Что где когда по географии
Интеллектуальная игра по географии «Что? Где? Когда?»; 10 класс
Конспект внеклассного мероприятия по географии
«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10класса.
Жданович Людмила Тадэушевна.
ГБОУ школа №62 Выборгского района
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.
Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.
участники игры (6 учащихся)
ведущий и помощник (учитель и ученик)
Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.
Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.
за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана );
учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз ( если их выберут)
группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).
Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.
В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.
Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.
Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.
Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?
Ответ. Это растение бамбук.
В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.
Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?
Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.
Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?
Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.
На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.
Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?
Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.
Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.
Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.
Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».
Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.
Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?
Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.
Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.
Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?
Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер
В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.
На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)
Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?
Ответ. Ливан- Иван- Ван.
На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.
Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?
Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.
Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.
Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?
Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.
Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.
Вопрос. Как называется государство и его столица?
Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.
Географическая викторина «Что? Где? Когда?»
Тема: Географическая викторина «Что? Где? Когда?»
Цели и задачи: Систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения географии. Активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся. Продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умение принимать решения, проявлять способности, выражать свои мысли чётко и кратко. Повысить интерес к предмету.
Просмотр содержимого документа
«Географическая викторина «Что? Где? Когда?»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №39 «Классическая» г.о. Тольятти.
Конспект внеклассного мероприятия
Учитель: Подоляк О.А.
Тема: Географическая викторина «Что? Где? Когда?»
Цели и задачи: Систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения географии. Активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся. Продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умение принимать решения, проявлять способности, выражать свои мысли чётко и кратко. Повысить интерес к предмету.
Оборудование: Физическая карта полушарий, географические атласы, вертушка – волчок, листки с номерами вопросов, экран, проектор, вопросы для игры.
1. Организационно-подготовительный этап.
За неделю до викторины учитель говорит учащимся о задачах викторины, ее
правилах и вместе с ними распределяет роли. Выбирают две команды
знатоков по 4-6 человек, капитанов, ответственных за подготовку к
самостоятельно изучают научно-популярные, учебные периодические
источники по теме викторины. Остальные роли распределяют так:
2. Подготовка аудитории.
В центре зала ставят столы для игроков, а болельщики рассаживаются около
карты: физическая карта полушарий.
На классной доске написаны названия команд и оставлено место для
ведущего, судей и ответственных за музыкальную часть.
В центре столов стоит вертушка-волчок, вокруг которой разложены листки с
написанными на них номерами вопросов. Между листками лежат музыкальные ключи. Как правило, вопросов должно быть не менее 20.
Членам команды можно иметь чистые листы бумаги, ручки и географические
После вступительного слова ведущий, для определения очередности ответов,
задает один вопрос капитанам команд. Начинает игру та команда, капитан
которой первым ответил на вопрос.
Затем капитан команды нажимает на вертушку-волчок, после остановки
которой берет со стола соответствующий лист с номером вопроса. Если на
листе вместо номера нарисован музыкальный ключ, то наступает
музыкальная пауза: можно послушать музыку или потанцевать.
Ведущий по номеру находит у себя вопрос и зачитывает его (на экране вопрос также высвечивается, после ответа команды высвечивается и правильный ответ). На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Правильность ответа оценивает ведущий. Если ответ не правильный, то вопрос может быть предложен болельщикам той команды, которая не смогла дать правильного ответа. Если не помогли и болельщики, то на вопрос отвечает другая команда.
Каждая команда отвечает на 6-8 вопросов, после чего игра прекращается и
судья подводит итоги.
2) Где в апреле и мае много овощей, фруктов?
Ответ: В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы
соответствуют осенним, т.е. сбору урожая.
3) Уважаемые знатоки! Решите, пожалуйста, такую задачу. «С вершины холма, изображенного на рисунке, одновременно на запад и восток съезжают два велосипедиста. Скорость, какого из них будет больше?»
Ответ: На рисунке изображен не холм, а впадина. Но если все-таки велосипедисты будут спускаться, то скорость с восточной стороны будет больше, так как склон круче.
4) Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединой. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и в цветах. Значит я старше и мудрее» Уважаемые знатоки! Прав ли Кавказ?
Ответ: Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а об их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы. Например, Восточно-Европейская платформа.
5) Уважаемые знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы могли это слышать? Ответ: В пустыне Сахара. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом и горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».
6) К этому месту можно подойти только с юга, ветер здесь дует тоже только с юга. Где находится и как называется это место?
7) Поэт П. Богданов пишет:
Ни разу не был я на океане.
Мне даже не представить никогда,
Что на каком-то там меридиане
От полюса до полюса вода.
Существуют ли такие меридианы?
Ответ: Нет, так как все меридианы пересекают Антарктиду.
8) Он впервые предложил практически использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достичь берегов Индии. Ему потребовалось 16 лет, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня на то, чтобы осуществить свою мечту. Кто возглавил эту экспедицию?
Ответ: Христофор Колумб.
9) Этот великий английский мореплаватель совершил три кругосветных путешествия и шесть раз пересекал экватор. Он был первым человеком, который побывал в Арктике и в Антарктике, первый пересек южный полярный круг. О ком идет речь?
Ответ: О Джеймсе Куке.
10) Этот климатический пояс формируют тропические воздушные массы и воздушные массы умеренных широт. Какой это пояс, и на каких материках он располагается?
Ответ: Субтропический пояс. На всех материках, кроме Антарктиды.
11) В какой части света, чем севернее, тем теплее?
12) На каком материке расположены все природные зоны Земли? А на каком только одна?
14) В начале своего течения река судоходна. Затем начинается ряд сбросов, образующих пороги, среди них крупнейший сброс, создавший известный водопад. Уже за 15 км до водопада слышен его гул. Поток воды шириной в 1800 м, низвергаясь с высоты уступа в 120 м, оказывается в узком пространстве в 13-18м. Как называется эта река?
15) На горизонте появилось огромное кучевое облако.
— Облака состоят из мелких капелек. Облака должны падать на Землю.
Вопрос: Почему же облака не падают на Землю?
Ответ: Потому, что их поддерживает восходящий поток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.
Ответ: Нет. На полюсах день продолжается до шести месяцев.
17) Назовите самый ценный на земном шаре минерал.
Ответ: Вода, без которой невозможна жизнь во всех ее проявлениях.
18) В каком климатическом поясе находился остров Робинзона Крузо, если он так рассказывал о его климате: «По моим наблюдениям, на моём острове времена года надо разделить не на холодные и тёплые, как они делятся в Европе, а на дождливые и сухие, приблизительно таким образом:
— с половины февраля до половины апреля: дожди, Солнце стоит в зените или почти в зените;
— с половины апреля до половины августа: засуха, Солнце перемещается к северу;
— с половины августа до половины октября: дожди, Солнце снова стоит в зените;
— с половины октября до половины февраля: засуха, Солнце перемещается к югу.
Ответ: Субэкваториальный пояс.
19) Какое море можно назвать «зеркалом в рамке трёх частей света»?
Ответ: Средиземное море.
20) Название, какого моря происходит от названия небольших животных, создавших грандиозное сооружение длиной более 2000 км?
Ответ: Коралловое море.
Судьи подводят итоги игры, называя команду-победительницу. Победители игры получают призы, звание «Знаток географии».
Далее каждая команда получает право назвать трех самых активных и знающих игроков из команды соперников. Эти игроки могут быть отмечены персональной благодарностью, маленькими призами, а по усмотрению учителя, возможно, и положительными текущими отметками по географии.
Игра знатоков географии «что? где? когда?»
ИГРА ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся о географических объектах и явлениях, развивать умения работы в команде и нахождения коллективного варианта ответа на вопросы; формировать интерес к предмету.
Ведущий: Сегодняшняя игра знатоков будет посвящена, замечательной и древней науке – географии.
Что это такое – ГЕОГРАФИЯ? –
Мы вопрос когда-то задаем,
Это – всей планеты биография,
Всей Земли, где мы с тобой живем.
Это – ее недра и просторы,
Это – ее реки, ее горы,
Городов, поселков огоньки.
Это – ее климат, ее страны,
Это жизнь Земли и всех людей.
Изучаем мы меридианы,
Параллели Родины своей.
Путешествуем пока по карте,
Как Земля огромна, погляди!
О планете все хотим узнать мы,
Ведь дороги ждут нас впереди!
Преподаватель. Конечно, времена так называемой романтической географии – открытий больших неизведанных земель – давно прошли, и на поверхности планеты осталось немного «белых пятен». Но на нашей Земле множество удивительных мест, куда мы и совершим виртуальное путешествие.
Представляю команду игроков и капитана команды. Слово капитану команды знатоков.
Ведущий. Позвольте познакомить вас с правилами нашей игры. В игре участвует команда из шести человек, на обсуждение вопроса выделяется одна минута. Так же, как и телевизионной версии, игра длится до шести очков. Не допускаются подсказки. Лишь один раз знатоки могут попросить помощь зала. Для снятия утомления игроков подготовлены музыкальные паузы.
Вопросы к игре
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Эта страна – страна наоборот,
Она располагается под нами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в декабре, а не в июне, лето,
Там протекают реки без воды.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там в пищу кошкам достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненья,
Спасает юг от северной жары.
О какой стране идет речь? (Эта страна – Австралия, занимающая одноименный материк, расположенный в южном полушарии).
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Ведущий. Вопрос:
Итог игры
Определение победителей игры, их награждение.
Преподаватель. Ребята, вы хорошо поработали, это говорит о ваших знаниях. Мы вам благодарны за хорошую игру и ненапрасно проведенное время. Я считаю, что вам всем было интересно проверить свои знания. Успехов вам. До новой встречи! До свидания!
Сценарий проведения игры «Что? Где? Когда?» по географии для учеников 8-11 классов
«Что? Где? Когда?» по географии
Сценарий внеурочного мероприятия
Цель: Формирование устойчивой мотивации к изучению географии.
Задачи: Расширение кругозора участников игры и болельщиков. Формирование команд для участия в турнирах по интеллектуальным играм.
Необходимое оборудование: секундомер; комплект бланков для ответов (по количеству вопросов и команд); протокол для подведения итогов (см. приложение 1). Возможность использования интерактивного оборудования позволит закрепить полученную информацию с помощью визуализации ответов на вопрос (см. приложение 2).
Игра рассчитана на учащихся 8-11 классов, но возможно участие и более младших школьников, поскольку большинство вопросов затрагивает не школьный курс географии, а дополнительный материал.
Количество команд определяется возможностями помещения. Желательно, чтобы каждая команда располагалась за отдельным столом. В проведении игры участвуют ведущий, бригада судей, оценивающая правильность ответа, ведущая протокол результатов и помощники ведущего в зале, собирающие карточки с ответами на вопрос
Игра проводится по правилам спортивного турнира «Что? Где? Когда?». Все команды играют одновременно.
Этапы игры: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап. Регистрация и правила.
Команды регистрируются у судейской бригады, получают комплект бланков для ответов и рассаживаются в игровом зале.
Ведущему после приветствия необходимо сразу обсудить с командами несколько важных моментов. Во-первых, у каждой команды есть набор бланков с номером вопроса (от 0 до 18), на котором нужно указать номер своей команды. Лучше это сделать сразу, до начала игры.
Во-вторых, ведущему необходимо в общих чертах рассказать о командном взаимодействии и распределении работы внутри команды:
Желательно вопрос записывать. Лучше договориться заранее, кто в команде это будет делать.
До начала игры желательно обговорить, кто в команде будет выбирать версию, поскольку на бланке ответ должен быть только один. Наличие двух ответов, даже если один из них правильный, автоматически лишает команду балла.
После этого ведущий объявляет номера команд согласно регистрации. Команды заполняют номера в бланках.
Далее необходимо напомнить общие правила игры:
После написания ответа капитан команды поднимает руку с бланком. Бланк забирают «ласточки». Ответы после времени не принимаются.
Ответ записывается на бланке прямо поверх номера вопроса.
В данной игре разыгрываются 18 вопросов различной сложности + нулевой вопрос, который не оценивается судейской бригадой.
Нулевой вопрос разыгрывается командами вне конкурса с целью отработки действий команды и включения в игру. Как правило, это либо легкий, либо шуточный вопрос.
Вопрос 0: Одна австралийская фирма согласно постановлению суда должна была оплатить лечение своему сотруднику, получившему травму в результате чрезвычайно скучной работы. Какую травму он получил?
Ответ и комментарии: Вывих челюсти. Работа была настолько скучная, что он отчаянно зевал. Ответы, сохраняющие логику вопроса, тоже могут считаться праввильными.
А теперь, внимание, игра.
Вопрос 1: Изобретенный в 3 веке н.э. прибор «чи-нан» заменил китайским мореплавателям птиц. Как мы называем этот прибор.
Ответ и комментарии: Компас. Птицы мигрируют в определенном направлении, что позволяло мореплавателям отслеживать свой курс.
Вопрос 2: Как известно, зонтик изобрели в Китае. Но англичанам пришлось изобретать зонтик заново благодаря погодному явлению. Какому?
Ответ и комментарии: Дождю. Китайцы изобрели зонтик от солнца!
Вопрос 3: 4 века англичанам служил Большой Том. А кто теперь служит вместо него?
Ответ и комментарии: Биг Бэн. Под таким именем мы знаем главные английские часы (ответ засчитывается в любой транскрипции).
Вопрос 4: Это вопрос с раздачей (текст раздается каждой команде)
США – от 0 до 9; Франция – от 30 до 37, Япония – 45, 49, Россия – 46, Гонконг – 48. Где внимательные люди регулярно видят эти числа?
Ответ и комментарии: На штрих-коде товаров из этих стран. Это первые цифры. Ответы, подходящие по смыслу (на товарах, в магазине и т.п. тоже засчитываются).
Вопрос 5: На какой географический объект можно попасть, если идти по магнитной стрелке на север.
Ответ и комментарии: На северный магнитный полюс. Он не совпадает с географическим полюсом, поэтому ответы «Северный полюс» не верны.
Вопрос 6: Тюркское слово «алтын» означает «золотой». Назовите «золотые» горы?
Ответ и комментарии: Алтай.
Вопрос 7: В 1499 г. испанцы увидели на южноамериканском берегу деревушку на сваях, которая напомнила им Венецию. Как они назвали эту страну?
Ответ и комментарии: Венесуэлла, что означает «маленькая Венеция».
Вопрос 8: Что греческие статуи делают также хорошо, как русские рыбы?
Ответ и комментарии: Молчат. В греческом языке есть такой аналог русского выражения «молчит, как рыба».
Вопрос 9: В Индии эти «священные» объекты стали настоящим национальным бедствием. В шутку их называют «Инспекторы тормозов». Кто они?
Ответ и комментарии: Коровы. Их в Индии почти также много, как и людей.
Вопрос 10: Вопрос с раздачей (каждая команда получает текст).
«Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Для чего французские дети учат этот стишок?
Ответ и комментарии: Так запоминается порядок цветов радуги, образующий спектр. Русский аналог: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Перерыв до 7 минут. Разбор спорных моментов.
Подведение промежуточных итогов игры, после чего игра продолжается.
Вопрос 11: На этом острове с плотностью населения 1 человек на 45 квадратных километров органами местного самоуправления запрещено вождение собачьих упряжек в нетрезвом виде. Назовите этот совсем немаленький остров?
Ответ и комментарии: Гренландия.
Вопрос 12: Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн за счет нее. Назовите ее двумя словами.
Ответ и комментарии: Космическая пыль.
Вопрос 13: После того, как легендарный Пеле издал свою книгу «Я – Пеле», он получил золотую медаль от министерства образования за то, что книга заставила многих его соотечественников научиться… Чему?
Ответ и комментарии: Читать. Играть в футбол они и так умели.
Вопрос 14: Какой географический объект африканские туземцы назвали Мози Оа Тури, что означает «гремящая борода»?
Ответ и комментарии: Водопад.
Вопрос 15: «Африка ужасна! Да! Да! Да! Африка опасна! Да! Да! Да!» Эти строчки всем известной сказки Корнея Ивановича Чуковского очень актуальны на Камчатке, потому что Африка – это …
Ответ и комментарии: Это один из действующих камчатских вулканов. А это весьма опасное и ужасное образование.
Вопрос 16: В Аргентине один и тот же продукт – говядина, в жареном виде – символ богатства, в вареном – бедности. Причина – в дороговизне. Чего?
Ответ и комментарии: Масла. В Аргентине природные условия способствуют выращиванию скота для получения мяса, а сочных кормов мало, поэтому получение сливочного масла дорого, условия для выращивания масличных растений тоже сложные.
Ответ и комментарии: Америку. Олимпийские кольца символизируют 5 частей света: Европу («закатная»), Африку («пенная»), Азию («восходящая»), Австралию («южная»). У Антарктиды («противомедвежья») кольца нет, так как там нет постоянного населения.
Вопрос 18: Шар по-гречески – сфера. Как шар звучит на латыни?
Ответ и комментарии: Глобус!
Заключительный этап. Подведение итогов.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Результат команды определяется суммой баллов. При равенстве баллов результат команды определяется по рейтингу вопросов (сумма коэффициентов, определяемых от количества команд, не ответивших на данный вопрос). По итогам игры определяются победители и призеры, также могут быть введены специальные призы от судейской бригады «За самый оригинальный неправильный ответ» и «За волю к победе».