Что главнее гост или сп в строительстве
01.09.2021 вступает в силу новый Перечень обязательных к применению национальных стандартов и сводов правил
Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 затрагивает деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию зданий любого назначения.
Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815, вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027.
Список документов, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815, отличается от списка документов, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985, по количеству и составу.
В новом перечне:
— исключены 11 документов;
— добавлены 2 документа;
— представлены в новой редакции 8 документов.
Общее количество нормативно-технических документов в новом перечне составляет 69.
Таким образом, с 01.09.2021 специалистам по эксплуатации зданий необходимо:
— руководствоваться нормативными документами, представленными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815;
— провести проверку технической документации на предмет соответствия данной документации нормативным документам, установленным в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815.
Обращаем внимание, что за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий предусмотрено наказание в виде административного штрафа до 300000 руб. (ч.1 ст.9.4 КоАП РФ).
Что главнее гост или сп в строительстве
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 апреля 2019 года N 14258-ОГ/08
О наличии технических противоречий между сводами правил и санитарными правилами
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Таким образом, при наличии технических противоречий, между сводами правил и санитарными правилами, следует руководствоваться санитарными правилами.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, разъяснение законодательства, практики его применения, оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций, а также разрешение споров между третьими лицами в отношении нарушенных или оспоренных гражданских прав не входит в компетенцию Минстроя России.
Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю.Степанов
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Вестник ценообразования в Санкт-Петербурге,
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985″
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика;
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2020 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4661).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2021 г. N 815
Перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
4. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Раздел 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7).
10. СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП II-97-76* «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»). Разделы 4 (пункты 4.6 (за исключением примечаний), 4.12 (за исключением абзаца второго), 4.15), 6 (пункт 6.9).
Что главнее гост или сп в строительстве
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 октября 2019 года N 40060-АС/08
[О разъяснении особенностей обязательного и добровольного применения документов, включенных в доказательную базу технического регламента N 384-ФЗ от 30.12.2009]
Документы, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Следует отметить, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень N 831, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона N 384-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.Ю.Степанов
О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ
Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.
Аннотация
В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.
Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.
Резюме
Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:
1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.
2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:
В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.
В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.
Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:
По первому доводу
Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа [5]. Пленум Верховного суда [8] в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.
Таким, образом, п. 10 Указа [5] на который ссылаются строители относится к правовым актам, а не к техническим нормам СНиП, СП(своды правил), ГОСТ и т.п.
Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» [4] который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.
Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, [9], то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 [10], ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.
Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил [12], он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции [11], нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.
По второму доводу
Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.
Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.
Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.
Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.
Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?
Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].
Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».
Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])
Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.
На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).
Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2 –в документе по стандартизации.
СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.
Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.
Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.
Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.
Согласно ГК РФ [1], могут заключаться разные формы договоров:
Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.
Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.
В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.
Закон о защите прав потребителей [2] в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.
В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:
127562, г. Москва, Алтуфьевское ш. д. 32
Мы в соцсетях:
© 2008-2021. ООО «Горэкспертиза». Москва. Проведение независимой экспертизы зданий и сооружений.