Что говорят перед намазом
«Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2)
Окончание. Начало в первой части статьи:
Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу
Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).
Утренний намаз (фаджр) состоит из двух ракаатов,
обеденный (зухр) – из четырех,
послеполуденный (аср) также из четырех,
вечерний намаз магриб – из трех,
и ночной намаз иша – из четырех.
Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.
Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб) совершение намаза витр, состоящего из трех ракаатов, который совершают после ночного намаза иша.
Далее будет описан порядок совершения намаза для начинающих:
После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).
Намерение произносят мысленно, примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).
Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).
1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!
2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха
Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):
بسم الله الرحمن الرحيم
[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного
الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]
Слава Аллаху, Владыке всех миров
الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]
مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]
Властителю Судного Дня
إياك نعبد
[иййакя наъбуду]
Тебе одному поклоняемся
[уа иййакя настаъыйин]
и к Тебе одному взываем о помощи
اهدنى الصراط المستقيم
Наставь нас на путь праведный
صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]
путь тех, кого Ты одарил Своими благами
غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]
тех, кто не навлек на себя Твоей немилости
و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]
и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)
(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).
Далее обычно произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться чтением суры Фатиха.
Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.
3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’. Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.
4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.
5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.
6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.
Здесь кончается первый ракаат намаза.
7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.
2-ой ракаат:
8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.
9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.
Примерная транслитерация и перевод:
التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]
Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.
السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]
Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.
السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]
Мир нам и истинным слугам Аллаха.
أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед — Его раб и Посланник.
Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.
11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.
Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов, то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.
После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).
Примечание:
В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.
Напоминаем еще раз: читать намаз таким образом можно только начинающему. Однако, нужно постараться как можно скорее выучить необходимые суры и дуа, это сделает ваш намаз полноценным (как читать намаз по сунне – «Намаз по ханафитскому мазхабу»).
Намаз витр
Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:
«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».
«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»
Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:
«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».
«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
Какие действия нарушают намаз
1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.
2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.
3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).
4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.
Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).
5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).
6. Раскрытие четверти части тела (из границ аурата) делает намаз недействительным. Более подробно можно почитать тут: «Границы аурата мужчин и женщин»
Часто задаваемые вопросы о намазе:
• Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.
• Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот в этом разделе сайта. Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.
• Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.
• Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.
• Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.
• Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).
• Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова
Азан и икамат
Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.
Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».
Фактически азан должен звучать пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин – говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени поклонения как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.
Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».
История азана
Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).
Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад (с.г.в.) почти не оставлял. Если человек не будет произносить их при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.
Как произносится азан и камат
В них есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Вот как выглядят оба призыва с транскрипцией.
Текст азана:
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды с небольшмм поворотом головы направо)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды с небольшим поворотом головы налево)
اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Перевод фраз азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.
Текст икамата:
Аллаху Акбар (четырежды)
أشهد أن لا اله إلا الله
Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса тела направо не совершается)
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ
Кадъ камээти-с-саляях (дважды)
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)
Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».
В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым и громким голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.
Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).
После азана читается следующая мольба (дуа):
Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»
Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.
Порядок произнесения азана с икаматом и их отличия
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «С наступлением времени намаза пускай один из вас произносит призыв» (Бухари, Муслим), т.е. необходимо прочитать азан. Его, в отличие от икамата, допустимо произносить незадолго до непосредственного совершения молитвы. Кроме того, для этого действия допускается отсутствие малого омовения (тахарата).
После азана верующие могут приступить к намазу не сразу, а спустя некоторое время. Например, как только соберётся джамаат. Но такой перерыв между азаном и обрядом поклонения не должен быть слишком долгим, то есть не следует произносить азан в начале отведённого календарём времени намаза, а саму молитву совершать уже в конце этого периода.
Икамат проговаривают непосредственно перед молитвой-фард, т.е. по его завершению имам сразу встаёт на намаз. Если для азана муэдзину желательно находиться на некой возвышенности, то для икамата это требование отпадает.
Если же мусульманин собирается восполнить одну или несколько пропущенных молитв, то азан произносится только один раз, а икамат – перед каждым намазом. Сообщается, что однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) проспал время фаджр и, пробудившись, повелел Билялю (р.а.) произнести азан и восполнил молитву так, как читал намаз обычно. (Муслим).
Так же когда верующий находится в пути и объединяет намазы, ему следует читать один азан плюс икаматы перед каждым из фардов. Передаётся со слов Джабира (р.а.), что Пророк (с.г.в.) во время нахождения в долине Муздалифа совершал магриб и иша с одним азаном и двумя икаматами (Муслим).
Если же в опредёленном поселении из мечети прозвучал азан, а человек молится дома, то ему дозволено не произносить азан и икамат. Аналогично следует поступить при опоздании на коллективный намаз в мечети, в которой уже звучал азан (если же верующий прибыл из другого города, то ему лучше произнести оба призыва, не мешая окружающим).
И не нужно забывать проговаривать после азана вышеприведённую мольбу, так как в хадисе, который довёл до нас имам Насаи, сказано, что такая мольба не отвергается.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Немного о намазе
Что для мужчин и женщин является авратом (местом, необходимым укрыть) при намазе?
Мужчина обязан, как минимум, укрыть тело между пупком и коленями включительно. Если в намазе при суджуде или вставании выставляется аврат, например, оголяется спина в области пояса, то этот намаз недействителен.
Женщина в намазе должна закрывать всё тело, кроме лица и кистей рук. Например, если в намазе у женщины будут выставлены волосы, шея, грудь, нижняя часть подбородка, запястье, ноги или же одно из этих мест, то намаз считается недействительным.
Когда и как нужно совершать намерение для намаза?
Начиная намаз, нужно обязательно сделать намерение сердцем о выполнении соответствующего намаза. Намерение совершают одновременно с произнесением такбира, то есть слов: «Аллаху акбар» для вступления в намаз. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный (фарз) полуденный намаз ради Аллаха». То есть, вы обязательно выражаете намерение мысленно; указываете в нём это обязательный намаз (фарз) или желательный (сунна) и какой именно намаз совершаете (полуденный или послеполуденный и т. п.).
Однако перед такбиром произнести сначала намерение вслух является сунной, и это делается для того, чтобы легче было сосредоточиться на нём мысленно.
Сколько обязательных составных частей (арканов) у намаза?
Намаз имеет тринадцать обязательных составных частей:
1. Намерение.
2. Произнесение «Аллаху акбар» вместе с намерением при вступлении в намаз.
3. Вставание для способного стоять при чтении суры «Аль-Фатиха».
4. Чтение суры «Аль-Фатиха».
5. Совершение поясного поклона (руку’) и нахождение в этом положении на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения слов «Субханаллах»).
6. Выпрямление после поясного поклона и задержка в положении стоя на время, достаточное для произнесения слов «Субханаллах».
7. Двукратный земной поклон (суджуд) и задержка в нём на время, достаточное для произнесения слов «Субханаллах».
8. Сидение между обоими земными поклонами и задержка в нём на время, достаточное для произнесения слов «Субханаллах».
9. Чтение «Ат-Тахийята» в последнем ракаате.
10. Сидение для чтения последнего «Ат-Тахийята».
11. Чтение салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ат-Тахийята».
12. Произнесение одного заключительного салама.
13. Соблюдение порядка исполнения вешеназванных арканов намаза.
Все эти составляющие (арканы) являются для намаза обязательными действиями. При невыполнении хотя бы одного рукну, намаз не засчитывается.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.