Что говорят афонские монахи
Три главных завета афонских старцев
Святая Гора Афон – место подвигов святых подвижников, оставивших все земные попечения и посвятившие свою жизнь единственному деланию – познанию Бога, единению со своим Творцом.
Некоторым из них были открыто то, что сокрыто от глаз и понимания большинства людей. Бесценный опыт святых скрупулезно собирался по крупицам на протяжении всей истории существования Святой Горы.
Редакция портала попросила митрополита Антония (Паканича), который только что вернулся со Святой Горы, поделиться личными впечатлениями об Афоне, общении со святогорцами и рассказать о главном, что завещают афонские старцы тем, кто ищет свой путь к Богопознанию.
Кому не поможет Афон
– Милостью Божией мне неоднократно довелось посещать Святую Гору Афон, где я действительно имел уникальную возможность общаться с афонскими подвижниками (некоторые их них уже почили), соприкоснуться с их жизнью, участвовать в богослужениях, братских молитвах.
Это незабываемый и драгоценный опыт, который поддерживает в трудную минуту, укрепляет.
Неоднократно возвращаюсь к услышанному на Святой Горе, также храню в сердце слова многих афонских подвижников.
Абсолютно уверен, что нахождение на Святой Горе Афон само по себе ничего не даст, если не будет настроя нести этот дух дальше, укрепляться в нем.
Преподобный Силуан Афонский, подвизавшийся на Афоне в конце XIX – начале XX в., говорил, что если плодом созерцания «по возвращении» (из духовного состояния, Богосозерцания) явились гордость и безразличие к судьбам мира и человека, то, несомненно, таковое было ложным. Итак, истинность или обман созерцания познается по плодам его.
Если мы отвлекаемся от своих обязанностей, пренебрегаем интересами ближнего, то Афон нам не поможет.
Встретить Бога
Находясь на Афоне, глядя на ритм жизни насельников, на распорядок их дня, устройство, во всей полноте понимаешь слова Екклесиаста: «Суета сует, – все суета!»
Мы суетимся в миру, каждый что-то делает в меру своих способностей и талантов. Иногда нам кажется, что мы, возможно, совершаем очень важные исторические поступки, но в глазах Божиих все это – лишь суета, которая зачастую вообще не имеет никакого отношения к тому, ради чего мы родились на этой земле.
Человек приходит в этот мир только ради одного – чтобы встретиться с Богом. Если такая встреча не происходит на этой земле, в этой жизни, то, как свидетельствуют и святые афонские отцы, не случится она и после смерти, в жизни вечной, и человек не сможет найти Творца в инобытии.
Где Бог и как Его встретить? Многие приезжают на Афон именно с этими вопросами и с надеждой встречи.
На Афоне помогают понять, что так думать могут только те люди, которые лишь внешне являются христианами.
Истинная вера изначально предполагает встречу с Господом, это обязательное условие. Если нет такой встречи, смысл человеческой жизни сводится к нулю. Ради чего жить, если нет вечности, а вечность может быть только тогда, когда в жизни есть Бог и когда Он именно через нашу жизнь проявляется в мире.
И одно из Его проявлений – это истинная любовь. Именно истинная любовь, по слову афонского старца Порфирия, вдохновляет нас на жертвы ради ближнего и Бога.
Открыть Богу свое сердце
Не менее важно познавать Всевышнего и открыть Ему свое сердце. Познанию Триипостасного Божества святогорцы посвящают всю свою земную жизнь, опытно подтверждая незыблемую аксиому: сухие теоретические изыскания на этом пути бесплодны. Как бы человек ни старался, какие бы ни писал на эту тему диссертации, какие бы не проводил научные исследования, рационально, исключительно одним только разумом, Бога постичь невозможно.
В то же время Творец настолько близок к человеку, что мы порой этого недооцениваем. Господь ближе к каждому из нас, чем нам кажется, и путь к Нему не такой уж и длинный – Бог в нас самих.
Порой кажется, что на Афоне этот путь в разы сокращается, и ты вот-вот что-то поймешь, что-то постигнешь. Аскетические подвиги монахов, пост, продолжительные молитвенные стояния, келейная неусыпная молитва, послушание и мудрое наставничество, благоухание красоты во всем на Афоне, утончает душевные настройки, укрепляет духовную связь со своим Творцом, ты забываешь обо всем на свете и открываешься Богу.
Для того чтобы Господь открылся человеку и человек был способен принять откровение Божие, мы должны следовать заповедям своего Создателя и хоть немного отвлечься от самих себя.
Нужно вступить в открытую борьбу со своими греховными привычками, которым поклоняемся и которые стали частью нашей жизни, стяжать любовь, мирный дух и смирение.
Сохранившиеся письма преподобного Силуана Афонского как раз показывают, что Господа можно познать только смиренным и сокрушенным сердцем.
Старец был человеком почти безграмотным, но его слова открывали глубину познания Бога и истины. Святой неоднократно повторял в своих записях, что Господь и Его любовь познаются только Духом Святым, а Дух Святый – это дух кротости и смирения, воздержания и целомудрия, сострадания и любви к врагам.
Наша задача – оказаться среди тех, кто смог принять тайну Боговоплощения. Эта тайна не познаваема до конца. Но она – реальность, дающая надежду на жизнь вечную. Живущему этой надеждой открываются великие тайны Богопознания и даются неиссякаемые силы «быть служителем Иисуса Христа… и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение… будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15:16).
Искать Царствия Небесного
Видя жизнь афонских насельников, читая их жития, воспоминания современников, христианская душа не может не восхищаться счастьем святых постников и пустынников, которые уже здесь, на земле, жили жизнью неземной.
Для них не страшны были ни голод, ни холод, ни жара, ни боязнь одиночества, ни насмешки мира, потому что они предвкусили это блаженство Царствия Небесного, которое есть внутри каждого человека (Лк. 17:21). Но это блаженство еще не полное. Апостол Павел, который был восхищен в рай еще при жизни, говорил, что то блаженство, которое уготовал Бог в Царствии Небесном любящим Его, столь велико, что никакой человек не видал и не слыхал и никогда не мог вообразить себе, и поэтому это нельзя объяснить никаким языком (2 Кор. 12:2–4; 1 Кор. 2:9).
Мы же очень часто ищем временного, а вечное оставляем: трудимся для пустого, пренебрегаем истинным и существенным, заботимся о получении благ земных и не думаем о небесных. Как часто для пустых удовольствий мы прилагаем огромные усилия, не жалеем ни денег, ни здоровья, а для Царствия Небесного не хотим и пальцем пошевелить. Для пустых прихотей сносим недостатки и даже оскорбления, а для Царствия Небесного не желаем ничем пожертвовать. И сколько отговорок у нас, сколько извинений в том, что не стремимся заботиться о Царствии Небесном.
У многих есть страх, что если заботиться только о Небесном, они все потеряют в земной жизни: деньги, статус, почет. Но Господь не говорит, что нужно оставить все житейские попечения и всем уйти в пустыню, не запрещает искать земного счастья. Важно лишь, чтобы главной нашей заботой было приобретение Царствия Небесного. Спаситель призывает: «Ищите же прежде Царства Божия… и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Если мы будем вспоминать о своей смерти как можно чаще, тогда, возможно, наша жизнь пойдет иначе, переменится к лучшему. Память смертная воспитывает не животный страх, а желание быть с Богом.
И Афон помогает сделать главный выбор и самоопределиться: жить со Христом или без Него.
Афонский старец Гавриил о коронавирусе: пророчества и духовные ориентиры
Начало 2020 года ознаменовалось новой опасной инфекцией, от которой до сих пор не изобрели адекватного лекарства. Люди продолжают умирать, тяжело болеют врачи, учителя, особенно достается медикам. Такая ситуация не могла не отразиться на церкви – закрытие храмов во время самоизоляции может стать не временной, а постоянной мерой, если заболевание будет нарастать стремительными темпами. Однако для некоторых святых отцов такое положение вещей – не новость. Вот что пишет афонский старец Гавриил об этом опасном заболевании.
Особое видение
Фото: Elitsy.ru
Афонский монастырь является одним из самых святых мест на земле. Там служат только мужчины, не допуская женщин в качестве прихожан. Чтобы получить ответы на духовные вопросы, паломники подают записки, на которые и получают ответы. Считается, что на Афоне существует очень много старцев, наделенных даром прозорливости, которые помогают многим людям принимать правильные решения, поэтому к их словам и советам прислушиваются многие духовники и обычные люди.
Задолго до появления пандемии старец Гавриил говорил о закрытии церквей и о падении архиереев. Гавриил рассказывал о видении, которое видел папа Дионисий: ему привиделся сам сатана с множеством уздечек, которые раскладывались по разным местам. Дьявол говорил о том, что одни предназначены для патриархов, архиереев, другие для духовных отцов и игуменов. Когда старец спросил, будут ли они для мирян, злой дух ему ответил: «А зачем они нужны? Миряне и так пойдут за своими духовниками, архиереями, пасторами».
Многие связывают такое видение с тем, что грядут последние времена, закрытие храмов, что имеет отношение к пандемии. Даже уздечки многие считают прообразами масок, которыми пользуются обычные люди, чтобы защитить себя и близких от коронавирусной инфекции. Кроме того, старец Гавриил призвал не делать никаких прививок, так как не доверяет ни власти, ни решениям правительства, ни врачам. Многие связывают пророчество с коронавирусной инфекцией и рассматривают ее как предвестницу последних времен. Некоторые авторы считают, что истерия, связанная с пандемией, считается подготовкой к чипированию населения и началу последних времен.
Мнение церкви
Фото: Flickr.com
Пандемия рождает огромное количество слухов, паники во всем мире, в том числе и в церкви, однако святые отцы предупреждают о том, что к пророчествам о конце света и об антихристе стоит относиться с недоверием, так как «о дне том и часе не знают ни ангелы, ни Сын небесный, а только Отец». Именно по этой причине тем, кто пытается взять на себя смелость предсказывать будущее и давать прогнозы о том, что случится дальше, стоит проявить осторожность, так как поспешные выводы могут навредить ближним.
К тому же пророчества составляются на греческом языке, поэтому их могут легко сфальсифицировать, используя современные средства связи, так что обычным людям стоит относиться с осторожностью к тому, что говорят вокруг. Известны случаи, когда даже дьявол искушал святых, которые могли находиться в прелести. Мария Египетская, которая ушла в пустынь, рассказывала о своих искушениях, поэтому истинные старцы не слишком доверяют внутреннему голосу, так как он может быть от сатаны.
Фото: Flickr.com
Есть предание о том, что лекарства от коронавируса не будет 4 года. Афонские старцы утверждают, что «от каждой твердыни и каждого народа падет 10 часть». Те, кто станут жертвой короны, упавшей с трона, не смогут дышать и вопль будет стоять до небес и только на третье лето ученые мужи изобретут подходящее лекарство. И память о короне и скорби людей будет великая.
Однако церковь не советует дословно верить тому, что говорят и что вполне может оказаться обычным фальсификатом. Нет официального призыва к тому, чтобы не делать прививки и не соблюдать правила гигиены – священники советуют следовать обычным правилам гигиены, чтобы защитить себя и своих близких, прислушиваться к требованиям врачей и постараться лишний раз не выходить из дома, пользоваться масками и перчатками. Береженного Бог бережет. Ситуация с коронавирусом требует дисциплины, организованности и бережного отношения к не только к себе, но и окружающим, поэтому берегите себя и своих близких, а в нужный момент Господь сам подскажет каждому свое решение.
В интернете можно найти большое количество так называемых «пророчеств», однако святые отцы ещё при своей жизни советовали относиться к ним разумно, не принимать, но и не отвергать.
Православная Жизнь
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
2. «Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги».
(Преподобный Паисий Святогорец)
(Преподобный Иосиф Исихаст)
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
5. «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас — удобряют, опрыскивают… Подумать только — чем питаются нынешние люди. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты — все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».
(Преподобный Паисий Святогорец)
6. «Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».
(Монах Симеон Афонский)
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
8. «Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби]».
(Преподобный Паисий Святогорец)
9. «Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, — всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир».
(Старец Ефрем Филофейский)
10. «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».
(Преподобный Паисий Святогорец)
11. «Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его».
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)
12. «Пришел к нам однажды человек, много лет проведший в монашестве, живший в Швейцарии. Так как у него были три серьезные и страшные и к тому же неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние. Итак, я ему сказал, что он сразу выздоровеет, если только поверит, что Бог может его исцелить. …он не оставлял меня и не уходил, но и не хотел поверить. Пока не помог Бог и пока он явно не услышал голос: «Почему ты не хочешь послушаться, чтобы выздороветь?». И так он освободился. Поскольку я просил, чтобы он ел противоположное — то, о чем он говорил, что умрет, если это съест, — и возложил всю надежду на Бога и, оставив знание, последовал вере. И ел вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно всего лишь трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился».
Что на Афоне говорят о расколах и раскольниках? Чего ждать и кого бояться?
Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича) поделиться своими впечатлениями от общения с афонскими насельниками по поводу ситуации в Украине.
Милостью Божией мне довелось неоднократно общаться на Афоне с афонскими монахами-подвижниками. Многому научили их мудрые, простые слова и размышления.
Все они сводятся к главному и спасительному для каждого из нас: что бы ни происходило, какая бы ситуация ни возникла в стране, Церкви, в личной жизни – ты ответственен за себя, за свои мысли, намерения, поступки перед собой, окружающими людьми и Богом.
Именно к ответственности и сознательному проживанию призывают старцы, напоминают, что это формирует наше будущее.
Мы можем о чем-то мечтать, чего-то желать, но не можем определять. Определяет Господь Бог. Но мы в силе улучшить или ухудшить ситуацию своими делами и мыслями, а также изменить свое отношение к происходящему, ни при каких обстоятельствах не теряя душевный мир.
Война
Безусловно, часто задаваемый вопрос на Афоне: когда закончится война в Украине и церковное противостояние? Практически каждый паломник из нашей страны спрашивает об этом, ищет слова утешения у афонских монахов.
Но никто из тех старцев, слова которых я слышал, не давал точных и четких ответов о сроках и датах, потому что это никому не ведомо и они зависят от духовной жизни каждого, личного покаяния всех нас – священников, мирян.
Старцы указывают на те беззакония, которые творятся в мире, говорят о главной войне – войне в наших душах. И победе зла.
Победа зла ведет к обесчеловечиванию и круговороту предательств: Бога, Церкви, себя, друг друга, семьи, традиций, духовных и нравственных ценностей.
Отворачиваясь от Бога, мы уродуем наши души и души наших детей, перестаем взращивать в себе человеческое, лучшее, прекрасное, идем «легким» путем предательства и обмана, при этом неизбежно скатываемся и мельчаем в духовном и нравственном смысле.
Нам все труднее удержаться от греха, и мы по слабости своей узакониваем его, возводим в норму. То, что еще вчера было осуждаемо, сегодня приветствуется и поощряется.
Это касается как личных грехов, так и общецерковных.
Раскол во все времена был страшнейшим грехом. Сегодня же он преподносится как норма, а раскольникам – врагам Церкви – дается зеленый свет и оказывается всяческая поддержка.
Люди не понимают, что увлекаясь учениями раскольников обрекают себя на риск остаться вне Церкви, за Ее оградой. А что может быть ужаснее для души?
Многие, к сожалению, не понимают, что раскольники никогда не будут иметь благословения и благодати Божией, а ведь истинная Церковь со Своими Таинствами существует именно для того, чтобы быть хранительницей и носительницей Божией благодати.
Отдаляясь от истины мы привыкаем ко греху, роднимся с ним.
На Афоне постоянно напоминают нам об этом и указывают на наши проблемы, которые мы уже не видим замыленным взглядом и душой.
«Посмотрите, – говорил игумен одного из афонских монастырей, – сегодня в Украине повсеместно активно распространяется язычество, всевозможные секты, расцвет ереси этнофилетизма… Многие украинцы сами делают такой выбор – отступить от христианства, отвернуться от Христа, единственной канонической Церкви – Украинской Православной Церкви во главе с её Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием. Это означает, что украинцы выбирают не спасение, а погибель, отдаются во власть своих грехов, страстей, слабостей…»
Также он добавил, что если украинцы изменятся, обратятся к Богу – то Бог сможет изменить ход событий, как это происходило в Ветхом Завете. Он дарует мир и благоденствие нашей земле.
Монахи на Святой Горе молятся об Украине за каждым богослужением.
Бойся!
Мы очень за себя боимся. Чересчур. Но этот страх от малодушия. Боимся себя хоть в чем-то ущемить, себе отказать, чего-то лишить, что-то недополучить, боимся остаться недооцененными. Эгоизм и жадность ведут к тому, что мы позволяем себе любимым то, чего не позволяем другим, то, что запрещено нравственными законами и совестью: немного соврать, чуть-чуть украсть, слегка оклеветать, отомстить и др.
Отсюда и берет начало попущение греха и снисходительное отношение к нему, что и приводит к его дальнейшему узакониванию. Мы привыкаем к греху и принимаем его как норму.
Страх за себя из ложной жалости к себе – начало бед. Бояться нужно только Бога.
О страхе Божием на Афоне можно услышать от любого насельника. Монахи устраивают свою жизнь исходя из страха Божия. Это их барометр.
Только страх Божий ведет к жизни духовной. Полное повиновение Христу любого труса сделает смелым и мужественным.
Лишь имея абсолютное доверие Богу можно в любой войне одержать победу. Она выражается не всегда ожидаемо в человеческом понимании, но будет всегда спасительна в духовном смысле.
«Не нужно бояться злых людей, их действия неизбежно обречены на разрушение, а их головы будут посыпаны пеплом, – говорят афонские старцы. – Дело только во времени. Они исходят только из своих сил, которые очень ограничены».
А Божие величие и мощь бесконечны и всесильны. И «вопрос времени» всецело зависит от Божией воли, долготерпения и Его плана относительно будущего рисунка, как в глобальном масштабе, так и для каждого из нас.
Афонский старец Паисий Святогорец как-то сказал:
«Человек, близкий к Богу, черпает в Нем силы, к тому же на его стороне правда. Смотрите, волк убегает, услышав лай маленькой собачонки, ведь в доме ее хозяина справедливость на ее стороне, и он чувствует за собой вину. Тем более будет бояться человек, который хочет причинить вред тому, кто близок ко Христу! Поэтому надо страшиться только Бога, но не людей, какими бы плохими они ни были.
В какой мере мы приближаемся к Богу, в такой мере мы перестаем бояться чего‑либо, потому что в трудных ситуациях полагаемся на помощь Божию. Но для того, чтобы получить Божественную силу, надо совершить тот малый подвиг, который нам по плечу».
Только любовь Божия наполняет сердца отвагой и радостью.
Перед Его любовью меркнут все тяготы, неурядицы, трудности, ошибки. Благодаря Его любви наш путь правильно проложен на карте жизни.
И как за вечерней зарей неизбежно взойдет утренняя, во всей своей ясности и чистоте, так и за всеми испытаниями придет утешительное спокойствие, принесенное Божией заботой и попечением о нас.
Ради этого стоит потрудиться: работать над собой, преодолевать и побеждать грех в себе, даже мельчайший, таким образом увеличивая добро и умножая красоту в этом мире, чтобы приблизить долгожданный рассвет, несущий нам все то, что наполняет жизнь смыслом и радостью.
Отдадим в Божьи руки плоды и свершения своей жизни, отдадим свое сердце.
А наша самая большая награда – в сознании, что Его руки бережно пронесут нас к счастливым временам и жизни вечной.
«Страшная болезнь» и «много крови»: Пророчества святых старцев о России – чему верить?
Серафим Саровский, Нектарий Оптинский, Нил Мироточивый, Стефан Карульский, Паисий Святогорец – имена этих святых старцев наполнены особым значением для каждого верующего. Эти преподобные отцы известны своими удивительными житиями, полными трагических событий и чудес. Но не только.
Многие старцы оставили после себя удивительные предсказания, смысл которых ставил их современников в тупик. И лишь спустя десятилетия становилось ясно – святые отцы говорили о реальных событиях будущего, какими бы фантастическими они ни казались в прошлом.
Обе мировые войны, революция 1917 года, падение СССР и даже пандемия коронавируса – обо всём этом предупреждали мудрые старцы. И конечно, важное место в их пророчествах занимали «последние времена», то есть конец света.
«Подобно псам на улицах»: Гей-парады как предвестники апокалипсиса
Так, в предсказаниях афонского старца Нила Мироточивого, который жил в далёком XVII веке, можно найти описания того ужаса, который будет происходить накануне апокалипсиса.
Перед концом света, по словам старца, наступят ужасные времена:
Прелюбодеяние, блуд, мужеложество, убийство, хищение, воровство, неправда, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блуждения с ними, подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам зла, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали больше зла, чем раньше.
И действительно, сегодня этим никого не удивишь. Особенно на «прогрессивном Западе», где гей-парады и тому подобные мерзости – «входной билет» в число «цивилизованных» стран.
Для верующих очевидно: всё это – преддверие воцарения антихриста, которое будет сопровождаться самыми страшными бедствиями.
Беда придёт из Китая: Пандемию COVID-19 предугадали за 100 лет
Не менее почитаемый старец Аристоклий, живший в конце XIX – начале XX века, накануне революции 1917 года произнёс слова, которые стали провидческими. Батюшка предупредил о том, что страна вскоре «утонет в крови», а также утверждал, что коммунизм чужд русскому народу.
Но в далёком будущем старец всё же видел спасение России, которая не только возродится, но и станет светом для всего мира. Правда, в начале этого пути все державы от нас откажутся, говорил батюшка, но «как только все правители уйдут, люди снова обратятся к Богу».
Указывал старец и на конкретную угрозу, которая может разрушить мир, – Китай. Если вспомнить, что новый коронавирус пришёл именно из Китая и захватил всю планету, пророчество кажется вполне реальным.
Тем не менее, спасение мира должно прийти именно из нашей страны, был уверен преподобный Аристоклий. Вот что он писал о будущем:
Явит Бог милость Свою над Россией. Все бросят Россию, откажутся от неё другие державы. Чтобы на помощь Господню уповали русские люди. Услышите, что в других странах начнутся беспорядки. Но не бойтесь ничего. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится Россия и будет как маяк во тьме для всех.
Гога-Магога и Москво-Петроград – почему «пророчества» Серафима Саровского ставят под сомнения
Нередко верующие, говоря о будущем мира и страны, ссылаются на пророчества Серафима Саровского, несмотря на то, что официально никаких документальных свидетельств о «пророчествах» святого Серафима Саровского не существует. Тем не менее, многие сайты в Сети активно перепечатывают некие записи, якобы сделанные непосредственно со слов преподобного Серафима Саровского его «служкой» Н. А. Мотовиловым. Говорят, что эти «пророчества» хранились в архиве отца Павла Флоренского и повествовали о «последних днях», то есть о конце света.
Согласно этим записям, преподобный Серафим Саровский (1759–1833) говорил о том, что спустя более чем полвека «злодеи поднимут высоко свою голову», а Господь «попустит их начинаниям на малое время». Но затем на руководителя злодеев падёт страшная болезнь, которая не даст им осуществить пагубные замыслы. Не исключено, что эти слова относятся к большевикам.
Что касается конца света, старец якобы предсказывал, что перед ним «Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими».
Согласно «пророчеству», возникнет «грозное и непобедимое царство всероссийское», – Гога-Магога, перед которым остальные народы будут трепетать.
Но всё изменится, когда Русская Империя получит «сто восемьдесят миллионов в своё владение»: старец якобы предупреждал о рождении антихриста, который появился на свет «между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей Царства Русского». Название этого города будто бы будет «Москво-Петроград», или «Град конца».
Русская Православная Церковь, разумеется, считает все эти «пророчества» выдумкой и не находит никаких веских оснований верить им, а сами свидетельства Н. А. Мотовилова у многих вызывают сомнения. Однако в наши дни непростая ситуация в экономике и геополитике, осложнённая пандемией COVID-19, заставляет людей принимать даже самые сомнительные факты на веру и тревожиться.
Отсрочка в сто лет почти истекла: Страшный сон Нектария Оптинского начинает сбываться
Гораздо большего доверия заслуживает пророчество святого старца Нектария Оптинского, который, по преданию, ещё в начале XX века увидел странный сон – в нём называлась дата конца света и говорилось о том, что «все погибнут». О пророчестве вскоре забыли, но теперь снова вспомнили и ужаснулись: отсрочка в сто лет почти истекла.
Известно, что Нектарий Оптинский не раз предсказывал различные события, и эти предсказания сбывались. Так, старец предвидел, что после революции русские люди отвернутся от веры. Он также предсказал холодную войну и «железный занавес» – по крайней мере, так толкуют его слова:
Минует лет три десятка или более, и воздвигнем мы стены высокие, и будет слышен за этими стенами скрежет зубовный, и будет вражда тихая, но преопасная.
При этом старец, со слов толкователей, был уверен, что в будущем Россию ждёт процветание и духовное возрождение, – есть мнение, что он имел в виду время после распада СССР.
С древних времён люди населяли эти святые места. Мягкий климат, красота удивительных мест и чудесная природа Святой Горы Афон способствовали заселению и благоприятствовали здесь уединённому жительству отшельников. Фото: Julian Kumar/Globallookpress
А в 1917 году он будто бы поведал окружающим, что видел странный сон. Во сне ему якобы явились апостол Пётр и Иисус. Пётр спросил у Спасителя, когда закончатся муки человечества. На что Сын Божий ответил, что даёт сроку до 22-го года:
«Если люди не покаются, не образумятся, то все так погибнут».
Как мы понимаем, 1922 год уже прошёл, а 2022 год ещё впереди. Некоторые толкователи предполагают, что если предсказание не сбылось 100 лет тому назад, то наверняка всё сбудется теперь. Получается, что нам дали отсрочку в сто лет, и она вот-вот истечёт? Либо же пророчество просто не сбылось.
Прольётся много крови: Мировой передел не за горами?
Также во многом сбылись и продолжают сбываться предсказания святого Паисия Святогорца, который почил относительно недавно – в 1994 году. В частности, вот как он описывал грядущие события международной политики:
Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдёт в Месопотамию.
Средний Восток, по словам старца, станет ареной войн, в которых примут участие русские. «Прольётся много крови, китайцы перейдут реку Евфрат, имея двухсотмиллионную армию, и дойдут до Иерусалима», – такие ужасающие перспективы, если вдуматься, не так уж фантастичны.
Особое значение старец Паисий отводил Стамбулу-Константинополю: он говорил, что там произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греческая армия не успеет подойти туда, но город будет всё же отдан Греции.
«Америка рухнет. «: Афонский старец увидел угрозу BLM задолго до 2020 года
А теперь заглянем за океан – что говорили старцы о судьбе США? Она, исходя из слов святых отцов, незавидна.
Например, опубликованное недавно пророчество афонского старца Стефана Карульского так и гласит: «Америка скоро рухнет. Пропадёт страшно, начисто».
Спасение якобы придёт из двух стран: «Американцы будут бежать, стараясь спастись в России и Сербии», – писал отец Стефан. Когда это произойдёт, он не уточнил. К сожалению, схиархимандрит Стефан Карульский скончался ещё в 2001 году.
Однако те, кому посчастливилось пообщаться с отшельником, рассказывали удивительные вещи. Так, в 2015 году в Сети появился пост протоиерея Владимира Гамариса о поездке киевских монахов к афонскому схимнику. Старец, живший в пещере, не имел никакой связи с внешним миром, не читал газет и не пользовался интернетом. Более того, он даже не знал фамилий нынешних политиков.
Однако, рассказал протоиерей, на вопрос монахов о том, что же будет дальше с Россией, схимник дал однозначный ответ. Хоть и не прямой.
В Москве есть правитель. Он один настоящий христианин среди всех остальных правителей мира. Беречь его надо, за него надо молиться,
– заявил гостям старец.
Монахи были удивлены его ответом и даже подумали, что отшельник не расслышал или не понял их вопроса. Они повторили его ещё раз, но получили тот же ответ, слово в слово.
Повторив вопрос в третий раз, они услышали то же самое – о московском правителе. А в конце старец добавил: «Беречь его надо: ему очень тяжело, за него надо молиться…»
Кстати, Стефан Карульский – не единственный почитаемый старец, который говорил об особом предназначении российского лидера. Другой афонский старец, Гавриил Карейский, также призвал всех православных молиться за Владимира Путина.
Как мы видим, пророчества старцев имеют много общего – все они предрекали России большие беды, но все говорили и о спасении нашей страны, а с ней и всего мира. Но насколько можно верить этим предсказаниям? Ведь тех, кто их якобы делал, уже нет в живых, и проверить подлинность их слов нет возможности. А Христос предупреждал своих последователей: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».
Вот что по этому поводу думает руководитель религиозной редакции Царьграда, православный публицист Михаил Тюренков:
«Важно понимать, что предсказания даже самых почитаемых православных святых не являются «императивными». В этом их отличие от Священного Писания, в частности, Книги Апокалипсиса. Зачастую в качестве «пророчеств» воспринимаются духовные размышления православных старцев о будущем, которые, действительно, нередко сбываются».
Тем не менее, православные христиане не должны относиться к этим словам так, как люди суеверные относятся к «прорицаниям» экстрасенсов и всевозможным астрологическим прогнозам. Главное, понимать их духовную суть, воспринимая как предостережения и наставления.