Что вчера произошло в москве в шереметьево
Отчего на самом деле погибли пассажиры «Суперджета» в Шереметьево: Следственный комитет назвал причины
А командир воздушного судна винит в трагедии панику, возникшую на борту упавшего «Суперджета»
Судя по всему, расследование страшной авиакатастрофы с падением «Суперджета» в Шереметьево, в которой погиб 41 человек, близится к финальной стадии.
Пассажиры даже не успели ничего понять
Большинство людей погибло не от удара, а от огня и отравления продуктами горения. По предварительным данным, опасные вещества выделялись при горении не только топлива, но и обшивки салона, сделанной из пластика,
– рассказал в интервью «Коммерсанту» руководитель главного управления криминалистики СКР Зигмунд Ложис.
Трагедия, напомним, произошла 5 мая нынешнего года. В самолет SSJ-100, вылетевший из Москвы в Мурманск, при наборе высоты ударила молния, из-за чего вышли из строя важные системы самолёта, и командир воздушного судна решил вернуться в Шереметьево. Однако при посадке самолёт, управляемый уже в ручном режиме, жестко ударился о взлётно-посадочную полосу, несколько раз подпрыгнул по ходу движения, стойки шасси пробили баки с топливом – и уже от высекшихся искр начался пожар.
На борту находились 78 человек – 73 пассажира и пять членов экипажа. Из них спастись удалось только 37 (включая обоих пилотов и двух стюардесс). Погибли сорок пассажиров и бортпроводник Максим Моисеев – почти все они находились в хвостовой части лайнера.
Командир самолёта: «Самолёт меня не слушался»
Сам командир воздушного судна Денис Евдокимов, которому грозит до семи лет лишения свободы, не считает, что он виноват в гибели людей.
Отвечая на вопросы следователя, он заявил, что во время приземления «Суперджет» плохо поддавался управлению: он не реагировал на манипуляции джойстика, который заменяет в SSJ-100 штурвал. А быстро распространившийся по салону пожар, ставший причиной смерти пассажиров, Евдокимов объяснил возможной паникой в салоне: якобы кто-то открыл заднюю дверь самолёта, в то время как шла эвакуация через передние выходы, возникла тяга воздуха, в считанные мгновения раздувшего пламя.
А если бы этого не произошло, по его словам, термостойкий корпус судна смог бы выдержать ту высокую температуру, что образовалась снаружи, и остальные пассажиры тоже смогли бы покинуть самолёт.
Кстати, о том, что быстрое распространение пламени спровоцировала именно тяга, подтверждает и технический эксперт Юрий Антипов, который часто даёт верные оценки о причинах авиакатастроф.
У «Суперджета-100» на фюзеляже четыре двери. Две в передней части – и из них пассажиры по надувным трапам спасались из горящего самолёта. А две двери в хвостовой части, и эвакуироваться через эти две двери было ни в коем случае нельзя из-за разлитого и горящего топлива на ВПП, как раз около центральной и задней части самолёта,
По его словам, задние двери открываются только наружу, а поскольку вместо них на фотографиях сгоревшего самолёта зияют пустые проёмы, это означает, что сразу после посадки самолёта кто-то их открывал.
«И закрыть уже не смог, так как снаружи уже бушевало пламя, – делает вывод эксперт. – А раз двери открыли и не смогли опять закрыть, то пламя очень быстро вошло в заднюю часть салона».
Иначе говоря, шансов спастись в такой ситуации у задних пассажиров практически и не было.
После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию. Сначала второй пилот вышел из кабины, потом я. Когда я на улицу посмотрел, пожарная машина была,
– рассказывал позже Евдокимов.
На самом деле эти объяснения тоже, в общем-то, тянут на нарушения статьи 59 Воздушного кодекса России, которая гласит, что если самолёт потерпел бедствие, командир и другие члены экипажа «обязаны принять все возможные меры по сохранению жизни и здоровья находящихся на борту пилотируемого воздушного судна людей».
МАК: пожар вспыхнул после третьего удара о взлётно-посадочную полосу
Впрочем, сейчас у следственных органов другие вопросы к Евдокимову, главный из которых – мог ли он предотвратить такую катастрофичную посадку?
Как следует из предварительного отчёта Межгосударственого авиационного комитета, скорее – да, чем нет.
Когда самолёт уже вот-вот должен был коснуться посадочной полосы, на высоте 5,2 метра, пилот начал выравнивание самолёта, несколько раз двигал боковую ручку управления (или сайдстик) то до полного хода «от себя», то «на себя», «с относительно продолжительным удержанием в крайних положениях», говорится в документе.
И вот это привело к тому, что самолёт садился, раскачиваясь словно маятник, и в момент первого касания была зафиксирована большая перегрузка. Лайнер отскочил от полосы, потом снова, через 2,2 секунды, снова – на скорости 287 км/ч – чиркнул колёсами по бетону, а затем опять подпрыгнул.
Фото: Emilian Danaila / Shutterstock.com
Далее самолёт в третий раз плюхнулся на полосу, уже вертикальной перегрузкой не менее 5g – при том, что допустимая перегрузка для гражданских воздушных судов составляет 2,5g).
Характер следов на ВПП при третьем касании показывает, что основные стойки шасси к этому моменту уже были частично разрушены. Произошёл подлом основных опор шасси, дальнейшее разрушение конструкции самолёта с разливом топлива и пожаром,
Что дальше?
Юрист Алексей Петров полагает, что названные главным криминалистом Следственного комитета России выводы о том, что именно стало причиной гибели пассажиров, прозвучали не просто так – в контексте интервью.
«Конечно, вряд ли может быть такое совпадение: сначала фигурантам предъявляется обвинение, затем звучат подробности по обстоятельствам, – объясняет Петров. – Вариантов два: либо сейчас всё повернётся окончательно против пилота, и тогда его ждет очень суровое наказание, учитывая общественный резонанс, либо – то, что прямой связи между жёсткой посадкой и смертью пассажиров нет, и на это повлияли внешние условия (открытая кем-то задняя дверь), изменить которые командир воздушного судна, получается, не мог».
Однако в этом случае придётся устанавливать, кто же эту самую дверь всё-таки распахнул – пусть даже и из побуждений спасти людей, но именно это, если такие выводы подтвердят результаты экспертизы, и повлекло трагическое развитие ситуации с пожаром на борту.
Авиакомпания намерена взыскать убытки: что известно об инциденте с пассажирским самолётом в аэропорту Шереметьево
В ночь на воскресенье, 11 июля, в московском аэропорту Шереметьево произошёл необычный инцидент. Пассажир рейса авиакомпании «Россия», готовившегося к вылету из столицы в турецкую Анталью, открыл дверь аварийного выхода самолёта. Из-за этого отправление было задержано на несколько часов, а виновнику ЧП грозит судебное разбирательство.
В соответствии с онлайн-табло международного аэропорта, регистрация на рейс FV 5625 закончилась в 01:40, вылет был запланирован на 02:20. Однако, как сообщили СМИ очевидцы произошедшего, отправление откладывалось, а из-за технических неполадок в салоне не работал кондиционер и было душно. Тогда один из пассажиров открыл дверь аварийного выхода, из-за чего произошёл автоматический выпуск надувного трапа.
Как заявил позднее в интервью РИА Новости представитель авиаперевозчика, к тому моменту задержка рейса составляла не более 20 минут. После случившегося пассажиров высадили из самолёта и заменили борт. По информации онлайн-табло, в 06:28 Boeing 747-400 вылетел в Анталью, где приземлился спустя три часа.
В авиакомпании сообщили, что создали комиссию по расследованию происшествия. Представитель перевозчика добавил, что фирма намерена в судебном порядке взыскать убытки с пассажира: «Сумма потерь авиакомпании складывается из задержки рейса, замены воздушного судна на резервное и замены аварийного трапа на второй левой двери».
Следственный комитет начал проверку, по результатам которой будет принято процессуальное решение.
«Воздушное судно отстранено от полёта, 516 пассажиров и 16 членов экипажа направлены в пункт назначения резервным бортом. Следствием организован комплекс необходимых проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств и причин случившегося», — сообщили в пресс-службе СКР.
По неподтверждённым данным РЕН ТВ, дверь открыл 42-летний Владимир Кузнецов — преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По словам очевидцев, он открыл аварийную дверь, объяснив это тем, что ему жарко.
Как рассказал телеканалу «360» один из пассажиров рейса, «никак не могли «прикурить» самолёт. Что-то с электрооборудованием. Соответственно, не работал кондиционер. И один из пассажиров взял и дёрнул аварийный выход, он открылся. и открылся трап».
Ещё одна пассажирка рейса в разговоре с РЕН ТВ отметила, что во время ожидания взлёта на духоту стали жаловаться многие пассажиры, в том числе женщина с ребёнком.
«Мы сели в самолёт, и изначально было очень жарко. Все начали жаловаться. женщина стала орать, что у неё ребенок задыхается. Подбежал мужчина, стал её поддерживать. А двери уже были закрыты, то есть они были в положении Armed, когда самолёт отключен от трапов. У нас уже началась демонстрация аварийно-спасательного оборудования — и выключился свет в этот момент», — пояснила она.
При этом члены экипажа, по словам женщины, предупреждали пассажиров о возможных неудобствах, сообщив, что они должны кончиться, как только самолёт запустил двигатели: «Плохо работал внешний источник питания. Нам так и объяснил персонал авиакомпании, что когда самолёт от внешнего источника питания, то кондиционер работает хуже, бывают перебои. Люди недотерпели, к сожалению, устроили панику».
По словам собеседницы телеканала, она видела, как виновник инцидента стоял в очереди на посадку на самолёт, который подали на замену. Она полагает, что мужчина улетел в Турцию вместе со всеми.
В июне 2021-го пассажира авиарейса Владивосток — Москва сняли с самолёта из-за отказа надеть медицинскую маску. Был составлен протокол об административном правонарушении.
В конце мая во Владивостоке полицейские сняли с самолёта двух пассажиров, распивавших на борту спиртное. Как сообщили в региональном управлении на транспорте МВД России, мужчины пронесли с собой алкоголь, а во время сопровождения задержанных в дежурную часть один из них напал на правоохранителя. По факту инцидента начали проверку, материалы которой должны быть направлены следователям для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Истории пассажиров, выживших в трагедии в аэропорту Шереметьево
Прошел ровно год с момента трагедии в аэропорту Шереметьево. Самолет компании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск и буквально сразу же подал сигнал бедствия. При жесткой посадке у воздушного судна надломились шасси и загорелись двигатели. В катастрофе погиб 41 человек из 78, находившихся на борту. Вспоминаем, что происходило в самолете 5 мая 2019 года.
«Выжил, потому что меня пересадили»
Фото: снимок с видео/СК РФ
Кирилл Бабаев 5 мая летел в Мурманск в командировку. После взлета мужчина попросил пересадить его в хвост со своего места 11С, чтобы занять три кресла и поспать, но ему отказали, сказав, что свободных мест нет.
«Предложили пересесть на шестой ряд. Сейчас я понимаю, что это спасло мне жизнь… Я понимаю, что выжил только благодаря тому, что меня пересадили», – рассказал Бабаев. Буквально через полчаса после взлета, вспоминал мужчина, он увидел вспышку, раздался хлопок, а затем самолет начал заваливаться на правый борт.
На тот момент, по словам Кирилла, паники еще не было, поскольку пассажиры не поняли всю критичность ситуации. При посадке самолет дважды ударился о землю, а в салон судна повалил густой дым.
«Стюардессы просили не паниковать, а люди все равно были сильно напуганы. Помню, я едва успел отстегнуть ремень безопасности, встать с места, и людской поток вынес меня к трапу», – добавил он.
Тогда к спасшимся пассажирам подбежал сотрудник аэропорта и попросил скорее отходить от самолета, поскольку он в любой момент мог взорваться.
На борту злополучного самолета был и Петр Егоров вместе с женой. Позднее он рассказал, что от страха они чуть не потеряли сознание.
«Самолет прыгал по взлетке, как кузнечик, и загорелся уже на земле. Нам ничего не понятно, вокруг бегали сотрудники МЧС и медики, отпаивали всех успокоительными», – объяснил он.
Пассажирка Марина Ситникова после трагедии рассказала Москве 24, что видела вспышку и почувствовала толчок. Но самое страшное, по словам женщины, было впереди.
Говорит, после этого будто окаменела: не слышала криков, не видела паники, а просто сидела, пристегнутая ремнем.
Позже женщина призналась, что ее мучает чувство вины из-за того, что она никому не смогла помочь. «Я все понимаю, если бы вернулась, был бы только лишний труп. Но меня это не отпускает», – сказала она.
Смертельная посадка
Фото: AP/Pavel Golovkin
Вечером 5 мая 2019 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» загорелся во время экстренной посадки в аэропорту Шереметьево. Спустя примерно 10 минут после взлета из-за технических сбоев было принято решение вернуться.
По словам бортпроводника Татьяны Касаткиной, после взлета воздушное судно попало в тучу, где шел сильный град. Именно в тот момент произошел хлопок, подчеркнула она.
Из-за удара молнии, объяснил командир экипажа Денис Евдокимов, пропала радиосвязь, а пилотам пришлось переводить самолет на аварийный режим управления.
В результате осуществить посадку удалось лишь со второго раза. У самолета подломились стойки шасси и загорелись двигатели.
На тот момент на борту судна находились 78 человек, из которых 41 погиб. В живых остались 33 пассажира и четыре члена экипажа из пяти. Среди умерших – 22-летний бортпроводник Максим Моисеев. Он помогал пассажирам спастись, пытаясь открыть заднюю дверь самолета, но в результате потерял сознание.
Позднее стало известно, что большинство людей погибли не от жесткого удара о землю, а от дыма и огня.
СК опубликовал видео катастрофы Superjet в Шереметьево
Следственный комитет завершил расследование катастрофы в Шереметьево. Известно, что перед судом будет отвечать командир экипажа Денис Евдокимов. Следствие сделало вывод о том, что он грубо посадил самолет на полосу.
В свою очередь, информация, полученная из черных ящиков, говорит о том, что воздушное судно адекватно реагировало на действия пилота, поэтому версия о неисправности была опровергнута.
Сейчас уголовное дело направлено в Генпрокуратуру для обвинительного заключения. Защита пилота Евдокимова просит вернуть дело на дорасследование.
Сигнал бедствия и была ли молния: подробности авиакатастрофы в аэропорту Шереметьево
В аэропорту «Шереметьево» 5 мая после аварийной посадки загорелся пассажирский самолет «Аэрофлота» Superjet-100. Следственный комитет подтвердил данные о 41 погибшем. Выжили 37 человек ( список).
Выводил пассажиров
Ожоги
Есть пострадавшие. Некоторых сразу же после приземления отправили в НИИ Склифософского. О характере травм других телеканалу «Москва 24» рассказал главврач химкинской больницы Владислав Мирзонов.
Сигнал бедствия
Около 18:40 совершил жесткую посадку.
Мнение экспертов
Была ли молния?
Пилот и самолет
«Черные ящики» — бортовые самописцы — целы.
Доложили Путину
Авиапроисшествия с Sukhoi Superjet 100
Выкатка первого опытного экземпляра состоялась в 2007 году. Четыре года спустя самолет получил сертификацию Межгосударственного авиационного комитета ( МАК), а в 2012 году — сертификат Европейского агентства по безопасности гражданской авиации. В течение следующих семи лет с самолетами Sukhoi Superjet 100 произошло несколько аварий.
В мае 2012 года крушение в ходе демонстрационного полета потерпел предсерийный экземпляр. Погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Из-за жесткой посадки самолета в Шереметьево погиб 41 человек
Что произошло
Вечером в воскресенье, 5 мая, в московском аэропорту Шереметьево произошла авиакатастрофа: самолет Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», который должен был выполнить рейс в Мурманск, через полчаса после вылета запросил экстренную посадку, в ходе которой произошел пожар.
Пресс-служба Следственного комитета сообщила, что «по уточненным данным, которыми располагает следствие к настоящему моменту» (23:30 мск), из 78 человек (73 пассажира и пять членов экипажа), которые находились на борту лайнера, выжили 37 человек. Позже СК уточнил, что погиб 41 человек.
Самолет взлетел в 18:02 мск, а уже в 18:30 вернулся и совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу, после чего произошло возгорание. Пассажиры покидали борт по аварийным трапам. «После жесткой посадки самолет выгорел полностью», — сообщила пресс-служба компании-производителя — «Гражданские самолеты Сухого». В компании подчеркнули, что этот самолет, произведенный в августе 2017 года, последний раз прошел техническое обслуживание в начале апреля 2019 года.
По данным Шереметьево, после взлета экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт. Пресс-служба «Аэрофлота» также сообщила, что посадка была вынужденной — по «технической причине». Но его представители в воскресенье вечером не отвечали на вопрос о причинах экстренной посадки.
Люди, которые находились в хвосте самолета, не смогли выбраться, потому что некоторые сидевшие впереди пассажиры после жесткой посадки пытались достать свои вещи с багажных полок, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник. «По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что, когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна, и они погибли в огне», — сказал собеседник агентства.
Из-за авиакатастрофы работа Шереметьево была ограничена на час, более десяти рейсов было перенаправлено в другие аэропорты — Домодедово, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Шереметьево же продолжило работать в ограниченном режиме — с одной взлетно-посадочной полосой, сообщила его пресс-служба.
Причины трагедии
По предварительным данным, в самолет Sukhoi Superjet 100 попала молния, из-за чего была прервана радиосвязь, поэтому экипаж решил вернуться в Шереметьево, сказал РБК источник, знакомый с ходом расследования. «Молния как первопричина последующих системных отказов сейчас в приоритете», — подтвердил РБК источник, близкий к авиавластям.
«В самолет ударила молния. Экипаж сажал судно на большой скорости, из-за этого пришлось сделать круг перед посадкой», — сообщило радио «Говорит Москва». Камеры наблюдения Шереметьево засняли, что в момент приземления лайнер несколько раз подпрыгнул на полосе, ударился о нее, а затем загорелся. После трех ударов о взлетно-посадочную полосу произошло надломление и разрушение задней стойки шасси, в результате чего и возник пожар, сказал РБК источник, близкий к авиавластям. «Из-за сложных метеоусловий приземлиться с первого раза не удалось, поэтому самолет зашел на посадку во второй раз. После касания подломились стойки, загорелись двигатели. Пожар, аварийная эвакуация», — добавил источник в Росавиации.
«Самолет вылетел из аэропорта и стал занимать эшелон согласно указаниям диспетчера, видимо, дальше что-то в полете произошло, и пилот был вынужден вернуться в аэропорт вылета», — замечает директор кадрового центра «Авиаперсонал» Анна Ермилина. Стандартно самолет должен был кружить над Москвой по открытому для него воздушному коридору для того, чтобы выработать топливо, однако, по предварительным данным, связь с диспетчерами оказалась потеряна, поэтому экипаж сделал минимальный маневр и начал заходить на посадку, указывает она, ссылаясь на данные сервиса FlightRadar. Из них видно, что Sukhoi Superjet 100 почти сразу после вылета из Шереметьево вместо того чтобы лететь на север в сторону Мурманска, почти сразу повернул на восток, сделал почти круг и начал пытаться провести посадку.
«На моей практике не было случаев, когда единичная молния попала в самолет, я о таком не слышал. Мы летали в грозы, во вспышках электрических, но никогда молния в самолет не попадала», — сказал РБК заслуженный летчик-испытатель России, почетный президент Московского авиационного салона МАКС Магомед Толбоев. «Для таких гроз нужен очень сильный прогрев воздуха и земли, такого в Подмосковье в начале мая просто быть не может», — добавил он.
«Следствие рассматривает различные версии произошедшего. Однозначные выводы о причинах и обстоятельствах авиапроисшествия будут сделаны после всестороннего изучения полученных следствием данных», — заявила в воскресение вечером официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.
Что известно про самолет
По данным ресурса Russianplanes, самолет Sukhoi Superjet RA-89098, на котором выполнялся рейс Москва — Мурманск, был выпущен в 2017 году и первый полет выполнил два года назад — 21 июня 2017 года. Позже пресс-служба «Гражданских самолетов Сухого» уточнила, что этот лайнер с заводским номером 95135 был произведен в августе 2017 года. Последний раз он прошел техническое обслуживание в начале апреля 2019 года.
Согласно данным сайта «Аэрофлота», самолет Sukhoi Superjet RA-89097 в воскресенье, 5 мая, успел выполнить три рейса до отправки в Мурманск: из Саранска в Шереметьево (продолжительность полета — 1,5 часа, прилетел в 7:05 мск), из Шереметьево в Саратов (1 час 45 минут, прилетел в 12:12 мск) и из Саратова в Шереметьево (приземлился в 13:58 мск).
Лайнер был назван в честь башкирского поэта Мустая Карима. Впервые он приземлился в Уфе в октябре 2017 года. Тогда первым с трапа сошел внук этого поэта Тимербулат Каримов.
До катастрофы в Шереметьево 5 мая в истории эксплуатации Sukhoi Superjet 100 (SSJ) была одна трагедия с человеческими жертвами — в Индонезии, 9 мая 2012 года. Около Джакарты в ходе демонстрационного полета потерпел крушение лайнер, врезавшийся в гору, погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причина — ошибка пилотирования.
В апреле 2019 года самолет SSJ, который должен был следовать рейсом Москва — Воронеж, не смог вылететь из-за технического сбоя. Месяцем ранее самолет «Аэрофлота» этой модели вернулся в аэропорт Шереметьево из-за треснувшего стекла. В феврале самолет «Аэрофлота» из Москвы в Салоники вернулся в столицу из-за проблем с гидравликой.
В октябре 2018 года самолет авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, повредив основные и передние стойки шасси, а также фюзеляж. В том же месяце SSJ «Аэрофлота» рейсом Москва — Ханты-Мансийск вернулся в столичный аэропорт из-за проблем с шасси. В июле 2018-го испытательный cамолет Sukhoi Superjet 100 приземлился без стойки шасси в подмосковном Раменском.
Проблемы в эксплуатации лайнера были и у иностранцев. В марте 2019 года Interjet просила российскую сторону отремонтировать двигатели находящихся в ее распоряжении SSJ-100. Также весной этого года газета «Ведомости» сообщала, что ирландский перевозчик CityJet, единственный в Европе эксплуатант SSJ-100, отказался от самолетов этой модели. РБК в пресс-службе авиакомпании поясняли, что не эксплуатируют лайнер с января 2019 года и сейчас не занимаются активным сотрудничеством с производителем — «Гражданскими самолетами Сухого».
В ноябре 2018 года президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Рубцов признавал проблему с SSJ-100 и заявлял, что долю исправных лайнеров модели в парках авиакомпаний-эксплуатантов планируется увеличить с нынешних 66–70 до 75%. Рубцов подчеркивал, что пока у авиакомпаний «нередко» возникают проблемы с SSJ-100, в связи с чем производитель принимал ряд мер: закупку запчастей на 3,5 млрд руб., реконструкцию склада запасных частей, комплексную механизацию.