Что говорит батюшка о разводе

Как Церковь относится к разводам?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Церковь осуждает развод как грех, который причиняет страдания супругам и в не меньшей мере — их детям. Главный допустимый повод для развода — прелюбодеяние (измена).

Это вторая часть слайдов об отношении Церкви к браку. Читать первую часть.

Какие есть поводы для развода?

Как такового церковного развода не существует. С точки зрения Церкви в определенных ситуациях брак может быть признан недействительным или утратившим каноническую силу.

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

Где узнать полный список препятствий к церковному браку?

Полный список препятствий к церковному браку можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?

Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:

а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Церковь осуждает повторный брак?

Нет, но для него нужно благословение духовника или архиерея. Церковь может благословить в отдельных случаях даже третий брак, а вот четвертый — нет, венчать супругов уже нельзя.

Какие условия для повторного брака?

Второй брак по умолчанию разрешается невиновному супругу. Супругу, брак которого был расторгнут по его вине, второй брак разрешается после покаяния и выполнения епитимии (церковное наказание). В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

Где можно получить церковный развод?

Церковный развод получить нельзя, но можно получить решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Оно принимается «в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод» (из документа «О канонических аспектах церковного брака»).

А «развенчаться» можно?

Нет. Такого понятия, как развенчание, не существует. Нельзя отменить таинство. Церковь просто дает благословение на повторный брак.

Источник

Можно ли спасти семью, если один из супругов задумался о разводе?

Свя­щен­ник – о том, что такое раз­вод и изме­на с точ­ки зре­ния Пра­во­сла­вия и как вера спо­соб­на укре­пить брак.

По ста­ти­сти­ке, боль­ше все­го заяв­ле­ний на рас­тор­же­ние бра­ка пода­ет­ся в янва­ре. При­чи­ны про­сты: во-пер­вых, январь тра­ди­ци­он­но дик­ту­ет нам «начать все с чисто­го листа», а во-вто­рых, в ново­год­ние кани­ку­лы супру­ги непри­выч­но мно­го вре­ме­ни про­во­дят вме­сте, и заста­ре­лые кон­флик­ты вспы­хи­ва­ют вновь. А что такое раз­вод с точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия? И какие вопро­сы сто­ит себе задать до того, как решить­ся на столь отча­ян­ный шаг? На эту дели­кат­ную тему мы бесе­ду­ем со свя­щен­ни­ком Геор­ги­ем Хари­ным, насто­я­те­лем Свя­то-Николь­ско­го хра­ма. И, воз­мож­но, его сове­ты заста­вят вас заду­мать­ся, даже если вы не отно­си­те себя к пра­во­слав­ным верующим.

– С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной веры раз­вод – это все­гда тра­ге­дия, – гово­рит отец Геор­гий. – При­чем тра­ге­дия, в кото­рой мно­го постра­дав­ших. Это и сами участ­ни­ки кон­флик­та, то есть муж и жена, и, к сожа­ле­нию, дети. Я вижу это в сво­ем при­хо­де, на реаль­ных при­ме­рах: для ребен­ка раз­вод роди­те­лей, даже если он про­хо­дит отно­си­тель­но спо­кой­но, – это все­гда трав­ма, послед­ствия кото­рой аука­ют­ся затем всю жизнь.

Свя­щен­ник под­чер­ки­ва­ет: участ­ни­ки раз­во­да стра­да­ют не толь­ко эмо­ци­о­наль­но, но и духовно.

– С одной сто­ро­ны, раз­вод, как пра­ви­ло, явля­ет­ся резуль­та­том борь­бы стра­стей в чело­ве­ке, с дру­гой же, он часто погру­жа­ет тебя в еще худ­шее состо­я­ние, – объ­яс­ня­ет отец Геор­гий. – Я знаю пары, где раз­вод поло­жил нача­ло блу­ду. Да, сего­дня это назы­ва­ет­ся «актив­ный поиск», но по боль­шо­му сче­ту это блуд: чело­ве­ку нуж­но заме­нить того, с кем он рас­стал­ся, и он устра­и­ва­ет насто­я­щий кастинг – по-дру­го­му и не ска­жешь. Пере­би­ра­ет вари­ан­ты, меня­ет парт­не­ров. И оста­но­вить­ся быва­ет очень труд­но, так как хочет­ся най­ти иде­аль­но­го чело­ве­ка. Но ведь таких не бывает!

В ито­ге, гово­рит отец Геор­гий, чело­век гиб­нет душой. Поче­му? Пер­вое: он раз­ме­ни­ва­ет свою любовь на этот неле­пый, ненуж­ный кастинг. Вто­рое: он разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в люб­ви как тако­вой. Тре­тье: он теря­ет вре­мя, кото­рое Бог дал ему для созда­ния семьи. Чет­вер­тое: как ни кру­ти, это грех блу­да и пре­лю­бо­де­я­ния. В ито­ге чело­век мечет­ся в этих псев­до­от­но­ше­ни­ях, нику­да не веду­щих и ничем не закан­чи­ва­ю­щих­ся, и вме­сто того, что­бы исце­лить­ся, он идет от пре­лю­бо­де­я­ния к блу­ду, от блу­да к гне­ву, от гне­ва к отча­я­нию, от отча­я­ния к уны­нию, увя­зая в гре­хе все глуб­же и глубже.

Три главных вопроса о разводе

Вот поче­му всем, кто заду­мы­ва­ет­ся о раз­во­де, свя­щен­ник сове­ту­ет поду­мать о трех очень важ­ных вещах.

– Спро­си­те себя «А что я ска­жу Богу на Страш­ном суде в свое оправ­да­ние, как объ­яс­ню Ему, поче­му раз­вел­ся?», – гово­рит отец Геор­гий. – Есть у вас ответ? Что имен­но слу­чи­лось, поче­му вы не хоти­те боль­ше жить в бра­ке? Вы не сошлись харак­те­ра­ми, пото­му что не хоте­ли сми­рять­ся? Или вас не устра­и­ва­ло что-то в быту? Или при­чи­на в день­гах? А может, во внеш­нем виде парт­не­ра? Раз­ве все это – вме­сте или по отдель­но­сти – может быть при­чи­ной для раз­во­да? Перед Богом – может?

– Вто­рой вопрос – цели раз­во­да. Спро­си­те: «Что я хочу полу­чить?». Напри­мер, вы не хоти­те боль­ше видеть друг дру­га. Ну так попро­буй­те рас­стать­ся на вре­мя – для это­го необя­за­тель­но раз­во­дить­ся. Заод­но и реши­те, дей­стви­тель­но ли вам это нуж­но. Глав­ное, не спе­ши­те с раз­во­дом. Сло­мать что-то лег­ко, а вот выстро­ить зано­во – очень труд­но, – под­чер­ки­ва­ет отец Георгий.

И, нако­нец, тре­тий вопрос, не менее серьез­ный: как вы объ­яс­ни­те сво­им детям, поче­му реши­ли развестись?

– Вос­пи­ты­ва­ет­ся ребе­нок в пол­ной или в непол­ной семье, име­ет колос­саль­ное зна­че­ние – я гово­рю это как свя­щен­ник, каж­дый день обща­ю­щий­ся с людь­ми, – объ­яс­ня­ет Геор­гий Харин. –Нель­зя искус­ствен­но научить семей­ной жиз­ни, если семьи как тако­вой нет. Такие дети, повзрос­лев, часто сами несчаст­ны в бра­ке. При­ве­ду при­мер. Быва­ет, что муж­чи­на дума­ет о раз­во­де, так как не может жить со сво­ей женой. Когда он начи­на­ет опи­сы­вать свои отно­ше­ния, ста­но­вит­ся ясно, что эта жен­щи­на вос­пи­ты­ва­лась без отца, а пото­му ведет себя как муж­чи­на, ведь она при­вык­ла видеть мать, кото­рая заме­ня­ла ей и маму, и папу. Для нее это есте­ствен­но, а для ее мужа – нет. Он не может жить с жен­щи­ной, кото­рая при­вык­ла к муж­ской линии пове­де­ния. В резуль­та­те оба несчастны.

– Вот поче­му, когда пара, име­ю­щая детей, обра­ща­ет­ся с вопро­сом о раз­во­де, то обыч­но свя­щен­ник отго­ва­ри­ва­ет их от это­го шага, не жалея вре­ме­ни на то, что­бы разо­брать­ся в ситу­а­ции и попы­тать­ся им помочь, – про­дол­жа­ет отец Геор­гий. – Мно­гое мож­но понять и про­стить, и мно­гое на самом деле – ерун­да по срав­не­нию с тра­ге­ди­ей раз­ру­ше­ния семьи.

В цер­ков­ной тра­ди­ции изме­на – кано­ни­че­ская при­чи­на развода

Один из самых дели­кат­ных и слож­ных вопро­сов – вопрос измены.

– Цер­ковь учит, что чело­век – суще­ство немощ­ное, гре­хов­ное, – гово­рит отец Геор­гий. – Все мы оши­ба­ем­ся, но быва­ют ошиб­ки, кото­рые мы можем испра­вить, а быва­ют ошиб­ки непо­пра­ви­мые, кото­рые пол­но­стью меня­ют нас. Изме­на, без­услов­но, отно­сит­ся ко вто­рым, ведь она бро­са­ет тень на всю нашу жизнь. Это неза­жи­ва­ю­щая рана, кото­рая нико­гда не затя­нет­ся до кон­ца и о кото­рой ты все­гда будешь пом­нить. Цер­ковь отно­сит­ся к изме­нам как к тяг­чай­ше­му гре­ху, кото­рый осквер­ня­ет брак, отрав­ля­ет жизнь, застав­ляя дол­гие годы рас­пла­чи­вать­ся мука­ми сове­сти за минут­ную слабость.

Выход одно­вре­мен­но прост и сло­жен: не изме­нять нико­гда и ни при каких обсто­я­тель­ствах. Не под­да­вать­ся иску­ше­нию, све­дя к мини­му­му риск изме­ны. Не отзы­вать­ся на заман­чи­вые пред­ло­же­ния, не встре­чать­ся с быв­ши­ми парт­не­ра­ми, чув­ства к кото­рым могут вспых­нуть вновь, избе­гать сомни­тель­ных, дву­смыс­лен­ных ситуаций.

Но если это все-таки случилось?

– Обще­го рецеп­та тут нет, и в каж­дом отдель­ном слу­чае чело­век по-сво­е­му справ­ля­ет­ся с этой бедой, – кон­ста­ти­ру­ет отец Геор­гий. – Если бы ко мне при­шли и обра­ти­лись с вопро­сом, что делать, то я бы в первую оче­редь попро­сил эту связь пре­кра­тить, а во-вто­рых, попро­сил, что­бы тот, кого пре­да­ли, нико­гда об этом не узнал. Ведь близ­кий не вино­ват в том, что про­изо­шло, и пото­му вы не име­е­те ника­ко­го пра­ва так его ранить. Искренне любя­щий вас супруг или супру­га про­сто не выдер­жат это­го гру­за. И когда чело­век гово­рит: «Я не могу с этим жить, я дол­жен все рас­ска­зать», это эго­изм! Это попыт­ка снять с себя ответ­ствен­ность, попыт­ка успо­ко­ить свою совесть – мол, я пока­ял­ся и пото­му про­щен. Ниче­го подоб­но­го! Ты согре­шил, и это толь­ко твой грех, твоя вина, твоя болезнь, с кото­рой ты дол­жен бороть­ся пока­я­ни­ем, кото­рую дол­жен нести через всю жизнь как тяж­кий крест.

Нако­нец, если об измене все-таки ста­ло извест­но, вер­нуть­ся к преж­ней жиз­ни будет очень слож­но, при­чем обо­им супругам.

– Про­стить пре­да­тель­ство очень слож­но, и, конеч­но, свя­щен­ник дол­жен помочь в этом, – гово­рит отец Геор­гий. – И огром­ным духов­ным тру­дом вы, воз­мож­но, и добье­тесь у чело­ве­ка про­ще­ния, но забыть изме­ну он не смо­жет никогда.

Бра­ки, в кото­рых один или оба супру­га воцер­ко­в­ле­ны, неред­ко ока­зы­ва­ют­ся креп­ки­ми, так как Цер­ковь может мно­гое дать чело­ве­ку в отно­ше­нии опы­та семей­ной жиз­ни. Вера учит нас трез­во­сти суж­де­ний, учит осо­зна­вать свои недо­стат­ки и недо­стат­ки парт­не­ра, мирить­ся с ними, но при этом видеть и его досто­ин­ства. Цер­ковь учит дого­ва­ри­вать­ся, искать ком­про­мис­сы, а глав­ное – любить искренне, всем серд­цем. А еще Пра­во­сла­вие может помочь супру­гам выве­сти брак из кри­зи­са, укре­пить его с помо­щью молитв, сове­тов батюш­ки, откро­вен­но­го разговора.

Геор­гий Харин, насто­я­тель хра­ма Свя­ти­те­ля Нико­лая, ижев­ский священник

Источник

Развод по-христиански?

Что говорит батюшка о разводе. Смотреть фото Что говорит батюшка о разводе. Смотреть картинку Что говорит батюшка о разводе. Картинка про Что говорит батюшка о разводе. Фото Что говорит батюшка о разводе

В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11).

Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета! Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие?

И ненормальное нормально…

Что говорит батюшка о разводе. Смотреть фото Что говорит батюшка о разводе. Смотреть картинку Что говорит батюшка о разводе. Картинка про Что говорит батюшка о разводе. Фото Что говорит батюшка о разводе
Фото Артема Коренюка

Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно. Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием. Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание. На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим.

Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность». Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне. Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас. Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит.

Не хочу преувеличивать, говоря, что до революции все было так хорошо — сплошное благочестие, а сейчас времена такие плохие: если бы это было так, тогда бы мы до сих пор жили «до революции». Понятно, что не все было хорошо, а многое было совсем плохо, но, однако же, сознание людей отличалось от сегодняшнего.

Люди были более ответственны за свои поступки и более, я бы сказал, трезвенны: они с самого начала понимали, что такое супружество, и имели вполне реалистичный, немечтательный взгляд на своего избранника. Например, познакомили родители молодых людей друг с другом: «Приглянулся он тебе? — Да вроде симпатичный…». «А тебе? — Да вроде ничего…». И начинается более близкое узнавание: они пьют чай в присутствии родителей, ходят на прогулки вместе, общаются друг с другом, осторожно друг друга узнают. Ко дню венчания и он, и она уже имеют представление: с кем придется строить дальнейшую совместную жизнь. И не было ни романтики, ни страсти, ни мечтательства, которые так часто встречаются у нашей православной (да и не только) молодежи. Было четкое понимание ответственности и долга: я как муж должен буду делать для своей избранницы то и то, должен буду уважать ее и заботиться о ней. И жена знала: я должна быть с мужем ласковой и внимательной, должна заботиться о детях — быть «доброй супругой и добродетельной матерью». Взаимоотношения основывались, прежде всего, на уважении, симпатии и трезвом понимании, что это — на всю жизнь. А если так, значит, обоим надо стараться делать все, чтобы благополучно созидать семью. Сейчас у подавляющего большинства молодых людей вместо подобного мировосприятия — туман в голове, ни на чем не основанная мечтательность и инфантильность.

Расторгнуть нельзя. Только разрушить

В каких случаях допускается развод? Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца. По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить.

Можно сказать, что все, приведенное в канонах или обозначенное Синодальными решениями (за последнее столетие), фиксирует не столько процедуру развода, сколько распад самого брака, его несостоятельность. А вот причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Самая большая проблема нашего времени — проблема психических повреждений, причем в разной степени: заметных, малозаметных, воспринимаемых просто как форма поведения, даже поведения религиозного. Смещение целых пластов общественного сознания, происшедшее за последнее столетие, повредили очень многих людей,— тех, которых раньше общество держало в состоянии более-менее стабильном и адекватном.

Что говорит батюшка о разводе. Смотреть фото Что говорит батюшка о разводе. Смотреть картинку Что говорит батюшка о разводе. Картинка про Что говорит батюшка о разводе. Фото Что говорит батюшка о разводе
Фото Ю. Ракиной

Например, гомосексуализм. Люди, которые были подвержены психологически или генетически к этому поведению, существовали всегда. Не следует рассматривать это как банальную человеческую развращенность. Гомосексуализм — такое же повреждение человеческой природы, как и всякое иное,— например, психическое заболевание, физическое недомогание и другое нездоровье, которое несет в себе мир, поврежденный грехом. Но то сознание общества и те табу, которые оно в течение веков так мудро созидало, хранили людей с поврежденной сексуальностью. Они о себе этого и знать не знали, и думать не думали, и всякую подобную мысль они убивали в самом зародыше, как невозможную, невыносимую, страшную, потому они жили адекватно законам общества и вере. И даже семьи имели, и детей рожали, и все было хорошо. Этих людей стало очень много после того, как были сорваны замки, удерживающие стихию страстей. Человек не в силах справиться с бурным разрушающим потоком, его сознание не может удержаться. Человеку постоянно внушают: ты — нормальный, ты имеешь право быть таким, какой ты есть, поступать так, как тебе хочется. Человек, проникшись такими внушениями, вступает в ложную борьбу за самого себя. За самоидентичность, как ему представляется. Тем более он действительно чувствует, что он «другой». А он такой не потому, что он особенный, просто пласты сознания у него взрыты, и глубинное повреждение вылезло наружу. И теперь он уже ничего с собой сделать не может. И это фактически самоуничтожение. То же самое можно сказать и о любых других психических повреждениях. Если натура человека подвержена страстям, и он будет смотреть по телевизору все то, что на эти страсти, собственно, и рассчитано, многое, что было до той поры заторможено, загашено семьей, общением, работой, выйдет наружу. Манипуляции массовым сознанием, которые происходили и происходят, породили различные психические повреждения, депрессии, истерии, всевозможные садомазохистские проявления. Такие душевнобольные ищут для себя некий социум, который бы реагировал, откликался на их болезненное состояние. Например, они составляют внутри Церкви собственные коллективы, маскируя свои психические повреждения под религиозное сознание. Да сейчас при каждом храме надо создавать психотерапевтический кабинет! Душевнобольные приходят в Церковь в большом количестве, но не потому, что они ищут Христа, не потому, что они верующие, а потому, что им нужно общество, адекватное их психическому повреждению, где они будут играть в смирение, в покаяние или во что-либо еще, называя это духовным.

Бурное развитие тоталитарных сект стало возможным только благодаря появлению в огромном количестве садомазохистов. Ведь они нуждаются в подобных организациях. Мазохисту нужен жесткий лидер, который всячески уничтожал бы его и унижал. А человеку с садистическими наклонностями нужен тот, кого он мог бы давить, над кем он мог бы издеваться. И они друг друга находят. К сожалению, это и в Церкви существует, и в огромных количествах, просто мы не умеем трезво на это взглянуть, честно назвать все своими именами. Меж тем понять, с чем мы имеем дело, просто необходимо. Тем более что и в семье мы тоже можем столкнуться с подобными вещами. Поэтому священнику необходимо знать, какие бывают патологии, как устроена человеческая психика. Для этого нужно, чтобы в семинариях были прочитаны серьезнейшие курсы по психологии и психиатрии. Да еще и каждый священник сам должен быть серьезно проверен на этот счет.

Была без радости любовь…

Но все-таки в большинстве своем браки рушатся не по таким серьезным и явным причинам, а по обыденным и бытовым, причем как невенчанные, так и венчанные. Подчас просто от того, что людям скучно друг с другом. Потому что они или изначально не были близкими, или не сумели сохранить любовь. Современное сознание успокаивает разводящихся супругов: «Никто не виноват, просто вы не сошлись характерами» и т. д. Но когда исчезает любовь — люди ответственны за это. Ведь сама по себе она не умирает. Просто ее не берегут, и она не сохраняется. А любовь надо поддерживать, как огонь, в который кладут дрова, чтобы он не потух.

Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны.

Долготерпит, не раздражается — когда теряются эти свойства любви, то что угодно может произойти с браком. Любовь не ищет своего, а в браке люди часто ищут именно своего: дай, принеси, приготовь, почему не так постирала, почему не то сделала. Или: почему так мало денег принес, почему ты делаешь то и не делаешь это, почему ты мне не помог. И начинается дележка: кто кому должен. Когда вопрос ставится: ты должен мне, а не наоборот: я всегда должен тебе, тогда и уходит любовь. Тогда люди стремятся расстаться и начать все заново с кем-то другим.

Что Церковь может сделать, чтобы предотвратить такие браки без любви? Надо создать, причем законодательно (как обязательное для исполнения в каждом приходе), своего рода «защитное поле для брака» — испытательный срок до венчания, некую катехизацию, чтобы людей к браку подготовить, дать им возможность и время присмотреться друг к другу, пройти определенный путь в Церкви через общую молитву, участие в богослужении. Тогда многие браки и не состоялись бы. У меня в приходе было несколько таких случаев: люди симпатичные, очень верующие, нравятся друг другу, желают вступить в брак. Говоришь им: «Хорошо, давайте так: помолитесь, походите друг к другу в гости, поезжайте вместе в паломничество…». Смотришь, а через три-четыре месяца они «остаются лишь хорошими друзьями». И слава Тебе, Господи.

Подводные камни православных браков

Итак, первая опасность — браки по легкомыслию. Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности. «Господи, я молюсь Тебе об этом! Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж! «Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!». Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что «вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться». Это так называемые «браки по послушанию». Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи. Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми. Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле? Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им. И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения? Да, по большому счету, никаких. Радости большой в этих браках нет.

Расставаться или нет?

Один из русских классиков сказал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И это несчастье всегда имеет множество выражений и оттенков. Поэтому невозможно назвать однозначно повод (входящий ли, нет ли в каноны или Синодальные постановления), достаточный для развода, потому что названный сам по себе, отдельно от ситуации, он никогда не будет звучать достаточно убедительно. Оправданно говорить что-то только в контексте конкретного случая. Слишком тонкий вопрос: взаимоотношения в браке.

Но развод, как, например, и аборт,— те случаи, которые священник вообще не может благословлять, поскольку это в принципе противоречит Евангелию. Он не может даже советовать, но может сказать так: если ты считаешь, что так нужно, делай так. Он может, скажем, не противодействовать, а оставить это решение на волю самого человека.

Но есть одно правило на все случаи жизни. Если семейный корабль дал течь, то супругам надо прежде всего подумать над вопросом: можно ли вообще сохранить семью? И если да, то каким образом? Если есть хоть какой-то шанс восстановить брак, то его, конечно, надо использовать. Это возможно при условии ясного видения причин разлада, искреннего раскаяния и желания сохранить семью. Но, к сожалению, чаще всего человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то они и рассматривают разрушение взаимоотношений как уже свершившийся факт.

Что говорит батюшка о разводе. Смотреть фото Что говорит батюшка о разводе. Смотреть картинку Что говорит батюшка о разводе. Картинка про Что говорит батюшка о разводе. Фото Что говорит батюшка о разводе
Фото А. Леонтьева

Но, с другой стороны, вряд ли нужно стремиться сохранить брак, если один из супругов активно и явно влечет остальных членов семьи в погибель, в геенну огненную, в преисподнюю. Тогда, наверное, стоит решать вопрос о разводе, ради сохранения и спасения детей, да и всех домочадцев.

Конечно, жизнь многообразна и многосложна, она не вмещается в схемы. Это надо четко понять, соотнести с нашим временем, с современным сознанием. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Сейчас люди нередко даже не понимают того, что послужило причиной развала их семьи. Поэтому Церковь колоссально снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» — по сути, это, без сомнения, правильно. Но реальность остается реальностью, и человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к подвигу, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно. Говорить об ответственности и долге тоже оказывается бесполезным. Эта проблема, по большому счету, неразрешима. Сегодня Церковь не может подвести законную (каноническую) базу под бракоразводный процесс, потому что хотя и есть утвержденные основания для расторжения брака, о которых мы говорили выше, но в большинстве своем супружеские союзы распадаются по иным, не подпадающим под каноны, причинам.

Да, нельзя исправить мир и вернуться туда, откуда пришли, но можно, общаясь с каждым конкретным человеком, пытаться в нем что-то преобразить, затормозить или удержать в узде. Для этого нужно, по крайней мере, понимать, кто он, современный человек, и что в нем есть.

Мы сейчас переходим в новую эпоху, а что она принесет — пока непонятно. Компьютерный виртуальный мир уже сдвинул новый пласт сознания общества — жизнь в блогах, не имеющая ничего общего с реальностью, бурлящий мир сериалов, реклама безнравственности — все это сейчас окончательно разрушает ту социальную атмосферу, которая может защитить супружеские отношения. Поэтому семья в современном мире может держаться только на настоящей, серьезной, ответственной любви, когда люди действительно уверены, что любят друг друга, и что за эту любовь они будут бороться и нести ее до конца. А иначе в супружестве и смысла нет.

Записала Татьяна Бышовец

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в ”Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *