Что говорит библия о деньгах и богатстве
Богатство
Размышления над страницами Библии
Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 – о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст – вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.
Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.
Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете
Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω – см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22)[1]. Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова[2]. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.
Источник богатств – Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня – земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).
По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой»[3], «обилием»[4], «мудростью»[5], «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).
Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).
Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).
Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9).
На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.
«Горе богатым» в Новом Завете
В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).
Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога – богатство «благодати» (χάριτος – см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος – см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης – см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).
Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).
Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.
Итак, надо всё продать и стать нищим?
Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.
В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10–12).
В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12).
Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).
И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).
Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).
Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18)[6].
Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.
Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому[7], пьянице[8], ведущему распутный образ жизни[9], злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).
Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5).
Может ли богатство быть добродетелью?
Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».
Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.
В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.
То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7).
В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос.
Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.
Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).
Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых – сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).
Щедрость для богатых и бедных – особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых – Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.
По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая – давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник – см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42); вторая – давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» – Лк. 6: 30); третья – самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 16: 9).
«Посему, кто владеет собственностью, – замечает Климент Александрийский, – и золотом, и серебром, и домами, – как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».
Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство – это не норма дохода на душу населения, а – превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком – получит награду, а нерадивый – потеряет и то, что думает иметь.
Иеромонах Ириней (Пиковский),
преподаватель Сретенской духовной семинарии
Что говорит библия о деньгах и богатстве
Что говорит Библия об управлении своими финансами?
Библия может много чего сказать нам об управлении нашими финансами. Про заем денег неоднократно говорится в Притчах – 6:1-5; 20:16; 22:7, 26-27 («Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца… Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли твою постель из-под тебя?»). Что касается взяток – про них мы читаем в Притчах 17:8; 18:16; 21:14; 28:21; 17:23 («Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия»). Библия упоминает и о богатстве, об этом говорится в Притчах 10:15; 11:4; 18:11; 23:5; 28:20 («Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным»).
Относительно лености Библия говорит «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притчи 6:6-11). Библия говорит и о тщетности богатства в Екклесиаста 5:8 – 6:12 (в 5:10 записано: «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?»). Также об этом упоминается и в Первом послании к Тимофею 6:6-11. О жертвовании мы читаем в Евангелии от Луки 6:38 и 2 Коринфянам 9:6-15. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:6-7).
Ответ на вопросы об управлении деньгами можно найти в Евангелии от Луки 16:1-13 (стих 11 гласит: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?»). Рассуждения на эту тему мы находим и в Послании Иакова 1:17. Кроме того, Библия говорит об обеспечении своего дома всем необходимым, например, Первое послание к Тимофею 5:8 говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
Подведем итог: что же конкретно Библия говорит об управлении своими финансами? Весь ответ можно поместить в одном едином слове – мудрость. Мы должны быть мудрыми в отношении к деньгам. Нам стоит беречь деньги, но не копить их ради количества. Мы должны отдавать Господу Его дары радостно и самоотверженно. Деньги – это способ помощи другим людям, но делать это нужно с должной проницательностью и под руководством Духа Святого. Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что быть богатым – не плохо. Плохо любить деньги. Вовсе не плохо быть бедным, плохо растрачивать деньги на ненужные вещи. Мы нашли в Библии то, что искали: главный принцип обращения с деньгами это мудрость.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Новое в блогах
7 фактов о деньгах, которые должны знать христиане
Даниэль Дарлинг, LifeWay
Библия может многое сказать о деньгах.
На самом деле, Иисус говорил больше о деньгах, чем даже о рае и аде. Мы также должны говорить об этом здоровым, открытым способом, основанным на библейской истине. Вот семь финансовых основ из Библии, которые должны знать христиане.
1. Деньги — это не зло, это инструмент, данный Богом для нашего процветания.
Обладание деньгами само по себе не плохо. Слово Павла Тимофею о деньгах (1 Тим. 6: 10) было не обвинением в деньгах, а предупреждением об опасности поклонения деньгам (см. ниже).
На самом деле именно Павел часто собирал деньги, чтобы заботиться о бедных христианах. Слишком часто христиане в благих намерениях пытаются поощрять щедрые пожертвования, порочат библейские ценности тяжелого труда и бережливости и подрывают преимущества свободных рынков и заработной платы. Деньги могут быть использованы для злых целей, но они также могут быть использованы для добра.
2. Деньги — это награда за тяжелый труд.
И Иисус, и Павел подтвердили идею о том, что тяжелый труд должен вознаграждаться справедливым вознаграждением (от Луки 10:7; 1 Тим. 5:18). Бог прославляется, когда мы используем наши дары и таланты на рынке и получаем деньги. На самом деле, Библия учит, что мышление, которое ищет деньги без работы является греховным образом жизни (2 Thess. 3:10).
Мы должны поощрять наших детей упорно трудиться и находить вознаграждение. Конечно, деньги-не единственная причина, чтобы работать, мы работаем, чтобы прославить Бога (Кол. 3:23). Когда мы работаем, мы подражаем Богу, который работает и творит.
3. Деньги — плохой бог.
Мой пастор детства любил говорить: «нет ничего плохого в том, чтобы иметь деньги. Это когда у тебя есть деньги.»В этом суть предупреждения Павла молодому Тимофею в 1 Тимофею 6: 8-10. Деньги становятся для бедного идолом, а когда им поклоняются, они погружают души в духовную и физическую разруху.
Это случается не только с «волком с Уолл-Стрит», но и с каждым, когда деньги становятся нашей движущей, всепоглощающей страстью. Мы должны следовать Совету Апостола и держать наши ресурсы свободными. «Мы ничего не принесли в мир, и мы ничего из этого мира» (1 Тим. 6:7). Когда деньги становятся богом для нас, они подпитывают такие отношения, как жадность и зависть, которые наносят ущерб человеческим отношениям и отвлекают нас от нашей данной Богом миссии.
4. Долг — бедный хозяин.
Существует целый спектр взглядов на христиан и долг. Некоторые считают, что христианин никогда не должен владеть кредитной картой или брать кредит, в то время как другие считают, что священные Писания позволяют взвешенное, мудрое использование кредита. Но нет сомнений в том, что долг — всегда бедный хозяин.
Христиане на Западе должны особенно остерегаться материализма, который заставляет нас жить не по средствам, превращая предметы роскоши в предметы первой необходимости. Иногда долгов нельзя избежать в сложных ситуациях, таких как длительная безработица или медицинские кризисы, но по большей части мы не должны порабощать себя легким кредитом.
5. Мы должны сделать щедрость образом жизни.
Библия учит щедрости как образу жизни, независимо от уровня нашего дохода (2 Кор. 9:6-9). Когда мы спокойно дарим наши ресурсы, Бог позволяет нам испытать благословение и радость отдачи.
Мы отдаем не потому, что Бог на небесах отчаянно нуждается в наших деньгах, а потому, что он позволяет нам продемонстрировать нашу любовь к Нему, отдавая часть того, что Он дал нам. И я считаю, что мы должны отдавать в первую очередь через нашу поместную церковь, а затем и другим, достойным благотворительным организациям.
6. Мы должны рассматривать наши финансовые потребности как возможность доверять Богу.
Удовлетворенность позволяет нам доверять Богу наши потребности, а не нашу собственную изобретательность. Это освобождает нас от беспокойства и страха и позволяет нам цепляться за дарителя хороших подарков для нашего пропитания и обеспечения. Вот что подразумевается под молитвой: «хлеб наш насущный дай нам сегодня» (Мф. 6). Все, что у нас есть-от руки Отца.
7. Священные Писания, а не культура, должны формировать наши взгляды как на богатых, так и на бедных.
Притчи 30: 8 — хорошая молитва: «не дай мне ни бедности, ни богатства.»Наша культура любит делить людей по классам, богатых на бедных. Очень многие негативно относятся к состоятельным бизнесменам, считая, что все, что у них есть, было получено обманом.
Это греховное отношение. Оно не только осуждает, но и игнорирует тот факт, что в Писании было много богатых и благочестивых людей (Авраам, Иов, Иосиф и т.д.). Существует также покровительственное и бесчеловечное отношение к бедным. Это тоже грех (Иак. 2:6).
Евангелие Христа разрушает стены классовых предрассудков, объединяя нас из разных социально-экономических слоев. Христиане должны оценивать людей не по их экономическому статусу, а по их статусу людей, созданных по образу Божию.
Последняя мысль
В церкви много мнений о деньгах и финансах, даже среди духовно зрелых последователей Христа. Хорошие люди, иногда в одном доме, расходятся во мнениях о том, сколько дать, как использовать долг и что представляет собой хорошее использование денег. Но некоторые основные, фундаментальные, библейские принципы—это то, с чем христиане могут и должны согласиться — согласиться передать следующему поколению.
Опасно ли быть богатым? Несколько евангельских историй про деньги и отношение к ним
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Были ли у Христа деньги? Были. До тридцати лет Иисус зарабатывал на хлеб плотницким ремеслом, кормил и Свою Мать и Своих близких. Когда Он вышел на проповедь и община Христа, Его ученики начали путешествовать по Галилее, у них была своя казна, которая складывалась из пожертвований последователей Христа. Правда, хранителем казны стал Иуда, а Иуда, как мы помним, был вор. Наверное, он брал себе часть денег общины… Но и оставшегося хватало на питание, ночлег, дорожные расходы… Был ли Христос богачом? Нет. Бедным? Нет. Как Он вообще относился к богатству и к богачам? Вспомним, что об этом рассказывает Евангелие…
Как богатый юноша не стал учеником Христа
Шёл Иисус в Иерусалим. С Ним шли Его ученики. В землях, где они проходили, люди уже слышали о мудром, добром проповеднике из Галилеи, который исцеляет людей и говорит о важных вещах. Многие хотели присоединиться и тоже войти в число учеников Иисуса.
Вот один богатый юноша решился подойти к Христу:
— Добрый учитель! Я хочу наследовать вечную жизнь и получить Царство Небесное. Скажи, что мне делать?
Иисусу юноша понравился своей искренностью.
— Если ты хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Он, — помни заповеди!
— Я выполняю их с самого детства, — ответил молодой богач. — А что ещё нужно делать?
Христос взглянул на него с любовью и сказал:
— Если хочешь быть совершенным человеком, продай всё, что у тебя есть, а деньги раздай нищим. За это получишь сокровище на Небе. После этого приходи ко Мне и следуй за Мной. Будь моим учеником!
Такого юноша, конечно, не ожидал. Жалко ему стало своего богатства — дома, драгоценностей, виноградников, земель, скота, слуг, богатых одежд, денег… Отдать всё это нищим? Нет, он к этому не готов… Опечаленный, богач отошел от Христа. Не так-то просто оказалось стать Его учеником.
Иисус же, посмотрев вслед юноше, сказал Своим ученикам:
— Трудно богатому войти в Царство Небесное. Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное.
— Господи, кто же тогда может спастись?
Дело в том, что в ту пору иудеи верили, будто богатство человека — свидетельство его праведности перед Богом, поэтому Господь и посылает ему земные блага. И вдруг Христос утверждает, что обладание сокровищами никакого спасения не гарантирует. А как же тогда.
И тут Иисус произнес очень важные и глубокие слова, которые всё объяснили:
— …Но то, что для людей невозможно, возможно для Бога.
Оказывается, человек вообще сам себя спасти не может! На это способен только Господь, к Которому человек может обратиться. Если, конечно, богатство не мешает ему сделать это…
Что же получается, Христос не любит богатых? Неужели, чтобы войти в Царствие Небесное, обязательно нужно быть бедным, нищим.
Нет. Христос говорил не просто о богатых, а о стяжателях, жадинах, корыстных людях. Можно владеть сокровищами, но распоряжаться ими так, чтобы всем вокруг тоже жилось хорошо: творить и созидать, подавать милостыню, заниматься благотворительностью, помогать тем, кто нуждается… А можно владеть сокровищами просто для того, чтобы владеть. Любить деньги страстно, больше, чем людей, больше, чем самого себя, больше, чем Бога! И даже вообще забыть о Боге, направив все свои мысли, все мечты, все старания только на обогащение, накопительство, удовольствия. Пировать, предаваться лени или — отнимать, обманывать, стараясь преумножить, увеличить свои сокровища только для себя самого, да ещё и за счет других!
Для тех, кому деньги важнее Бога, путь в Царство Небесное закрыт — вот о чем говорил Иисус. Богатство может человеком овладеть, и тогда он станет служить ему как раб. Такому бедняге спастись почти невозможно. А к тем, кто сам господин своему богатству, кто распоряжается им во славу Божию, соблюдая божественные заповеди, Царство Небесное ближе.
Иисусу в Его земной жизни встречались люди и корыстные, и бескорыстные, и жадные, и щедрые, и милостивые, и бессердечные…
И прости нам долги наши…
Одну историю про деньги рассказал ученикам Сам Иисус. Мы помним её как притчу о талантах.
— Царство Небесное, — говорил Иисус, — подобно царю, который захотел расплатиться со своими слугами…
Представим себе большой дворец. На троне сидит царь. К нему подводят человека, тот падает перед царём на колени. Один из окружавших царя людей объявляет:
— Повелитель! Вот слуга, который должен тебе десять тысяч талантов!
— Когда ты отдашь свой долг? — спросил царь.
— Мне нечем платить… — жалостливо пролепетал слуга.
— Что ж… Тогда тебе придётся отдать то, что имеешь. Я прикажу продать тебя, твою жену, твоих детей и всё твоё имущество. Плати!
Слуга уткнулся лбом в каменный пол, обхватил ногу царя и зарыдал:
— Правитель! Пощади! Дай отсрочку! Я всё тебе заплачу…
Царь покачал головой:
— Ладно. Мне жаль тебя. Я прощаю тебе долг и отпускаю тебя.
Слуга, размазывая слезы по лицу, ещё не до конца веря, что всё так благополучно разрешилось, вышел из дворца. На площади было людно. Слуга довольно расправил плечи и направился через толпу. Всё, что только что произошло, показалось ему уже чем-то далёким и неважным.
Вдруг на противоположной стороне площади он увидел торговца, который тащил тяжелый тюк с товаром. Слуга бросился к нему, дернул за плечо:
— Эй, стой! Я узнал тебя! Это же ты должен мне сто динариев!
— Да, но… я просил тебя об отсрочке. Я не могу сейчас отдать долг — все твои деньги я вложил в товар…
— Слышать ничего не желаю! Возвращай, что должен, немедленно!
— Пощади, уважаемый! Пусти, ты душишь меня. Я отдам тебе всё, только подожди немного…
— Ну уж нет! Эй, стража! Свяжите этого человека и отведите в темницу! Пусть сидит там, пока не отдаст долг.
Слуга оглянулся. Вокруг них уже собралась толпа.
— А вы что глазеете?! А ну, пошли вон!
Напуганного торговца стражники увели в темницу. К счастью, люди, которые стали свидетелями ссоры на площади, рассказали царю о том, что произошло. Царь снова позвал к себе того, кого недавно простил и отпустил.
— Злой слуга! — сказал царь. — Я простил тебе весь твой огромный долг, потому что ты упросил меня. Почему же ты не помиловал своего товарища, как я помиловал тебя. Эй, стража! Отправить его в тюрьму и держать там, пока не отдаст всего своего долга!Вот такую притчу Иисус рассказал ученикам. А потом добавил:
— Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Как понять эту притчу? О чём она? О деньгах? О долгах? О жадности? Нет, Сам Иисус объясняет, что под Царём Он подразумевает Господа. А деньги, таланты, динары — это все человеческие грехи. Бог милует человека, хотя тот совершил очень, очень много грехов — столько, что и отмолить невозможно. А сам человек не хочет простить другого, хотя его грех в сравнении с прегрешениями перед Богом был совсем небольшим.
Что же касается денег… Сколько бы их у нас ни было, все материальные блага дал нам Господь. Мы тратим деньги, как хотим, не задумываясь, что придёт время, когда каждый будет держать отчёт перед Богом — как мы распорядились Его даром. «…И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим…», то есть: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — так говорится в молитве «Отче наш». То же и с деньгами: Иисус призывает нас прощать долги тем, кто по каким-то причинам не смог или не захотел их отдававать.
Как внести свою лепту
Ещё одна евангельская история о деньгах, о бедности и богатстве произошла, когда Иисус сидел на одном из храмовых дворов у церковной кружки, напротив сокровищницы. По обычаю, люди, проходя мимо кружки, клали в неё пожертвования на нужды Иерусалимского храма. Богатые евреи клали крупные деньги, кто победнее — монеты меньшего достоинства. Но вот подошла бедная вдова и положила в кружку всего две лепты.
Иисус заметил, что сделала женщина, и подозвал своих учеников:
— Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё, — сказал Он.
Наверное, Христос ошибся. Ведь вдова положила в кружку самую мелочь, две мелкие монетки. Для храма это очень небольшая прибыль…
Для храма — да, но не для Бога! Для Господа же ценность вклада бедной вдовы в том, что женщина не пожалела последних денег, какие у неё были. Ей отдать две лепты было гораздо сложнее, чем богачу пожертвовать на храм целый талант серебра. У этой женщины, может быть, больше вообще ничего не осталось, но Бог для неё оказался важнее денег.
Та евангельская жертва вдовы вошла в нашу речь выражением «внести свою лепту». Мы говорим так сегодня не только о деньгах, но и о любом вкладе в общее благое дело. Ведь даже самая маленькая жертва, самая малая лепта, внесенная от души, бывает порой важнее несметных сокровищ.
Праведный богач
А были ли в Евангелии упоминания богатых людей, которые смогли правильно распорядиться своим богатством, потратить его во благо? Конечно, были.
Например, святой Иосиф Аримафейский. Он был фарисеем — так назывались люди, которые считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Мы помним, что фарисеи и книжники были главными противниками Иисуса в спорах. Фарисеи каждое правило выполняли строго и неукоснительно.
А Иисус, по их мнению, всё время иудейский закон нарушал — то в неурочное время, в субботу, больных исцелял, то объявлял себя царём Иудейским… Очень это их раздражало. Иосиф тоже был из фарисеев и даже являлся членом высшего государственного совета Иудеи — синедриона. Он считался одним из самых высокопоставленных людей во всем Иерусалиме!
А ещё Иосиф Аримафейский был весьма состоятельным человеком. Сам он родился не в Иерусалиме, но, приехав в столицу Иудеи, смог купить себе дома, сады и земли — все это стоило очень недёшево. Иосиф мог жить припеваючи, ни о чем не заботясь, преумножать своё имущество и становиться ещё богаче, ещё могущественнее. Но добрый, правдивый и умный человек Иосиф не был привязан к земным благам — он искал Царства Божия. Фарисей и богач Иосиф Аримафейский был тайным учеником Христа. Когда Христа судили, Иосиф не принимал участия в обвинениях и даже пытался защищать Иисуса. Увы, к его словам не прислушались.
Когда Христос умер на Кресте, Иосиф тут же пришел к Пилату, римскому наместнику, главному начальнику в городе, и попросил:
— Пилат, позволь мне забрать тело Иисуса из Назарета, казнённого сегодня на Голгофе!
Это был смелый поступок. Ведь Иисус был осуждён как преступник и подвергнут самой позорной казни.
Тело Его римские солдаты могли бросить в погребальную яму вместе с телами других преступников или просто сжечь. Богатство Иосифа и его высокое положение сыграли роль — Пилат разрешил ему сделать то, что он просил.
Вместе с другим тайным учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф снял Тело Христа с Креста, умастил, то есть покрыл благовониями, обернул пеленами — широкой тканью, плащаницей, которую Иосиф купил на свои деньги, и похоронил в пещере. Что это была за пещера? Гробница. Усыпальница. Иосиф Аримафейский приобрел её для себя и всего своего рода.
Так, благодаря иерусалимскому богачу и фарисею Иосифу, Иисус обрел место погребения. Мы это место знаем. Гроб стал величайшей святыней. Сбылось древнее пророчество о том, что Мессии назначат гроб со злодеями, но Он будет погребён у богатого. Сегодня в этой гробнице, отданной Иосифом Аримафейским, совершается чудо схождения Благодатного огня. Вокруг гробницы позже построили храм Воскресения Христова. В древние времена место располагалось за городом, но за тысячелетия город разросся, и теперь это почти центр Иерусалима. А вот где похоронен сам Иосиф, неизвестно: он пожертвовал своей посмертной славой ради отверженного всеми Христа.
Так может ли христианин быть богатым? Может ли богатый войти в Царство Божие? Может. Главное, чтобы он не стал рабом своего богатства, не забыл Бога и смог правильно распорядиться средствами, которые Бог ему поручил.
Что еще нужно знать, чтобы лучше понимать евангельские истории
Игольное ушко
Что такое талант в Евангелии?
Сначала талантом называли меру веса, равную одной амфоре воды. На наш объём это около 26 литров, примерно три ведра. Позже талантами стали измерять деньги. У иудеев талант серебра весил примерно 44 килограмма, это если два дошкольника вместе встанут на весы. Представляете — сорок четыре килограмма серебра! Очень много денег! Если перевести на римские монеты, талант — это 6000 динариев. А десять тысяч талантов — это шестьдесят миллионов динариев! Или… один триллион рублей! Такой суммой не владеют даже целые страны! Сто динариев, которые слуга не смог простить своему знакомому, — это всего около ста тысяч рублей. Несравнимая с триллионом сумма.
Что такое «лепта»?
Это самая мелкая монета в Иудее. На наши деньги — всего рублей двадцать, даже в автобусе не проедешь. Рабочий в Иерусалиме в день получал денег в шестьдесят четыре раза больше.
Почему Христа похоронили в пещере?
Мы говорим, что Иисус был похоронен «во Гробе», но у иудеев гроб — это и есть пещера в скале. Иметь собственную гробницу мог позволить себе не каждый — это было очень дорогое имущество. Хорошо, что пещера Иосифа Аримафейского находилась недалеко от места казни и похоронить Иисуса удалось быстро: нужно было спешить, потому что солнце клонилось к закату, а после заката наступала пасхальная суббота, когда иудеям строго запрещалось трудиться, в том числе и хоронить.