Что говорит библия о зависти
Зависть
За́висть – скорбь о благе ближнего. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь. От этого греха предостерегает 10‑я заповедь Божия. После смерти души умерших проходят мытарства, 10‑е из них – мытарство зависти.
Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.
«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий.
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его ( Сир.9:14 ).
Откуда берется зависть?
Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его… Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».
Каковы плоды зависти? Чем опасна зависть?
Когда впервые появилась зависть?
Бывает ли зависть у детей?
Зависть бывает и у детей, а потому родителям, прежде всего, надо стараться искоренять ее в детских сердцах при самом первоначальном ее проявлении. Заметив в детях проявление зависти, надо обратить внимание на источники ее зарождения. Если какой из этих пороков замечен в ребенке, тогда, искореняя его, мы этим ослабим и его проявление – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непосредственными проявлениями зависти. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Например, если один с печальным выражением лица смотрит на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше его, если они сравнивают данные им порции одна с другою, если они, наконец, сравнивают между собой купленные для них игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и красивое, – то это верные признаки завистливого сердца у детей. Такого недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, необходимо подавлять его всюду, где оно обнаруживается. А для этого детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи только потому, что и другие получают то же самое, то это есть признак того, что зависть пустила уже глубокие корни в его сердце, и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Чувство зависти могут вызывать и успехи, способности сверстников, красивые и богатые платья и вещи и т.п.
Что такое социальная зависть?
Социальная зависть – это зависть, выходящая за пределы одного человека и охватывающая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что главный источник мировых событий в XX в. – человеческая зависть. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной зависти; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой, социальной зависти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утверждал Ильин, – и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор». Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения – зависть. Те, кто требует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.
О зависти
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3:1–5 ).
Зависть существует и на человеческом уровне. Вспомните библейский рассказ о том, как Каин позавидовал Авелю:
Этот рассказ говорит нам о том, что зависть, которая была принесена в мир диаволом, уже во втором поколении людей становится причиной убийства. Мы никогда не узнаем, почему Господь призрел на жертву Авеля и не призрел на жертву Каина. Может быть, это было связано с внутренним расположением сердца обоих братьев. Видимо, один приносил жертву искренне, другой – формально, без любви. Как бы там ни было, в очах Господа они оказались не равны. И когда Каин увидел, что его жертва отвергнута, это не только огорчило и опечалило его, но и подвигло к убийству брата.
Зависть ослепляет человека. Она заставляет его думать, что преградой между ним и Богом или между ним и какими-то материальными или духовными благами является другой человек, и что как только этот человек будет устранен, все препятствия исчезнут. На самом же деле все обстоит иначе – человек, как правило, не достигает цели по собственной вине, а не по вине другого. Завистник думает, что на этой земле есть только одно место, и это место должно принадлежать ему, а не его конкуренту. На самом же деле на земле есть место для каждого человека, и каждый может реализовать свой потенциал – и духовный, и профессиональный, и человеческий. И если мы не реализуем его по каким-то причинам, то причины эти в нас самих, а не в других людях.
Прочитаем еще один библейский рассказ – об Иосифе и его братьях. Речь в нем идет о том, как Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия зависти.
Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп, встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом, и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел. Братья его досадовали на него; а отец его заметил это слово ( Быт. 37:3–11 ).
Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было ( Быт. 37:12–24 ).
Вы помните, что последовало далее. Братья продали Иосифа в рабство измаильтянам, шедшим с караваном в Египет. Прошло много лет, Иосиф претерпел многие испытания. Он был и рабом, и свободным, был брошен в тюрьму, но в конце концов стал вторым, после фараона, лицом в государстве. И именно тогда произошло то, о чем Бог сказал Иосифу в его пророческих снах. В земле израильской настал голод, и Израиль и его сыновья отправились в Египет, чтобы купить хлеб. Там они встретили Иосифа. И мы помним, как Иосиф узнал своих братьев и как они не узнали его, как долго он испытывал их, пока, наконец, не открылся им и не простил их.
Эта история говорит нам не только о примирении человека со своими завистниками и предателями, но и о том, как Бог таинственно вплетает Свой Промысел в человеческие судьбы. Бог всегда направляет человеческое зло к добрым последствиям. Люди предали своего брата и продали его в рабство, а Господь поставил его господином над всей землей.
Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми; и это понравилось всему народу и слугам Сауловым. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили на встречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене. Но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида; потому что Господь был с ним, а от Саула отступил ( 1Цар. 18:5–12 ).
Это пример зависти, которая происходит по соображениям, если так можно выразиться, карьерного характера. Саул был обеспокоен тем, что Давид стал его соперником, что, имея большую популярность в народе, он сможет претендовать на царство. И Саул вообразил, что лучшим способом решить эту проблему будет умертвить соперника. И в тот момент, когда Давид был беззащитен, безоружен, когда в руках его была лишь арфа, Саул пытается копьем пригвоздить его к стене. Но, опять же, Бог вмешивается в историю: Давид дважды уклоняется от копья. Тогда Саул начинает понимать, что здесь действует Бог, что причина его неудач и успехов Давида в том, что Бог отступил от него, и что Бог теперь с Давидом. А почему Бог отступил от Саула? Именно из-за его зависти, которая фактически парализовала его, сделала неспособным к исполнению воли Божией.
Вспомним теперь несколько эпизодов из земной жизни Спасителя. Когда Иисус родился в Вифлееме и волхвы, придя к Ироду, спросили его, где родившийся Царь иудейский, первой мыслью Ирода было: «А не посягнет ли Он на царство?» И Ирод предпринимает беспрецедентный акт – убивает всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и ниже. Но и тут побеждает Бог, потому что в конечном итоге убитые младенцы стали мучениками за Христа и пошли прямым путем в Царство Небесное, Сам же Христос был сохранен божественным действием для Своего служения.
Зависть окружала Христа, следовала за Ним по пятам в течение всего времени Его пребывания на земле. Вспомним, как относились к Нему фарисеи, архиереи и книжники. До того, как пришел Христос, все было в их руках. Но когда Он начал проповедовать, их авторитет стал стремительно падать. Он нередко в жесткой форме обличал их – за то, что они останавливались на углах улиц и молились напоказ, за то, что устроили торговлю во дворе храма. Он опрокидывал их столы и рассыпал деньги. Они учили людей тому, как нужно соблюдать традиции и предания старцев, а Он говорил, что главное – поклоняться Богу в глубине сердца. Они видели, что за Ним идут тысячи людей, а от них отступают. И архиереи и книжники, задачей которых было служить Богу и учить народ, возгорелись завистью против Иисуса. Они поняли, что, пока Он жив, их учение не будет иметь силы, их нравственный пример не будет убедителен. Слишком яркая Звезда взошла на их небосклоне, затмив их всех. И они приняли радикальное решение – предать Его смерти. И сделали все, чтобы этого добиться. Пошли против существовавшего тогда закона, запрещавшего им предавать смерти человека. Не погнушались даже обратиться к римским властям, к «оккупантам», которых они ненавидели, то есть пошли на нарушение своих же политических установок, чтобы предать смерти Иисуса Христа.
Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов показывают нам, с каким коварством, с каким расчетом действуют люди, одержимые завистью. Но эти примеры показывают нам и другое: божественная правда и божественная справедливость в конечном итоге торжествуют. Даже если человек был не только опорочен завистниками, лишен всего, но и предан смерти, есть будущий век, есть Страшный суд, когда каждому воздастся за его деяния. И завистник будет посрамлен; тот же, кто стал жертвой зависти, будет утешен Господом.
Обратимся теперь к себе и подумаем, как все сказанное выше соотносится с нашей жизнью.
Прежде всего мы должны помнить, что в наши дни зависть столь же реальна, как во времена Христа, во времена Давида и Саула, Каина и Авеля. Много веков прошло, но человек не изменился. Поэтому, если в наше сердце закрадывается зависть к кому-то, нужно бороться с ней всеми силами. Чтобы не поддаваться действию зависти, никогда не следует сопоставлять свою жизнь с жизнью других. Нельзя задавать себе вопрос, почему этот человек имеет больше, чем я, почему он преуспевает больше, чем я, почему он достиг какой-то высоты, а я нет, почему он более угоден Богу, чем я, и т. д. Мы должны смотреть на себя, как мытарь, а не как фарисей. Мытарь предстоял перед Богом как человек недостойный, заслуживающий наказания, но надеющийся на милосердие Божие. Он ни с кем себя не сравнивал, и сердце его было свободно от зависти. Будем благодарить Бога за то, что нам дано, а не хулить Его за то, чего нам не дано. Будем благодарить тех людей, которые встречаются на нашем пути и помогают нам, а не осуждать или ненавидеть тех, кто добился в этой жизни большего, чем мы, кто взошел выше нас.
Хочу сказать еще об одном. Зависть особенно сильна там, где лицом к лицу сталкиваются в схватке божественное и диавольское. Это прежде всего Церковь. В Церкви зависть действует с особой силой и особым коварством. Здесь можно встретиться с такими невероятными проявлениями зависти, которые мы, пожалуй, не встретим вне Церкви. Но это не должно нас смущать. Ведь Церковь – это поле брани, где решаются судьбы человеческие, где битва идет за каждую душу. Судьба каждого человека взвешивается здесь на весах Божиих, это битва за духовное выживание, за спасение, и именно потому зависть здесь особенно сильна.
Ведь и Христос жил в глубоко религиозной среде. И главными Его врагами были не светские люди, далекие от духовной жизни, а именно те, в чьих руках находилось духовное руководство людьми, – архиереи, книжники и фарисеи. Именно под их давлением Пилат, человек светский, был вынужден предать Иисуса смерти. Он искал возможности освободить Арестованного, Который был ему симпатичен, Которому он сочувствовал, ибо понимал, «что предали Его из зависти». А движущей силой убийства были люди религиозные – первосвященники, книжники и старейшины народа – те, кто принимал непосредственное участие в битве за души человеческие.
У зависти множество производных – прежде всего осуждение и клевета. Когда человек ослеплен завистью, он не останавливается ни перед чем – он может оклеветать человека, унизить его, опозорить. Но если клевета обрушивается на нас, нужно помнить, что мы не первые и не последние, кто через это прошел. К сожалению, жизнь так устроена. «Блажени есте егда возненавидят вас человецы, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы…»
В заключении этой беседы я хотел бы прочитать отрывок из книги священномученика Киприана Карфагенского «О зависти и ревности»:
В конечном итоге Господь всегда останется победителем. Только бы каждому из нас оказаться на стороне Бога, а не на стороне диавола.
– В конфликте между Давидом и Саулом явно присутствует вмешательство Божие, а между Каином и Авелем – нет. Должны ли мы пытаться понять и объяснить действия Бога, или это не человеческого ума дело? И можем ли мы рассчитывать на вмешательство Божие в нашу жизнь?
– Рассчитывать на то, что Бог будет вмешиваться всегда и во все именно здесь, на земле, нельзя. Есть вещи, которые Он оставляет на жизнь будущую. Мы ведь верим, что жизнь наша не кончается здесь. Господь отвел копье от Давида, потому что сохранил Давида для служения на земле. А от Авеля Бог не отвел руку брата его, потому что Авель сразу же был призван Им в жизнь вечную. Мы не знаем, почему иногда происходит так, а другой раз иначе. Знаем только, что в конце концов каждый человек за перенесенные скорби будет вознагражден Богом, а тот, кто вынашивал злобу или зависть, будет наказан. Иногда такое наказание настигает грешника в жизни настоящей, а иногда в жизни будущей.
– Мне как историку понятно, что двигателем классовой борьбы всегда являлась зависть. Механизм недовольства масс правительством основан на зависти.
– Вспомним, что происходило после революции 1917 года. Сначала было решено уничтожить всю аристократию. Почему? Потому что эти люди были богаты, получили свое богатство по наследству, а бедняки им завидовали. Несомненно зависть была здесь движущей силой. Но она на этом не остановилась. Покончив с аристократией, стали «раскулачивать» тех зажиточных крестьян, которые ничего не получили по наследству, а свое материальное благополучие создали сами. Те, кто работал хуже и заработал меньше, стали завидовать тем, кто работал лучше и получил больше. К чему это привело? Страна превратилась в государство сплошной нищеты, где уже не было ни наследственного дворянства, ни зажиточного крестьянства. Остались одни босяки, голь. Затем стала создаваться своя, советская аристократия – уже на совершенно другой основе. Но потом и ее стали «раскулачивать» и расстреливать.
Сейчас мы видим: то, что было сделано со страной после 1917 года, добрых плодов не принесло. Потому что секрет успеха не в том, чтобы лишить другого человека, сословие, класс того, чего он достиг, но в том, чтобы самому чего-то достичь. И по-настоящему преуспевающим может быть только то общество, где не пытаются отнять у того, кто имеет больше, якобы в пользу обездоленных, но где каждому человеку дается возможность развиться в ту меру, в какую он способен, где создаются условия для развития материального, духовного и иного потенциала человека. И в мире есть такие государства, где этот принцип действует, и в экономической сфере они гораздо успешнее тех стран, которые из-за «раскулачивания» были ввергнуты в нищету и до сих пор из этой пропасти не могут выкарабкаться.
– Хочу напомнить, что и Иоанна Крестителя подталкивали к тому, чтобы он завидовал Иисусу Христу, но он отверг это искушение…
– Каждый человек, мне кажется, должен знать свое место в жизни, оценивать себя реалистически. Очень часто мы переоцениваем себя, свои силы, свои возможности. Иоанн Креститель прекрасно знал, в чем заключается его миссия: он знал, что призван «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его» ( Мк. 1:2 ), то есть подготовить людей к пришествию Христа. И когда Христос пришел, он выразил это понимание в следующих словах: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Это прекрасный пример для любого человека, в том числе и для священника.
В начале поста мы говорили о духовничестве, о том, как священники иногда склонны превышать свою власть, свои полномочия. Есть священнослужители, которые чувствуют себя слишком высоко поставленными, слишком выделенными из среды прихожан. Стоящий на амвоне пастырь ощущает себя как бы отделенным от паствы, и это порождает чувство собственной исключительности. Такого быть не должно – каждый священник должен помнить, что он, как Предтеча, должен приводить людей ко Христу. Но Христу «должно расти», а священнику – «умаляться». Если человек встал на ноги в духовном отношении, нашел свой путь ко Христу, его духовник не должен постоянно вмешиваться, настаивая на исполнении своей воли и своих советов. Подобно Иоанну Крестителю, он должен дать возможность каждому из своих духовных чад свободно идти ко Христу. Когда народ приходил к Иоанну креститься и спрашивал, что делать, Иоанн отвечал: «У кого две одежды, отдай неимущему; у кого есть пища, поделись с ближним». Когда с тем же вопросом пришли сборщики налогов, он сказал: «Ничего не требуйте более определенного вам». Пришли воины – и получили ответ: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуетесь своим жалованием» ( Лк. 30:10–14 ). Иоанн Креститель давал простые нравственные советы. И не претендовал ни на что большее.
– Должен ли верующий активно участвовать в социальном переустройстве общества?
– Никакого запрета на активное участие в общественной жизни Церковь ни на кого не налагает. Другое дело, что не у каждого человека есть к этому данные и склонность. Есть Марфы и есть Марии. Есть люди, которые занимаются только тем, что вчитываются в слово Божие, вслушиваются в слова молитв – это, например, монахи, многие из которых не только удалялись от социальной вовлеченности, но вообще уходили из мира и жили в пустынях, где их никто не видел. Казалось, никакой пользы обществу они не приносили, но духовное влияние их на общество было огромно. А есть люди, которые более склонны к активной социальной деятельности. Церковь этого никогда не запрещала, более того – она это поощряла. И участие в политической деятельности Церковь не запрещает. Но, включаясь в активную политическую борьбу, человек должен понимать, на что идет и в какой мир входит, с какими силами может столкнуться. Он должен быть готов к тому, что в какой-то момент ему трудно будет сочетать свои религиозные убеждения с тем, что происходит в мире, с борьбой за выживание, за свое место в обществе или в политике.
Церковь не должна занимать какую-то определенную политическую позицию, поддерживать ту или иную партию или государственный строй. В то же время каждый церковный человек, в том числе и священнослужитель, может придерживаться тех или иных политических взглядов. Церковь, безусловно, должна возвышать голос, когда дело касается жизни людей, когда необходимо «печаловаться» за людей перед гражданскими властями. Церковь может иметь социально активную позицию, но от участия в политической борьбе она воздерживается. Церковь во все времена стремилась быть лояльной гражданским властям, даже если власти были ее гонителями. Церковь существует в этом мире как «соль земли» и «свет мира». Что бы ни происходило, каким бы ни был политический режим в той или иной стране, Церковь должна искать способ выжить и нести свое духовное свидетельство.
Библейские исследования. Зависть
. любовь не завидует. ( 1Кор.13:4 )
Дела плоти известны; они суть. зависть.
. Если мы живем духом, то по духу и поступать
должны. Не будем тщеславиться, друг друга
раздражать, друг другу завидовать.
(перевод с греческого) ( Гал.5:19-20, 25-26 )
У него (Исаака) были стада мелкого и стада
крупного скота и множество пахотных полей,
и Филистимляне стали завидовать ему. И все
колодези, которые выкопали рабы отца его при
жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили
и засыпали землею. ( Быт.26:14-15 )
Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет;
но Бог был с ним. ( Деян.7:9 )
И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса
головы моей, и поднял меня дух между землею и
небом, и принес меня в видениях Божиих в
Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных
к северу, где обитал знак (образ, символ)
зависти, который отдаёт собственность владельца
другому.
. И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли
ты, что они делают? Великие мерзости, какие
делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от
святилища Моего. ( Иезек.8:3,6 )
( перевод с иврита )
Ибо знал (Пилат), что (первосвященники и
старейшины) предали Его (Иисуса) из зависти.
( Матф.27:18 )
Сходились также в Иерусалим многие из
окрестных городов, неся больных и нечистыми
духами одержимых, которые и исцелялись все.
Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие
к ереси саддукейской, исполнились зависти, и
наложили руки свои на Апостолов, и заключили
их в народную темницу.( Деян.5:16-18 )
Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и,
противореча и злословя, сопротивлялись тому,
что говорил Павел.( Деян.13:45 )
Ибо и мы были некогда несмысленны. жили в
злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг
друга.( Тит.3:3 )
И большая часть из братьев в Господе,
ободрившись узами моими, начали с большею
смелостью, безбоязненно проповедывать слово
Божие. Некоторые, правда, по зависти и из-за
конкуренции, а другие с добрым расположением
проповедуют Христа. ( частичн. перевод с
греческого )( Филип.1:14-15 )
Да не ревнует (завидует) сердце твоё
грешникам, но страху Господню во всякий день.
( Притч.23:17 ) ( перевод с иврита )
Торопится к богатству завистливый человек,
и не понял, что нищета постигнет его.
( Притч.28:22 ) ( перевод с иврита )
Но если в вашем сердце вы имеете горькую
зависть и сварливость, то не хвалитесь и
не лгите на истину. Это не есть мудрость,
нисходящая свыше, но земная, душевная,
бесовская. Ибо где зависть и сварливость,
там неустройство и все худое.( Иаков.3:14-16 )
Потому что вы еще плотские. Ибо если между
вами зависть, споры и разногласия, то не
плотские ли вы? и не по человеческому ли
обычаю поступаете? ( 1Кор.3:3 )
Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью
к состязаниям и словопрениям, от которых
происходят зависть, распри, злоречия, лукавые
подозрения. ( 1Тим.6:4 )
И поднимет знамя язычникам, и соберет
изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев
созовет от четырех концов земли. И прекратится
зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут
истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и
Иуда не будет притеснять Ефрема.
( Исаия.11:12-13 )