Что входит в чемоданчик психолога

Чемодан психолога. Диагностический комплект

Издательство:Семаго
Тип обложки:Твердая
Размер:213×170 x95 мм
Вес:2100 г

В диагностический комплект Семаго входит:

2. Цветные прогрессивные матрицы Равена (параллельные формы) «КОГИТО-ЦЕНТР», 2018. Альбом стимульных материалов – 1 шт.

3. Диагностический Альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. От раннего до подросткового возраста. М: Интегративная психология 2-е изд. 2019. Альбом стимульных материалов с описаниями – 1 шт.

5. Предметная классификация (2 серия для детей 5-8 лет) ** Стимульные материалы – 32 карты (в упаковке)

7. Методика Выготского-Сахарова (объемный вариант). Деревянные фигуры – 25 шт. (в коробке)

12. Методика «Установление последовательности событий» ** Стимульные материалы (общая упаковка)

18. Бланки протоколов к методикам Комплекта, образцы бланков документации психолога, методические рекомендации. CD-диск – 1 шт. (в боксе)

19. Кейс для материалов – 1шт.

* Эти 5 методик упакованы в отдельный пластиковый пакет.

** Эти 4 методики упакованы в отдельный пластиковый пакет.

*** Эти 4 методики упакованы отдельно.

Вы можете приобрести специальную литературу автора Семаго диагностический альбом, предназначенный для обследования и выявления отклонений в познавательной деятельности детей дошкольников различных возрастных категорий. Работа Семаго основана на многолетней диагностической практике и исследовании, является практическим пособием для максимально точного результата диагностики. Все результаты, полученные в ходе диагностического исследования Семаго, применялись и анализировались на нормально развивающихся детях и при наличии определенных отклонений в различных вариациях.

Обследования данной методикой отличаются углубленной оценкой поведения и развития, своевременное выявление проблем, в большинстве случаев, предотвращает тотальные последствия и помогает при выборе терапии.

Источник

Диагностический комплект Семаго: краткое описание методик, руководство по использованию, отзывы

Психическое состояние здоровья человека не менее важно, чем физическое. В современном мире существует большое количество различных факторов, которые могут отрицательно повлиять на психику человека, вызывая разные расстройства и серьезные заболевания. Для того чтобы оказать надлежащую квалифицированную медицинскую помощь людям с психическими заболеваниями, очень важно своевременно поставить точный диагноз. Именно потому психологи и психиатры должны пользоваться проверенными методиками, которые смогут точно определить вид и степень психического расстройства у пациента. Специально для таких целей был создан диагностический комплект Семаго. Он позволяет предельно точно определять уровень развития детей разных возрастных категорий.

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Что такое психодиагностический комплект Семаго

Для определения психологического развития создано большое количество различных методик. Однако не все из них можно назвать точными и эффективными. Чемодан Семаго представляет собой специальный комплект, разработанный известными российскими специалистами – клиническими психологами Михаилом и Натальей Семаго для диагностики психического состояния человека. В состав этого комплекта входит большое количество специальных инструментов и приспособлений, необходимых для практического использования, подбор которых основан на многолетнем стаже работы с людьми, страдающими различными психическими расстройствами.

Диагностический комплект Семаго выглядит как обычный чемоданчик, внутри которого находятся только актуальные руководства и методики, нацеленные на углубленную оценку состояния психики пациента и ее базовых функций. С помощью этого комплекта можно обнаружить наличие каких-либо отклонений когнитивного, регуляторного и аффективно-эмоционального состояния человека, а также протестировать операциональную деятельность, личностную особенность и межличностные отношения как у взрослого человека, так и у ребенка возрастом 3-12 лет.

Для чего необходим комплект?

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Рассмотрим диагностический комплект Семаго, описание его. В данном комплекте содержится большое количество базовых методик и рекомендаций по проведению диагностики психологического развития ребенка. Чемодан Семаго имеет в комплекте специальное методическое руководство по использованию, в котором содержится описание основных принципов и технологий правильного проведения диагностических работ с детьми и взрослыми по отдельности. Кроме руководства по проведению исследований, в комплекте имеется специальная методика по обработке полученных результатов диагностики. Также все полученные результаты после обработки заносятся в специальный рабочий журнал психолога по Семаго, который входит в комплект.

Главной составляющей в руководстве является описание принципа проведения диагностических работ с детьми младшего дошкольного возраста, а также школьников до 12 лет.

Специфика использования комплекта

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Большим спросом диагностический комплект Семаго пользуется именно среди психологов, работающих в педагогическом составе различных дошкольных учреждений, а также учителей младших классов начальной школы. Также его часто используют в своей деятельности психологи, работающие в организациях с инклюзивным образованием. Клинические психологи, работающие непосредственно в больницах, и психологи, которые занимаются социальной защитой населения, тоже применяют в своей работе комплект психолога Семаго. Однако существуют некоторые разновидности комплекта, которые определяются в зависимости от того, в какой сфере предусмотрено его использование и диагностируемого контингента.

Так, допустим, для проведения работ с детьми младших возрастов необходимо применять разработанный Семаго Н. Я. диагностический комплект. В нем содержатся специальные методики, направленные на обнаружение каких-либо отклонений или проблем именно в детской психике, а также есть руководство по устранению имеющихся психических расстройств у детей от трех до восьми лет.

Что же касается детей более старшего возраста, а также взрослых людей, которые нуждаются в помощи специалиста, для них предусмотрен другой вид комплекта с несколько иными методиками работы. Он называется диагностический комплект Семаго М. М, который соответственно разрабатывал Михаил Семаго. Его обычно используют для осуществления специальной психологической подготовки среди выпускников пединститутов, будущих психологов преимущественно в таких направлениях, как специальная и клиническая психологическая помощь. Также данный диагностический комплект Семаго используется во время проведения курсов по повышению квалификации педагогического состава образовательных учреждений, работников области социальной защиты, здравоохранения населения и прочих сфер деятельности, в которых предусмотрен длительный контакт с людьми.

Из чего состоит чемодан?

Содержимое комплекта представлено разными удобными для применения формами как в цифровом, так и в бумажном формате. Комплект Семаго имеет в своем составе специальные бланки и документацию, которая понадобится психологам во время работы. Она записана на CD-диск в нескольких форматах. Подбор формата будет зависеть от типа устройства, что будет использоваться во время работы психологом. Также на диске имеется полный перечень всех необходимых протоколов по методикам работы, в которых проводится фиксация данных, полученных во время проведения исследований по каждой конкретной методике. Полный набор документации, которую содержит диагностический чемодан Семаго, включает в себя:

Кроме этого, комплект Семаго содержит специальный диагностический альбом, который необходим для проведения исследований специфики познавательных способностей у детей возрастом от трех до восьми лет. В этом диагностическом альбоме содержатся некоторые классические и авторские методы, с помощью которых можно выполнять исследования, а также описание и рекомендации по применению этих методов на практике.

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Чемодан для психолога в сочетании с другими методиками

Чемодан психолога (диагностический комплект Семаго) собрал в себе различные материалы, которые на протяжении двадцати лет практики использовались педагогами-психологами после апробирования на малышах, имеющих разные виды отклонений в развитии. Авторы предложенных в комплекте методик, Наталья и Михаил Семаго, разработали также специальную последовательность, по которой необходимо проводить диагностику. Благодаря этой последовательности, по мнению специалистов, можно оптимальным способом достичь определенных результатов во время исследования, а также эффективно корректировать психологическое состояние пациента.

Естественно, диагностический комплект психолога, Семаго составленный, не является панацеей и не может исключать применение других, альтернативных методик ведения диагностики и коррекции психологического состояния у детей. Часто многие специалисты в дополнение к данному комплекту используют еще несколько действенных методов исследования и работы с отклонениями в развитии малышей, которые разрабатывались известными детскими психологами.

Каждая методика исследования, которую содержит диагностический комплект психолога, Семаго составленный, обязательно имеет основную цель применения и руководство по эффективному использованию материала. Также расписана последовательность выполнения диагностических процедур и критерии проведения анализа полученных результатов. Кроме этого, в каждом описании есть определенные нормативы для конкретной возрастной группы и четкие указания, для какого именно возраста предназначена та или иная методика.

Диагностический комплект Семаго: методическое руководство для психолога

Способов применения данного комплекта существует несколько. Они зависят, прежде всего, от возрастной категории детей, для которых предназначается тестирование. Также значение имеет объем тестируемой группы. В диагностический комплект психолога входит несколько объединенных блоков, которые нацелены на различные области исследования психического состояния детей различных возрастных категорий. Использование методик из этого комплекта допустимо для детей старше трехлетнего возраста. Также некоторые методики нецелесообразно применять к подросткам и детям старше 12 лет. Всего чемодан психолога, Семаго составленный, содержит 5 блоков для диагностики различных психологических функций и степени развития ребенка в том или ином возрасте:

Каждый из этих блоков можно использовать как самостоятельно, так и для комплексной диагностики психологического развития в целом. Полученные результаты обязательно вносят в специальный журнал педагога-психолога, Семаго разработанный. Нередко в дополнение к этим блокам применяется нейропсихологический подход.

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Матрицы Дж. Равена

Данный метод диагностики состоит из 36 заданий, которые, в свою очередь, разделяются на 3 подгруппы, по 12 в каждой. Все подгруппы имеют свои определенные обозначения: А, В и АВ. Оценивание результатов исследования проводится по специальной шкале, которая сформирована по всем правилам, а потому оценка способностей пациента, подвергшегося данному тесту, будет максимально точной и надежной. Во время проведения этого теста создаются соответствующие условия, при которых у пациента сможет проявиться ясное мышление, способствующее адекватному принятию решений, и целостное восприятие ситуации, а также понимание происходящего. Сначала ребенок тестируется в спокойной обстановке, после чего тот же самый тест проводится в ускоренном режиме, во время которого и обнаруживается проявление ориентации в нестандартных ситуациях.

С помощью этого теста можно безошибочно определить, насколько хорошо ребенок воспринимает окружающую его действительность и насколько хорошо он может ориентироваться в происходящем. Конечная итоговая оценка проверяемых качеств представляет собой общую сумму правильно выполненных задач, которые внесены в журнал психолога, Семаго разработанный. Однако учитываются только те задачи, которые ребенок смог выполнить в спокойном режиме. Данный метод используется для тестирования детей возрастом 4-10 лет.

Методика Выготского-Сахарова

Данный вид методики используется предпочтительно для проведения оценочной диагностики относительно специфики и уровня восприятия ребенком происходящего, а также чтобы определить, насколько он вообще понимает значение тех или иных действий. Прежде всего выполняется проверка умения обобщать и разграничивать абстрактные объекты по каким-либо определенным схожим признакам.

Благодаря использованию этой методики можно определить способность ребенка к группированию абстрактных предметов или изображений, которые будут представлены ему, на основании конкретно выделенных специфических признаков, присущих каждой группе по отдельности. Также этот тест помогает определить, какие именно объединяющие факторы являются для ребенка приоритетным, что он выделяет в первую очередь и на чем именно акцентирует свое внимание. В диагностическом комплекте Семаго представлено несколько авторских вариантов по проведению аналитических действий относительно полученных результатов. В методике проведения данного теста используют объемные деревянные фигуры в количестве 25 штук, которые отличаются друг от друга величиной, формой, цветом и высотой. Стандартный набор фигур обычно используют для тестирования детей возрастом 2,5-3 года.

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Методика опосредованного запоминания

Основное предназначение данной методики заключается в определении функции запоминания ребенка в различном возрасте. Также с ее помощью исследуется предрасположенность к применению различных приемов для опосредованного запоминания большого объема материала. Тестирование нацелено на диагностику мыслительных способностей ребенка и возможности выделять необходимое из полученного объема информации.

На практике неоднократно было доказано, что применение во время тестирования малоизвестных для современного ребенка рисунков, таких, например, как перьевая ручка или чернильница, вызывало у большинства детей состояние некого ступора, и только некоторые включали свою фантазию и давали довольно непредсказуемые ответы на вопрос о том, что изображено. Таким образом, данный тест помогает еще в определении особенности когнитивной стратегии и зрительного восприятия различного типа детей. Обычно данное тестирование проводится на детях 5-8 лет, поскольку у более старшего возраста уже наблюдается проявление логического объяснения увиденного и запоминание полученной ранее информации.

Методика В. М. Когана

Во время проведения анализа полученных результатов, при условии, что тестирование было проведено качественно и в соответствии со всеми рекомендациями, можно также определить уровень мотивации ребенка. В зависимости от предложенного вознаграждения также можно определить, насколько ребенок может быть заинтересован в выполнении того или иного действия, что может мотивировать его к проявлению интереса относительно выполнения различных действий и на чем предпочтительно акцентируется его внимание.

Если оценивать тестирование по методике Когана, то можно поставить ему относительно высокие баллы, поскольку оно захватывает наибольшее количество различных аспектов психологических функций, а также отличается широким спектром интерпретирования полученных результатов исследований. Тестирование выполняется с помощью карточек, на которых изображены геометрические фигуры различных цветов в плоскости, всего таких карточек, согласно методике, предусмотрено 25 штук. Кроме этого, в комплекте также содержится специальная таблица с несколькими графами, где по левую сторону находятся цветные зигзаги, практически всегда их 5 штук, а с другой стороны таблицы имеются изображения пяти форм, которые соответствуют цветовой гамме зигзагов. Данный вид тестирования имеет несколько разновидностей, которые используются для различных возрастных категорий детей, рекомендуется это тест для детей 5-9 лет, однако конкретный возраст может меняться.

Методика «Исключение предметов»

Основное предназначение данного вида тестирования заключается в том, чтобы определить, насколько у ребенка сформировалось обобщение различных вещей с помощью визуального восприятия. Сам принцип теста подразумевает исключение из общего ряда четырех предметов одного лишнего, который не связан с остальными тремя основной отличительной особенностью. Кроме определения уровня обобщения с помощью этого теста можно выявить начальные психические отклонения у ребенка, а также скрытые наклонности к развитию такого опасного психического расстройства, как шизофрения. Основное проявления признаков шизофрении наблюдается у людей в период полового созревания, однако ее ранние задатки можно рассмотреть и в раннем детском возрасте. Однако в этом случае во время проведения анализа полученных результатов необходимо быть предельно точным и аккуратным, поскольку не всегда нестандартное мышление является признаками психического отклонения, в некоторых случаях это может быть всего лишь проявлением креативных задатков и особенно уровня развития малыша как личности.

Основным предназначение данного теста является определение того, насколько у ребенка сформировано понятийное развитие, а также вычленение существенных смысловых признаков конкретной группы предметов. Прежде всего тестируются когнитивные особенности психики. С помощью полученных результатов можно определить, насколько ребенок способен обобщать определенные виды предметов, акцентируя внимание на явных схожих признаках в каждом из них. Также данная методика определяет степень развитости логического аргументирования во время выбора того или иного предмета для группового объединения.

Специфика данного вида тестирования заключается в жестко установленных рамках выбора, перед которыми поставлен ребенок, исключается право на ошибку. Именно потому полученные результаты в большинстве случаев имеют четко обозначенное определение. В зависимости от поведения ребенка во время выбора, а также приведенных им аргументов относительно того, почему именно эти предметы должны находиться в одной группе, психолог сможет дать точное заключение относительно степени развитости логического мышления и понятийного разграничения. Всего тест имеет разделение на пять вариативных серий, каждая из которых содержит в себе 4 задания. Для определения каждой конкретной психологической функции существует своя серия заданий. Данный тест может быть использован для различных возрастных категорий детей, начиная от трех лет, когда предлагаются более легкие варианты заданий, и заканчивая группой 12-14 лет, когда уже тестирование непосредственно нацелено на выявление наличия задатков различных психических отклонений.

Методика «Кубики Коса»

Основное назначение использования данной методики заключается в том, чтобы определить, каким образом сформировано конструктивное пространственное мышление, а также способности ребенка к пространственному анализу и синтезу. Применение данного вида тестирования помогает обнаружить наличие различных проблем относительно пространственной ориентации и представления реальности. Эта методика в большинстве случаев применяется для диагностики когнитивной составляющей процесса познания, кроме этого, ее используют для определения притязательного уровня развития.

В составе тестового материала имеется 9 разноцветных кубиков, у которых каждая сторона окрашена разным цветом, 12 разноцветных тематических рисунков, на которых присутствует нумерация, поскольку она необходима для выполнения тестирования. Обычно во время проведения теста с рисунками их показывают по порядку в соответствии с нумерацией, так как узор на каждом последующем изображении более сложный для распознавания, нежели предыдущий. Данное тестирование ориентировано на детей возрастом от четырех до девяти лет.

Методика «Установление последовательности событий»

Данная методика тестирования предназначена в основном для выявления специфики мышления и логического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью данного теста можно определить предрасположенность ребенка к установлению причинно-следственной, а также временно-пространственной связи между теми или иными событиями. Кроме этого, благодаря тесту диагностируется речевое развитие и соответствие уровня речевых способностей нормативам для каждой конкретной возрастной группы.

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

В составе методики имеются четыре оригинальные сюжетные последовательности, которые до недавнего времени никак не использовались в психологической диагностике и исследованиях. В каждом из этих четырех сюжетов представлены различные по степени сложности последовательные действия. От первой и до последней серии сложность действий возрастает. Принцип определения и уровень сложности последовательностей основан как на самом сюжете изображений, так и на их количестве. Обычно для тестирования используется 3-6 рисунков, которые добавляются в сюжет по нарастающему уровню сложности. Это помогает определить не только основной сюжет, но и подтекст каждого из них, а также указывает на пространственную структуру и характер сюжетной линии. Данная методика может использоваться для тестирования детей возрастом от четырех до восьми лет.

Отзывы о методиках психологов Семаго

Те, кто пользовался диагностическим чемоданчиком, отмечают, что это вещь полезная, особенно для начинающих психологов. Набор отличается хорошей подборкой методического материала. Особенно комплекты полезны для работы с детьми дошкольного возраста и школьного.

Источник

Наталья и Михаил Семаго

Персональный сайт Натальи и Михаила Семаго

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

Диагностический комплект

Комплект предназначен для углубленной оценки психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной
и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности, личностных особенностей
и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет).

Психодиагностический Комплект Семаго награжден ДИПЛОМОМ I-ОЙ СТЕПЕНИ по итогам Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации, проведенном Министерством образования в 2001 году (Председатель конкурсной комиссии докт. психол. наук А.И. Подольский).

Психодиагностический Комплект был апробирован в различных регионах страны, получил положительные рецензии и рекомендации к внедрению:

Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (кафедра начального и дошкольного образования).

Психодиагностический Комплект был апробирован в различных регионах страны, получил положительныерецензии и рекомендации к внедрению:

Материалы Комплекта позволяют провести полное углубленное психологическое обследование ребенка, в том числе оценку сформированности базовых составляющих психического развития, что позволяет более эффективно поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка.

Отдельные методики, входящие в состав Комплекта и описанные в методическом руководстве могут быть использованы для проведения нейропсихологического обследования при наличии соответствующего опыта психолога-практика.

Исходя из принципа максимальной эффективности при минимальной продолжительности и энергозатратности, на протяжении длительной практической работы (более двадцати лет практической деятельности каждого автора) отбирались методы, дающие возможность системно оценить психическое развитие каждого конкретного ребенка.

Авторские методы исследования, приводимые в руководстве, создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием и апробированы на популяции от 1500 до 2500 детей.

Каждая методика Комплекта характеризуется следующими показателями:

Описание каждой методики, приведенное в методическом руководстве Комплекта, содержит:

Возрастные нормативы выполнения. Нормативы приводятся в рамках возрастных диапазонов применения, полученные авторами для условно нормативной категории детей г. Москвы и Московской области.
Комплект обеспечен методическим руководством по тактике и проведению психологического обследования детей разного возраста, схемами анализа результатов обследования, краткими теоретическими представлениями о современных принципах и направлениях психологической диагностики.

Все методики представлены в удобном для использовании виде, выполнены в стандартной полиграфии на плотном картоне, упакованы в отдельные функциональные Ziploсk-и
и коробочки.

Сериальные методики (Методика «Исключение предметов», Альбом узоров Кооса), другие альбомно организованные методики (тест Рука, СОМОР, Контурный САТ-Н) переплетены в соответствии с возрастанием сложности и возрастной соотнесенностью.

Психодиагностический Комплект размещен в удобном для использования и транспортировки кейсе.

Апробация Диагностического Комплекта СЕМАГО показала, что он может быть использован:

Методическое руководство

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психолога

В методическом руководстве раскрываются основные принципы и технологии диагностической работы детского психолога, а также технологии анализа результатов обследования. Основную часть руководства составляют описания входящих в Диагностический Комплект психолога образования методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст).

Руководство предназначено для педагогов-психологов образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивное образование, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.

Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.Комплект бланков и документации психолога представлен на CD-диске в вариантах: bmp, doc и RTF файлах.

В состав комплекта бланков входят все протоколы методик, входящих в Комплект помощью которых можно регистрировать всю информаци, получаемую в процессе выполнения данной методики, проводить первичный анализ результатов.

Документация психолога представляет собой бланки, необходимые для первичной регистрации проведенных психологом работ, бланки текущей и годовой (месячной) отчетности:

Подробное описание регистрации деятельности психолога образования и документирование можно найти в книге: «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» — М.: АРКТИ, 2005.

Диагностический Альбом

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаВ составе Диагностического Альбома для исследования особенностей познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста (АРКТИ, 2014), входящего в состав КОМПЛЕКТА имеется ряд классических и авторских методик, описанных в отдельных методических рекомендациях по использованию. В Альбоме приведено более 25 бланковых методик, которые можно использовать как в индивидуальном режиме, так и в групповом.

Диагностический Альбом является практическим пособием для исследования особенностей формирования психических функций и процессов в детском возрасте. Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы, были апробированы на детях с различными вариантами отклоняющегося развития (дизонтогенеза).

Предложенная в технологии последовательность использования материалов, с точки зрения составителей, является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребенка. Безусловно, данный набор материалов не является самодостаточным и не исключает использования специалистом любых других диагностических методик в соответствии с той или иной гипотезой исследования.

Описание методик, входящих в альбом, содержит:

Ориентировочные возрастные границы применения тех или иных методик были получены при обследовании детской популяции г. Москвы и ближнего Подмосковья.

В состав Диагностического Альбома входят методики, объединенные в блоки:

Диагностический Альбом можно использовать независимо от других материалов Комплекта, в том числе и с использованием нейропсихологического подхода.

Матрицы Дж. Равена

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаЦветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ) включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов.

Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. При разработке теста был реализован принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих, Происходит обучение выполнению более трудных заданий. Тест может быть использован как в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени).

Суммарной оценкой испытуемого по шкале считается общее количество правильно решенных заданий при условии, что он работал в спокойной обстановке, пройдя последовательно все серии от начала до конца. Как отмечает сам автор теста, только в этом случае можно использовать количественную оценку.

Возрастной диапазон использования ЦПМ – дети в возрасте от 4 до 11-ти лет.

Методика Выготского — Сахарова

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаМетодика Выготского — Сахарова предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представлен авторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота.

Возрастной диапазон применения. В случае использования стандартного объемного варианта (деревянные цветные фигурки), методика может быть использована в работе с детьми, начиная с 2,5 – 3-летнего возраста.

Методика «Предметная классификация»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаОсновной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.

Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:

1 и 2 серии являются авторской модификацией Н.Я. Семаго.

Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия).

Методика «Опосредованного запоминания»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаЦелью Методики «опосредованного запоминания» (по А.Н. Леонтьеву) является исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в тоже время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев овладения ребенком произвольными видами деятельности.

В Комплекте используется полный стандартный вариант 4-й серии (30 картинок) в том виде, в каком он был апробирован в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР. Практика показала, что использование малознакомых современным детям изображений (перышки для ручки, чернильница и некоторые другие) позволяет получить дополнительную информацию о специфике когнитивных стратегий и особенностях зрительного восприятия ребенка.

Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована для детей от 4,5 до 8-летнего возраста. Для детей старше 8–9-ти лет, владеющих изобразительной деятельностью логичнее использовать для тех же целей методику Пиктограмма.

Методика В.М. Когана

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаМетодика В.М. Когана используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности.

При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости.

В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.

Возрастной диапазон применения. В предлагаемом варианте методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.

Методика «Исключение предметов»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаОсновной целью методики «Исключение предметов» (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок.

Методика «Исключение предметов» представляет жестко и специфично структурированный материал, где задания выстроены в логике, соответствующей онтогенезу детских понятий.

Преимуществом предложенной системы оценки является то, что каждый выбор ребенка, отнесенный к той или иной категории, позволяет определить как уровень понятийного развития в целом, так и выявить специфические особенности понятийного развития.

Стимульные материалы методики разбиты на 5 серий (по 4 задания в каждой серии) Каждая серия является более сложной по отношению к предыдущей серии в смысле вычленения тех или иных существенных, смыслообразующих признаков, развития уровня абстрагирования.

Возрастной диапазон использования. Данная модификация методики используется для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.

Методика «Кубики Коса»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаОсновной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методика является своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности.

Также методика может быть использована для исследования уровня притязаний. С этой целью не производится нумерации тестовых узоров. В Комплекте они сброшюровать в альбом тестовых узоров.

В Комплект входит набор четырехцветных кубиков (9штук), альбом цветных узоров (12 узоров), расположенные в порядке усложнения.

Возрастной диапазон использования 3,5 — 9-10-летний возраст.

Методика «Установление последовательности событий»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаМетодика «Установление последовательности событий» ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей. Каждая серия представляет собой более усложненный вариант этой последовательности. Сложность каждой последовательности заключается как в количестве картинок (от 3 до 6-ти изображений в серии), так и пространственной структурой сюжета, необходимости понимания подтекста, комичности ситуации.

Возрастной диапазон применения. Соответствующие серии картинок предназначены для работы с детьми от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста.

Тест Рука

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаТест Рука (модификация для детей до 12 лет) является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире.

Стимульный материал представляет собой 10 карточек, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка — пустая.

Возрастной диапазон применения. В данной интерпретации методика может быть использована для детей от 4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста. Для детей старше 11 — 12-ти лет рекомендуется использовать интерпретацию и само проведение методики в ее классическом варианте, который представлен в адаптации теста Т.Н. Курбатовой.

Методика Контурный C.A.T.–Н.

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаЦелью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем. Методика может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка.Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы.

Возрастной диапазон использования. Методика ориентирована на обследование детей от 3–3,5 до 11–12-летнего возраста.

Методика «Эмоциональные лица»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаМетодика «Эмоциональные лица» является авторской методикой Н.Я. Семаго. Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия — 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек)

Возрастной диапазон применения. Методика используется для работы с детьми, начиная с 3-х до 11-12-летнего возраста.

Методика «СОМОР»

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаМетодика «СОМОР» является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и самого задания.

Возрастной диапазон использования. Методика предназначена для исследования детей в возрасте от 4 до 10–11-летнего возраста.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть фото Что входит в чемоданчик психолога. Смотреть картинку Что входит в чемоданчик психолога. Картинка про Что входит в чемоданчик психолога. Фото Что входит в чемоданчик психологаЦветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Это позволяет выявить достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, «минуя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания. Показано, что в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения детей к значимым для них людям и понятиям. В ЦТО используется набор цветовых стимулов близких по цветовой гамме и насыщенности к 8-ми цветовому тесту М. Люшера. В то же время, предлагаемый набор удобен в применении в детской практике, поскольку адаптирован по своим размерам к вариантам симультанного зрительного восприятия детей дошкольного и, тем более школьного возраста.

Возрастной диапазон применения. ЦТО как метод изучения отношений, применим в работе с детьми, начиная с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя возрастная граница не определен.

Наложенным платежом Комплект не высылается!

Для заказа, пожалуйста, заполните данную форму.

Оплатить Комплект и стоимость пересылки можно переводом средств на банковский счет. В Платежном поручении обязательно укажите свой почтовый адрес с индексом, Фамилию Имя и Отчество.

Реквизиты для безналичных расчетов:
Получатель: Индивидуальный предприниматель Семаго Михаил Михайлович, ИНН 773400271100. (Гос. регистрац. номер 304770001268300, дата внесения записи в Единый государственный регистр индивидуальных предпринимателей 20 декабря 2004). Р/с № 40802810600250000004 Банк получателя: Филиал «Центральный» Банка ВТБ (публичное акционерное общество) в г. Москве, К/сч.№30101810145250000411 в Отделении 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва, БИК 044525411, ИНН 7702070139, КПП 770943002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *