Что где когда франшиза
Как заработать на франшизе интеллектуальной игры
Начинали как наемные ведущие
Я долго работал на телевидении корреспондентом и в развлекательных программах. Потом понял, что журналистика не мое, хочется делать что-то свое в развлекательной сфере, дарить людям новое, интересное и позитивное.
Квизы мы с Арифом вели сначала в качестве наемных ведущих. Ариф вел игру «60 секунд», а я «Квиз! Плиз!». Потом встретились и подумали, что у нас есть много знакомств и опыт организации мероприятий, почему бы не организовать свой квиз? В итоге решили приобрести франшизу «Игры головой». Сначала организовали игру в Нижнекамске, обкатали процесс, узнали плюсы и минусы, потом начали проводить игры в Елабуге, а следующей точкой стала Казань. В Казани нам предлагали другую раскрученную франшизу, но мы подумали, зачем что-то новое, если есть уже опробованное в деле.
Условия франшизы
Мы изначально не планировали останавливаться на одном городе, поэтому по паушальному взносу у нас были индивидуальные условия.
Стандартная цена для такого города, как Нижнекамск – 20 000 рублей плюс роялти 150 рублей с одной играющей команды, но не меньше 5 000 рублей в месяц.
Франшиза включает готовые пакеты вопросов, консультации по проведению игр, предложение для корпоративов в формате интеллектуальной игры и доступ к гугл-диску с макетами брендированных печатных материалов.
Каждую неделю мы получаем от франчайзера пакет вопросов и можем пользоваться старыми пакетами, которые отыграли до того, как игра появилась в Нижнекамске. Причем мы можем попросить заменить какие-то вопросы, если считаем, что для нашего города они не подходят.
Пакеты приходят «пустые», то есть без музыкальной обработки, ведь игры проходят в разных регионах страны, везде своя специфика и вкусы аудитории. Музыкальной обработкой игрового пакета и прочими техническими вопросами занимается наш помощник Никита.
Доходы и расходы на проведение игр
Стоимость игры – 300 рублей с человека. Это рекомендуемая цена, но не обязательная. В Елабуге мы пока установили цену в 250 рублей, так как город небольшой.
Есть корпоративный вариант игры – ее организовываем на заказ для коллективов предприятий. Примерная стоимость одной корпоративной игры независимо от количества участников, 30 000 рублей.
На аренду помещения тратиться не нужно. Во время игры можно заказывать еду и напитки, кафе имеет свою прибыль от полного зала посетителей.
Остальные расходы нерегулярные, но в пересчете на одну игру они «съедают» от 20 до 30% выручки.
Количество команд и участников всегда разное, поэтому и экономика каждой игры выглядит по-разному. В среднем играет 15-20 команд, 50-70 человек.
Продвижение игры: SMM, сарафанное радио и харизма ведущих
В Нижнекамске собрать участников на игру было нетрудно. Кинули клич среди друзей и знакомых, объявили в соцсетях, и народ потянулся. Очень быстро заработало сарафанное радио, сейчас зал всегда забит. Помогло, что мы уже вели другие квизы и приобрели популярность. Когда люди узнали, что мы запускаем свой проект, пришли играть к нам. В таких играх многое строится на харизме ведущих.
В Казани было все не так просто, там очень большая конкуренция. Только в том районе города, где мы проводим игру, проходит еще 3-4 квиза, втиснуться между ними было сложнее.
Все игры примерно одинаковые: везде по семь туров, есть музыкальные вопросы, конкурсы и призы. Но во многих играх ведущий просто сидит за ноутбуком и зачитывает вопросы. Чтобы отхватить свой кусок пирога, нужно не только вложиться в рекламу, но и иметь свои фишки. Мы выделяемся тем, что делаем упор на развлекательную составляющую, чтобы люди не просто отвечали на вопросы, но и отдыхали душой, не расстраивались, если не получается.
Кроме этого, раскрутиться в Казани и Елабуге нам помогли друзья и знакомые. Некоторые команды на первых порах даже ездили с нами на игры из Нижнекамска, чтобы поддержать.
Чтобы остаться на плаву, стараемся быть на слуху, поддерживаем активность в соцсетях, время от времени запускаем таргет. Я много лет работал на телевидении и радио, и знаю, что рекламные каналы надо выбирать в зависимости от вида бизнеса.
В нашем случае реклама на телевидении не сработает, на радио тем более – люди просто не поймут на слух, о чем идет речь. Наш вариант соцсети, в частности, Instagram. Раньше занимался этим сам, все сводилось к тому, что я выкладывал фото и короткие тексты. Сейчас мы нашли грамотного специалиста, которая знает, как составить текст, отформатировать его, запустить рекламу. Эффект сразу почувствовали, стали появляться новые команды.
Как проходит «Игра головой»
Игра состоит из 7 туров, каждый по 10 вопросов, длится примерно три часа. Ведущие задают вопросы, одновременно они текстом или картинкой отображаются на экранах. Есть туры с музыкальными и видео-вопросами. У команд есть от 20 секунд до минуты на раздумья. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В последнем туре можно делать ставки. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Каждый квартал определяют победителя сезона.
Атмосфера и разнообразие – залог успеха
Импровизации, шутки, умение поддержать атмосферу, грамотная речь, постоянный контакт с игроками – все это имеет значение. Если просто зачитывать вопросы и собирать ответы, людям быстро наскучит. Из-за этой ошибки квизы и закрываются. Большинство людей приходит в первую очередь развлечься, отдохнуть после работы и пообщаться с друзьями, параллельно с этим посоревноваться в знаниях. Есть и такие, кто приходит только за тем, чтобы играть и побеждать, но их очень мало.
В ходе игры проводим разные мини-конкурсы с призами, постоянно придумываем что-то новое. Например, во время игры нужно сделать фото и выложить в Instagram. За самое смешное или оригинальное фото в конце игры дарим приз. Или нужно угадать, сколько весит какой-то продукт. Побеждает команда, которая больше приблизится к правильному ответу.
Будучи на отдыхе в Индии, я спонтанно снял видео, где спрашиваю торговца, сколько стоит жареная рыба, и отправил его Арифу. Уже через два часа игроки угадывали стоимость рыбы. Недавно ввели номинацию «Ой, все!». Команда, которая заняла предпоследнее место, может на следующей игре вместо ответа на один вопрос написать «Ой, все!» и получить балл, как за правильный ответ.
Сыграть за «60 секунд»
Вы знаете, что такое паб-квизы? Это новое течение развлекательной волны крупных и не только городов России. Место, где друзья собираются, чтобы под бокал-другой ответить на пару десятков вопросов. Квизы пришли к нам из Европы, точнее из Англии. А в России уже несколько лет успешно продвигается свой формат подобных игр. Российский клуб под названием «60 секунд» – самый крупный оператор, под брендом которого проводятся состязания для тысяч участников. О создании своего детища рассказывает президент клуба Леонид Эдлин.
Играют все!
Леониду всегда хотелось связать свою работу с тем, что интересно ему самому в принципе. В идеале, конечно, хобби, которое может стать бизнесом. В общем-то, так оно и вышло. Вначале было увлечение спортом, затем спортивной журналистикой, а после – организацией корпоративных мероприятий. Когда у Леонида появилось свое event-агентство, судьба свела его с Максимом Поташевым, магистром интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Именно Максим показал Леониду, что подобные интеллектуальные игры можно и нужно успешно развить в собственный бизнес. Начали с того, что проводили корпоративные кубки дважды в год. Затем появилось совершенно новое движение: программа интеллектуальных корпоративов, которая идеально впишется абсолютно в любое мероприятие.
Хотя тогда это еще не было клубом и не называлось «60 секунд». Клубная система и название появились только года через полтора. Именно тогда Леонид понял, что этот проект может стать успешным бизнесом, не связанным напрямую с деятельностью ивент-агентства.
Работа или хобби?
Изначально у Леонида не было ни бизнес-плана, ни особого подхода к проекту «60 секунд». Да и зачем? Ведь идея была в другом.
Поначалу Леонид сам вел все игры. Поскольку к тому моменту он был опытным игроком в спортивную версию «Что? Где? Когда?», для него самым интересным стало обучение игроков. Леонид не просто задавал вопросы и озвучивал правильные ответы, а старался объяснять новичкам, как в том или ином случае надо было находить правильное решение. На что обращать внимание, как обсуждать, как капитан должен отбирать версию. И самым интересным было видеть, как загораются глаза у вчерашних новичков, как у них все лучше и лучше получается «брать» вопросы. К слову, те люди, которые в 2009-2010 годах только начинали играть, сейчас стали матерыми игроками. Некоторые из них даже становились чемпионами мира по «Что? Где? Когда?» среди любительских команд. Как первый учитель, Леонид, несомненно, гордится их успехами.
Против кого играем?
Игра проходит так. В зале ресторана или бара собираются команды. Максимум – 6 человек, но может быть и меньше. Находится место и отдельным игрокам: их либо сажают в неполные команды, либо прямо на месте организовывают сборные. Затем идет небольшая разминка, и начинается основной турнир. Ведущий задает вопрос и дает минуту на обсуждение (отсюда, кстати, название клуба). За эту минуту команда должна логическим путем найти правильный ответ и записать его на специальный бланк. Обсуждение отдельное – за каждым столом, так что играть одновременно может любое количество команд. Ассистенты собирают ответы, а ведущий зачитывает правильный. Команды, которые его дали, получают по одному баллу. За игровой вечер разыгрывается от 30 до 36 вопросов. Побеждает команда, которая дала больше всех правильных ответов.
Вроде бы все просто? Но на самом деле это не так. Ведь главное в игре – вопросы. Если вопросы интересные, логичные, то команды играют регулярно, а участники зовут друзей, родственников и знакомых на игры. Если же вопросы скучные, слишком простые или слишком сложные – сразу проблема. Люди могут и не вернуться.
Делиться радостью со всем миром
Сейчас у клуба «60 секунд» насчитывается 50 филиалов по всему миру. Запускать свой собственный франчайзинговый проект, по словам Леонида, было совсем несложно. Когда только начинали работу с первыми франчайзи, бренд не был суперизвестным – просто нечего было терять. В Москве и Питере клуб, конечно, уже имел сильные позиции, с которых его нельзя было сдвинуть. А в регионах тогда ничего похожего просто не было, и Леонид с командой стали первооткрывателями.
…а сам не плошай!
Когда Леонид открывал клуб «60 секунд», он не полагался вообще ни на кого. То, что делал он, не делал больше никто. В мире аналогов нет, и в России того времени ничего похожего никто не предпринимал. Это уже другие организаторы шли по следам клуба и учились на чужих ошибках, на чужом успехе.
Леонид Эдлин: «Наша работа была похожа на прокладывание дороги по глубокому снегу. Тому, кто идет первым, всегда тяжело. Но у него зато больше шансов первым добраться до золотоносного ручья, впадающего в Клондайк».
Главной трудностью за все время существования «60 секунд» Леонид называет распространенную «болезнь роста». В какой-то момент клуб просто перестал справляться с растущим числом команд, людей, лиг, проектов, запросов и т.д. Поэтому пришлось заняться кадровой политикой и поставить на ключевые позиции компетентных людей. Как только это произошло, дальше можно было развиваться спокойно. А у самого Леонида освободилось много личного времени, которое можно было теперь спокойно посвятить семье, фитнесу, путешествиям и чтению.
Зато очень порадовал настоящий лавинный рост посещаемости клуба за счет «сарафанного радио» и нескольких публикаций в центральных СМИ. Буквально за 2 года количество лиг в Москве и Питере выросло в 3 раза, открылись несколько спецпроектов и филиальная сеть. И это без больших финансовых вложений.
На вопрос, является ли клуб «60 секунд» делом всей его жизни, Леонид отвечает честно: он надеется, что это последний его бизнес.
«60 секунд» в цифрах и фактах
Форма собственности
Дата открытия
Количество сотрудников
В штате – 7 человек.
Стоимость участия в игре
От 100 рублей с человека.
Какие бонусы ждут авторов интересных вопросов
Очень крутые призы по итогам каждого месяца.
Стартовый капитал и окупаемость
Без стартового капитала. Мгновенная прибыль, которая растет в течение всех 8 лет существования клуба.
Доход, прибыль, рентабельность
Пример финансового отчета с одной игры в Москве:
– Билеты – 36 000 руб. (1 200 руб. с команды).
– От ресторана за приведенные команды – 27 000 руб. (900 руб. за команду).
Расходы на игру – примерно 20 000 руб. (персонал, призы, вопросы).
Основные результаты
50 филиалов в разных странах мира. И известный многим бренд.
Франшиза на интеллект
Как купить «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
« Мы не занимались специальным поиском франшизы и не рассматривали различные проекты. Было интересно именно открытие такого знакового проекта, как « Что? Где? Когда?», — Анна Савельева, руководитель и совладелец проекта « Что? Где? Когда?» в Алматы, говорит о том, почему выбор пал именно на эту франшизу. Для делового еженедельника « Капитал.kz» собеседница рассказала об особенностях договора, о том, ощущает ли конкуренцию, и сколько стоит участие в играх в Алматы. А представитель компании — правообладателя « Что? Где? Когда?» поделилась тем, на каких условиях предоставляется право проводить игры и как компания взаимодействует с желающими купить лицензию на проведение игр.
Особенного продвижения игры не требуется
Обладатель прав на аудиовизуальное произведение цикла игровых телевизионных программ « Что? Где? Когда?» — ООО « Телекомпания « Игра-ТВ». «Мы заключаем лицензионные договоры на производство телевизионной программы « Что? Где? Когда?», на проведение досуговых мероприятий с названием « Что? Где? Когда?» и в формате игры ( формат телевизионной игры или формат « спортивной» версии игры)», — пояснила Наталия Кузнецова, исполнительный директор отдела лицензионных проектов ООО « Телекомпания « Игра-ТВ».
По ее словам, в отношении лицензии на производство телевизионного формата — условия жесткие, формат должен быть соблюден во всем: в сценарии, декорациях, вопросах, ведущем. Что касается проведения досуговых мероприятий, то здесь нет жестких рамок. «Мы всегда идем навстречу организаторам и заказчикам. Вместе можем видоизменять правила игры», — рассказывает спикер.
Использование любых частей этого произведения авторского права, например, его сценария, наименования « Что? Где? Когда?» ( являющегося неотъемлемой частью этого произведения), элементов декорации, образа знатоков, а также его переработка могут происходить только с согласия правообладателя. Только правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием ( разрешением).
« С компаниями, которые покупают лицензию на проведение досуговых мероприятий, мы изначально оговариваем формат игры, даем разрешение на использование декораций игры ( если мероприятие предполагает телевизионный формат). Либо даем разрешение на использование названия, если предполагается „спортивный“ формат игры „Что? Где? Когда?“. Отчетом о проведении игр являются фотоматериалы, которые организаторы предоставляют после мероприятий», — поясняет Наталия Кузнецова.
Как рассказала собеседница, правообладатель довольно часто сталкивается с нарушением прав. «Обычно мы находим общий язык с нарушителями и договариваемся о заключении договора», — говорит спикер. Длительность переговоров зависит от самих покупателей — насколько они готовы вкладывать и воплощать в жизнь этот проект.
Рассказывая о том, как происходит покупка-продажа лицензии, спикер отмечает, что есть аккредитованная компания, имеющая права на продажу лицензии. Вопрос стоимости франшизы и роялти решается в индивидуальном порядке: каждому заказчику предлагаются « условия под него». «Программа „Что? Где? Когда?“ существует более 40 лет. Она на виду у всего мира. Особенного продвижения игры нам не требуется», — отметила спикер, говоря о развитии и продвижении франчайзингового направления.
Вместе с тем, по ее словам, в последнее время доход от продаж сильно упал. Все переживают финансовые трудности.
Желающие сыграть встают в очередь
Программа « Что? Где? Когда?» выходила и выходит на телевизионных каналах многих стран: Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Украина, Эстония, Литва, Турция, США. В Казахстане программа вышла в эфир в 2011 году, было показано 12 программ.
Сейчас на территории Казахстана активно развивается « спортивная» версия « Что? Где? Когда?»: в ноябре этого года в Астане прошел чемпионат мира по «Что? Где? Когда?».
Есть отдельные event-компании — в Астане и Алматы, которые купили лицензию на проведение игр.
В Алматы владельцами франшизы « Что? Где? Когда?» являются два человека — Анна Савельева и Александр Телитченко, у обоих огромный опыт в бизнесе, в совокупности порядка 30 лет. Работу в формате франшизы совладельцы считают удобной. Основной частью франшизы стало именно получение эксклюзивного права на проведение официальных игр Элитарного интеллектуального клуба. Договор включает множество пунктов, которые сразу регулируют все возможные изменения и дополнения. Соблюдение требований является обязательной частью договора. Трансляции игр проходят в прямом эфире, поэтому франчайзер может сразу следить за мероприятиями.
Определенную площадку для поиска франшизы не использовали, обращались напрямую к правообладателям. «Переговоры заняли продолжительное время, но, к счастью, увенчались успехом», — комментирует собеседница.
Говорить о том, насколько окупаем бизнес по франшизе « Что? Где? Когда?» Анна Савельева не стала, сославшись на конфиденциальность финансовой информации.
По словам совладелицы лицензии, конкуренции на рынке она не ощущает, что связано с возрастом и авторитетом самого Интеллектуального клуба. Причем, по ее мнению, это касается всех стран, где проводится игра: «Бренд настолько известен, что конкурировать с ним просто невозможно», — аргументирует она.
Игры проходят в Алматы в двух форматах: VIP-лига и Премьер-лига. VIP-лига — это игра максимум за четырьмя столами до шести очков в пользу команды или зрителей. Премьер-лига — это игра за множеством столов одновременно, где победу одерживает команда, правильно ответившая на наибольшее количество вопросов. Участие в Премьер-лиге для команд стоит 10 тыс. тенге с человека, для команд VIP-лиги участие бесплатное. Учитывая известность проекта и то, что равных ему нет на всем постсоветском пространстве, привлечение аудитории не является сложным вопросом.
В Казахстане огромное количество команд хотят играть как в VIP-лиге, так и в Премьер-лиге. «У нас уже есть очередь на 2018 год», — заключает Анна Савельева.
Сколько зарабатывают организаторы интеллектуальных игр
И можно ли делать такой бизнес в изоляции
В 2007 году я начал играть в спортивную версию игры «Что? Где? Когда?», а через пять лет стал сам организовывать такие мероприятия.
В 2015 году я переключился на паб-квизы — интеллектуальные викторины, которые проходят в барах. Всего за восемь лет я организовал более трехсот различных интеллектуальных игр и заработал на этом больше 300 тысяч рублей.
Расскажу, как устроен этот бизнес, какой доход приносит и можно ли проводить игры дистанционно, пока все сидят на самоизоляции.
Как устроены такие игры
И спортивная версия «Что? Где? Когда?», и квизы, и другие командные викторины устроены примерно одинаково. Желающие поиграть чаще всего приходят командами по пять-шесть человек. Каждая команда платит вступительный взнос: 150—500 Р с человека.
Игра длится два-три часа. Ведущий читает вопрос, у команды есть минута на размышление. После этого капитан команды пишет ответ на листочке и сдает помощникам ведущего — их называют «ласточками». Каждый правильный ответ приносит команде одно очко. Кто в итоге набрал больше — тот победил.
В разных видах игр есть свои тонкости с подсчетом очков. Еще бывают разные типы вопросов: музыкальные, когда надо угадать мелодию или исполнителя; с картинками, когда на экране демонстрируют какие-то изображения, и так далее. В квизах могут давать меньше времени — 30 или даже 10 секунд — и требовать сдавать ответы «оптом», по 6 или по 10 на одном бланке. Но общий принцип игры такой, как я описал выше: вопрос — время на размышление — сдача ответа.
Спортивная версия «Что? Где? Когда?», или просто ЧГК, — игра, которая появилась благодаря знаменитой телепередаче еще в конце восьмидесятых. Здесь не просто играют ради призов или удовольствия, а проводят чемпионаты: не только всероссийские, но и Европы, и даже мира. Моя команда в свое время умудрилась стать серебряным призером Беларуси. Участники относятся к игре как к настоящему спорту: проводят тренировки и готовятся к соревнованиям годами.
Если коротко, ЧГК — это спорт, где все серьезно, но скучно со стороны. А квизы — это веселье, пиво и драйв.
Экономика в обеих играх строится одинаково. Коротко расскажу, на что приходится тратить деньги организаторам.
Вопросы для викторины. В ЧГК на эти цели тратят больше: за десятки лет существования игры сложились высокие требования к качеству вопросов. Гонорары авторов и редакторов — самая большая статья расходов почти любой такой игры. По моему опыту, на вопросы уходит около половины бюджета. Контент для квизов создают быстрее, а стоит он дешевле, так как не обязан быть уникальным. Часто организаторы берут вопросы из интернета, например из базы того же «Что? Где? Когда?».
Аренда оборудования. Понадобятся колонки, микрофон, микшерный пульт, проектор, экран и другая аппаратура, если у организаторов или заведения, где проводят игру, нет собственных.
Ручки и блокноты для команд, а также грамоты и подарки победителям. Но иногда призов нет или они символические: например, могут вручить бутылку шампанского.
Аренда площадки. Как правило, здесь удается сэкономить. Всегда можно договориться с вузом, лофтом, баром или кафе. Бывает, что заведения общепита доплачивают организаторам, ведь большинство гостей не будут сидеть в баре просто так, а что-нибудь закажут.
Все, что останется после этих расходов, — чистая прибыль организаторов.
Как зарабатывать на ЧГК
В организации игр «Что? Где? Когда?» есть ряд плюсов: не надо тратиться на маркетинг и продвижение, ведь сам бренд раскрутки не требует, а желающих сыграть всегда много. Еще отсутствуют крупные операционные расходы и траты на призы: фанаты ЧГК играют ради интереса. Нет и трат на аренду: вузы и общественные организации охотно идут навстречу.
Но и как источник заработка такую активность воспринимать сложно, учитывая, что организация игр занимает много времени. Это скорее хобби, а разовый заработок становится приятным бонусом, но никак не постоянным источником доходов.
Однако я знаю людей, которые зарабатывают на ЧГК на регулярной основе: они пишут и редактируют вопросы, еженедельно проводят игры. Правда, в этом конкретном случае речь в основном идет не об описанных выше очных турнирах, а о так называемых «синхронах». Это когда турнир с одинаковым списком вопросов проходит на десятках площадок в разных городах в течение нескольких дней. Общее число команд может достигать нескольких сотен и даже тысяч. Итоги потом сводят в общую турнирную таблицу.
Организаторы синхронов находятся как бы на верхушке пирамиды: они проводят турнир сразу во многих городах. Но в каждом населенном пункте игру проводит отдельный человек: он читает вопросы командам, считает количество правильных ответов и так далее. Такие менеджеры тоже зарабатывают.
Если заниматься и организацией турниров, и проведением, получится зарабатывать до 90 000 Р в месяц. Но при таком подходе это уже полноценный фултайм. Совмещать с другой работой не выйдет.
Я семь раз участвовал в организации ежегодных открытых кубков МГПУ в родном вузе. В последний раз это было в 2017 году. На наши турниры собиралось около сорока команд. Средний взнос на таких играх — 1800 Р с команды, вне зависимости от количества участников. Большая часть денег уходила на гонорары авторам вопросов. Часть собранных взносов мы тратили на благодарность ассистентам и ведущему, призы и сувениры участникам. Заработок организаторов составлял 5000—10 000 Р на каждого.