Что говорит библия о хвастовстве
Захваченные хвастовством
Хвастовство – признак душевной и духовной незрелости.
Не зря именно это качество распространено среди детей: некоторые таким образом компенсируют свою детскость и зеленость, подражая взрослым и желая раньше времени продемонстрировать свою «опытность» и «искушенность».
И если к детям-хвастунам окружающие относятся снисходительно, по-доброму корректируя их поведение, то хвастовство взрослого выглядит отталкивающе и болезненно. Хвастаясь, человек показывает свою слабость, инфантилизм и даже недоразвитость.
Зрелой духовно личности не нужно никому ничего доказывать и демонстрировать, человек мирно проживает свои дни, равно и ровно общаясь с окружающими.
Что же является причиной такого явления?
Тщеславие. Именно оно толкает на самые необдуманные, абсурдные и рискованные поступки.
Тщеславие застилает глаза и лишает человека возможности видеть все в истинном свете. Впавший в тщеславие не оценивает реально жизненные ситуации, не может объективно рассчитать свои силы, не в состоянии увидеть, насколько он может быть смешон и жалок.
Тщеславный человек живет в своем вымышленном мирке, в котором он центр, он главный герой, где все и вся крутится вокруг него и, по его мнению, зависит только от него, его настроения, присутствия, мир постоянно нуждается в нем.
Это самообман чистой воды. Тщеславные люди лишены трезвомыслия, у них нет друзей и приятелей, они, как правило, одиноки, так как вытесняют других из своей жизни бесконечной ложью, излишним преувеличением, неискренностью и болезненностью, забивая и утомляя постоянным хвастовством и бахвальством.
С ними некомфортно, а иногда и невыносимо.
Как с этим бороться? Как хвастуну побороть свою хвастливость?
Этот порок, к сожалению, лечится с большим трудом. Человек, привыкший с детства врать себе и окружающим, постоянно хвастаться мнимыми достижениями, тяжело выходит из подобного состояния, для этого нужны огромные волевые усилия, но главное – желание вырваться из гнетущего плена тщеславия.
Если человек все таки осознал свою болезнь, рассмотрел в себе разрушающую страсть, то ему в первую очередь следует научиться тщательно следить за собой, за своими мыслями, словами, действиями.
В разговоре с другими людьми важно быть предельно внимательным, отслеживать, не возвышаюсь ли я над собеседником, когда что-либо рассказываю, не является ли именно бахвальство истинной целью моего разговора. Сознательно, делая над собой усилие, нужно уходить от этого.
Отвечать всегда лучше в рамках заданного вопроса прямо, неуклончиво и невитиевато, не перескакивать на темы, не относящиеся напрямую к вопросу. Тщеславие пытается с вашей помощью доминировать над собеседником, распространиться максимально в пространстве, ему тесно в рамках. Пресекайте его.
Тщеславие не уживается с простотой, ему нужны громогласные трубы, звенящие струны, гремящие бубны, оно теряется и рассыпается на мелкие частички в тишине, спокойной и мирной обстановке.
Где простота, мир и покой – там нет места тщеславию.
«Сотворяй дела твои втайне», – сказано в Евангелии. Сделали что-то хорошее – сохраните в сердце как самую большую драгоценность.
Безусловно, порой хочется, чтобы кто-то разделил с нами радость, успехи. Это могут сделать только самые близкие люди или те, кого это тоже касается.
Не следует делиться своими успехами или планами с людьми, которые не имеют отношения к вашим делам.
Этим вы только подпитаете лишний раз тщеславие и потеряете так тяжело зарабатываемый мир в душе. Посторонних же людей можно только оттолкнуть таким поведением.
Постоянное трезвление, внутреннее бодрствование поможет выявлять кривизны души и заскорузлые страсти. С Божией помощью мы начнем прозревать и превращаться из расслабленного и больного в бодрого и здорового духом человека.
Дай Бог, чтобы наше прозрение пришло милостью Божией уже вскоре, чтобы мы могли еще осознанно, в радости и мире прожить отведенные нам дни.
Дай Бог, чтобы вера в милосердие Божие укрепляла нас в борьбе с нашими грехами, а благодатная помощь Создателя утешала и подкрепляла нас, как утешает и наполняет утренняя роса поникшие цветы засушливым летом.
Что говорит библия о хвастовстве
Что в Библии сказано о высокомерии?
Практически в каждом случае, когда в Библии упоминается высокомерие, гордыня или заносчивость, там говорится, что Бог ненавидит их. Священное Писание сообщает нам, что высокомерные и надменные люди омерзительны для Него: «Господь гнушается всех надменных. Твердо знай: они не останутся безнаказанными» (Притчи 16:5; тут и далее – Новый Русский Перевод). Из семи вещей, которые упоминаются в Библии как то, что Бог ненавидит, «надменные глаза» названы первыми (Притчи 6:16-19). Сам Иисус сказал: «то, что исходит из человека … вот это и оскверняет его», а затем перечислил тринадцать характеристик тех, кто не имеет Божьего расположения, причем надменность рассматривается наряду с развратом и убийством (Марка 7:20-23).
В Новом Завете используются две греческие формы слова «высокомерие», которые, по сути, означают одно и то же. «Huperogkos» означает «раздутый» или «экстравагантный», и используется в «напыщенных речах» (Иуды 1:16; 2 Петра 2:18). Другое слово – «phusiosis» – означает «раздувать душу» или «надменность, гордыня» (2 Коринфянам 12:20). Верующим следует признать, что высокомерие противоречит благочестию (2 Петра 1:5-7). Это – ничто иное, как открытое проявление чувства собственного превосходства (2 Тимофею 3:2). Человек с таким мышлением говорит: «Мир вращается вокруг меня» (Притчи 21:24).
Вместо высокомерия Библия учит нас обратному. В 1 Коринфянам 13:4 говорится: «Любовь терпелива, добра, она не завидует и не хвалится, она не гордится». Христиане призваны проявлять любовь; высокомерие же противоположно любви. В послании к Римлянам 12:3 написано: «По данной мне благодати я говорю каждому из вас: не воображайте о себе слишком много, судите о себе здраво, по мере той веры, которую Бог дал каждому». Мы не можем быть высокомерными, обладая при этом благочестивым смирением.
Хвастовство и демонстрация собственного превосходства разрушают наши отношения с окружающими. Иисус учил нас ставить других выше себя: «Кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам рабом, и кто хочет быть среди вас первым, пусть будет для всех рабом. Ведь и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим и отдать Свою жизнь как выкуп за многих» (Марка 10:43-45). Если наше поведение характеризуется высокомерием, то мы не сможем должным образом служить другим.
Апостол Павел повторил эти слова в своем послании к церкви в Филиппах: «Не делайте ничего из эгоистичных или же из тщеславных побуждений. Будьте скромны и считайте других выше себя» (Филиппийцам 2:3). Это резко контрастирует с соревновательным характером нашего сегодняшнего мира и, безусловно, не оставляет места для высокомерия. Там, где мир побуждает нас стремиться к достижению вершин, чего бы это ни стоило, и гордиться собой, когда мы их достигаем, Иисус повелевает нам отличаться: «Так что каждый возвышающий себя будет унижен, и принижающий себя будет возвышен» (Луки 14:11; сравн. с Иакова 4:6). Наша основная цель, какого бы уровня успеха в мире мы ни достигли, – это прославление Бога (Колоссянам 3:17, 23).
Что касается нашего отношения к Богу и ближнему, Господь дает нам два обещания. Во-первых, что высокомерные будут наказаны (Притчи 16:5; Исаии 13:11), а, во-вторых, – «блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство» (Матфея 5:3). Ибо воистину «Бог – противник гордых, но смиренным Он дает благодать» (1 Петра 5:5; сравн. с Притчи 3:34).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Вопрос 112. О ХВАСТОВСТВЕ
Под первым заглавием, а именно хвастовством, наличествует два пункта: 1) какой добродетели оно противоположно; 2) является ли оно смертным грехом.
Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНО ЛИ ХВАСТОВСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ ПРАВДЫ?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что хвастовство не противоположно добродетели правды. В самом деле, правде противоположна ложь. Но хвастаться можно и безо лжи, как когда человек демонстрирует собственное превосходство. Так, [в Писании] сказано, что Артаксеркс «сделал пир. показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего» ( Есф. 1, 3, 4 ). Следовательно, хвастовство не противоположно добродетели правды.
Возражение 3. Далее, хвастовство, похоже, обусловливается богатством; так, [в Писании] сказано: «Какую пользу принесла нам гордость, и что доставило нам хвастовство богатством?» 737 ( Прем. 5, 8 ). Но избыток богатства, похоже, связан с грехом жадности, которая противоположна правосудности или щедрости. Следовательно, хвастовство не противоположно правде.
Отвечаю: непосредственно хвастовство (jactantia) обозначает, похоже, превозношение себя посредством слов; в самом деле, если человек желает далеко бросить (jactare) вещь, он её высоко поднимает. И превозносить себя в строгом смысле этого слова означает говорить о себе так, как если бы говорящий возвышался над самим собой. Это может происходить двояко. Так, иногда человек говорит о себе не выше, чем он есть сам по себе, а выше, чем оценивают его люди, и это то, что отказывался делать апостол, сказав: «Я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» ( 2Кор. 12, 6 ). Иногда же человек словесно возносит себя выше, чем он есть в действительности. И коль скоро мы должны судить о вещах в соответствии с тем, какими они есть сами по себе, а не в соответствии с тем, какими их полагают другие, из этого следует, что хвастовство скорее означает возношение себя выше, чем есть сам по себе, а не возношение себя выше, чем полагают другие, хотя в обоих случаях это может быть названо хвастовством. Следовательно, хвастовство в строгом смысле этого слова противоположно правде со стороны преувеличения.
Ответ на возражение 1. В этом аргументе хвастовство понимается как превозношение с точки зрения мнения других.
Ответ на возражение 2. Грех хвастовства можно рассматривать двояко. Во-первых, с точки зрения вида акта, и в этом смысле, как уже было сказано, он противоположен правде. Во-вторых, с точки зрения той его причины, от которой он происходит наиболее часто, хотя и не всегда, и в этом смысле он проистекает из гордости как из своего внутреннего движителя и побудительной причины. В самом деле, если человек внутренне превозносится посредством высокомерия, то это часто приводит к внешнему хвастовству, когда человек говорит о себе выше, чем он есть, хотя иногда человек хвастается по причине не высокомерия, а своего рода тщеславия, получая удовольствие от своего хвастовства постольку, поскольку является хвастуном по навыку. Таким образом, высокомерие, каковое суть превозношение самого себя, является своего рода гордостью, хотя при этом оно не является тем же, что и хвастовство, но – чаще всего встречающейся его причиной. Поэтому Григорий считает хвастовство одним из видов гордости. Кроме того, хвастун часто стремится прославиться благодаря своему хвастовству, и потому, согласно Григорию, оно возникает из тщеславия как из своей цели.
Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХВАСТОВСТВО СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что хвастовство является смертным грехом. Ведь сказано же [в Писании]: «Кто хвастается надменно, тот разжигает ссору» 741 ( Прит. 28, 25 ). Но разжигание ссоры является смертным грехом, поскольку Бог ненавидит того, кто сеет раздор ( Прит. 6, 19 ). Следовательно, хвастовство является смертным грехом.
Возражение 2. Далее, все, что запрещено законом Божиим, является смертным грехом. Но глосса на слова [Писания]: «Не возноси себя в помыслах души твоей» ( Сир. 6, 2 ), говорит: «Сие есть запрет хвастовства и гордыни». Следовательно, хвастовство является смертным грехом.
Ответ на возражение 1. Хвастовство ради разжигания ссоры является смертным грехом. Но иногда хвастун обусловливает ссору не преднамеренно, а акцидентно, и тогда ссора не делает хвастовство смертным грехом.
Ответ на возражение 2. В этой глоссе идет речь о том хвастовстве, которое проистекает из гордости, и оно является смертным грехом.
Тщеславие: найдет чем хвалиться
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Древнегреческое слово «тщеславие» – ἡ κενοδοξία (kenodoxia) – весьма значащее. Интересно, что его вторая часть та же самая, что и в слове Православие – ἡ ὀρθοδοξία (orthodoxia). То есть, и там и там вторая часть – это слово ἡ δόξα (doxa), которое переводится как «мнение», «представление», «слава». Только если Православие – это «правильное мнение» или «правильная слава», то тщеславие дословно с древнегреческого переводится как слава пустая, бесплодная или напрасная. Потому что прилагательное κενός (kenos) именно так на русский язык и переводится – «пустой», «бесплодный», «тщетный», «напрасный».
Таким образом, русское слово «тщеславие» очень похоже по своему словесному составу на греческое. Однако в последнем есть смысловые нюансы, которые в русском аналоге неслышны, или слышны не так отчетливо. А именно, благодаря греческому слову мы видим, что в силу своей пустоты (κενός – пустой) тщеславие может наполняться и использовать для человеческого самовозношения что угодно, даже самые превосходные качества и поступки. Поэтому отцы Церкви считали его тонким, многообразным и изменчивым грехом, с которым крайне трудно справиться. Его повседневное и убийственное коварство в том и состоит, что оно все может обратить себе на пользу и предать обратный смысл любым добродетелям. Ведь «тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» («Лествица»).
Иоанн Кассиан Римлянин писал, что дух тщеславия настолько разновидный, изменчивый и тонкий, что даже если человек обладает острым духовным зрением, то ему не то что трудно предостеречься от тщеславия, но порой даже его рассмотреть и узнать, заметить в себе. В своем поучении «О борьбе с восемью главными страстями» он сравнивает страсть тщеславия с луком или чесноком: снял с луковицы один покров, а за ним другой, и так до бесконечности.
Тщеславие – «начало и предтеча гордости (Иоанн Лествичник) потому, что представляет собой любовь к своей славе, к хвалам в свой адрес. Хвалиться можно, например, собственными дарованиями и талантами, своими природными способностями – остроумием, хорошей памятью, хорошим воспитанием и т.д. Другое дело, что это все-таки получено нами без особого труда с нашей стороны. По большому счету это дар свыше, и собственной заслуги в этом нет. Даже своими добрыми делами хвалиться не стоит, потому что они бесполезны без спасения, а оно может быть только от Бога. Поэтому и говорил апостол Павел, что хвалящийся пусть хвалится только Господом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 26-30).
Письмо Яакова 4 глава
1 Что служит причиной всех ссор и споров среди вас? Не ваши ли желания, воюющие внутри вас?
Ваши желания, воюющие внутри вас. См. 1:6−8 и ком.
2 Вы желаете, но не получаете. Вы убиваете и завидуете, но так и не можете получить желаемое. Потому вы спорите и ссоритесь. А не получаете лишь потому, что не молитесь! 3 Или же молитесь, но не получаете, потому что молитесь с неверными мотивами, потакая своим собственным желаниям.
Молитесь с неверными мотивами. Среди верующих имеет хождение ересь, которая, в угоду чрезмерному индивидуализму и алчности, охватившим западный мир, пытается доказать, что Бог одобряет эгоистичные молитвы. Она заверяет: «Ты дитя Бога. Он любящий Отец, Который ни в чём не отказывает Своим детям. Поэтому ты можешь просить в молитве о чём угодно, и Бог непременно даст тебе это. Хочешь новую машину? Дом побольше? Модную одежду? Просто «просите, и дано будет вам» (Лук. 11:9)». Помимо того, что это учение искажает Писание, зарождает тщетные надежды и уподобляет молитву магическому заклинанию, используемому колдунами, оно также упускает из виду тот факт, что по-настоящему любящий отец не даёт детям всё, о чём они просят, так как знает лучше их самих, что им нужно на самом деле, и поступает соответственно. Настоящий стих опровергает подобную эгоистичную философию, выдающую себя за библейское учение. Сравните едкие замечания Яакова по поводу надменных богачей в 4:13 — 5:6, см. также Книгу Исайи 1:15−16, процит. в ком. к ст. 8 ниже.
О том, как следует молиться, см. Мат. 6:19−34, особенно 6:33; также Йн. 16:33, 1 Кеф. 4:2 и 1 Йн. 5:14. Яаков также даёт наставление о молитве в 1:5−8, 5:13−20.
4 Вы, неверные жёны! Не знаете ли, что любовь к этому миру — это ненависть к Богу? Всякий, кто предпочитает быть другом миру, делает себя врагом Бога!
Неверные жёны. В Танахе неверность Израиля своему Баалю (ивр. «господин», «муж»), Богу, часто описывается в терминах супружеской измены и блуда; см. Иезекииль 23; Осия 1−2, 9:1. Йешуа имеет в виду то же самое, когда называет своё поколение «злым и прелюбодейным» (Мат. 12:39, 16:4); ср. Отк. 2:22. Наилучшим комментарием к остальной части стиха, будет 1 Йн. 2:15−17; ср. также Гал. 1:4 и то, что говорится о мире в Йн. 14−17.
5 Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас дух, склонный к зависти? 6 Но благодать, которую Он даёт, больше; потому сказано: «Бог противится надменным, но смиренным даёт милость«.
Стихи 5−6. Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас есть дух, склонный к зависти (или «ревнующий»). Йехиэль Лихтенштейн пишет:
‘У тех, кто толкует это место, возникают огромные трудности со ссылкой на Танах. Какой именно стих имеется в виду? Что он означает? Кого подразумевает этот стих? Некоторые говорят, что речь идёт о Святом Духе. Однако, все учёные сходятся во мнении, что подобного стиха в Писании нет. С моей точки зрения, дух, о котором здесь говорится, — это не Божий Дух, а дух сатаны, как в Еф. 6:12. Злой дух — это злое побуждение (ецер ара), живущее в нас. Яаков пишет об этом в ст. 7: «Дайте отпор Противнику, и он убежит от вас». В наши дни евреи по-прежнему называют сатану дер руах‘
[идиш, «дух»; отметьте, что Лихтенштейн писал это в 1900 году].
‘Я полагаю, что Яаков ссылается на Книгу Бытия 4:7, где Бог говорит Каину: «Грех лежит у дверей; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Это место трактуется всеми как говорящее о сатане, о злом побуждении, присутствующем в человеке; к примеру, в Талмуде (Бава Батра 16а) сказано: «Он — это Сатан, злое побуждение». Злое побуждение используется также ангелами сатаны, чтобы склонить человека к греху.’
Как указывает Лихтенштейн, в ст. 5−6 греческий текст можно истолковать по-другому: «Или ты полагаешь, что Танах напрасно говорит о том, что Дух, который живёт в нас по велению Бога, до ревности любит нас? Но благодать, которую Он даёт, больше». Однако такое толкование менее соответствует контексту. Я, скорее, согласился бы с Лихтенштейном: Внутри нас есть дух, склонный к зависти, который вынуждает нас воевать друг с другом (ст. 1−2); поскольку этот дух впитывает мирскую (ст. 4), бесовскую (сатанинскую) мудрость, поощряющую горькую зависть (3:14−16). Танах косвенно говорит об этом далее в Книге Бытия 6:5, 8:21 (См. раздел г в ком. к Рим. 5:12−21). Но благодать, которую Он (Бог) даёт для того, чтобы преодолевать всё это при помощи Святого Духа, живущего в нас, больше, чем дух Сатана, склоняющий нас к зависти и ссорам; так как «тот, кто в нас», то есть Святой Дух, «более велик, нежели тот, кто в мире», то есть Сатан (1 Йн.4:4).
7 Потому, подчинитесь Богу. Более того, дайте отпор Противнику, и он убежит от вас.
Дайте отпор Противнику, Сатану (см. ком. к Мат. 4:1), который «ходит крадучись, словно рычащий лев, ища, кого поглотить» (1 Kеф. 5:8−9). Хотя он «бог этого мира» (2 Кор. 4:4), Йешуа покорил мир (Йн. 16:33). Поэтому, если вы должным образом используете Писание (2 Тим. 2:15, Мат. 4:1−11) и применяете другие доступные методы духовной брани (2 Кор. 10:3−5, Еф. 6:10−18), он убежит от вас. Стих говорит о том же, что и Книга Бытия 4:7 (см. ком. к ст. 5−6 выше).
8 приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники; и очистите сердца, люди с двоящимися мыслями!
Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам, как сказано в Книге Захарии 1:3 («Обратитесь ко Мне, говорит Адонай небесных воинств, и Я обращусь к вам»), а также в Мал. 3:7, 2 Пар. 15:2. Здесь инициатива примирения принадлежит нам; в некоторых других местах Писание отводит решающую роль Богу, как в книге Плач Иеремии 5:21 («Обрати нас, Адонай, к Тебе, и мы обратимся») и Еф. 2:4−10. Йоханан 3:16 указывает на равную ответственность обеих сторон: «Бог. отдал. чтобы всякий, верящий. »; также Me. 10:20,22 («Он [Йешуа] утвердил. Потому, давайте приближаться. ») и Рим. 3:22 («оправдание приходит от Бога. ко всем, кто верит непрестанно»). Омойте руки. очистите сердца.
Ср. Книгу Исайи 1:15−16:
‘Когда вы протяните руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу: руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетённого, верно судите сироту, вступайтесь за вдову.’
‘Кто взойдёт на гору Адоная?
Кто станет на святом месте Его?
Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце.‘
Люди с двоящимися мыслями. См. 1:6−8 и ком.
9 Стенайте, скорбите, рыдайте! Пусть ваш смех обратится в скорбь, и радость ваша — в уныние! 10 Смирите себя перед Господом, и Он вознесёт вас.
Ср. Книгу Йова 5:11, 22:29, Мат. 23:12; Лук. 14:11, 18:14; 1 Кеф. 5:6.
Стихи 9−10. Эти стихи разъясняют, что имеется в виду под очищением сердца (от. 8).
11 Братья, перестаньте говорить плохо друг о друге! Всякий, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, говорит плохо о Торе и осуждает Тору. А если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора, а судья. 12 Однако есть только один Даритель Торы; Он же и Судья, во власти Которого — освободить или погубить. Как ты считаешь, кто ты, осуждающий своего ближнего?
Стихи 11−12. Перестаньте говорить плохо друг о друге! См. ст. 1−2.
Тот, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, присваивает себе полномочия cудьи, то есть Бога, во власти Которого — освободить или погубить. Йехиэль Лихтенштейн в своём «Комментарии к Новому Завету» пишет:
‘Важнейшая часть Торы следующая: «Люби ближнего своего, как самого себя» (выше, 2:8). При этом Тора не делает различий между праведным ближним и нечестивым. Господь учил, что ближним для нас может быть и самарянин,’
то есть такой человек, который часто становится объектом предвзятого отношения (Лук. 10:37 и ком.). Ср. Мат. 7:1−5; Рим. 2:1−3,12−16; 14:4,10−12.
Если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора. Речь идёт практически о том же, что и в 2:10−11 и ком.
Даритель Торы, греч. номофетес, однокоренное со словом неномофететай, употреблённом в Me. 8:6: «этот договор [Новый Договор] был дан как Тора».
13 Послушайте те, которые говорят: «Сегодня или завтра поедем в такой-то город, поживём там год, будем торговать и получим прибыль»! 14 Вы даже не знаете, будете ли живы завтра! Ибо все вы дымка, появляющаяся на мгновение, а затем исчезающая. 15 Вместо этого вы должны говорить: «Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить», и сможете сделать то или иное дело. 16 А так вы хвастаете в своей самонадеянности. Подобное хвастовство — зло.
Стихи 13−16. Планирование является существенным компонентом жизни современного общества, однако люди, которые привыкли всё планировать, часто забывают о том, что они целиком во власти Бога — не только их планы, но и они сами полностью зависят от Него. Следовательно, «Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить», и сможете сделать то или иное дело. А если мы не будем жить, какой смысл в наших планах? Это напоминает историю Йешуа о богаче, построившем новые амбары (Лук. 12:16−21). «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что принесёт тот день» (Притчи 27:1).
Больше о хвастовстве см. 1 Кор. 1:31 и ком.
17 Итак, всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит.
Всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит, и грех его более серьёзен, чем грех того, кто не знает; это видно из Лук. 12:47−48, 2 Кеф. 2:21.
В Рим. 14:23 и 1 Кор. 8:13 делается похожий вывод, однако там речь идёт немного о другом. В данной конкретной ситуации грех — это когда мы говорим о своих планах так, словно мы можем управлять всеми обстоятельствами, и забываем о том, что всё в руках Бога и планы наши зависят от Его воли.