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу;

3) таможенное оформление как разновидность та­моженных процедур;

4) таможенные режимы как разновидность та­моженных процедур;

5) специальные таможенные процедуры;

6) таможенно-тарифное регулирование и взима­ние таможенных платежей;

7) таможенный контроль;

8) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

9) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление таможенно­го дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в це­лом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского та­моженного дела.

Экономические цели таможенного дела достига­ются посредством пополнения государственного бюд­жета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигают­ся посредством установления ставок экспортных и им­портных пошлин на товары, перемещаемые через та­моженную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Источник

Электронная библиотека

Согласно Таможенному кодексу РФ (ТК РФ), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом, как отмечается в работе [19], структура современного таможенного дела включает элементы, показанные на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Структура таможенного дела в Российской Федерации

Как видно из рис. 1.1, таможенное дело представляет собой единую систему, состоящую из элементов, характер взаимодействия между которыми определяется

принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применяемыми таможенными режимами.

Осуществляя ВЭД, необходимо руководствоваться следующими принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу:

§ принципом равного права всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, заключающимся в том, что любое физическое и юридическое лицо может приобрести статус участника ВЭД;

§ принципом соблюдения запретов и ограничений, в соответствии с которым право на ввоз и вывоз может быть реализовано при условии недопущения нарушения публичного порядка и нравственных устоев общества;

§ принципом обязательности таможенного оформления и таможенного контроля, согласно которому абсолютно все товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ;

§ принципом регламентированности порядка пользования и распоряжения перемещаемыми товарами и транспортными средствами, допускающим свободный оборот товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ только после завершения таможенного оформления и уплаты всех таможенных платежей;

§ принципом закрепления обязанностей по совершению операций по выпуску товаров на таможенную территорию РФ за российскими лицами, заключившими внешнеэкономическую сделку или инициировавшими её заключение, а также за лицами, имеющими право владения и/или пользования товарами в РФ;

§ принципом гарантированности надлежащего исполнения норм таможенного законодательства, в соответствии с которым при полном или частичном освобождении от уплаты таможенных платежей, а также в случае неприменения запретов и ограничений таможенные органы вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Действие перечисленных выше принципов во многом зависит от таможенного режима, выбранного участником ВЭД.

Таможенный режим – это совокупность положений, устанавливающих требования и условия применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за её пределами.

Центральное место в системе таможенного дела занимают таможенные органы.

Что входит в структуру современного таможенного дела. Смотреть фото Что входит в структуру современного таможенного дела. Смотреть картинку Что входит в структуру современного таможенного дела. Картинка про Что входит в структуру современного таможенного дела. Фото Что входит в структуру современного таможенного дела

Они относятся к федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Правовая регламентация их деятельности осуществляется ТК РФ, законом «О службе в таможенных органах РФ», другими законодательными и нормативными актами.

В настоящее время таможенные органы подчиняются непосредственно Председателю Правительства РФ. При этом установлена четырёхзвенная структура, показанная на рис. 1.2.

Характеризуя место таможенных органов в системе таможенного дела, необходимо отметить, что при их непосредственном участии обеспечивается функционирование следующих элементов:

§ таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

§ правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;

§ ведение таможенной статистики.

Рис. 1.2 Структура таможенных органов в Российской Федерации

Таможенное оформление представляет собой совокупность действий, совершаемых в отношении товаров и транспортных средств для установления их правового статуса, порядка и условия перемещения через таможенную границу, исчисления и взимания таможенных платежей.

Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей – это комплекс мер воздействия на состояние внешней торговли посредством введения обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов и сборов.

В соответствии с ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела – это система норм, устанавливающих способы воздействия на правонарушителя с целью принудить его к выполнению требований таможенного законодательства.

Ведение таможенной статистики предусматривает сбор, обработку и анализ данных о состоянии внешней торговли РФ. При этом формируются отчёты по следующим показателям:

§ сумма экспорта и импорта РФ в разрезе отдельных видов товаров и стран;

§ сумма ввозимых и вывозимых товаров по видам таможенных режимов;

§ удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета;

§ результаты валютного контроля;

§ сумма товаров, обращаемых в федеральную собственность;

§ объём международных перевозок и др.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Структура современного таможенного дела в России

студентка 452 группы, 2 курс Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

Аннотация. В статье идет речь о структуре современного таможенного дела в России. Основное содержание исследования составляет анализ и описание характерных терминов структуры. Особое внимание уделяется Таможенному кодексу и таможенным органам РФ, которые составляют единую систему и непосредственно осуществляют таможенное дело.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенные органы, Таможенный кодекс РФ.

В современном представлении таможенное дело охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. Значимость таможенного права как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности в системе российского права более чем очевидна. Целью моей статьи является рассмотрение структуры таможенного дела в Российской Федерации.

Согласно ст. 1 действующего Таможенного кодекса РФ (2003 г.), таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. По смыслу ст. 2 ТК

РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:

Таможенное оформление представляет собой совокупность действий, совершаемых в отношении товаров и транспортных средств для установления их правового статуса, порядка и условия перемещения через таможенную границу, исчисления и взимания таможенных платежей.

В соответствии с ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

В целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров и т.д. Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела- гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).

Очевидная «внешняя» направленность таможенного дела нашла свое отражение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля. Уже сейчас можно с определенностью сказать, что таможня превращается из барьера в мост, соединяющий экономики всех государств планеты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *