Что говорит батюшка при венчании
что говорит на свадьбе священник? И в какой последовательности?
На венчании: Обряд начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву. После этого начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак. Затем священник берет золотое кольцо и трижды произносит:
При каждом произнесении этих слов священник творит крестное знамение над головой жениха, после этого он надевает ему кольцо на безымянный палец руки. Затем тот же обряд совершают с невестой. После священник произносит молитву, в которой испрашивается благославление и утверждение обрученным. Неслучайно обручальные кольца надеваются на правую руку. Этой рукой люди приносят крестное знамение. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости супружеского союза.
Когда обручение завершено, переходят к венчанию. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи выходят на середину храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся перед аналоем. На аналой, где уже лежат Крест и Евангелие, кладут венцы. Молодожены еще раз подтверждают свое желание вступить в брак. Священник вновь обращается к жениху:
— Не связан ли ты обещанием с другой?
После чтения молитв батюшка берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный на передней части венца со словами:
Так же батюшка благословляет и невесту, давая ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, и произносит:
Венцы над головами венчающихся держат свидетели. Священник произносит:
— Господи, Боже наш, славою и честию венчай их.
Считается, что с этими словами молодая семья отождествляется с малой церковью, а им самим открывается путь в Царство Божие. Батюшка вновь произносит:
— Восприми венцы их в Царствии Твоем.
Затем он читает строки из послания святого апостола Павла к Ефесянам и поет молитву «Отче наш». Ее должны петь вместе со всеми молодые. В знак покорности молодые преклоняют головы под венцами.
Сакральное таинство: как проходит венчание в церкви – подробное описание этапов
Венчание – самая торжественная и трогательная часть свадьбы. Чтобы церемония прошла успешно и не была испорчена досадными мелочами, к ней нужно подготовиться. Необходимо знать, что представляет собой обряд, и какие правила таинства следует соблюдать.
Особенности обряда
Для истинно верующих обряд не дань моде. Это освящение союза людей, решивших соединить свою судьбу перед Богом.
В браке благодать Святого Духа объединяет супругов в единое целое. Любовь, нравственная связь, уважение и взаимопонимание четы становятся настолько крепкими, что их не смогут ослабить никакие жизненные трудности. Церковь дает благословение на счастливую семейную жизнь.
Атрибуты ритуала и их символика
Использование атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.
Обручальные кольца
Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.
Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.
Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.
Венчальные свечи и венцы
Свечи означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание сочетаться браком является искренним.
Пламя венчальной свечи символизирует начало новой жизни, освященной благодатью.
Венцы символизирует корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.
Также венцы надеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они напоминают о мученичестве, о том, что супружеская жизнь – это добровольное несение трудностей, умение прощать и понимать супруга.
Рушники, кагор, каравай
В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.
Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.
Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.
Прочие
В набор для венчания входят и другие обязательные атрибуты:
Особенности процедуры
Рекомендуется записаться на церемонию заранее, минимум за неделю, чтобы выбрать подходящий день и обсудить со священником все детали.
В России венчают тех, кто предварительно заключил официальный брак в загсе. Только церковный брак в России не имеет юридической силы. В храм нужно принести паспорта и брачное свидетельство. Будет ли официальная регистрация и венчание в один день или в разные – это решают брачующиеся.
В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священнослужители могут пойти навстречу, если сложились экстремальные обстоятельства. Например, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция. Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.
Запретные дни
Дни, когда нельзя венчаться:
Кого не обвенчают?
Венчанный брак не заключается в случаях:
Подготовка к церемонии
Для начала будущим супругам надо подойти в церковь и побеседовать с батюшкой. Это нужно, чтобы решить организационные моменты и получить ответы на интересующие вопросы. Батюшка обязательно спросит, состоят ли люди в официальном браке, а если нет, то когда собираются его заключить. Он непременно поинтересуется, по доброй ли воле решено обвенчаться, а также уточнить взгляды на семейную жизнь.
В течение минимум трех суток до обряда следует выдержать пост. Надо отказаться от скоромных продуктов (мясной, молочной пищи, яиц), алкоголя, курения, а также воздержаться от сексуальных отношений.
Требуется пройти исповедь и принять причастие. Это можно сделать как накануне венчания, так и непосредственно перед ним. Главное для будущей четы в эти дни – сохранять светлое, радостное настроение в ожидании благодати.
Этапы процесса
Таинство совершается последовательно и состоит из нескольких плавно сменяющих друг друга этапов.
Обручение
Начинается, когда завершится Божественная Литургия. Жениху нужно встать по правую руку от батюшки, невесте – по левую.
Начало обряда – каждение. Батюшка трижды благословляет молодоженов по очереди. Молодые крестятся, и священнослужитель вручает им горящие свечи.
Далее идет молитва об обручающихся, спасении их души, благословении на благодеяния. Затем батюшка надевает кольцо жениху, дальше невесте, три раза крестообразно осеняет их.
Кольца предварительно освящаются на святом престоле данной церкви. Молодожены трижды меняются кольцами, и батюшка читает молитву о благословении и обручении Господом этой пары.
Обручиться можно заранее. Обычно это делается за месяц до венчания. Некоторые пары считают, что в этом случае совершается настоящее таинство, ведь на обряде не присутствуют посторонние люди. Кроме того, в дальнейшем значительно сокращается общее время церемонии. Это может оказаться важным, если среди гостей будет много детей и пожилых людей.
Брачные обеты
Молодожены с горящими свечами выходят на середину храма, встают на белое полотенце возле аналоя.
Священник задает вопросы, добровольно ли молодые заключают брак, не держат ли они друг друга в заблуждении относительно своих намерений.
Венчание
Звучат три молитвы, где испрашивается благословение для брачующихся.
Затем наступает самый торжественный момент – батюшка, взяв венец, благословляет жениха, далее невесту со словами «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их».
Чтение Священного Писания и Общая чаша
Зачитывается отрывок послания апостола Павла, где говорится об обязанностях супругов в семье. Затем читают Евангелие, и снова возносится молитва о новобрачных.
Потом все читают молитву «Отче наш». Ее лучше выучить заранее. Молодожены в ней свидетельствуют о готовности служить Господу и выполнять Его волю в семье.
Батюшка подает чашу с вином. Новобрачные поочередно тремя глотками должны из нее испить.
Обхождение аналоя
Священнослужитель скрепляет правые руки четы и накрывает их концом епитрахили (длинной ленты) в олицетворение того, что жена вручается мужу.
Затем он, держа крест, троекратно обводит пару вокруг аналоя. Круг является символом нерасторжимости заключенного союза. В это время поются церковные тропари, которые воссылают благодарение за заключение брака.
Затем с супругов снимаются венцы. Они преклоняют головы и скрепляют союз целомудренным поцелуем.
Какие слова говорит священник?
Батюшка торжественно приветствует вновь созданную семью. Жениху предписывается «умножаться и ходить в мире», а невесте – заботиться о «веселии мужа».
Затем молодоженов ведут к царским вратам. Там они целуют крест и им вручаются венчальные иконы. Батюшка обращается с напутствием. Суть его в том, что для сохранения любви надо вести праведную жизнь, уважать и почитать супруга.
Что делают свидетели?
Присутствие свидетелей необязательно, но желательно. После совершения обряда они становятся духовными наставниками свежеиспеченной семьи.
Как помогают свидетели:
Свидетелям лучше подстраховаться и предварительно обсудить со священником детали церемонии. Это надо, чтобы не возникло мелких накладок.
Сколько длится?
В древние времена венцы снимали только на восьмой день. Сейчас обычно длительность обряда составляет от 40 минут до часа.
Если венчает священник, хорошо знающий пару, его напутственное слово может быть более развернутым. Тогда церемония продлится несколько дольше.
Фото и видеосъемка
О том, можно ли снимать церемонию, надо узнать заранее. Необходимо выяснить, можно ли использовать вспышку, так как она может испортить старинные иконы. Фотографу нельзя ходить по коврам, проходить между священником и иконостасом, вставать на амвон.
Если благословение на съемку не дано, молодым не следует расстраиваться. Отлично получаются эффектные снимки на фоне самой церкви.
Полезное видео
Венчание в православной церкви – это не только красивая, но и ответственная церемония. В процессе таинства следует строго соблюдать установленные правила и следовать церковным рекомендациям. Пошаговая инструкция — в видео:
Заключение
Венчание – это не шумная и разгульная свадьба, поэтому важно знать, что происходит после таинства. После церемонии уместна скромная трапеза. Молодые и гости должны провести остаток этого торжественного дня, посылая благодарение Господу за создание новой семьи.
Похожие записи
Постигаем вечное: в чем смысл венчания в православной церкви
Счастливые часов не наблюдают: сколько длится венчание и от чего зависит продолжительность обряда?
Как выбрать торт на венчание: советы кондитеров и фото образцов
Дружок и дружка: кого выбирают в свидетели на венчание – обязанности, правила и дресс-код
Что нужно знать про правила венчания в церкви в России: дресс-код, подготовка, атрибуты
Милостью Божией: как получить развод после венчания
6 комментариев
Полностью соглашусь с Алиной, что венчание должны проходить люди, которые истинноверующие, а не как просто красивый обряд. Ведь в нем (венчании) заключены сокральные тайннства церкви, а не просто пришли, постояли, покрасовались со всей толпой гостей.
Очень удивила информация в статье, что венчаться можно три раза. Я всегда считала, что венчаться можно только один раз и на всю жизнь, а иначе это просто, как ЗАГС.
Считаю что венчаться должны только те люди, которые фанатично верят в господа бога, посещают церкви, соблюдают посты, имеют долгий опыт семейной жизни. Это обряд религиозного направления, брак заключенный на небесах, поэтому тут ни место тем людям кто не проповедует вообще никакого вероисповедания. Таинство состоит из двух частей. Обручение и венчание. Супруги читают молитвы вместе со священником, держат в руках зажженные свечи, пьют церковное вино Кагор. Вообще выглядит эта процедура благородно, многие только ради картинки устраивают венчание, не понимают всей серьезности
Венчание очень ответственный шаг. Мы с мужем еще не венчаные, но из информации в статье я решила, что на нашем венчании будут только самые близкие люди.
А присутствие фотографа как по мне это вообще лишнее. Он только будет отвлекать от процесса. Ведь когда мы находимся на божественной литургии не хочется ни о чем плохом думать, только молиться. А тут фотограф со своей камерой,так и нарвется на плохие мысли.
Венчаться христианам надо обязательно. Ваша пара будет прописана в страсе Божьем. С небес вам будет не зримая помощь, во всех делах. После смерти, есть шанс встретиться на небе. Даже разведённые супруги, но венчанные, обязаны помогать друг другу, и уже находящиеся в других браках.
Венчались мы с мужем после 14 лет официального брака. Венчались осознанно, оба имели за плечами первый брак. Супруг мой был венчан в первом браке, женился молоденьким, в 91-м году, тогда было» модно» венчаться в церкви, делали это не ради следования церковным канонам, а просто ради красивого обряда. Поэтому разрешение на венчание далось нам нелегко. Мы прошли две духовно-канонические комиссии, после их положительного ответа наше прошение было передано в епархиальное управление преподобному Лонгину митрополиту Саратовскому и Вольскому. Только после его одобрения нам разрешили обвенчаться. Данный обряд мы провели очень скромно, не было свидетелей, не было гостей, только священник и мы, венчающися. Небольшая церковка на краю города. Вся церемония была очень красивой, запомнилась на всю жизнь. Венчальные свечи, полотенце и платье я храню. Свечи вообще играют большую роль в супружестве. Если муж уезжает надолго, следует зажечь венчальную свечу и помолиться за его здоровье и благополучие. Свечи зажигают при радостных событиях и если кто-либо из супругов заболевает.
О таинствах. Таинство Брака
Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.
Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).
Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.
В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).
Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).
Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.
Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).
Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.
Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).
Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.
Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».
Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.
Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.
Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».
В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.
В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.
Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.
Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.
В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;
он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X—XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.
Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.
В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.
Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.
Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).
Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.
Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, — благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11—12).
Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.
Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.
Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.
В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.
Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.
Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.
Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.
После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш. » и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.
После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.
Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):
«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).
Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ. ».
После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха — у невесты.
Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.
Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.
Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже. », какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.
Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.
Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» — предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.
После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.
Диакон возглашает: «Благослови, владыко».
Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.
После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.
При этом священник произносит каждому из брачующихся:
«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».
После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) — «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», — признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.
Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20—33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное
установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,
1—11) — повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.
После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа — молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.
Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.
После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.
Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза — во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.
Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй. » — прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.
Во втором тропаре: «Святии мученицы. » — прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.
Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» — прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.
После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.
В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.
Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь
Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.
При венчании второбрачных:
не поется 127-й псалом;
брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;
в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;
молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).
В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806—814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.
Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.
Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.
Дни, в которые не совершается венчание:
Накануне среды и пятницы в течение всего года.
Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).
В Рождественский пост и святки: с 15 (28) ноября по 6 (19) января.
От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.
Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября.
В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».