Что говорится в коране о женщинах христианках
Фетва относительно дозволенности брака с женщинами писания
По Мазхабу аш-Шафии
В книге «Му’ни аль-Мухтадж» известный алим мазхаба имама аш-Шафии Хатиб аш-Ширбини пишет: Ислам разрешает мусульманину жениться на женщинах Писания. К таковым относятся иудейки и христианки. В Коране говорится (смысл): «…[дозволены вам для женитьбы], целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, если вы уплатите им приданое за них…» (сура «аль-Маида», аят 5).
Женщинами Писания считаются те, которым были ниспосланы небесные книги Тора и Евангелие – иудейки и христианки. Те же, кому была ниспослана книга Забур или листы пророка Шиса и пророка Ибрахима, не считаются женщинами Писания, на которых дозволено жениться. Так как в Коране говорится (смысл): «…Писание было ниспослано только двум общинам [иудеям и христианам] до нас…» (сура «аль-Анъам», аят 156) – имеется ввиду: до мусульман.
Для того, чтобы женитьба мусульманина на женщине Писания считалась дозволенной или запрещенной, существует ряд условий.
Если мусульманин женился на женщине Писания, то она имеет такие же права, как и мусульманка в содержании, разводе и разделении ночей, если у мужа более одной жены, но не в получении наследственного имущества мужа. Женщина Писания обязательно должна искупаться после менструального цикла и послеродовых выделений для того, чтоб она была дозволенной для близости с мужем. Также она должна купаться и после близости с ним. Если же будет отказываться, то ее принуждают к этому. Также ее принуждают отказаться от употребления мяса свиньи и подобного, что запрещено мусульманам. Если христианка примет Иудаизм или, наоборот, иудейка примет Христианство, она становится запретной для мусульманина. Если она была замужем, то их брак расторгается, подобно тому, как расторгается брак мусульманки, если она оставит Ислам и примет иную веру. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кто же изберет иную веру кроме Ислама, то это никогда не будет принято, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших убыток» (сура «Алу Имран», аят 85).
Из вышесказанного исходит, что мусульманину сегодня лучше всего воздержаться от женитьбы на женщинах Писания, так как существуют множество условий, которые трудно соблюдать и осуществить из-за продолжительности времени (более, чем тысяча лет) после отмены этих религий, не говоря уже об изменении и искажении их.
Необходимо помнить, что одним из важных условий является доподлинное знание того, что народ, к которым перечисляют данную иудейку и христианку приняли Иудаизм или Христианство до их отмены и искажений. Передают, что между пророком Мусой и пророком Исой было 1925 лет, а между пророком Исой и пророком Мухаммадом (мир им всем и благословение) более 600 лет. Хотелось бы особо обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на женщинах писания тогда, как Русь приняла Христианство в 988 году по григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был ниспослан пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Что касается того, чтоб принимать в пищу мясо животных, которых режут люди Писания, то это разрешается, так как в Коране говорится (смысл): «…Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им…» (сура «аль-Маида», аят 5).
Но здесь опять-таки нужно исходить из того, что написано выше, т. е., чтобы тот, кто режет, дозволенную мусульманам скотину, в действительности считался из народов людей Писания согласно вышеупомянутым условиям. Если он не соответствует им, то он не считается из людей Писания и то, что им зарезано, запрещается употреблять мусульманам.
По Мазхабу имама Абу Ханифы
Женщина писания может выйти замуж за мусульманина. Иудейка или христианка являются представительницами конфессий, к которым были ниспосланы Тора (Таврат) и Инжил (Библия). Ученые Ислама пришли к мнению, что на подобных женщинах можно жениться, даже если по соблюдению некоторых условий правовые школы расходятся во мнениях. Всевышний говорит в суре «Маидат» (смысл): «Для вас является дозволенным пища тех народов, к которым были ниспосланы Божественные писания, а также для вас являются дозволенными их женщины».
По Ханафитскому мазхабу можно жениться на женщине писания, без учета определенных условий, кроме того, чтобы она входила в число людей писания. При этом некоторые ученые считают, что это все-таки является порицательным (караат) действием. Если один из родителей является человеком писания, а второй огнепоклонником, то детей все равно относят к последователям религии Божественного писания. Если иудейка примет христианство или наоборот, все равно решение о дозволенности жениться на ней не отменяется. Если язычница станет христианкой или иудейкой, то ее вера засчитывается дозволенной, т. е. если она приняла христианство или иудаизм даже после того как на земле появился пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и был ниспослан Коран, все равно она считается женщиной писания.
При этом надо учесть, что женщина-мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, даже если он относится к последователям людей писания.
Канонический отдел ДУМД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Коран о браке с женщинами Писания
Коран о браке с женщинами Писания
Вопрос: Можно ли мусульманину женится на христианке, которая никогда не примет ислам из-за любви к Иисусу? Можно ли ему принуждать жену участвовать в мусульманских традициях и обрядах?
Ответ: По Корану, мусульманин может жениться на женщинах Писания (иудейках и христианках). Аллах говорит так:
«А также вам (дозволены) целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было дано до вас, если вы выплатите им брачный дар (махр), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в любовницы…» (5/5).
Что касается принуждения. Его вообще нет в вере от Аллаха! Он говорит так: «В вере нет принуждения. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения…» (2/256).
Речь идет о том, что Аллах дает человеку свободу во всей сфере своего Слова (Учения). Как порешит, пусть так и действует. В ответ на это Аллах оставляет за собой право привлечь человека к ответственности за данное ему ниспослание и его использование. За это Он и спросит с него в положенный день и час.
Потому когда мы встречаем у людей это принуждение, то должны квалифицировать его как их самовольное или произвольное право. К Аллаху оно никакого отношения не имеет (!). А со всем произвольным в обществе можно бороться. Это можно делать и по закону, и на нравственной основе. В последнем случае можно предложить мужчине соблюдать условие Аллаха о свободе в вере. Если он примет это условие и согласится с Аллахом, вы, оставаясь в семейной связи с мусульманином, можете практиковать свою веру (христианство). Основное оправдание в этом случае заключается еще и в том, что и ислам, и христианство одинаково принадлежат Аллаху или Единому богу всех религий. Они берут свое начало из единого источника и текут далее в проложенном им русле. Об исламе как третьей форме в ряду авраамических религий Аллах говорит так:
«Он (Аллах) узаконил для вас в вере (религии) то, что заповедал Ною (Нуху). И то, что ниспослал тебе, Он также заповедал Аврааму (Ибрагиму), Моисею (Мусе) и Иисусу (Исе), сказав: «Держите веру (религию) прямо и не разделяйтесь в ней на секты (мнения)» (42/13).
«Воистину, мы ниспослали тебе Писание, подобно такому, которое ниспослали Нуху и посланникам после него. (Также) мы ниспослали Писание Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и (последующим его сыновьям) коленам, Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну, Сулейману. Давуду же мы ниспослали Забур» (4/163).
См. дополнительно на линках:
Теги: Коран о браке с женщинами Писания.
Опубликовано 02.09.2015
Новое в блогах
ЖЕНЩИНА В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ
Сура, посвящённая женщинам
Всевышний настолько возвеличил женщину, что посвятил ей в Священном Коране целую суру «ан-Ниса» («Женщины»), ниспосланную в Медине и состоящую из 176 аятов. После сур «Бакара» и «Имран» она является самой большой сурой Корана по числу слов и букв. Ниспослание её началось вскоре после ожесточённого противостояния при Ухуде, где много мусульман было убито язычниками из-за неповиновения Пророку и несоблюдения дисциплины; противостояние продолжалось несколько месяцев. Это было время, когда особое значение приобрела необходимость заботы о сиротах, вдовах и пленниках.
Структура этой суры уникальна.
В ней человек призывается к справедливости, милости. В суре рассказывается о больных, слабых, сиротах, о женщинах и о том, что человек должен быть справедлив к ним. Если человек научился быть справедливым к своей семье, к слабым, значит, он будет справедливым и по отношению к обществу. В этой же суре сказано о некоторых правах женщин, которых они были лишены во времена язычества; впервые в истории поставлен вопрос об ограничении полигамии. Ислам сократил число жён, которых одновременно разрешалось иметь мужчине, до четырёх, поставив при этом определённые условия. В доисламский период число жён не было ограничено.
«Вы можете жениться на двух, трёх, четырёх одновременно, но не больше, и вы должны быть уверены, что будете справедливы ко всем. Если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной…» (сура «ан-Ниса», аят 3). Темы, которые затрагиваются в суре, касаются семьи, отношений с мусульманами, непосредственно женщин, их наследования, места в обществе. Одной из основных является тема бракосочетания и махра.
Махр – это брачный дар. Когда мужчина берёт себе жену и выплачивает ей махр (дар), он берёт на себя ответственность заботиться о семье, обеспечивать её и содержать. В этом и заключается мудрость выплаты махра невесте.
«Отдавайте женщинам их махр. Вы не имеете права на него. И если они по доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать махр как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи» (сура «ан-Ниса», аят 4).
Вопросы прав супругов
Также в суре затрагивается вопрос о правах и обязанностях жены перед мужем и мужа перед женой, а если она не одна, то перед всеми жёнами. В суре рассматривается вопрос кормления грудью, о том, что желательным является кормить ребёнка два года. До пророчества Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины не получали наследства, всё забирал мужчина. Доходило до того, что если умирал супруг, то его жену мог унаследовать брат покойного. Естественно, что ниспосланная Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) сура «ан-Ниса» запрещает это.
Женщина имеет определённую долю в наследстве. В суре «ан-Ниса» рассматриваются и некоторые основные принципы, которыми должны руководствоваться мусульмане. Всевышний призывает нас к достойному поведению, равноправию, даёт указание, как относиться к сиротам, женитьбе, опеке и доверию, даёт наказы относительно наследства и перехода имущества, определяет условия, которые делают брак запретным, затрагивает и другие важные вопросы. Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) не за один раз, а на протяжении 23 лет – частями, отдельными аятами, при определённых обстоятельствах. Это касается и суры «ан-Ниса»: отдельные её аяты были ниспосланы в разное время и по конкретному поводу.
Например, однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла женщина, у которой умер отец. Она спросила его: «О Посланник Аллаха, разве не будет у меня права на наследство?» И тогда был ниспослан аят, смысл которого заключается в следующем: «И мужчинам есть доля из того, что оставили им их родители или родственники, и женщины также имеют долю» (сура «ан-Ниса», аят 7). Этот аят даёт понять, что и мужчины и женщины равны в этом вопросе, единственная разница состоит в том, что женщине выделяется доля несколько меньше, чем мужчине. И связано это с тем, что женщинам не приходится заботиться о достатке в доме, материальном доходе и т. д., эти обязанности берёт на себя мужчина, поэтому и доля в наследстве у него больше.
История ещё одного аята
Передаётся от Айши, что как-то к ней пришла женщина и рассказала о том, что её муж не выполняет перед ней свои обязанности, не содержит её материально и относился к ней не очень хорошо. Но она не хотела с ним разводиться, потому что у них были дети. Она была согласна с тем, что он не будет её содержать, лишь бы относился хорошо. С этим вопросом Айша обратилась к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и тогда был ниспослан аят (смысл): «Если женщина боится, что муж отвернётся от неё, то нет греха, если они сделают между собой сульх. Но у каждого в душе есть алчность». Сульх – это договор, при котором каждая из сторон не претендует на какие-то права. Человеку сложно отказаться от своих прав. Но этот аят не призывает к тому, чтобы мужья не содержали семью, а жёны относились к этому нормально. Это есть решение лишь в отдельной ситуации, это может послужить выходом только в крайнем случае.
Пять незаменимых аятов Корана
Интересно высказывание имама Суюти касательно суры «ан-Ниса». Он говорит: «Всевышний в этой суре призывает хранить пять вещей: веру, жизнь, честь, разум и имущество». Говоря о достоинстве суры, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что в ней есть пять аятов, которые он не променял бы ни на что в этом мире, а именно: «Поистине Всевышний не делает притеснения даже на мискалю зарра (то есть самое малое, что вообще может быть)»; «А если вы будете остерегаться больших грехов, то мелкие грехи Я вам прощу»; «Поистине Всевышний не прощает многобожие, а те грехи, которые меньше этого, Аллах прощает»; «Если мусульмане, когда совершат грехи и придут к тебе, Посланник Аллаха, и, находясь рядом с тобой, попросят прощения у Аллаха и ты попросишь, о Пророк, то они найдут Всевышнего принимающим покаяние и Милостивым»; «А тот человек, который совершил зло (грех), затем попросил у Аллаха прощения, найдёт Его Прощающим, Милостивым». На самом деле, что может быть ценнее этих аятов?
В Коране есть также сура, названная в честь матери пророка Исы – «Марьям». В таких сурах, как «ан-Нур», «аль-Ахзаб», «аль-Мумтахана», «ат-Тахрим» и «ат-Талак», рассматриваются многие вопросы, касающиеся женщин.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) настоятельно рекомендовал мужчинам научить своих женщин суре «ан-Нур». Почему? Потому что именно в ней рассматривается вопрос хиджаба, каким образом нужно закрываться. Идёт речь о том, как нужно входить в дом, оберегать свой взор, остерегаться больших грехов (например, прелюбодеяния), говорится о том, чтобы мужчины и женщины не оставались наедине.
Всевышний не делает разницы между мужчиной и женщиной, ибо все они – рабы Творца и в равной степени отвечают за свои поступки и вознаграждаются за совершение благого.
В Коране, там, где упоминается о мужчинах, упоминается и о женщинах, то есть в Священной Книге женщина упоминается наряду с мужчиной одинаковое количество раз.
Некоторые женщины удостоились чести быть упомянутыми в Священном Коране. И это тоже связано с определёнными историческими моментами. Естественно, каждое слово Создателя наполнено глубочайшим смыслом, мудростью, наставлением человека на путь истинный, дабы мы могли извлечь из них пользу.
Жёны Нуха, Лута и Фараона
Многих женщин упоминает Аллах в Своей Книге, но на два момента хотелось бы обратить особое внимание. В Судный день Аллах неверующим женщинам приведёт в пример жён Нуха и Лута. Они были жёнами хороших рабов Аллаха, но предали их, не послушались, когда те призывали их к иману (вере), единобожию, послушанию Всевышнему. Ещё Творец приведёт пример жены Фараона Асии. Она была женой человека, который призывал поклоняться лишь ему, возомнил себя богом, а она осталась покорной, послушной рабой Всевышнего.
Каждый из нас, будучи верующим мусульманином, является членом одной большой семьи – уммы. И нам следует осознавать, насколько велико счастье принадлежать умме Мухаммада (мир ему и благословение), насколько велика наша ответственность, и надо жить так, как подобает его последователям.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Я занимаю место отца вашего», указывая тем самым, что во главе уммы стоит он сам. Это подтверждает и тот факт, что АллахI в Священной Книге назвал жён Пророка «Уммахатуль му’минин» – «матерями всех правоверных». Базовые принципы семейной структуры уммы были заложены по воле Создателя самим Посланником Аллаха (мир ему и благословение).
Всевышний в многочисленных аятах призывает общество достойно относиться к женщинам, мужей – к своим жёнам. «Обращайтесь с вашими жёнами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», аят 19). Посланник Аллахаe по этому поводу говорил: «Советуйте друг другу быть доброжелательными к женщинам!» (Бухари). В Исламе глава семьи – мужчина, и он ответственен за неё. Он вправе требовать от жены послушания в делах, не противоречащих Шариату. Благие женщины – те, что послушны. Ведь в хадисе сказано: «Женщина, выполняющая пятикратную молитву, постящаяся месяц раз в году, хранящая благочестие и послушная мужу, может войти в те врата Рая, какие пожелает!» (Тирмизи). «Хорошие женщины – покорные женщины. Они хранят невидимое глазом так же, как Аллах хранит их права» (сура «ан-Ниса», аят 34).
Жена должна уважать своего мужа, любить и слушаться его. Но это не означает, что она не может давать советы, остановить его, когда он совершает грех. Но старшим всё же является муж. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что если бы Аллах разрешил кому-либо из творений делать земной поклон (суджд), то Он велел бы жене делать суджд своему мужу.
«Ваши жёны для вас – одеяния, а вы – одеяние для них» (сура «аль-Бакара», аят 187).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), умирая, говорил о намазе, чтобы не пропускали его, а также о недопустимости притеснения женщин. Если даже на пороге смерти он обращал на это особое внимание, значит, и мы должны подойти к этим вопросам очень серьёзно и ответственно.
Да поможет нам Всевышний строго придерживаться Священного Корана, а также пути, указанному нам Его Посланником (мир ему и благословение)! Амин.
Данная статья является продолжением статьи «Женщина в Исламе: Хадисы против женщин», в которой рассматривалось отношение к женщинам согласно хадисам. В этой же статье мы поговорим об отношении к женщинам согласно Корану.
Если верить хадисам, женщины – коварные, грешные, нечистые и слабоумные существа. Они должны целыми днями сидеть дома, никуда не выходить. А если и высунут нос из дома, то обязаны укутаться с головы до ног во все черное и невзрачное. Не дай бог, женщина выйдет без сопровождения близких родственников, ее тут же надо наказать избиением. В хадисах подобных страшилок полно. Но нигде ничего подобного вы не найдете в Коране. Женщины и мужчины равны. Ничьи права не ущемляются. Они отличаются только по половому признаку. И, тем не менее, находятся критики, обвиняющие Коран в ущемлении прав женщин. Здесь они делают две ошибки: либо путают хадисы с Кораном, либо читают Коран в переводе. А переводы бывают разные, и они не всегда передают истинный смысл того или иного слова.
Итак, вот основные нападки критиков Ислама на Коран.
Наложницы и изнасилование пленниц.
Коран якобы не запрещает педофилию.
Мужья стоят над женами.
Вокруг этого утверждения, которое дает повод для ущемления прав женщин, существует много заблуждений, как со стороны критиков, так и со стороны самих мусульман. Читаем аят 4:34 в переводе Кулиева:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте».
Получается, что жена во всем должна быть покорна мужу. А в случае неповиновения, ее надо избивать. На самом деле избиение допустимо только в крайнем случае, если исчерпаны другие способы решения проблемы. И бить ее допускается только за измену, а не за непокорность. Подробности читайте в моей предыдущей статье «Женщина в Исламе. Хадисы против женщин»:
http://www.proza.ru/2018/02/12/551
Согласно исследованию сайта «Кораника», в аяте говорится не о покорности мужу, а о покорности (смиренности) перед Аллахом:
«Праведные женщины смиряются (покоряются) с этим (принимают это как должное, склоняют голову).
То, что переведено нами как «смиряются» (склоняют голову, покоряются, примиряются с этим и т. д.) (каанитаат), – (каанитуун) – употреблено и по отношению к мужчинам.
Оно переводится так: «Мусульмане-мужчины и мусульмане-женщины, уверовавшие мужчины и уверовавшие женщины, смиряющиеся (покоряющиеся) мужчины и смиряющиеся (покоряющиеся) женщины…» (33/35).
Речь идет о мужчинах и женщинах, смиряющихся перед Аллахом, покоряющихся (поклоняющихся) ему. В силу связей между аятами это ведет к признанию того, что и в аяте 4/34 говорится о женщинах, смиряющихся перед Аллахом (покоряющихся и поклоняющихся ему, принимающих его условия). Теперь, если понимать аят 33/35 как «женщин, смиряющихся перед мужчинами (покоряющихся и поклоняющихся им)», то и мужчин в этом случае придется понимать как «смиряющихся перед женщинами (покоряющихся и поклоняющихся им)». Но это означает переход от поклонения Аллаху и смирения (покорности) перед ним к поклонению человеку и смирению перед ним».
Подробности по ссылке:
http://www.koranika.ru/?p=650
И это не дает права избивать мужу свою жену за непокорность:
«Обходитесь с ними (женами) достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (Коран, 4:19).
Иной раз наказание жены, которое якобы проходит в Коране, переходит все границы. В интернете часто можно встретить новости, где муж наказывает свою жену, облив ее кислотой, обезобразив ее лицо и тело на всю жизнь.
Что касается преимущества мужчин перед женщинами, то Аль-Мунтахаб передал точный смысл этого значения:
«Мужчины обязаны заботиться о своих жёнах и об их благосостоянии потому, что Аллах дал им преимущества перед женщинами, и потому, что они расходуют из своего имущества на содержание семьи. Ведь они работают, чтобы достойным образом содержать семью» (Коран, 4:34).
Насчет гурий тоже существует немало выдумок. Среди критиков бытует мнение, что шахида, убившего «неверных» ждут в раю 72 гурии. Это уже выдумки. Согласно хадисам, такое количество ждет практически любого праведника.
Согласно большинству исламских источников, гурии описываются следующим образом: полногрудые, сверстницы, с белоснежной кожей, большие глаза с черными зрачками, вечно молодые, каждое утро вновь становятся девственницами, созданы для мужских утех.
В самом Коране они описываются так:
«Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн» (55:56).
«Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые» (37:48).
«Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами» (44:54).
«полногрудые сверстницы» (78:33).
Возникает вопрос: а что ждет в раю женщин? Рай создан только для мужчин? И только для утех?
Теперь давайте разберемся с этим вопросом.
Арабское слово «кауаа’иб» буквально переводится так: «та, у которой сформировалась грудь». В переносном смысле слово также означает пору молодости, вхождение в зрелость, начало нового этапа жизни. В аяте это слово надо понимать как «половозрелые», или «совершеннолетние», что лишний раз подтверждает запрет на педофилию. В правильном переводе будет звучать: «половозрелые сверстницы».
Идем далее. В Коране нигде не сказано, что гурии созданы для мужских утех. Нигде не сказано, что на них нужно жениться. А, как известно, внебрачные отношения в Исламе запрещены. Гурии описаны, скорее, как друзья для праведных. В силу того, что в раю будут не только мужчины, но и женщины, гурии будут друзьями для тех и других. А спутницами для мужчин будут их жены с земли:
«Войдите же в рай радостными вместе со своими женами» (Коран, 43:70).
«Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись» (Коран, 36:56).
И далеко не факт, что гурии – это существа женского пола. Ангелы вроде тоже не имеют пола, но они приходят к людям в облике мужчин. Так что Коран никого не обделяет.