Что говорит библия о работе в церкви
Библия о церкви — какой должна быть библейская церковь?
Це́рковь (от греч. Κυριακόν, «Господу принадлежащее», «Собрание») — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. Какой должна быть библейская церковь и что Библия говорит о церкви?
Библия о церкви — церковь это не здание
Для большинства людей слово «церковь» означает некое религиозное здание, храм. Если вы родились и проживаете в культуре, где распространена одна из традиционных религий, то ваше представление о церкви, скорее всего, будет связано с этой культурой. Большинство людей имеет представление о церкви, основанное на информации, полученной из разных источников, но не из первоисточника — не из Библии. Поэтому, если вы хотите разобраться, что есть церковь на самом деле, что Бог вложил в это понятие — необходимо начать смотреть, что об этом говорит Библия.
Вот лишь несколько таких мест:
Бог не живет в храмах
Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими… (Деяния 17:24)
Идея церкви — это идея и замысел Бога
Я говорю тебе также, что ты — Пётр, и на камне этом Я создам Церковь Мою, и силы смертные не одолеют её. (Евангелие от Матфея 16:18)
Создание церкви — Божья идея и замысел. Какой должна быть церковь и по каким принципам она будет жить — решает Бог. И самые основные принципы существования церкви прописаны в Библии.
Церковь — это семья Бога, а храм Божий — это люди
И, следовательно, вы более не чужие друг другу и не посторонние. Напротив, вы сограждане с людьми Божьими. Вы строите на основании, которое держится на Апостолах и пророках, имея самого Христа Иисуса краеугольным камнем этого основания. Он поддерживает Собой всё это строение, и оно растёт, чтобы стать святым Храмом Господним. (К Ефесянам 2:19-21)
Церковь — это собрание людей, которые связаны друг с другом крепкими отношениями. И именно такое собрание людей, преданных учению Христа Библия и называет церковью — Храмом Господним.
Узнайте больше о церкви — напишите нам, чтобы начать изучать Библию.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Кто такие служители церкви согласно учению Библии?
Кто такие служители в христианской церкви согласно Библии? Иногда мы слышим разговоры о людях, которые находятся «в служении» или «не в служении» в церкви. Что Вы думаете по этому поводу?
Кто может считаться служителем церкви?
Я очень рад, что так много людей задают этот вопрос, потому что есть ложно учение, которое, боюсь, обусловило мнение многих людей. Все христиане участвуют в «служении примирения» в церкви (2 Послание Коринфянам 5).
И всё это исходит от Бога, Который примирил нас с Собой через Христа, и поручил нам служение примирения людей с Собой. Мы несём послание о том, что Бог через Христа примиряет мир с Собой, не держа грехи людей против них, и о том, что Он поручил нам разнести повсюду послание, которое примиряет людей с Ним. И потому мы, посланники Христовы, трудимся и Бог понуждает вас через нас. От имени Христа мы просим вас: «Примиритесь с Богом». (2-е Коринфянам 5:18-20)
В церкви все христиане являются частью «царственного священства», «царей и священников» (1 Петра 2:9; Откровение 1:6, 5:10). Не существует духовенства в церкви Христа. Не существует мирян. Человеческая тенденция заключается в создании «духовного класса», но это плотское начало и явно противоречит духу Нового Завета. Одним словом, все истинные христиане пребывают «в служении» в церкви.
Служение в церкви буквально означает службу. Петр говорит нам, что мы должны использовать наши дарования (таланты, силы, способности), чтобы служить другим:
и, прежде всего, сохраняйте непреходящую любовь друг к другу, ибо любовь покрывает множество грехов. Оказывайте гостеприимство друг другу без ропота. Каждый из вас должен использовать полученный им от Бога дар, как хороший правитель, чтобы послужить другому: кто говорит, пусть говорит словами Божьими; кто служит, пусть служит в полную силу, которую дал ему Бог, чтобы всем этим принести славу Богу через Иисуса Христа. Слава Ему и сила во веки веков. Аминь. (1-е Петра 4:8-11)
Мы все призваны быть слугами – что является еще одним способом сказать, что мы все призваны к служению в церкви. Сейчас я не хочу спорить о словах. (Библия тоже об этом предупреждает!) Но когда говорят «в служении» только об оплачиваемых служителях церкви, то это неверно. Эта неправильная теология будет неизбежно препятствовать другим людям, которые хотят быть полезными, но могут быть в невыгодном положении относительно построения своей жизни по Евангелию.
Христиане всегда находятся в служении в церкви, и ни один верующий никогда не оставит служения – если только он или она не перестанут служить Господу. Я надеюсь, что это жизненно важное разъяснение поможет. Расскажите об этом!
От редактора: Дополнительно вы можете прочитать о ролях служения в книге Эндрю Флеминга «Различные служения и обязанности служителей в Новом Завете»
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Девять библейских истин о содержании церковных служителей.
Что говорит Библия об оплате труда пастора поместной церкви?
Вопрос, на который я постараюсь ответить в этой статье, относится к принципам, установленных Богом об оплате труда пастора (священника):
Можно ли развивать тему об уплате труда пастора местной церкви? Как должно быть проведено оценивание и оплата? Каким должен быть жизненный стандарт, с финансовой точки зрения, одного пастора по отношению к стаду, которое он ведет? Следует согласовывать зарплату пастора с доходами членов местной церкви? Вероятно, есть много вещей, которые необходимо рассмотреть в этом сфере, но мне было бы очень приятно услышать ваше мнение. Спасибо!
Есть несколько мест в Библии, в которых затронута эта тема об оплате труда пастора (священника). На их основе я хотел бы подчеркнуть несколько важных истин:
Апостол Павел посвятил 9 главу в 1Коринфянам полностью этой теме по той причине, что некоторые христиане в Коринфе осуждали его и Варнаву, говоря, что они не имеют право быть на содержании Церкви. Утверждая права христианского работника на поддержку от Церкви, Апостол Павел сравнивает это со служением в Храме во времена Ветхого Завета и говорит:
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. (1Кор.9:13,14)
Итак, Господь Иисус учредил (назначил, установил) что те, кто проповедует Евангелие жили от благовестия, то есть отсюда имели свое содержание.
Я знаю пасторов и работников в Евангелии, которые отказываются жить от благовестия, то есть отказываются получать заработную плату от Церкви и нанимаются на другую работу или начинают бизнес, чтобы иметь поддержку от этого бизнеса и чтобы никто не смог его упрекнуть или несправедливо осудить. Но, и он и Церковь должны понять, что невозможно делать несколько вещей одновременно и при этом делать их хорошо. Работа пастора очень тяжелая и требует много времени и усилий. Поэтому, каждый пастор, священник, каждый работник в Евангелии должен подчиняться Господу Христу, который назначил для тех, кто проповедует Евангелие, жить от благовестия.
В начале 9 главы в 1Коринфянам, Апостол Павел пишет:
Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1Коринфянам 9:3-7)
Все написанное выше являются риторическими вопросами, которыми обращается Павел к коринфским христианам и через которых хочет сообщить, что:
Финансовая поддержка работников в Евангелии должна восполнять потребности его самого и его семьи, чтобы ему больше не приходилось работать на другой работе;
Она включает в себя питание, расходы на поездки, связанные со служением Евангелия (вместе с женой) и все нужное для его служения, точно так же как воину, который идет на войну имеет нужду в оружии, которое он не может приобрести на свое жалование.
Из-за того, что Коринфянам казалось, что с них слишком много просится, когда речь идет об поддержке работников в Евангелии, Апостол Павел снова обратился к ним с риторическим вопросом:
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1Коринфянам 9:11)
Если христианин будет честен и сравнит ценность духовных вещей, которые он получает от тех, которые служат ему в Евангелии с ценностью материальных вещей, которые он предложил, то он увидит, что есть большая разница. Поэтому, когда речь идет о том, чтобы предложить поддержку тем, кто трудится над нашим духовным созиданием, было бы хорошо подумать о ценности духовных вещей, которые мы получили и получаем от них.
Оплата труда пастора (священника) осуществляется в соответствии с благами, которые он сеет.
Даже если он пишет об авторитете святых в Иерусалиме, во 2Коринфянам, Апостол Павел дает несколько важных принципов, которых необходимо брать в учет, когда поместная церковь установила оплату труда пастора или работника в Евангелии. Апостол пишет следующее:
Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. (2Коринфянам 8:11-13)
Церковь должна установить плату работника в Евангелии в соответствии со средствами, которыми она располагает. Очевидно, что в финансовом плане будет разница между маленькой и большой церковью, но также разница будет и в числе работников в Евангелии, которые должны восполнить духовную потребность этих церквей.
Это очень важный принцип. Церковь должна быть сознательной, и каждый член должен понимать, что они имеют долг по отношению к тем, кто трудится в Евангелии. Поэтому каждый должен делиться от своих вещей с щедростью и доброжелательностью, чтобы это было принято пред Богом, как написано:
Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Короринфянам 9:5-7)
В Послании к Галатам, Апостол Павел написал:
Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. (Галатам 6:6)
Повеление адресовано непосредственно к тому, кто получает наставление из Слова и от него просится, чтобы он отделял часть своих благ тому, кто учит его. Хороший христианин никогда не будет презирать этот аспект ученичества. Сразу же после того, как он дал это повеление, Апостол Павел пишет:
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. (Галатам 6:7-9)
Согласно этому стиху, как по-твоему сеет христианин, который отделяет от всех своих благ тому, кто обучает его из Слова Божьего? А как сеет христианин, который не учитывает этот важный аспект христианской жизни?
Когда он наставлял Тимофея о том, как должна быть установлена плата работников в Церкви, Апостол Павел написал ему:
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. (1Тимофея 5:17,18)
Апостол Павел объяснил смысл символа, относящийся к волу, который молотит свою пищу, когда написал:
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. (1Коринфянам 9:9-14)
Таким образом, когда он говорит, что пресвитера, которые хорошо управляют, должны быть удостоены сугубой честью, Апостол относит это и к увеличеной заработной плате, что есть проявление почтения или уважения, которое имеет церковь к этим людям, как к работникам, достойным их оплаты. И это побуждение особенно верно для пресвитеров, то есть для работников в Евангелии, которые трудятся в слове и учении, которое дают другим.
В 1Фессалоникийцам Апостол пишет:
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. (1Фессалоникийцам 5:12,13)
Зарплата, которую предлагает церковь пасторам (священникам), является также и проявлением уважения и любви, которую они имеют к тем, кто больше их.
Положите все эти принципы вместе и, с молитвой и водительством Духа Святого, установите для вашего пастора (священника) оплату, достойную его, вас, как Церковь и Имени Господа нашего Иисуса Христа, который установил, чтобы те, кто проповедует Евангелие жили от благовестия.
Что говорит библия о церкви?
Обновление статьи от 19/04/2016
Церковь это
Что приходит на ум, когда сегодня Вас приглашают в церковь?
Церковь — это здание, клуб, новая вера?
Слово церковь в библии переводится с греческого: экклезия — собрание, общество созванных.
Предлагаю по порядку разобраться, что же говорит Писание про церковь.
Библия про церковь: когда появилась?
В день Пятидесятницы на Церковь (только на Апостолов — Деян 5.13) сошел Дух Святой (Деян 2.1-4) и они получили обещанную им силу.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
(Деян.5:13)
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:1-4)
И поскольку Церковь была явлена в определенное историческое время, Ее не могло быть во времена Ветхого Завета. Более того, тайна Ее была сокрыта во все времена от всех пророков,
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
(Еф.3:8)
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
(Кол.1:26)
хотя в эту тайну хотели проникнуть и Ангелы.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
(1Пет.1:10,11)
Получается, что по плану Бога, церковь была явлена только после воскресения Иисуса Христа, в определенное время.
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)
В Ветхом Завете церкви не было, она была явлены человеку только в Новом Завете.
Что говорит библия о церкви?
Что в Библии говорится о церкви?
Библия о церкви цитаты:
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:25)
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:31,32)
Церковь — это супруга Христа, Он ее Глава.
Еще с Ветхого завета подобные сравнения использовал Бог, чтобы показать Свою любовь и переживания.
5 Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
6 Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и [как] жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
(Ис.54:5,6)
14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
(Иер.3:14)
Народ Бога, Его супруга, дети — все говорит о семье и о любви, которой Бог руководствуется. Если в Ветхом Завете это были лишь образы, то в Новом Завете явил свою заботу через Иисуса Христа.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
(Кол.1:24)
Церковь — это тело Христа.
Какой адрес церкви Христа?
Если есть церковь, то логично предположить, что у нее есть адрес.
Как я могу найти собрание сегодня, если захочу поклоняться Богу в Духе и истине?
В Ветхом Завете был храм, построенный Соломоном, где прибывал Дух Бога. Его строили 13 лет. На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (3Цар 7.47; 1Пар 22.14; железо).
Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней — 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 веке равнялась примерно 1 кг серебра в год..
Этот Храм разрушали несколько раз и снова воссоздавали, к нему стекались евреи для служения и он был центром веры Ветхого Завета.
А что в Новом Завете?
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:19,20)
Иисус сказал, что в любом месте, где христиане будут собираться вместе, молиться Богу, Он будет среди нас.
Какая великая радость знать, что Бог рядом!
Бог разрушил храм Соломона в первом веке руками римлян и рассеял христиан, тем самым упразднив место Богослужения. Бог сделал универсальное место для церкви — любое место!
Собрание можно проводить на улице, на природе, в квартире, в музее, в большом зале — место не важно!
В Новом Завете собрания начали проводить:
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:46,47)
Адрес церкви может быть адресом места, где собираются христиане, а это может быть квартирой, домом или любым помещением.
Библия про храмы
Продолжая духовные сравнения, мы увидим, что даже значение «храм», где в Ветхом Завете иудеи приносили жертвы Богу — в Новом Завете поменяло свое место и значение.
Вот, что говорит Библия про храм:
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.
(1Кор.3:16,17)
Тело христианина и есть храм, где живет Дух Божий, храм — тело, это не здание!
Во времена Ветхого Завете жертвы приносили, используя животных, а сегодня:
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:5)
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
То есть место храма, его значение и жертвы Ветхого Завета кардинально отличаются от Нового Завета.
Церковь не здание, она может иметь любой адрес, храм — тело человека, а жертвы духовные.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:23,24)
Время, о котором говорил Иисус уже настало: поклонение в Духе и истине.
Какое название церкви?
В Библии вы нигде не встретите названия церкви.
Поместные церкви, что были образованы в 1 века носили название по городу, в котором собирались христиане.
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
(1Кор.1:2)
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
(2Фесс.1:1)
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
(Кол.1:2)
Как можно увидеть, при обращении к христианам, Павел уточняет только их местоположение по городу, где есть церковь.
Иного названия церкви в Библии мы не найдем. Библия говорит о церкви, когда ссылается на ее географическое положение — город. И сегодня должно быть также.
Если церковь не служит в Духе и истине?
Что написано в библии про церковь, которая не служит?
Более того, если мы забывает, что такое любовь. Цитата из библии про церковь:
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
(Откр.2:4,5)
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(Откр.2:7)
Сегодня христиане — народ святой, люди собранные в церкви Бога.
Церковью является обществом Его ближайших, вернейших учеников, где прославляется Всемогущий.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
(1Пет.2:9)
То есть, церковь из конкретного города может быть неверной перед Богом.
Нужны ли Богу услуги церкви? Ветхий и Новый заветы.
Когда два человека (с противоположными взглядами) разговаривают о религии, это почти всегда пережёвывание какой-то каши, обмен боянами. Один унижается перед попами, а другой наоборот, выставляет верующих какими-то дурачками. То есть у нас два стереотипа:
Библия делится на Ветхий завет и Новый завет.
Так что отмазка эта никуда не годится.
Но почему же эти две части друг другу так противоречат?
И немного сравнения.
Ветхий завет учит: уважать себя и беречь достоинство. Кто ударит израильтянина по щеке, тот даёт пощёчину величию Бога.
А что говорит Новый завет?
Баранов нужно пасти. Не знаю на счёт людей, но это бы объяснило, почему попы называют себя пастухами, а нас паствой.
Ветхий завет учит израильтян как построить рай на земле. В нём даны подробные банковские инструкции, как с помощью кредитного процента скупить весь мир и жить в раю: «. Иноземцу отдавай в рост [под %], а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог благословил тебя. На земле, в которую ты идёшь. « (Второзаконие гл. 23:20).
К бедности у православия особенно трепетное отношение, потому что рай будет на небесах. А на земле надо мыторствовать, терпеть (Бог терпел и нам велел).
И чтобы подставлятели щёк, не дай Бог, не вышли на контакт с реальным Богом, существует церковь, которая объявила себя российским офисом Господа, представителем его интересов.
Церковь занимается подменой понятий. Попы «рисуют звёзды на куполах», чтобы вы никогда не смотрели на настоящие звёзды. Церковь убивает в человеке интерес к Богу. Можно часами описывать человеку природу высшего разума, но достаточно пяти минут, чтобы послушать как поп рассказывает про горящий куст, из которого доносится голос ангела, как человек становится атеистом.
Попробуйте завтра на работе заявить, что с вами разговаривал куст, и вас аккуратно под локотки уведут в дурдом, врач уколит вам успокоительное, пристегнёт к кровати, а сам после работы поедет в церковь слушать точно такие же сказки про куст, только уже с открытым ртом и упоением.
Именно поэтому ходьба в церковь, это точно такой же атеизм, как и атеизм тех, кто в бога не верит.
О, жидомасонский заговор. давно не было. Автор, ты не атеист..
Автор, может тебе ветхий о новый завет самому прочитать? А потом попытаться понять, что там и почему написано? Я тебя в верующие не агитирую, если что. Но перестанешь выглядеть дураком неся такую пургу
Ислам тоже вылупился из еврейских сказок если че, а Буддизм вообще не религия
Интересная теория заговора. А что там про Церковь Саентологии?
Учи матчасть прежле чем писать что либо. Профан.
Просто оставлю это здесь)
Хоть бы ссылку указали на оригинал.
Вырвал отдельные фразы, которые подходят под твою точку зрения) Библию переводили тучи переводчиков, ее дописывали и переписывали под себя много раз, читать эту книгу нужно отсеивая лишнее, вылавливая посыл изначальных авторов.
Хороший пост и не про котиков. Но тут не оценят.
Безвольный человек, который от всего устал и просто хочет жить, рано или поздно найдет чем упороться.
ты обычный атеист, и понять не смог ничего
Религия- инструмент управления социумом. Играет она на невежестве, жажде чуда и мистики. Инструмент, конечно, потасканый и ржавый, но еще рабочий. А христианство еще и удобно для правящей верхушки- смирение и послушание, а затем райская жизнь. А если нет- значит ты нагрешил. А нужны ли религии услуги бога? Каждое течение придумывает своего. Бог как Буратино..
Может потому появляются атеисты и множество споров о том, кто «правильнее» себя ведет по отношению к Богу
Иерусалим рассветный
Однажды я в очередной раз предпринял попытку снять полнолуние над Старым Городом Иерусалима. Как это часто бывает, Луна на горизонте скрылась за слой облаков, в то утро не фартануло. Но что делать, не зря же я поднимался ночью на эту Оливковую (Елеонскую) гору. Подснял классический вид на Святой город на рассвете
Храмовая гора и мечеть Купол Скалы (Dome of the Rock)
Дорога мимо стен Старого Города к храму Успения (Abbey of the Dormition)
Русская Православная церковь Марии Магдалины. Редкий момент, когда у неё всё ещё включена подсветка, но при этом уже не ночь, а достаточно мягкий утренний свет, не режущий глаз
Ответ на пост «Ответ на пост «Васю побили?». Без рейтинга. Просто один случай»
Я уже писал где-то в коментах, но повторюсь.
Лет до 8 верил в бога и т.д. и т.п. Потом я сходил за компанию с другом на урок в церковный хор, где на меня на первом же занятии орала препод-монашка (я хз как они правильно называются) за то, что я слов не знаю (напомню, я впервые пришел, мне лет 8-9). На этом этапе я глубоко задумался.
А потом, через пару лет, мы поехали с классом на экскурсию в другой город (Киев). Мы все, человек 15, зашли в церковь, ходили там, рассматривали все вокруг, как вдруг ко мне подлетели бабка с какой-то дамой из «ихних», служительниц, и начали втирать, что я тут им все осквернил и вообще Иуда.
Оказалось, что дело в наушниках от телефона, воткнутых в уши, хотя там даже ничего не играло, просто «были» и все. Мои ответы их не впечатлили, и меня тупо насильно вывели из здания этой ереси. Благо, наша преподаватель, которая сопровождала нас со школы, оказалась адекватной и сказала забить на все это (напомню, мне было лет 10-11) и мы вместе с ней на улице ждали окончания экскурсии.
Спасибо вам, те самые тетушки, с тех пор я атеист.
Ответ на пост «Васю побили?». Без рейтинга. Просто один случай
Я, лет 5-6 назад, церквушку одну захотел посетить в Лен.Области. Проходил мимо и решил зайти, просто, ради любопытства. Сооружение красивое, колоритное, почему бы и нет. Только зашел, как какая-то бабка забормотала : «Почему некрестился перед фходом?! А крестик у тебя есть?!» Говорю, что нет. В ответ получаю: «Нехристь!». Ушла, пошепталась с каким-то мужиком. Подошли вдвоём и давай меня выталкивать с «праведным» гневом во имя Христа. =) На пороге их остановил батюшка, не смотря на бабкины вопли, провел меня в церквушку. Устроил мини экскурсию. А эти двое с меня глаз не сводили. Фанатики, чего с них взять!
Мигранты вышли молиться на улицы Москвы и попросили о строительстве мечети на 10 000 мест
Совет муфтиев просит власти города о строительстве в Москве мечети на десять тысяч человек рядом с рынком «Садовод» и торговым центром (ТЦ) «Москва», расположенными на стыке районов Люблино и Марьино.
«Где «Садовод» и торговый центр «Москва», где много приезжих — и десятитысячная мечеть там будет заполнена», — поясняет заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
Так, например, в июле прошлого года, несмотря на запрет массовых мероприятий из-за пандемии коронавируса, напротив главного входа в ТЦ «Москва» был устроен массовый намаз в честь праздника Курбан-байрам.
Мне кажется, что 10 000 мест это мало, и нужно на Красной Площади строить мечеть на 100 000 мест. Освободив для нее место. Хотя при нескольких миллионах мусульман в Москве этого будет явно мало.
А вы как думаете? Сколько мечетей нужно построить в Москве, чтобы дать возможность мусульманам спокойно там молиться, не мешая окружающим, и не молясь на улицах?
Вот пример мечети на 10 000 человек (Московская соборная мечеть)
Фото ж0пы на фоне храма
Прошу Следственный Комитет РФ рассмотреть эти фотографии на предмет оскорбления чувств верующих, найти виновных и наказать.
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Эпос о Гильгамеше в переводе Николая Гумилева.
Мои прошлые посты по теме
1) Как звали жену библейского Бога и сколько у них было детей. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
2) Пост про пророчество о городе Тире. Спойлер: Тир должен был быть уничтожен. По словам верующих пророчество сбылось с невероятной точностью. Но город стоит. Как так вышло?
3) Пост о том, как Павлу Аллепскому пришлось лобызать собачью голову Святого Христофора, внезапно найденную в московском Кремле.
Аминь
В Красноярском крае после закрытия школы дети учатся при церкви — больше негде
Напомним, в начале учебного года со скандалом школу в Емельяново признали грозящей обрушиться — и уже тогда говорили, что мест в ближайших школах хватит не всем. Около 400 учеников, в том числе первоклассники, остались на дистанционке.
«Через неделю стало ясно, что все очень и очень плохо», — рассказывает местный священник Алексей Язев, и церковь предложила помещение воскресной школы. Сначала чиновники были против, но потом организовали комиссии. Помещение не подходило по стандартам — обои на стенах, нет спортзала, и тогда администрация ввела в поселке особый режим. Это позволило по закону размещать детей в церковном здании.
Теперь учебники по Окружающему миру соседствуют на полках рядом с Библией, а классы мало отличаются от обычных школьных, только над доской висит крест.
Ранее родители рассказывали телеграм-каналу @сибирьмедиа, что предлагали разместить классы в Управлении образования, но чиновники почему-то не согласились
Фото: padre_iz_tyndri / Instagram
Стрелочка не поворачивается?
Разрушение храма – две версии одного события
В конце 2002 года в одной из православных газет была напечатана статья о том, как в 1961 году, во времена хрущевских гонений на Церковь, был разрушен Петропавловский храм в городке, где я родился и вырос. В статье приводились рассказы очевидцев и участников тех событий. Прочитавши сию статью, впал я в некоторое недоумение. Я помнил это событие (мне было тогда 14 лет), поскольку, во-первых, оно было неординарным, во-вторых, в нем участвовал мой отец, и его тогдашний рассказ о закрытии храма отличался от того, что я прочитал в статье. Отец ушел вечером на партсобрание в локомотивное депо и вернулся домой только утром, к завтраку. Мать, конечно, ночь не спала, тревожилась, посему отец в некоторых подробностях рассказал за завтраком, что он участвовал в закрытии Петропавловской церкви, и как это происходило.
Вначале приведу некоторые фрагменты из газетной статьи.
Кончилась служба. Священник Никита выходит, объявляет:
— Вот, церковь у нас взяли. Мы отдали это здание сами, добровольно, потому что надо подчиняться власти. У нас ведь еще на кладбище есть церковь. Вот давайте все иконы снимать сами, и какой-нибудь сарай найдем, туда сложим…
Как он стал это говорить, такой крик поднялся:
— Не отдадим церковь! Не отдадим мы церковь.
… И вот семнадцать суток мы стояли в церкви, не выходили из храма. Менялись: одни уйдут, другие придут. На коленях стояли и пели. Приходил к нам Среднев, председатель райисполкома, и еще кто-то с ним из начальства. …
… Среднев говорит: «Ну, ничего плохого нет, пойте. Только ночью не закрывайтесь. От кого вам закрываться…» Улестил нас — а мы поверили. …
… Если бы мы в ту ночь двери заперли, — как пошли они на штурм, мы бы в колокол ударили — и весь город подняли бы на защиту. А двери-то какие крепкие были, их ведь ничем бы не взяли. Засовы железные были куда какие прочные!
И вот среди ночи в открытые двери врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали. А Мария Гавриловна с ребятишками — все вцепились кто во что, их отдирают — крик, плач…
Когда по приезду в родительский дом, я отцу пересказал содержание статьи, он аж закипел: «Какие очевидцы и свидетели!? Там были древние старухи, которым сейчас уже должно быть за сто лет! И не так это было!» Какой-то резон в его словах был. Стояли-то, в основном, пенсионерки, а прошло с тех пор 40 лет. И много ли они знали? А отец в те времена был внештатным инструктором горкома партии, и знал некоторые тайные пружины, приводившие в движение данные события. И рассказал мне отец свою версию тех событий, которую я сейчас приведу.
В городе было две церкви: Петропавловская, в районе базарной площади, и Всехсвятская церковь, находящаяся около кладбища на окраине города. Петропавловская жила богато – приезжавшие в город на базар что-нибудь продать или купить колхозники и горожане шли, главным образом, именно в нее. А Всехсвятская церковь жила бедно – мало прихожан, мало треб, в основном отпевание. На этом власти и сыграли. В среде клира Всехсвятской церкви нашли недовольных сложившейся финансовой ситуацией и согласившихся поддержать решение власти о закрытии Петропавловской церкви. Понятно, что при этом Всехсвятская церковь оказывалась в существенном финансовом выигрыше. А потом власти нажали на клир Петропавловской церкви, настоятель о. Никита не выдержал и подписал согласие на закрытие церкви.
Поскольку в Петропавловской церкви после оглашения решения о закрытии началось «стояние» несогласных, то и была разработана операция по разрушению церкви. Операцию надо было провести скрытно (ночью) и быстро. Вечером отец ушел в депо на партсобрание, на котором присутствующим объявили, что сегодня ночью церковь будет закрыта, и сформировали группу участников акции. Строго-настрого запретили сообщать об этом домой или кому еще. Прямо с партсобрания группа ушла в город на улицу Ленина. Там в здании одного из техникумов был сбор всех участников акции (от нескольких предприятий, где прошли аналогичные партсобрания). Был рассказан план акции и дан строгий инструктаж по ее проведению. В частности, указывалось, что физическую силу к защитникам церкви применять нельзя ни в коем случае. Иначе потом старухи по всему Бузулуку ходить будут, показывать реальные и мнимые синяки и ссадины и рассказывать, как их избивали безбожники (так что рассказы «очевидцев» о том, как «…врываются пьяные заводчане. Нас стали по одному отдирать от икон да бросать прямо оземь. А приступки-то высокие. Сколько покалечились, в больницу-то попали» батю моего особо разгневали).
Так как защитники церкви привязали к языкам колоколов длинные веревки, чтобы ударить в набат при необходимости, то отобрали несколько самых высоких «разрушителей», дали им ножи и поставили в авангарде всей команды. Они должны были обрезать веревки на максимальной высоте, чтобы набат не прозвучал. Со своей задачей они справились. Хотя «очевидцы» говорили о внезапности прихода разрушителей церкви, отец сказал, что снаружи у защитников ходили дозорные мужики. На базарной площади в это время делался ремонт покрытия, были кучи булыжников и щебенки. Когда отряд разрушителей подошел к храму, дозорные стали кидать в него камнями (отец сказал, что попали в руку одного из деповских, назвал его фамилию, но я не запомнил). Дозорных быстро рассеяли. По поводу того, были ли открыты двери в храм, отец ничего не говорил, а я не догадался спросить. Но есть один момент – когда разрушители заходили в храм, то обратили внимание на достаточно сильный туалетный запах, Удобства-то были во дворе, и когда защитники запирались, то где-то в притворе ставили ведра для справления нужды. Думаю, что если бы двери действительно не запирались, то нужды в ведрах не было бы.
Итак, разрушители стали входить в храм и рассредоточиваться вдоль стен по периметру храма. Потом взялись за руки, образовав цепь, и стали эту цепь сжимать, медленно подвигая защитников к выходу. Так что если кто и пострадал в схватке, то это были разрушители, а не сопротивляющиеся защитники (но каковы были потери разрушителей, не знаю, поскольку потом по Бузулуку они не ходили, показывая свои раны). Вытеснив протестующих, стали быстро снимать иконы, разбирать иконостас, выносить мебель и пр. Всё это сразу грузили на подошедшие машины и везли во Всехсвятскую церковь.
В дальнейшем церковь полностью разобрали, и на ее месте построили первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Березка». Логичное для той власти решение: вместо «центра мракобесия» – «центр культуры», ибо, по словам В.И. Ленина, «кино является для нас важнейшим из искусств».
1. Описанная в посте ситуация еще раз показала, как с течением времени описание реального события начинает заменяться мифологическими сюжетами. Это, собственно, касается многих исторических событий, например, ВОВ.