Что говорит библия о зле

Зло, злодеяния,злоумышленник,злодейство

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. 1Тим.6,10

Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником. Притч.24,8

Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Пс.33,17

Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Пс.33,22

Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. Пс.36,1

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. Рим.2,9

Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром. Рим.12,21

Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. Пс.27,3

Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. Пс.30,19

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Притч.20,22

Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. Прит.27,14

..потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет. Прит.24,20

Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! Пс.108,20

..но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Быт.3,5

Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. Пс.139,12

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Быт.3,22

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. Исх.23,2

Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя. Пс.139,2

Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Прит.8,13

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло. Ис.1,16

Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. Прит.14,17

Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Ис.5,20

Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. Прит.30,10

Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми. Екк.6,1

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Екк.8,11

Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей. Ис.13,11

И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. Екк.11,10

За зло своё нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. Прит.14,32

..ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Пс.36,9

Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими. Пс.36,12

Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною. Пс.51,3

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Быт.6,5

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. Быт.6,11

Не делай зла, и тебя не постигнет зло. Сир.7,1

Остерегайся злодея, – ибо он строит зло, – чтобы он когда-нибудь не положил на тебе пятна навек. Сир.11,33

Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего. Сир.14,5

Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это – воздаяние за злобу его. Если он и делает добро, то делает в забывчивости, и после обнаруживает зло своё. Сир.14,6–7

Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души. Сир.14,8

Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу. Сир.14,9

Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своём терпит скудость. Сир.14,10

Вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его. Вт.9,18

Истреби зло из среды себя. Вт.13,5

Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете. 1Цар.12,25

Есть зло, которое видел я под солнцем, это – как бы погрешность, происходящая от властелина; невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Еккл.10,5

..ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. Ин.3,20

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Притч.16,27

Кто за добро воздаёт злом, от дома того не отойдёт зло. Притч.17,13

Удерживайтесь от всякого рода зла. 1Фес.5,22

Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Пс.36,9

..злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.Ужас и яма и петля для тебя, житель земли! Ис.24,16–17

Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 1Пет.3,9

Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Притч.17,11

Не помышляют они в сердце своём, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицем Моим. Ос.7,2

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Библия о добре и зле

Часто люди задают вопрос: Почему добрый Бог допускает зло?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что является добром и злом в глазах Бога. Но сначала подберём синонимы к словам «добро» и «зло»:
Добро/доброе: благое, хорошее, положительное…
Зло/злое: нехорошее, недоброе, худое, отвратительное, плохое, мерзкое…

I. ЧТО В ГЛАЗАХ БОГА ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОМ?

1. Бог и добро:
А. Всё было создано Богом очень хорошо: Бытие 1:31 «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Б. Всё доброе исходит от Бога: Иаков 1:17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
В. Бог – единственный, кто по-настоящему благ: Матфея 19:16-17 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

2. Что, по мнению человека, является добром:

Итак, мы рассмотрели, что в глазах Бога и что в глазах человека является добром. В чём разница между понятиями человека и понятии Бога о добре (благе)? А разница в том, что понятия человека – материальные, мирские, земные. Бог есть Дух, и Его понятие о добре – духовные, связанные с вечными, непреходящими ценностями и вечной жизнью.
Данная разница в духовных и недуховных понятиях и мнениях описана в Библии следующим образом: Римлянам 8:5 «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном».

II. ЧТО В ГЛАЗАХ БОГА ЯВЛЯЕТСЯ ЗЛОМ?

1. Источники зла
А. Главный источник зла – Сатана (Дьявол):
Библия называет Сатану лукавым: Матфея 6:13 «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Иоанна 17:15 «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». В обоих случаях используется греческое слово «poneros», означающее «приносящий боль, зло».
Сатана как источник зла: Матфея 5:37 «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Иоанна 3:8 «Кто делает грех, тот от Диавола, потому что сначала Диавол согрешил». 1 Иоанна 5:18 «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему».

Б. Вторым источником зла является человек:
Матфея 12:34-35 «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».
Матфея 15:18-19 «. исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».

В. Третьим источником зла является грех:
Римлянам 7:14-20 «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

2. Что Библия называет злом:
А. Сегодняшний мир назван злым (лукавым):
Галатам 1:3-5 «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь».
1 Иоанна 5:19 «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле».

Б. Погубить душу – это зло: Лука 6:9 «Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали». Согласно этого стиха, спасение души является добром, а погибель души – злом.

В. Семь вещей, которые в глазах Бога являются злом (мерзостью):
Притчи 6:16-19 «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

III . ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА

1. Что произошло в Эдемском саду?
Бытие 2:9, 16-17 «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
В результате грехопадения, человек…
– познал зло (ведь добро он уже знал): грех и его последствия.
– понял и оценил, чего он лишился (не ценим, пока не потеряем): Человек лишился не только вечной жизни в Эдемском саду, но и взаимоотношений со своим Творцом, что было самым главным благом, которое он имел в жизни.

Теперь человек рождается грешным: со знанием того, как творить зло, и незнанием того, как творить добро. Более того, человек рождается неспособным различать добро и зло. В Библии сказано, что только у совершенных «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Совершенными здесь названы зрелые в вере христиане – те, кто, примирившись с Богом через жертву Христа, постоянно возрастает в вере через познание Божьего Слова.

2. Какие требования предъявляет Бог к тем, кто различает добро и зло?
3 Иоанна 1:11 «Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога».
Римлянам 16:19 «. желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».
Римлянам 12:9 «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Псалтирь 96:10 «Любящие Господа, ненавидьте зло!»
Иаков 4:17 «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».

Вопрос для обсуждения: Почему Бог сразу не разрушил мир после того, как человек согрешил?
Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко себе представить, что произошло между Богом и первыми людьми. Дело в том, что Адам и Ева, вкусив плоды дерева познания добра и зла, поставили под сомнение не только Божье Слово, но и власть (руководство) Бога. Они захотели быть богами: Бытие 3:4-5 «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Это можно перефразировать следующим образом: «Зачем вам Бог? Зачем Ему подчиняться? Вы сами можете стать богами». Адам и Ева захотели стать богами и хозяевами своей жизни.
Господь Бог, уважая их выбор, не уничтожил Адама и Евы. Изгнав Адама и Еву из Эдемского сада, где они могли бы наслаждаться вечной жизнью и всеми благами, которые сотворил для них Господь, Бог предоставил им возможность «насладиться» последствиями своего собственного выбора и показать на деле, являются они богами или нет. Это был дисциплинарный шаг со стороны нашего Создателя.
Кроме того, Бог не уничтожил первых людей после их грехопадения потому, что Он хотел, чтобы человек пожил на земле и увидел, к чему приведёт его грех, совершённый в Эдемском саду.

Сегодня Господь призывает всех отвернуться от зла и научиться делать добро:
Исаия 1:16-20 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».
Данное обещание Бог исполнил через искупительную жертву Иисуса Христа.

Источник

150. Библия о познании Добра и Зла

На своей странице я неоднократно обращался к теме познания отличия Добра от Зла, творимого самим человеком.
В конце этих статей я обычно кратко выражал свое отношение к этой проблеме в виде следующего заключения:
«Желаю всем Людям идти по Жизни с Любовью ко всему Сущему в Мире и творить только Добро!».
Из своего жизненного опыта я сделал вывод о том, что есть такие люди, которые не видят разницы между Благом – Добром и Злом.

Поэтому многие люди на нашей Матушке Земле творят такие поступки, которые удовлетворяют всем их желаниям, считая, что для этого все способы хороши.

Мое понятие о Добре и Зле является результатом моего личного интуитивного понимания, основанного на анализе содержания заповедей Иисуса Христа:

— «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» Евангелие от Иоанна, 15,17.

— Золотое правило из Нагорной проповеди:
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» Евангелие от Матфея.

… 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В заключение привожу небольшой фрагмент из сайта – « Библейские термины и понятия.
Познание добра и зла. ( gornee.ru/bibltermini/poznaniedobra.html).

Я сам впервые ознакомился с этим текстом только при написании данной статьи.

« Познание добра и зла.

«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло, не видел Бога» (3Иоан.1:11).

Следующие библейские строчки учат отвращаться от зла и делать добро, да и вся Библия, от корочки до корочки учит этому же.

«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17).
«Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» ( 1Пет.4:19).
«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» ( Рим.12:9).
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим.12:17).
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
«Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (Амос 5:14,15).
А также см. Второзаконие 30:15-18; Исаия 5:20; К Римлянам 16:19; 2-е Коринфянам 13:6,7; Иоанна 5:28,29; 1-е Петра 3:12,13; Псалтирь 36:26,27.

И я также:
Желаю всем Людям идти по Жизни с Любовью ко всему Сущему в Мире и творит только Добро!

Источник

ЗЛО (EVIL)

В Библии показана история зла – его происхождение, борьба с добром и конечное поражение от рук неизменно благого Бога. Будучи неотъемлемой частью истории от начала до конца, зло последовательно проявляется в широком наборе библейских образов. В основном природа и дела зла выражаются в Писании через следующие образы: 1) света и тьмы, 2) направления, 3) преследования, 4) сельского хозяйства, 5) тела и 6) повседневной домашней жизни. При всех своих различиях эти образы изображают зло как недопустимое искажение добра.

Зло и добро: тьма и свет. В Писании зло неизменно соседствует с добром и противостоит ему. Коренное различие между ними раскрывается уже в Быт. 2:9 при первом упоминании о дереве познания добра и зла. С одной стороны, есть источник всякого добра – вечно благой Бог, сотворивший все сущее «хорошим весьма» ( Быт. 1:31 ); с другой стороны, есть все то, что противоборствует совершенной природе Бога и Его делам. Адам и Ева стали выразителями этого водораздела в роде человеческом, когда воспротивились воле Бога и затем познали добро и зло ( Быт. 3:22 ). Вся история взаимоотношений человеческих существ с Богом развивается в контексте этого противостояния добра и зла, например, когда люди любят больше зло, нежели добро ( Пс. 51:5 ) или зло называют добром, а добро злом ( Ис. 5:20 ). Пророки призывают Божий народ возненавидеть зло и возлюбить добро ( Ам. 5:15 ), а в Евр. 5:14 «совершенными» названы те, кто «приучены к различению добра и зла».

Поэтому в Библии зло чаще всего показывается не изолированно, а в связи с добром, то есть с Богом. Бог обращает лицо против зла и делающих зло ( Пс. 33:17 ; Иер. 23:30 ). Благость Бога первична; зло противостоит Его благости, и в этом противостоянии природа зла выражается лучше всего.

Противостояние зла добру в Библии изображается с помощью образов тьмы и света. С добром и Самим Богом свет связывается с самого начала, когда Бог Своим словом произвел свет, увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. Тьма, напротив, противодействует свету и добру и часто изображается отчужденным от Бога миром зла. В Иов.34:22 говорится о беззаконниках, тщетно пытающихся укрыться от Бога во тьме и в тени смертной. Во тьму этого мира пришел свет Иисуса Христа, но «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 1:4–5, 3:19–20 ). «Народ, ходящий во тьме», – греховный народ, который «увидит свет великий» обещанного Христа ( Ис. 9:2 ).

Сияние света во тьме символизирует не только изначальное творение, не только пришествие Христа, но и искупление конкретных людей от зла греха и от смерти. «Вы были некогда тьма, – писал Павел ефесянам, – а теперь – свет в Господе» ( Еф. 5:8 ).

Образы направления. Противостояние зла добру изображается также в Писании посредством образов направления движения. Добро – определенный свыше путь и направление движения к Богу, свету и жизни, зло же ведет в противоположную сторону, к тьме и смерти. Давид в своей последней песни радуется, что он «хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом» ( 2Цар. 22:22 ).

Образ направления движения, даже в географическом смысле, присутствует на всем протяжении Ветхого Завета. О необходимости «уклоняться» от зла часто говорят как Давид и Соломон, так и пророки ( Пс. 17:22, 33:15, 36:27 ; Притч. 13:19 ; Иер. 18:11, 25:5 ; Иез. 33:11 ). Люди изображаются путешественниками, выбирающими направление движения: либо по «пути зла» ( Иов. 22:15 ; Пс. 118:101 ; Притч. 28:10 ), либо по «пути праведных», уводящему от зла ( Притч. 16:17 ). В Новом Завете образ направления движения разрабатывается менее последовательно, отчасти, быть может, потому, что Иисус Христос уже пришел и сказал: «Я есмь путь» ( Ин. 14:6 ). В лице абсолютно праведного Сына Божьего путь от зла к Богу нашел ясное выражение. Пролитая Им Кровь открыла «путь новый и живой» для приближения к Богу ( Евр. 10:19–22 ). Когда Павел говорит о тех, кто «не покоряются истине, но предаются неправде», мы понимаем, что он имеет в виду отвергающих Иисуса Христа и отвращающихся от Него, Который есть единственный путь к Богу ( Рим. 2:8 ). Когда Павел наставляет Тимофея избегать похотей и держаться правды, мы понимаем, что он направляет сердце молодого человека на путь от мира ко Христу ( 2Тим. 2:22 ).

Образы преследования. В совете, который Павел дал Тимофею, находят выражение уже рассмотренный образ направления движения и еще один: образ зла как преследования. Злые дела и носители зла предстают в виде агрессивных преследователей человеческих душ, стремящихся «уловить» их в свои сети ( Притч. 5:22 ). Зло «уловляет» беззаконников, а нечестивый «уловляется грехами уст своих» ( Притч. 11:6, 12:13 ). Часто мы видим, что в ловушку попадает тот самый нечестивец, который ее расставляет: «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму» ( Притч. 28:10 ). В следующей главе злой человек попадает в сеть своего греха ( Притч. 29:6 ). В молитве Давида о «воздаянии» его врагам мы видим аналогичную ироническую картину зла, переносящегося с преследуемого на преследователя ( Пс. 53:7 ). Предупреждая Каина, чтобы тот усмирил зло в своем сердце, Бог метафорически изображает зло чудовищем, «лежащим» у двери Каина и готовым уничтожить его ( Быт. 4:7 ).

Преследование чаще всего заканчивается смертью: кажется вполне логичным, что в конце концов зло (персонифицированное) «убьет грешника» ( Пс. 33:22 ). В самом процессе преследования, пленения и умерщвления подразумевается не только охота, но и борьба, даже война. В Писании зло изображается сильным противником, который угрожает смертью, но в конце концов сам будет «поглощен» Богом ( Ис. 25:8 ). В Библии олицетворением этого противника служит прежде всего сатана, «лукавый» – главный враг Бога ( Мф. 6:13, 13:19 ; 1Ин. 2:13–14 ). В то же время противником предстает и зло само по себе, в любой форме противостоящее добру и пытающееся его погубить и уничтожить.

Сельскохозяйственные образы. Образы зла, а также разрушения и смерти, которые оно влечет за собой, в Писании показаны на примерах не только преследования и борьбы, но и вполне обыденного сельскохозяйственного мира. Распространение влияния зла на все стороны жизни падшего мира демонстрируется с помощью множества разных библейских образов. В сельскохозяйственной символике зло чаще всего проявляется в виде безобразных, нежелательных или вредных растений, таких как терние ( 2Цар. 23:6–7 ), трава ( Пс. 91:8 ), остатки соломы на поле ( Мал. 4:1 ) и плевелы ( Мф. 13:37–43 ). В каждом из этих четырех случаев речь идет о людях, предавших себя злу. В показанных картинах не только раскрываются злые дела этих «делателей зла», но и показывается конец, к которому такие люди придут: терние (нечестивые) будет «выброшено» и «сожжено». Беззаконники, возникающие и цветущие как трава, «исчезнут на веки». Солома, символизирующая надменных и нечестивых, будет «попалена» огнем в день суда, и не останется ни корня, ни ветвей. Наконец, в рассказе Матфея Иисус Сам объясняет символику, называя плевелы «сынами лукавого», посеянными дьяволом, которых Божьи ангелы соберут и бросят в огонь. С другой стороны, злу противопоставляется добро: у Матфея «доброе семя» символизирует «сынов Царствия», посаженных Иисусом Христом, «Сыном Человеческим», которым суждено навеки «воссиять, как солнце» вместе с Богом.

Образы тела. Лишь в немногих случаях зло в Писании показывается независимым от его исполнителя или носителя. Иов сетовал, что когда он «чаял добра, пришло зло» ( Иов.30:26 ). В современных же представлениях проявляется тенденция рассматривать зло как более самостоятельное и абстрактное понятие. Что касается Иова, он мог говорить так, потому что не знал о небесных носителях зла, которых он не слышал и не видел. В подавляющем большинстве библейских упоминаний о зле оно связывается с определенным посредником, будь то человек или нет. А коль скоро в большинстве случаев его носителем выступает человек, не удивительно, что мы видим целую серию образов, в которых зло отождествляется с различными частями человеческого тела.

Например, зло часто связывается со ртом: «под языком» нечестивого зло <«мучение»>и пагуба ( Пс. 9:28 ), его уста «изрыгают зло» и «глотают неправду» ( Притч. 15:28, 19:28 ), он закусывает себе губы и «совершает злодейство» ( Притч. 16:30 ). Губы, в частности, изображаются питающими, выплевывающими или скрывающими намерения злого сердца.

Образом активного зла в действии служат руки ( Иов. 8:20 ; Пс. 70:4, 124:3 ; Ис. 56:2 ; Иер. 23:14 ; Мих. 7:3 ). Рука Бога никогда не связывается со злом, более того, во всех случаях образ руки зла приобретает истинное значение при его противопоставлении руке Бога, которая на всем протяжении Писания символизирует Его праведное и любящее отношение к Своему творению. В образах уст, сердца, глаз, рук и ног ( Притч. 4:27, 6:17–18 ) Библия рисует живой и наглядный портрет зла, яркие картины, которые читатели не могут не понять.

Образы, связанные с повседневной жизнью. Последнюю группу образов можно было бы назвать «все остальное». Вместе с тем, свойства образов, присущие этому ряду, связывают их с конкретными повседневными заботами и тем самым побуждают причислить их к одной категории обычных домашних дел. Эти образы особенно близки семейной и домашней жизни, и в них показывается, как зло может распространяться на все стороны человеческой жизни.

В Ветхом Завете зло изображается порой гостем, пришедшим в дом или обитающим «в шатрах твоих» ( Иов. 11:14 ). Давид осуждает своих врагов, «ибо злодейство в жилищах их». В Притч. 17:13 говорится, что зло не отойдет от дома того, кто за добро воздает злом: зло – это гость, который хочет обосноваться навсегда. Этот образ указывает не только на нежелательность приема неподходящего гостя, но и на ответственность человека, который принимает у себя такого гостя и развлекает его.

Зло находит выражение и во многих других образах повседневной жизни: очищения от грязи ( Притч. 20:30 <«врачевство против зла»>; Иер. 4:14 ), рождения или зачатия ( Иов. 15:35 ; Пс. 7:15 ; Ис. 59:4 ), питья и еды ( Втор. 12 ; Втор.14 ; Втор.17 ; Иов. 15:16, 20:12 ; Притч. 19:28 ). Наконец, во многих случаях для изображения порочности зла используется обычный пример отплаты злом за добро: сначала совершается доброе дело, а затем зло извращает его и пытается «воздать злом за добро» ( Пс. 34:12, 37:21, 108:5 ; Притч. 17:13 ; Рим. 12:17 ; ср. 1Пет. 3:9 ).

См. также: АНТИХРИСТ, БЕСЫ, ГЛАЗ, ГРЕХ, ГУБЫ, ЖАТВА, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИСКУСИТЕЛЬ, ЛОВУШКА, ОХОТА, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, РОТ, РУКА, САТАНА, СЕРДЦЕ, СЕЯНИЕ, ТЕЛО, ТЬМА, УХО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *