Что говорить при разговении в день арафа
Что говорить при разговении в день арафа
Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى
«Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»
Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля
Дуа после разговения (ифтара)
ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله
Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).
Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах
Дуа после разговения (ифтара)
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ
«О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».
Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту
Дуа после разговения (ифтара)
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ
Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение
Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт
Что говорить при разговении в день арафа
Хадж – пятый столп ислама (Фото: shutterstock.com).
Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) – дословно переводится как «праздник жертвоприношения». Этот великий праздник наступает во всем мусульманском мире спустя 70 дней после Рамадана.
Перед Курбан-байрамом мусульмане отправляются в священные земли, совершить хадж – пятый столп ислама. Этот непростой путь каждый правоверный должен пройти минимум раз в жизни и так, чтобы Аллах дал возможность поднять уровень его религиозного и нравственного развития. Но для этого необходимо потрудится.
Зачастую, несмотря на современные блага цивилизации, паломники испытываются Всевышним различными лишениями. И практически все возвращаются с хаджа уже немного другими.
Праздник Курбан-байрам проводится в десятый день месяца Зульхиджа. В этом году праздник выпадает на 20 июля. Однако, накануне Курбана, то есть 19 июля в День Арафа рекомендуется держать пост (уразу).
Ля Иляха Илляллах Вахдаху ля Шарикя Ляху (Фото: shutterstock.com).
Пост в Арафа помогает верующим почувствовать единение со всеми хаджиями, которые в это время стоят на горе Арафат и просят Аллаха о прощении своих грехов.
Из хадисов нам известно, что пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Самым благословенным днем является день Арафата, с точки зрения благословенности он похож на пятничный день. День Арафа лучше семидесяти хаджей совершенных не в пятницу. Самая благословенная дуа – это дуа, сделанная в день Арафа. Самыми благословенными словами, произнесенными мною и пророками до меня, являются слова «Ля Иляха Илляллах Вахдаху ля Шарикя Ляху (Нет Бога, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей» (Муватта, Хадж, 246).
Также достопочтенная Аиша (р.а.) сказала:
«Ни в один из других дней Аллах Всевышний не освобождает столько своих рабов от огня, как в день Арафата. Аллах проявляет милость к своим творениям, и хвалит их перед ангелами» (Муслим, Хадж, 436).
Что нужно сделать, чтобы пост в день Арафа прошел идеально, ведь Всевышний Аллах заповедал поститься самым совершенным образом и в соответствии с совершенной мудростью?
Мы решили привести несколько действий, из-за которых пост может действительно нарушится и стать испорченным.
• Любой сознательный прием пищи или жидкостей, а также вступление в интимную близость. В этих случаях пост человека нарушается и требуется каффарат.
• Прием пищи после имсака, с уверенностью, что время сахура еще не вышло. В этом случае пост нарушается, и необходимо возместить только этот день поста.
• Проглатывание сырого риса, теста, муки или орехов в скорлупе нарушает пост, но требует только возмещения этого дня.
• Если будут проглочены слезы или пот, то и в этом случае пост будет нарушен, и необходимо будет возместить этот день.
• Намеренное вызывание рвоты полным ртом. В этом случае необходимо возместить только этот день поста.
• Обратное заглатывание рвотных масс нарушает пост и требует возмещения этого дня.
• Если во время чистки зубов будет проглочена зубная паста, то пост будет нарушен.
• Нарушает пост проглатывание крови из кровоточащих десен.
• Нарушает пост проглатывание того, что не является пищей. Например, камня, земли, ваты, сухой травы, бумаги и прочего.
• Проглатывание дыма чего-либо горящего нарушает пост и требует возмещения этого дня.
• Проглатывание пищи, оставшейся между зубами, если ее количество больше горошины.
• Если у женщин во время поста начнутся месячные, их пост будет нарушен, и до окончания месячных они не держат пост.
Затем они должны возместить пропущенные дни.
Поистине, дни перед Курбан-байрамом являются одними из самых ценных в году днями прощения и искреннего поклонения.
Известно, что посланник Аллаха (с.а.с.) касательно поста в день Арафата говорил:
– «Тому, кто станет держать пост в день Арафата, запишется вознаграждение, вдвое превышающее количество людей, которые жили на земле, начиная с Адама (а.с.) и вплоть до того момента, когда подуют в рог».
– «Пост в день Арафата, равен тысяче дней нафиль поста».
Сухур и ифтар (утренний и вечерний прием пищи)
Аудио версия настоящей статьи:
Все материалы о мусульманском посте находятся здесь.
Прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых очевидных признаков приближения рассвета:
«. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. » (Св. Коран, 2:187) [1].
Если в том или ином городе нет мечети и человек не может найти местного расписания соблюдения поста, тогда для большей уверенности лучше завершить сухур не позже чем за полтора часа до восхода солнца. Время восхода можно найти в любом отрывном календаре. О важности утреннего приема пищи свидетельствуют, например, следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!» [2].
Также в достоверном хадисе сказано: «Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост): (1) поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи] [3], (2) поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву], (3) поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]» [4]. Если человек, намеревавшийся поститься, не поест до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.
Ифтар (вечерний прием пищи) желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]» [5]. Разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то — с простой воды [6]. После ифтара можно, например, прочитать одну из следующих молитв:
Дуа № 1
Транскрипция: «Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ. يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي. اَلْحَمْدُ ِللهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ
Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся» [7];
Дуа № 2
Транскрипция: «Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккяльту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли яй гаффару ма каддамту ва ма аххарту».
اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ. فَاغْفِرْ لِي يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَا أَخَّرْتُ
Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»
Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста [8].
Скажите, пожалуйста, как правильно начинать прием пищи в священный месяц Рамадан? Индира.
Вода, финики, фрукты.
Имам мечети, в которой я совершаю коллективную молитву, сказал, что прием пищи необходимо прекратить после призыва на утреннюю молитву, а остаток пищи, который находится во рту на момент призыва, необходимо выплюнуть и прополоскать рот. В том месте, где я живу, слышно призывы одновременно из нескольких мечетей, с интервалом времени от 1 до 5 минут. Насколько принципиально прекратить прием пищи с того момента, как я услышал первый призыв? И если были допущены подобного рода упущения, необходимо ли восполнить пост? Гаджи.
Восполнять пост не нужно. Расчет в любом случае примерный, а в аяте на этот счет сказано:
«…Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]» (см. Св. Коран, 2:187) [9].
В дни поста прекращайте прием пищи с началом азана из любой местной мечети, включая те, где на 1–5 минут позже.
Мой друг во время поста ел с вечера и на сухур не вставал. Разве его пост правилен с точки зрения канонов? Ведь насколько я знаю, нужно проснуться до восхода Солнца, проговорить намерение и принять пищу. Вильдан.
Утренний прием пищи желателен. Намерение — это, в первую очередь, вознамеренность сердцем, мысленный настрой, и реализовано оно может быть с вечера.
До которого часа можно принимать пищу утром? В расписании есть Фаджр и Шурук. На что ориентироваться? Арина.
Необходимо прекратить есть примерно за полтора часа до рассвета. Вы ориентируетесь по времени Фаджр, то есть по началу времени утренней молитвы.
Во время Рамадана так получилось, что я, то ли не услышал будильник, то ли он не сработал, проспал сухур. Но проснувшись на работу, я проговорил намерение. Скажите, пост, соблюденный таким образом, засчитывается? Арслан.
С вечера вы собирались встать утром и поститься, а значит, имели сердечное намерение. Наличия этого достаточно. Словесное намерение лишь дополнение к намерению сердцем, в мыслях.
Почему пост начинается раньше утреннего азана? Если после имсака и до азана принял пищу, действителен ли пост? Если нет, то почему? Омар.
Пост действителен, а запас времени (прописываемый в некоторых расписаниях) — для подстраховки, но канонической необходимости в нем нет [10].
Зачем на всех сайтах пишут время «имсак», причем всегда разное, хотя все ссылаются на хадис о том, что даже во время азана на утренний намаз Пророк разрешал дожевывать? Гульнара.
Имсак — желательная граница, в отдельных случаях очень желательная. Лучше прекратить пост за час и двадцать минут либо полтора часа до восхода солнца, указываемого в обычных отрывных календарях. Граница, которую нельзя переступать, — азан на утреннюю молитву, время которого указано в любом местном расписании намазов.
Мне 16 лет. Я первый раз держу уразу и многого еще не знаю, хотя с каждым днем нахожу для себя что-то новое об Исламе. Сегодня утром я проспала дольше обычного, проснулась к 7 утра, не произнесла намерения, меня мучили угрызения совести. И еще приснился сон, что я соблюдаю пост и приняла пищу раньше времени. Может, это какие-то знаки? Вот уже целый день не могу прийти в себя, на душе как-то тяжело. Нарушила ли я пост?
Пост не был нарушен, ведь вы намеревались поститься в этот день, и знали об этом с вечера. Произносить намерение лишь желательно. А тяжело на душе или легко зависит в значительной степени от вас самой: важно не то, что происходит, а то, как мы к этому относимся. Верующий относится ко всему позитивно, с энтузиазмом, заряжает других энергией, оптимизмом и никогда не теряет надежду на Божью милость и прощение.
У меня возник спор с приятелем. Он принимает сухур после утренней молитвы и говорит, что это позволительно. Я попросил его привести доказательство, но ничего внятного от него не услышал. Объясните, если вас не затруднит, можно ли принимать пищу после наступления времени утренней молитвы? И если да, то до какого периода? Мухаммад.
Такого мнения нет и никогда не было в мусульманском богословии. Если человек намеревается поститься, то крайним сроком приема пищи является азан на утреннюю молитву Фаджр.
Я держу священный пост. Когда наступает время четвертой молитвы, я сначала пью воду, кушаю, а потом иду молиться. Мне очень стыдно, что я сначала не молюсь, но голод берет вверх. Большой ли грех я совершаю? Луиза.
Нет греха, если время молитвы не вышло. А выходит оно с наступлением времени пятой молитвы.
Действителен ли пост, если я поел в течение 10 минут после азана на утреннюю молитву-намаз? Магомед.
Придется восполнить его одним днем поста после месяца Рамадан.
У нас молитву читают до того, как начинают разговляться, хотя у вас на сайте написано, что она читается после ифтара. Как быть? Farangis.
Если вы имеете в виду молитву-намаз, тогда первым делом следует попить воды, затем помолиться и уже после этого садиться есть. Если же вы говорите о молитве-ду‘а, то ее можно читать в любое время и на любом языке.
Дополнительное видео с нашего ютуб-канала tvumma на тему сухура и ифтара
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее об отсутствии канонической необходимости заблаговременного прекращения приема пищи (имсак) до азана на утреннюю молитву, что местами практикуется сегодня, см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.
[2] Хадис от Анаса, Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 197, хадис № 3291, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 312, хадис № 557; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 631.
[3] Смысл в том, что в соответствии с Сунной человек во время, например, вечернего разговения первым делом пьет воду и может съесть несколько фиников. Затем совершает вечернюю молитву-намаз и уже после ест. Первое питье воды после дня поста промывает желудочно-кишечный тракт. Кстати, очень полезно пить натощак теплую воду с разбавленным в ней медом. В хадисе рекомендуется пищу (потребляемую после совершения вечерней молитвы) особо не разбавлять водою. Одновременное обильное питье и потребление еды ведет к затруднению пищеварения (снижается концентрация желудочного сока), несварению, порой к изжоге. В период поста это влечет за собой неудобства, связанные с тем, что вечерняя еда не успевает перевариться, и человек после этого либо не ест ранним утром, так как не испытывает голода, либо ест, но получается «еда на еду», что в еще большей степени затрудняет процесс переваривания пищи и не приносит ожидаемой пользы.
[4] Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3429, «хасан».
[5] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 579, хадис № 9771, «сахих».
[6] Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 437, хадис № 7120, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 314, хадис № 565, 566; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.
[7] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 632.
[8] Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан». В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих». Также имеется хадис о том, что «не отвергаема мольба постящегося на протяжении всего дня поста». Св. х. аль-Барраза. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296.
[9] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.
[10] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 312, 313.
Дуа, которые Пророк ﷺ читал во время ифтара
После длительного соблюдения поста в летний день для мусульман наступает время радостного разговения – ифтара. Слово «ифтар» в арабском языке означает завершение поста, разговение, нарушение начатого поста или же несоблюдение поста вовсе.
В последнее время русскоязычные мусульмане традиционно используют слово «ифтар» в значении разговения и еды, которую они принимают для разговения. В некоторых случаях этим термином называют и мероприятие, где мусульмане собираются и совместно принимают пищу для разговения.
Пост является одним из столпов Ислама и подразумевает отказ постящегося от еды, питья и интимных отношений с рассвета и до захода солнца. Временем же ифтара является наступление времени вечернего намаза. Несоблюдение поста или его нарушение без уважительной причины до наступления времени ифтара запретно и считается большим грехом.
Что же касается ифтара после наступления времени вечернего намаза, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал спешить с его совершением и разговляться фиником, водой или чем-то сладким.
От Сахля Ибн Саада (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الفِطْرَ
«Не покинут блага мою умму, пока они будут спешить разговляться». (Бухари, Муслим)
Передают со слов Сальмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ صَائِمًا، فَلْيُفْطِرْ عَلَى التَّمْرِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدِ التَّمْرَ، فَعَلَى الْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ
«Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то – водой, ибо, поистине, вода очищает». (Имам Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджах, Тирмизи)
Также передаётся множество хадисов, в которых сообщается о том, что произносил и какие дуа читал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время разговения.
Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн Абу Муляйки, что ‘Абдуллах бин ‘Амр ибн Аль-‘Ас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:
سمعتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: إنَّ للصَّائِمِ عِنْدَ فِطْرِهِ لَدَعْوَةً ما تُرَدُّ
«Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, есть такая мольба, которая не отвергается, когда постящийся обращается с ней к Аллаху во время разговения«».
Ибн Абу Муляйка добавил:
«И я слышал, как во время разговения ‘Абдуллах говорил:
اللَّهُمَّ إني أسألُكَ بِرَحْمَتِكَ الَّتِي وَسِعَتْ كل شئ أنْ تَغْفِرَ لي
«Аллахумма, инни ас’алю-кя би-рахмати-кя-лляти васи‘ат кулля шай’ин ан тагфира ли».
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая объемлет всё, простить меня». (Ибн Маджа, Ибн ас-Сунни)
От Муа‘за бин Зухра передаётся, что до него дошло, что, разговевшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ، وَعَلى رِزْقِكَ أفْطَرْتُ
«Аллахумма, ля-кя сумту ва ‘аля ризки-кя афтарту».
«О Аллах, ради Тебя я постился и дарованным Тобой пропитанием разговелся». (Абу Дауд)
От Абдуллаха ибн Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, разговевшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
ذَهَبَ الظَّمأُ، وابْتَلَّتِ العُرُوقُ، وَثَبَتَ الأجْرُ إِنْ شاءَ اللَّهُ تَعالى
«Захаба-з-замау, ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах».
«Ушла жажда, жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Всевышнему Аллаху». (Абу Дауд, Ан-Насаи)
Также сообщается, что Муа‘з бин Зухра сказал, что после разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:
الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذي أعانَنِي فَصَمْتُ، وَرَزَقَنِي فأفْطَرْتُ
«Аль-хамду ли-Лляхи ллязи а‘ана-ни фа-сумту, ва разака-ни фа-афтарту»
«Хвала Аллаху, Который помог мне, благодаря чему я соблюдал пост, и даровал мне средства к существованию, благодаря чему я разговелся». (Ибн ас-Сунни)
Также от ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что во время ифтара Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) обычно говорил:
اللَّهُمَّ لَكَ صُمْنا، وَعلى رِزْقِكَ أَفْطَرْنا، فَتَقَبَّلْ مِنَّا إنَّكَ أنْتَ السَّمِيعُ العَلِيمُ
«Аллахумма, ля-кя сумна ва ‘аля ризки-кя афтарна, фа-такаббаль мин-на, инна-кя Анта-с-Сами‘у-ль-ль-‘Алим».
«О Аллах, ради Тебя мы постились и дарованным Тобой пропитанием разговелись, прими же это от нас, поистине, Ты Слышащий, Знающий». (Ибн ас-Сунни)
В этих и других хадисах приводится множество различных дуа, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал во время ифтара.
Мы же можем ограничиться одним из них, а кто желает большего вознаграждения, пусть читает все эти мольбы, и по воле Всевышнего его мольба станет именно тем дуа, которое не отвергается, когда постящийся обращается с ним к Аллаху во время разговения.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.