Что говорит библия о клевете
Клевета
Клевета́ – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо; 2) дискредитирующая кого-либо молва или слух, основанная (основанный) на лжи; 3) умышленная деятельность, направленная на формирование и распространение ложных слухов, порочащих чью-либо честь и достоинство; 4) излюбленное занятие диавола.
Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9‑й заповеди ( Исх. 20:10 ).
Первая клевета встречается в 3 главе Бытия, когда сатана клевещет на Бога, представляя Творца лжецом. От этой клеветы произошло грехопадение человечества, поэтому сатана именуется клеветником.
Слово клевета наиболее часто встречается в книгах Маккавеев.
Клеветой на Христа иудейские первосвященники добились от прокуратора Иудеи смертного приговора. Клевета на первых христиан часто служила причиной гонений. Так, оклеветав христиан в поджоге Рима, Нерон инициировал новую волну гонений на христианство по всей империи.
Опровержением клеветы на христиан занимались первые апогологеты христианства.
Клеветнический характер носили обвинения в адрес свят. Иоанна Златоуста, приведшие его к осуждению, лишению кафедры и ссылкам.
В период советских гонений на христианство государство часто прибегало к клевете для осуждения новомучеников и исповедников. Так, священномученик Серафим (Чичагов) был расстрелян по клеветническому обвинению в создании контрреволюционной монархической организации.
Согласно 145 правилу Карфагенского Собора, если вина клирика по одному из пунктов обвинения не доказана, последующие обвинения не рассматриваются. Это правило противодействует распространению клеветы.
Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов?
В отличие от многих других видов греха, наносящих нравственный вред главным образом совершающему их грешнику, клевета может сказываться, а нередко и сказывается на огромном количестве людей и даже на целых народах. Причём речь идёт не только о тех людях, которые подвергаются клеветническим обвинениям, но и о тех, кто сознательно или по легкомыслию участвует в лжесвидетельстве: все они в результате могут предстать перед судом Божественной Правды (см: Ложь).
Так, во времена Ветхого Завета надуманные обвинения в адрес иудеев, возвратившихся из Вавилонского плена и приступивших к восстановлению разрушенного Храма ( 1Ездр.4:6 ), привели к остановке строительства на несколько лет ( 1Ездр.4:4:24 ). В итоге иудеи не могли полноценно справлять предписанные им религиозные обряды, а виновными в этом оказались клеветники.
Во времена Нового Завета клевета в адрес Христа (а Его, как известно, обвиняли в нарушении закона, пособничестве диаволу и богохульстве) довела не уверовавших иудеев до богоубийства ( Ин.19:15 ).
Клевета в адрес христиан, обвиняемых в заговорах против Римских властей, кровосмешениях, людоедстве, поклонении ослиной голове, способствовала приумножению ненависти к ним как со стороны могущественных языческих фанатиков, так и со стороны простолюдинов. В результате, христиан истязали, бросали в темницы, умерщвляли зверями, огнём и мечом. Само собой разумеется, что при таком положении вещей ответственность за невинную кровь ложилась не только на истязателей и палачей, но и на провоцировавших их клеветников.
Не будем забывать, что именно клевета побудила дружественных деннице ангелов восстать против Бога, в результате чего все они были низвергнуты с небес. Само имя «диавол» интерпретируется в богословии как противник и клеветник (см.: Сатана).
Если жалоба несправедлива, то делается клеветой.
святитель Григорий Богослов
Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой.
Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви-возбуждать ближнего на погибель души.
Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти.
Как моль портит одежду, так клевета-душу христианина.
преподобный Ефрем Сирин
По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившемуся истину о тебе.
прп. Максим Исповедник
Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного.
авва Фалассий
Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду. Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»
святитель Иоанн Златоуст
Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествичник
Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.
св. Феофан Затворник
Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не превозносились.
святитель Тихон Задонский
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим. 5:19 ).
Клевета
Клевета есть предательство, подобно Иудиному.
Клевету Сам Господь и святые терпели.
Клеветы никто из угодников Божиих не избежал.
Клевета милостью Божиею в пользу обращается.
Клевета и ЗЛОСЛОВИЕ – признаки, что ХРИСТИАНИН на правильном пути ко спасению.
Истинно по-христиански живущие претерпевают множество поношений.
Если христианин испытывает клевету за БЛАГОЧЕСТИВУЮ ЖИЗНЬ, то он идет путем Христовым.
Клевета и по сей день изрекается на Бога и Его Промысл.
Клевета без попущения не бывает.
Клевета попускается к испытанию духовного состояния.
Клевета попускается для смирения.
Клеветой диавол действует через людей, послушных ему.
Клевета, хотя и от людей, но это ДИАВОЛЬСКОЕ ИСКУШЕНИЕ, попускаемое от Господа.
Клеветник единодушен и единомыслен с диаволом.
Клеветник, как язвой, заражает всё вокруг.
Клеветник подобен прокаженному, разносящему болезнь.
Клевета подобна убийству и пожару.
Клевета, как меч, уязвляет тех, на кого направлена.
Клеветник вредит тому, о ком говорит, вредит себе и вредит, кому говорит.
Невозможно одними устами и причащаться, и злословить, и клеветать.
Клеветник вредит только себе.
Клеветник падает в ров, который сам ископал.
Все клеветники дадут ответ за свои дела.
Утешение находить в слове Божием.
Клевету переносить с терпением и самоукорением.
Клевета пусть все хулит, только бы совесть не обличала.
Подкреплять себя тем, что Сам Господь претерпел клевету.
В терпении брать пример с Христа.
Всякое воздаяние предоставить Богу.
Удерживает от клеветы рассуждение, что Бог присутствует, все видит и слышит.
Не верить ложному слуху, особенно на начальствующих.
На собственном опыте учись не верить клевете.
Если не желаешь, чтобы тебя злословили, сам не злословь никого.
Рассмотри себя, не за грехи ли наказываешься.
Терпеть клевету, поношения – это есть воздаяние за наши грехи (8, с.423–431).
Связь клеветы с гневом и памятозлобием
Страсти (гнева и памятозлобия) не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению (7, с.325).
Человек, одержимый страстью клеветы, подвергает смертной опасности свою душу и очень много зла приносит своим ближним. Если опытный проповедник слова Божия своими наставлениями может очень многих отвратить от заблуждений и привести к познанию истины, то клеветник своим злоречием, наоборот, заражает людей, отводит их от Бога и погубляет (5.341). Деятельность клеветника направлена не на прекращение зла в мире, но на распространение его, а значит, на служение диаволу и на гибель своей души (2.183)(7, с.325).
Что происходит с клеветником
У человека-клеветника помрачается ум и ослабевает бдительность, угасает вера в Бога – Источник добра и святости и вместо того вселяется мрак и заблуждение (4.165)(7, с.325).
Необузданный язык всякое зло разносит по всему миру
Живя беспечной жизнью, многие и не считают клевету за грех, а между тем она, по мысли святителя Тихона Задонского, хуже моровой язвы, ибо последняя переходит только на соприкасающихся с больными, а клевета заражает и даже умерщвляет гораздо большее число людей. Как во время сильного ветра пожар бывает очень опасным, сожигающим дома и находящиеся в них вещи, так и необузданный язык всякое зло разносит по всему миру (4.162) (7, с.325).
Отношение людей к клеветнику
Клевета есть мерзкий порок не только перед Богом, но и перед людьми. Зараженный ею человек теряет всякое доверие и уважение со стороны окружающих. Его презирают как лжеца и возмутителя мирной жизни (7, с.325).
Единственная цель клеветника – принести как можно больше горя, страданий и бед своим ближним (7, с.325).
Почему клеветник очень опасен
Человек, одержимый страстью клеветы; наносит вред своей душе
Сердце клеветника склонно к злым делам и беззакониям
Человек, одержимый страстью клеветы, бывает неспособен к богоугодной жизни; в его сердце совершенно отсутствует любовь как к Богу, так и ближним, и поэтому оно всецело склонно к злым делам и беззакониям (7, с.325).
Что требуется для искоренения страсти клеветы
В первую очередь для искоренения страсти клеветы со стороны человека требуется контроль над самим собой и, в частности, над своим злым языком, который следует направлять не на зло и вред людям, а на прославление Имени Божия и охранение чести ближних. В деле избавления от порока клеветы христианину может помочь смирение, которое способно удалить из души все греховное и привлечь к ней милость Божию. Благодаря осознанию своего ничтожества человек вновь становится на спасительный путь. Необходимые для искоренения страсти клеветы духовные силы святитель Тихон Задонский советует черпать из евангельских примеров, и, прежде всего, из жизни и подвига Божественного Страдальца – Христа. Если греховное сердце противится врачеванию и уклоняется в сторону зла, то его следует всячески принуждать к восприятию Христовых добродетелей (7, с.326).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Безобидна ли клевета?
Девятая Заповедь Божьего Закона гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16). Иными словами, Господь повелевает человеку не клеветать. Евреи называют язык клеветы «тройным языком», потому что клевета наносит вред трем группам людей: тем, кто ее распространяет; тем, кто ее слушает; тем, о ком клевещут.
Так давайте разберемся, что же такое клевета?
Слово – один из драгоценных даров Небесного Творца людям, но в то же время этот дар может быть самой зловредной вещью на земле, которая способна разрушить все что угодно.
Как появилась клевета?
Отцом клеветы является дьявол. Он был сотворен как ангел, но, возгордившись и пожелав быть равным Богу, был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», «отцом лжи», «человекоубийцей» (Ин.8:44) — предводителем мятежа против Бога.
С еврейского языка слово «дьявол» дословно переводится как «противник, клеветник». Когда человек клевещет, он делает то, что обычно делает дьявол. Написано в Библии, что дьявол сам постоянно клевещет пред Богом на людей.
В Библии рассказывается, как сатана оклеветал Иова пред Господом, подвергнув сомнению благочестие этого человека. Дьявол предложил Господу испытать праведного Иова. Бог допустил страдания в жизни Иова, и клевета сатаны не подтвердилась: Иов выдержал испытания, доказав этим свою верность и любовь к Богу.
Клевета в Ветхом Завете
В переводе с древнееврейского языка (используется в Ветхом Завете), клевета определяется как злоречие, разглашение тайны: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп» (Прит.10:18). Мудрый царь Соломон называет клеветника глупцом.
Клевета в Новом Завете
Слово, означающее «клеветать» в Новом Завете, переводится как «говорить против». Клеветник – это тот, кто «говорит против, злословит». «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак.4:11). Следовательно, клеветать – не только говорить неправду, но и говорить плохое о людях.
Клевета и христианин
Клеветник наделен злым сердцем, в котором нет Бога. Клевета – прямое нарушение закона Божьего: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев.19:16).
Верующий не должен клеветать или слушать клевету от кого- либо. Ему следует хранить свое сердце, чтобы отображать славу Божию.
Царь Давид, когда находился в стесненных обстоятельствах из-за своих врагов, говорил, что клевете сопутствуют ужас, сговор и злой умысел: «Ибо слышу злоречие многих; отовсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою» (Пс.30:14).
Клевета – это злословие, которое возводит обвинение на человека или порочит его репутацию. В законодательстве нашей страны даже существует наказание за клевету (Ст. 128.1 УК РФ).
Последствия клеветы нельзя исправить
Клевета никогда не проходит бесследно. Если коснуться воды, по ней пойдут круги. Сначала –совсем маленькие, но затем они станут больше. Распространение этих кругов невозможно остановить. Такие же последствия имеет и клевета. Давайте увидим эти последствия на примере следующей истории.
Один человек ходил по маленькой деревушке, проклиная соседа и распространяя о нем лживые, злобные слухи. Но через время почувствовал раскаяние и, придя к соседу, попросил прощения. Он сказал, что готов на все, чтобы загладить свой грех. Сосед тогда предложил ему взять дома подушку, распороть ее и выпустить перья на ветер. Просьба была довольно странной, но выполнить ее не составило труда.
Сделав, как ему было сказано, человек вернулся и доложил об этом соседу.
— А теперь, — сказал сосед, — иди и собери все перья. Хотя раскаяние твое, как и желание исправить причиненное зло, искренне, но возместить ущерб, нанесенный твоими словами, так же невозможно, как собрать пущенные по ветру перья.
Что будет с клеветником?
Священное Писание в книге Откровение показывает, что произойдет с дьяволом, имя которого – клеветник. «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10). Участь главного клеветника, сатаны – в преисподней.
Все мы однажды предстанем пред Богом, и нам придется отвечать за каждый наш поступок. Так давайте оставим негодные дела, чтоб явиться пред Богом с чистыми сердцами. Иисус заповедал нам любить друг друга, как Он возлюбил нас Своей безграничной любовью.
Лесть, сплетни, клевета — ложь, не угодная Богу
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).
Девятую заповедь «Не лжесвидетельствуй» никто не оспаривает, но немногие её выполняют. Она затрагивает самое больное место современного общества — его моральный упадок. Ложь в разных формах распространяется на всех уровнях: от высоких инстанций до взаимоотношений в семье. Библия Священное Писание даёт нам ориентиры, позволяющие избегать лжи.
Бог говорит, что ложь и обман по своей природе не угодны Ему. «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Левит 19:11); «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Ефесянам 4:25).
А кому же она угодна? Евангелие от Иоанна 8:44 отвечает на этот вопрос: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего… ибо он — лжец и отец лжи». Бог говорит, что источником всякой лжи является сатана. И всякая ложь, которая произносится, вдохновлена дьяволом.
Бог возлагает очень серьёзную ответственность на того, кто знает, что ложь не угодна Богу и, тем не менее, лжёт. Книга Откровение 21:8 предостерегает: «… всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою».
Священное Писание описывает несколько видов лжи, которые можно подразделить на две части. К первой части относится произнесение слов, а ко второй — случаи, когда человек ничего не говорит, однако лжёт.
Итак, первый вид нарушения девятой заповеди — лжесвидетельство в суде, когда человек зная правду, по разным причинам говорит ложь. «Говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Захарии 8:16).
Второй вид — это намеренное распространение клеветы о человеке с целью опорочить его доброе имя. Господь предупреждает: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Псалом 100:5).
Ещё один вид лжи — распространение непроверенных слухов. «Не ходи переносчиком в народе твоём и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Левит 19:16). Кто такой переносчик? Тот, кто услышал что-то и, не проверив эту информацию, распространяет её. «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Притчи 26:20). Подобно тому, как дрова подкладываются в огонь, чтобы он горел, так и непроверенная информация продолжает расти. Слухи распространяются очень быстро.
Четвёртый вид нарушения этой заповеди — лесть. Лесть — это угождение человеку, когда вы говорите о нём что-то хорошее, что не соответствует действительности. Это может быть приукрашивание черт его характера, его действий или особенностей. Вот что Библия Священное Писание говорит о льстящих: «Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят» (Псалом 5:10); «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притчи 29:5).
Когда мы говорим о лести, то важно не впадать и в другую крайность. Скажите, чем отличается лесть от похвалы? Похвала — это отмечание в человеке проявившихся достоинств. Здесь искренние мотивы: можно просто поблагодарить человека, сказав ему о том, что мы ему признательны.
Вторая группа нарушений этой девятой заповеди, когда человек не произносит ложь, но в нём присутствует желание обмануть. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Матфея 15:19, 20). Вот конкретные примеры нарушения этой заповеди: скрыть, чтобы обмануть, двусмысленное молчание с целью обмануть.
Будьте благоразумны во всём, и да благословит вас Господь в соблюдении этой девятой заповеди.
Что говорит библия о клевете
Не призноси ложного свидетельства на ближнего своего
Всегда надо помнить, что не осуждением, не укоризною или насмешками исправляется ближний, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Необходимо помнить, что все мы в той или иной степени грешники, и каждый из нас имеет много слабостей и недостатков.
Спаситель заповедует всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия. Слово есть дар Божий. Иисус Христос сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). Поэтому всякий человек должен будет дать ответ за каждое произнесенное им в жизни слово.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ
Не осуждал ли своих ближних? Не сочинял ли сплетен и не был ли разносчиком худой молвы?
Не любишь ли слушать пересуды и по ним судить о других?
Удерживаешься ли от празднословия?
Не любишь ли издеваться или смеяться над другими?
Не допускаешь ли непристойных шуток и розыгрышей?
Не скрывал ли истины, не оклеветал ли кого на суде?
Не клеветал ли на своих сотрудников начальству? Не клеветал ли на родных и знакомых?
Не разглашал ли чужих грехов и пороков и не бесславил ли кого в обществе?
Не имеешь ли дурной привычки подслушивать, подсматривать, наушничать?
Не любишь ли ссорить людей, наговаривая одному на другого?
Не любишь ли осмеивать людей, перетолковывая их слова и поступки в худую сторону?
Не отзываешься ли резко о чьих-либо недостатках?
Не лицемеришь ли? Не любишь ли в глаза льстить, а за глаза осуждать?
Не пресмыкаешься ли перед начальством и сильными людьми мира сего?
Не обманывал ли государство, начальство, родителей?
Не открывал ли во вред другим доверенных тебе тайн?
Не делаешь ли добро напоказ, чтобы заслужить добрую славу между людьми, а не из любви к Богу и ближнему?
Грехи против девятой заповеди
В Ветхом Завете даже гражданские законы с их казнями за преступления непосредственно были даны от Бога. Поэтому, если судьи и присяжные по ложному милосердию или за неправедную мзду освобождают преступника, то тем самым они потворствуют допущенным преступлениям, берут на себя ответственность перед Богом за новые беззакония, которые легко может допустить подсудимый, оставшись на свободе.
ЗАПИРАТЕЛЬСТВО ПЕРЕД СУДОМ В СОВЕРШЕННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ. «Свидетели лживые» (Пс. 26, 12). Преступник закона, изначально неискренний на следствии, а потом и на суде, совершенно отвергающий свое преступление иногда даже при явных уликах, только вредит себе и увеличивает тяжесть своей вины пред Богом. Он не слушает голоса своей совести, пытается обмануть следствие и тем самым замедляет его ход. Иногда таким поведением преступник наводит подозрения на невиновных, что, с его стороны, составляет «косвенную клевету». Он преднамеренно ставит судей в недоумение относительно некоторых сторон своего дела и в этом случае поступает совершенно противно примеру Спасителя. Потому что, когда Христос предстоял на судилищах человеческих и невидимо ответствовал перед вечным Судом Божиим за грехи мира, которые взял на Себя, то и тогда Он отвечал неправедным судьям, Его вопрошающим.
Кроме того, нераскаянное упорство преступника при явности его вины является отягощающим обстоятельством, побуждающим к присуждению ему более строгого наказания.
Также замечено, что люди, которые не сознались перед судом в своем преступлении и остались неуличенными и ненаказанными, в последствии безбоязненно решаются на новые преступления, уже более тяжкие по сравнению с первыми и вскоре подпадают под новый суд, который, как правило, приговаривает их к гораздо более строгому наказанию, чем то, которое последовало бы за первое преступление.
ЛОЖНОЕ СЛОЖЕНИЕ С СЕБЯ ВИНЫ НА ЛИЦО НЕВИНОВНОЕ. В Священном Писании мы видим немало примеров подобных греховных действий. Так, например, во дни Соломона были две женщины, спавшие в одном помещении. Одна из них, заспав (придавив до смерти) своего грудного ребенка, воспользовалась тем, что у другой было дитя подобного возраста; она взяла у спящей живого младенца, а ей подложила мертвого. И затем, публично утверждала, что заспала ребенка не она, а другая (3 Цар. 3, 16-28). И в настоящее время встречаются люди, которые перед судом решаются сложить с себя всю свою вину на другого. Например, на того, кто был рядом с ним, когда он совершал преступление. Третьего лица, которое могло бы опровергнуть данную клевету, часто не находится; внешних обстоятельств, доказывающих физическую невозможность или нереальность этой клеветы, также не представляется. Таким образом, клевета тяжелой тенью подозрения ложится на невиновного. Сложить с себя грех на невинное лицо является большим духовным, моральным и нравственным преступлением. Еще преступнее, если мотивом подобного поступка является не только желание избежать наказания, но и желание досадить, навредить ближнему. Все это свидетельствует о страшной черноте души преступника.
СЕЯНИЕ ВРАЖДЫ И РАЗДОРА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. Евангелие заповедует нам быть миротворцами, оно дает высокое имя «сынов Божиих» (Мф. 5, 9) тем, которые подражают примеру Сына Божьего, примирившего Бога и падшее человечество. Однако некоторые сеют вражду и раздоры между людьми по зависти или по каким-то своим корыстным целям, наговаривая и сплетничая одному на другого и злорадствуя разгоревшейся из-за этого вражде. Другие, как, например, некоторые особы женского пола, сеют между людьми раздор неосторожным или невоздержанным словом или пересказом ближнему того, кто и что о нем говорил. Чем крепче мир и взаимная любовь между кем-либо, тем преступнее замысел его нарушить (например, поссорить друг с другом родных братьев, мужа и жену и так далее). Сеять взаимную вражду есть дело, свойственное только врагу-диаволу. Христианин же должен прилагать всевозможные усилия, чтобы не стать намеренным сеятелем вражды между своими ближними, хорошо устраивать мир и любовь между людьми на основаниях евангельского братолюбия, подражая Христу и святым.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СПЛЕТЕН И СЛУХОВ О КОМ-ЛИБО. «Хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка» (Прем. 1,11). Первый, кто начинает распространять худые слухи о ближнем, более виновен, чем те, которые этот слух начинают за ним повторять. Они уже больше «пересуждают», чем «разглашают». Если бы изначально слух, сплетня замирали в устах умного человека, то, пресеченные в зародыше, они не принесли бы столько греха и соблазна. Часто можно услышать от распространителя сплетен: «Что услышал, то и передаю». Но чем торопиться передавать, лучше основательно узнать, откуда взялись эти порочащие другого сведения, насколько достоверен их источник, а также насколько сообразен слух с реальными обстоятельствами дела. Как часто случается, что слух сам по себе нереален и даже физически невозможен. И если бы слушатель здраво подошел к преподнесенной ему новости, то пресек бы ее в самом начале. Часто распространитель слуха говорит только одному и то под большим секретом, при этом вовсе без намерения оклеветать ближнего, даже сам нередко остается неуверенным в том, что рассказал другому. Но этот один-единственный доверенный его в свою очередь расскажет еще кому-то и тоже с наказом о секрете, а там молва начинает распространяться уже по всему обществу. При этом каждый излагает слух, исходя из своих личных взглядов на предмет разговора, или по личному отношению к тому, кого эта сплетня касается. По мере же огласки и возрастает бесчестие ближнего. Из ничтожной его ошибки создают великую, из малой простительной погрешности делают страшную и непростительную. Между тем невинный и не знает, перед кем конкретно ему оправдываться. Он начинает замечать, что многие смотрят на него с подозрением, дают ему понять, что знают о его вине и якобы совершенном беззаконии. Насколько же тяжело состояние невинно оклеветанного, оно может вызвать у него страшное уныние и раздражение против всего человечества. Первый распространитель злого слуха, может быть, вскоре удостоверится, что слух дошедший до него, совершенно ложный, клеветнический. Но как он сможет исправить свою ошибку? И выходит, что по его вине устами многих напрасно бесчестится ближний. Настоящий христианин никогда не должен брать на себя ответственности за сообщение другому лицу худого слуха или сплетни о ближнем. Пусть лучше на нем остановится худая сплетня, и огонь зла, упав в живую воду братолюбия, никому не принесет вреда или соблазна.
Поэтому неразрывно в молитве Ефрема Сирина звучат слова: «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Но «зрети» поставляется впереди. Всякий настоящий христианин должен искоренять в себе гибельную привычку осуждения ближнего. Если видишь твоего брата согрешающим, постарайся перевести от него взгляд на себя самого и скажи: «Завтра может быть и я, если благодать Божия отступит, паду в тот же тяжкий грех». И помолись за него, чтобы Господь восставил павшего, а тебе дал благодать и силы воздерживаться от греха.
ДУРНЫЕ РАЗГОВОРЫ О ПОКОЙНОМ И РАСКРЫТИЕ ЕГО ТАЙНЫХ ГРЕХОВ. «С упокоением умершего упокой и память о нем» (Сир. 38, 23). Умершие в духовном отношении остаются для нас такими же ближними, как и живые. Они только отсутствуют плотью, словно отлучились от нас на длительное время. Но честь отсутствующих тоже следует охранять; клевета, например, всегда остается греховным поступком вне зависимости от того, в лицо или заочно она говорится. Точно также происходит и относительно чести уже умерших людей. Вина клеветника еще увеличивается и тем, что мертвец не может ответить и на него можно безответно навести любую напраслину. Открытие посторонним худой тайны из жизни покойного ничего не принесет окружающим, кроме соблазна, боли и обиды его родственникам. Христианин без крайней нужды не должен говорить ничего худого о тех, которые уже ушли из этой жизни. Разумно в этом случае придерживаться старинной русской пословицы: «Об умерших говорят доброе или не говорят ничего».
СМУЩЕНИЕ И УНЫНИЕ В ВИДУ УСЛЫШАННОЙ КЛЕВЕТЫ. «Хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4,13). Практически никому в этом мире не удается избежать клеветы и пустых наветов. Можно сказать, что одним из признаков падшести человеческого естества является любовь к осуждению своего ближнего. Когда же в осуждаемом нет явных недостатков или о них неизвестно, тогда некоторые прибегают к вымыслам, прибавляют к реальной действительности какую-нибудь ложь или прямо искажают известные факты. Так, например, Господь говорил о разорении храма тела своего, а клеветники отнесли эту речь к разорению иерусалимского храма (Мф. 26, 61). Часто вражду к человеку вызывает не его поведение, а простая зависть к его талантам, благочестивому образу жизни, состоянию, благополучию в семейной жизни и тому подобное. Часто недовольны его взглядами, моральной твердостью, непримиримостью ко греху. Христианин в любой ситуации не должен отвечать за клевету клеветой, за вражду враждой. Он также не должен особенно беспокоиться или падать духом, когда слышит о себе ложные слухи или даже прямую клевету. Если клевета и вражда против него не беспокоят его совести, если ему не в чем себя упрекнуть, то и не стоит обращать на внешнюю ложь никакого внимания. Конечно, можно начать усиленно оправдываться против клеветы и различных наветов. Но усиленное оправдание иной раз еще более унижает и вызывает еще большие подозрения. На самом деле, гнусная клевета не стоит даже оправдания, особенно если никто его с нас не требует. Они лучше всего обличаются спокойным величием духа и молчанием (Мф. 27, 14). При этом они, как и не прошенная вражда, чаще всего не мешают нам продолжать полезный труд и строгую жизнь. Клеветники и враги всегда останутся позади нас, а мы с Божией помощью пойдем по той дороге, которая должна нас привести к вечной жизни (Мф. 7,13). Истина в истине и добродетель в добродетели тем-то и познаются, что на своем пути встречают клевету и вражду, это их участь (Ин. 15, 19-21) и вместе с тем этим и достигается венец. И нечего надеяться христианину, хотя бы он сам и с «ненавидящими мир. (был) мирен» (Пс. 119,6-7), на мир и любовь к себе со стороны тех, кто забыли Бога. Одна христианская любовь к Господу и терпение помогут пережить все несогласия и вражду со стороны людей. Но грешный мир до той поры не будет знать и любить благочестивого человека, пока не устремится к познанию Самого Бога (1 Ин. 3, 1). Кроме того, клеветники и враги нередко бывают для нас вместо бича или кары попускаемой от Самого Господа. Бог знает, через кого и как нас смирить и наказать. Зло, движимое на нас, напоминает нам о нашей виновности в прошлых поступках, приводя в испуг, предостерегает от тех самых преступных дел, в совершении которых нас напрасно обвиняют. Часто клевета духовно встряхивает нас и отводит от тех пороков, в которые мы готовы уже были пасть. Вспомним, что и Сам Господь Иисус Христос многократно был оклеветан; святые также подвергались самым невероятным поношениям и клевете. Поэтому христианин никогда не должен смущаться, если столкнется с человеческой клеветой или ничем необоснованной враждой. Не то плохо, когда на нас воздвигается ложь и клевета, а то плохо, если мы их обращаем на кого-то; и не то порок, если против нас враждуют, а то грех, если мы сами враждуем против других.
ВЫДУМКА ПРОЗВИЩА КОМУ-ЛИБО ИЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОЗВИЩА В РАЗГОВОРАХ. У каждого человека есть христианское имя, данное ему от рождения. Это имя, данное в честь какого-либо святого, подчеркивает образ Божий в человеке, направляет его к пути Божественного домостроительства. Когда вместо святого имени человеку дается какая-нибудь кличка или прозвище, оно уничижает его духовную сущность, низводит на уровень животного мира. Поэтому выдумывать кому-либо какое прозвище или называть кличкой в разговорах о нем является оскорблением, уничижением образа Божия в человеке, попранием его человеческого достоинства.
ДУРНАЯ ПРИВЫЧКА К СПОРАМ ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ. «Заражен страстью к состязаниями и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1 Тим. 6,4). Последствием грехопадения Адама явилось расстройство всей человеческой природы, включая и разумную ее часть. С тех пор люди потеряли единомыслие. Прения и споры стали неизбежной реальностью и бывают даже полезны, особенно в науке, так как нередко в них «рождается и разъясняется истина». Но часто встречается совершенно ненужная, порочная страсть к спорам. Лишь только высказывается какая-то мысль или произносится исполненная смысла речь, любитель споров тут же начинает противоречить. Хотя реальная нужда к возражениям отсутствует, он непременно возражает в силу одной только привычки никогда ни с кем не соглашаться. Когда такого человека опровергнут, он заводит новый спор, наконец, если все его аргументы исчерпаны, он начинает просто жонглировать словами с целью оставить последнее слово за собой. Таким образом, споры подобного рода, доказывают только одно: тщеславное намерение мыслить непременно иначе, чем прочие, и желание непременно настоять на своем. Но приятен ли такой спорщик другим и полезен ли он для самого дела? Безусловно, нет. Он только нарушает мирную беседу ближних, провоцирует ссору, уводит слушателей от решения сути вопроса.
УПОРСТВО ВО ЛЖИ, ЛОЖЬ В ГЛАЗА. «Не лгите на истину» (Иак. 3, 14). Видов лжи много. Самая грубая из них та, которая произносится прямо в глаза. Например, говорят, что больны, но при этом совершенно здоровы; заставляют домочадцев говорить нежелательному посетителю, что их нет дома, хотя сами находятся на месте. Иной раз отпираются от собственных слов, сказанных только несколько минут назад, пользуясь тем, что не было свидетелей их речи. Это все относится к бесстыдной лжи. Человек высказывает ее, часто даже не краснея и не смущаясь, подобно тому, как Иуда без стыда спрашивал о себе, наряду с прочими невинными учениками, не он ли предатель, будучи при этом окончательным отступником от Христа (Мф. 26,25). Такой лжец часто и не надеется, что ему поверят. Упорный и очевидный лжец удаляется от Бога и делается сродни дьяволу, который является «лжецом и отцом лжи» (Ин. 8,44).
ОБМАН РАДИ ШУТКИ. «Всякая ложь не от истины» (1 Ин. 2,21). Пусть в шуточном обмане не содержится намерения досадить или повредить ближнему ложным известием, но подобная шутка все равно есть зародыш лжи. Кто многократно допускает шуточный обман, тот привыкает лгать и тому перестают верить даже в том случае, когда он говорит правду. И действительно, разве можно обманом принести пользу ближнему? Он часто вызывает у человека, над которым шутят подобным образом, томление, раздражение, оскорбление внутреннего чувства истины. Христианину следует избегать даже шуточной лжи, шутки допустимы, но они должны быть без примеси лжи.
НЕПОСТОЯНСТВО И ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ МНЕНИЯ. «Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово» (Сир. 5, 12). Иные говорят так неясно и нерешительно, что окружающим совершенно непонятно, положительно или отрицательно они решают поставленный вопрос. Это происходит от нетвердости их мысли, которая, как ветер, колеблется то в одну, то в другую сторону, а также от излишней поспешности в ответе. От этого бывает немало вреда. Окружающие, чаще всего члены семьи, не понимают, что от них требуется и как они должны поступать. От этого часто наступают взаимные огорчения и наносится немалый ущерб общему делу. Но в их ошибках виноваты те, которые говорят неопределенно, без ясного объяснения возможных препятствий или предполагаемых перемен. Еще хуже непостоянство суждения об одном и том же лице или предмете, доходящее до противоречия с самим собой. Конечно, взгляды и понятия человека могут меняться по мере его развития или по каким-то другим обстоятельствам. В таком случае перемена взглядов в вину еще не вменяется. Но рассуждать в одно и тоже время или об одних и тех же предметах с разными лицами, вступая в явное противоречие с самим собой только из-за лицеприятия и подхалимства это уже явный грех. Христианин должен положить себе за правило, в случае сомнения по какому-либо вопросу или делу воздержаться от скороспелого ответа, спокойно все взвесить и обдумать и только уже после этого выражать свое мнение.
ОПРАВДАНИЕ СЕБЯ ПЕРЕД ДРУГИМИ ПРИ ПОЛНОМ САМОСОЗНАНИИ СВОЕЙ ВИНЫ (САМООПРАВДАНИЕ). «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140, 4). Это ложь, которую нельзя назвать очевидной только потому, что те, пред которыми она произносится, не видят ее явным образом. Подобным образом и Адам после свершившегося грехопадения ссылался на жену, которая склонила его вкусить запретный плод, и поэтому (по его мнению) вся вина должна лежать на ней. Но Адам говорил это, противореча своей совести, ибо заповедь не вкушать запретного плода он получил от Самого Бога и сомневаться в ее неизменности не мог. Он слагал свою вину частично на то, что жена, которая сама согрешила и соблазнила его, была дана ему Богом, и не будь ее, он бы, возможно, и не пал. Но это были слова, противные правде и его личному внутреннему убеждению, так как Господь создал ему жену после того, как он почувствовал свое одиночество и возжелал близкого по духу существа. И в настоящее время у многих, подобно самооправданию Адама, не бывает недостатка в предлогах самооправдания. Всех внешних обстоятельств, а тем более внутренних мотивов, при совершении чего-либо худого, не знают наши ближние и потому часто верят нам. Но собственная совесть обличает ложь нашего самооправдания. По существу же дела, лукавое самооправдание не приносит нам ничего, кроме бесполезной суеты и прямого вреда, потому что «злом зла не исправишь». Искреннее покаяние и просьба о прощении будет самым лучшим оправданием для нас в случае согрешения. Христианин должен положить себе за правило всячески избегать самооправдания, особенно, если совесть его свидетельствует об обратном.
НЕОКАЗАНИЕ НАПРАСНО ГОНИМОМУ ЧЕЛОВЕКУ СОЧУВСТВИЯ И ПОМОЩИ. «От всех врагов моих я сделался поношением. и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня» (Пс. 30,12). Есть люди, которые стыдятся и даже боятся войти в общение с человеком, которого не любят другие по каким-то субъективным причинам или же только по причине его опалы у начальствующих лиц. Человека на работе напрасно притесняют, унижают, а тут еще и окружающие сторонятся его, как прокаженного. Какая дополнительная скорбь для невинного гонимого человека! По каким же причинам люди, которым он не сделал никакого вреда сторонятся его? Ради пустых опасений или только по мирской суете своей. Эти люди не любят чужой нелюбовью, не жалуют по причине чужого неблаговоления, бегают его из угождения другим лицам, которые могут быть больше полезны для жизни, чем гонимое лицо, они сторонятся его из-за одного только опасения быть названными друзьями и сообщниками опального ближнего. В таком отношении проявляется великое малодушие и трусливость. Где же собственный взгляд на человека? Даже если бы он был, действительно, виноват перед другими и даже сам подавал повод не благоволить к нему, какое дело нам до враждебных отношений к нему со стороны других? Христианин должен быть чужд малодушия и верен справедливости. Поэтому он не должен сторониться напрасно гонимого, но больше и смелее оказывать ему знаки почтения, внимания и сочувствия. Прекрасный пример для подражания мы видим в лице Иосифа Аримафейского, который с великой прямотой и смелостью выразил чувство благоволения к Тому, Которого человеческая ненависть и месть довели до крестной смерти.
НАРУШЕНИЕ ДАННОГО СЛОВА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОСЬБЫ В ОЗНАЧЕННЫЙ СРОК. От собственной воли человека зависит назначить тот или иной срок исполнения обращенной к нему просьбы. Но если срок нами назначен, то мы должны употребить всевозможные усилия, чтобы справить дело в означенное нами время. Отсрочка в силу возникновения непредвиденных обстоятельств возможна, но и тогда мы должны извиниться и попросить прощение за нашу неаккуратность. Между тем в настоящее время существует множество людей, которые никогда не выполняют обещанного вовремя. Неисполнительные часто оправдывают себя тем, что не отказываются от своего слова и, пусть с большой задержкой, но исполнили обещанное». Но сколько лишнего времени они отняли у своих ближних? Сколько негативных переживаний они им доставили? Не тяжелое ли это было состояние для ближнего, когда он со дня на день или с часу на час ожидал нашего ответа, свидания, помощи, вещи или какого дела от нас? Иногда он в минуты ожидания не в состоянии был заниматься текущими делами или терял от нашей неисполнительности время, потому что мог обратиться по этому вопросу к кому-либо другому, но не решался это сделать, потому что договорился с нами. Потерю времени для него составило и то, что он многократно ходил к нам и просил, чтобы мы ускорили исполнение обещанного. Также он мог потерпеть и известный ущерб в своих делах, потому что, надеясь на известное время исполнения просьбы, договаривался о деловых контактах с другими людьми. Когда это мероприятие по нашей вине сорвалось, проситель мог потерпеть из-за этого немалые убытки. Не такие примеры оставили нам Христос-Спаситель и Апостолы, которые всегда были верны данному слову (Мк. 16,7; Ин. 20,19; 1 Кор. 14,19 и т.д.). Христианин должен положить себе за правило не тотчас давать обещание другим, но вначале подумать, а потом уже давать слово, сообразуясь со своими силами и обстоятельствами. Дав же слово, нужно приложить все силы к исполнению обещанного в срок.
Твердое обещание исполнить просимое, при внутренней решимости ничего подобного не делать (обман). Есть такие люди, которые готовы пообещать всем что угодно, но в душе своей совершенно не собираются выполнять обещанного. Обещают они просто ради красного словца или из-за тщеславных побуждений, чтобы подчеркнуть свою значимость и важность положения в обществе. Иной раз обещают, чтобы польстить ближнему, расположить его к себе и добиться от него какой-либо необходимой вещи или услуги. Такие люди совершают прямой обман и по своей сути являются служителями лжи. Христианин же, если дает обещание, должен иметь твердое сердечное намерение его исполнить, даже если проситель и не исполнит своих обещаний перед ним или сделается его личным врагом.
НЕЗАБОТЛИВОСТЬ О СВОЕМ ДОБРОМ ИМЕНИ ИЛИ ИЗЛИШНЯЯ ЗАБОТА ОБ ЭТОМ. «Заботься об имени» (Сир. 41, 15); «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7). Забота о добром имени не является самохвальством или хвастовством, так как в данном случае человек старается заслужить себе похвалу и доверие не языком, а добрыми делами, не похвальбою своей честности, а самой честностью. Человек заслуживает доброе имя в течение многих лет подобно тому, как с годами превращается саженец в большое и крепкое дерево. Впрочем, иногда человек может и выступить в защиту своего доброго имени, напомнить о своих заслугах и добродетелях. Подобно тому, как апостол Павел в послании к коринфянам напомнил о своем происхождении, видениях и трудах во славу Божию (2 Кор. 11,22-29). Это было сделано в защиту своего апостольского достоинства, в поддержку своего авторитета, который унижали некоторые лжеучителя, стремящиеся подчинить коринфян своему влиянию с целью получения от них материальной выгоды. Подобно этому и добрый христианин может выступить в свою защиту, когда сталкивается с непониманием, желанием заменить его на работе из корыстных соображений и с ущербом для дела, когда из коварных целей порочат его доброе имя. Данный пример апостола показывает нам, почему, для чего и в каком контексте мы должны дорожить добрым о себе мнением. Как добрая совесть необходима для нас самих, так и мы нуждаемся в добром о нас мнении со стороны людей. Доброе имя поставляет нас в потенциально хорошие отношения с другими. Давид говорил о себе: «По одному слуху о мне повинуются мне» (Пс. 17,45). Так и в настоящее время одно имя или фамилия уважаемого человека, ходатайствующего за нас, может служить вместо рекомендательного письма. Имея доброе имя и соответствующий авторитет, можно принести гораздо большую пользу в общественной деятельности, в деле бескорыстного служения ближним. Мнение почтенного человека принимается с уважением, им часто руководствуются даже в его отсутствие (Ин. 1, 47). Чем же можно заслужить доброе мнение о себе? Честностью, верностью своим словам, постоянством характера, ревностью о правде и добре. Держитесь этого, и без всяких дополнительных усилий доброе имя к вам со временем придет. Но что делать человеку, если в результате грехопадения он потерял свое доброе имя? Прежде всего он должен искренне признаться в своей вине пред теми, мнение и доверие которых особенно дорого для него. Затем пусть снова заслуживает у этих лиц, впрочем, как и у всех остальных, доброе имя честной жизнью и праведным поведением. При этом не следует досадовать на медленное изменение о нем общественного мнения; апостолу Петру после того, как он впал в измену, потребовалось трижды уверить Иисуса Христа в своей верности и любви к Нему. Но вместе с тем совершенно напрасно иные до того дорожат общественным мнением о себе, что постоянно пытаются узнать, что думают и говорят о них другие. Излишнее внимание таких людей к народной молве только увеличивает количество пересудов, им посвященных, и не только добрых, но и злых. Бывает и еще хуже, подобные люди начинают заботиться не о добросовестном служении Богу и людям, а о том, чтобы угодить вкусу толпы. Итак, христианин должен дорожить своим добрым именем как среди близких, так и дальних. И если кто-то имеет повод думать или отзываться о нас плохо, то мы должны стараться исправить это мнение.
Необдуманная, торопливая речь, а также неуместный ответ по рассеянности или небрежности. «Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай» (Сир. 18, 19). Некоторые люди при разговоре называют вещи несвойственными для них названиями, делают неправильные ударения, паузы и акценты, часто из-за неправильного построения речи смысл сказанного меняется на диаметрально противоположный. Другие неверно ставят вопрос или тупо, отрывочно отвечают на него. Третьи говорят излишне быстро, проглатывая и коверкая слова, и поэтому смысл их не достигает ума собеседника. Четвертые, напротив, в рассказе своем бывают излишне медлительны и буквально усыпляют слушателей своей речью. Если некоторые из этих недостатков проистекают из-за излишней торопливости рассказчика, которая впрочем, больше запутывает дело, чем ускоряет его ход, то другие допускаются по небрежности или рассеянности, которые проистекают от неуважения к тем, с кем происходит общение. Последнее из-за своей мотивации (тщеславие, самолюбие) является куда более греховным. Христианин не должен огорчать ближнего своей небрежной речью, также как и неаккуратным, малоразборчивым почерком. Вначале может показаться, что это все малозначащие, ничтожные мелочи жизни, но именно из этих мелочей и слагается большая часть нашей жизни.
ЛЮБОПЫТСТВО К ЧУЖИМ ПИСЬМАМ И БУМАГАМ. Любопытство по отношению к чужой переписке может быть «намеренное и ненамеренное». В первом случае незаконным образом вскрывают чужую корреспонденцию, обращаются к лицам, способным разузнать и рассказать ее содержание, роются в чужих бумагах, прочитывают почтовые открытки до передачи их адресату. Ненамеренное же любопытство заключается, например, в рассматривании в чужом кабинете при оставлении в одиночестве, чужих писем и деловых бумаг, денежных счетов, записок, заметок. Подобным любопытством нарушается право ближнего на тайность его личной жизни, неожиданно предаются гласности его секреты и от этого нередко наносится ущерб его доброму имени или имуществу. Святые угодники, например, избегали всякого излишнего знания о ближнем, чтобы сохранить свой ум в нерассеянном предстоянии на молитве. Да и обычным людям подробности интимной жизни других, кроме вреда, ничего не принесут. Например, прочли из любопытства чужую бумагу или письмо, а там встретили возмутительные для целомудрия описания или картины или неприятную речь о себе. И вот душевный покой на долгое время нарушен. Христианину не следует искать возможности прочесть чужие письма и бумаги, но даже необходимо сознательно отводить глаза, если подобная корреспонденция окажется перед ним.
ПРАЗДНОЕ И ПОРОЧНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО О НЕДОСТАТКАХ И ПОРОКАХ БЛИЖНЕГО. «Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3,11). Порочное любопытство о слабостях ближнего является еще более греховной страстью, чем прямое осуждение. В осуждении человек говорит о видимой для многих слабости ближнего, иной раз осуждает только потому, что порок явно бросается в глаза или по увлечению примером других. При пытливом же дознании об интимной или просто личной жизни ближнего любопытный сам отыскивает предмет для осуждения, собирает материал для пересудов. В таких действиях и заключается начало забвения собственных грехов. Но даже если подобный человек и не допускает словесного осуждения, все равно он наносит себе немалый вред, обременяя свою память знанием чужих недостатков. Достаточно для каждого видения своих грехов и крайне неразумно подрывать в себе чувство уважения к ближнему, любопытствуя о его тайных слабостях. Христианин и те пороки ближнего, которые прямо бросаются в глаза, должен как бы видя не видеть, доходящие слухи слыша не слышать и все покрывать своею любовью и снисхождением.
ИЗЛИШНЯЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧУЖИЕ МНЕНИЯ. Есть люди, которые все делают с оглядкой, постоянно ориентируясь на то, что подумают или скажут окружающие. Чаще всего это происходит из-за маловерия, малодушия и желания угодить по возможности всем. Христианин должен при своих словах и поступках думать не столько о том, что скажут ближние, а о том, чтобы дела его соответствовали воле Божией. Ибо истина и правда есть только то, что сказал Бог, то, что вещали святые апостолы и проповедовали святые мужи. Поэтому православный должен стараться угодить прежде всего Богу, а не человекоугодничать и пресмыкаться в своих словах и поступках. Кроме того, нужно помнить, что мир живет по совсем иным законам, чем настоящий христианин. Слово Божие говорит: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4,4). И показательным в этом отношении являются слова святых апостолов, приведенных за проповедь воскресшего Христа на судилище синедриона. Вот как описывается это событие: «И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 18-19). Прежде всего в своей жизни православный христианин должен руководствоваться заповедями Божьими, святоотеческим учением, а потом уже строить свои действия так, чтобы они благотворно воздействовали и на окружающее общественное мнение.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ О СЕБЕ. Этот грех является противоположным греху излишней ориентации на чужие мнения. В основе его, как правило, лежит гордость, самомнение и сильно выраженное самолюбие. Одно дело, если человек идет наперекор общественному мнению из-за желания жить и поступать по заповедям Божиим. Другое, если он поступает так из-за презрения «к толпе», к общественному мнению. Христианин, проводя свою жизнь в обществе, должен с уважением относиться к мнению других людей; если оно противоречит заповедям Христовым, то сожалеть об этом, и молиться, чтобы Господь просветил заблудших. Если же оно соответствует или, по крайней мере, не противоречит учению Богочеловека, то к нему следует прислушаться, обратить внимание на указанные недостатки и постараться сделать все возможное для их исправления.