Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Вклад в психологию Леонтьева А. Н.

Алексей Николаевич Леонтьев внёс существенный вклад в научное развитие психологии. Основной его труд — теория деятельности. Рассматривая психическую деятельность, исследователь рассуждал о том, как возникает сознание. Свойство формирования сознания он называет чувствительностью. Именно чувствительность способствует отражению реальности в психике и создаёт условия для адаптации человека к окружающей среде.
Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Факторы возникновения сознания

Данный феномен формируется под воздействием двух факторов — речевой коммуникации и коллективной деятельности. Общение посредством речи включает личность в социум, позволяет ей перенимать общественный опыт. Чтобы овладеть этим навыком, в первую очередь следует ознакомиться с системой языковых единиц.

Разница между целью и мотивом в деятельности

По мнению Леонтьева, цель — желаемый результат, на который рассчитывает человек, планируя какое-либо действие. Мотив — то, ради чего субъект идёт к поставленной цели.

Между мотивом и целью всегда существует определённая связь. Однако, если цель всегда осознаётся, то мотив может быть и скрытым. Например, цель человека — поступить в ВУЗ. Для этого он подаёт документы, сдаёт экзамены, необходимые для его специализации.

Мотивов же может быть несколько. Лежащий на поверхности — убеждение человека в том, что именно к получению данной профессии он стремился. Скрытый — быть ближе к девушке, молодому человеку или подруге, которые выбрали этот же университет и факультет.

Внешние и внутренние действия

Концепция, выдвинутая Леонтьевым, предлагает два типа действий — внешние и внутренние. Внешняя деятельность отождествляется с материальной. Внутренняя — это предметные представления, оперирование образами.

Внутренняя деятельность по своей структуре не отличается от внешней. Разница состоит лишь в форме, в которой она протекает. Внутреннее действие заключается в операции, производимой посредством образов. Следовательно, результат закрепится не в материальной среде, а в сознании.

Интериоризация приводит к тому, что суть внешнего действия не меняется, но процессы и время выполнения сокращаются для более быстрой обработки результата на внутреннем плане. Благодаря этому, человек тратит меньше усилий, оперативно выбирая оптимальное действие.

Но, прежде чем интериоризировать действие, тот же сценарий необходимо пройти на материальном плане. Подобный принцип наглядно иллюстрирует детское развитие. Дети сначала учатся оперировать предметами, видят реальный результат и только потом могут проигрывать картинку в голове.

Теория развития

Ещё один важнейший труд Леонтьева — концепция развития. В ней описаны принципиально новые стадии личностного развития, не связанные со становлением процессов внутри психики.

Первый этап — стихийное складывание компонентов, подготовка рождения личности, которая будет осознавать себя. Вторая фаза — формирование сознательной личности.

Согласно концепции учёного, развитие человека осуществляется постепенно — от простых элементов к сложным. Изначальные действия человека направлены на удовлетворение врождённых потребностей. Далее он работает с потребностями, реализация которых необходима, чтобы действовать, выполнять собственную жизненную задачу.

Теория развития также говорит о двух рождениях. Первое характеризуется кризисом трёх лет и полимотивированностью ребёнка (наличием более чем одного мотива для осуществления определённой деятельности). Второе присуще подростковому возрасту, отличительная черта которого — освоение персонального поведения через сознание.

Развитие человека непосредственно связано с развитием мозга. Если не тренировать мозг, то когнитивные функции постепенно ухудшаются. Избежать этого помогают тренажеры Викиум, развивающие память, внимание, способность концентрироваться и мышление.

Источник

Учение А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности и ее роль в развитии психики

Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок, рождаясь индивидом, имеет лишь биологические предпосылки стать личностью и только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

Он вводит понятие «Ведущая деятельность».

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которого достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе от одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Она проходит длительный путь становления, развития под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

«Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени, а главная по ее значению для психического развития»:

— в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

— в ведущей деятельности формируются и перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности.

В процессе развития он осваивает разные виды деятельности. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает, но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие.

Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Таким образом, каждому возрастному периоду соответствует конкретный вид деятельности, которая влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка, познавательных процессов, характерных для данного периода.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности возникают новые отношения с социальной средой. И каждый вид деятельности способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Источник

А.Н. Леонтьев о психике.

Лекция 2. Тема «Развитие психики человека и животных. Функции психики. Структура психики».

Психикой называют системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), делающее возможным активное отражение особенностей окружающего мира, построение картины этого мира и саморегуляцию поведения субъекта на этой основе.

Психика формировалась в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле.

Процесс возникновения и изменения психики как продукта эволюции называется филогенезом.

Теории в естествознании о возникновении психики.

Теория биопсихизма наделяет психикой всю живую материю и в соответствии с этим относит время ее появления к периоду зарождения жизни. Сторонники биопсихизма рассматривают раздражимость как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи. Представители В. Вундт, отчасти П.К. Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие.

Антропопсихизм. Согласно антропопсихизму, психика (и душа) есть только у людей. Яркий представитель этого направления. Р. Декарт, характеризуя животных как «химические машины», не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового (сознания — значит психика) на дочеловеческом уровне развития.

Нейроприхизм. Существует также такой способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, но только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизма.

Рефлекторная теория психики, обоснованная Г. Спенсером и И.М. Сеченовым, относится к анализу механизмов психики в рамках тех взаимоотношений нервной системы и психики, когда нервная система уже есть и ее прогрессивное развитие обусловливает дальнейшее развитие психики. Противоположная точка зрения: появление психики в эволюции не рассматривается как производное нервной системы, то есть объяснение развития психики не «изнутри» (от строения тела и нервной системы в том числе), а из усложнения взаимоотношений субъекта со средой является ведущим принципом психологии, сформулированным Спинозой, Г. Спенсером, И.М. Сеченовым, оно содержится у французских эволюционистов и Ч. Дарвина и является основополагающим в современной психологии развития. Популярность нейропсихизма связана, в частности, с тем, что до нервный уровень развития психики (у одноклеточных и низших одноклеточных — губок) необычайно сложен для изучения и в настоящее время очень мало исследуется.

А.Н. Леонтьев о психике.

В монографии «Проблемы развития психики» (1926) А.Н. Леонтьев указывает, что на допсихическом уровне живая материя обладает способностью простой раздражимости – то есть отражает только жизненные значимые (биотические) воздействия среды. В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости – чувствительность (собственно психического отражения реальности.). Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.Отличие раздражимости от чувствительности в том, что живое существо «узнаёт» о присутствии жизненно важного объекта не через контакт, а по определённым признакам – сигнальным раздражителям. Иными словами, животные, даже простейшие, активно ориентируются в окружающей обстановке, ищут жизненно важные условия и реагируют на всякие изменения среды. Эта способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий, называется чувствительностью.

Пример. Наличие чувствительности можно констатировать в эксперименте с одноклеточными, чувствительными у теплу, но не чувствительными к свету, проведенным немецким ученым Ф. Брамштедтом. Ф. Брамштедт стремился выработать временную связь у туфелек между светом как биологически нейтральным (маловалентным) раздражителем и теплом, которое вызывает реакцию избегания. Одноклеточных (инфузории) поместили в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то время как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредоточиваются в холодном конце камеры. Однако, если в течение длительного времени освещать нагретый конец камеры и затемнять ненагретый, положение дела меняется, и одноклеточные становятся чувствительны к свету, который сейчас приобретает для них значение сигнала к повышению температуры. Индивидуальное поведение простейших, резко отличающее их от растений, изменяется относительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают. Тем не менее, эти опыты критиковались за то, что в них не было учтено изменение химизма воды при подогреве (возможно, что туфельки реагируют не на свет как на абиотический стимул, а на химическое раздражение как на вполне биотический стимул). Другие аналогичные опыты дали отрицательный ответ на вопрос о возможности ассоциативного научения у простейших.

Появление чувствительности, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.У человека существует пять внешних чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность.

Стадии развития психики

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, можно выделить следующие стадии развития психики животных[1]:

сенсорная (отражение отдельных свойств биологически-значимых раздражителей); большинство кишечнополостных, низшие черви и губки.

Вместе с тем в отдельных случаях у простейших все-таки можно проследить более или менее выраженную реакцию на биологически нейтральный стимул. Опыты Ф. Брамштедта.

Более высокий уровень развития этой стадии (по К. Фабри) тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. В отличие от низшего уровня элементарной сенсорной психики, здесь, несомненно, наблюдается ассоциативное научение, которое, тем не менее, идет с трудом.Так, например, в 1912 г. американский зоопсихолог Р. Йеркс сумел выработать у дождевых червей реакцию выбора в Т-образном лабиринте той его стороны, где они не получали электрического удара. Для такого научения червям понадобилось 120—180 сочетаний. Кроме того, на данном уровне развития у некоторых беспозвоночных появляются элементы конструктивного поведения (постройка «домиков» из кусочков раковин, песчинок и т. п. у морских червей, элементы брачного поведения, агрессивности и общения у многощетинковых червей и др.). Несмотря на усложнение поведения, психическое отражение мира и на этом уровне осуществляется в форме элементарных ощущений, а не образов целостных предметов. Возможно, некоторые элементы перцептивного восприятия имеют место у виноградных улиток, которые обходят преграду до прикосновения к ней (если преграда, впрочем, не слишком велика).

перцептивная (способность отражать комплекс раздражителей в целом); Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности — выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, например, для собаки, как пишет А. Н. Леонтьев, одинаковый биологический смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и силуэт зверя, т.е. волк воспринимается собакой целостно в совокупности его свойств; и если при определенных условиях (хищник далеко) волк только «учуян» (т. е. воспринимается собакой по запаху), то это все равно тот же самый целостный предмет (вспомним определение предмета как «узла свойств»).

А.Н. Леонтьев связывал появление перцептивной психики с переходом к наземному образу жизни и поэтому считал, что у рыб как низших позвоночных еще нет перцептивной психики. Однако дальнейшие исследования показали, что рыбы обладают элементарной перцептивной психикой.

Исследования К. Э. Фабри и других зоопсихологов показали, что перцептивная психика (пусть и в элементарной форме) присутствует даже у высших беспозвоночных (высшие членистоногие и головоногие моллюски), хотя у них по-прежнему большую роль играет и элементарная сенсорная психика. Одним из доказательств наличия у насекомых перцептивного отражения мира являются факты восприятия ими геометрических форм. Особенно впечатляющими были опыты известного специалиста по поведению животных Н.Тинбергена.

Вокруг входа в норку роющей осы выкладывались в виде круга сосновые шишки — и некоторое время оса прилетала в норку, окруженную шишками. Когда оса, отложив яйца, вылетела из норки, она сделала ориентировочный облет и, видимо, круг был запечатлен ею в соответствующем образе. Пока она отсутствовала, экспериментатор переложил круг из шишек на новое место. Вернувшись, оса искала норку в центре круга на новом месте.

интеллектуальная (является вершиной психического развития животных и выражается, прежде всего, в умении животного решать наглядно-действенные задачи).

В качестве третьей стадии развития психики А. Н. Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще более сложными формами психического отражения реальности.

Характеристики деятельности животных на этой стадии:

1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования операций на стадии перцептивной психики.

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявление аналогичной задачи),

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки.

Более подробную периодизацию филогенеза психики, представленную Леонтьевым, позднее уточнил К. Э. Фабри.

2. Стадия перцептивной психики – стадия перцептивной психики включает в себя 2 уровня:

низший (отражение внешней реальности в форме целостного образа предмета, рыбы), членистоногие (молюски), пчелы, осы, муравьи.

На низшем уровне перцептивной психики уже в полном объеме представлено и общение особей друг с другом, особенно впечатляющее у насекомых, живущих в высокодифференцированных сообществах (муравьи, пчелы). Передача информации от особи к особи осуществляется химическим образом (например, в виде пахучих меток у муравьев, интенсивность которых зависит от величины найденного муравьями корма), а также в виде знаменитых танцев пчел, описанных выдающимся зоологом, Нобелевским лауреатом К.Фришем. У насекомых появляются также ритуализированное брачное поведение («ухаживание»), территориальное поведение, выражающееся в защите своей собственной территории (так, самцы стрекоз, например, ежедневно облетают свою территорию, зрительно фиксируя основные и дополнительные места отдыха, зоны для откладки яиц самками и т. п., при этом замеченные ими другие мужские особи отгоняются). Несмотря на это огромную роль в поведении данного типа играют инстинктивные механизмы

высший (элементарная форма мышления, птицы, млекопитающие)

При дальнейшем развитии органов чувств и соответствующих сенсорных способностей качественно развиваются и сенсорные обобщения. Если рыбы способны создать обобщение «треугольник» на основе соответствующих геометрических фигур разной величины и отличить его, например, от квадрата только в условиях правильного их расположения (стоит перевернуть треугольник — и он не узнается рыбой), то млекопитающие распознают эту фигуру в любом положении. Можно также отметить у высших позвоночных наличие зрительных представлений.

Известны доказывающие это остроумные опыты с показом обезьяне какого-нибудь привлекательного для нее фрукта (например, банана), который затем опускался в ящик. Подбежав к ящику и обнаружив там вместо банана салат или капусту (менее привлекательный корм), обезьяна еще долго с жалобными криками искала показанный ей ранее банан. Это говорит о том, что животные способны не только воспринимать мир в форме целостных предметов, когда они имеются в наличном восприятии, но и представлять их в отсутствие таковых.

3. Стадия интеллектуальной психики (появление ориетировочно-исследовательской фазы в поведении, способность решать практические задачи) (обезьяны, собаки, дельфины).

В более позднее время К. Э. Фабри поставил под сомнение необходимость выделения отдельной стадии психического развития в филогенезе — стадии интеллекта — по следующим причинам. По его мнению, сама по себе двухфазность не является признаком интеллектуального поведения, поскольку выделение подготовительной и завершающей фаз присуще любому поведенческому акту. Кроме того, орудийность не является обязательным компонентом интеллектуального действия и, наоборот, наличие орудийности не свидетельствует о наличии интеллекта. Наконец, можно говорить об интеллектуальной деятельности не только человекообразных обезьян, но и ряда высших позвоночных, которые обнаруживают весьма сложные характеристики их деятельности. В частности, крысы в специально поставленных экспериментах обнаружили все признаки интеллектуального поведения — в задачах, требующих выбора из трех разных фигур, они способны создать весьма сложное обобщение «фигура, не схожая с двумя другими» (независимо от того, в чем именно выражается это несходство). Собаки, еноты и другие более высокоорганизованные животные могут довольно быстро научиться решать задачи с проблемными ящиками, которые требуют самостоятельного нахождения способов открывания последовательно предъявляемых запирающих устройств.

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции. Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор).

Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних и внутренних факторов.

Психика, по мнению А.Н. Леонтьева, имеет большое значение в процессе адаптации животного к среде обитания и выполняет ряд функций:

Функции психики:

1.Отражение окружающей действительности,

2. Сохранение целостности организма,

3. Регуляция поведения

Т.о., главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесение её с потребностями носителя психики.

Для полноценного функционирования психики человека необходимы следующие условия:

1. Полноценная деятельность мозга;

2. Постоянное взаимодействие с окружающим миром (пример, изменение психической деятельности в случае сенсорной депривации, социальной изоляции);

3. Взаимодействие с людьми и объектами культуры.

Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных, как известно, наблюдаются резкие нарушения психической деятельности

— страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т.д. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Физиологические механизмы, лежащие в основе психической деятельности, были исследования и описаны в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

И.М. Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие.

Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности.

Пример рефлекторности психики. Механизм развития стресса

Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Пояснения к схеме, представленной выше.

Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Смотреть картинку Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Картинка про Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев. Фото Что главное в психическом развитии человека выделял а н леонтьев

Гипоталамус —вентральная часть промежуточного мозга (имеет около 50 пар ядер), получающая импульсы практически от всех внутренних органов и регулирующая деятельность этих органов посредством нервных и гуморальных влияний, в связи с чем его рассматривают как высший вегетативный центр или «мозг вегетативной жизни».Гипотала́мус — небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток, которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма.

Гипо́физ — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост.

Эпифиз. Если гипофиз можно назвать командным пунктом всей эндокринной системы, то шишковидная железа — дирижер всей этой системы, своеобразные биологические часы.

Мозжечо́к (лат. cerebellum — дословно «малый мозг») — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса.

Таламус — парное образование, составляющее основную массу промежуточного мозга (имеет около 120 различных ядер), получающий импульсы всех видов чувствительности, кроме обонятельных, и передающий их в кору больших полушарий и другие образования центральной нервной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *