Что говорит тургенев о базарове
КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ?
КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ?
Нигилист – это глупое слово,
Но когда ты под ним
Разумел человека прямого,
Кто не любит живиться чужим,
Кто работает, истины ищет,
Не без пользы старается жить,
Прямо в нос негодяя освищет,
А при случае рад и побить,
Так, пожалуй, зови нигилистом.
Начиная писать какое-либо произведение, писатель вкладывает в него определенную идею, старается раскрыть какую-то важную тему. И по мере развития сюжета часто сам начинает жить в созданном им мире, жизнью своих
Таким образом он находит наилучший способ полнее раскрыть свою душу и глубже осознать тревожащие его проблемы. При этом такие герои не всегда исключительно положительные.
Писатель может спорить со своим персонажем, критиковать его, даже упрекать в чем-то. Но неизменно продолжает любить, жалеть, стремиться сделать его как можно лучшим.
Именно таким героем стал для И. С. Тургенева герой его романа “Отцы и дети” Евгений Базаров. Отношение
Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”, – писал Тургенев Фету. Тем не менее, познакомившись поближе с романом, мы начинаем сознавать, что автор очень симпатизирует своему герою. Да, он не скрывает отрицательных черт Евгения.
Он критикует базаровское отрицание искусства, поэзии, любви. Интересен и сам тот факт, что автор называет своего героя нигилистом – словом, которое в разные времена имело довольно противоречивые трактовки: в 20-е годы XIX столетия так называли невежд, которые ничего не знают и не хотят знать; в 40-е оно вообще считалось бранным словом, а в 60-е означало пробуждение критической мысли. Сам же писатель так говорил о нигилизме Евгения Базарова: “…и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”. Но в романе Тургенев постепенно разоблачает нигилизм своего героя.
Не случайно участь его предрешена – он гибнет, не оставив после себя ни идеи, ни последователей, ни учеников, ни детей. У него нет продолжения, и его полная разочарований жизнь промелькнет, словно миг, и забудется.
“Базаров – не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, – притом карикатура самая злостная…” – писал критик М. А. Антонович. Другой критик, Д. И. Писарев, высказывал совсем иную точку зрения: “Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного: он так и сделал, конечно, рисуя своего героя, не утаил и не закрасил его угловатости… от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет монашескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности; за работою мечтать нельзя, потому что внимание сосредоточено на занимающем деле… Человек, привыкший надеяться на самого себя и на собственные силы, привыкший осуществлять сегодня то, что задумано вчера, начинает смотреть с более или менее явным пренебрежением на тех людей, которые, мечтая о любви, о полезной деятельности, не умеют пошевелить пальцем, чтобы сколько-нибудь улучшить свое собственное, в высшей степени неудобное положение…” Сам же автор “Отцов и детей” постоянно напоминает нам о том, что Евгений Базаров – не какой-то злой гений, не бездушное чудовище, а прежде всего – несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и всю жизненную энергию, оказавшийся беззащитным перед простыми человеческими чувствами. “При сочинении Базарова, – говорит Тургенев, – я не только не сердился на него, но чувствовал к нему “влеченье, род недуга”…
Еще бы он не подавил собою “человека с душистыми усами” и других! Это – торжество демократизма над аристократией…” Писатель жалеет своего героя, переживает за него, но ничего не может изменить в его судьбе. Потому что, по твердому убеждению Тургенева, время Базаровых еще не пришло.
Придет ли оно когда-нибудь? Вероятно, нет. Автор не верит в то, что людям базаровского склада суждено найти путь обновления России.
Евгений Базаров, без сомнения, новый человек. Но этот человек еще до конца не обрел самого себя, не избавился от недостатков, не осознал ошибки и заблуждения. И потому он – “лицо трагическое”. Роман завершается великолепным музыкальным аккордом – лирической сценой, изображающей стариков Базаровых на могиле сына.
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего”, – писал о Базарове И. С. Тургенев. Естественно, тут было “не до нежностей”. Создавая своего героя, писатель намеренно исключил из круга его симпатий все художественное и придал ему резкость и бесцеремонность тона. Однако делал он это не из желания в чем-то обидеть молодое поколение.
Все качества и черты характера Базарова были взяты автором из жизни, срисованы с его знакомых. “Это жизнь так складывалась, – утверждал сам Тургенев. – …Я должен был именно так нарисовать его фигуру. Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения…” По мере развития сюжета романа тургеневский герой постоянно подвергался духовным испытаниям, был вынужден усомниться в своих взглядах и жизненных принципах. Его сила на деле оказалась его слабостью, его убеждения потерпели крах. Но он, как и задумывал автор, остался человеком будущего и потому заслуживает глубокого сочувствия, а может быть, и снисхождения.
Его жизненные позиции были обусловлены меняющимся временем. И как жить в ЭТИХ новых условиях, в то время не знал никто.
И. С. Тургенев полностью реализовал задуманное. Он создал такой образ, который ему виделся, который был, по его мнению, необходим людям, необходим стране, необходим ему самому. “Я не чувствую себя виновным перед Базаровым, — писал автор, – …сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно…” Но Тургенев мастерски справился с этой нелегкой задачей – сделал своего героя “злобной фигурой”, “волком”, однако при этом вызвал в душах читателей живой интерес к нему, сочувствие, жалость и в какой то мере даже симпатию. “Тургенев не любит беспощадного отрицания, – подчеркивал Д. И. Писарев, – но между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает читателю уважение… никто в романе не может сравниться с Базаровым по силе ума и характера”. А такой образ мог получиться только при условии искренней симпатии и любви автора к своему герою.
Именно любви, несмотря на некоторое несогласие со многими его взглядами и резкостью поведения.
Related posts:
Каково авторское отношение к Базарову? (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
Россия, судьба ее народа всегда волновали И. С. Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя – патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы.
Герои романов И. С. Тургенева – русские люди 40 – 60 – 70 – х годов. Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России.
Россия Тургенева – это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город,
Работая над романом, Тургенев жил в мире своего героя. По воспоминаниям, он вел от его лиц дневники, сочинял диалоги.
Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе. Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что “грубейшее суеверие нас душит”, с какой болью он переживает забитость и невежество народа: “Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”.
Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 – х годов.
Евгений Базаров – главный герой романа. Человек огромной силы воли, твердых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим.
Базаров – экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Когда Павел Петрович спрашивает его: “Значит, вы верите в одну науку?” Базаров отвечает: “Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука – наука вообще?
Есть наука, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе”.
Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений.
До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой. И вот он, высказывающий всегда “свое равнодушное презрение ко всему романтическому”, “с негодованием сознавал романтика в самом себе” и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: “Нравится тебе женщине… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась” – начинает терпеть крах.
Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о нее он, к изумлению своему, не имел сил. Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повел его по нисходящей линии. Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью. Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: “Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежности”.
Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров – демократов.
Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя. Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо. Он говорит о соловье, который чудно поет, в то время, “как какое – нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу”. Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету.
Подарив Базарову свое “я”, Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова.
Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта. Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров – наиболее убедительное отрицание базаровщины.
Related posts:
Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»
Школьное сочинение
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «
В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».
Подготовка к сочинению «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Что нравится автору в Базарове
Прежде всего, Базаров в романе противопоставлен всем окружающим. Базаров воплотил в себе все то, чего недоставало, по мнению Тургенева, его поколению: реализм, действие, решительность. Об этом — статья писателя «Гамлет и Дон-Кихот». Также, в другом романе Тургенева «Рудин» обличается красноречивый и романтичный главный герой, неспособный на реальный поступок. Базаров — это антитеза такому нерешительному герою, как Рудин. Возможно, именно поэтому Базаров по-настоящему привлекателен и харизматичен.
Правомерная критика старшего поколения
Например, отец Аркадия Николай Петрович прекрасно играет на виолончели, тонко чувствует природу и поэзию, но при этом долго состоит в незаконной связи с Фенечкой, родившей ему сына. Конечно, Базаров далек от того, чтобы осуждать его за это. Тем не менее, именно такие детали жизни Николая Петровича позволяют нигилисту относиться с сарказмом к музыкальным занятиям этого аристократа.
Таким образом, отец Аркадия, такой добрый, положительный и образованный, живет не в ладу со своей совестью и честью. Когда Фенечка появляется, он смущается. Тогда чему же служат его прекрасные «принципы»? Цинизм Базарова можно объяснить, наверное, именно тем, что он видит противоречие между прекрасными чувствами и образом жизни таких господ. Но герой остается не понят, так как люди принимают его манеру разговаривать за простую браваду.
Тургенев нам показывает, что у окружающих красивые слова, но странное существование, которое не соответствует их утверждениям. У Базарова — все с точностью наоборот: грубость слов – и при этом благородство поступков.
Базаров поражает «отцов», представителей старшего поколения, резкими высказываниями. Например, он говорит Павлу Петровичу, что презирает русский народ. Однако мы можем заметить, что на деле это не так. По крайней мере, он кажется ближе к народу, чем семейство Кирсановых. Не случайно его полюбили и дворовые ребята, и слуги, за исключением одного лакея-сноба. Базаров встает ночью без церемоний по просьбе Фенечки, чтобы помочь занемогшему ребенку. При знакомстве Базаров не забыл спросить у Фенечки отчество, что кажется необязательным для остальных. Вспомним при этом, что сам Николай Петрович «не допускал даже возможности сравнения между женой и Фенечкой». Поэтому положение Фенечки (в начале романа) довольно унизительно. В первых главах нам показана барская сущность Николая Петровича. Тем не менее для всех окружающих шокирующей фигурой кажется Базаров, а вовсе не Николай Петрович.
Тургенев показывает нам, что люди слишком много значения придают словам, а вместо этого нужно больше внимания обращать на реальные поступки и поведение человека.
Также мы видим, что Базаров постоянно находится в труде. Данное качество восхищает писателя. Главный герой «прогулки без цели терпеть не мог». Это приближает его к людям из народа: он встает всегда очень рано и принимается за дело. Этот молодой врач постоянно изучает науку, ставит собственные эксперименты. Это говорит о том, что Базаров очень хороший доктор. Он как раз из тех немногих людей, которые могут быть по-настоящему полезны обществу. Ирония автора звучит в этих строках:
« Жизнь в Марьине текла своим порядком. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
Мы знаем, что, как большинство дворян, постоянно находятся без дела и оба брата Кирсанова, представители «отцов». Базаров бьет не в бровь, а в глаз, когда обращается к Павлу Петровичу:
«Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза для bien publique?»
(То есть, спрашивает герой, какая польза для общества от ваших занятий чтением и музыкой?) Также, записывая Николая Петровича в «отставного человека», Базаров произносит убийственную правду. Несмотря на то, что отец Аркадия в чем-то старается, у него не получается быть полезным своим крестьянам, а значит, обществу в целом. Его народ бедствует, плохо одет, дома крестьян в плохом состоянии, то есть имение находится в разрухе. Получается, его чтение Пушкина и другие занятия искусством нужны только ему одному, но бесполезны для других. «Отцы» сами смутно чувствуют свою вину в том, что не могут дать сыновьям достойный пример.
При чтении романа возникает впечатление, что в обществе явно больше таких, как Кирсановы, чем подобных Базарову. В произведении подчеркивается некое превосходство и исключительность героя. Большинство персонажей в романе похожи в том, что они мало способны к действию, а Базаров стоит особняком среди них. Он обладает незаурядным интеллектом вкупе с реализмом, действием, решительностью, активностью. Аркадий не имеет этих качеств и потому не дотягивает до уровня своего друга.
Мнения о произведении к уроку «И.С. Тургенев «Отцы и дети»»
Прежде чем обратиться к мнению критиков, давайте познакомимся со словами автора о своем произведении.
Вот что говорит И. С. Тургенев:
«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, то что же молоко? Они лучшие из дворян — и именно поэтому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.»
Тургенев считал Базарова своим любимым детищем, хотел сделать из этого персонажа «лицо трагическое» и писал в письмах, что если читатель не полюбит Базарова, то вина лежит не на личности Базарова, а на авторе. «Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (. ), а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д. и подобными ему лицами.»
Тургенев признавался, что разделяет почти все убеждения Базарова за исключением воззрений на художества, хотя многие считали, что автор находится на стороне «отцов». Тургенев же признается, что «в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным».
Полностью см. здесь.
Известный русский писатель, публицист, философ А. Герцен считает, что Тургенев не знал, как поступить с Базаровым и поэтому «казнил его тифом». «Уцелей Базаров от тифа, он наверное развился бы вон из базаровщины, по крайней мере в науку, которую он любил и ценил… Наука спасла бы Базарова, он перестал бы глядеть на людей свысока, с глубоким и нескрываемым презрением…»
Полностью см. здесь.
Критик М. Антонович невысоко оценивал художественные достоинства романа и говорил, что «за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Самого Базарова Антонович называет дьяволом, «ужасным существом» и считает его отрицательным героем. «Никогда ни одно чувство не закрадывалось в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…»
Полностью см. здесь.
Критик М. Катков обращает внимание на другого героя романа – на Аркадия: «он представляет собою очень хороший, очень привлекательный тип. В самом деле, что дурного в этом Аркадии? Он не хищный, — но это слава Богу; в этом его достоинство.»
Полностью см. здесь.
Критик Д. Писарев размышляет над отношениями Одинцовой и Базарова: «…Никакое крепкое обещание не свяжет необузданной воли этого своенравного человека и что его нельзя обязать быть хорошим мужем и нежным отцом семейства. Она поймет, что Базаров или вовсе не даст никакого обещания, или, давши его в минуту полного увлечения, нарушит его тогда, когда это увлечение рассеется.
Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок; автор видит это и в уме своем снимает с своего героя последний незаслуженный упрек. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и в условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья.»
Полностью см. здесь.
Критик Н. Страхов считает Базарова аскетом, но аскетом особого рода: «он бережется не того, что может погубить тело, а того, что погубляет душу». «Наслаждение тщеславием, джентльменством, мысленный и сердечный разврат всякого рода для него гораздо противнее и ненавистнее, чем ягоды со сливками или пулька в преферанс». Именно здесь и кроется причина отрицания искусства Базаровым. «Очевидно, музыка для Базарова не есть чисто физическое занятие, и читать Пушкина не все равно, что пить водку. В этом отношении герой Тургенева несравненно выше своих последователей. В мелодии Шуберта и в стихах Пушкина он ясно слышит враждебное начало; он чует их все увлекающую силу и потому вооружается против них… можно сказать, что искусство всегда носит в себе элемент примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью.»
И если Гоголь считал, что в его «Ревизоре» есть только одно честное лицо – смех, то Страхов считает, что в «Отцах и детях» есть «лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова — жизнь».
Полностью см. здесь.
Полностью см. здесь.
А. Криницын, литературовед, обращает внимание, что обычно Тургенев рассказывает предысторию персонажа, которая дает ключ к его характеру, но этого «он явно не хочет делать в случае с Базаровым (может быть, вообще достоверно не зная, как складываются подобные характеры)».
Полностью см. здесь.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Мой Мир Facebook Livejournal Твиттер
Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]