Что говорят немцы о калининграде
Семь ошибок немцев, едущих в Калининградскую область
В понедельник, 4 ноября 2019 года, в популярном немецком журнале «Штерн», прославившемся публикацией фальшивых дневников Адольфа Гитлера, появился репортаж о поездке их журналистки в Калининградскую область.
Вибке Томешайт (Wiebke Tomescheit) сделала то, что не смогли сделать её родственники, которые родом из Восточной Пруссии – посетить свою прародину. Белокурая девушка, выглядящая под Мэрилин Монро, отвечает в издании за социальные сети, пишет «простыни» о Бобе Дилане, например, и прочих актуальных общественных темах.
Но к столкновению с российской реальностью в нашем самом западном регионе она оказалась не очень готова. Редактор «Штерна» являет пример человека, имеющего высшее образование, работающего годами в журналистике, но. по-прежнему воспринимающего Калининградскую область через устоявшиеся клише, далёкие от реальности как небо от земли (они соприкасаются только на горизонте).
Какие же ошибки совершают немцы, посещающие Калининградскую область?
1. «Калининградская область не приспособлена в реальности под туристов, тем более, под спонтанных».
Как раз для «спонтанных» с 1 июля 2019 года действует электронная виза на 8 суток. Но, с другой стороны, да, иностранцам приходится показывать «миграционную карту» в отелях.
2. «Без проблем пройти границу можно, только дав водку и деньги».
Таких идей Вибке Томешайт (фамилия говорит как раз о восточно-прусских, даже, скорее, литовских корнях) набралась в интернете. К её удивлению, никаких купюр и алкоголя не понадобилось. Она, к счастью, не додумалась ничего предложить. «Здесь бы на такое я даже не решилась, настолько корректное и доброжелательное впечатление произвели на меня все [сотрудники на российской границе]». Но при этом добавляет, что «на других пограничных переходах» всё может быть иначе.
Журнал «Штерн» читают миллионы немцев. Можно только пожелать читателям не пытаться на российской границе доставать водку и деньги, чтобы передать их таможенникам и пограничникам. Хотя. если так считают, то их… ожидает привлечение к ответственности, впрочем, ровно такой же, как если бы они попытались провернуть такое же со своими таможенниками и пограничниками.
3. «В лес у границы ходят контрабандисты».
4. «Очень странно мчаться по совершенным дорогам в этом отрезанном от остального мира регионе».
Многие немцы считают, что дороги в Калининградской области и сейчас как сразу после войны или после развала СССР. Рассказы из начала 90-х и 2000-х годов гуляют по немецкоязычному интернету, представляя собой незаменимый источник информации о регионе. Правда, ложный.
5. В Калининградской области мало отелей.
6. «Мы боимся, что нас как немцев воспримут недружелюбно».
Любопытно опять же для человека с широким кругозором, опытом поездок (можно надеяться) по нескольким странам мира, работающем в модном популярном СМИ Германии, иметь такое представление о России.
К счастью, туристы быстро понимают, что «люди в Калининградской области открыты к прошлому». И не помнят зла.
А в пешеходной зоне даже стоят таблички с надписями, в том числе, и на немецком языке.
Впрочем, и тут Вибке Томешайт признаётся и рассказывает, почему Советск казался ей издалека совсем другим: «В моём собранном из стереотипов мире я ожидала увидеть бедность и не могла знать, как мне к этому относиться».
Но бедности она не увидела. Единственное, что не понравилось: на большинстве фотографий с мостом Королевы Луизы не видно «довольно уродливых пограничных ограждений перед мостом». Тут не поспоришь.
7. Не все таблички с запретом действительно запрещают что-то делать.
В Советске Вибке с мужем читают табличку, ну, как читают – пытаются понять. Вроде как дальше идти нельзя. На всякий случай, они не решаются подойти поближе к реке.
Такую же ошибку они совершают, когда едут на Куршскую косу. Издалека они видят шлагбаум, и им кажется, что «единственная дорога, которая туда ведёт, закрыта». Позднее им рассказывают, что надо было просто заплатить за въезд в национальный парк. Довольно обычная же вещь, в том числе, и в Германии – платить, если не за въезд, то хотя бы за парковку перед национальным парком.
Почему немцы плачут, когда видят современный Калининград
Если почитать отзывы немецких туристов о Калининграде, то можно частенько встретить рассказы о том, что после увиденного в современном российском городе многие немцы реально плакали.
Конечно, не все и не всегда, но вот пожилые туристы из Германии действительно частенько не могут сдержать слез.
Для немцев Калининград это вообще больная тема по понятным причинам. Несколько сотен тысяч местных жителей были вынуждены навсегда покинуть свои дома и уехать из Кенигсберга и соседних городов, которые вскоре получили советские названия.
Но даже не сам факт потери города и передачи его Советскому Союзу так сильно печалит немцев, больше всего им больно смотреть на то, во что город превратился и как навсегда потеряна его история.
Большая часть иностранцев, которые посещают Калининград, это немцы. Многим интересно увидеть, что стало с бывшим немецким Кенигсбергом, многие сами успели пожить здесь в детстве и хотят найти свой бывший дом или детский садик. Некоторые немцы приезжают посмотреть на место, где жили их предки.
Немцы прекрасно знают, как выглядят города после войны, но также они знают и видели, как города можно восстанавливать и многие надеятся увидеть на месте Кенигсберга красивый исторический город, хоть и в составе России. Но реальность для многих приезжих из Германии оказывается более жестокой.
Старая немецкая улица в Калининграде
Кенигсберг во время войны был очень сильно разрушен, причем бомбила по нему не только советская армия, но и англичане. Но даже после этого в городе сохранились здания и улицы, были все возможности их восстановить. Но восстанавливать не стали, а стали все рушить и дальше, чтоб никакого намека на немецкое прошлое не осталось.
Одной из главных и масштабных потерь стал королевский замок Кенигсберга. Он уцелел после войны, но не смог уцелеть в мирное время. В мирном уже Калининграде замок взорвали, а на его месте начали строить бетонную административную коробку, которая впоследствии стала одним из самых знаменитых недостроев страны.
Самые оптимистичные немцы ожидают увидеть старый восстановленный замок, пусть теперь и с российским флагом, а видят огромный пустырь и заброшенное бетонное здание. Как тут не заплакать?
Многие немцы до последнего не верят, что можно было так просто уничтожить все, что было. Многие не понимают, зачем это делали, ведь старая немецкая архитектура никакого отношения к тому режиму, с котором воевал весь мир, не имела. Но логики здесь нет, немцам остается только плакать.
Один из самых красивых и известных городов Европы теперь похож на какую-то стоянку дальнобойщиков.
Кенигсберг был не просто городок в составе Германии, это был один из главных немецких городов на протяжении многих веков. Такой истории позавидует большинство городов планеты.
Но теперь даже центр Калининграда ничем не отличается от окраины какого-нибудь городка в Кемеровской области, в котором никогда не было никакой истории. Все дома и серы и унылы, и нет тут больше никакой истории.
Не переезжай в Калининград, не совершай ошибку!
Всем привет! Меня зовут Сергей, я живу в Калининграде, и я понаехавший. Как и все понаехавшие, проблему понаехавших я воспринимаю острее, чем «коренные». Хотя коренных, строго говоря, в Калининграде нет совсем. Это город понаехавших и регион понаехавших. Всех коренных деды-победители в своё время выселили в Германию, а на их место завезли людей из РСФСР и БССР. А ещё раньше коренные уничтожили подлинных коренных, но это совсем другая история.
Несколько лет назад началась новая волна миграции с «большой земли» в наш эксклав. За то время, что я здесь живу, население области перевалило за миллион, хотя она крошечная. Причём из 36 тысяч внутренних мигрантов (простите, в естественный рост населения я не верю) 30 тысяч предпочло поселиться в самом Калининграде, а остальные, видимо, распределились по приморским курортам. Почему-то они совсем не спешат осваивать Черняховск или Краснознаменск.
Вы наверняка знакомы с Калининградом по открыточным видам.
. но будьте уверены: он не такой.
Сегодня я расскажу вам, почему ни в коем случае нельзя переезжать в Калининград.
В любом рейтинге регионов по качеству жизни Калининградская область будет в жопе. Ладно, может, не совсем в жопе, но где-то посередине. Например, в рейтинге от РБК Калининградская область оказалась между Тамбовской и Вологодской. Приморский край, например, выше – тогда какой смысл переезжать из Владивостока в Калининград? Вам же явно хочется ещё и заработать как следует – очень советую выбрать Москву.
2. Качество городской среды
Что касается самого Калининграда. По индексу качества городской среды он хуже Грозного, Сочи, Тюмени или Химок. Зачем вам Калининград? Если вы живёте в Сибири, очень удобно сразу поехать в Тюмень, где замечательные новые шоссе через весь город. Если так хочется тепла, то столица Чечни крепко обнимет вас, словно боец MMA. Если мечтаете о Москве, то вон есть Химки, её замкадный нарост, похожий на трутовик.
Даже в рейтинге Варламова Калининград только на 12-м месте, а Илья был тут не раз. Подумайте, может, лучше остаться в Красноярске или Хабаровске, которые в рейтинге стоят выше? Хабаровск, насколько я знаю, самый солнечный из крупных городов России. На хрена вам это пасмурное калининградское небо и постоянные дожди с октября по июнь? Опять же, всё бабло сейчас на Дальнем Востоке. В Калининграде денег нет. Воронеж или Оренбург – тоже отличный выбор!
Запомните: всё, что показали вам на открытках, – наебалово. Никакой истории в Калининграде нет, об этом позаботилась сначала авиация союзников, а затем советские архитекторы.
Немцы успокаивают Калининград: Восточной Пруссии нам не надо
Прагматичные германцы понимают, сколько триллионов евро потребуется на восстановление тех краев — хватит ГДР
В Германии 26 сентября пройдут выборы в Бундестаг. И вот, за месяц до выборов, в немецкой федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания, как мы уже сообщали, неизвестные развешивают копии предвыборных плакатов 1949 года с картами, на которых Калининградская область и Польша включены в состав довоенной Германии.
Об этом сообщила местная газета Nordkurier.
При этом сами плакаты представлены как агитация за Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС). В ХДС принадлежность листовок партии опровергли и потребовали их убрать, а прокуратура города Росток начала расследование.
В России политики и чиновники негативно оценили подобные действия неизвестных и выразили надежду, что ни официальные власти Германии, ни партии ХДС/ХСС не подвергают сомнению территориальную целостность РФ и проведут соответствующее расследование…
В Калининградскую область в «доковидные» времена, да и в девяностые, нулевые годы, приезжали много немцев — потомков тех, кто жил здесь до войны. Ходили на могилы, смотрели на дома предков, которых, несмотря на жестокие бои в Восточной Пруссии здесь осталось немало, посещали музеи, где были собраны экспонаты из жизни их прабабушек, бабушек, и дедушек, дышали воздухом Балтики, вспоминали историю. Ностальгия на генном уровне.
Никто из них не говорил о реваншизме.
Японцы массово до сих пор грезят Курилами, немцы Восточной Пруссией — нет. Но кто-то пытается больные струны задеть.
Политолог д-р Григор Шпицен (Росток, Германия) уверен, что появление предвыборных плакатов от якобы политических партий ХДС/ХСС, СДПГ и Партии свободных демократов с Калининградской областью в составе Германии (северная часть бывшей германской земли Восточная Пруссия) — это не более, чем элемент «черных» избирательных технологий со стороны политических противников (скорее всего внесистемных левых сил).
— Причем сделано это так топорно, что политический заказ в данном случае очевиден не только для исполнительной власти, уже начавшей расследование инцидентов, но и для избирателей. Непонятно, какого эффекта хотели достичь те, кто размещал подобную агитацию.
Дело в том, что идея возвращения утраченных после Второй мировой войны немецких земель, популярна в Германии лишь среди маргинальных сил. И дело здесь даже не в том, что нынешние немцы, уже несколько поколений воспитывавшиеся в духе пацифизма, начисто утратили милитаристские идеи и абсолютно не жаждут реванша.
Просто присоединение новых земель в обывательском представлении среднего избирателя ФРГ ассоциируется с дополнительными расходами, которые будут возложены на простых немцев.
Так, после воссоединения Восточной и Западной частей Германии все немцы платили так называемый Solidaritaetszuschlag в размере 5,5% сверх ставки подоходного налога с каждого домохозяйства. Эти деньги шли на выравнивание экономического уровня двух частей страны.
В среднем «налог солидарности» приносил в немецкий бюджет порядка €20 млрд. в год, а общие расходы в развитие восточногерманских земель за три десятилетия превысили сумму €2 трлн.
Даже для бюргера, не имеющего высшего экономического образования, очевидно, что гипотетические инвестиции в развитие Восточной Пруссии также будут исчисляться миллиардами, если не триллионами евро. Платить за это из своего кармана немецкий избиратель категорически не желает.
«СП»: — Но кто-то же решил вспомнить историю и вызвать беспокойство, в том числе жителей Калининграда.
— Конечно, в Германии существуют различные объединения потомков бывших жителей утраченных восточных провинций. Многие беженцы, вынужденные покинуть Восточную Пруссию, осели в Мекленбурге-Передней Померании. Однако воспринимать эти организации стоит исключительно как общественные объединения, не имеющие никакого политического веса, обладающие минимальным авторитетом в глазах избирателей и не пользующиеся никакой государственной поддержкой. Поэтому жители Калининградской области могут спать спокойно.
Эксперт Центра ПРИСП, к.и.н. Николай Пономарев:
— Речь идет об агитационных плакатах 1949 г. Неизвестные разместили их без согласия ХДС, и потому, вероятно, мы имеем дело с банальной провокацией. Не будем забывать, что ФРГ признала послевоенную линию границы с Польшей и Чехословакией только в 1972 году. И в целом до начала процессов над военными преступниками в 1960-х гг. (или даже до знаменитого «спора историков» между Нольте и Хабермасом в 1980-х гг.) в коллективной памяти западных немцев Третий рейх представал скорее в роли жертвы, чем агрессора. И соответствующие настроения активно подогревали этнические немцы, депортированные из государств Восточной Европы. В целом эти плакаты можно назвать характерным примером политической рекламы периода начала холодной войны, который не имеет ничего общего с современной позицией партии Меркель и Аденауэра.
«СП»: — Ждать ли России вообще, и Калининграду, в частности, сюрпризов?
— У нас нет повода для беспокойства.
Во-первых, появление этих плакатов не связано с деятельностью ни одной из ведущих партий.
Во-вторых, в отличие от одного австрийского художника, нынешние лидеры Германии прекрасно осознают, что жизненное пространство для рейха можно завоевать путем экономической и культурной экспансии, а не «железом и кровью».
В-третьих, экономика Германии в принципе не нуждается в бывших землях Восточной Пруссии. Любая агрессивная риторика со стороны правых в Германии — это скорее аналог российского «можем повторить».
Чего добиваются немцы в Калининграде и калининградские «немчики»
Речь пойдёт о «кёнигсбергской» политике Германии и о нашей «игре в поддавки» с «прогибом» калининградского начальства перед немцами. Об игре с уступками местных «элитариев» упомянуто не случайно. В самом деле, трудно себе представить, наблюдая непрерывно происходящую сдачу национальных позиций России в нашей части Балтийского Поморья, что местные верхи коллективно поглупели и добровольно перешли на германские позиции. Может, это некая военная хитрость? Ведь вполне очевидно, что коллективный Запад, включая инкорпорированную в него после 1945 г. ФРГ, открыто встал в 2013 году во враждебную нам позицию, что с очевидностью показали украинские события 2013–14 гг. Германия с её союзниками по НАТО играли в них определяющую и направляющую роль.
Хотелось бы приблизиться к пониманию природы этого поразительного явления, которое немец Уве Нимайер, новый российский гражданин (бывший офицер Армии ГДР) называет «дерусификацией Калининградской области». Он ведёт довольно популярный среди небольшого сегмента немецкого общества ФРГ телевизионный интернет-проект, в котором касается и названной проблемы[1]. Почему я сразу обращаю на это внимание? В России существует давняя «проблемная» традиция, которая, впрочем, укоренена в человеческой природе. Её девиз: Нет пророка в своём отечестве. Это значит, что мы своим однородцам склонны не верить. И наоборот, представителям Запада веры больше. Это порочный, но пока действующий инстинкт «русского модерна», явленный уже в эпоху Великого Раскола при Алексее Михайловиче, отце Петра Великого.
Лучшее наше сословие исследователей, писателей и журналистов «русской направленности» на протяжении всего послевоенного времени неутомимо обращалось и обращается к политической элите с одним пожеланием, гласящим: «Политики и начальники, будьте русскими духом, как Александр Невский, Пушкин и Георгий Жуков!». Пока не достучались: ни наши «первые русаки», какими в послевоенное время были М. Шолохов, В. Шукшин, В. Белов, С. Семанов и т.д., ни рядовые «русского фронта». Лучшие люди Отечества стремились не допустить ниспадения великой страны-вселенной «в 1991 год», возможность которого была почувствована уже к началу 1970-х гг. Они звали политический класс к новому курсу, с отказом от ложного космополитического «конвергенционного» проамериканского уклона. Звали и к отказу от услуг «маркитантов-консультантов» вроде типичных западнистов вроде В. Познера и В. Коротича с возрождением национально-ориентированной русской политики«по Пушкину, по Тютчеву». Однако гениев русской земли вновь не услышали.
Типологически повторился уже случившийся в предреволюционный век Российской Империи разлад между культурной и политической частями элиты, которым воспользовались радикалы и «маркитанты» в своих антинациональных целях. Лучшие русские люди Старой России, от Карамзина и Пушкина до Достоевского и Розанова, также не сумели убедить верховную власть быть в основе народно-национальной. Очарованный статусом властителя единственной сверхдержавы после победы России над всем «наполеоновским» Евросоюзом образца 1812 года, Николай I всё норовил быть не столько русским царём, сколько вселенским христианским императором, опираясь в значительной мере… на остзейских немцев и свою германскую родню. Ю.Ф. Самарин и другие русофилы-почвенники, не боясь опалы, призывали эту самоубийственную политику прекратить. Не Россия должна быть пришпилена к Остзейско-немецкому краю, признаки чего были налицо, а наоборот. Верховная власть при последних двух царях попыталась совершить национальный разворот, но время было упущено, о чём горевал Ф.И. Тютчев, великий поэт-мыслитель и природный аристократ, изнутри знавший верхи, заключивший в 1860-е гг. о неизбежности революционного воздаяния за англо-, франко- и пруссоманию и фактическое «безбожие» сановного правящего слоя Империи.
Итак, по печальной «традиции» наша политическая элита не умеет расслышать гласа элиты культурной. И сегодня это положение системно не исправлено. Отсюда, в столь «денационализированных» условиях при царях и сложилось порочное обыкновение верхов чрезмерно внимать мнениям Запада и Германии, а на своих гениев посматривать с пренебрежением, коим после декабристского мятежа традиционно не доверяли. Неизбежным стало воздаяние Революции, которое предвидели Тютчев, Достоевский, Розанов и Блок. Оно завершилось общенациональной резнёй и воцарением «красного августа», при котором страшной ценой было восстановлено как единство элит, так и справедливое недоверие к Западу. Затем, после сталинского периода, старая по типу аберрация политического сознания стала вновь поражать умы генеральных секретарей и их окружения, уверовавших под влиянием хитроумных американцев в действенность потенциального «мирного сосуществования» и «конвергенции» при условии «уступок России». Советы собственных мыслителей и поэтов, в частности, А.А. Зиновьева и Э.В. Лимонова, отлично знавших Запад изнутри, не доходили до замкнувшегося в себе Политбюро. Лучшие люди Руси знали, что США сотоварищи в гробу нас видели и видят, и поэтому нельзя доверять гласу их «сирен», опускаясь всё ниже в сатанинские глубины «идеалов» «общества потребления» с новым тоталитаризмом «дисциплинарного санатория». Однако вновь их глас был «вопиющим в пустыне».
В Калининграде происходило всё то же на своём региональном уровне. Местные верхи также не внимали честным учёным и писателям. И вот, наконец, свершилось то, что местная мощная «пятая колонна», насаждённая Западом, и представить себе не могла. В Калининград явился немец, добившийся недавно русского гражданства, также знающий цену «советов», исходящих от правящих кругов как ФРГ, так и Запада в целом… и стал противостоять германизации Края, подавая советы того же рода, что и русская патриотическая публика. В 1990-е – начале 2000-х то же говорили (ныне покойные) ведущий местный писатель А.М. Старцев, университетский профессор-филолог А.З. Дмитровский, учёный физик А.Д. Терентьев, сотрудник местного «космического» КБ и организатор нелюбимого верхами объединения «Русь Балтийская» и другие. Верхи Края не воспринимали их предостережений по поводу почти насильственного онемечивания общественной и культурно-образовательной жизни Края прямыми акциями немцев и подкармливаемых ими «агентов влияния» в культуре, СМИ, образовании. Более того, ряд деятелей «русского направления» подвергался давлению с использованием судебной системы. Возбуждались гражданские иски против А.Д. Терентьева и пишущего эти строки за критику местной «компрадорщины».
Обратимся к тем фактам, которые приводит У. Нимайер. В указанной выше недавней программе он с удивлением и неприятием честного человека продемонстрировал продававшиеся в аэропорту «сепаратистские» сувениры, в том числе – дешевые «кёнигсберские колокольчики» с изображением германской военной награды – «Железного креста с дубовыми листьями» образца 1914 года с обозначением «Кёнигсберг» и посвящением: «За заслуги в войне».
Наш немец удивляется, как может русская купчиха Мягкова восславлять чужую награду, дававшуюся за убийство её соотечественников, ибо то, что естественно в ФРГ, не может быть нормальным в России. Действительно, местное расплодившееся сословие компрадоров уже, по сути, не считает Калининград русско-российской землёй, объективное свидетельство чего и приведено. А сколько подобного рода данных! Наша общественность на протяжении последних тридцати с лишним лет их приводит (много и моих текстов за последние 20 лет помещено на порталах «Русской народной линии», «Русской линии» и других). Теперь же и природный немец, уважающий права Великого русского народа, стал бить в набат. В той же передаче о «символической» измене, насаждаемой в Калининграде и области У. Нимайер выдал массу фотографий этого сепаратистского творчества, малую часть которых привожу. Например, марку местного «Жигулёвского», первого из переименованных сортов пива в начале 1990-х, но ещё стеснительно – с кириллицей (мелкие записи, впрочем, уже немецкие).
Теперь остатки стеснения отброшены и германизация всего и вся, о которой говорит У. Нимайер, вершится открыто, в том числе и предпринимателями, для которых, как он говорит, «касса важнее всего».
Национальное вырождение характерно для целого легиона выдумщиков всего спектра наименований продовольственных и прочих товаров, от сортов хлеба до колбасы и «кёнигсбергских» футболок. То же характерно и для названий массы коммерческих контор. В единичных случаях после протестов патриотической общественности некоторые названия «точечно» исправляются, но это не меняет общего духа навязываемой измены.
У. Нимайер искренне возмущен, говоря, что приехал жить в Россию, и ему не хотелось бы покидать Калининград как именно русский город, ища иного пристанища в большой России. Поэтому он обращается к местному купечеству: «Для меня как нового русского гражданина встаёт вопрос, когда, наконец, местные предприниматели, чувствуя ответственность, прекратят деятельность по дерусификации региона?»[2].
У. Нимайер, очевидно, всего сказать не может. Как немцу ему пока не удобно вскрывать факты прямого вмешательства Германии и немецких общественных организаций, поддерживаемых верхами ФРГ, во внутрироссийские дела, оборачивающиеся в числе прочего и показанными им позорными картинками. Поэтому нам следует дополнить его важные наблюдения, касающиеся этой стороны твёрдой германской политики. Начну с утверждения, которое будет подтверждаться ниже: Германия с конца 1980-х гг. ведёт в России вообще и, в частности, в Калининградской области имперскую политику нового типа с насаждением агентуры влияния в сферах образования, культуры, СМИ и административных структурах. Тот факт, что эта политика является общей для всего коллективного Запада, не меняет того капитального факта, что ФРГ действует в духе собственных вполне реваншистских намерений. В пределе они направлены на сколачивание мощной «пятой колонны» у нас повсеместно, «от Москвы до самых до окраин», для создания условий конечного расчленения России. Показательное проявление этого экспансионизма нового типа стало известно несколько лет назад, когда немцы вывезли из Восточной Сибири целую группу обработанных русских старшеклассников в рамках «сотрудничества», а фактически – для демонстрации своего влияния. Русский мальчик Коля из Уренгоя выступил в германском парламенте с покаянием перед Германией за плохое поведение своих дедов и прадедов, отразивших немецкий натиск, и якобы негуманно отнёсшихся к пленным воинам Вермахта.
Немец это немец. Он всегда и педантично действует по протоколу и алгоритму, принятым в руководящих кабинетах. Давным давно, ещё при М.С. Горбачёве и Б.Н. Ельцине, планировщики германской политики решили постепенно «разработать» русское общество, дабы оно уверовало, что вина за развязывание Второй мировой войны лежит на самой России. По сути, стали пользоваться старыми геббельсовскими наработками: врать больше, дабы поверили лучше. Конечно, были учтены и особенности русского народного характера (менталитета) с его отзывчивостью, милосердием, покладистостью. Тем более, что на дворе было время выгодных для Запада «перестроечных и постперестроечных» иллюзий политкласса России. В соответствии с намерениями США и их союзников, это значило, что наши мировоззренческие аксиомы и категории Святой Руси, Русской Правды, Великого русского народа – державообразующего имперского этноса и главного субъекта «российского» исторического действия с его дерзновенным характером – должны перестать действовать и направлять воспитание молодых поколений.
Чужестранцы стали «ковать пока горячо», пользуясь невиданной жертвенностью русского характера со всей его, говоря по-французски, «самокритичностью». В условиях, казалось, вытравленной русской духовности они сочли ельцинский напор – уродливую форму нашего природного дерзновения – лучшим «дуроломным» союзником, позволяющим обратить его силу на «самосдерживание» России вплоть до её самоликвидации как субъекта мирового бытия. Другими словами, Запад решил использовать русскую энергию, отрывавшуюся «реформаторами» от её Александро-Невской, Пушкинской и Шолоховской самородной духовной подпитки. Она запрещалась под предлогом всеобязательного космополитизма и глобализма. В Калининграде этому стала мощно служить раскрученная Германией пропаганда индивидуалистско-космополитических воззрений немца И. Канта. Местная университетская «соросоидная» агентура влияния стала их выдавать за новое «единственно верное учение».
Создание соответствующей западнистской «грантовой» системы финансирования гуманитарных наук и всякого рода «культурных» и СМИ проектов было призвано, так сказать, «оседлать» русское природное дерзновение, направив его на создание самоубийственной системы исторической, философской, социологической, филологической, культурной и т.д. самоликвидации. Н.М. Карамзин говорил, зная: «где нет любви, там нет души». Вот и стали изымать из сердец молодёжи любовь к своему Отечеству и всему своеродному, чтобы русская душа омертвела.
В Калининграде этот новый, преимущественно немецкий курс проявился в усиленном виде по понятным соображениям достижения целей исторического реванша под девизом «Даёшь Кёнигсберг!». По «открытии» нашей области для свободного посещения иностранцами сюда хлынула масса германских «туристов», среди которых выделялись представители большого сообщества так называемых «изгнанных». Последние не только старались найти спрятанные в земле семейные реликвии, но и под видом «гуманитарной помощи» вершить вполне германскую политику ослабления русского общественного самосознания под измышленным предлогом якобы «великого немецкого культурного наследия региона». Ими утверждалось, что оно навечно воплощено в могиле философа И. Канта, германской брусчатке, немецких зданиях и т.п. «клейнодах бесценных». Невидимые мощные германские флюиды, от них якобы исходящие, мощно и непременно перековывают сознание российских граждан, с удовольствием расстающихся с «противоестественным» здесь русизмом, наполняясь взамен германизмом. Немцы, в частности, Э. Маттес из Люнебурга, и другие друзья местного Университета (тогда КГУ, теперь – БФУим. И. Канта) стали вооружать этой ментальной «пробивной» и лживой схемой своих местных слуг-коллаборантов вроде «соросовских» профессоров Ю.В. Костяшова, Г.В. Кретинина, В.И. Гальцова, В.Х. Гильманова… и пошла писать губерния.
«Политике» этого рода, исходящей не от государства, а от нанятых компрадоров, уже значительно больше тридцати лет. Создана сеть просепаратистских СМИ, немецких музеев, навязана масса чуждых символов, разбросанных повсеместно в виде памятных знаков, табличек, зданий, названий. Самое главное – сколочена «пятая колонна» из объединённой профессуры и доцентуры главного университета, писателей и журналистов с их вождями, вроде любимых в ФРГ «российских писателей-демократов» Б. Бартфельда и О. Глушкина, агитирующих за всё немецкое… Создана сплочённая сеть носителей чуждого для России духа вторичной германизации региона (или его дерусификации и регерманизации). Впечатляют триумфальные итоги немецкой политики в Калининграде при полном отсутствии русской политики местных властей. Недаром в Германии постоянно проводятся «триумфальные» мероприятия, в которых немцы делятся победными «суммирующими» результатами своей реваншистской деятельности по насаждению измены в Калининградской области. Давайте и мы посмотрим, о чём они говорят и что намечают делать дальше.
Несколько лет тому назад вышеупомянутое мощное «восточно-прусское» землячество в ФРГ провело специальное, так сказать, отчётное мероприятие. Публику собрали по случаю доклада В.Т. Рикса (Dr. W.T. Rix) о торжестве германизма в Калининграде. Доклад, продолжавшийся 1 час 25 минут, так и был назван: «Северная Восточная Пруссия и немецкая культурная традиция – её воздействие и наш долг»[3]. Сразу заметим, что немцы постоянно поминают Пруссию как фактически существующую, хотя она юридически и практически была ликвидирована. Они её возрождают, настойчиво «отменяя делом» соответствующее решение Контрольного Совета союзников, победителей Германии, о её устранении с лица земли как ядра и закваски воинственной Германской Империи.
В самом начале доклада немецкий исследователь Рикс обозначает цель выступления – рассказать о воздействии якобы неизбывного местного германского духа «на русских», живущих в «Северной Восточной Пруссии», и обозначить новые задачи, считая, что происходящее в Калининграде ко многому их «обязывает». Докладчик последовательно демонстрирует ряд фотографий, сделанных в Калининграде и регионе, комментируя их и ставя новые цели. Победу столь чаемого германизма он для начала иллюстрирует показом внедряемого обычая помещать автомобильные номера в рамки с обозначением немецкой надписью «KONIGSBERG» и соответствующим гербом. Др. Рикс, демонстрируя значительное число таких «кёнигсбергских» номеров, с ухмылкой и торжествующим смешком произносит: «это не случайность, но система». Он заявляет, что «стало «нормой» положение, когда «в Кёнигсберге очень большое число автомашин регистрируется с такими номерами». Здесь некоторая передержка (номеродержатели не регистрируются), но тенденция указана верно. Немец, конечно, несколько преувеличил долю «кёнигсбергских» номеров. Их пока меньше половины, но это число, очевидно, растёт, показывая тревожную тенденцию, справедливо названную вышеупомянутым «нашим» немцем У. Нимайером проявлением «дерусификации региона». Представители ФРГ упирают на спонтанность процесса распространения «кёнигсбергских номеров», хотя, бесспорно, он таковым не является. Немцами давно сплетены «ловчие сети», занимающиеся внедрением этой русофобской моды, чтобы действительно укоренить самоубийственные практики самоликвидации русского чувства в массах. Тот же факт, что находятся глупцы, «воспитанные» воспринимать чуждые германские символы как свои, доказывает лишь силу современной системы «обидиотивания» масс хорошо организованным меньшинством лиц, знающих, что им нужно на Русской земле. Д-р Рикс эту подоплёку хорошо знает, но о ней не упоминает, говоря о промежуточных результатах немецкой политики в Калининграде, специально не показывая всех «организационных пружин», находящихся в распоряжении Германии. Так и в случае с навязанной местной «прогерманской сетью» деятелей практикой «кёнигсбергских номеров», демонстрируемых лектором.
Кстати говоря, немцы постоянно «замеряют» градус пресловутой «калининградской региональной идентичности». Это явно сепаратистское понятие давно сочинено и внедрено в местный «научный» язык социологов и т.п. специалистов с германским уклоном. Его лживость легко уловить применением простого приёма «от противного», показывающим, что спонтанно оно не могло возникнуть. Спросим себя, можно ли сказать «самарская региональная идентичность», и т.п. «рязанская», «тамбовская»? Конечно, нет, так как определяющая самосознание «идентичность» национальна, а не региональна, и на первое место выходят критерии языка и господствующей народности. Другое дело в Калининграде. Здесь «грантовые спецы» давно и намеренно по-софистски поменяли местами первичное и второстепенное, искусственно подняв «регионализм» на небесную высоту, стараясь вообще не учитывать дух господствующей народности, здесь столь же великорусской, что и в Тамбове или Липецке.
Слушая немецкую лекцию д-ра Рикса о неуклонной «кёнигсбергизации» Калининграда с иллюстрацией этого «достижения» фотками «немецких номеродержателей» машин, мне вспомнилось аналогичное выступление немецкого консула в Калинингаде д-ра Г. Херца (Guido Herz). Оно также свидетельствовало о постоянстве немецкой политики в Калининграде и… местном официальном идиотизме, отказывающемся уже тридцать лет понимать, «откуда ноги растут» у практик калининградского сепаратизма. Дневниковую запись о содержании выступления д-ра Херца я сделал в июне 2008 г. Тогда случайно стало известно о проведении группой туристов-немцев (швейцарских военных пенсионеров под руководством их отставного генерала П. Вольфа) в гостинице «Москва» мероприятия «по краеведению», с приглашением и русских слушателей из местной академической среды. Мне довелось быть единственным её представителем. Немцы, впрочем, официально приглашая русских, поставили себя хозяевами положения, объявив рабочими языками мероприятия лишь немецкий и английский. Возможно, это и уменьшило степень русского интереса к демонстративно «чужому» семинару, да и объявлено о нём было на заседании моей университетской Кафедры специальных исторических дисциплин за несколько часов до его начала. Мне же, как человеку, давно интересующемуся «вторичной германизацией региона» (я и ввёл это понятие), было просто необходимо его посетить.
Многое о «немецкой сети» мне уже было известно, включая открывшееся новенькое при судебной тяжбе с местными «немчиками», предъявившими мне гражданский иск в 2005 г. за несогласие с планами ректората дать нашему университету имя Иммануила Канта. Я опирался на воззрения русских гениев, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и других, отрицательно отнесшихся к космополитизму и индивидуализму «сатанологии Канта». Русская общественность в 2005 г. проиграла, когда «немчикам» удалось продавить решение о переименовании. Но лично мне удалось отбиться, в частности, при содействии местного радио «Русский Край» М.В. Черенкова, портала «Русская Линия» А.Д. Степанова и С.М. Григорьева, и «Русского Вестника» А.А. Сенина (1945–2013). Все они опубликовали протестное воззвание академической общественности[4]. Однако вернёмся к нашему повествованию о немецком показательном мероприятии 2008 г., аналогичном позднейшему, о котором идёт речь.
Главным докладчиком был немецкий консул Г. Херц (вскоре его перевели послом в Танзанию, бывшую колонию «Второго Рейха», затем он с 2011 по 2016 год, до пенсии, служил послом ФРГ в Казахстане). Затем выступали представитель обладминистрации Малашенко (имени не записал) и младой начальник Международного отдела «кантовского» университета «соросовец» Игорь Жуковский, буквально стелившийся перед немцами (одновременно он был «администратором» соросовского же заведения при вузе – Балтийского МИОНа[5]). Позднее Жуковского некие силы «бросили на культуру» по линии МИДа, сделав главой нашего варшавского центра науки и культуры, что весьма показательно, демонстрирует возможности агентуры западного влияния в России по укоренению в государственных органах. Попутно отмечаю и другой момент истины. Опытный дипломат Г. Херц на пике своей карьеры, как представитель правящей тогда партии Г. Коля, затем – А. Меркель, работал в тех мировых «точках», которые Германией в значительной мере воспринимаются как места особого интереса и даже контроля – Калининград, Танзания, Казахстан.
Итак, первым взял слово немецкий консул, который точно так же, как и позднее д-р Рикс, обрадовал собравшуюся публику сообщением, что довольно заметное число автомобильных номерных держателей-рамок выполнено с демонстративным немецким обозначением «Кёнигсберга». Очевидно, что их внедрение и произошло примерно «в его время» и, по меньшей мере, с его ведома. Консул с большим удовлетворением сообщал об этом, как и о других фактах прогерманских перемен «местного менталитета». Вообще швейцарские немцы, включая их руководителя-генерала, не скрывали своего желания видеть Калининград всё «более автономным от Москвы», что и постоянно изрекали, соответствующим образом пытая докладчиков. В этом духе они задали большую часть вопросов выступавшим.
Ведущий собрание генерал П. Вольф всячески поддерживал столь сепаратистский настрой участников. Он, комментируя выступление консула, тенденциозно сравнил депортацию немцев из нашего края в конце 1940-х гг. с событиями в Палестине, откуда евреи изгоняли арабов. Г. Херц не почувствовал ложности такого сравнения (арабы не начинали мировой войны с целью уничтожения евреев как единого мирового этноса).
Г. Херц тогда специально затронул состояние «общественного сознания» в Калининградской области в отношении к «проблеме немецкого прошлого» края. Он отметил разительные черты наличной местной «идентичности», которыми и был весьма доволен, впрочем, как и его слушатели. Он заявил, что в советский период официальная позиция СССР исходила из того, что «Калининградская область – это старая русская земля». В настоящее же время русские признали значимость немецкой истории края и «немецкая история воспринимается как решающий факт местного самосознания или калининградской идентичности». (Этот подход позднее всецело поддержал и университетский начальник «соросоид» Жуковский, певший привычную песнь местных сепаратистов, что без ФРГ нам дороги в будущее нет). Это было решающей «проговоркой по Фрейду» консула. Она свидетельствовала о направленности усилий официального Берлина в нашем крае, изначально устремлённых к внедрению сепаратистских настроений.
Именно для этого победного для них итога представители ФРГ и создавали агентуру влияния в «особом калининградском социуме» (это ещё одно сепаратистское лже-обобщение, применяющееся среди филосепаратистов), внедряя для оправдания предательства вышеочерченную «мыслительную схему» об императивном переформатировании сознания населения «германским культурным наследием», от которого невозможно уклониться. Немцы всегда приятно удивлялись тому, сколь многим нашим профессорам, музейщикам, писателям и журналистам, даже ответственным местным чиновникам было приятно обманываться, всё понимая, но с готовностью заглатывая немецкий крючок, и переходя на «пруссаческие» позиции. Конечно, этого бы не могла произойти без буквально насильственного прекращения русской национально-ориентированной политики новых верхов «ельцинской России» с объявлением ложными таких понятий, как Русская цивилизация, российская самобытность, русский характер и т.п. Немцы уловили созданный у нас нашими же «элитами» нравственный и идейный вакуум и стали его заполнять в соответствии с законом сохранения дерзновения (народная энергия является неуничтожимым континнуумом; если почему-то теряется русская самородность, самобытность, своебытность нашей российской Политики, она закономерно и непременно возмещается чужеродным и «чужебесным» курсом).
Вернёмся, впрочем, к обозреваемой пространной лекции д-ра Рикса о новых достижениях немецкой политики в Калининграде «после Г. Херца». Учёный немец стал приводить примеры заметного и демонстративного заимствования германской символики калининградской торговлей, фактически сводящейся к утверждению, что «Калининград – это Кёнигсберг и Пруссия, а не Россия». Так, был любовно показан автофургон, развозящий пиво, конечно, марки «Кёнигсберг». Об этом свидетельствуют рекламно-сепаратистские картины на боках фургона с изображением типичного немецкого города и прусской государственной символики.
По признакам видно, во-первых, что немцы этот фургон сами и поставили в нужном месте, рядом с разрушенным в войну зданием, где при Гитлере была особо ценимая местной «грантовой общественностью» аптека («Кройцаптека»). Много лет местная прогерманская общественность боролась за восстановление фасада здания в старом немецком виде, что ей и удалось при губернаторе А.А. Алиханове. В связи с такой показательной остановкой столь нужного немцам фургона, вполне обоснованным будет предположение, что именно германская агентура влияния и сумела придать его облику пропагандистскую «сепаратистскую раскраску». В Германии вы такого не встретите, ибо там никого не надо агитировать «быть немцем». Здесь же Германии надо плодить «немчиков», понятно для чего.
Д-р Рикс специально обратил внимание на руину «Кройцаптеки», рядом с которой был поставлен «ценный» фургон, говоря, что на фасаде «ещё читается немецкое название аптеки». Однако, лектор не прибавляет разоблачающей информации, что, как это известно, старую немецкую надпись периодически обновляли заинтересованные лица для непрерывного искусственного оживления «любви к Германии» и сострадания к «несчастному городу Кёнигсбергу», который якобы «ни в чём не виноват» (это местная фишка – виртуально вычленять град из Германии, чтобы забыли его зверскую роль в войне против России). Лектор вновь заключает, говоря весьма довольной немецкой публике «о глубоком психологическом значении этого изображения» на фургоне. Ибо всё это – якобы неопровержимые свидетельства наличия у калининградцев «сознания их двоякого существования» (doppelte Existenz), ведь «в их душе укоренилось, что они обитают не исключительно в Калининграде», но и, по сути, в немецком Кёнигсберге, и этого духа становится всё больше
Итак, по признакам, немцы сами обеспечили нужную им раскраску фургона. Затем его сфотографировали, поставив куда надо, для демонстрации, как они говорят, спонтанного перехода «самих русских» на германские позиции под влиянием якобы неискоренимого «гения места» (этот местный германский дух – хочешь-не-хочешь – якобы превращает всё новые и новые поколения бывших русских в «новых прусских» людей, не любящих «рашку», но обожающих Германию). Повторяю, предположение, что немцы сами обеспечили для своих целей соответствующую раскраску фургона вполне обоснованно. Однако, в любом случае предельно очевидно, что представители ФРГ выдают собственную политику навязывания символической неметчины в Калининграде за результаты якобы спонтанного процесса само-перековки настроений, а Германия тут как бы ни при чём.
Д-р Рикс читал свою показательную лекцию ещё до ареста руководителей БАРСа, но прекрасно знал о её существовании. Теперь известно, что немцы ФРГ были хорошо информированы о происходящем через легальную тогда структуру – так называемый Немецко-русский дом, существовавший в Калининграде «для всего хорошего» на средства Правительства ФРГ. Группа БАРС провела ряд своих пропагандистских русофобских антигосударственных мероприятий на территории этого самого Дома с согласия его руководства. Теперь д-р Рикс, не оглашая этой подоплёки, знакомил своих немцев с результатами якобы спонтанной деятельности «кёнигсбергских студентов», выразившейся в целом ряде пропагандистских акций с умело намалёванными русофобскими издевательскими плакатами, призванными очернить советский период нашей истории. Первый из них призван показать якобы изначальную преступную акцию «проклятого» Сталина и его Калинина, как и всей тогдашней Советской России по уничтожению «славной Пруссии». Конечно, лектор ни слова не сказал о развязанной Германией войне, зверствах германской военщины и её союзников на нашей земле. Немцу надо найти виновного подальше от собственного фатерлянда, да и более того: выдать праведный гнев Исторической России за сатанинское зло. Именно поэтому к карикатурно-издевательскому изображению М.И. Калинина на плакате пририсованы рога.
Д-р Рикс демонстрирует много такого рода изображений, якобы созданных самими студентами, что, по всем признакам, невозможно. Видим и Сталина с «радостным» черепом вместо лица, «голосующим за «Калининград”» вместо их Кёнигсберга, с изображением руин послевоенного Кёнигсберга с указанием, что в создании этой «красоты» горячо поучаствовали комсомольцы, держащие флаг с девизом «Кёнигсберга нет!». Представлен, конечно, и издевательский плакат о Доме Советов, воздвигнутом примерно на месте «Замка Кёнигсберг», символа бывшего германского могущества. Немцы непрерывно демонизировали Дом Советов, стремясь закрепить в общественном мнении установку о его «уродливости», «монструозности» и т.п. Демонстрировался соответствующий плакат.