Что говорит тора о деньгах

Деньги и денежные отношения в Иудаизме

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Еврейский взгляд на деньги [↑]

Любовь к Всевышнему должна быть выше любви к материальным благам. Тора повелевает: «И люби Всевышнего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим» (Дварим 6:5) — то есть, ради Всевышнего мы должны быть готовы пожертвовать своим имуществом.

Благотворительность [↑]

Чтобы избежать греха и не нарушить запрета Торы, еврей должен пожертвовать всем своим имуществом. Однако Тора не требует, чтобы мы тратили все своё состояние на выполнение заповедей. Из закона об отделении двух десятин следует, что на выполнение мицвот мы не обязаны отделять больше 20% дохода. Сюда входят затраты на благотворительность, покупку талита, тфилина, мацы для Песаха, этрога для Суккота и т.д.

На благотворительность не рекомендуется отдавать больше пятой части дохода. Тора неодобрительно относится к тем, кто разоряет себя, упиваясь собственным благочестием. Не возбраняется, однако, завещать на благотворительность треть своего состояния.

В любом случае десятая часть дохода принадлежит Всевышнему и мы обязаны отделять десятину на помощь бедным и распространение света Торы. Эту заповедь мы получили от наших праотцов. Как сказал Яков: «…и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит 28:22). Тому же учит нас Талмуд, это выводится из книги Мишлей (Притчи царя Соломона): «Чти Господа от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений» (Мишлей 3:9).

Если кто-либо остро нуждается в помощи, следует дать десятую, а по возможности — пятую часть дохода; очень же богатые люди должны дать столько, сколько потребуется. Тора повелевает: «Открывай руку твою ему (нуждающемуся) и давай ему в долг по мере нужды его, чего не достаёт ему» (Дварим 15:8). Минимальная сумма, при которой заповедь считается выполненной, — треть шекеля в год. Сказано: «И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шекеля ежегодно для службы в Храме Б-га нашего» (Нехемия 10:33). Эту сумму должны отделять самые бедные, чтобы не нарушать заповедь о цдаке. Человек среднего благосостояния, отделяющий такую сумму, считается скупцом.

Если еврей обычно отделяет десятину исключительно на благотворительность, ему не следует использовать эти деньги на другие религиозные цели, однако он может купить на них книги или предметы религиозного назначения, если обязуется давать их в пользование бедным.

Выполнять мицвот красиво [↑]

Мы должны стараться выполнять заповеди наилучшим образом. В Торе сказано: «Он — Б-г мой, и прославлю Его» (Шемот 15:2). Исполняя заповедь, не следует пользоваться самой дешевой утварью. Если средства позволяют, важно приобрести то, что на треть дороже. Например, выбирая талит, следует купить тот, что на треть дороже самого дешёвого в магазине. Тому, кто, стараясь лучше исполнить заповеди, тратит больше, чем «самое дешевое плюс треть», Всевышний щедро отплатит в земном мире. Поэтому любой незапланированный доход следует использовать для этой цели.

Всевышнему всегда надо давать самое лучшее. Например, если община строит синагогу, нужно приложить все усилия, чтобы она получилась настолько красивой, насколько это возможно. Здесь нет места экономии, скупости или показной бедности. Тем не менее, нельзя отказывать небогатым людям, желающим внести свой, пусть и скромный, вклад. Разумеется, богатство и роскошь при таком строительстве должны сочетаться с хорошим вкусом, ни в коем случае не быть вульгарными и показными. И, конечно, это не должно осуществляться за счёт других благотворительных проектов.

Не быть расточительным [↑]

Тора также учит нас не бросать деньги на ветер: «И прикажет священник, и опорожнят дом прежде, чем придёт священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; и затем придёт священник осматривать дом» (Ваикра 14:36). В пустыне Всевышний сотворил воду для людей и для скота. Т.е. Он совершает чудеса чтобы спасти не только нашу жизнь, но и имущество. Это дает нам представление о значимости имущества.

Запрещено ломать или уничтожать любой полезный предмет. Мы узнаем это из заповеди: «Если осаждать будешь город … чтобы завоевать его… то не порти дерев его, поднимая на них топор» (Дварим 20:19). Тот, кто безрассудно ломает мебель или посуду, рвёт одежду или выбрасывает еду, нарушает эту заповедь. Более того, если человек делает это в гневе, считается, его поступок приравнивается к идолопоклонству. Нельзя без причины уничтожать или портить то, на что можно произнести благословение: «Так сказал Господь: когда есть сок в виноградной грозди, то говорят: “Не погуби её, ибо благословение в ней”…» (Йешайа 65:8). Надо отметить, что запрещено только бессмысленное уничтожение. Если же для разрушения есть серьезная причина, оно не считается нарушением заповеди. Когда речь идёт о здоровье, то, безусловно, лучше уничтожить имущество, чем подвергать себя риску.

Также запрещено портить чужое имущество и уничтожать его. Если кто-то нанёс другому ущерб, он обязан его возместить: «А кто убьёт скотину, должен заплатить за неё: животное за животное» (Ваикра 24:18).

Обман и воровство [↑]

Запрещено грабить, воровать или незаконно удерживать любое чужое имущество или деньги. «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не обирай ближнего твоего… и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра» (Ваикра 19:11,13). Надо быть предельно осторожным, чтобы ненароком не присвоить денег или имущества другого человека, будь то ребёнок или взрослый, как бы ни была мала стоимость этого имущества. Нельзя красть в шутку или чтобы подразнить человека, даже если мы собираемся немедленно вернуть «украденное». «Залог возвратит нечестивый, за награбленное заплатит…» (Йехезкель 33:15) — то есть, человек считается вором, даже если он изначально намеревался вернуть украденную вещь или заплатить за нее. Тора требует вернуть любое имущество, которое находится в нашем владении незаконно. «Он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, что нашёл» (Ваикра 5:23). Если украденную вещь уже невозможно вернуть владельцу, необходимо возместить её стоимость, какой она была на момент кражи. Если владелец переехал в дальний город, мы не должны везти ему украденное имущество, достаточно сообщить, что оно у нас, чтобы он приехал и забрал его. Если владельца уже нет в живых, возместить ущерб нужно его наследникам.

Если человек украл нечто, находящееся в общественной собственности, он не может исправить содеянное, ибо возмещать ущерб некому. Однако он должен сделать все возможное для улучшения общественного благосостояния, чтобы хотя бы косвенно возместить ущерб тем, у кого украл. Ему также следует публично признаться в содеянном и попросить прощения.

Запрещено покупать краденое, так как таким образом мы поощряем преступления и становимся их соучастниками. Об этом сказано: «Разделяющий (добычу) с вором ненавидит душу свою» (Мишлей 29:24). Запрещено также пользоваться украденной вещью или извлекать из неё какую-либо выгоду. Это приравнивается к краже общественной собственности, и исправить такое преступление крайне трудно.

Отношение к собственности [↑]

Заимствование без разрешения считается воровством. Запрещено использовать чужое имущество без разрешения хозяина, даже если мы уверены, что он бы нам не отказал. Если мы, уходя из гостей, вместо своего по ошибке взяли чужой зонтик, то его непременно нужно вернуть, даже если наш собственный зонтик безвозвратно утерян. Если в химчистке нам по недоразумению выдали вещи другого человека, ими нельзя пользоваться, а надо приложить все усилия, чтобы вернуть их законному владельцу.

Не следует принимать подарки, которые делают не от чистого сердца, а под влиянием стыда или по принуждению. Тот, кто так поступает, уподобляется вору. «Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет» (Мишлей 15:27). Не следует также есть в доме, где еды не хватает для самих хозяев, или там, где приглашают не искренне. «Не вкушай хлеба недоброжелателя» (Мишлей 23:6).

Запрещено желать то, что принадлежит другому: «Не желай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его… ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Дварим 5:18). Человек, который вынуждает другого продать вещь, которую тот продавать не желает, нарушает заповедь «Не домогайся дома ближнего твоего… ни жены ближнего твоего, ни раба его, ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Шемот 20:14). Оба эти закона входят в Десять Заповедей и «работают» даже в ситуациях, где нет злого умысла.

Бизнес-сделки [↑]

Запрещено вести дела нечестно. «И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра 25:14). Честность в делах приравнивается к соблюдению всей Торы. Первое, что человека спрашивают на Небесном Суде: «Честно ли ты вёл свои дела?» Нельзя обманывать как евреев, так и неевреев. Более того, обмануть нееврея хуже, потому что это создаёт нам плохую репутацию и оскверняет Имя Всевышнего. В бизнесе недостаточно формального соблюдения закона. Дела нужно вести абсолютно чисто, честно и справедливо.

Запрещено давать на благотворительность деньги, полученные нечестным путём. «Я, Господь, люблю правосудие и ненавижу грабеж и несправедливость» (Йешайя 61:8). А если человек погряз в долгах, он должен вернуть их прежде, чем заниматься благотворительностью.

Во всех сферах жизни нужно всегда помнить, что Всевышний видит каждый наш шаг, и вести себя соответственно. «И делай справедливое и доброе в очах Господа» (Дварим 6:18).

Возможность хорошо зарабатывать и получать удовольствие от плодов своего труда — это большое благословение. Но нельзя ставить бизнес и карьеру выше обязанностей по отношению к Всевышнему. Тот, кто так поступает, нарушает заповедь любить Всевышнего превыше всего.

Источник

Экономическая этика Торы: богатство и бедность

Экономическая этика Торы: богатство и бедность

1. Богатство — заслуга, получаемая человеком от Бога за исполнение заповедей и ревностное изучение Торы.

Что говорит тора о деньгах. Смотреть фото Что говорит тора о деньгах. Смотреть картинку Что говорит тора о деньгах. Картинка про Что говорит тора о деньгах. Фото Что говорит тора о деньгах

«Материальный достаток, появление у человека свободных денег, успех в делах всегда рассматривались в еврейской традиции, прежде всего, как следствие особого благоволения Господа, Его благоволение за ревностное соблюдение и изучение дарованной им евреям Торы» (с. 44).

Христианин также рассчитывает своей праведной жизнью получить благоволение от Бога, однако он рассчитывает не на получение богатства, а, прежде всего, на прощение Богом грехов и получение в будущем вечной жизни.

2. Имущественное положение человека предопределяется еще до его рождения. Однако впоследствии Всевышний может изменить свое первоначальное решение об имущественном положении человека.

Данное положение сильно смахивает на фатализм, который чужд христианству. Для христианства ключевым является положение о свободе выбора человека (выбора между добром и злом). Именно от человека, его выбора зависит главное в жизни христианина — его спасение, обретение вечной жизни. При принятии решений (выборе) настоящий христианин руководствуется, прежде всего, заповедями, совестью, своим разумом и волей. При принятии подобного рода «судьбоносных» решений христианином социально-имущественные вопросы в расчет не принимаются или играют минимальную роль.

3. Вместе с тем любое богатство является результатом усилий со стороны человека, автоматически оно никому не дается. В конечном счете богатство — результат совместной деятельности Бога и человека.

Внешне данное положение иудаизма похоже на положение христианства о синергии Бога и человека, их соучастии в творческой деятельности. Однако, судя по тем примерам, которые Люкимсон приводит в своей книге, творческая деятельность в понимании еврея — это, прежде всего, деятельность по накоплению богатства, получению денег, коммерция (бизнес). Даже в приведенном выше отрывке Бог представлен как компаньон еврея по бизнесу.

4. Богатство — один из важных факторов, определяющих социальный статус человека. Наряду с двумя другими — происхождением и знанием Торы. Самый главный среди них, однако, не богатство, а знание Торы.

«Социальный статус» — понятие, вообще не относящееся к сфере духовной жизни человека. Косвенно, конечно, социальный статус может влиять на духовное состояние человека. Христианство исходит из того, что, чем выше социальный статус человека, тем больше шансов стать жертвой страсти честолюбия, греха гордыни. Именно потому, что богатство и знания могут действительно повышать социальный статус человека, Святые Отцы Церкви настоятельно рекомендовали избегать богатства (сребролюбия), а также не гнаться за накоплением знаний. Тем более предупреждали против того, чтобы специально демонстрировать свои богатства и знания.

5. Богатство представляет для еврея испытание.

В христианстве богатство также рассматривается в качестве испытания; это — бремя, которое мешает спасению человека, обретению им жизни вечной. Именно этого боится истинно богобоязненный христианин. Поэтому Святые Отцы рекомендуют избавляться от богатства как источника искушений. Для еврея существует другая угроза — потерять богатство. Именно это толкает его к соблюдению «высоких принципов Торы».

6. Бедность чаще всего бывает наказанием человеку за нарушение им заповедей Торы. Впрочем, бедность может посетить и праведного еврея. Недостаток богатства на Земле такому праведнику будет компенсирован ему дополнительными благами «на небе».

В отличие от иудаизма в христианстве бедность никогда не рассматривалась как наказание Бога. Бедность в христианстве (особенно добровольно выбираемая) — идеал христианской жизни; условие, облегчающее дело спасения человека. В крайнем случае бедность может посылаться христианину Богом в назидание, т. е. помогает спасению его души.

7. Стремление еврея разбогатеть является естественным, согласуется с положениями Торы и Талмуда. Этим евреи отличаются от других народов, у которых принято рассматривать богатство как зло или потенциальную опасность для человека, им обладающего.

В данном пункте можно полностью согласиться с Лю-кимсоном. Действительно, в христианстве никогда не приветствовалась погоня за богатством. Согласно святым отцам богатство не способствовало, а лишь мешало христианину «заниматься духовным и нравственным самоусовершенствованием».

8. Евреи ожидают прихода Машиаха, при котором наступит «золотой век» еврейства: все сыны Израиля станут богатыми, а бедных евреев не останется.

«Само прекрасное будущее, которое должно наступить после прихода Машиаха, обычно воспринимается, прежде всего, как время, в котором все евреи будут сказочно богаты, не будут ни в чем нуждаться и смогут спокойно посвятить все свое время изучению Торы и исполнению заповедей Всевышнего» (с. 42—43).

9. Богатство — важное условие счастья еврея.

В христианстве богатство никогда не рассматривалось даже в качестве второстепенного фактора, определяющего счастье человека. Впрочем, оно никогда не отрицало влияния материального положения на душевное и физическое состояние человека, не отрицало необходимости некоторого минимума материальных благ для поддержания нормальной жизни человека. В христианстве это называется достатком. А богатство — то, что сверх достатка.

10. Богатый должен заниматься благотворительностью. Особенно важной является помощь тем, кто изучает Тору. Оказывая такую помощь, богатый повышает свой социальный статус и обеспечивает себе достойное место в будущем мире.

«Итак, ни величина состояния, ни размеры дома, ни число предприятий, которыми владел тот или иной человек, еще никак не гарантировали ему почет и уважение со стороны других членов общины. Этот почет и уважение он мог заслужить либо сам, являясь не только состоятельным человеком, но и знатоком Торы, либо оказывая существенную, соизмеримую с его богатством помощь тем, кто изучает Тору. Причем таким образом он достигал не только почета и уважения, но и обеспечивал себе достойное место в «Олям а-ба» — в грядущем мире, так как, оказывая материальную помощь знатоку Торы, он как бы тем самым становился его «компаньоном» в деле ее изучения и получал часть причитающейся за это награды на том свете» (с. 67).

Христианство также призывает богатых заниматься благотворительностью, но безвозмездно, не ожидая никаких «видимых» дивидендов в этой, земной жизни. Этика Торы, как отмечалось выше, предусматривает «испытание богатством». Тут возникают вполне «коммерческие отношения» между Богом и богатым: если последний не будет заниматься благотворительностью, то Бог может лишить его богатства. И наоборот, благотворительность не только позволяет сохранить капитал, но и повышает социальный статус богатого человека.

11. Талмуд дает четкие ориентиры для определения того, кого относить к «бедным» и «нищим», а кого считать «богачом».

«Любопытно, что именно в Талмуде впервые вводятся понятия «абсолютной» и «относительной бедности», которыми потом будут оперировать многие экономические учения. Задавшись вопросом о том, кому положено давать пожертвования («трумот»), еврейские мудрецы немедленно задались вопросом о том, кого именно следует считать бедняком, а кого и вовсе нищим.

Кстати, в Талмуде приводится и предельно четкое определение того, что такое нищета и чем нищий отличается от бедняка. Согласно еврейским мудрецам нищим следует считать человека, стоимость всего движимого и недвижимого имущества которого не превышает 200 зуз, то есть минимальную сумму, необходимую человеку для того, чтобы, не занимаясь никаким трудом, прожить один год. К примеру, если человек, тяжело заболев, может, распродав все свое имущество, просуществовать на вырученные от этой продажи деньги не более года — его смело можно зачислять в нищие. Если же денег, вырученных от продажи имущества, хватит на куда более длительный срок, скажем, на два-три года, значит, он просто беден. Ну а если человек может, ничем не занимаясь и не продавая ничего из своего имущества, существовать несколько лет исключительно на свои сбережения, его вполне можно считать богачом» (с. 75—77).

Этика Торы облегчает еврею решение вопроса о том, к какой социально-имущественной категории относить себя и окружающих. Христианство таких «формул» бедности и богатства, которые содержатся в этике Торы, не дает. Христианам в разных житейских ситуациях приходится полагаться на свой разум, а также совесть и сердце. Стало быть, чтобы соблюсти заповеди и не согрешить, христианам следует заниматься не столько разработкой и совершенствованием методик определения социальноимущественного положения человека, сколько заботиться о совершенствовании своего ума и сердца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Долг хуже, чем бедность

Долг хуже, чем бедность В 1929 году, после крушения рынка, правительство США столкнулось с нехваткой денежной массы. Иными словами, денег не стало и началась Великая депрессия. На мой взгляд, одной из причин этих катаклизмов было следующее: в тот период доллары были

Проклятая бедность

Проклятая бедность Мы с Ким не понаслышке знаем, каково это – бедствовать, существуя без денег и надежд на лучшее. Кто говорит, что деньги его не интересуют, тот просто идиот. Я могу утверждать по собственному опыту: быть бедным – плохо. В 1985 году мы с Ким ненадолго остались

Бедность не порок?

Бедность не порок? «…Человек, у которого нет денег, и тот же человек, когда деньги у него есть, это, в сущности, два совершенно разных человека» (Александра Маринина) Как я уже говорила, в социалистическом обществе быть богатым было пошло. Специально создавался эдакий

Экономическая этика Торы: деньги

6.8. Благотворительность и бедность

6.8. Благотворительность и бедность Часто раздаются жалобы на то, что свободный рынок не гарантирует ликвидации нищеты, что он «дает людям свободу умирать с голода» и что следует быть «добросердечным» и творить «милостыню», для чего не грех собрать средства для пособий

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

7.3. Экономическая теория и социальная этика

7.3. Экономическая теория и социальная этика Если профессиональным долгом экономиста является свобода от ценностных суждений (Wertfrei), сохраняется ли у него возможность для содержательных высказываний по вопросам публичной политики? При поверхностном взгляде кажется, что

КОЛОНИИ И БЕДНОСТЬ

КОЛОНИИ И БЕДНОСТЬ Приведенная цитата звучит крайне неприятно, но она показательна в отношении веками принятой экономической политики. Я говорю не об абстрактной политике, но о той, которую Европа вела еще совсем недавно, в начале своего экономического подъема. Цитата

2. Бедность

2. Бедность Можно описать условия общества земледельцев, каждый член которого обрабатывает участок земли, достаточный, чтобы обеспечить его и его семью предметами первой необходимости. Можно включить в эту картину несколько специалистов: ремесленников допустим,

Настоящее богатство и бедность

Настоящее богатство и бедность Как было бы хорошо, если б люди могли решать свои финансовые проблемы, расходуя много денег, верно? Кто бы отказался от возможности купить новый автомобиль только чтобы уладить дело с превышением расходов по счету… или провести отпуск в

§ XII. Бедность, ее причины

§ XII. Бедность, ее причины – Почему Бог создал так много бедных? – Наверное, потому что он их любит. Американский фольклор Чтобы определить, кто беден, – молитва полезнее калькуляции, все определяется тем, кто считает, и зависит от его системы ценностей… Конечно, крайне

2.3 Угрозы: бедность

2.3 Угрозы: бедность Несмотря на определенное улучшение показателей уровня жизни в последние два года, они все еще на 15–20 % ниже докризисного уровня. В течение десятилетия реформ можно заметить определенные циклы: существенное падение благосостояния после кризисных

Этика фирмы и личная этика

Этика фирмы и личная этика Вопреки общераспространенному мнению, многие компании представляют собой морально устойчивые предприятия, руководимые мужчинами и женщинами с безупречной репутацией, У таких предприятий имеются и письменные кодексы этики, и неписаные

Благочестивая и плодородная бедность

Благочестивая и плодородная бедность Опираясь на данные достаточно общей глобальной статистики, можно предположить, что мир становится более религиозным только из-за изменений, происходящих в Китае. Но происходит ли возрождение религии в других регионах? Да,

Источник

Древний еврейский секрет — как стать богатым?

Он хочет, чтобы мы прекратили этот «бег на месте», а подумали о душе, о вечном, остановились и спросили себя — «а зачем это все, все эти деньги, шикарные машины, дорогая одежда, украшения, нужно ли всего этого столько? Куда мы это заберем?»

Сегодня мы поговорим о самой насущной для любого человека теме — о заработке, и я покажу вам в конце нашей беседы секрет как зарабатывать достаточно без чрезмерных усилий, без разбивания головы о кирпичную стену.

В Торе, в главе «Бешалах» книги «Шмот», Всевышний открывает нам этот секрет достойного заработка без язвы, нервов, без инфаркта. И не убиваться на работе, не работать по 10-15 часов от восхода до захода и зарабатывать без тех усилий, которыми озабочен весь мир. Всевышний дал этот секрет нам, своему первенцу, еврейскому народу, а мы им практически не пользуемся.

Весь мир слушает различных финансовых «гуру» и старается им подражать, но не зарабатывает и тысячной доли того, что зарабатывают эти «гуру». Профессора экономики, ученые из Гарварда предлагают нам различные секреты, как быстро разбогатеть, но все они не изучают Тору и поэтому не знают тех секретов, которые передал нам Сам Хозяин Вселенной, ее Творец, Создатель, Отец еврейского народа.

А Он нам не может посоветовать ничего из того, что могло бы нам навредить, Его задача как Отца, передать все лучшее, самое правильное и мудрое. А затем наслаждаться самому, видя, как его дети процветают.

Всевышний дал нам свободу выбора как зарабатывать. Кто-то может за три часа заработать столько, сколько другой не заработает и за двенадцать часов. Нужна настоящая вера во Всевышнего, иначе, если мы мыслим и верим только в рамках физического, материального мира, этого мира всеобщей конкуренции и нестабильности, мира, где каждый готов на все ради денег, то мы загоняем и себя в эти же рамки и даже не пытаемся соединиться с бесконечным, мы не пытаемся подняться над чистой материальностью.

Этот материальный мир всеобщего недоверия друг к другу. Нас обманывают партнеры, пытаясь скрыть от нас прибыль, клиенты пытаются получить товар без уплаты денег, банки обманывают нас, зарабатывая на наших деньгах и прокручивая их без нашего ведома и разрешения. Нас обманывают дети, приходя из школы и рассказывая всякие небылицы, супруги обманывают друг друга…

Все эти люди считают, что мир существует сам по себе, нет порядка, нет справедливости, нет правил, а значит нет проступка, нет нарушений, нет совести, которая мучает, нет души, которая болит, нет и наказания, а посему можно творить, все, что хочешь.

Человек, который верит во Всевышнего по-настоящему, в бесконечное и неограниченное могущество Хозяина Вселенной, верит и в справедливость и в совесть и в душу, которая и является продолжением Самого Всевышнего. Такой человек может поверить, в то, что все его существование, его жизнь, его счастье, все его материальные блага, весь его достаток и заработок не могут не быть связанными с благословениями сверху.

А теперь внимание, вопрос — как получить благословения? Как сделать или как жить так, чтобы поток благословений сверху проливался на Вашу семью, на Ваш бизнес, на все то, чем Вы занимаетесь? Как найти тот самый золотой ключик, который откроет заветную дверь и Ваша жизнь круто изменится к лучшему, уйдут Ваши проблемы, в том числе финансовые, вы начнете по-другому смотреть на весь мир, на Ваше окружение, на свою жизнь?

А представьте себе в пустыне, под палящим солнцем, температурой плюс 45°, у Вас нет продуктов, нет воды, но есть жена, дети, родители и плюс к этому безграничная вера в Того, Кто привел вас в пустыню и пообещал позаботиться о пропитании всей Вашей семьи и еще трех миллионов человек, которых Он вывел из Египта, тех кто поверил в него без сомнений.

Представьте как бы вы волновались и сомневались — а стоит ли поддаваться на эту «авантюру» в Ваших глазах и покидать насиженное место в Египте, ту тюремную баланду, которую мы получали как рабы из рук могущественного фараона. И вдруг на Ваших глазах развернулось такое представление в десяти актах, называемых казнями египетскими, что не только тогдашний могучий Египет, но и весь мир и наконец, весь еврейский народ увидел — кто есть Хозяин в этом мире, его безграничную силу и власть с одной стороны и так же безграничную любовь к еврейскому народу, как к первенцу, как к любимому из всех детей, с другой стороны.

Где, кто и когда видел что бы божество пришло само и взяло себе целый народ? Другие религии и народы начинались по-другому, с видений у одного человека или группы людей, затем с поклонения всего народа этим создателям «новой» религии, людям, телесным созданиям из мяса и костей, либо поклонения сотворенными людьми куколкам и идолам, либо, поклонению тому, кого создал Хозяин — солнцу, луне, ветру, различным животным и т.д.

И только совсем немногие поклоняются непосредственно Хозяину Вселенной, хотя Он это требует от всех евреев в первых десяти речениях, выбитых на скрижалях, и от всего остального мира. Он требует того же в семи законах Ноаха. Другое дело как мы к этому относимся, обычный стандартный подход — сугубо материалистический — по принципу — живу в свое удовольствие, никого не трогаю и вы меня не троньте. Я забочусь о своей семье, я в целом человек хороший, зла никому не делаю………

В главе «Бешалах» Всевышний объявляет Моисею, что отныне Он Сам будет заботиться о нашем пропитании на протяжение всего 40-летнего периода.

Мы спросим — как, как можно прокормить такое количество людей каждый день, в течение 40 лет? Разве это кажется вероятным? А разве мы не видели 10 казней египетских, разве они казались нам вероятными? Разве мы не видели как расступилось Красное море, разве это было возможно? Почему мы не верим, что Хозяин Вселенной может все, без ограничений? Ограничения накладывает наш собственный ум, отсюда все сомнения и недоверие, но с этим можно справиться самостоятельно, не нужно только с ходу отбрасывать все услышанное.

Можно подвергнуть полученную информацию критике, анализу, даже поспорить, но не отрицать, не попробовав понимать о чем идет речь. Не уподобляться страусу и не прятать голову в песок; а в жарких спорах, дискуссиях со знающими людьми и придет понимание и желание узнать больше о судьбе собственного народа, о его назначении и вы начнете гордиться, что вам крупно повезло и вы-таки да, родились евреем.

Почему другие народы гордятся своим происхождением? Спросите малочисленные кавказские народы, спросите многочисленных китайцев и индусов — все гордятся своим происхождением и своей национальностью. А мы? А мы подчас прячемся и стесняемся того, что мы евреи, мы даже слово «еврей» произнести стесняемся…

А если попробовать поверить в Хозяина, поверить в то, что ОН дал нам свою неограниченную мудрость в Торе, а мы — ограниченные и пока еще многое в ней не понимаем. Он хочет, чтобы мы уделяли больше времени изучению Торы, изучению правил жизни, которые Он дал нам, своему первенцу. А мы можем возразить — а где же взять время для изучения, где взять тот самый час-полтора, когда весь день для нас, сегодняшних превратился в сплошной бег по кругу — подъем-умывание-детей-в-садик-школу-пробки-опоздание-работа-перерыв-окончание-пробки-детей-домой-магазин-ужин-телевизор-хоккей-кино-душ-кровать.

Где взять время чтобы детей увидеть, с женой поговорить? И вот тут Хозяин и обещает нам достойный заработок за меньшее время, если мы начнем принимать Его правила игры. И Он сам посвящает нас в Свой секрет большего заработка за меньшее время…. Как? Скоро узнаем….

Он хочет, чтобы мы прекратили этот «бег на месте», а подумали о душе, о вечном, остановились и спросили себя — «а зачем это все, все эти деньги, шикарные машины, дорогая одежда, украшения, нужно ли всего этого столько? Куда мы это заберем?»

Большие праведники недавнего времени — Баал-Шем-Тов, ребе Элимелех из Лезенска настолько доверяли Всевышнему, что отдавали весь свой дневной хлеб нищим, зная, что завтра будет новая порция и им хватит и накормить свою семью и опять поделиться, они буквально не могли заснуть, если дома оставались продукты, а нищие были не накормлены. Праведники старались помочь максимальному количеству людей и считали это нормальным. В этом месте Вы поднимаете брови и говорите — ну-ну…

В наше время в западном обществе, в котором мы живем, каждый человек рассчитывает только на свои собственные силы, на свой ум, находчивость, талант и считает, что все, что он заработал — только благодаря себе. На самом же деле мы зависим от любого мельчайшего микроба, вируса, который может нас свалить в любую секунду. Мы как тот осел, который привык полагаться только на крепость своей спины и возить грузы, но на то он и осел….

Я как-то разговаривал с таксистом — он начинает работу в 7 утра и заканчивает в 9 вечера. Он уходит на работу, еще не видя своих детей и приходит с работы, когда они уже спят, и так изо дня в день. Я спросил его — а зачем нужно так работать? Он ответил — чтобы жить… Я говорю — это разве жизнь, 14-15 часов за рулем, это же рабство, а не жизнь.

Без веры во Всевышнего человек и работает, как осел, а почему? А потому что Всевышний не создал нас для работы по 14-15 часов….Мы должны уделять время нашим детям — их воспитанию, развитию, образованию, мы должны уделять должное внимание жене. Мы должны заботиться и развивать свою душу.

Всевышний передал нам обязательство изучать Тору — его законы и заповеди, а Он не может противоречить Сам себе — с одной стороны ожидать, что мы будем уделять время своей учебе, семье и детям, а с другой стороны поставить нас в ситуацию, в которой мы должны работать по 14-15 часов — Он просто не может этого допустить, это же нонсенс. Это не есть Его план — заставить нас работать по 14-15 часов, Он даже не хочет чтобы мы работали по 8-10 часов. Поскольку Его обязанность — обеспечить нам пропитание и работу, а наша работа — выполнять Его заповеди, работать над своей душой (для этого она и пришла в этот мир) и исправлять свои допущенные ошибки.

Мудрецы говорят, что наши ошибки повреждают, засоряют тот канал, по которому к нам спускается благословение сверху. А признание и корректировка ошибок, искреннее раскаяние исправляет и очищает эти каналы и благословение приходят к нам в виде средств к существованию, нормального достойного заработку, достаточного времени для семьи и детей, для настоящего наслаждения жизнью, при истинной вере во Всевышнего.

Мы доверяем доктору, к которому идем на прием, мы доверяем финансовому советнику, который подсказывает как нам распорядиться накоплениями, мы доверяем адвокату и его советам при необходимости, мы доверяем профессионалу, если мы имеем достаточно положительных отзывов о нем. И это не имело бы смысла — идти к профессионалу за получением совета, а затем не следовать его совету.

А тем более как можно не верить Всевышнему, Хозяину и Создателю Вселенной, у которого каждая буква, каждое слово Его Торы несет в себе вечную истину, в которой и мы и все человечество много раз могли убедиться. Доверие Всевышнему означает, что мы делаем все, что Он нам советует, мы претворяем Его советы и заповеди в своей повседневной жизни. Например, соблюдение Шабата, кошерная пища в доме, справедливое отношение к другим людям. А мы хотим работать в Шабат, дабы заработать дополнительные деньги для семьи, и мы думаем, что это правильно. А потом выясняется, что эти деньги пошли на починку машины, на штрафы, на доктора, на адвоката, наверняка каждый может вспомнить такие случаи из своей жизни.

Как-то разговаривал с другим таксистом, он поведал мне свою короткую историю, и сказал, что он несоблюдающий еврей, но в Шабат он не работает. В ответ на мое удивление и похвалу, он пояснил: «Я все анализирую, однажды в пятницу я взял богатого туриста из аэропорта, желающего посмотреть Израиль, поехать поближе к северной границе, дабы посмотреть последствия последней Ливанской войны. Я заработал 1300 шекелей за один вечер — небывалый заработок. А в воскресенье я пробил два колеса и получил штраф от полиции за превышение. Когда я все посчитал — я не только потерял всю эту сумму, я еще потратил полдня на покупку колес, я потратил время и нервы с этим штрафом и я все понял, что я потерял благословение, работая в Шабат. Я давно не проводил выходной день со своими детьми, не проводил время с женой».

«Теперь, — сказал он, — я не работал уже двенадцать Шабатов подряд и я почувствовал себя другим человеком — мы садимся в пятницу вечером за стол, вся семья, мы никуда не спешим, мы не снимаем трубку телефона и мы наслаждаемся все вместе. Мы идем вместе гулять в парк, на море, мы стали видеть друг друга, а до этого никогда же не было времени на семью. А заработок нисколько не стал меньше — я не трачу деньги на ремонты, на бензин, на колеса, на двигатель, я не трачу нервы на пассажиров, на пробки, я сам стал спокойнее, семья стала дружнее, что еще надо?»

Любой бизнес или человек, который прекратил работу в Шабат — расскажет вам нечто подобное. Наши мудрецы говорят — если человек или семья отметили три Шабата подряд как положено, они уже не могут от этого удовольствия отказаться.

У Вас в доме появляется праздник каждую неделю, вы зажигаете свечи, одеваете праздничную одежду, муж покупает жене цветы, все в доме меняется — на столе праздничная скатерть и праздничная пища, всякие вкусности и деликатесы, неспешные разговоры за столом — все это очень сближает семью, семья уже начинает жить ожиданием Шабата. Когда мы сами превращаем Шабат в обыденный день, когда мы мотаемся по магазинам, стираем белье, смотрим телевизор, или болтаем по телефону, а дети в это время гуляют сами по себе, то такой Шабат мы не ждем и приходу его не очень-то и рады. Он ничем не отличается от остальных дней недели. Другое дело — Шабат по всем правилам, его ждешь и сожалеешь, когда он заканчивается.

Получается, что человек не верящий во Всевышнего и работающий по 14-15 часов — не только не имеет достаточно денег, но и не изучает Тору. Когда я говорю об этом людям, они скептически переспрашивают — а когда же я буду работать и зарабатывать, а я говорю, что Вы может работать меньше, а изучать Тору больше, и зарабатывать будете не меньше прежнего, но для этого нужно поверить Всевышнему. Можно работать 6 часов и 6 часов изучать Тору и Вы не потеряете свой заработок.

Несколько недель назад я был на свадьбе, все шло прекрасно, бешеные танцы, жонглеры с ножами и факелами, различные развлечения, шикарные столы, вдруг меня кто-то взял за локоть — отец невесты с озабоченным лицом и морщинами на лбу спросил, — а что теперь будет с моей дочерью — жених хочет продолжить учебу в йешиве, на что они жить-то будут? Я говорю, молодец, правильно решил, нельзя бросать учебу, а насчет пропитания — посмотрите на его женатых одноклассников — как они радуются, смеются, вы видите печаль на их лицах? Никто не выглядит худым и голодным, никто не печалится и не грустит и Вам не надо беспокоится.

Мы должны выделить время в течение дня для изучения Торы и Всевышний пошлет нам достойный заработок без перенапряжения. Я был знаком с двумя бизнесменами — один биржевой брокер из Нью-Йорка, другой — торговал фьючерсными контрактами в Чикаго. Оба — знатоки Торы, работали по 1,5-2 часа, остальное время уделяли учебе и семье. Первый помогал родным, друзьям и другим людям правильно вкладывать свои деньги, второй сидел на телефоне и в Интернете и покупал-продавал пшеницу, ячмень, рожь будущих урожаев. Оба зарабатывали сумасшедшие деньги, изучая Тору весь день.

Вдруг в какой-то момент оба почувствовали вкус денег и решили уделить больше времени заработку. Постепенно изучение Торы стало занимать у них все меньше времени, а работа — все больше. В итоге один неправильно вложил деньги в нефть на Ближнем Востоке, второй потерял деньги на резком падение рынка, в итоге не стало ни денег, ни Торы, обе семьи в кризисе.

Вспомним как наши предки в пустыне — учили Тору целый день от Моисея и Арона и получали ежедневную порцию манны на каждого члена семьи, не работая вообще, но целиком полагаясь на Всевышнего. Работа на зарплату — это самый большой тест на веру Всевышнему. Некоторые люди говорят — я верю Всевышнему от всей души, искренне, а сами работают по 15 часов. Если человек действительно верит Всевышнему — то он верит, что получит от Него средства для достойного существования. Это и есть часть плана Всевышнего — помочь нам проявить нашу веру в Его милосердие и заботу. Не можем же мы всецело полагаться на хозяина компании, где мы работаем. Сегодня он нас нанимает на работу и мы получаем заработок с его руки, а завтра он, наш хозяин из такой же плоти и крови увольняет нас безо всякого сожаления и беспокойства о нашем завтрашнем дне.

Разве можем мы все наше существование и благополучие всей семьи поставить в полную зависимость от каприза или настроения одного человека? Если ваш босс понимает, что деньги в его компанию приходят сверху и он является посредником между Вами и Всевышним, который через босса посылает Ваш заработок — то он хороший бизнесмен и правильно ведет дело.

А если он — самодур и эгоист, думающий что все и все зависят целиком от него, то он перекрывает и себе и Вам канал сверху и Вам обеспечены проблемы на работе.

Король Давид в псалме 145 говорит: «Все глаза к Тебе устремлены, и Ты даешь им пищу их своевременно. Открываешь [Ты] руку Твою и насыщаешь все живое по его желанию». Все, что мы должны делать — улыбаться, верить Всевышнему, что все будет хорошо и псалом подтверждает, что пища дается от Всевышнего. И мы читаем этот псалом в молитвах — два раза в утренней молитве «Шахарит» и один раз в послеполуденной — «Минха». Это дает нам веру во Всевышнего и подтверждает ее.

А Давид никогда не терял веру и никогда не сомневался во Всевышнем, он не ходил на войну без Торы. А войско он подбирал по законам Торы, а именно: перед очередным боем выходил военачальник короля и восклицал: все, кто в этом году женился — выйти из строя и они покидали строй, идя домой. Дальше — кто в этом году построил дом — выйти из строя и эти покидали войско. Дальше — кто посадил виноградник в этом году — выйти из строя. Наконец — кто боится идти в бой — выйти из строя. С теми, кто оставался, Давид шел на сражение. Придя на поле боя, он делил все войско на две части — одни шли в окопы, другие садились учить Тору, на следующий день они менялись местами. И если мы почитаем историю — Давид не проигрывал сражения.

Из истории с манной небесной мы выучиваем, что Всевышний дает каждому столько, сколько ему нужно и тогда, когда ему нужно, опять же при условии веры в Него. Вы скажете — читай псалом 145 три раза в день и будешь иметь легкий заработок? Во-первых секрет мы еще до конца не раскрыли, а во-вторых, все проблемы, которые мы встречаем на своем пути сигнализируют нам о недостатке нашей веры. Цель творения — приобрести настоящую веру во Всевышнего, как же нам узнать, что мы ее еще не достигли в полной мере? Вот нам Всевышний и посылает сообщение в виде проблем и трудностей и мы понимаем, что еще нужно двигаться дальше и работать над собой больше.

Наша молитва есть ни что иное, как доказательство нашей веры, и если в молитве мы просим Его о своих нуждах, то мы верим в Его милосердие и доброту и ждем ответа. Мы заявляем в молитве, что полностью полагаемся на Всевышнего и ожидаем от Него достойного заработка, при этом не работая по 14 часов в день. Тогда мы спокойно открываем Тору и начинаем учить больше, а работать меньше.

Нет в Торе такой заповеди — волноваться за свой заработок. Но есть заповедь — учить Тору и она повторяется несколько раз. Вот это мы и должны выполнять — это наша обязанность. А Всевышний должен позаботиться о нашем пропитании. — это Его обязанность. Так чего мы волнуемся — это не наша работа, наша работа — Тора и заповеди, а работа Всевышнего — волноваться за наше существование.

Многие люди делают с точностью до наоборот — они берут на себя все волнения за заработок и пропитание, а Всевышнему оставляют учить Тору и выполнять заповеди. Поэтому люди страдают от стрессов, язвы, психических отклонений, они начинают работать на докторов и на аптеки. Наше тело не рассчитано и не создано для стрессов, ударов, волнений, депрессии — это явный сигнал для нас, как на приборной доске машины сигнальная мигающая лампочка. Любое наше волнение — это недостаток веры.

Как только мы начинаем волноваться — мы сразу отстаем от поезда, мы уже не выполняем задачу, которую возложил Всевышний на нашу душу. Есть вера — есть легкий заработок, нет веры — работа по 14 часов, до 7-го пота, как тот осел. Наши мудрецы говорят: «Если человек принимает на себя ярмо Торы — с него снимается ярмо труда, если он принимает на себя ярмо труда — с него снимается ярмо Торы» — не может человек иметь два ярма.

Давид сказал: «Мы рождены, чтобы работать», так что каждый может выбирать занятие по вкусу сам — или работать на фабрике или в офисе, полном головной боли, или же работать над Торой, Талмудом, заповедями.

Для тех, кто выбирает путь заработка, предложенный Всевышним — откройте Тору, главу «Бешалах», 16 (4-36) история о манне. В течение 40 лет Всевышний открывал для нас небеса каждый день и кормил нас манной буквально с ложечки «сам, как мама кормит грудного младенца». Чтение этого отрывка занимает 4-5 минут, многие люди читают этот отрывок каждый день, а почему — потому что его чтение приносит благословение сверху и приносит заработок.

Дорогие друзья, читайте, изучайте, богатейте и наслаждайтесь полноценной жизнью.

Новости одной строкой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *