Что входит в финансовую систему российской федерации

Финансовая система Российской Федерации

Для развития теории рыночной экономики и реформирования хозяйства важное значение имеет представление о финансовой системе государства, ее структуре, тенденциях и факторах развития.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений, причем его состав и функции зависят от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов.

Сама финансовая система является важной частью реальной экономической системы государства, состоящей из взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарнорыночных отношений. Формирование и развитие национальногосударственной финансовой системы осуществляется государственными и муниципальными органами и направлено на следующее:

Под финансовой системой Российской Федерации понимают:

Каждый институт (или звено) финансовой системы РФ представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Структурно финансовая система Российской Федерации включает:

При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство.

В связи с этим финансовая система может быть представлена и как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность государства. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В ведении Российской Федерации в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

К органам общей компетенции финансовой системы государства относят:

К органам специальной компетенции относят:

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ст. 104 Конституции РФ).

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.

Правительство РФ, как указано в ст. 114 Конституции РФ:

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансовокредитных органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере.

В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах, городах Москве и СанктПетербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Казначейство России контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ (ДЭБ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и выполняет функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.

Источник

Электронная библиотека

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. В обыденном смысле слова термин «финансы» ассоциируется с денежными отношениями. В данном случае подразумеваются не все, а только особые денежные отношения. В других странах мира с рыночной экономикой финансы тоже выделяются в отдельную самостоятельную область. Кроме того, в отличие от русского языка, другие языки мира (английский, немецкий и т.д.) обладают большей выразительностью и набором слов на тему о деньгах, соответственно термину финансы выделено отдельное слово, а иногда и не одно.

В современном обществе, кроме финансов, используются и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества и государства. Однако финансы отличаются от них своими специфическими функциями, поскольку с их помощью образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость финансов обусловлена самим существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

Финансовые ресурсы страны – это денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений и организаций, которые используются для обеспечения потребностей общества и развития производства.

Кроме того, необходимо учитывать, что сущность финансов как экономической категории состоит не только в их количественной стороне, но и в содержании общественных отношений, которые возникают при функционировании данной категории. С точки зрения общественных отношений определение финансов может быть сформулировано следующим образом:

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, и контроль за удовлетворением потребностей общества.

С помощью финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, которые обеспечивают различные потребности общества и государства:

· расширенное воспроизводство и развитие экономики;

· экологическую безопасность и охрану окружающей среды;

· удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной помощи и т.п.);

· обеспечение обороны и безопасности страны и др.

Отдельно необходимо указать, что финансы и деньги – это различные экономические категории. Несмотря на их сходство, они имеют различия в своих функциях и роли, выполняемых в общественной жизни. Деньги выступают в основном, как мера стоимости, средство платежа и обращения, а финансы выполняют распределительную и контрольную функции. При этом финансы не охватывают всей совокупности денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда, арендой ит.п., регулирующихся в основном гражданским правом). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, к которым непосредственное отношение имеет государство, его территориальные подразделения, муниципальные образования, государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения. Одновременно данные категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

Финансы имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят (рис. 1.1):

· бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

· внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный, муниципальный и банковский);

· финансы предприятий, организаций, учреждений.

Подобное мнение о содержании финансовой системы наиболее широко распространено среди представителей финансово-правовой науки и считается общепринятым. Все звенья финансовой системы обладают своими специфическими особенностями и постоянно взаимодействуют между собой. Все перечисленные звенья финансовой системы действуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Задачей всех звеньев финансовой системы является образование и использование соответствующих денежных фондов. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные фонды образуются в определенных территориальных пределах (например, федеральный и областной бюджеты) и используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Децентрализованные денежные фонды используются для производственных и социальных целей, такими являются финансы предприятий, организаций и учреждений. Денежные фонды общего назначения концентрируются на определенной территории, а расходование сосредоточенных в них средств не оговорено какими-либо целями (бюджеты любого уровня). Целевые денежные фонды предназначены для выполнения определенной функции. Их названия, как правило, определяют их назначение (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и т.п.).

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы Российской Федерации.

Что входит в финансовую систему российской федерации. Смотреть фото Что входит в финансовую систему российской федерации. Смотреть картинку Что входит в финансовую систему российской федерации. Картинка про Что входит в финансовую систему российской федерации. Фото Что входит в финансовую систему российской федерации

Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федераль

ного бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. При этом они являются финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются за счет налоговых и неналоговых источников, возможно привлечение средств на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные государственные и муниципальные фонды самое популярное звено финансовой системы Российской Федерации 1990-х годов. В отдельные годы существовало до тридцати различных фондов, только на федеральном уровне, предназначенных для решения различных задач. Основной функцией внебюджетных фондов является целевое финансирование социально-значимых проектов и направлений жизнедеятельности страны. Они создаются представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления либо на основе требований законодательства, либо по собствен

ному решению. Большая часть внебюджетных фондов была ликвидирована в конце 1990-х годов в связи с невысокой экономической и социальной эффективностью и для устранения распыления денежных средств государства.

В настоящий момент подавляющее большинство финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах различного уровня, и количество внебюджетных фондов значительно сократилось. Можно выделить три основных внебюджетных фонда, решающих важнейшие социальные задачи:

· Фонд государственного социального страхования;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

На уровне субъектов можно выделить территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников правоохранительных органов).

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, в аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Различают государственный, муниципальный и банковский кредиты.

Государственный кредит – это отношения, посредством которых образуется государственный долг. Государство при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов может использовать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц. При этом государство является заемщиком, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. При этом государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъектам в целях их финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.п. Такой кредит называется бюджетной ссудой и отличается от обычного государственного кредита.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

Финансы предприятий являются исходным звеном, основой всей финансовой системы, поскольку они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении финансы предприятий – это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой и некоммерческой основе.

Кроме рассмотренных звеньев финансовой системы необходимо отметить денежную и валютную системы страны, рынок ценных бумаг. Они являются связующим звеном всей финансовой системы РФ. Так, с помощью денежной системы производятся денежные платежи и расчеты в безналичной и наличной формах, при формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции, государственные ценные бумаги обращаются на соответствующем рынке.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Финансовая система России

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты:

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Финансовая система России» в других словарях:

Финансовая система России — включает государственную бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — (англ. financial system) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (орг ции, учр ния,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Финансовая пирамида — (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора

Финансовая реформа Петра I — Рубль серебром. 1723 … Википедия

Система (компания) — У этого термина существуют и другие значения, см. Система (значения). ОАО АФК «Система» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже … Википедия

Система чистого измерения — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — (англ. financial security) – понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *