Что говорит господь о деньгах
Евангелие про деньги
ПОЧЕМУ МЕНОВЩИКИ — РАЗБОЙНИКИ?
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников
(Мф 21:12–13).
ЧЕМ ЦЕННА ЛЕПТА?
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк 12:41–44).
Выражение «внести свою лепту» давно и прочно вошло в наше словоупотребление. Обычно предполагается, что это некий весьма скромный вклад. Однако Христос, напротив, оценивает две лепты вдовы выше всех богатых подношений. Что же представляла собой эта сумма — две лепты во времена земной жизни Спасителя?
Лепта — самый мелкий номинал для обозначения денежных сумм той эпохи. Название монеты — римское. Но тот факт, что вдова опустила свой дар в сокровищницу Храма, указывает, что монета была иудейской чеканки. Дело в том, что кроме тирских статиров римские оккупационные власти разрешили иудеям чеканить мелкую медную монету — пруту. Вероятнее всего, упомянутая в Новом Завете лепта была разновидностью иудейской пруты. Как можно увидеть в тексте Евангелия, две лепты составляли кодрант — также мелкую медную монету. Четыре кодранта были равны одному медному же ассарию. А вот шестнадцать ассариев можно было обменять уже на серебряный динарий. Столько составляла тогда плата наемному работнику за один день. На эти деньги можно было купить ягненка. То есть вдова положила в сокровищницу 1/64 стоимости ежедневного заработка рабочего. В переводе на сегодняшний счет это примерно рублей двадцать. Но это было всё, что вдова имела. Больший уровень нищеты трудно себе представить. Однако Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько человек жертвует, а на то, сколько у него остается после этой жертвы. Поэтому и сегодня каждый из нас не должен смущаться тем, что, возможно, у него недостаточно средств на дела милосердия в трудные времена. Обладая даже самым мизерным достатком, можно и нужно помогать ближним в ту меру, которая нам доступна. И пускай это будут совсем небольшие деньги. В любом случае, они, наверное, будут уж никак не меньше двух лепт вдовы по стоимости. Но зато и никак не ниже этих же двух лепт по цене в очах Господа.
КАКОЙ ТАЛАНТ САМЫЙ ВАЖНЫЙ?
Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и кланяясь ему, говорил: государь! Потерпи на мне, и я всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:23–35).
Сегодня слово «талант» воспринимается исключительно в контексте еще одной евангельской притчи — о закопанных талантах.
Подразумевается, что это некая полученная от рождения способность, которую нельзя, что называется, зарывать в землю, а нужно непременно развивать. Однако в античном мире это слово имело куда более прозаический смысл и обозначало меру веса. Изначально, в Греции он был равен одной стандартной амфоре воды, примерно 26 литров. Со временем талантами стали измерять деньги. Например, у иудеев серебряный талант весил примерно 44 кг. Но это вовсе не значит, будто существовала огромная монета такого веса. Талант был исключительно счетной единицей и употреблялся для определения очень больших денежных сумм. Так, в переводе на римские монеты талант во времена земной жизни Спасителя был равен 6000 динариев. Нетрудно сосчитать, что должнику из притчи нужно было заплатить царю шестьдесят миллионов динариев. И эта абсолютно невозможная к выплате сумма была ему прощена, после чего он отказался простить уже своему должнику неизмеримо меньший долг, за что и был наказан.
Понятно, что в притче Господь говорит о прощении вообще любых согрешений, в которых перед нами виновны наши ближние. Но во времена финансовых и экономических кризисов буквальный смысл этой притчи зачастую тоже становится актуальным: у людей по разным причинам появляются друг перед другом долги, которые они не в состоянии отдать в обещанный срок. И, наверное, здесь-то как раз самое время вспомнить притчу о немилосердном заимодавце, вспомнить о том, что, сколько бы денег у нас ни было, все они — не наши, все получены нами в управление от Господа. Который, до поры не требует с нас отчета об их употреблении. Но рано или поздно этот отчет придется дать каждому из нас. И, возможно, единственным оправданием тогда для кого-то сможет стать прощенный или отсроченный долг, за который он не стал терзать должника, подобно безжалостному заимодавцу из притчи
церковь Христа
Деньги — одна из наиболее часто упоминаемых тем в Библии. Большинство притч или ситуаций, связанных с Иисусом, так или иначе касались денег (таланты, сокровища, Закхей, молодой юноша, монета в рыбе и т.д.)
Тема личных финансов и пожертвований — вопрос праведности
В последней главе Евангелия от Матфея Иисус призывает нас сделать все народы Его учениками и научить их всему, что Он повелел. Мы это и стараемся делать — влиять друг на друга, не просто приходить по воскресеньям на собрание, но быть внимательными друг ко другу, к образу жизни, который мы ведем, к словам которые мы говорим, к молитвам, изучению Библии. У нас даже специальные уроки есть, семинары о том как быть хорошими родителями, супругами и так далее. И было бы странно, если бы мы самую упоминаемую Иисусом тему в Писании вообще не затрагивали. Иисус много говорил и учил о деньгах.
Начнем с начала, то есть с учения Христа о деньгах. Вот, к чему он призывает:
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лук
Это о доходах. Суть — не нужно переживать. Работать и надеяться на Бога.
Продавайте имущество и помогайте бедным, заводите себе кошельки, что не знают износа, копите богатство, которое не оскудеет, — на небесах, куда вор не доберется и где моль не съест. Потому что где ваше богатство, там будет и сердце ваше. (Лук.12:33,34)
Вот Его учение. Он призывает конвертировать деньги в добрые дела, собирать сокровища на небесах. И следить за своими сердцами — какое место деньги и имущество занимают в нашем сердце. Это важно, потому что деньги и имущество легко могут стать идолом.
Человеку свойственно и это естественно улучшать условия своей жизни.
Мы не стесняемся спрашивать учеников об их чистоте, отношениях с Богом, браке, воспитании детей, миссии, потому что от этого напрямую зависит их праведность. Не стоит мистифицировать и вопрос финансов. Тема обращения с деньгами также касается праведности человека, и нам не нужно стесняться об этом говорить.
Это не значит, что всем нужно знать кто сколько денег получает, потому что это может вызывать зависть, будем искушены сравнивать и либо превозноситься, либо завидовать. Но такие вопросы должны звучать: как ваш семейный бюджет? хватает ли вам на жизнь? получается ли откладывать? как со сбором? как с особенным сбором? как вы тратите? как сейчас твое сердце по отношению к деньгам?
Много хлеба [бывает] и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. (Прит.13:24)
Не у всех естественным образом получается мудро обращаться с деньгами. Бог дал нам церковь в том числе для того, чтобы мы помогли друг другу жить счастливо и мудро распоряжаться теми ресурсами, которые у нас есть. Если мы учимся друг у друга служить Богу, иметь хорошие браки и воспитывать детей, здорово также учиться хорошо иметь дело с финансами.
Об этом нужно говорить! Десятина и особенные пожертвования — личная ответственность каждого ученика.
Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Малахия
Поклонение Богу нашими финансами — часть наших взаимоотношений с Ним. Наравне с молитвой и изучением Библии, то как мы обращаемся с деньгами, показывает наше отношение к Богу. Очень важно иметь в сердце отношение «управляющего». Мы не являемся собственниками своего имущества, мы лишь распоряжаемся им во славу Бога.
Бог серьезен о десятине и приношениях. Если мы не показываем Ему свое поклонение в финансах, Он воспринимает это как кражу. Несмотря на то, что Новый Завет не говорит напрямую о десятине, Иисус упоминает, что этого не стоит «оставлять» (Матф.23:23). Кроме того, в первой церкви мы видим даже более высокий стандарт, где ученики продают свои имения (Деяния 2:45).
В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. (1Кор 16:2)
Вот как в Новом Завете апостол Павел учит относиться к пожертвованиям. Состояние и доход у всех разный, но жертвовать Богу — личная ответственность каждого без исключений.
Деньги — зло?
Мы в самом начале прочитали отрывок, где Иисус призывает продавать свое имущество. В книге Деяний мы видим это в начале церкви, что христиане продавали и приносили. Но в более поздних посланиях для нас становится очевидно, что все-таки в церкви есть бедные и богатые. И Павел призывает одних к одному, других к другому.
ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. (1Тим.6:10)
Вопреки расхожему мнению, зло — не сами деньги, а любовь к ним. По своей природе деньги нейтральны — это средство приобретения материальных благ. Они могут быть использованы как для плохих дел, так и для хороших.
Некоторые люди ошибочно считают, что быть богатым и иметь много денег — грех. На самом деле в Библии мы видим множество примеров богатых и праведных людей, которые активно служили Богу своим имением (Авраам, Иов, Давид, Соломон, Закхей и другие).
Разделить всем поровну — не план Бога. Мы видим, что Он дает каждому по способностям и ожидает скромности как от дающего, так и от принимающего помощь.
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1 Тимофею
Когда у всех все поровну, никто никому не нужен. Совершенный план Бога в том, чтобы через несовершенных людей влиять на других таких же.
Богатым нужно учиться быть щедрыми. Ты понимаешь часть божьего характера — быть щедрым. Расточает благодать.
Бедным нужно учиться быть скромными. «Просите и дано будет вам». Иисус учит просить. Это позиция человека перед Богом. Через бедность ты учишься полагаться не на свое имущество, но на Бога, и Ему это нравится — у Него есть где Себя проявлять. Сила в слабости.
Сколько нужно зарабатывать?
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. (Рим.13:8)
Писание явно говорит о том, что нам нужно стремиться к тому, чтобы ни от кого не зависеть в своих повседневных нуждах. Более того, в нашем бюджете должно быть место для материальной помощи людям, находящимся в нужде (Ефесянам 4:28). Понятно, что бывают ситуации, где нет другого выхода, кроме как взять в долг. Но нам нужно быть уверенными, что это насущные нужды. Нам нужно стараться всячески избавляться от любых долгов, если они есть, и не создавать новых.
и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались. (1Фесс.4:11,12)
Мы верим, что Иисус призывает нас быть примером и источником света для людей вокруг. Подобным образом, церковь должна быть известна тем, как мы обращаемся с деньгами. Порядок в личных финансах и отсутствие долгов могут стать отличной проповедью как для наших близких, так и для новых знакомых.
Управлять большим имуществом, быть предпринимателем — это дар. Но хорошо управлять личным бюджетом или бюджетом семьи — это наша ответственность научиться этому.
Кроме того, Писание призывает нас обличать людей, которые не хотят работать и пытаются жить за счет других. Такое поведение апостол Павел называет бесчинством (2 Фессалоникийцам Если человек отказывается менять подобный греховный образ жизни, он не может быть частью сообщества верующих.
Желание Бога в том, чтобы мы трудились. Работа — это Его благословение, данное нам, для того, чтобы наша жизнь была полной и мы чувствовали себя реализованными и удовлетворенными (Екклесиаст
Как расходуются финансы церкви?
Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов. (Деян.4:34-37)
Ученики в первой церкви приносили свои пожертвования апостолам и доверяли, что те мудро распределят эти средства. В современной церкви ответственность за распределение десятин и пожертвований ложится на руководство поместной церкви. При этом мы понимаем, что наши жертвы мы приносим не конкретным людям, а Богу.
Когда человек говорит: «Я не отдаю десятину, потому что не доверяю лидерству. Лучше я сам решу как потратить, а не какие-то люди, которым я не доверяю», это говорит о недоверии Богу, потому что это Он ставит конкретных людей распределять эти средства. (Ефесянам Также, перед Богом эти люди будут нести ответственность за то, как они эти средства распределяли.
остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми. (2 Кор.8:20,21)
Руководство церкви несет ответственность перед Богом за распределение финансов церкви, а также дорожит чистой совестью не только перед церковью, но и перед внешними людьми.
Мы в последнее время делали отчеты об особенных пожертвованиях, в этом году мы постараемся сделать отчет о расходовании вообще всех средств. Абсолютные значения мы на называем из соображений безопасности, а также для того чтобы ни у кого не было искушений осуждать или завидовать. Все асболютные значения известны главному бухгалтеру, финансовому комитету. Мы регулярно встречаемся и обсуждаем. Например, в этом году нам удалось договориться о снижении ставки арендной платы на следующий год.
1. Финансы и пожертвования — вопрос нашей праведности и отношений с Богом, об этом нужно говорить.
2. Десятина и особенные пожертвования — личная ответственность каждого из нас. Нет исключений.
3. Деньги — не зло. Зло — это любовь к деньгам. Они нейтральны.
4. Нам нужно зарабатывать столько, чтобы как минимум самостоятельно обеспечивать свои нужды. Работа — это благословение от Бога и наша часть!
5. Отвественность за финансы церкви лежит на оплачиваемых служителях, которые любят Бога и церковь. Бог с них спросит за это.
Итак, отношение к деньгам — важный показатель наших отношений с Богом. И нам важно помочь каждому ученику в нашей группе быть праведным в этом и иметь правильное отношение.
Это тема к которой нужно периодически возвращаться на встречах малых групп.
Практические моменты:
— Посвятите одну из встреч малой группе обсуждению финансов.
Спросите у кого как получается с деньгами, предложите свою помощь в планировании бюджета. Если помощь нужна вам, обратитесь к ученикам, у которых это хорошо получается. Обсудите также как ученики готовятся к особенному сбору.
— Лучше всего вдохновлять людей откладывать сбор сразу, как получают доход. (Прит.3:9,10) Начатки прибытков. Если откладывать это на потом, часто в конце месяца на сбор не хватает.
— Безналичные пожертвования в церковь являются основанием для получения налоговых вычетов, с помощью которых можно проще накопить особенный сбор или закрыть какую-то нужду! Кроме того, они предпочтительнее для бухгалтерии, так как средства поступают непосредственно на расчетный счет.
— Накопления это нормально! Вдохновляйте учеников иметь фонд для чрезвычайных ситуаций (Екклесиаст 11:2)
Богатство
Размышления над страницами Библии
Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 – о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст – вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.
Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.
Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете
Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω – см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22)[1]. Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова[2]. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.
Источник богатств – Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня – земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).
По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой»[3], «обилием»[4], «мудростью»[5], «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).
Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).
Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).
Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9).
На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.
«Горе богатым» в Новом Завете
В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).
Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога – богатство «благодати» (χάριτος – см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος – см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης – см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).
Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).
Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.
Итак, надо всё продать и стать нищим?
Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.
В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10–12).
В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12).
Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).
И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).
Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).
Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18)[6].
Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.
Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому[7], пьянице[8], ведущему распутный образ жизни[9], злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).
Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5).
Может ли богатство быть добродетелью?
Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».
Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.
В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.
То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7).
В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос.
Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.
Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).
Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых – сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).
Щедрость для богатых и бедных – особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых – Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.
По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая – давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник – см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42); вторая – давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» – Лк. 6: 30); третья – самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 16: 9).
«Посему, кто владеет собственностью, – замечает Климент Александрийский, – и золотом, и серебром, и домами, – как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».
Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство – это не норма дохода на душу населения, а – превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком – получит награду, а нерадивый – потеряет и то, что думает иметь.
Иеромонах Ириней (Пиковский),
преподаватель Сретенской духовной семинарии