Что говорить при входе на кладбище мусульман
Дуа на кладбище
Посещение наших умерших, которые покоятся на кладбище, является сунной. В самом начале своего призыва посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал зияраты (посещение) на кладбища, так как в то время посещение кладбищ было переплетено с различными ложными верованиями.
Цель этого запрета состояла в том, чтобы люди, только недавно принявшие Ислам, не говорили у могил то, что было принято говорить во времена джахилии. Однако впоследствии, когда исламская вера укрепилась в сердцах последователей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), он разрешил своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах) посещать кладбища, чтобы живые могли извлекать из этого уроки и делать дуа за умерших.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только разрешил, но и указал на желательность зиярата к усопшим. Подтверждая это, он и сам посещал кладбища.
Передают со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عن زِيَارَةِ القُبُورِ فَزُوروها
«Раньше я запрещал вам посещать кладбища, но отныне посещайте их». (Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فَمَنْ أرَادَ أَنْ يَزُورَ القُبُورَ فَلْيَزُرْ؛ فإنَّهَا تُذَكِّرُنَا الآخِرَةَ
«. а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напомнят ему о смерти».
Как указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в посещении кладбищ заключена большая мудрость. Это напоминает человеку о смерти, об Ахирате, и он делает там дуа для умерших.
Для посещения кладбищ нет какого-то определённого времени, поэтому их можно посещать в любое время. Человеку, пришедшему на зиярат к могиле, следует вести себя так же, как если бы он посещал этого человека до того, как тот умер.
Пришедшему на кладбище или тому, кто проходит мимо него, первым делом следует приветствовать обитателей могил. После этого желательно обращаться к Всевышнему с мольбами за умерших.
Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что в конце каждой ночи, которую у неё проводил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он выходил на кладбище Аль-Баки’ и говорил:
السَّلامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنينَ، وَأتاكُمْ ما تُوعدُون، غَداً مُؤَجَّلُونَ، وَإنَّا إنْ شاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحقُونَ؛ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأهْلِ بَقِيعِ الغَرْقَدِ
«Ас-саламу ‘аляй-кум, дара кавмин му’минина, ва ата-кум ма ту’адуна, гадан муаджжалуна, ва инна, ин шаа-Ллаху, би-кум ляхикуна. Аллахумма-гфир ли-ахли Баки‘и-ль-Гаркад».
«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит наш срок, и, поистине, если будет угодно Всевышнему Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости усопшим на Баки’ аль-Гаркад!» (Муслим)
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха, что мне говорить?» − имея в виду посещение кладбища. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
قُولي: السَّلامُ على أهْلِ الدّيارِ مِنَ المُؤْمنينَ وَالمُسْلمينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ المستقدمين منّا والمستأخرين، إنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Говори: «Ас-саламу ‘аля ахли-д-дияри мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва ярхаму- Ллаху-ль-мустакдимина мин-на ва-ль-мустаъхирина, ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ляхыкун«.
«Мир лежащим здесь верующим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам»». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пришедший на кладбище, сказал:
السلامُ عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Ас-саламу ‘аляйкум, дара каумин муъминина, ва инна ин шаа-Ллаху би-кум лахикун».
«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам». (Абу Давуд, Ибн Маджа)
Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо могил в Медине, повернулся к ним лицом и сказал:
السَّلامُ عَلَيْكُمْ يا أهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنا وَنَحْنُ بالأثَرِ
«Ас-саляму ‘аляй-кум, я ахля-ль-кубур! Ягфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум! Антум салафу-на, ва нахну би-ль-асар».
«Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами». (Тирмизи)
Тому, кто придёт на кладбище, желательно как можно больше читать Коран, поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами за тех, кто похоронен на этом кладбище, за других покойных и за всех мусульман. Желательно также часто посещать кладбища и как можно больше стоять у могил достойных людей.
Также тому, кто посещает могилы, желательно делать искреннее намерение и проявить адаб к тем кто, погребён в этих могилах.
Целью посещения кладбищ должно быть довольство Всевышнего; улучшение состояния своего сердца благодаря отдалению от мирского и мыслям об Ахирате, смерти и месте, куда человек отправится после смерти; а также польза для умершего благодаря мольбам за него, чтению Корана и зикра.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
3 дуа, читаемые на кладбище
Вопрос: Каждый раз, когда я посещаю кладбище, становится неудобно из-за того, что не знаю дуа, которое там читают. И каждый раз делаю намерение выучить такую молитву, но потом забываю. Напишите, пожалуйста, дуа, которое читают при посещении кладбища.
Ответ:
Из сунны Пророка ﷺ до нас дошли ряд дуа, читаемые при посещении кладбиша. Приведём некоторые из них:
Дуа на кладбище №1
السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
«Ас-саляму ‘аля аhли-д-дияри мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва ярẍамуллаhу-ль-мустаḱдимина минна ва-ль-мустаъхирина, ва инна иншааллаhу би-кум ляẍиḱун»
Смысл: «Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам» (имам Муслим).
Дуа на кладбище №2
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
«Ас-саляму ‘аляйкум, дара ḱавмин муъминина, ва инна иншааллаhу бикум ляẍиḱун».
Смысл: «Мир вам, о пребывающие в обители уверовавших, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам» (имамы Абу Давуд и Ибн Маджа).
Дуа на кладбище №3
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ يَا أَهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنَا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنَا وَنَحْنُ بِالْأَثَرِ
«Ассаляму ‘аляйкум, я аhля-ль-ḱубур! Яґфируллаhу ляна ва лякум! Антум саляфуна, ва наẍну биль-аҫар».
Смысл: «Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами» (имам ат-Тирмизи).
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано: «Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие» (Ибн Абд аль-Барр).
Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, стремиться добиться довольства Господа, оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.
Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над этим. Размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать там что-либо из Корана и затем мольбу.
Да примет Всевышний все наши дуа, и да простит прегрешения ушедшим в мир иной! Амин.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Адабы, которые необходимо изучить перед посещением кладбища
Адабы посещения могил. (Источник фото: dumrt.ru)
Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо кладбища, увидел женщину, которая рыдала возле могилы близкого ей человека. Пророк сделал ей наставление: «Побойся Аллаха и прояви достойное терпение».
Женщина не узнала Пророка и в сердцах сказала ему: «Уйди, ведь тебя не постигло то, что постигло меня!». Ничего не сказав, Посланник ушел. Ей рассказали о том, что это был Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), после чего она поспешила к нему домой и сказала: «Я не узнала тебя тогда». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Воистину, терпение надо проявлять в самый трудный момент» (аль-Бухари, Муслим).
Эти и другие хадисы показывают нам, что при посещении кладбища нужно придерживаться определенных правил.
Прежде чем говорить об адабах, следует сперва упомянуть достоинство посещения кладбища, ведь это деяние напоминает людям о неизбежности смерти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Посещайте могилы, ведь это напомнит вам о жизни вечной».
Многие ученые говорили, что посещение могил является сунной муаккада (то есть, сильной сунной). Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) периодически посещал могилы своих сподвижников, просил за них прощения у Аллаха и молился за них. Причем, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посещал кладбище в любое время суток: днем и ночью, не ограничивая это каким-либо промежутком времени.
Один из мудрецов говорил: «Если дела твои плохи, то наведайся на кладбище, ведь это смягчает сердце и напоминает о Вечности». Сообщается, что когда при Усмане (да будет доволен им Аллах) говорили об Аде и Рае, он не плакал. Когда же ему напоминали о могилах и загробной жизни, он начинал плакать. Однажды его спросили о причине этого, и он сказал: «Могила – первая обитель человека в Вечности. Если он спасется в ней от наказания, то остальные этапы будут легче для него. Если же он не спасется, то дальше будет только хуже».
Адабы посещения кладбища:
1. Искреннее намерение.
Самым главным адабом посещения могил, конечно же, является правильное намерение. Какое бы поклонение ни совершал человек, без искреннего намерения он может не получить обещанных наград или даже заработать грех. Человек, отправляющийся на кладбище, должен стремиться этим выполнить сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сделать добро для верующих душ, которые ожидают от нас дуа.
2. Приветствие при входе на кладбище.
Пришедшему на кладбище первым делом нужно поприветствовать обитателей могил так, как делал это Посланник Аллаха (мир ему). В одном из хадисов Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что на ее вопрос: «Что мне говорить при посещении кладбища?», Пророк ответил ей: «Говори следующие слова:
السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
«Ас-саламу галя ахль ад-дияр мин аль-му’минина ва аль-муслимина. Ва ярхаму-л-Лаху аль-мустакдимина минна ва аль-муста’хирина, ва инна ин ша Аллаху бикум лахикун».
«Мир лежащим здесь верующим и мусульманам. Да помилует Аллах тех из нас, кто ушел раньше, а также тех, кто задержался. Мы, если Аллах пожелает, скоро присоединимся к вам» (Муслим).
3. Запрещено сидеть на могилах.
К очередному правилу посещения кладбища относится запрет на ходьбу над могилами. Запрещается также сидеть на могилах или опершись на них. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сидеть на горящем угле, который прожжет вашу кожу и одежду, куда лучше для вас, чем сидеть на могилах» (Муслим).
Также о запрете ходьбы над могилами посланник Аллаха говорил: «Я бы предпочел пройтись по горящему углю или мечу, чем ходить по могиле мусульманина» (Ибн Маджа).
Эти слова Пророка указывают на то, что могилы людей достойны уважения. Возле них не следует заниматься пустой болтовней, бесполезными делами и тем более переходить границы, установленные посланником Аллаха.
4. Чтение Корана возле могил.
Множество ученых из предшественников Уммы говорили о том, что нет ничего дурного в чтении Корана возле могил. Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) писал: «Желательно после погребения прочитать часть Корана возле могилы усопшего. Если же люди сделают хатм (то есть, прочтут весь Коран), то это будет лучше».
Также ученые высказывались о желательности посвящения наград за чтение Корана усопшим. На дозволенность этого указывают различные хадисы и высказывания сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И позволяется посвящать усопшим награду не только за чтение Корана, но и за любые другие благодеяния. Имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал: «В соответствии с текстами, пришедшими в этом вопросе, любое из добрых деяний доходит до умершего».
5. Запрещено ругать покойных.
Желательно упоминать хорошие качества умерших и запрещено ругать их и вспоминать об их грехах. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе запретил ругать покойных мусульман: «Не поносите мертвецов, ведь они уже завершили свой срок пребывания (в этом мире)» (аль-Бухари).
В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не поминайте умерших, кроме как благими словами!» (ан-Насаи).
Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище
Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.
Поможет ли усопшему чтение дуа
В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.
Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.
Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.
Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.
Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.
Мольбы живых за ушедших:
Виды дуа для чтения после смерти близкого
Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.
Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.
В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:
Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.
Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.
Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.
При входе на кладбище
Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.
Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.
Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:
Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.
На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.
На похоронах
После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.
Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.
Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.
В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.
Смысл дуа на похоронах возле могилы:
О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.
Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.
При посещении могил
Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.
Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:
При посещении дома умершего
Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.
Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.
Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:
Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.
Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:
Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.
Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.
Тексты дуа на кладбище
Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:
На кумыкском языке
Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:
Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.
Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.
На аварском языке
Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:
Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, Аллах, присоединимся нужее нижехъе.
Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.
Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.
Что говорит Шариат о посещении кладбищ?
Мы все будем там…
Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.
Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.
Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.
О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).
Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).
Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.
После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».
Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):
«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.
Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».
Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Хани-фы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.
Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т. е. совершение обряда «Кульху») якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той её стороне, где находится лицо умершего.
История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (мир ему и благословение). Также известны могилы обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своём заблуждении, мы знаем, что Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.
Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.
Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.
О посещении кладбища женщинами.
Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.
Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.
В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».
Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.
Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.